красный крест чем занимается кратко
Направления деятельности РКК
Деятельность Российского Красного Креста реализуется в рамках 8 федеральных направлений деятельности, утвержденных Правлением Российского Красного Креста:
Федеральные основные направления деятельности РКК
Обучение навыкам оказания первой помощи
Первая помощь – это комплекс мероприятий, направленных на поддержание жизни и здоровья и осуществляемых до оказания медицинской помощи пострадавшим при несчастных случаях, травмах, отравлениях, других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью.
Что делает Российский Красный Крест по этому направлению?
РКК организует обучение населения навыкам оказания первой помощи в целях подготовки населения к оказанию первой помощи, к четким и быстрым действиям в случае происшествия с наличием пострадавших, направленным на защиту жизни и здоровья, подготовку к реагированию на ЧС.
Популяризация добровольного безвозмездного донорства крови и костного мозга
Донорство крови исторически является одним из приоритетных направлений работы РКК. В годы Великой Отечественной войны благодаря работе РКК движение донорства стало массовым. На фронт было отправлено более 700 тысяч литров крови. С 1944 года учрежден знак «Почетный донор СССР», награждение этим знаком производилось Исполкомом Союза Общества КК и КП.
Российский Красный Крест формирует устойчивую базу безвозмездных активных доноров крови и ее компонентов путем системной информационно-просветительской работы. Также деятельность РКК направлена на повышение информированности населения о донорстве костного мозга и расширение базы доноров клеток костного мозга. (Особое значение — это направление деятельности приобретет при принятии Законопроекта № 1148614-7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека» и Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» по вопросам донорства органов и (или) тканей человека, включая костный мозг и гемопоэтические стволовые клетки, и их трансплантации (пересадки)»).
Реализация программ социальной помощи нуждающемуся населению
Социальные программы РКК – это комплекс мер и реализованных задач, направленных на улучшение жизни особо нуждающихся граждан путем предоставления им востребованных социальных услуг.
Российский Красный Крест традиционно осуществляет следующие основные виды социальных программ:
Реализация программ в сфере здравоохранения
Работа в сфере здравоохранения является одной из ключевых сфер деятельности Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца и Российского Красного Креста, как его компонента.
Цель РКК в этом направлении заключается в содействии сокращению масштабов заболеваемости, в том числе от социально значимых инфекций, прежде всего ВИЧ-инфекции и туберкулеза, а также повышении качества жизни пациентов и их родственников.
Подготовка и реагирование на чрезвычайные ситуации
Российский Красный Крест реализует мероприятия по подготовке населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных катастроф, чрезвычайных ситуаций иного характера и вооруженных конфликтов, а также к предотвращению несчастных случаев, в том числе, через обучение населения приемам и навыкам оказания первой помощи.
Также РКК оказывает разностороннюю, в том числе первую, помощь пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф; социальных, национальных, религиозных и иных вооруженных конфликтов, подпадающих под действие Женевских Конвенций от 12 августа 1949 года и Дополнительных Протоколов к ним, а также беженцам и вынужденным переселенцам.
Федеральные дополнительные направления деятельности РКК
Распространение знаний о международном гуманитарном праве, Основополагающих принципах и идеалах Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца
Цель реализации этого направления – содействие формированию гуманистического мировоззрения, таких личностных качеств, как сопереживание, уважение к человеку, осознание ценности жизни, милосердие.
Общественный контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания
Главным предназначением общественных наблюдательных комиссий, образованных в субъектах Российской Федерации, является содействие реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания. Члены ОНК являются представителями гражданского общества и действуют в его интересах. Общественный контроль и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания, члены ОНК осуществляют на основе принципов приоритета прав человека, добровольности, равноправия, объективности и законности, нетерпимости к любым действиям, оскорбляющим человеческое достоинство. Сегодня в состав ОНК входят 49 представителей региональных отделений Российского Красного Креста в 29 регионах России. Также членом ОНК является Председатель Российского Красного Креста Павел Савчук.
Воссоединение семей и выяснение судеб лиц, пропавших без вести
Содействие восстановлению семейных связей между людьми, разделенными войной, вооруженным конфликтом, оккупацией, стихийными бедствиями и иными чрезвычайными обстоятельствами является одной из уставных целей Российского Красного Креста.
Основной функциональный элемент этого направления деятельности – Негосударственное учреждение «Центр розыска и информации Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест», являющееся одним из главнейших составляющих международной сети розыска и воссоединения семей.
