красный воробей о чем
«Недостаточно весёлый, чтобы быть трэшем»: обзор рецензий на фильм «Красный воробей»
Отношения шпионов без химии.
28 февраля в прокат выходит триллер «Красный воробей» Френсиса Луренса, постановщика «Я — легенда» и трёх частей «Голодных игр». Фильм расскажет о российской балерине Доминике Егоровой, в исполнении Дженнифер Лоуренс, которая после травмы вынуждена была отказаться от балета и пройти обучение в так называемой «Школе Воробьёв», где тренируют шпионок. После она сближается с агентом ЦРУ.
Мнения критиков по поводу фильма разделились. Многие рецензенты отметили обилие сцен жестокости и удачный подбор актёров и в особенности то, как хорошо Дженнифер Лоуренс подошла на роль русской разведчицы.
В частности, Оуэн Глейберман (Owen Gleiberman) из Variety считает, что актёры справились со своей работой даже несмотря на трудности с акцентами.
У Лоуренс, с её царственными скулами и чёлкой, отличная славянская внешность, она вкладывает душу в то, чтобы играть русскую. У неё есть даже ненавязчивый акцент и хочется, чтобы остальные актёры его имели. Так, Джереми Айронс, играющий русского генерала, даже не пытается воспроизвести акцент (но он всё равно хорош).
Игру Лоуренс похвалил и критик The Guardian Бенджамин Ли (Benjamin Lee), однако в целом подбор актёров у него вызвал вопросы.
С коммерческой точки зрения понятно решение взять на главную роль Дженнифер Лоуренс. И несмотря на её борьбу с акцентом, на неё бесконечно приятно смотреть. С другой стороны, решение взять на вторые роли, с которыми убедительно справились бы русские актёры, британских и ирландских исполнителей выглядит странно до самого конца.
В то же время рецензент The Guardian отмечает, что персонажам тяжело сопереживать. По его словам, отношениям героини Лоуренс и агента ЦРУ в исполнении Джоэла Эдгертона не хватает «химии».
Невозможно сопереживать персонажу Лоуренс и даже, несмотря на добротную игру Эдгертона, об её отношениях просто не беспокоишься. Между ними ощущается отсутствие химии, ожидаемые сцены соблазнения не смотрятся сексуальными, а любые попытки заставить зрителя поверить, что между героями какие-то более глубокие чувства смотрятся неубедительно.
Резюмируя, Ли говорит о том, что фильм вряд ли сможет окупиться из-за своего хронометража (139 минут), сцен насилия и почти полного отсутствия экшена. Однако «Красный воробей», по его словам, демонстрирует, что крупные студии могут снимать фильмы, в которых есть место спорным и жестоким моментам.
В отсутствии «химии» между персонажами картину обвинил и рецензент The Playlist Родриго Перез (Rodrigo Perez). Он считает, что персонажи не могут раскрыться из-за стремления создателей фильма создать интригу.
Шпионские триллеры зачастую увлекают тем чувством напряжения и паранойи, которое они создают. Но тайны мотивов Лоуренс лишь вредят фильму, ведь вы не можете заставить себя сопереживать её персонажу, так как не знаете, что у неё внутри. Картина хочет, чтобы гадали, что Доминика предпримет в следующий момент, поэтому эмоционально дистанцирует её от вас.
При этом сам сюжет Перез считает предсказуемым. Главная героиня всегда «на шаг впереди» своих соперников, поэтому зритель с самого начала знает, что она выйдет победителем, а наблюдать за тем, как это происходит просто не очень интересно.
В то же время рецензент поставил «Красному воробью» оценку «три с минусом» (С-), отметив, что это «не категорически плохое кино»: оно сделано качественно и отдать ему должное можно хотя бы потому, что Френсис Луренс попробовал себя в чём-то новом.
Отрицательно о фильме отозвался критик The Wrap Алонсо Дуральд (Alonso Duralde). По его словам, чтобы шпионский триллер развлекал, он должен быть «намного лучше или немного хуже» «Красного воробья». Он считает, что картина воспринимает себя слишком серьёзно.
