красная звезда с серпом и молотом значок что означает
Рожденная революцией: как у Красной армии появилась красная звезда
Один из самых знаменитых символов русской армии ХХ столетия имеет давнюю историю — и не только российскую
История отечественных побед и военных достижений ХХ века неотделима от главного символа Красной, позднее — Советской армии: красной звезды. Лаконичный и простой, легко запоминающийся и видный издалека, этот опознавательный знак русских воинов двадцатого столетия знают по всему миру. Красная звезда стала таким же знаменитым символом победы в Великой Отечественной войне, как танк Т-34 или штурмовик «Ил-2», и таким же повсеместно узнаваемым символом послевоенного могущества СССР, как автомат Калашникова или истребитель МиГ-21.
История красной звезды, казалось бы, неотделима от советской истории России. Ведь ее начали использовать практически сразу после октябрьского большевистского переворота, а закончили вскоре после развала Советского Союза. Но в действительности военная история «марсовой звезды», как еще называют этот знак, в России началась несколько раньше официального дня рождения красной звезды, который как раз и отмечается 15 декабря.
Из Красной гвардии — в Красную армию
Когда завершился октябрьский переворот, и перед большевистской властью встал вопрос вооруженной защиты своих завоеваний, единственной реальной военной силой, на которую они могли опереться, были отряды красногвардейцев. Эти разношерстные формирования, ставшие главной ударной силой в Петербурге и Москве, состояли в основном из рабочих и наиболее сознательных солдат, покинувших свои части не ради бегства от войны, а с мыслью о том, что жизнь в стране и вправду нуждается в серьезной встряске.
Им-то и стала красная звезда, которую 15 декабря 1917 года своим распоряжением ввел в петроградской Красной гвардии командующий Петроградским военным округом Константин Еремеев. А через пять дней, 20 декабря, новую эмблему обсудил Главный штаб Красной гвардии Петрограда и рекомендовал использовать ее повсеместно в революционных военных частях — как уже действующих, так и формирующихся.
Откуда у военных звезды
Но полагать, будто именно петроградские красногвардейцы были изобретателями звезды, неверно. В качестве именно воинского символа, обозначавшего, правда, не столько национальную принадлежность воинских частей, сколько ранг командира, пятиконечные звезды появились на мундирах республиканской французской армии в годы Великой французской революции. Тогда их можно было видеть на головных уборах, эполетах, шарфах, на фалдах мундира. Чуть позже, в Великой армии Наполеона I, звезды остались только на генеральских эполетах. Видимо, оттуда они в январе 1827 года повелением Императора всероссийского Николая I — большого поклонника наполеоновской армии — и перекочевали на эполеты русских офицеров и генералов. Размер звездочек был одинаковым, а категория чина определялась наличием или отсутствием бахромы и ее толщиной. А когда в 1854 году эполеты начали сдавать позиции погонам, то и на них звание по-прежнему определялось звездочками и по-прежнему одинакового размера: категорию чина обозначало число и наличие просветов.
Почти в то же время, но совсем в другом конце Европы — в охваченной революционном огнем гарибальдийской Италии — впервые появляется и красная звезда как символ революционной армии. В 1849 году надетый на пику пятиконечный красный знак начали носить наравне со знаменем впереди колонн сторонников Джузеппе Гарибальди. Учитывая популярность этого революционера в России, нетрудно предположить, что и его символика наверняка была известна отечественным социалистам и прочим ниспровергателям монархии.
Наконец, на идею использовать звезду в качестве военного опознавательного знака большевиков могли натолкнуть и их предшественники из Временного правительства. Известно, что 21 апреля 1917 года военный и морской министр Александр Гучков своим приказом №150 ввел для моряков новую кокарду: розетку с якорем, над которой размещалась звезда.
«Марсова звезда с молотом и плугом»
Так что звезда как воинский символ была к 1917 году уже хорошо известна в России — и оставалось только решить, как превратить ее в символ новой, революционной рабоче-крестьянской армии. Ответ был очевиден: сделать ее красного цвета, как и все прежние знаки различия красногвардейцев.
