краска киноварь что это такое
Добыча и производство киновари на основе ртутных и серных соединений начались задолго до Нашей Эры. Люди тех времён не знали об опасностях, которые несут эти химические элементы. Римляне даже делали помаду на основе киновари, что, конечно, не прибавляло им здоровья.
Сам минерал, содержащий пигмент киноварь, имеет насыщенный красный цвет. Минерал измельчали для производства краски. Чем мельче помол, тем ярче получалась краска. Итальянский художник Ченнино Ченнини, живший в 14-15 веках, в своем знаменитом трактате «Книга об искусстве» писал о минерале: «Если бы вы на протяжении двадцати лет каждый день перетирали этот минерал, цвет становился бы только лучше и совершеннее».
Чтобы получить интенсивный красно-оранжевый цвет, подмастерьям художников эпохи Барокко Ренессанса приходилось немало попотеть, так как минерал очень твердый и требовал многократной перетирки.
Общепринятое мнение, что первые синтетические пигменты киновари были получены в 8 веке. Смесь ртути и серы нагревали в запечатанном глиняном горшке, что приводило к образованию красного сульфида серы или киновари. Сам процесс нагрева требовал соблюдения определенной технологии. В 17-18 веках особо ценились голландские мастера, которые знали этот процесс и заработали превосходную репутацию в производстве киновари.
Ртуть добывали на рудниках, один из крупнейших находился недалеко от города Альмаден в Испании. В основном в добыче ртути были задействованы заключённые и многие из них погибали от ядовитых паров ртути.
В конце 19-го века был открыт аналог киновари на основе кадмия. Кадмиевые пигменты киновари не так опасны для человека и более долговечны.
Киноварь на основе ртути со временем теряла интенсивность цвета из-за химических реакций. Недавние исследования показали, что эти процессы происходят в 2 этапа под воздействием хлорида, присутствующего в воздухе. Во-первых, очень небольшое количество хлорида попадает вместе с ртутью, на картинах это видно по черным пятнышкам. Затем ртуть продолжает реакцию с хлоридом и черный цвет сменяется на белый. Это означает, что киноварь на основе ртути будет менять цвет с течением времени. Более того, киноварь на основе ртути нельзя было смешивать с популярными в то время свинцовыми белилами и красками с пигментами на основе меди.
В 19-ом веке потребовалось довольно много времени на замену ртутной киновари на кадмиевую, так как производители дорогостоящей ртути защищали свои доходы и препятствовали этому процессу, несмотря на то, что киноварь на основе кадмия не так вредна для человека.
Варианты происхождения слова ‘Vermilion’ (киноварь)
Слово «vermillion» (киноварь) происходит от латинского «vermiculus» или «маленький червь». Вероятно, это отсылка к червецам кошенили, из которых производили ярко-красную краску.
В немецком используется слово “Zinober”, которое относится непосредственно к киновари, оно пошло от греческого “kinnabari”, означающего минерал, содержащий киноварь.
В наши дни цвет киноварь изготавливается на основе безвредных и стабильных пигментов.
В продукции Royal Talens цвета киновари обладают хорошей (от 25 до 100 лет) или превосходной (более 100 лет) степенью светостойкости
Краски Древнего мира: киноварь
Перед вами одна из фресок виллы Мистерий в Помпеях, изображающая какое-то дионисийское таинство (мистерию). Яркий красный цвет получен с помощью киновари (сульфида ртути, HgS) — второго красного камня после охры (см. картинку дня Краски Древнего мира: красная охра), привлекшего внимание древних художников.
Получаемый после измельчения киновари пигмент известен как вермилион. Его название произошло от латинского слова vermes, которое исходно означало другой красный краситель, получаемый из насекомых червецов (кермесов) — кошениль (см. картинку дня Кошениль).
Кристаллы киновари из месторождения Альмаден, Испания. Фото с сайта en.wikipedia.org
Месторождения ртути и, соответственно, киновари, являющейся ее основным минералом, сравнительно редки, но следы применения этой краски обнаруживаются неожиданно рано. Раскопанные в Кфар-Ха-Хореше (территория современного Израиля) покрытые глиной человеческие черепа возрастом около 8650 лет были раскрашены именно киноварью, а не более распространенной красной охрой. Ближайшее месторождение киновари, где имеются следы разработки со сходными датировками, расположено в Анатолии (Турция), в тысяче километров к северу, что указывает на наличие протяженных торговых путей в восточном Средиземноморье того времени. В неолитическом поселении Чатал-Хююк (8–7 тыс. лет до н. э.), расположенном уже в самой Анатолии, киноварь применялась чаще — не только для украшения черепов, но и для росписи стен. Но даже там, неподалеку от месторождения, использование киновари носит эпизодический характер, что говорит о малой доступности этого вещества.
