крафтовый паб что это
Чем пахнут ремесла: крафтовый — что это значит
Какое крафтовое пиво бывает, почему его любят и почему ненавидят.
Фото Tim Gouw, unsplash
Мы уже привыкли к крафтовым барам, в которых продают сотни сортов пива на любой вкус. Но что же вообще такое «крафтовый»? Освежаем память!
В переводе слово «крафтовый» — это всего лишь «ремесленный», от английского «craft», ремесло. То есть изначально этот термин не несет в себе какого-то позитивного или негативного оттенка. Это просто констатация факта: крафтовый — это вещь или продукт, относящиеся не к массовому производству, а к ремесленному, «штучному».
Однако столетия массового производства и корпоративных идеалов овеяли любое ремесленное производство флером необычности. Особенно это заметно именно в сфере пивоварения, где в последние десятилетия случилась настоящая революция.
Как развивалось пивоварение в ХХ веке? В начале столетия бал окончательно стали править светлые лагеры — это пиво оказалось максимально питким, поэтому выгодным для пивоваров. Только сложность изготовления мешала пивоварням полностью переключиться на производство лагеров, но этот вопрос был решен с массовым внедрением на заводы новых технологий: промышленных холодильников, применения чистых культур дрожжей, внедрения огромных танков брожения с регулировкой температуры.
Особенно лагеры удобны для огромных компаний, для богатых пивоваренных корпораций. У них нет проблемы с соблюдением технологий и покупкой дорогостоящего оборудования, поэтому лагеры получаются более «чистыми» на вкус, чем у небольших конкурентов.
Но вопрос питкости пива имел свою обратную сторону: двигаясь дальше в сторону максимальной универсальности вкуса, пивоваренные гиганты в итоге пришли к максимально безвкусному пиву, одинаковому на всех континентах. Кроме того, рулить тут уже начали не пивовары, а маркетологи и рекламщики, продающие скорее упаковку, а не напиток внутри нее.
И ладно бы все ограничилось просто массовым производством такого пива. В конце концов, почему бы и нет? Если судить объективно, пиво от большой пивоварни не лучше и не хуже пива от маленькой — ведь в вопросах вкуса все субъективно, а технически «большие» сорта делаются из таких же «правильных» и натуральных ингредиентов, как и «малые».
Но крупные компании вытеснили своих мелких конкурентов, убив разнообразие. В США к 1960-м годам из нескольких тысяч пивоварен осталось несколько десятков. В России в девяностые шли схожие процессы: корпорации скупали старые пивоваренные заводы и начинали делать на них свое — унифицированное — пиво. И это в лучшем случае, а в худшем купленного конкурента просто ждало банкротство.
В США и Великобритании эти процессы натолкнулись на активное недовольство многих любителей пива, уставших от ширпотреба и хотевших если не удивительных новых вкусов, то хотя бы сохранения традиционных и вымирающих стилей пива. В 1970-е годы процесс потихоньку пошел в обратном направлении: стало появляться все больше небольших производств, ориентированных на вкус пива, а не только на его продажи. С американской руки это получило название «крафтовой пивной революции».
Пиво: немного о крафте
Крафт совершил революцию не только в пивоварении, но и в культуре потребления пенного напитка
«Крафтовая эволюция», или Причины роста популярности маленьких пивоварен
На заре развития пивоварение было сугубо домашним занятием. И вплоть до XIX века пивоварни были небольшими, их было великое множество, и у каждой были свои рецепты, секреты, свой стиль.
Промышленная революция постепенно вытеснила ремесленников. На смену им пришли пивзаводы, поставившие производство пенного напитка на поток и унифицировавшие его. Справедливости ради нужно отметить, что многие из них выпускали качественный, технологически грамотный продукт, но стандарты выхолостили из пива индивидуальность. Оно стало предсказуемым и скучным.
И когда стандартный ассортимент пивных монополистов перестал удовлетворять потребителя, начался новый виток в развитии пивоварения, пришедшийся на конец второго тысячелетия.
Точкой его отсчета принято считать правление в США Джимми Картера, давшего добро на домашнее пивоварение, ставившее во главу угла не количество, а качество напитка. Начинается возрождение традиций, забытых рецептов, уникальных сортов и мини-пивоварен. Именно в это время и возникает термин «крафтовое», т. е. ремесленное, самодельное пиво.
В России возможность купить пиво из крафтовых пивоварен появилась чуть позже – на рубеже XX–XXI веков.
