красная охра что это
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Музыка
—Всегда под рукой
Эустома
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
ОХРА. И немного о том, что с ней связано.
Краска (пигмент), получаемая из железной руды
Охра — природный пигмент, состоящий из гидрата окиси железа с примесью глины.
Образуется при смешивании определенного вида железной руды (ЛИМОНИТА или ГЕМАТИТА) с глиной и измельчении получившегося сухого продукта в порошок.
В древности употреблялся различными народами для религиозных церемоний, в настоящее время служит основой красок желтых оттенков.
Древнейший этап развития первобытной культуры — эпоха палеолита (древнекаменный век)
Наскальные рисунки в пещерах Шове (Франция) были сделаны нашими предками 32 тысячи лет назад.
Цвет охры — от светло-жёлтого до золотисто-жёлтого и тёмно-жёлтого.
Жёлтая охра — смесь гидрата окиси железа с глиной, а красная — смесь безводной окиси железа с глиной.
Красная охра (железная охра) — землистый, порошковатый гематит красного цвета наиболее широко используемый пигмент. Ее можно обнаружить еще в наскальных рисунках. В естественном состоянии ее можно найти в вулканических породах.
Красная охра готовится большей частью обжиганием жёлтой охры, встречающейся в изобилии в природе, и употребляется как краска, а также в ситцепечатании.Использование красной охры (кровавика) в погребальном обряде было широко распространено в среде археологических культур каменного века — раннего металла лесной зоны Евразии. Значение охры не до конца ясно. Многие исследователи видят в ней заменитель крови, символ жизни после смерти.
Для того чтобы обеспечить исцеление или воскрешение, охрой покрывали тела умерших или тяжелобольных людей.
Кровь и огонь у многих народов древности и современности символизировали жизнь, воскрешение! Интересно, что эта идея укладывается в общее объяснение положения умершего, его ориентировку: умерший должен родиться вновь!
В могилах, курганах, древних захоронениях, относящихся к дохристианской эпохе, находят яйца, как натуральные, так и выполненные из различных материалов (мрамор, глина и др.). При раскопках в этрусских гробницах обнаружены резные и натуральные страусовые, куриные яйца, иногда даже раскрашенные. В Египте сохранились изображения расписных яиц, но неизвестно, с какой целью они делались. (Древние римляне красили яйца охрой и брали их с собой в храмы для очищения от грехов.)
В эпоху верхнего палеолита развивается резьба на камне, кости, дереве, а также круглая пластика.
Наряду с наскальными рисунками, пещерными святилищами и захоронениями женские фигурки являются важными источниками информации о духовном мире людей палеолита. Они подчеркивают благоговейный страх наших предков как перед тайной жизни, так и перед тайной смерти. Они показывают, что еще на очень ранних этапах человеческой истории воля человека к жизни выражалась и утверждала себя в многообразии ритуалов и мифов, которые принято связывать со все еще распространенной верой в то, что мертвые могут вернуться к жизни через новое рождение.
Женские фигурки. Мальта, каменный век. На ногах сохранились остатки охры.
Охра очень часто, почти повсеместно используется кроманьонцем как в заупокойном ритуале, так и при иных религиозных обрядах. Она символизирует кровь, жизнь и, говоря словами Э.О. Джеймса, «выражает намерение оживить умерших через соединение с веществом, имеющим цвет крови». Не исключено, что именно этот обычай положил начало устойчивой ассоциации «того света» с цветом кропи во многих религиозных традициях.
Применение охры в погребальных обрядах прекращается в период поздней бронзы, что связано, по мнению исследователей, с изменившимся отношением к веществу, утратившему статус сакрального.
Природные минеральные краски: красная охра
Сейчас для художников не проблема найти подходящий оттенок красного цвета. Большинство современных красок – синтетические, изобретенные в техническую эпоху (после восемнадцатого века). А как же творили древние художники? Сколько цветовых оттенков было в их палитре? Знаменитый живописец Тициан говорил, что настоящему художнику достаточно иметь три краски: белую, черную и красную. Вся остальная гамма оттенков достигается путем смешения этих основных цветов. Как видим, без красного нельзя было обойтись и самому Тициану.