Как и многие другие минеральные пигменты, киноварь хорошо ложится на глину и замечательно подходит для украшения керамики. В Европе наиболее древние находки такого типа относятся к шестому-пятому тысячелетию до нашей эры. Их изготавливали представители культуры Винча, обитавшие на территории современной Сербии. Источником сульфида ртути для них было небольшое проявление на горе Авала, которое после упадка этой культуры было забыто и не использовалось в более поздние времена.
Фрагменты керамики с различных неолитических стоянок Сербии со следами краски, изготовленной из киновари. Изображение из статьи M. Gajic-Kvascev et al., 2012. New evidence for the use of cinnabar as a colouring pigment in the Vinca culture
В популярном сознании киноварь стойко ассоциируется с культурой востока, прежде всего — древнего Китая. Киноварь действительно играла важную роль в китайской культуре со времен неолита, применяясь не только для творчества, но и для погребальных ритуалов, традиционных медицинских практик и алхимических рецептов эликсиров долголетия. Неолитическая культура Хэмуду, первые памятники которой были раскопаны в 22 км от города Нинбо, использовала киноварную краску для придания цвета лакированным деревянным изделиям (см. Lacquerware). Датированная пятым тысячелетием до н. э. деревянная миска, обнаруженная при археологических работах, была покрыта смесью сока лакового дерева (Toxicodendron vernicifluum) и киновари и является самым древним примером этой традиционной китайской техники. Эта техника дошла до настоящего времени практически без изменений и была популярной на протяжении всей китайской истории.
Лакированная деревянная миска культуры Хэмуду. Фото с сайта en.wikipedia.org
В культуре Яншао, существовавшей почти в то же время что и Хэмуду (5000–3000 лет до н. э.), киноварь использовалась для украшения зданий. Красный цвет этого пигмента имел очевидное ритуальное значение, поэтому киноварью были выкрашены стены и пол святилища. Около середины первого тысячелетия нашей эры именно китайские алхимики научились получать синтетическую киноварь — за счет реакции ртути с серой. По Великому шелковому пути эта информация попала сначала к арабским ученым, а потом и в Европу. Наиболее древний дошедший до нас латинский манускрипт с описанием этой химической реакции и указаниями по ее проведению — Codex Lucensis 490 (Manoscritto di Lucca 490) — датируется 787–816 годом.
Лакированная резная деревянная коробка, окрашенная краской из киновари, Династия Мин, 1403–1424. Фото с сайта en.wikipedia.org
Киноварь присутствует и на самом древнем дошедшем до нас примере станковой живописи — табличках из Пицы VI века до н. э. На деревянные дощечках, найденных возле античного города Сикион в Греции, изображены ритуальные сцены подношения даров божествам. Эти дощечки служили символической жертвой нимфам в пещерном святилище, причем достаточно простой и дешевой. На трех табличках из четырех обнаруженных вермилион использовался для подчеркивания деталей одежды и контуров фигур.
Интересно, что к тому же времени (VI в. до н. э.) относится и расписанная с использованием этого пигмента колесница, обнаруженная в кельтском некрополе Викс на территории современной Бургундии. Некрополь известен многочисленными находками греческих и этрусских артефактов, что указывает на существование в то время интенсивного товарооборота. К середине первого тысячелетия киноварь прочно укрепилась в палитрах европейских мастеров, однако по широте применения она конечно уступала более дешевому красному цвету на основе оксидов железа (красной охре).
Цены на киноварь определялись потоком материала, поступавшего с месторождений. Для изготовления пигмента необходимы крупные скопления киновари, уже готовые куски, которые можно растереть в порошок. Просто тонкие жилки или мелкие кристаллы во вмещающей породе (а именно так выглядит типичная ртутная руда) не подойдут. Так что ртуть из такого камня было получить можно, а саму киноварь — нельзя. В первом веке нашей эры римский архитектор Витрувий предлагал следующий рецепт получения красного пигмента: «Высушенные куски руды поместить в железные ступки, перетереть, промывать и высушивать многократно до полного удаления примесей и проявления равномерного цвета».
