красное на волге что посмотреть за один день
Красное-на-Волге
Первое упоминание: | 1569 год |
---|---|
Население: | 7800 чел |
Телефонный код: | +7 49432 |
Почтовый индекс: | 157940 |
В 30 км к юго-востоку от Костромы располагается бывшее село, а ныне посёлок городского типа Красное-на-Волге, повсеместно именуемое просто Красным. Ювелирный промысел в здешних краях известен с IX века (ещё до славянской колонизации). В XIX веке этим промыслом занимались в округе не только в селе Красном, но и в полусотне сёл и деревень по обе стороны от Волги. Красносельские изделия из скани (тончайшее витое серебро-паутина) со вставками из различных камней широко распространены на российском рынке, так же, как и отдельные камушки-брелоки, поделки из них и иные украшения с применением драгоценных металлов.
Красное-на-Волге лежит на левом берегу реки Волги, в 35 километрах к юго-востоку от Костромы. Посёлок входит в Перечень исторических городов России. Планировка Красного радиально-кольцевая, аналогичная столичной — центром служит Красная площадь, от которой лучами расходятся улицы: Советская, Ленина, Луначарского и К. Либкнехта. Все достопримечательности можно объединить в один простой маршрут.
Местная легенда гласит, что название населённого пункта происходит от кровавой битвы с иноземными войсками. После заключения мира женщины «подолом слезы вытирали». По другой версии поселок получил имя благодаря красоте продукции местных народных промыслов, которыми издревле славился. Местные жители зовутся красносёлами.
В нынешнее время Красное — уютный зелёный населённый пункт, явно старинный с виду: помимо пятиэтажек здесь полным-полно частных деревянных домиков, а также больших каменных особняков, бесспорно представляющих собой памятники архитектуры. Последние наиболее интересны и необычны. В советское время Красное входило в Золотое Кольцо, но не из-за своей ювелирной направленности, а из-за редкой архитектурной достопримечательности — Богоявленской шатровой церкви 1592 г., стоящей аккурат в центре посёлка, на Красной площади. До 1930-х гг. рядом с ней стоял пятиглавый белоснежный собор, позже взорванный. Сейчас на этом месте нет ничего напоминающего о его существовании — лишь разбит небольшой сквер.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Видео
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Трансляции
—Статистика
Россия. Красное-на-Волге, посёлок ювелиров
— А почему бы и нет. Всё на месте не сидеть…
Вот с такой мотивацией отправились мы в село Красное-на-Волге. Ничего о нём не знали. Думали, поглядим на пыльный маленький сельский музей при школе или доме культуры. Поэтому то, что мы увидели там, изумило, ошеломило, потрясло. Но обо всём по порядку.
Красное-на-Волге – посёлок в Костромской области, райцентр. В нём около восьми тысяч жителей. Но село это имеет богатую историю. Оно гораздо старше первого документального упоминания о нём. Археологические изыскания и исследования культурного слоя говорят о том, что люди жили здесь ещё до Х века. Местность на берегу Волги была слишком хороша, чтобы долго пустовать.
Название села связывают с событиями прошлого: по преданию, здесь произошла битва с врагами, в которой пролилось столько крови, что Волга текла кровавая и земля стала красной. Согласно другой версии, места здесь были «красны», «красивы». По третьей версии, посёлок получил имя благодаря красоте продукции местных народных промыслов, которыми издревле славился.
Красное-на-Волге всегда было большим и зажиточным. Первое упоминание о нём в документах относится к 1569 году, когда оно принадлежало Годуновым. В 1592 году в селе появился Храм Богоявления, построенный Дмитрием Ивановичем Годуновым по благословению первого российского патриарха Иова. В начале XVII века к Богоявленской церкви были пристроены два придела, а в конце того же столетия возведена колокольня. Храм стоит до сих пор и является уникальным памятником шатровой каменной архитектуры XVI века.
Из более поздних документов известно, что Красное было взято в опричнину, а потом Екатерина II в 1762 году на основании указа Сената передала село своей фрейлине: «… бывшей при дворе нашем фрейлине Прасковье Бутаковой, которая ныне в замужестве лейб-гвардии Конного полка за поручиком бароном Сергеем Строгановым, да брату её родному того же полка отставному ротмистру Петру Бутакову жалуем мы в Костромском уезде село Красное с 325 душами». В дальнейшем село снова перешло в казну, а в начале XIX века Красное с окрестными деревнями было подарено отцу поэта Петра Андреевича Вяземского за заслуги перед Отечеством. В августе 1827 года случился страшный пожар, выгорело всё село, в том числе и усадьба Вяземских. Пётр Андреевич выдал всем пострадавшим от пожара большое денежное пособие, благодаря которому село возродилось вновь. Однако усадьбу свою поэт восстанавливать не стал.