Что же использовали древние живописцы, чтобы изобразить пурпурный, розовый, алый, бордовый? Природных красителей, имеющих цвет крови, и в античную эпоху было немало. Но самым древним из них является красная охра. Что это за минерал и как из него добывают стойкий пигмент, читайте в данной статье.
Что такое охра
Само название этого минерала греческое. Но это вовсе не значит, что охру изобрели или впервые стали использовать в Древней Элладе. Нет, минеральную краску находят даже на самых древних наскальных рисунках. Охра, что называется, была у людей под ногами, и для ее использования как красителя не нужны были какие-то технологии. Подобрал камешек и рисуй. Этот природный минерал состоит из гидрата окиси железа. А греческое слово «охрос» означает бледно-желтый.
Как же так? А откуда же берется охра красная? Цвет у природного минерала действительно желтый. В зависимости от глины, которая в естественных условиях примешивается к гидрату окиси железа, он варьируется от светлого бежевого до коричневатого. Желтая охра встречается в изобилии в любой части света. Поэтому она и стала первой краской, используемой древними художниками палеолита.
Что такое красная охра
Цвет крови и жизни всегда был притягательным для людей. Художникам хотелось изобразить раненого зверя, чтобы по симпатической магии обеспечить счастливый исход охоты. Но где взять минерал подходящего цвета? В местностях с активной вулканической деятельностью встречается безводная окись железа. В отличие от желтого гидрата, она при смешивании с глиной дает теплый оттенок красного.
Технология получения красителя, как мы видим, довольно проста. В местах, где нет вулканических пород, достаточно просто обжечь желтую охру. Вода из минерала испарится, и он поменяет цвет на красный. Нехитрая и незатратная технология привела к тому, что красная охра до сих пор широко используется для производства масляных, клеевых и прочих красок, а также в изготовлении набивного ситца. Следует упомянуть и безвредность минерала. По сравнению с суриком и киноварью, тоже дающими красный цвет, охра не приносит никакого вреда организму человека. Члены племени химба, обитающего в Намибии, покрывают этим минералом волосы и все тело. Охра, таким образом, защищает их от солнечных ожогов и перегрева.
Как в Древнем Египте получали красную охру
Нужно сказать, что «цвет» и «сущность» в этой цивилизации обозначались одним иероглифом. Египтяне стремились получить глубокий, насыщенный оттенок, чтобы возвеличить богов. Охра же дает теплые, невыразительные тона. В поисках насыщенности и глубины цвета египтяне стали первооткрывателями первого синтетического красителя. Правда, он имел голубой цвет. Пигмент был изобретен в третьем тысячелетии до нашей эры. Сначала из песка с примесью меди выдувалось стекло. Потом оно тщательно растиралось в порошок.
Египтяне также старились получить яркий оттенок красного. И таким красителем стала киноварь. Минерал растирался и тщательно промывался. Но и охра (желтая и красная) не была забыта. Она использовалась для придания изображению естественных оттенков. Красный цвет для египтян носил двоякое значение. С одной стороны, он символизировал кровь Осириса. Охрой и киноварью покрывали одежду Матери Мира, Изиды. Но красным цветом изображались и опасные демоны, а также угрожающий всему живому змей Апоп. Но в Древнем царстве тела мужчин принято было расписывать обожженной охрой. Это символизировало их жизненную силу.
Оттенки охры
Этот пигмент до сих пор широко используется благодаря богатству палитры. Ведь можно экспериментировать со степенью нагреванию желтой охры, получая оранжевые тона. Основная примесь к безводной окиси железа – глина – также привносит свою лепту в конечный цвет. Из-за нее может быть темно-красная охра или светлая, почти розовая. Между ними существует еще масса оттенков. Наиболее светлым охряным является венецианский красный. Это теплый тон. Несмотря на то что красный по определению не может быть холодным, охра дает такой оттенок. Он очень темный, почти коричневый. Называется этот цвет индийская или английская охра.