Прости, «Красный воробей», но ты не можешь просто так взять, выкинуть потрясающе ужасную фразу вроде «Ты отправил меня в школу шлюх», которую с русским акцентом выкрикивает Дженнифер Лоуренс, и не поддерживать такой же градус безумия весь фильм. Недостаточно умный, чтобы увлекать и недостаточно весёлый, чтобы быть трэшем, этот фильм мог бы сработать, если бы был чуть хуже или намного лучше.
Выход «Красного воробья» в России запланирован на 31 мая 2018 года. На данный момент средний рейтинг картины на Metacritic составляет 56 баллов из 100.
Вероника решает уцелеть, или несколько слов в защиту «Красного воробья»
Балерина Вероника Егорова (Дженнифер Лоуренс) работает примой в Большом, живет в тусклой квартирке с неизлечимо больной мамой и старается обходить стороной своего дядю Ваню из Службы внешней разведки. Дядя Ваня (бельгиец Маттиас Шонартс из «Ржавчины и кости») очень похож на президента Путина и все время плетет интриги вместе со своими друзьями-чекистами — товарищем Захаровым (ирландец Киран Хайндс из «Игры престолов») и генералом Корчным (англичанин Джереми Айронс). Русская контрразведка всеми правдами и неправдами хочет вычислить крота в своих рядах и заодно приструнить американского шпиона Нэша (Джоэл Эдгертон). Однажды у Вероники случится неприятность с партнером по танцам (Сергей Полунин) и ей придется принять предложение дяди Вани стать «красным воробьем».
Красные воробьи — спецагенты-проститутки с более-менее докторской степенью по психологии, так что процесс их воспитания в фильме напоминает разом и бордель Мизинца из «Игры престолов», и институт благородных девиц из «Рассказа служанки». Руководит школой воробьев строгая Матрона в исполнении Шарлотты Рэмплинг — неожиданный посол из «Ночного портье», придающий сексуальной антиутопии «Красного воробья» дополнительный смысл.
Фильм прошел в мировом прокате лучше, чем думалось скептикам, но явно хуже, чем хотелось создателям — так что теперь о нем можно говорить как о законченном произведении. Режиссер Фрэнсис Лоуренс («Я легенда» и «Голодные игры») склонен к большим проектам, а в запасливом кастинге кроме Айронса и Рэмплинг есть еще и Мэри-Луиза Паркер из Weeds и Билл Кэмп из блестящего шпионского сериала The Looming Tower. Но сложно представить, что Дженнифер Лоуренс потратит себя на целую трилогию, как хотелось бы автору одноименных книг, бывшему оперативнику Джейсону Мэттьюсу. Так что прокат «Красного воробья» в России — заключительная часть его гастролей. И уже заметно, что нашим критикам этот фильм смешон так же, как американским. Но поводы для шуток противоположны.
Западная пресса ругает «Красного воробья» за устаревшую повестку, но для нее дело отнюдь не в Холодной войне, а в том, что современным кинематографистам стоит трижды подумать, прежде чем раздевать женщину на экране. Грань между хитрой эксплуатацией (как в недавнем санденсовском Assassination Nation) и честным высказыванием (как в сериале «Мир Дикого запада») размыта как никогда, так что по ней лучше не гулять в белых туфлях. Консенсус по поводу «Красного воробья» более-менее сложился: вместо того, чтобы снять фильм про выживание женщины в мире мужчин, Фрэнсис Лоуренс снял фильм про то, как Дженнифер Лоуренс ходит в душ. Талант актрисы, по мнению западных критиков, расходуется впустую. Что до Холодной войны, то она рецензентам, напротив, интересна: кажется, мало у кого из них есть сомнения, что реальная Россия устроена иначе, чем в фильме.