Так что к моменту появления самого понятия Красная армия ее главный символ — красная звезда — уже был создан. Оставалось только превратить его в единый для новых вооруженных сил знак различия. А для этого нужно было разработать и утвердить единый облик знака, так как в декабре 1917-го его хоть и ввели, но никак не регламентировали, ограничив разве что размеры: не больше шести с половиной сантиметров.
Первый официальный эскиз красной звезды в качестве знака РККА был утвержден весной 1918 года. 19 апреля в газете «Известия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов крестьянских, рабочих, солдатских и казачьих депутатов» появилась корреспонденция, в которой говорилось, что Комиссариатом по военным делам утвержден чертеж нагрудного знака для воинов Красной Армии в виде красной звезды с золотистым изображением плуга и молота в центре. Сама по себе звезда, которую, кстати, и в статье, и еще некоторое время после официального принятия называли «марсовой звездой», олицетворяла, с одной стороны, бога войны Марса, с другой, за счет своего красного цвета — защиту революции. А уж символику молота и плуга прочитать было и того проще: они, конечно же, олицетворяли «рабочее-крестьянский» характер новой армии.
Интересно, что на одном из предварительных эскизов, нарисованном и предложенном комиссаром Московского военного округа Николаем Полянским, кроме плуга и молота, присутствовала еще и книга — как символ интеллигенции. Но от книги отказались, посчитав, что она перегружает знак и делает его плохо читаемым. Сама же по себе идея совместить в одном знаке символы рабочих и крестьян впервые была реализована в марте 1917 года, когда на знамени рабочих Московской фабрики Фаберже появилось изображение перекрещенных молота, сохи и винтовки.
При официальном утверждении приказом Наркомвоена Республики № 321 от 7 мая 1918 года новый знак Красной армии получил название «марсова звезда с плугом и молотом» и должен был носиться на груди слева. Кстати, многие красноармейцы, особенно красные командиры, предпочитали надевать знак на портупею — чтобы она не цеплялась за него и не закрывала, превращая красного воина в неизвестного вооруженного человека. И это соображение в июле 1918 года заставило Реввоенсовет республики отдать приказ перенести красную звезду с груди на околыш фуражки — место, которое стало привычным для нескольких поколений советских воинов. А 15 ноября того же года вышел приказ РВС № 773, которым красная звезда окончательно была размещена на головных уборах, причем уже не только Красной армии, но и Красного флота.
Превращения красной звезды
Первая эмалевая красная звезда, именовавшаяся «марсовой», имела характерную форму. Ее лучи были толще, чем мы привыкли видеть, а их грани были слегка выпуклыми, отчего вся звезда казалась более объемной. В таком виде — с выпуклыми толстыми лучами, молотом и плугом — она просуществовала четыре года. 13 апреля 1922 года плуг, который сочли символом зажиточного крестьянства, то есть кулаков, заменили бедняцким серпом (хотя, вероятнее всего, у этой замены было более приземленное дизайнерское объяснение: серп проще изображается и легче воспринимается). Через три месяца, 11 июля, изменили и форму лучей звезды — их спрямили, придав знаку хорошо знакомый нам вид.
Очень скоро символ Красной армии — главной силы, призванной защищать первое в мире государство рабочих и крестьян — стал и для его защитников, и для их противников олицетворять и саму Советскую Россию. Так что нет ничего удивительного в том, что в 1923 году красная звезда, но уже без серпа и молота, то есть в самом обобщенном виде, появилась в качестве замыкающего элемента на гербе СССР. Через год красная звезда появилась на флаге СССР, в 1928 году она стала знаком октябрятской организации (вместо серпа и молота на ней поместили изображение юного Володи Ульянова), а в 1942-м — и пионерским значком.