Одна из известнейших крафтовых пивоварен мира «BrewDog» (Шотландия) выросла из любительских гаражных экспериментов
Как отличить крафтовое пиво от некрафтового?
Однозначного определения понятия на сегодняшний день нет, но есть два подхода – европейский и американский.
Американцы акцентируют внимание на формальных признаках крафтовой пивоварни.
Европейцы на первое место выводят концепцию и мотивы создания напитка. Меркантильные интересы для увлеченного своим делом пивовара уходят на второе место, главное – творческий процесс, вдохновение, авторская идея.
Если объединить эти взгляды, то крафтовым можно назвать пиво, сваренное:
Кроме творческой составляющей, важна технологичность и безопасность продукта на микробиологическом уровне
Распространенные сорта крафтового пива
В крафтовых пивоварнях принято варить необычные сорта пива с ярким вкусом и ароматом в противовес обычным – причесанным и приглаженным светлым лагерам. Рассмотрим некоторые из них.
Индийский пэйл эль (IPA)
Чистый и стойкий вкус британских пэйл элей привлекает многих пивоваров. Один из таких востребованных сортов – крепкий, горький и очень ароматный India Pale Ale (IPA).
Сорт был создан в XIX веке и предназначался для британских поселенцев в Индии. Чтобы эль не испортился во время транспортировки, его делали более охмеленным и крепким. Благодаря повышенному содержанию спирта напиток во время длительного путешествия не только не портился, но становился еще интереснее – из него уходила чрезмерная горечь, отчетливее проявлялся цветочно-цитрусовый аромат.
Экспериментируя со стилем, современные мастера создают новые версии напитка – двойной IPA, имперский IPA – плотный, тягучий, с «двойной» дозой горечи, почти парфюмерными ароматами, крепостью до 10 %.
Рекомендуем попробовать IPA датского производителя Mikkelle светлое пиво Hair in The Mailbox. Легкий и горький эль покоряет феерией ароматов – в одном бокале переплелись ноты манго, папайи, маракуйи, апельсина, лимона. Вкус пряный и сухой.
Американский пэйл эль (APA)
Американская разновидность пэйл эля похожа на IPA, но поскольку местные сорта хмеля более душистые, они придают напитку незабываемый цветочно-цитрусовый характер. Золотисто-янтарный напиток с густой кремовой пеной обладает солодово-карамельным вкусом и гармоничным ароматом с нотами хлеба, травы, фруктов.
APA очень благодатен для различных вариаций стиля. Особенно впечатляют напитки с тропическими ароматами, такие как продукция британской крафтовой пивоварни Magic Rock Brewing. Солодово-хмелевая база в их элях оригинально подчеркнута экстрактом грейпфрута, манго, личи.
Кислый эль (Sour Ale)
Если хотите купить эль, но не знаете, что выбрать, обратите внимание на сорта, в последние годы стремительно набирающие популярность, – Кислые или Дикие эли.
Название этот стиль получил по культуре пивных дрожжей, придающих напитку чуть кисловатый терпкий вкус. Разновидности Sour Ale:
Сорта пива крафтовой «Волковской пивоварни»
Стаут
Истинные поклонники стаута называют этот сорт пива одной из тех маленьких радостей, ради которых стоит жить.
Стаут – тоже эль, но крепкий и очень темный. Все разновидности напитка, объединенные этим стилем, имеют общую черту – их делают из жженого и карамельного солода с добавлением жженого ячменя. Благодаря особой термической обработке его можно хранить до трех лет. Стаутов существует великое множество:
Первое, что слышно во вкусе стаута, независимо от сорта – сладость, обычно из-за более высокого содержания спирта. Кроме того, в нем почти всегда присутствуют ноты кофе, шоколада, поджаренного хлеба, дублирующиеся и в аромате.
Русский имперский стаут
Русский имперский – один из самых насыщенных, темных и крепких стаутов. Это связано с тем, что этот сорт был создан с учетом длительной перевозки морем – напиток из Лондона поставляли к русскому двору.
Сначала это был обычный портер, полюбившийся Петру I во время его поездок в Англию. Но напиток не всегда мог преодолеть длительное путешествие и портился в дороге, поэтому «экспортную версию» стали делать с большим содержанием спирта и выдерживать в бочонках. Так родился Русский имперский стаут.
Напиток обладает широким диапазоном допустимой плотности, крепости, хмелевой горечи, что дает пивоварам простор для творчества.