Правы и те, и другие, а 140-минутный хронометраж — так и вообще преступление против зрителя. С другой стороны, два с половиной часа в темноте — время, за которое можно придумать оправдание для чего угодно, и «Красного воробья» странным образом хочется защищать по всем фронтам. Во‑первых, для фильма про шпионов в Восточной Европе здесь очень осмысленный и красивый продакшн. Улицы-колодцы и квартиры-клоповники появляются в кадре не потому, что так надо, а чтобы рассказать историю. В большинстве сцен архитектура окружает героев таким образом, чтобы отрезать и им, и зрителям пути к отступлению. Сверхнатуралистичные сцены пыток и рукопашные в духе «Взрывной блондинки» заставляют бояться за героев — и в какой-то момент те даже становятся трагическими фигурами. Неторопливый ритм, оперная музыка и несколько по‑настоящему непредсказуемых сюжетных ходов позволяют проложить родословную фильма гораздо дальше какого-нибудь «Хитмена» — например, до «Трех дней Кондора».
Комнатушки, где встречаются герои, напоминают о «Последнем танго в Париже», а их чувственный протест против системы — о «1984». Правда, скорее о Джулии, чем о Винстоне, потому что американец в «Красном воробье», в отличие от русской девушки, почти не рефлексирует: Запад в фильме хорош, как никогда. Постоянная игра Лоуренс и Эдгертона в кошки-мышки уступает настоящим шпионским триллерам, но здорово смотрится на фоне кино «про отношения»: угадывать, кто кого соблазнит или предаст первым, действительно интересно. Свежих наблюдений уж точно хватит, чтобы дождаться «Холодной войны» Павла Павликовского — удивительно созвучного фильма.
Шпионская расправа у Фрэнсиса Лоуренса монтируется с балетом не хуже, чем опера и расстрелы в «Крестном отце». Проезд черного мерседеса по снежной пустоте напоминает о «Девушке с татуировкой дракона» Финчера и о том, насколько хорошо удаются Дженнифер Лоуренс персонажи с патологиями даже в тех фильмах, где сценаристы не удосужились с ней поработать. А бойня в душевой кажется отсылкой к легендарному противостоянию Вигго Мортенсена с чеченцами в «Пороке на экспорт» — и к тому, как неоднозначны были отношения России и Запада еще недавно.
И тем не менее, Россия была интересна не только как сумеречная зона. Мировые звезды приезжали к Ивану Урганту за дни и даже за недели до национальных премьер. А «Кинопоиск» и сейчас хранит воспоминания о том, что блокбастеры выходили у нас чуточку раньше, чем у соседей.
Однако в считанные дни лета 2014-го года рубль стал стоить в два раза дешевле, а вместе с ним упала и выручка в долларах, которую прокатчики должны передавать в США. Льстить российской публике стало неинтересно, зато новостная повестка подняла подзабытый спрос на плохих русских парней. Вышедшие в 2015-ом году «Агенты АНКЛ» с Арми Хаммером в роли идеального коммуниста уже тогда казались трогательным атавизмом. На стражу границы неожиданно стал Минкульт, подрезавший крылья диверсионным снарядам «Дитя 44» и «Смерть Сталина». Впрочем, можно было и не вставать: наш зритель, всегда питавший слабость к туристам, смотрит кино про себя с добродушной иронией. И то и дело находит в нем смешные сюрпризы. В «Форсаже 8» Вин Дизель сотоварищи, например, становятся первыми американцами, признавшими присоединение Крыма. «Мурманск, Ялта — ну и названия городов у этих русских», — говорит Доминик Торетто к радости зала.
Героиню «Красного воробья» в оригинале тоже зовут Доминикой. Так что они одного поля ягодки, а фильм явно найдет своего зрителя в России. Все идет по плану.
МОСКВА, 31 мая — РИА Новости, Анна Михайлова. В российский прокат выходит шпионский блокбастер «Красный воробей». Фильм с Дженнифер Лоуренс, снятый по одноименному роману отставного сотрудника ЦРУ Джейсона Мэттьюса, уже показали в США, и он не понравился ни критикам, ни зрителям. Посмотрев картину, корреспондент РИА Новости задумалась, зачем Голливуд возвращается в эпоху холодной войны.
В американских фильмах о шпионах редко обходятся без героев из России. Обычно у них роль «плохих парней» — как, например, в прошлогоднем хите Дэвида Линча «Взрывная блондинка».