В поисках красного
Мы уже упоминали о киновари. Эта очень мощная, яркая и глубокая краска. Красная охра по сравнению с ней выглядит довольно тускло. Киноварь получали из обработанной железной руды. Но яркий красный цвет не всегда уместен в живописи.
Еще одним конкурентом охры был сурик. Это окись свинца. Сурик давал насыщенный красный цвет, но он опасен для здоровья. Не менее вредным является и вермильон. Эту краску изобрели в Китае три тысячи лет назад. Изготавливали его нагреванием серы и ртути.
Но самым дорогостоящим красным был тирийский пурпур. Его добывали из двух видов моллюсков. Одна улитка давала лишь два грамма красителя. Поэтому тирийским пурпуром покрывали одежду императора Римской империи, а сенаторы имели право лишь на одну полосу краски на тоге.
Использование минерального пигмента в живописи
Если верить Плинию, в античном мире главным местом, откуда поставлялась красная охра, был Понтус Юксинус в Синопе. Хоть оксид железа и проигрывает киновари в глубине и яркости цвета, у него есть одна особенность. Пигмент отлично смешивается с различными другими красителями, образуя, таким образом, огромную гамму цветовых оттенков. Охра абсорбирует масло и очень непрозрачна. Художники в Средние века и позже использовали ее при написании фресок. Ее применяли при написании картин маслом и в рисунках. Иконописец Дионисий широко использовал охру разных оттенков в своей живописи.
Цвет охра — это какой? Рассказываю все тонкости
Приветствую! Сегодня мы окунемся в мир красок. Я часто слышу – как охра, цвета охры, при этом цвета могут быть совсем разными. Но цвет охра это какой? Как добывают? Что это – краска, цвет или пигмент? Как его использовать в своем образе и ремонте? Насколько он безопасен? Столько вопросов и на все ответы в нашей статье!
Что за цвет – желтый или красный
Если открыть google, то легко можно найти как светло-желтую охру, так и кирпичного цвета. Разгадка кроется прежде всего в подмене терминов: охра не цвет, а пигмент.
Простой пример. Возьмем луковую шелуху и покрасим ею яйца. В зависимости от времени и условий варки цвет будет от едва коричневого, до прямо шоколадного. Так и охра, в зависимости от условий этот пигмент дает разные цвета, объединенные названием своего пигмента.
Условно делят ее на желтую и красную. Из-за особенности технологии, можно получить любой оттенок в спектре от светло-желтого и до темно-коричневого. Все они отличаются совсем немного химическим составом, но очень родственны, об этом чуть дальше.
Как добывается
Охра известна человечеству очень давно, так что проследить историю до первого художника у нас получится только с машиной времени. Человек очень давно заметил, что при определенном стечении обстоятельств глина очень хорошо рисует, а устойчивость охры во времени и к условиям среды позволила нам об этом узнать.
Пигмент этот природный и является смесью глины и оксида железа. В природе глины больше, чем железа, а еще вся эта смесь содержит много воды. Такое стечение обстоятельств дает нам желтый цвет.
Если же этот кусок глины прокалить, то есть обжечь, выпарив всю воду, то она станет оранжевой. Для красного цвета нужно добавить еще железа. По общему правилу желтый цвет дает глина, а красный – железо.
Но недостаточно набрать желтой глины и пойти красить ею свой дом. Цвет получится неравномерный, блеклый. Существуют технологии добычи пигмента, которые и обеспечили повсеместное использование охры.
Где используется
Ну ок, мы знаем, что глина может что-то окрасить, что с этого? Свекла тоже красит, но мы ее что-то не обсуждаем. На самом деле охра – очень дешевый природный пигмент, буквально берешь глину, сушишь в промышленных печах и продаешь в пакетиках.