Большие фрески с использованием киновари начали появляться лишь в римские времена, когда была развернута активная разработка ртутных рудников Альмадена на территории современной Испании. Но даже после этого цена красителя всё равно оставалась весьма высокой. Так, уже в первом веке нашей эры в Помпеях фунт вермилиона стоил 300 ассов, а фунт тоже дорогого и сложного в производстве египетского синего — 100 ассов. Возможно, киноварь для росписи виллы Мистерий в Помпеях закупали именно по таким расценкам.
Киноварь (ртутные краски)
Краски этой небольшой группы содержат в своем составе различные соединения ртути.
Всем представителям ее свойственна ядовитость; лучшие из них имеют условную прочность, худшие — безусловную непрочность.
Киноварь
Vermillon de Chine, frangais, anglais, permanent, cinabre. Zinnober, chinesischer Karmin, Patent-Scharlach. Cinnabaris, Vermillon, french, chinese, extra.
Залежи натуральной киновари (руды) встречаются во многих частях света; вот почему вполне естественно, что киноварь как краска была известна уже в глубокой древности; присутствие киновари установлено в живописи древнего Египта, Греции и Рима; греки называли киноварь «миллос», римляне — «минимум». Натуральная киноварь встречается в СССР, Испании (Альмадена), Австрии (Идрия), в Калифорнии, Китае, Японии. Лучший сорт киновари привозится из Китая, где краска эта особенно популярна.
Натуральная киноварь, носящая название горной киновари, имеет различные оттенки,— от яркокрасного до тёмнокрасного; перед употреблением в дело подвергается только очистке и измельчению: чем тоньше размол киновари, тем ярче и красивее ее цвет.
Химический состав киновари — сернистая ртуть.
Сернистая ртуть имеется в двух видах (модификациях): один из них — вещество аморфное, черного цвета, другой — вещество кристаллическое, красного цвета. Киноварь есть кристаллическая сернистая ртуть. В производстве она получается сперва в виде сернистой аморфной ртути, а затем уже превращается в кристаллическую красную сернистую ртуть. Под продолжительным действием дневного света кристаллическое строение киновари в большей или меньшей степени изменяется в аморфное, в зависимости от чего краска более или менее чернеет. Такое видоизменение киновари является характерным свойством этой краски, и с ним знакомы были уже в старину.
Действие света на киноварь аналогично действию тепловой энергии на краску, под влиянием которой происходит почернение се. Киноварь, нагретая до 100° Ц, чернеет, но по охлаждении красный цвет ее снова возвращается. При нагревании же киновари до более высокой температуры, не менее 400° Ц, она, сделавшись черной, остается таковой и по охлаждения. Таким же образом действует свет на краску. Легко потемневшая киноварь при непродолжительном действии света на краску восстанавли-вает свой прежний цвет при отсутствии света. Так, мало чувствительные к свету сорта киновари, потемнев днем, возвращают значительную часть цвета ночью, краска же, долгое время находившаяся под действием света, приобретает уже стойкое почернение, которое более не восстановимо. Позднейшие изучения свойств киновари указывают на то, что краска чернеет тем сильнее, чем большую она имеет теплоемкость, и что превращение сернистой ртути из черной в красную сопровождается уменьшением ее в объеме; при почернении же красной сернистой ртути замечается обратное явление.
Кроме натуральной киновари, существует и искусственный продукт, который в наше время все более и более вытесняет натуральный. Начало изготовлению искусственной киновари было положено уже в XIII в. алхимиками, сделавшими первый почин в этом деле. В средние века были знакомы с производством искусственной киновари и в Китае.
Приготовление искусственной киновари в различных местах ее фабрикации различно; оно ведется двумя способами: так наз. сухим и мокрым, которые имеют много различных вариантов. При фабрикации сухим способом в Идрии поступают таким образом: 200 ч. ртути перемешивают с 35 ч. серы в продолжение 2—3 часов; полученную черно-коричневую порошкообразную массу помещают в специальные металлические котлы и слабо нагревают до химического соединения ртути с серой, затем огонь усиливают, киноварь возгоняется и осаждается в холодном приемнике. Мокрый способ (по проф. Бруннеру) состоит в следующем: 200 ч. ртути тщательно перемешиваются с 76 ч. серы; в образовавшуюся массу приливается раствор едкого кали (состоящий из 265 г воды и 50 ч. кали), и смесь нагревают до 45° Ц, помешивая вначале постоянно, а потом изредка. Спустя 8—12 часов процесс образования киновари закончен.