«Красный воробей» мог сломать шаблон, ведь главная героиня — русская и, по идее, должна вызывать симпатии зрителя. Однако уже только кратко изложенный синопсис производит трагикомическое впечатление.
Вероника (в английском оригинале названная «типичным русским именем» Доминика) Егорова — прима-балерина Большого. Ее напарник по сцене в фильме — действительно всемирно известный танцовщик Сергей Полунин. Он-то и становится ее злым гением: ломает партнерше ногу, после чего она уже не может вернуться на сцену.
На руках у покалеченной балерины больная мать, уход за которой, как и их квартиру в панельной многоэтажке, оплачивал театр. Перспективы у героини, конечно, безрадостные, но зритель, скорее всего, вздохнет с облегчением: балетные сцены с Дженифер Лоуренс, пожалуй, худшие в фильме.
При посредничестве одиозного «дяди Вани» из Службы внешней разведки (его сыграл известный сходством с Владимиром Путиным бельгийский актер Маттиас Шонартс) Вероника оказывается рекрутом в так называемой «Школе воробьев». Курсантам этого закрытого учебного заведения дают новые имена (Вероника превращается в Катю) и учат использовать тело и ум для обольщения врагов.
Все, от одежды до мебели, отдает нафталином — невозможно понять, в какие годы происходит действие. Герои словно застряли в 1980-х, и только компьютер в кабинете врача или смартфон в руках олигарха намекают на то, что перед нами современность.
Заснеженная Москва тоже словно вернулась в прошлое. Отчасти это можно объяснить тем, что основные съемки проходили в постсоветских Братиславе и Будапеште. Но общую лубочность антуража оправдать нечем. Главная героиня будто сошла со страниц журнала «Работница», генералы носят каракулевые шапки, а ученики «Школы воробьев» — одинаковые серые робы фабричного вида.
Их куратор — героиня Шарлотты Рэмплинг — представляется Матроной (российский зритель наверняка улыбнется, услышав Матрену) и, видимо, для пущей строгости надевает серый халат поверх брюк и грубых мужских ботинок. В уста этого колоритного, хоть и второстепенного персонажа сценаристы вложили важные для фильма реплики.
Матрона внушает курсантам, что «холодная война не закончилась», а «Европу губят расовая нетерпимость и соцсети», поэтому Россия «должна вновь встать во главе наций». Она не устает повторять: «Твое тело принадлежит государству».
Режиссер Фрэнсис Лоуренс, снявший три из четырех частей «Голодных игр», которые и принесли известность Дженифер Лоуренс (нет, они не родственники), — мастер клипов. В «Красном воробье» он явно вступил на новую для себя территорию разговорного детективного кино, где сцены экшна довольно редки. Не найдя нужных решений, режиссер вспомнил все голливудские клише и стереотипы о России времен холодной войны.
Джереми Айронс играет генерала Корчного — тезку советского шахматиста-невозвращенца, который в 1976 году попросил политического убежища в Нидерландах, а затем перебрался в Швейцарию.
Американская предательница упорно называет будапештского куратора главной героини Борисом (хотя он Максим), спрашивает, есть ли у него дома «маленькая бабУшка», и то и дело просит подлить водки. Она же задает риторический вопрос: «Почему русские женщины такие сексуальные, а все мужчины похожи на жаб?»
Этим потуги на юмор в фильме и ограничиваются. Насколько неубедительна Дженифер Лоуренс в роли балерины, настолько скучна в роли шпионки. Дядю, который положил на нее глаз и, по собственным словам, «отправил в школу шлюх», она считает патриотом. Никогда не улыбается и даже под пытками не устает повторять, что «служит родине».
Если русская шпионка в целом производит впечатление зомбированного солдата, а не суперженщины, то ее возлюбленный из ЦРУ — полная противоположность. Он печется о своих осведомителях как о членах семьи, мчится спасать малознакомых сотрудников вражеских спецслужб и мучается виной даже перед проститутками, которых приглашает к себе в Будапеште. Его главный посыл «мы не такие, мы не жертвуем людьми».