Чтобы уловить стиль легендарного пива, попробуйте РИС «Раскольников» ЗАО МП 10 % крепости. Красновато-коричневый бархатистый напиток оставляет впечатление мощи и глубины. Нельзя сказать, что пьется он легко, но вкус яркий и запоминающийся: в меру сладкий, жженый, с кислинкой на финише.
Считается, что хороший Русский имперский стаут по вкусу и крепости может соперничать с портвейном
Траппистское пиво – Dubbel, Tripel, Quadrupel
Самые хмельные эли в Бельгии варили монахи ордена траппистов. Чтобы не спутать, бочки с менее крепким напитком обозначали «ХХ», с более крепким – «ХХХ». Так появились двойные (Dubbel), тройные (Tripel), а позже и четверные (Quadrupel) эли.
Траппистские эли сейчас варят не только в Бельгии, представляют они интерес и для крафтовых пивоваров.
Пилзнер (Pilsner)
В противовес описанным выше сортам, Pilsner имеет имидж легкого приятного напитка с отменным вкусом и соблазнительным ароматом.
Пилзнер – низовое пиво, впервые сваренное в 1842 г. в городе Пльзень (Богемия). Для его приготовления использовали светлый солод – на тот момент это было новшеством. Важное влияние на стиль напитка оказывает и особый сорт хмеля (Жатецкий), придающий ему приятную горечь и узнаваемый цветочно-пряный аромат.
Несмотря на кажущуюся простоту технологии, сварить хороший пилзнер и не скатиться к обычному евролагеру, не так просто. Чтобы почувствовать разницу, продегустируйте «Хамовники Пильзенское» ЗАО МПК. Напиток – приятный, но отнюдь не банальный.
Международный фестиваль крафтового пива Craft Depo Fest 2018 в Москве
Мы рассказали о крафте действительно немного, лишь приоткрыв дверь в этот удивительный самобытный мир с особым сообществом единомышленников, языком, культурой потребления пива. Но если вам понравилось, присоединяйтесь.
Как открыть крафтовый бар: опыт «Выдержки», «Баланса белого» и «Братства пивца»
Как часто вы задумывались о том, чтобы открыть свой собственный бар? Со стороны может показаться, что многие заведения работают не так как следует: слабый ассортимент, высокие цены на пиво, плохая локация и неудобные посадочные места. Мы решили запустить новую рубрику, в которой попытаемся рассказать вам о важных нюансах, которые нужно учитывать при открытии пивного бара.
Первопроходцем проекта стал Артём Соколов, соучредитель известных пивных заведений Санкт-Петербурга: «Баланс белого», «Выдержка» и «Братство пивца». О них сегодня и пойдёт речь.
— С чего всё начиналось?
— В 2014 году мы с моим другом и партнёром Денисом переехали из Москвы в Санкт-Петербург. На тот момент у нас уже был бизнес по продаже фототехники и фотоаксессуаров, но так случилось, что свой первый розничный магазин мы открыли именно в Питере в начале 2015-го. Физически он находился в лофт-проекте «Этажи» (Лиговский пр-т, 74). Примерно через полгода представитель арендодателя предложил нам помещение, которое имело более выигрышные параметры: небольшой метраж (около 40м 2 ), расположение у входа на территорию арт-пространства и большой проходящий трафик. В самом помещении не было ничего, кроме голых стен. Обсудив с партнёром варианты мы приняли решение диверсифицировать бизнес и попробовать что-то новое: открыть небольшой бар, чтобы просто проверить свои силы. Стиль оформления и название («Выдержка») были продиктованы основным нашим бизнесом, отсюда и отсылка в названии бара. Так как это был новый опыт для нас, мы набили себе все возможные шишки.
— Почему вы решили открыть именно крафтовый бар и как выбирали концепцию?
— За несколько месяцев до открытия первого бара я ездил в США и попробовал там несколько сортов в стиле IPA. Мне так понравилось это пиво, что по приезду мне хотелось поделиться со всеми этими ощущениями и, конечно, найти образцы в такой же стилистике. Так получилось, что все мои знакомые, которых я угощал, сказали, что пиво очень сильно на любителя. И только моему партнёру оно понравилось. Спустя время именно он поддержал идею открытия бара. Стоит сказать, что мы запрыгнули в последний вагон первой волны российских крафтовых баров. В том же году уже функционировали несколько заведений со схожей тематикой, а под конец 2015 года в декабре открылись и мы. Тогда люди были готовы ездить с окраины города в центр специально для того, чтобы купить определённое пиво. Наша концепция была в том, чтобы на кранах и в бутылках у нас продавалось пиво только от отечественного производителя. И это сработало! Мы достаточно быстро обросли постоянной аудиторией любителей пива, но в то же время привлекли и обычных людей, которые приходили в лофт-проект потусоваться.