Свойства киновари были хорошо изучены уже в старину; известна была и способность ее чернеть от действия света, равно как и те условия, при которых этот недостаток проявляется в большей или меньшей мере. Позднее, однако, знания эти были утеряны и забыты как для живописного, так и для малярного дела; даже в кругах ученых-специалистов сведения о свойствах киновари были весьма ограничены.
Изучение киновари и ее производства в начале XX в. позволяет сделать следующие заключения:
1) Всякая киноварь (кристаллическая сернистая ртуть), какого бы она происхождения ни была (натурального или искусственного), под влиянием дневного света более или менее чернеет, переходя из кристаллической сернистой ртути в аморфную того же химического состава, причем наиболее устойчивыми являются сорта настоящей китайской и голландской киновари.
2) С различными связующими веществами киноварь имеет различную прочность. Вреднее всего действует на нее копайский бальзам; затем следуют смолы и, наконец, растительные жирные масла, с которыми киноварь следует растирать только перед самым употреблением в дело. Чем дольше лежит без употребления киноварь, тертая на масле, тем скорее и сильнее она чернеет.
3) Очень вредно действуют на киноварь и лаки, под которыми она чернеет особенно скоро; чтобы предохранить краску от действия лака, необходимо последний отделить от киновари слоем клея.
4) В масляной живописи лучше сохраняются тонкие слои киновари, нежели толстые.
5) На масляном грунте киноцарь сохраняется хуже, чем на клеевом. Этим отчасти объясняется хороший цвет киновари у Рубенса, писавшего, как известно, на клеевом грунте.
6) Всего лучше сохраняется киноварь в темпере и акварели, но без покрытия лаком. При раскрывании темперы лаком необходимо места, написанные с киноварью, покрыть слоем клея (желатины), дабы киноварь не приходила в непосредственное соприкосновение с лаком, так как в лаках могут содержаться некоторые смоляные кислоты, которые действуют на краску.
7) Тяжелые сорта киновари прочнее легких.
8) Уксус, употреблявшийся в старину для очистки киновари, действует на многие сорта ее благоприятно, придавая ей более огненный тон и делая ее более прочной. Однако не все сорта киновари улучшаются от действия уксуса.
Киноварь, растертая с гумми-арабиком и яйцом, после трехмесячного действия на нее солнечных лучей темнеет очень незначительно. Та же краска, тертая с копайским бальзамом и скипидарно-даммаровым лаком, при тех же условиях сильно почернела; с маслом почернела несколько меньше. Масляная киноварь (с той же краской), крытая непосредственно скипидарно-даммаровым лаком и vernis a tableau Вибера, сильно почернела; крытая же ретушью Shonee freres потемнела очень мало. Масляная краска, крытая теми же лаками с промежуточным слоем гумми-арабика, яйца и белка, сохранилась очень хорошо.
Масляная киноварь названной фирмы и многих других, долго лежавшая без употребления, сильно почернела на свету — в некоторых случаях до полной потери красного цвета — без покрывания лаком. Свежеприготовленная масляная краска за тот же период времени лишь слегка потемнела.
Итак, киноварь чернеет со смолами всего сильнее, затем следует масло и, наконец, клеевые связующие вещества.
Но чем же объясняется это явление? Факт тот, что в данном случае мы не имеем дела с химическими явлениями, так как получившаяся от действия света черная краска состоит, как было уже указано выше, из той же сернистой ртути, изменившей лишь свое кристаллическое строение на аморфное. Разрешение этого любопытного вопроса, таким образом, упрощается. Раз свет изменяет своим действием физическое строение сернистой ртути, то ясно, что действие его будет тем сильнее, чем более краска проницаема для света. Киноварь в порошке мало проницаема для лучей света и потому в этом состоянии чернеет слабее; со связующими веществами она приобретает большую проницаемость и потому и большую способность чернеть. Связующие вещества, особенно хорошо пропускающие лучи света, позволяют им глубже проникать в вещество краски и тем сильнее производить свое действие. Масло имеет больший коэфициент преломления, нежели клей и ему подобные вещества, и потому масляная киноварь чернеет значительно сильнее, нежели клеевая, темпера и т. п. Так как показатель преломления у смол выше, чем у масла (1,54 против 1,48), то киноварь со смолами чернеет еще сильнее.