Красный воробей, 2017
Красный воробей смотреть онлайн
Похожие фильмы онлайн
Фильм «Красный воробей» расскажет историю русской шпионки Доминики Егоровой, которая отправляется на миссию с целью соблазнить агента ЦРУ Натаниэля Нэша. Несмотря на то, что он главный крот американцев в России, у него возникают чувства к главной героине. Из-за этой любви безопасность США и России оказывается под угрозой, и в результате Доминика переходит на сторону ЦРУ, чтобы вычислить предателя в Вашингтоне.
У россиянки Доминики Егоровой множество лиц. Она и преданная дочь, решившая защитить свою мать любой ценой. И прима-балерина Большого театра, свирепость которой довела ее тело и ум до предела. И, наконец, мастер соблазнения и манипуляции.
Пройдя извращенный и садистский тренировочный процесс, она становится самым опасным “воробьем”, когда-либо созданным программой. Теперь Доминика должна примирить свою прошлую жизнь с властью, которая у нее появилась теперь. Чтобы получить свободу, Доминика должна рискнуть собственной жизнью и жизнями всех дорогих ей людей, включая агента ЦРУ, который пытается убедить ее, что он единственный человек, которому она может доверять.
Чтобы подготовиться к роли, Дженнифер Лоуренс занималась балетом, по три часа в день работая с голливудским балетным инструктором Куртом Фроманом, и четыре месяца практиковала русский акцент.
Дублершей Дженнифер Лоуренс в фильме была американская балерина Изабелла Бойлстон.
Режиссер Фрэнсис Лоуренс убедил автора романа-первоисточника поучаствовать в создании фильма на протяжении всего периода разработки сценария. «Когда я прочитал книгу, то влюбился в подлинность мира, созданного Джейсоном Мэтьюзом», сказал режиссер.
В русском дубляже имя Доминики заменено на Веронику, поскольку имя Доминика в русскоязычных странах практически не встречается.
Русских персонажей играют американские, британские, ирландские, бельгийские, голландские, немецкие, украинские и польские актеры. А главного героя-американца в фильме играет австралиец.
Лучшая подруга Дженнифер Лоуренс и ее личный ассистент Лора Симпсон Терноски играет в фильме эпизодическую роль женщины, которая сидела с Доминикой в баре московского отеля.
Критики и зрители отметили, что бельгийский актер Маттиас Шонартс, исполнитель роли руководителя СВР РФ Егорова, поразительно похож на президента России Владимира Путина. Но, по словам режиссера Фрэнсиса Лоуренса, Шонартс не был специально выбран из-за его сходства с Путиным, и режиссер осознал сходство между ними только на съемочной площадке. Сходство Шонартса с Путиным было отмечено зрителями и ранее, когда он снимался в таких фильмах, как «Французская сюита» и «Девушка из Дании».
Персонаж Нейта использует скиталу для расшифровки некоторых сообщений. Это очень слабый метод шифрования, но он все же полезен в случаях, когда получатель может действовать и расшифровать (и понять) сообщение быстрее, чем оппонент.
Детально о кинофильме «Красный воробей»
Когда Джейсон Мэттьюс, автор романа «Красный воробей», завершил 33-летний срок службы в ЦРУ, он решил, что на пенсии скучать не будет. Идя в ногу со временем, он занялся литературным творчеством. «Моя карьера была очень насыщенной, и теперь нужно было как-то заполнять образовавшееся свободное время, – так Джейсон Мэттьюс рассказывает о привыкании к новой жизни после окончания службы. – Я занимался дневной торговлей на бирже, ходил на рыбалку или прогулку. Сочинительство стало для меня еще одной прекрасной терапией». Давний поклонник Джона Ле Карре и Яна Флеминга, он начал работу над романом «Красный воробей», который был опубликован в 2013 году, сразу стал бестселлером и положил начало трилогии: вторая книга – Palace of Treason, и к выходу готовится третья часть The Kremlin’s Candidate.