В 1864 году рядом с Богоявленской церковью был возведён Петропавловский храм.
Вместе они составили прекрасный ансамбль в центре села. Его обнесли оградой, перед ней установили памятник императору Александру II.
Теперь всё это можно увидеть только на старых фотографиях. Летом 1919 года в Красном вспыхнуло восстание. Карательный отряд Ярославской ГубЧК под командованием Френкеля жестоко расправился с местными жителями: было расстреляно без разбору около 400 человек. Среди жертв – священнослужители местных церквей. Петропавловская церковь и памятник царю были взорваны, Богоявленский храм приспособлен под складское помещение, даже старое кладбище разорено.
В 1950—1960 годах под руководством архитектора И. Ш. Шевелёва в Богоявленской церкви провели ремонтно-реставрационные работы, и храму вернули первоначальный облик, который он имел к концу XVII века. А в 1990 году храм вернули РПЦ. Это самая главная архитектурная достопримечательность поселка.
Сегодня село Красное встречает нас красными маками,
внимательными взглядами местной «братвы»,
и осторожным обнюхиванием.
Да ещё как-то подозрительно из-за ёлок подсматривает Владимир Ильич.
В центре села живописный зелёный пруд.
В нём местные мальчишки ловят рыбу.
Вот таких рыбок. И клёв хороший.
Верхне-Волжской государственной инспекции пробирного надзора более 120 лет. Она является лидером в России не только по объёмам, но и по качеству выполняемых услуг. Сейчас она занимает это здание.
Как случилось, что обычное волжское село стало центром ювелирного дела? Драгоценные металлы или камни здесь не добывают, все сырьё привозное. Возможно, связано это с тем, что земля в этих местах неплодородная, климат нетёплый. Чтобы прокормить семью, нужно было искать другой, не сельскохозяйственный заработок. Археологические изыскания позволяют говорить о том, что в Х веке здесь уже плавили медь и серебро, изготавливали украшения.
Об этом мы узнаём в музее ювелирного и народно-прикладного искусства.
История местного крестьянского быта открывает выставку. Наряду с традиционными вещами, которые можно увидеть в краеведческих музеях всей страны (прялки, утюги, полотенца,
каждая семья Красного имела и нечто особенное, чего в других местах не увидишь. Вот такое устройство, например.
Это волочильный станок. Использовался он для изготовления проволоки. Работали на нём примерно так:
Этот станок тоже использовался для протяжки проволоки.
Есть в музее и набор ручных инструментов, с помощью которых производили ювелирные украшения.
Домашнюю утварь, мелкие металлические предметы, а также различные украшения изготавливали прямо в домах, где жили. Старые фотографии сохранили повседневный труд ювелиров Красного: семья за работой.
Из века в век от отца к сыну передавались традиции и секреты работы с металлом.
Кто-то занимался самостоятельно ювелирным делом, кто-то нанимался в подмастерья. В середине XIX века в поселке Красном и его окрестностях ювелирным производством занимались 2000 кустарей. Появились и скупщики, и крупные мастерские. В селе перерабатывалось около 2, 5 тысяч пудов серебра в год, что для того времени было весьма масштабным.
К концу XIX века продукция красносельских ювелирных мастеров встречалась на всех крупных ярмарках России. Основной ассортимент был ориентирован на небогатых покупателей — недорогие медные и серебряные украшения, крестики, штампованные образки, мелкая серебряная посуда.
С приходом Советской власти в 1919 году было решено создать артель для производства различных ювелирных изделий для нужд страны. Но немногие сельчане обрадовались такому обороту дела. Занимаясь ювелирным делом, народ жил богато и не желал расставаться со своим добром. Артель была создана в апреле месяце, а в июле того же года село взбунтовалось, не желая принимать порядки новой власти. В истории эти события остались как «Красносельский мятеж».
Но восстание подавили, а производственное объединение » Красносельская трудовая производственная артель металлических изделий» (более известное её название «Красный кустарь») начала работать. В 30-е годы артель стала промколхозом. Местные жители, помимо своего основного ювелирного производства, занимались сельским хозяйством. А в годы Великой Отечественной войны многие мастера ушли на фронт, а само предприятие стало выпускать металлические изделия для нужд фронта.