Что касается Красной армии, то в ней красная звезда была не только отличительным знаком, который размещался на головных уборах — фуражках, пилотках, касках и шлемах-«буденовках», но и частью нарукавных знаков различия. С 1919 по 1924 год красная звезда красовалась на рукавах всех красноармейцев, начиная от отделенного командира и заканчивая командующим фронтом. После 1924 года красные звезды сохранилась только на петлицах командиров самой младшей категории — К-1 (командиров звена и отделения в сухопутных войсках и младших мотористов в ВВС), а после 1940-го — только у высших офицеров, начиная с генерал-майора. У моряков РККФ красные звезды на обшлагах рукавов сохранялись намного дольше: до 1991 года, постепенно сменившись на золотые у всех званий, кроме адмиральских.
Правда, в 1969 году нарукавные звезды в Советской армии вернулись — но уже не в виде знаков различия, а в виде элемента нарукавных нашивок, указывавших на род или вид войск, в которых служит их обладатель. Примечательно, что подобные нашивки носили только военнослужащие срочной и сверхсрочной службы и курсанты военных училищ — офицеры обходились без них.
Значок «Серп и молот»
19 апреля 1918 года газета «Известия» напечатала заметку об учреждении эскиза нагрудного знака для воинов-красноармейцев. Так что в 2018 году значку красная звезда с серпом и молотом исполнилось 100 лет.
Ведомственная принадлежность
Наркомат по военным делам утвердил его весной 1918 года: 7 мая вышел ведомственный приказ №321. В нем говорилось, что нагрудный знак указывает на принадлежность лица к войскам Красной Армии.
На следующий день (8 мая) был издан еще один приказ №42, согласно которому получение и ношение значка являлось обязательным для всех вновь поступающих в ряды военнослужащих. К каждому аксессуару прилагалась красноармейская книжка, в которой получатель ставил личную подпись под обязательством.
Образец
Образец нагрудного аксессуара для военнослужащих был утвержден 29 июля 1918 года. Он представлял пятиконечную красную звезду. На первых экземплярах в центре изображен не серп, а плуг и молот – символ единения рабочих и крестьян. Такой же была новая эмблема Красной Армии.
В том же 1918-м революционное правительство напечатало агитационную листовку, в которой объясняло значение нового символа. В ней говорилось, что у каждой армии – та эмблема, которой она заслуживает. Красная звезда – это звезда правды, счастья бедных людей, крестьян, рабочего класса. Авторы призывали всех «товарищей объединиться под ней».
Знаки с серпом
Серп вместо плуга появился уже после гражданской войны: с 29 мая 1922 года пятиконечная звезда с серпом и молотом стала обязательной для военных головных уборов. Значки украшали фуражки, береты, пилотки папахи.
Через два года аналогичные аксессуары начали использовать на Государственном флаге Советского Союза, а в 1939-м была учреждена золотая звезда Героя социалистического труда. На ней также изображены серп и молот.
Символизм звезды
Пятиконечная звезда – не новый геральдический элемент. Во времена монархии его использовала русская армия. В то время она называлась марсовой звездой – по имени Марса, древнегреческого бога войны.
В январе 1827 года император Николай I сделал их обязательным для ношения на офицерских и генеральских эполетах, а почти три десятилетия спустя звезды появились на погонах.
В 1904-1905 годах фотограф и владелец фотоателье Карл Булла опубликовал снимки русских военных эшелонов в журнале «Нива». На вагонах была светлая звезда с двуглавым орлом в центре.
После Февральской революции эмблему упразднили, а погоны с ее изображением отменили.
После революции 1917 года пятиконечная звезда олицетворяла единство мирового пролетариата. Пять концов – пять материков, а красный цвет – цвет крови, цвет революции. Она являлась главным геральдическим знаком СССР, изображенным на гербе, государственном флаге, военной форме и других атрибутах того времени.
Символизм серпа и молота
Серп и молот на значках СССР не случайны – они также являлись основной символикой молодого социалистического государства, олицетворяли единство рабочего класса и крестьян. И сегодня коммунистические движения в разных странах мира используют логотипы с такими же изображениями.