Хотя мир романа «Красный воробей» хорошо знаком автору, главная героиня является полностью вымышленным персонажем. После несчастного случая Вероника Егорова (Дженнифер Лоуренс) не может продолжать карьеру примы Большого театра и вынуждена согласиться на предложение отправиться в государственную шпионскую школу, где ее обучат умению сексуальных манипуляций. «В отличие от других героев романа образ Вероники в основном придуманный, – рассказывает Джейсон Мэттьюс. – Я бы хотел познакомиться в реальности с такой Вероникой. До несчастного случая она успешно занималась балетом. А потом ей пришлось отправиться в Воробьиную школу».
Возможно, во время работы в ЦРУ автор и не встречал таких персонажей, но обучение в такой «притягательной» школе действительно составляло часть подготовки разведчиков в советские времена. «В Советском Союзе была специальная школа, где молодых женщин обучали искусству обольщения и соблазна для последующего шантажа объектов разведки, – поясняет автор. – Такая «воробьиная» школа размещалась в Казани, на берегу Волги, и там молодых женщин учили быть настоящими куртизанками. Их называли «воробьи»».
Книга «Красный воробей» оказалась в компании Chernin Entertainment. Продюсеры Питер Чернин, Дженно Топпинг и Дэвид Рэди прочитали роман Джейсона Мэттьюса и сразу приобрели права на создание сценария по его мотивам.
«В первую очередь нас привлекло то, что Джейсон в прошлом был оперативником ЦРУ, плюс это был его дебютный роман, – говорит Питер Чернин. – Когда мы углубились в сюжет, то быстро поняли, что это совершенно свежая и уникальная шпионская история».
«Нам также понравилось, что герой этого романа не Борн, не Бонд и не персонаж романов Ле Карре, – добавляет Дженно Топпинг. – Вероника – это обычный человек, волей обстоятельств втянутый в шпионский заговор, и обучение шпионскому мастерству стало для нее средством выживания и возможностью защитить свою мать».
Книга попала к Френсису Лоуренсу, когда он заканчивал работу над фильмом «Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть II». Ассоциированный продюсер Кэмерон МакКономи вспоминает: «Мы читали этот роман одновременно. С каждым днем мы все больше восхищались происходящими в нем событиями».
«Мне сразу понравилась эта книга, – рассказывает Френсис Лоуренс. – Это была необычная история о шпионах, и я просто влюбился в главную героиню Веронику Егорову, ее личный путь, ее судьбу и выбор, который ей приходится делать. Мне всегда нравились истории об одиноких несчастных людях, и эта история, несомненно, об очень одиноком человеке. Кроме этого, мне очень хотелось, особенно после трех фильмов «Голодные игры», снятых в течение пяти лет, поработать над чем-то совсем другим с точки зрения сюжета, мира, в котором развиваются события, тональности, рейтинга, короче, всего. Это было по-настоящему интересно».
«Френсис снимал Джен во всех трех фильмах «Голодные игры», и когда он прочитал роман, он сразу подумал, что позовет ее и в новый проект, – говорит Питер Чернин. – Нам оставалось найти достойную пару, и мы выбрали Джоэла, с которым уже сотрудничали. Точно также было и с Маттиасом, с которым мы тоже уже работали. Мы решили сделать нашего героя намного моложе, чем в романе, и, по нашему мнению, это вносит дополнительную динамику в его отношения с Джен».
Когда Френсис Лоуренс присоединился к проекту, он начал тесно сотрудничать со сценаристом Джастином Хэйсом. «При разработке фильма не было никакой спешки, – говорит продюсер Дэвид Рэди. – Это был точно выверенный процесс. Френсис понимал, что это будет его следующий фильм, и он хотел, чтобы сценарий точно отражал его представления на бумаге. Ему нужен был сценарий, который хотелось бы снимать».
«Я уже работал с Джастином, – добавляет режиссер. – И он разделяет мое представление о фильме. Иногда части сюжета не соединяются, и перевод книги в сценарий не всегда идет так гладко, как могло бы казаться, но здесь все совпало. Мы с Джастином приложили много усилий и провели вместе немало часов за полгода работы над сценарием, но разногласий практически не было. Похоже, все получилось довольно гладко».