Воск имеет коэфициент преломления 1,52 и потому в этом отношении близок к смолам. Разумеется, и различные смолы обладают различной проводимостью световых лучей. Так как из опытов видно, что киноварь с копайским бальзамом чернеет сильнее, нежели с другими смолами, то очевидно, что этот последний имеет больший коэфициент преломления, нежели даммар или шеллак.
Киноварь обладает большим удельным весом (8,21), который значительно колеблется в различных сортах краски. Она требует тончайшего измельчения, которое, однако, имеет известный предел. В. Оствальд относит ее к разряду мощных по цвету красок, но теряющих при излишне тонком измельчении часть своей яркости, причем краски становятся светлей и ничего не выигрывают в смысле чистоты тона. Киноварь применяется во всех способах живописи, а также и во фреске, где сохраняет свою способность чернеть на свету, хотя и не чернеет здесь так сильно, как в масляной живописи. Во всяком случае здесь выгоднее заменять ее красным хромом. Масла берет небольшое количество (около 15—20%), смотря по удельному весу краски, но сохнет медленно.
Киноварь мало ядовита. В последнее время в масляной живописи она часто заменяется красным кадмием, но вследствие своей сравнительной дешевизны она долго еще не потеряет своего значения.
Распознавание. Киноварь очень часто содержит в себе примеси, состоящие из сурика, красного хрома, окиси железа, тертого кирпича, драконовой крови, красного аурипигмен-та, талька и пр. Худшими примесями нужно считать свинцовые подмеси и аурипигмент, грубейшей фальсификацией — подкраску киновари органическими красками.
При испытании киновари следует руководствоваться следующими ее свойствами:
1) в воде и спирту она не растворяется и не окрашивает их;
2) при накаливании испаряется без остатка;
3) разведенные щелочи и кислоты на нее не действуют;
4) в царской водке (смесь 2 вес. ч. соляной кислоты и 1 вес. ч. азотной кислоты) растворяется без остатка.
Киноварь-экарлат Ecarlate. Jodquecksilber.. Scarlet vermillon.
Яркого цвета краска, средняя по тону между суриком и киноварью. Открыта около 1849 г. Химический состав ее — йодная ртуть.
От действия света разлагается на составные части; сначала желтеет, а потом чернеет, вредя соседним краскам своим иодом. В акварели улетучивается, оставляя пустые места; не может быть смешиваема со свинцовыми белилами.
Минеральная желтая Минеральный турбит. Jaune mineral. Mineralischer Turpeth.
Краска лимонно-желтого цвета. Состоит из соединения сер-нортутной соли с окисью ртути.
Чернеет на свету и разлагается в смеси с органическими красками.
Киноварь
Киноварь | |
---|---|
Формула | HgS |
Сингония | Тригональная |
Цвет | Красный, коричневый, серый |
Цвет черты | Ярко-красный |
Блеск | Алмазный или тусклый |
Прозрачность | Непрозрачен, просвечивает в тонких сколах |
Твёрдость | 2 — 2,5 |
Спайность | Совершенная |
Излом | Неровный, ступенчатый; хрупок |
Плотность | 8,0 — 8,2 г/см³ |
Показатель преломления | 2,91 |
Содержание
Свойства
Содержит 85,83 % ртути. Кристаллизуется в тригональной сингонии, образуя преимущественно мелкие ромбоэдрические или толстотаблитчатые кристаллы, кристаллически-зернистые или порошковатые массы. Характерны двойники прорастания. Спайность совершенная в одном направлении. Хрупкая. Цвет красный, иногда наблюдается тёмная синевато-серая побежалость. В тонких осколках киноварь прозрачна, обладает ярким «алмазным» блеском. Твёрдость по минералогической шкале Мооса 2-2,5; плотность 8,09-8,20 г/см³. Легко плавится и при нагревании на воздухе до 200 °C полностью улетучивается с образованием паров ртути и сернистого газа. Растворима только в царской водке.
В природе
Киноварь — наиболее распространённый минерал ртути. Образуется в гидротермальных близповерхностных месторождениях, вместе с кварцем, кальцитом, баритом, антимонитом, пиритом, галенитом, марказитом, реже с самородным золотом.