Молот еще со времен Средневековья используется как эмблема ремесленников. Если сравнить технические знаки разных лет, то на них можно увидеть два скрещенных молота или молоток, перекрещенный с топором, гаечным ключом, другим инструментом.
Еще во второй половине 19-го столетия пролетарские ячейки в Западной Европе избрали этот инструмент символом своего класса. Так он стал общепринятым знаком революционного движения.
Второй элемент – серп. До 1917 года его можно было увидеть в гербах городов. Орудие труда ассоциировалось с жатвой, сбором урожая. В советский период его изображали наложенным на молот. Такое расположение указывало на старшинство геральдического знака молота.
Читается эмблема наоборот: первым называют серп (младший), вторым – молот. Никакой путаницы: произносят в том порядке, в каком изображения видит зритель.
Автор идеи
У новой советской власти не было символов государственности, а нужно было их утвердить. Вопрос остро встал уже в январе 1918 года. Еще раньше серп и молот использовались как основные атрибуты, но располагались они иначе.
Идея перекрестить атрибуты принадлежит Евгению Камзолкину – в те годы он работал художником Замоскворецкого театра. В середине весны Камзолкин оформлял праздничную агитацию к 1 мая.
Позднее он вспоминал, как чиновники из Моссовета предлагали ему изобразить плуг, молот и наковальню. Но Камзолкин решил действовать на собственный страх и риск. Перебрав десятки вариантов, он решил изобразить серп и молот, но без наковальни. Сделал несколько набросков и посчитал, что самый удачный вариант – с перекрещенной атрибутикой. Его он и поместил на первомайские плакаты и флаги.
Народный художник Сергей Герасимов вспоминал в мемуарах, как это было. На полу в мастерской разложили кумачовое полотнище, надели уголь на длинные шпильки и начали чертить эскизы. Рядом с Герасимовым стоял Камзолкин. «А что, если попробовать такую эмблему – пожалуй, будет советской?» – произнес он и начертил ее. Удивительный в своей простоте, лаконичный и при этом выразительный рисунок всем понравился. Его использовали как один из основных элементов, украшавших Серпуховскую площадь на демонстрации 1 мая 1918 года.
В дальнейшем рисунок взяли за основу для государственной атрибутики СССР. Имя художника вскоре забыли. Серп и молот появились на флаге, гербе, а в 1924-м – были прописаны в Конституции Советского Союза.
В 1947 году Страна советов готовилась к празднованию 30-й годовщины Октябрьской революции – в этой связи журналисты вспомнили об авторе знаменитого символа и разыскали его.
Евгений Иванович Камзолкин, которому в то время было 67 лет, жил в подмосковном городе Пушкино. Дом у него был скромным, из бревен, зато под окнами – березы.
В интервью художник признался: он и представить не мог, что его идея станет одним из символов могущественного СССР – узнаваемым и уважаемым во всем мире.
После перестройки и распада Советского Союза ситуация изменилась кардинально. Сегодня коммунистическая тематика запрещена в некоторых странах, публичное использование аксессуаров, с ней связанных, влечет за собой уголовное преследование.
Красная звезда — один из ключевых символов советской эпохи, а что она означает?
Красная звезда — один из ключевых символов советской эпохи наряду с серпом и молотом. Под ней подразумевалось единство мирового пролетариата всех пяти континентов: пять концов звезды — пять материков планеты. Красный цвет — цвет пролетарской революции и библейского очищения кровью; он должен был объединить все пять континентов единой целью и единым началом. Это — оккультная сторона советского символа.
В апреле 1918 года появилась эмблема Красной Армии — пятиконечная красная звезда с золотой каймой, в середине золотые плуг и молот, символизирующие союз крестьян и рабочих. Эмблема была утверждена Наркоматом по военным делам 19 апреля 1918 года. Окончательный вид звезды утверждён Наркоматом по военным делам в июле 1918 года. Позднее эмблема упростилась — вместо плуга стал изображаться более наглядный серп. Официально это было оформлено приказом Реввоенсовета 13 апреля 1922 года.