Министерство иностранных дел Российской Федерации
Навигация
Международный Комитет Красного Креста
Международный Комитет Красного Креста (МККК) образован в 1863 г. по инициативе швейцарца Анри Дюнана для оказания гуманитарной помощи жертвам вооруженных конфликтов. Со временем деятельность МККК распространилась и на другие области: посредничество в конфликтных ситуациях, предоставление помощи лицам, пострадавшим во время вооруженных конфликтов, розыск пропавших без вести и услуги по воссоединению семей, содействие в подготовке медицинского персонала для гуманитарных миссий, разработка норм международного гуманитарного права, наблюдение за их выполнением и содействие распространению знаний по гуманитарному праву.
В 2002 г. МККК предоставил гуманитарную помощь населению Северокавказского региона, в первую очередь временно перемещенным лицам из Чеченской Республики, на сумму 27 млн. долларов США. В 2003 г. было реализовано около 27 млн. долларов США. Финансовые потребности МККК на осуществление деятельности в России в 2004 г. оцениваются в 26,107 млн. долл. США. Для осуществления программ на Северном Кавказе МККК потребуется расчетное финансирование в размере 21,99 млн. долл. США.
Федеральные органы исполнительной власти сотрудничают с МККК в области реализации программ по распространению знаний о международном гуманитарном праве.
10 мая 2000 г. в соответствии с достигнутой договоренностью состоялся обмен письмами между И.С.Ивановым и Я.Келленбергером, в которых зафиксированы модальности деятельности МККК в России. Делегатам МККК предоставлен доступ ко всем лицам, задержанным властями Российской Федерации в связи с проводимыми операциями по обеспечению безопасности в Чечне, на всех этапах их содержания под стражей и во всех местах, где они в данный момент находятся. Указанные договоренности продлены 28 октября 2003 г. на новый шестимесячный срок.
Между Правительством РФ и МККК в 1992 г. заключено Соглашение о статусе МККК и его Делегации (Представительства) на территории Российской Федерации, в котором решаются правовые вопросы деятельности МККК в России. Оно вступило в силу после его подписания.
В Москве открыто региональное Представительство этой организации. В 2002 году оно переехало в новое помещение.
МККК активно содействует скорейшему вступлению в силу Статута Международного уголовного суда. С участием Комитета в России проведен ряд мероприятий, имеющих целью распространение знаний о нем.
4-5 февраля с.г. в Москве состоялась Конференция «Римский статут Международного уголовного суда: имплементация на национальном уровне».
КРАСНЫЙ КРЕСТ
КРАСНЫЙ КРЕСТ – 1) Движение Международного Красного Креста, основная цель – предотвращать и облегчать страдания людей. Состоит из трех частей: Международного Комитета Красного Креста (МККК), Национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Международной Федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (в прошлом – Лига обществ Красного Креста). Все они являются независимыми организациями, имеют свой устав и ни одна из них не подчиняется другим. Раз в два года они собираются на заседание Совета Делегатов. Деятельность всех организаций Красного Креста базируется на 7 основополагающих принципах:
– человечность;
– беспристрастие;
– нейтралитет;
– независимость;
– добровольность службы;
– единство цели;
– универсальность.
2) эмблема, которая согласно Женевским конвенциям присваивается гуманитарным и медицинским транспортам, зданиям, конвоям и миссиям с целью их защиты от атак со стороны конфликтующих сторон. В большинстве исламских стран ту же роль играет красный полумесяц, а в Иране – красный лев и солнце. В Израиле распространена красная звезда Давида, хотя она не получила признания со стороны международного гуманитарного права. В настоящее время Красный Крест разрабатывает новую универсальную символику, которая бы не содержала религиозных элементов.
История Красного Креста.
24 июня 1859 Анри Дюнан, гражданин швейцарского кантона Женева, направлявшийся в Северную Италию для встречи с Наполеоном III, стал свидетелем кровопролитного сражения при Сольферино между франко-сардинскими и австрийскими войсками. Ночь после сражения Дюнан провел в маленькой деревушке Кастильоне, куда привезли более девяти тысяч раненых французов и австрийцев. Он был потрясен тем фактом, что ни местные жители, ни французская армия были просто не в состоянии оказать первую помощь большинству раненых. Швейцарский филантроп провел несколько дней в Кастильоне, оказывая, вместе с местными жителями, помощь раненым. Вернувшись в Женеву, он опубликовал в 1862 свои воспоминания о сражении Память о Сольферино (Le memoire de Solferino). Описывая франко-австрийскую войну и произошедшее сражение, он задался вопросом: а возможно ли создать добровольную благотворительную организацию, оказывающую помощь раненым во время войн и вооруженных конфликтов? Ответом на этот вопрос и стало создание Красного Креста. Развивая эту идею, Дюнан обратился к правительствам европейских стран с просьбой разработать и юридически сформулировать основные международные договоренности, регламентирующие практическую деятельность добровольческой неправительственной организации по оказанию помощи раненым и гражданскому населению, пострадавшему во время вооруженных конфликтов. Позже законодательное оформление этих договоренностей нашло свое отражение в Женевских конвенциях (1949).