— «Баланс белого» расположился над баром «Выдержка». Расскажи, как так получилось и в чём основное отличие этих заведений?
— «Баланс» — это всё-таки история про мероприятия. Нам предложили освободившееся помещение над баром, и мы решили погрузиться в самую гущу барного бизнеса. Само заведение больше по размеру и вмещает в разы больше людей. На втором этаже атмосфера более спокойная и располагающая к длительным посиделкам, в отличие от шумной «Выдержки», куда посетители в основном заходят на пару бокалов и, бывает, вынуждены толпиться около стойки. В «ББ» практически каждую неделю мы анонсируем сразу несколько не пивных мероприятий и вечеринок: от просмотра кино и концертов до мини-выставок и лекций. Таким образом, мы обеспечиваем наполняемость бара и знакомим людей, далёких от крафтовой культуры, с миром пива. В последние годы в крупных российских городах наметилась тенденция, в результате которой потребитель больше не хочет ехать в центр исключительно за пивом, так как спустя несколько дней оно появляется в небольшом магазине или баре в твоём районе. Сейчас аудиторию больше привлекает локация, наличие других баров поблизости, атмосфера, аудитория, любимый бармен или концепция. Мы вовремя подстроились под эти реалии и чувствуем себя вполне комфортно. У нас дружное и лояльное коммьюнити, которое, мы надеемся, будет и дальше прирастать.
— Как пришла идея открыть бар «Братство пивца» и почему у него такое название?
— Вообще название пошло от группового чата, который был создан на базе бара «Баланс белого». Изначально мы добавляли туда людей, так или иначе связанных с пивом, культурой и дистрибуцией. Чат рос, знакомые приглашали знакомых и постепенно в нём прописалось около 300 человек. Что касается идеи именно этого бара, мы плясали от локации. Кто-то выкинул информацию, что есть помещение, владельцы сдают его на условиях государственной аренды. Мы приехали посмотреть локацию и моментально влюбились в неё. У нас уже был соответствующий опыт в сфере, и мы подумали, что сможем сделать следующий бар отличным от предыдущих. Иными словами, мы решились бросить вызов сами себе.
— С кем открывал новое заведение и как вообще выбирать партнёров?
— Открывали «Братство» мы втроём. С Денисом у нас уже был опыт открытия баров и ведения бизнеса, поэтому я понимал, что это за человек и на что он способен.
Что касается выбора партнёров, то у меня нет универсального ответа. Могу сказать точно, что с тобой должен взаимодействовать адекватный, знающий своё дело человек, который может переработать и никогда не скажет, что ему «лень что-то делать». С другой стороны, важно чтобы вы оба жили этим в период открытия. Очень часто я слышу, что друзья собираются открывать что-то вместе, а по факту это больше надо только одному из них. И этот человек по итогу тянет всё в одиночку и перегорает ещё до открытия. Важно сразу обговорить и закрепить ваши отношения и зону ответственности. Если вы всё-таки решили открывать что-то с друзьями, то советую вам следующий лайфхак. Чтобы частично избежать возможного недопонимания в будущем, я рекомендую организовать совместное путешествие куда-то за границу, причём желательно на машине. Подготовка маршрута, решение всяческих проблем в процессе поездки и прочие неурядицы покажут вам человека с совершенно другой стороны. Это даст вам представление о внутреннем мире человека и о том, как он решает сложные, конфликтные ситуации и взаимодействует с окружающим миром.
Вы должны помнить, что собственный бар — это бизнес не про сиюминутную прибыль. Это история про что-то личное, своё, для души. Есть множество других способов и сфер, чтобы безопасно вложить свои инвестиции и их приумножить.
Интересный факт: свой первый бар мы окупили за 12 месяцев, а на этот заложили уже 2–3 года. Это реалии рынка. Ну, и напоследок скажу, что лучше открывать заведение с чётным количеством совладельцев. Поверьте, один этот шаг позволит вам избежать огромного количества спорных ситуаций с разделом финансов и разделением ответственности.