Красная звезда часто изображалась на флагах и государственных символах социалистических стран в знак солидарности идеологий и путей развития.
К сожалению, невозможно точно назвать имя автора этого символа. Одни источники, ссылаясь на воспоминания видного публициста тех лет Е. М. Ярославского, говорят, что автором был один из комиссаров Московского военного округа Н. А. Полянский, который и предложил красную пятиконечную звезду с изображением плуга, молота и книги. Рисунок получился несколько перегруженным и плохо читался. После обсуждения на общественной коллегии округа были оставлены только молот и плуг. Другие источники называют члена Всероссийской коллегии по организации и управлению РККА К. С. Еремеева. Ни одна из этих версий не имеет документального подтверждения. Но, с большой долей вероятности, можно утверждать, что прототипом эмблемы «молот и плуг» был рисунок, сочетавший молот, соху и винтовку, появившийся впервые в марте 1917 г. на знамени рабочих Московской фабрики Фаберже. На это очень четко указал историк П. К. Корнаков в своей работе о знаменах февраля-октября 1917 года.
Новое в блогах
«Серп и молот»: почему главный символ СССР считают масонским знаком
Нас повсюду окружают различные символы: дорожные указатели, этикетки на товарах, логотипы организаций, гербы и флаги. На первый взгляд все они кажутся обычными, но, если присмотреться внимательно, в них можно увидеть скрытые послания в виде скандинавских рун, астрологических или магических знаков. Всем известный символ союза рабочих и крестьян «Серп и молот», оказывается, не так уж и прост. Специалисты по геральдике видят в нем явную связь с масонским учением, а также указание на языческих богов.
Автор символа
Евгений Иванович Камзолкин (1885—1957 гг.) — известный художник, фотограф и декоратор. Он родился в столичной купеческой семье, окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Этого человека постоянно интересовало неизведанное. В самом начале ХХ века молодой художник увлекся новаторским для того времени искусством фотографии. Его работы были представлены в Турине на международной выставке 1907 года.
Но, помимо увлечения фотографией, в жизни Евгения Камзолкина была и еще одна страсть — Древний Египет с его загадочной мифологией и историей. Не случайно он написал немало картин, посвященных этой стране. Наиболее известные работы художника: «Египтянка», «Пир у царя Ассирийского», «В битву», «Во имя Рамзеса».
В 1920 году Евгений Иванович решил помогать беспризорникам. Он переехал в дом своего дедушки, расположенный в городе Пушкино, учил рисованию воспитанников местной детской колонии.
В рамках исторического проекта «Родина», к 100-летию создания символа обозреватель «Российской газеты» Артем Локалов опубликовал статью «Серп и молот. Березки и Пасха» в «Российской газете». В ней он привел слова директора краеведческого музея города Пушкино Олега Бойко: «К первому советскому Первомаю было пожелание Моссовета — изобразить символику новой власти. К тому времени существовали разные комбинации — коса и молот, плуг и молот. Но именно Камзолкин попал в точку».
Причем этот художник никогда не принимал участия в революционных событиях, так и не вступил в компартию. Вообще, его политические взгляды остаются неизвестными для исследователей. Хотя Евгений Иванович никогда не был затворником. Еще в 1906 году он вступил в Общество Леонардо да Винчи, а в 1923 году был одним из учредителей объединения художников «Жар-цвет», в которое входили такие известные живописцы, как К. С. Петров-Водкин, Н. Е. Лансере, М. В. Добужинский и другие.
Серп и молот
Специалист по советской геральдике Владимир Поцелуев написал книгу «Гербы Союза ССР. Из истории разработки», в которой уделил большое внимание символу «Серп и молот». Согласно официальной версии, он олицетворяет нерушимый союз трудящихся — рабочих и крестьян. Этот знак был главной государственной эмблемой СССР, и сегодня его можно увидеть на атрибутике различных коммунистических движений.
Еще в XIX веке многие пролетарские организации Европы избрали молот для обозначения своей принадлежности к рабочему классу. А серп использовался до революции на гербах некоторых российских городов как символ урожая и сельскохозяйственного труда.