Крупнейшее в мире ртутное месторождение Альмаден находится в Испании, на долю которой до недавнего времени приходилось около 80 % мировой добычи ртути, в Югославии (Авала), Словении (Идрия), США (Нью-Альмаден). Плиний Старший упоминает в своих сочинениях, что Рим закупал в Испании ежегодно до 4,5 т ртути.
История
Киноварь добывали в Римской империи для получения ртути и красного натурального пигмента. Некоторые из римских шахт разрабатываются и сегодня.
Киноварь обычно откладывается в жилах, ассоциированных с недавней вулканической активностью и щелочными горячими источниками.
Одно из старейших на Украине ртутных месторождений — Никитовское — находится в Донбассе (Донецкая область, г. Го́рловка). Здесь на различной глубине (до 20 метров) обнаружены древние горные выработки, в которых можно было найти и орудия труда — каменные молотки.
Ещё более древний рудник — Хайдаркан («Великий рудник») в киргизской части Ферганской долины, где также сохранились многочисленные следы древних работ: крупные выработки, металлические клинья, светильники, глиняные реторты для обжига киновари, большие отвалы образующихся при этом огарков. Археологические раскопки показывают, что в Ферганской долине ртуть добывали на протяжении многих столетий и лишь в XIII-XIV веках, после того как Чингисхан и его преемники уничтожили здесь ремесленно-торговые центры, а население перешло на кочевой образ жизни, добыча руды в Фергане была прекращена. Но в середине XX века активно возобновилась на месторождении Хайдаркан (Киргизия). В древности киноварь добывалась не только и не столько как источник ртути, но и как незаменимый и дорогой минеральный пигмент.
В Средней Азии разрабатывались и другие месторождения ртути. Так, например, надписи во дворце древнеперсидских царей Ахеменидов (VI—IV века до н. э.) в Сузах говорят о том, что киноварь, которую в те времена использовали главным образом как краситель, доставляли сюда с Зеравшанских гор, расположенных на территории современных республик Таджикистана и Узбекистана. По-видимому, киноварь добывалась там ещё в середине первого тысячелетия до нашей эры.
Искусственное получение
Искусственная киноварь, получаемая сплавлением ртути и серы, была известно в древние времена, впервые, вероятно, в Китае. На востоке арабский алхимик Джабир говорит о получении искусственной киновари уже в VIII-IX вв. В Европе, судя по трактатам Ченнини, итальянские художники в XV в. использовали уже не минеральную киноварь, а искусственную.
Существует два основных способа лабораторного приготовления искусственной киновари: сухой и мокрый. При приготовлении по сухому методу ртуть смешивается с необходимым количеством серы и нагревается в закрытой реторте. При этом образуется сульфид ртути чёрного цвета. Затем чёрный сульфид ртути β-HgS возгоняется нагреванием и конденсируется. В результате образуется красный сульфид ртути α-HgS. Мокрый метод стал использоваться в Германии в конце XVIII в. Ртуть и сера совместно перетирались в присутствии воды, и затем к смеси прибавлялась каустическая сода (NaOH). После последующего перетирания чёрный сульфид ртути приобретает красный цвет. В усовершенствованной процедуре вместо каустической соды добавляют пентасульфид калия. Необходимо иметь в виду, что любые манипуляции с жидкой ртутью и её водно-растворимыми солями чреваты крайне тяжёлыми отравлениями, в связи с чем приготовление искусственной киновари допустимо только в лабораторных условиях с соблюдением всех правил техники безопасности.
Частицы киновари, полученной сухим методом, под микроскопом выглядят гораздо крупнее частиц данного пигмента, полученного мокрым процессом, а также имеют синеватый карминовый оттенок. Серьёзным недостатком искусственной киновари является то, что со временем она способна изменять цвет до серого или почти чёрного, что часто наблюдается уже в красочном слое.
Применение
Киноварь с древности применялась в качестве красной краски, как источник для получения ртути и как единственное существовавшее до изобретения антибиотиков надёжное (хотя и небезопасное) средство лечения сифилиса. Как незаменимый ярко-алый минеральный пигмент киноварь применяли уже в Древнем Египте, в ранней Византии. Повсеместно с тех пор, как и в наши дни, натуральная киноварь широко используется в канонической иконописи. В светской живописи, начиная со второй половины XIX в., киноварь встречается редко, в настоящее время вытеснена красным кадмием и ртуть-кадмиевыми красками.