А запасы ее восстанавливаются самой природой. Нужно ли говорить, что в нашем быту используется очень много где? Но давайте подробнее.
Макияж
Очень стойкий и безопасный пигмент, она не вызывает раздражения кожи (если нет аллергии), дает натуральный, неяркий цвет. Ее часто используют в натуральной косметике, но редко как основной пигмент.
Многие покупают пигмент охры не для декоративной косметики, а для средств по уходу. Во многих практиках она считается полезной для кожи и здоровья в целом. В декоративной косметике чаще всего она используется в тенях, давая ту же палитру цветов, что везде.
Одежда
Очень устойчива, ее не напугаешь стиркой или нахождением под солнцем. Плюс она дешевая, так что вход в мир моды ей открыт всегда. В одежде часто используется желтая охра, цвета от песочного и до горчичного. Но есть и другие варианты.
Такой цвет подойдет дамам с темным цветом волос, цвета должны контрастировать. По сочетанию внутри образа, тут все сложно. Неудобство доставляет очень богатая палитра охровых цветов. Одни сочетания будут хороши с песочным и совсем другие – с красно-коричневым пальто.
Наиболее нейтральные сочетания с белым, серым и черным. А дальше – дело вкуса и возможностей гардероба. Со светлыми оттенками прекрасно смотрится сиреневый, кирпичный, изумрудный. С темными – фиолетовый, коралловый, розовый. В светлом образе особенно хорошо будет смотреться охровый акцент, например, сумка или шарф.
Интерьер
Будучи очень стабильным пигментом, охра добавляется практически во все виды красок. Так что этим цветом можно красить любую часть интерьера. Кстати, в Гренландии охрой принято красить наружные стены домов.
В интерьере охра тоже неоднозначна, но уже по причине ассоциаций. Если ее много, то охра ассоциируется с осенними оттенками, листвой. А если мало, то с солнышком, теплом и надеждой. Использовать такой интерьер можно в любой комнате, помните только, что оттенки этой группы возбуждают аппетит.
Сочетать ее рекомендуют с белым, черным и природными цветами леса: разные оттенки зеленого, коричневого, красного. Для полноты можно добавить голубое «небо». Так как охра сочетается с любыми природными оттенками, то в интерьере практически нет ограничений по цветам: холодные, теплые, тона и полутона.
Существует два варианта включения ее в интерьер. Если комната уже сделана в каком-либо природном оттенке, например, голубом, то акцент из охры сделает ее более выразительной. Это могут быть стулья, диванные подушки или часть мебели.
Если же планируются обои в данном оттенке, то к ним можно добавить одну или несколько деталей интерьера, но не много. Например, покрывало или подушки, лампы или статуэтку. Главное не переборщить, а то «солнечное» превращается в «депрессивное».
Пигмент
Устойчив для покраски любых поверхностей (в разумных пределах, сомневаюсь, что на космическом шаттле устоит) и безопасна для человека. Но мир наш неидеален и нужной краски может не быть в нужном оттенке.
К счастью, охра продается в виде пигмента. Любой может его купить, чтобы создать свои тени, свой уникальный оттенок для картины или инновационную краску для космических шаттлов.
Фарфор
Интересный факт, но желтая краска при росписи фарфора – тоже с охрой. Только не с «железной», а с урановой. Урановая охра еще называется уранопилитом. Встречается в природе, но может быть сделана и в лаборатории, тоже не слишком дорого.
Как влияет на человека
В небольших количествах охра успокаивает, помогает расслабиться. В доме она создает уют. Как при прогулке в золотую осень. Мягкий желтый свет, еще нет уныния, нет осени и приближающейся зимы. Просто все максимально солнечное, приятное, успокаивающее.
В излишне больших количествах, а также при личных особенностях человека, может вызывать депрессивные чувства. Как раз позднюю осень, «смерть» в природе.