Воспоминания Дюнана были переведены практически на все европейские языки и мгновенно стали бестселлером. Эти мемуары являлись настольной книгой многих представителей европейской политической элиты.
Женевское благотворительное общество «La Société genevoise d’utilité publique» («Женевский союз по поддержанию общественного блага») подробно изучило публикацию Дюнана и учредило комитет, занявшийся вопросами практической реализации рекомендаций. Этот орган, состоявший из 5 членов, стал позже известен как Международный Комитет Красного Креста (МККК). Первое заседание МККК состоялось 17 февраля 1863. Тогда же было принято решение о нейтральном статусе Красного Креста, что должно было обеспечить его беспристрастную и эффективную деятельность.
Датско-прусская война 1864 стала первой пробой сил для Красного Креста. МККК принял решение послать двух делегатов для наблюдения за ходом военных действий и оказания помощи раненым. Делегаты, носившие символику МККК (красный крест на белом фоне) работали по обе стороны фронта и нередко выступали в качестве посредников между датскими и прусскими войсками. Это, несомненно, повысило авторитет МККК как нейтральной и беспристрастной организации.
МККК не оказывал непосредственной помощи раненым и жертвам вооруженного конфликта во время Австро-Прусской войны (1866), что во многом было вызвано нежеланием Австрии подписывать Женевскую конвенцию. Однако, используя свой авторитет, МККК сумел убедить Пруссию и Италию, подписавших конвенцию, соблюдать ее в одностороннем порядке. Первой полномасштабной операцией МККК стала помощь постардавшим в ходе Франко-Прусской войны (1870). В ходе этой военной кампании Красный Крест не только оказывал помощь раненым, но и создал службу по пересылке писем военнопленных их семьям. Во время Восточного Кризиса (1875–1878) и Русско-турецкой войны (1877–1878) Османская империя разрешила деятельность Красного Креста на своей территории, однако, обязав МККК изменить свою символику на Красный Полумесяц.
В период между мировыми войнами деятельность Красного Креста характеризовалась не только отправкой миссий в районы вооруженных конфликтов, помощью раненым и беженцам (так, например, МККК оказывал помощь испанским беженцам во Франции, во время и после окончания Гражданской войны в Испании (1936–1939), но и сбором помощи для голодающих Советской России в 1920-х.
Деятельность Красного Креста во время Второй мировой войны осложнялась тотальным характером вооруженного конфликта, затронувшего не только военнослужащих, но в огромной степени гражданское население воюющих стран. В то время международное право включало в себя положения о защите военнопленных (Женевская Конвенция, подписанная 27 июля 1929), но помощь гражданскому населению не была закреплена международным правом. Кроме того, нацистский режим вообще не признавал многие международные соглашения. Поэтому МККК оказал существенную поддержку военнопленным, в то время как его миссии по предоставлению помощи гражданским лицам и, в особенности, заключенным концентрационных лагерей, носили ограниченный характер либо вовсе были невозможны. Подписание в 1949 четырех Женевских конвенций и позже двух дополнительных протоколов, значительно расширило сферу деятельности организации. Так, Красный Крест стал оказывать помощь не только гражданским и военным жертвам международных и локальных внутренних конфликтов, но и политическим и неполитическим заключенным. В действительности, деятельность Красного Креста стала глобальной и всеобъемлющей.
В 2002 сотрудники МККК посетили свыше 2000 мест заключения и поддерживали индивидуальные контакты примерно со 150 тыс. заключенных. Подсчитано, что они собрали около 500 тыс. и роздали около 450 тыс. «посланий Красного Креста», чтобы помочь в деле воссоединения семей, разделенных вооруженными конфликтами. МККК оказал прямую материальную помощь 1,5 млн. человек, предоставил доступ к питьевой воде и здравоохранению нескольким миллионам человек. Красный Крест трижды получал Нобелевскую премию мира – в 1917, 1945 и 1963.
Бюджет МККК.