В конце 50-х годов артель была переименована в «Красносельский ювелир». А в 1960 году организована «Красносельская ювелирная фабрика», куда влились другие артели ( «Металлист», » Красный ювелир» и «Промкомбинат»). В 1973 году фабрика получила название «Красносельская ювелирная фабрика», которая впоследствии стала головным предприятием производственного объединения «Ювелирпром».
С восьмидесятых годов ХХ века ювелиры России получили возможность официально работать с драгоценными металлами. В Красном открылось множество частных ювелирных мастерских, выпускающих разнообразную продукцию из золота и серебра.
Вся история Красного-на-Волге нашла отражение в экспозициях музея. Так же, как и развитие разных видов обработки металлов.
Один из древнейших видов – чеканка.
С помощью таких инструментов – чеканов – изготовлялись оклады для икон, а иногда и сами иконы.
Наряду с чеканкой использовались литье и штамповка.
Иногда в одном изделии использовали разные техники обработки металла. Особенно хорошо это заметно на переплётах книг.
Настоящие произведения искусства!
Кроме культовых атрибутов, с древних времен изготовляли из серебра посуду (братины, чарки, солонки) и инструменты, декоративные фигурки и ювелирные украшения.
Использовали для декорирования эмаль,
Литые фигурки меня просто заворожили.
Но широкую славу красносельским мастерам принесла скань, проволочные кружева.
Сканные узоры бывают ажурными и накладными. Ажурные сначала наклеивают на эскиз, а потом на нём паяют. Накладные приклеивают к фону (металлической пластинке), а потом припаивают.
Почти готовое изделие опускают в серный раствор для потемнения металла, потом полируют.
Нередко филигрань сочетают с эмалью (в том числе финифтью), гравировкой, чеканкой. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики, создающие игру светотени) и камнями, хрусталём, перламутром.
Когда смотришь на эти вазочки, солонки, шкатулки, портсигары, подстаканники, миниатюрные скульптуры, понимаешь, сколько труда и любви вложено в каждое изделие.
Мы восхищались каждым.
Изделия, выполненные в технике филиграни или с элементами филиграни, очень часто (в целях облагораживания их внешнего вида) серебрят или золотят. Выглядит потрясающе.
Вот этот чайный столик легко может уместиться на ладони. А чашечки-ложечки вообще малюсенькие.
Возможно, для этой семьи он будет в самый раз.
Но, наверное, как и для многих, для меня слово «ювелир» связано в первую очередь с женскими украшениями. В музее их множество. И все разные. Невольно замечтаешься, как это будет выглядеть на тебе.
Каждый ювелир – художник. Перед тем как создать вещь, мастер рисует ее, прорабатывает все детали на бумаге. Поэтому не удивительно, что часть экспозиции музея занимает живопись красносельских художников.
Так выглядит «Пятидесятый псалом».
А так путь к вершинам мудрости.
У каждого предприятия в Красном-на-Волге есть свой магазин. В один из них мы отправляемся после экскурсии.
Он не самый большой, есть и побольше. Но мне и одного магазинчика было много. Потому как в таких ювелирных магазинах я еще не бывала. Если представить обычный супермаркет («Магнит» или «Пятёрочку»), все прилавки, витрины, холодильники которого заставлены образцами (неповторяющимися) ювелирных изделий из золота, серебра и платины, то это будет похоже на то место, где мы оказались.
Голова закружилась от драгоценного блеска. Сюда надо приходить, четко представляя, что ты хочешь приобрести. Я не знала. Вообще не была готова к тому, что окажусь в таком месте. Поэтому металась по магазину, прикидывая, что можно купить себе и в подарок родным, да ещё и не переплатить. До тех пор, пока не увидела ионизаторы.
Это серебряное изделие на цепочке, которое опускаешь в стакан с водой на некоторое время, и ионы серебра проникают в воду. Вода становится полезной для человека. Кроме того, серебро убивает бактерии. По крайней мере, так говорил продавец-консультант. Мне показалось это хорошим выбором для подарка. На каждый ионизатор давался сертификат. В общем, мы приобрели для себя и в подарок такое изделие (время показало, что это был не самый лучший выбор).