Интересные факты
Как можно пропустить такой интересный раздел:
На этом все
С таким интересным цветом мы сегодня познакомились. Можно сказать, что мы совершили мини-путешествие на 300 тысяч лет назад, потому что археологи находят этот пигмент даже на стоянках человека прямоходящего и неандертальца. Сегодня это дешевый и очень разнообразный пигмент, который имеет очень широкое применение в быту и искусстве.
Кстати, есть еще и другие необычные цвета, например, коралловый. Пишите в комментариях свои впечатления и идеи, всегда интересно их читать! До скорого!
С вами была Алла, любитель странных запросов в google.
Краски Древнего мира: красная охра
Перед вами отпечаток руки на стене пещеры Шове на юге Франции, сделанный с помощью красной краски. Этот наскальный рисунок был создан около 32–30 тысяч лет назад и относится к ориньякской культуре, как и рисунки из испанской пещеры Альтамира (около 36 тысяч лет назад). Любопытна техника исполнения отпечатка, мало отличающаяся от современных граффити: краска набиралась в рот или в трубочку, вроде полых костей, и распылялась поверх ладони, выступавшей в роли трафарета.
Рисунки из пещер Шове и Альтамира — один из первых примеров полихромной древней живописи, для которой использовалось несколько пигментов разного цвета: красный, черный, белый, реже желтый. По возрасту их превосходят только изображения, найденные в 1990-х годах в пещерах острова Борнео. Средний возраст наскальных рисунков в пещере Лубанг Джериджи Салех — 40 тысяч лет, а максимальный — 51 тысяча (см. На стене индонезийской пещеры обнаружено самое древнее изображение животного, «Элементы», 15.11.2018). Это самый ранний дошедший до нас пример изобразительного искусства.
Изображение животного из пещеры Лубанг Джериджи Салех на Борнео. Фото из статьи M. Aubert et al., 2018. Palaeolithic cave art in Borneo
Охровые скалы в провинции Руссильон, Франция, использовавшиеся как источник охр с палеолита до Нового времени. Фото с сайта de.wikipedia.org
Красная охра встречается реже желтой, оранжевой или коричневой, ведь отвечающий за вишневый цвет гематит, в отличие от желтых и оранжевых соединений железа, не образуется при самом процессе выветривания, а наследуется из разрушающейся породы. Однако древние художники нашли иной способ ее получения. Желтая охра при прокаливании до
250°C теряет воду, превращаясь в красную. Как свидетельствуют находки из пещеры Сибуду (Южная Африка), этот факт был известен еще 58 000 лет назад: многочисленные фрагменты красной и желтой охры были обнаружены вместе со следами очагов. Обжиг желтой охры до красной — одно из наиболее ранних свидетельств химической технологии у людей. После термической обработки и измельчения полученный порошок желаемого цвета смешивали с водой и животными жирами, и получалась простая, но стойкая краска. В более поздних слоях Сибуду (возрастом 49 тысяч лет) были найдены и более сложные комбинации: пигмент смешивали не с водой, а с молоком копытных. В этом факте не было бы ничего удивительного, если бы это не происходило задолго до одомашнивания крупного и мелкого рогатого скота.
Делать краску из красной охры научились задолго до первых известных примеров наскальной живописи. Небольшая мастерская по ее производству была обнаружена в пещере Бломбос (Blombos Cave) в Южной Африке в слоях с датировкой 100 000 лет (см. В Южной Африке найдена древнейшая мастерская по производству красок, «Элементы», 18.10.2011). Фрагменты гематитсодержащей горной породы перемалывались в ступках из раковин моллюска Haliotis midae из рода морские ушки с помощью пестика-гальки из кварцита, смешивались с измельченными в порошок костями, а затем разбавлялись водой для создания хорошо ложащейся коричнево-красной смеси. Гематит давал цвет, толченая кость увеличивала объем производимого пигмента, а содержащиеся в ней животные жиры работали в качестве фиксатора.