Финансирование МККК в основном состоит из взносов государств-участников, подписавших Женевские Конвенции, национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, добровольных пожертвований международных правительственных (например, Евросоюз) и неправительственных общественных организаций, а также частных лиц. В конце каждого календарного года МККК обращается с просьбой о финансовой поддержке двух основных статей своего бюджета (бюджет штаб-квартиры МККК и бюджет миссий МККК). Таким образом, он пытается собрать дополнительные фонды для осуществления ключевых миссий в конфликтных зонах. Красный Крест нередко обращается с подобными просьбами и в течение календарного года. Так, например, в марте 2003 МККК обратился за внеочередной финансовой помощью к странам-участницам, международным организациям и частным лицам для покрытия расходов, связанных с деятельностью миссии МККК в Ираке. Тогда потребовалось собрать 108 миллионов швейцарских франков.
По данным Красного Креста («Le CICR dans le monde, 2002», avril 2003) в 2002 расходы этой организации составили 821,7 млн. швейцарских франков (из них – 146,8 млн. составил бюджет женевской штаб-квартиры, а 674,9 млн. было израсходовано на проведение различных миссий). Общий бюджет на 2003 составил 938,7 млн. франков (для справки – по состоянию на апрель 2003 1 долл. США = 1,351 швейцарских франка).
Значительная часть поступающих средств (примерно 41% бюджета или 307,3 млн. франков) расходуется на поддержание миссий Красного Креста на африканском континенте, затем следуют Азия (159,6 млн. франков или 21,2% бюджета) и Евро-атлантический регион (Европа и Северная Америка) – 120,2 млн. франков или 16% бюджета. В начале 21 в. самыми «дорогостоящими» миссиями Красного Креста являются: Афганистан (бюджет – 89,6 млн. франков), Израиль и Палестинская автономия (71,2 млн. фр.), Российская Федерация (47,5 млн. фр.), Демократическая Республика Конго (46,4 млн. фр.), Судан (46,1 млн. фр.), Колумбия (34,8 млн. фр.) и Руанда (27,4 млн. фр.)
Структура МККК.
Ассамблея МККК осуществляет основной контроль за деятельностью Красного Креста, разрабатывает доктрину МККК, его основные цели, организационную стратегию и определяет ключевые направления деятельности этой организации. Ассамблея также принимает бюджет МККК и осуществляет контроль за его исполнением. Ассамблея состоит из членов МККК (Members of the ICRC) и, по сути, представляет из себя коллегиальный орган принятия решений. Президент Ассамблеи и два вице-президента являются, соответственно, президентом и вице-президентами МККК. Иногда Ассамблея делегирует некоторые из своих полномочий Совету Ассамблеи.
Совет Ассамблеи МККК состоит из пяти членов, непосредственно избираемых Ассамблеей. Президент МККК также возглавляет и сам Совет Ассамблеи. Совет обеспечивает повседневное функционирование Ассамблеи, разрабатывает основные стратегические направления деятельности МККК: бюджетную, информационную и кадровую политику Красного Креста, связь с общественностью, поддержание контактов между Дирекцией и Ассамблеей.
Дирекция МККК, являющаяся исполнительным органом МККК, несет ответственность за реализацию основных задач и проведению в жизнь организационной стратегии, в том виде как ее определяют Ассамблея и Совет Ассамблеи. Дирекция также отвечает за эффективность работы администрации Красного Креста. Она назначается Ассамблеей и состоит из генерального деректора (Анжело Гнедингер, январь 2004) и пяти директоров (директора по операционной поддержке, проведению миссий, по кадрам, по информации и связи с общественностью, по международному праву и сотрудничеству).
Международная конференция Красного Креста – высший совещательный орган Красного Креста. В первый раз прошла в Париже в 1867. С тех пор она проводится регулярно, раз в четыре года. В ее работе участвуют представители национальных организаций Красного Креста, МККК, Международной федерации Красного Креста и Красного полумесяца, а также делегации стран, подписавших основные Женевские конвенции. Международная федерация национальных обществ Красного Креста, созданных в 178 странах и МККК являются составляющими Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца МККК. МККК и Федерация руководствуются идентичными принципами, являясь одновременно с этим, независимыми организациями. Национальные общества Красного Креста являются автономными организациями. Следует, однако, отметить, что часть их полномочий делегируется правительствами соответствующих стран. В своей деятельности национальные общества руководствуются своими уставами (базирующимися на основных принципах МККК) и национальным законодательством при решении насущных задач, таких как: оказание гуманитарной помощи, разработка и внедрение образовательных программ, помощь в сфере здравоохранения.