Эмблема была официально утверждена как олицетворение союза рабочих и крестьян 10 июля 1918 года на V Всероссийском съезде Советов. С тех пор она изображалась повсеместно: на гербах всех республик СССР, на зданиях предприятий, на официальных бланках, на монетах и купюрах, на печатных изданиях и т. д.
Русские масоны
Однако не все так однозначно. По мнению ряда исследователей, на гербе Советского Союза был изображен символ оккультного движения «вольных каменщиков».
Писатель Виктор Спаров в своей работе «Полная история масонства в одной книге» указал, что первое достоверное свидетельство о существовании тайного общества в нашей стране датировано 1731 годом, когда Великим мастером «всея России» был назначен английский капитан Джон Филипс. С тех пор многие представители отечественной аристократии, ученые и деятели искусства входили в ряды масонов — кто из любопытства, а кто по идеологическим соображениям.
Как известно, с 1906 по 1911 год в Москве открыто работало Общество Леонардо да Винчи, членом которого являлся Е. И. Камзолкин. По официальной версии, целью этого объединения было содействие молодым художникам, помощь в проведении выставок, семинаров и лекций по искусству. Общественники действительно организовали несколько мероприятий в сфере культуры.
Однако великий итальянец Леонардо да Винчи (1452—1519 гг.) был не только прекрасным живописцем. Согласно документам, сохранившимся в архивах Священной инквизиции, он являлся еще и великим магистром тайной организации «Приорат Сиона». И его русские последователи, в число которых входил Е. И. Камзолкин, также не ограничивались лишь художественными изысканиями.
Создатель символа «Серп и молот», по утверждениям современников, прекрасно разбирался в истории и культуре Древнего Египта, особенно интересовавшей масонов. Известный историк, Николай Альбертович Кун, автор любимой многими книги «Легенды и мифы Древней Греции», называл своего друга, Евгения Ивановича Камзолкина, подлинным знатоком древнеегипетской мифологии, основанной на культе бога Солнца.
Тайное значение
Журналистка Наргиз Асадова и философ Леонид Мацих в книге «Легенды таинственного Петербурга» описали оккультное значение символа «Серп и молот». По мнению авторов, с точки зрения масонов этот знак несет куда более глубокое смысловое значение, чем принято считать.
«Молот — это окончательная власть. Это возможность переделать действительность, создать нечто из ничего. Создать бывшее из не бывшего. Как делает кузнец. Он выплавляет железо, выковывает его. Но ведь железа нет в природе. Он соединяет разные элементы. Молот символизирует победу над силами пространства», — говорится в книге.
«Серп и молот — это только на первый взгляд орудия труда. А на взгляд более глубокий это победа над пространством и временем. Когда над серпом и молотом сияет пятиконечная звезда мудрости, этот знак приобретает свое великое значение. С помощью разума и креативного труда добьемся подлинного бессмертия. Так это было на масонской эмблеме», — утверждают авторы книги «Легенды таинственного Петербурга».
Молот и серп
Многие исследователи, идеологически далекие и от коммунизма, и от масонства, часто считают символ «Серп и молот» знаком уничтожения мира и победы сил зла. Молот они связывают со скандинавским богом Тором и славянским громовержцем Сварогом. Кроме того, в древнеиндийской и китайской мифологиях этот рабочий инструмент означает триумф разрушительных сил над созидательными. Примечательно, что индуистская богиня Кали, как и славянская Мара, часто на своих изображениях держит серп в левой руке.
Однако не все специалисты склонны отрицательно трактовать данный знак. Например, автор книги «Во власти символов» Константин Климович не видит в нем ничего плохого.
«Привычный нашему глазу знак сегодня нередко называют символом разрушения. Предполагается, что в недалеком прошлом враги Русской земли вложили в СЕРП И МОЛОТ некий тайный смысл для осуществления своих гнусных планов и замыслов. Но мы знаем — это есть символ созидания и труда. Таким мы его приняли», — отметил писатель.