Ступка для измельчения краски из пещеры Бломос. Фото из статьи C. Henshilwood et al., 2011. A 100,000-Year-Old Ochre-Processing Workshop at Blombos Cave, South Africa
Однако ни в пещере, ни в ее окрестностях не обнаружено ни одного наскального изображения. Так что получаемая красная охра использовалась скорее всего в ритуальных целях, в основном для росписи тел. Справедливости ради стоит заметить, что кровь совершенно точно применялась для этого гораздо раньше, и лавры «самой первой красной краски», наверное, стоит отдать именно ей, вот только следы ее применения до нас не дошли.
До более сложных многосоставных пигментов, вроде тех, что делали жители пещеры Бломбос, для нательной живописи использовались так называемые «мелки» — трехгранные фрагменты мягких охр возрастом более 250 тысяч лет, обнаруженные во множестве африканских пещер. Примерно к этому же времени относятся и наиболее ранние свидетельства применения красной охры неандертальцами в Европе — 250–200 тысяч лет назад.
Открытая самой первой, эта красная краска долго не выходила из моды и использовалась всеми известными цивилизациями древнего мира в самых разных декоративных целях. Так, в неолитической Испании для украшения керамики применялась техника «almagras» (от исп. «красная охра»): красная охра смешивалась с глиной и наносилась в углубления на необожженных сосудах. После обжига гематит проявлял красно-коричневый оттенок на фоне более светлой глины.
Фрагменты украшенной красной охрой керамики с неолитических стоянок Испании (5–4 тысяч лет до н.э.). J. Carrasco Rus et al., 2014. Los registros funerarios neolíticos de laSima» LJ11″ (Loja, Granada). Nuevos datos y cronologías
Статуя первого фараона Среднего царства Ментухотепа II (2061–2010 г. до н. э.), тиара покрашена красной охрой. Фото с сайта en.wikipedia.org
Красная охра была оптимальным пигментом для росписи помещений и керамики благодаря отсутствию химических реакций с содержащейся в воздухе водой и с солнечным светом, а также возможности переносить высокие температуры, сохраняя свой цвет. Для украшения стен и статуй в более поздние времена ее обычно смешивали с гипсом (CaSO4) или кальцитом (CaCO3) — именно такие комбинации находятся при изучении египетских гробниц, дворцов Крита или в Междуречье (Месопотамии).
Более того, эта краска была настолько универсальной, что с ее помощью даже начали красить ткани. Во время раскопок, которые производил французский археолог Жак де Морган в 1894–1895 годах в районе комплекса пирамид фараона Аменемхета II (1914–1879/1876 г. до н. э.), была обнаружена мумия, обернутая в красные ткани. Эти достаточно хорошо сохранившиеся ткани времен Среднего царства были повторно изучены в конце восьмидесятых годов с помощью метода рентгенофлуоресцентного анализа, который показал, что за красный цвет отвечает гематит — главный компонент красной охры.
Леонардо да Винчи (1452–1519), «Автопортрет сангиной», около 1512 года. Туринская королевская библиотека (Royal Library of Turin). Изображение с сайта en.wikipedia.org
Судя по текстам из Месопотамии, там эта техника также применялась в то же самое время, причем красная охра ассоциировалась с кровью, а процесс окрашивания — с выпуском крови. Но еще до появления льняных и шерстяных тканей красную охру использовали как краситель для кожи. Изучение слоев возрастом 12 400–12 000 лет до настоящего времени с артефактами натуфийской культуры в пещере Хилазон Таштит (Израиль) указало на существование там мастерской по выделке кожи, в которой активно применялась красная охра — вероятно, именно для окраски конечного продукта.
Красная охра никогда не выходила из моды, а далекие предки древних «мелков» используются и сегодня. Это сангина (от лат. sanguis «кровь»), состоящая из смеси красной охры и мела или каолинита, которой рисовал Леонардо да Винчи и которую до сих пор можно купить в магазине товаров для творчества. Так что увидев вишнево-красный или оранжевато-красный оттенок на древнем произведении искусства или фреске, вы можете смело утверждать, что это та самая вездесущая красная охра.