— В чём фишка бара «Братство пивца» и почему выбрана эта локация?
— Это заведение про пиво. Тут большой выбор сортов в бутылках и банках и совсем другая атмосфера. Из-за того, что на этой улице активно идёт джентрификация, эта локация выглядит достаточно перспективной как культурный кластер. Расположение вдали от шумных улиц было выбрано осознанно, с прицелом на лояльную аудиторию, которая будет приезжать сюда за эмоциями. Якорным заведением улицы является AF Brew Taproom, который притягивает посетителей, туристов и просто любителей пива и спокойного отдыха. Мы не видим конкуренции с тапрумом, так как у нас совсем разные концепции: там — собственное пиво, кухня и музыкальные вечеринки; у нас — широкий выбор пива на любой вкус и профильные презентации. Сейчас «Братство пивца» — своеобразная смесь локального бара и заведения «из центра». Вокруг очень много офисных помещений, работники которых также являются нашей ЦА. Плюсом стал и тот факт, что здесь не так много многоэтажного жилья, а как следствие большого скопления людей и автомобильных пробок. При этом до метро также можно добраться пешком за 10 минут.
— Насколько важно расположение заведения?
— На мой взгляд, есть две категории заведений: те, которые выезжают только за счёт локации и близлежащего трафика, и те, которые предлагают что-то уникальное. Если в первые вы заходите только тогда, когда бываете рядом, то во вторые вы готовы ехать через весь город за каким-то особым опытом и продуктом. Всё, конечно, очень сильно зависит от самого города. В мегаполисах эта теория имеет место быть. Если же мы говорим про регионы, то тут всё чуть сложнее. Лично у меня был опыт в относительно небольшом российском городе Б., где два пивных бара находятся на соседних (параллельных) улицах. В одном из них всегда толпа и аншлаг, при этом в другом нет практически никого, хотя заведения примерно одного уровня по качеству. То же самое при личном общении мне говорят и владельцы других баров в городах до 500 тысяч человек.
Очень сильно на предпочтения посетителей влияют такие факторы как атмосфера, интерьер, количество сидячих мест, этаж, наличие террасы, адекватность бармена, возможность оплаты картой, отношение к посетителям и ещё множество мелочей. Тут уже встаёт вопрос о лояльности аудитории. Что простят бару в центре — не простят бару в другом, менее людном районе.
— Сколько времени занял весь процесс от поиска помещения и ремонта и открытия?
Сами ремонтные работы проходили около четырёх месяцев, всё остальное время заняли проволочки с документами, согласованиями и работой с различными инстанциями. Первоначальный ремонт неприспособленного к общепиту помещения — это вообще отдельная статья расходов, к которой практически никогда никто не готов. У нас было точно так же. Так как это бывшая солодовня пивоварни «Степан Разин», то на полу изначально была настоящая земля. Перепад при входе был около полуметра. Высокие потолки помещения — это и плюс, и минус, так как наши рабочие не могли самостоятельно подняться на стремянке на высоту более пяти метров, и мы были вынуждены ждать профильное оборудование и специалистов. Если бы мы въезжали на место бывшего заведения, нам оставалось бы только переделать интерьер и поставить необходимое оборудование. Такой бар мы бы запустили не более чем через полтора месяца.
— На чём можно сэкономить при открытии своего бара, а где лучше не скупиться на деньги?
— Хороший вопрос. Я попробую рассказать на конкретных примерах. Начну с того, на чём нельзя экономить. Это, в первую очередь, холодная комната, холодильники для пива, краны розлива и профильное оборудование (охладители, мойка для бокалов). Лучше делать всё сразу качественно и покупать новое оборудование, потому что опыт подсказывает, что это инвестиция на годы. Плюс ко всему вы можете его легко перепродать, если вдруг решите закрывать бар.
Очень много можно сэкономить на мебели на начальном этапе. Банальный пример: вы заказываете, чтобы вам сварили профиль для стола и стульев, а потом просто к ним приделываете столешницу. На 20–30 стульях экономия будет существенной и составит несколько тысяч долларов. То же самое касается и другой мебели. Её можно частично заказать на вторичном рынке и просто привести в порядок (подкрасить, почистить). Совсем в DIY уходить, как мне кажется, не стоит, но не стесняйтесь поработать руками. В процессе работы бара в будущем уже нужно будет выделить сумму с выручки на улучшение интерьерной части.