Пока ожидали нашу группу, побродили ещё по посёлку. Вглядываясь в лица прохожих, подумалось: вот они какие, ювелиры. Ничем от нас не отличаются. Ходят в магазины, возделывают огородики, гуляют по этим улицам. Это совсем не похоже на «ортодоксальный» образ ювелира, созданного в нашем киноискусстве.
Вот такое интересное место есть в Костромской области. Теперь я точно знаю, куда надо ехать, если захочется приобрести что-нибудь потрясающее.
vse_horosho
«Родился сам, помоги другому»
В субботу утром мы проснулись на воде и из окна у нас было видно такое:
В самом отеле никакая шумоизоляция, поэтому слышно, как чихают в соседнем номере и как горничные гремят швабрами по утру, но, разумеется все это ничто по сравнению со сном на воде и утренней медитацией, не вставая с постели.
У каждого номера на первом этаже есть балкончик. И с него вот такие вот виды. Наверное и рыбу можно ловить летом.
Село Красное на Волге находится в 35 км от Костромы. И известно как центр ювелирного промысла. На сегодня в селе насчитывается 570 зарегистрированных ювелирных предприятий из 750 по региону. И есть собственная палата, которая ставит пробы на драгметалы.
И что бы разобраться что к чему в этом селе, мы сначала отправились в местный музей (ул.Советская д49а) и заказали экскурсию (350 рублей). Группа музея в контакте: здесь (довольно информативная), сайт музея здесь.
На фото собственно здание музея. Если будете располагать временем, обогните здание с левой стороны (если стоять к нему лицом) и найдите небольшую кирпичную пристройку. Там проводят мастер-классы по скани для детей и взрослых (200- 300 рублей за час)
Итак, музей, Красное село с 9 века было известно как центр ювелирных кустарей, которые творили ювелирку в основном для простонародья. Например такие вот крестики вывозились на ярмарку целыми обозами (по словам нашего экскурсовода).
Или вот такие серьги и брелОки, изначальное назначение которых было.. заменять часы на цепочке, если у человека не хватало на последние средств. (а так вроде что-то тяжеленькое лежало в часовом нагрудном кармане).
Это наш экскурсовод рядом с ремесленным столом, который по её словам был и есть в каждой избе в селе Красное на Волге.
А дальше будут фотографии изделий, которые мне запомнились или отозвались. Например, вот такая вот замочная скважина с бараном.
Или такая вот техника «литья по натуральному объекту», что позволяет передать все натуральные «трещинки» объекта. А сам Объект потом изымается из полученной формы.
В советские времена ювелирный завод выпускал значки и брошки. И все равно по-ювелирному.)
Ну меня, конечно, больше всего волновали украшения.
Вот такой вот комплект тоже интересный.
А вот этот вот комплект не про скань. Он из кости. Но мне созвучен.
В следующий раз нужно будет обязательно заглянуть на выставку в это училище. Ну а среди студенческих работ в музее были не только украшения, но и вот такая изумительно декорированная одежда. Уверена, что её можно купить после выставки. И, почему-то мне кажется, что цена будет адекватной. Потому что цены в селе Красное изумляют своей адекватностью.
Еще в музее, который занимает дореволюционное здание, в котором до этого, кстати, располагались классы этого ювелирного училища, так вот в музее есть вот такая вот уникальная чугунная лестница. Которая похожа сама на ювелирное изделие.
Еще, я бы с удовольствием нашла бы выход на местных ювелиров, которые делают авторские украшения. Видела некоторые работы на выставке в музее. Очень достойные. Но вот где найти этих мастеров?
Со мной в результате уехали такие вот серебряные серьги с топазами компании Sokolov за 1800 рублей ( что было на порядок дороже аналогичных серег других компаний, но мне приглянулись эти.) И кольцо к ним в комплект, тоже с топазом, но другого производителя за 400 рублей.
Смотрите сами: два. (Это я пытаюсь практически «испить шеломом Дону Волгу»)
Ну а солнце меж тем начало клониться и мы повернули колеса свои во обратную дорогу. Мы вновь проехали по селу Красное, мимо храма Богоявления Господня XVII век. Внутрь мы не попали (был закрыт).
Обрадовались этому открытию, вкусно поужинали и направились в Ярославль, в гостиницу «Модерн». Наконец отдыхать в преддверии следующего дня и дороги домой.
А продолжение следует.
Начало рассказа об этом путешествии можно прочитать здесь:
часть 1. Переславль Залесский.
часть 2. Годеново. Кострома.