Общество Красного Креста в России было основано 15 мая 1867 и официально зарегистрировано как «Российское Общество попечения о раненых и больных воинах». Обществу покровительствовала императрица Мария Александровна, жена императора Александра II. В 1925 оно было переименовано в Союз Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца в СССР. После распада СССР организация сменила свое название на «Российский Красный Крест» и в данный момент является частью Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца. Общество Красного Креста проводило активную гуманитарную политику: в годы гражданской войны у него были свои госпитали и противоэпидемические отряды, в советское время Красный Крест построил на свои деньги пионерский лагерь «Артек». В 1919 национальные общества Красного Креста организовали Лигу обществ Красного Креста (позже – Международная Федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца) для разработки программы взаимопомощи и развития в мирное время. Помощь новым национальным обществам Красного Креста, расширение сферы деятельности национальных организаций и координация их усилий для преодоления масштабных стихийных бедствий входят в число главных задач Лиги. Постоянный секретариат Лиги находится в Женеве, сама Лига, содержащаяся на добровольные пожертвования, включает свыше 100 национальных обществ с общим количеством членов более 108 миллионов человек. На данный момент объединение МККК, Лиги обществ Красного Креста и национальных обществ обозначается как Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца.
Законодательная база.
Женевские конвенции и Статуты Международного Комитета Красного Креста, принятые 24 июня 1998 на Ассамблее МККК являются юридической основой, определяющей деятельность движения. Статуты, состоящие из 18 статей, определяют миссию Красного Креста, новую организационную структуру, контроль за расходом средств и управлением собственностью, бюджет МККК, вопросы членства в Красном Кресте и взаимоотношения этой организации с правительственными и неправительственными организациями. Статуты также подчеркивают тот факт, что МККК является одним из основных защитников верховенства международного права.
Основная Женевская конвенция об отношении к раненым на поле боя (The Geneva Convention for the Amelioration of the Condition of the Wounded in Armies in the Field) была подписана 22 августа 1864 в Женеве государствами-участниками Красного Креста. Договаривающиеся стороны не остановились на этом и решили расширить действие юрисдикции «права войны». В 1868 была принята так называемая «Санкт-Петербургская декларация», запрещавшая использование определенных типов артиллеристских снарядов. В течении последующих лет к Женевской конвенции был принят ряд значительных поправок и дополнений. В частности, юрисдикция «права войны» стала распространяться не только на сухопутные войска, но и на военно-морские силы, а в 1929 была принята специальная поправка, регламентировавшая отношение к военнопленным во время вооруженных конфликтов.
Ужасы Второй мировой войны и огромные жертвы среди мирного населения заставили участников МККК полностью пересмотреть существовавшее на тот момент гуманитарное право. Результатом многочисленных переговоров стало подписание в 1949 четырех Женевских Конвенций, включающих в себя основные принципы и нормы гуманитарного права и «права войны»:
Первая Конвенция (Geneva Convention for the Amelioration of the Condition of the Wounded and Sick in Armed Forces in the Field) определяла отношение к раненым и больным военнослужащим сухопутных сил на территории театра военных действий; Вторая Конвенция (Convention for the Amelioration of the Condition of Wounded, Sick and Shipwrecked Members of Armed Forces at Sea), аналогичная первой, относилась к военно-морским силам; Третья Конвенция (Convention relative to the Treatment of Prisoners of War) регламентировала отношение к военнопленным, а Четвертая
(Convention relative to the Protection of Civilian Persons in Time of War, of 12 August 1949) определяла юридические нормы, применимые к гражданским лицам во время вооруженных конфликтов.
В 1977 было принято два дополнительных протокола к основным Женевским конвенциям (Протокол о защите жертв международных вооруженных конфликтов и Протокол о защите жертв внутренних вооруженных конфликтов). Основная цель этих Протоколов – приспособить существующее международное гуманитарное право к новым реалиям международных и локальных вооруженных конфликтов.
Интернет-ресурсы: официальный сайт МККК- www.icrc.org
International Committee of the Red Cross. The ICRC at Work: a centenary of service to humanity. – Geneva, 1963
Блищенко И.П., Гринь В.А. Международное гуманитарное право и Красный Крест. М., 1983
Гартинский А.Е. Международный Красный Крест: Вопросы и ответы. М., Медицина, 1991
Бюньон Франсуа. Международный Комитет Красного Креста и Советский Союз (1917–1991). М., МКК, 1998
De Lorenzi Simone. Contending with the impasse in international humanitarian action: ICRC Policy since the end of the cold war. Geneva: ICRC, 1999