— Важен ли при этом сам интерьер заведения?
— Нужно ориентироваться на место расположения, помещение и в целом аудиторию вашего будущего бара. Конечно, не стоит мудрить с дизайнерскими решениями, но и в полную простоту и руин-бар скатываться также не следует. Я бы посоветовал посмотреть на заведения вашего города, которые пользуются популярностью у людей (не обязательно пивные). Сходите туда и подумайте, чем они так цепляют посетителей. Обратите внимание на стены, лампы, потолок, картины на стенах. Не бойтесь экспериментировать и заимствовать идеи.
— Как подбирался ассортимент бара? Есть ли планы по его расширению?
— Главный наш принцип для разливного пива — на кранах всегда должно быть несколько понятных сортов по адекватным ценам. Такого подхода мы придерживаемся в заведениях на Лиговском. Это должны быть постоянные стили вроде лагера, пшенички, стаута, сладкого сидра и IPA. Они своеобразный локомотив, который позволяет обеспечивать необходимый оборот. Делаем мы это, чтобы не отпугнуть потребителя ценой и неожиданными вкусами. Нужна дифференцированная система наценки на всё приходящее в бар пиво. Не стоит применять ко всему одну и ту же наценку. Изучайте спрос и отталкивайтесь от него. Я встречал большое количество «упорных» баров, которые пытались гнуть свою линию и выдерживать линейку качественного пива на кранах с высоким прайсом, но все они в итоге сдались и перешли на сорта попроще и подешевле. И помните, что в процентном соотношении наценка может казаться вам не такой большой, но в абсолютных числах она будет одинаковой с двух разных сортов. Не забывайте об этом и адаптируйтесь.
Как делают «кондитерские» стауты и другие десертные сорта пива
В данный момент от шести до восьми кранов у нас заняты классическими крафтовыми сортами с понятными ингредиентами. Мы стараемся не ставить одновременно пять кисляков или три десертных стаута, просто потому что в этом случае сразу падает пролив и, как следствие, страдает касса. В своё время мы пытались ставить на краны только «хайповые» сорта, но быстро поняли, что количество выходящего в неделю пива превышает наши мощности, и у нас всё равно не получается поспевать за новинками от всех участников отрасли.
Сейчас мы пришли к выводу, что люди ходят не за конкретным пивом, а, скорее, за линейкой, то есть за выбором. Когда к нам приходят посетители с базой накопленных знаний о культуре, они всегда смогут найти разнообразные бутылки и банки в холодильнике. Для себя мы поняли, что пиво в таре даёт бару больший простор для развития. Очень часто люди заезжают и берут с собой парочку бутылок, предпочитая выпить их дома. Поэтому мы берём пиво в таре коробками и смотрим спрос. Такой объём продать мы сможем легко, а вот дробление на 5–10 бутылок — это только для новичков рынка или пивоварен не очень высокого уровня.
— Расскажи какой-нибудь лайфхак по подбору ассортимента.
— Ну, например фасовка в банку или бутылку. Выбирайте объём тары для бара в зависимости от стиля. Наш опыт подтверждает, что кисляки, имперцы или другие крепкие штуки продаются в таре 0,33 в разы лучше. Во-первых, она дешевле для клиента. Во-вторых, вы сможете её выпить самостоятельно или удобно «расшарить» на двоих-троих.
При этом более простые и лёгкие стили вроде West Coast IPA, охмелённого лагера или обычного стаута/портера в банке 0,33 продаются хуже, потому что с наценкой заведения для покупателя выгоднее взять такое же пиво по стилю, но от другого производителя и в объёме 0,5.
Что касается наших баров, то у нас также есть принцип, что мы всегда стараемся брать новинки и пытаемся каждый месяц вводить пару новых пивоварен. Это привлекает людей и позволяет ребятам из регионов развиваться и получать необходимый фидбек.
— Что на счёт кухни? Отказ от неё — это осознанное решение или вы заложники ситуации?
— В нашем случае сразу два фактора совпали. Размер помещения и бюджет на открытие заведения не позволяли нам особо разогнаться с пространством для кухни. В то же время мы несколько раз пытались вводить постоянное меню на базе «Баланса белого», и все разы мы терпели неудачи. Да, люди заказывали блюда, но делалось это настолько непредсказуемо, что мы не смогли обуздать этот сегмент. Всё-таки ресторация — это совсем другой бизнес. Тем, кто планирует открывать что-то своё, я рекомендую сразу определиться с этим моментом и не обманывать себя. Если баром (при наличии старшего бармена) можно управлять удалённо, то заведением с полноценной кухней без личного присутствия управлять нереально.
В то же время, это не значит, что вы должны ограничивать посетителей по еде. Вводите закуски, запартнёрьтесь с соседними кафе и ресторанами — всё в ваших руках.
— Кто типичный посетитель вашего бара? Составь его своеобразный портрет.
— Во-первых, это офисные работники. Они заходят к нам после работы и специально приезжают на выходных. Для того, чтобы этого добиться, мы в первые месяцы работы ходили по бизнес-центрам и выписывали купоны для компаний на определённую скидку (условные 10%). Тем самым мы заработали первых посетителей, многие из которых ходят к нам до сих пор. Во-вторых, это гости улицы и соседних заведений. Это особенно хорошо заметно в тёплый период года, так как повышается так называемая «текучесть» и люди перемещаются от бара к бару. В-третьих, это потребители, которые специально едут к нам, чтобы выпить пива или встретиться с «пивными бро».
Ещё одно преимущество бара, который находится не в центре — фильтрация толпы. Если в центре к нам в заведения очень часто заходят люди в состоянии сильного алкогольного опьянения и желанием «догнаться», подраться или что-то разбить, то здесь все попадают в бар осознанно и с конкретной целью.
— Как привлекать людей к себе в бар?
— Если бы я знал универсальный секрет 🙂 Мы пробовали разные схемы за годы работы. Как и говорил выше, в «ББ» работают хорошо именно непивные мероприятия. Здесь же, в «Братстве», мы специализируемся на пивной тематике, поэтому привлекаем людей, в том числе, с помощью презентаций. Важно сформировать своё ядро посетителей, которые будут работать на пользу бара, привлекая своих друзей и знакомых. За неполный год работы мы провели в «Братстве» десятки презентаций, половина из которых была успешной, а другая часть провалилась полностью. Это говорит о том, что очень важно какое коммьюнити вокруг самой пивоварни и как они зазывают аудиторию.
Ещё важно соблюдать баланс — как с ценами, так и с мероприятиями. Поработайте стабильно хотя бы полгода, и вы поймёте своего потребителя и как с ним работать. На оставшиеся дни, когда образуется «провисон», организовывайте мероприятия. Подумайте, что будет интересно для вашего посетителя и что он может от этого получить, кроме пива.
Очень важно хорошо вести социальные сети. Под характеристикой «хорошо» я подразумеваю постоянство, оперативность и активность. Напоминайте о себе, запускайте рекламу в сетях, подавайте информацию так, как привык ваш потребитель. Экспериментируйте. Взять тех же ребят из бара «Аляска» в Волгограде. Посмотрите, какое коммьюнити они построили и как они работают с социальными сетями.
Артём Соколов с партнёром по бизнесу Денисом Потаповым
— На что обратить внимание в первые месяцы работы?
— На этапе старта самое важное — это бармен. Это тот человек, который тащит и решает в какую «струю» ты попадёшь. В первые дни работы люди придут в новое для себя место и важно, кто их встретит и какое у них будет первое впечатление. Не стесняйтесь самостоятельно встать в помощь бармену или позвать кого-то в помощь себе. Вам нужно будет оперативно обслужить больше количество человек, а люди очень не любят ждать.
— Ты можешь как-то охарактеризовать этот бизнес в целом или дать несколько советов всем желающим открыть свой крафтовый бар?
— Ох, надо подумать. Скажу точно, что это конъюнктурная история, то есть нужно очень чувствовать, что сейчас происходит на рынке и быстро адаптироваться к этим изменениям. Если вы человек извне, то вам будет нереально во всё вникнуть и нигде не проколоться. Второй момент — это история про бухгалтерию и постоянные подсчёты. Дело в том, что многие владельцы не занимаются своим бюджетом и по итогу никто не знает, где слабые места и как их перекрыть. Ещё одно важное замечание: бар должен стать вашим вторым домом. Очень часто я встречаю ситуации, в которых для людей своё заведение всего лишь хобби или «место для друзей». В этом случае непонятно, о каком развитии и бизнесе в целом можно рассуждать и зачем людям ходить в безликий бар. Относитесь к этому как к работе и сразу выстраивайте доверительные, но при этом профессиональные отношения с сотрудниками и коллегами по цеху.