Продюсер Питер Чернин соглашается: «Джейсон очень подробно комментировал все варианты сценария, в основном в отношении точности и правдоподобности тактики действий Нейта, Вероники и их коллег и т.п.».
Френсис Лоуренс всячески приветствовал участие автора романа в разработке сценария. «Когда я прочитал книгу, меня потрясла аутентичность мира, созданного Джейсоном Мэттьюсом, – рассказывает режиссер. – Я словно сам погрузился в него».
«Я не очень много знаю о Голливуде, – признается Джейсон Мэттьюс, – но Френсис – потрясающий режиссер, снявший потрясающие фильмы. Он был открыт к сотрудничеству. Он всегда приветствовал мои комментарии, а я знаю, что далеко не всегда так относятся к экранизации. Но он был готов обсуждать и выслушивать все».
ЗНАКОМСТВО С НЕЙТОМ
В свою очередь, Нейт использует Веронику как потенциального информатора. «Я считаю, что он очень умный и благородный актер, – так говорит Джастин Хэйс о Джоэле Эдгертоне. – Он – настоящий кинематографист, и можно увидеть, что он думает обо всем съемочном процессе, а не только о своей игре».
«Я сразу выбрал Джоэла на роль Нейта, – говорит Френсис Лоуренс. – Я считаю, что он феноменальный актер, и мне показалось, что они отлично сработаются с Джен. Мне понравилась идея снять Джен в романтических отношениях с настоящим мужчиной, не юношей, начинающим жить. Актеры, играющие в фильмах «Голодные игры», в основном совсем молодые, практически подростки, и мне хотелось в этом фильме другой динамики, а Джоэл отлично для этого подходил. Но, если честно, то основной причиной такого выбора на роль Нейта Нэша стало то, что Джоэл обладает врожденным благородством и честностью, он – надежный и крепко стоящий на земле человек. Мне показалось, что для этой роли важно, чтобы зритель действительно верил и понимал, кому он служит, и доверял ему».
Мы знакомимся с Нейтом, как и с Вероникой, в сложный период жизни, когда из-за проваленной встречи его отстранили от задания. «Он впал в немилость в начале своей карьеры, поэтому ему дают второй шанс, чтобы вернуться в обойму, – рассказывает Джоэл Эдгертон о своем герое. – Нейт остается единственным человеком, с которым будет говорить агент Марбл. С этой точки зрения, он остается ценным сотрудником, и вот он вступает в контакт с героиней Дженнифер».
«Связь между Вероникой и Нейтом развивается очень интересно, – отмечает Дженнифер Лоуренс. – Потому что они были назначены друг другу своими сторонами для получения информации, и в процессе манипулирования друг другом влюбились друг в друга. Их отношения постоянно меняются, потому что трудно поверить, что тебя не обманывают, когда ты сам стараешься перехитрить других. Они все время подвергают проверке доверие, которое испытывают друг к другу, из-за паранойи, сопровождающей жизнь каждого международного шпиона».
Актриса с удовольствием работала с Джоэлом Эдгертоном. «Я обожаю Джоэла, – смеется она. – Он – такой талантливый. У него безукоризненный акцент, которому я всегда завидовала, когда пыталась отработать русский акцент. И он – интересный человек, очень трудолюбивый. Джоэл прекрасно сыграл своего героя. Я не могу представить никого другого в этой роли. Он очень много привнес и в фильм, и в эту роль».
Джоэл восхищается дружбой между Дженнифер Лоуренс и Френсисом Лоуренсом и признается, что их рабочие отношения стали одной из причин, повлиявших на его участие в проекте. «Тот факт, что два человека, вместе участвовавшие в трех проектах, согласны работать вместе в четвертый раз, многое означает. Я очень ценю постоянное сотрудничество. Это многое говорит о человеке, его личности, деловой этике и творческом азарте. Это означает, что я собирался работать с двумя людьми, которые хорошо ладят друг с другом, примерно одинаково смотрят на мир и знают, как двигаться дальше в творческом смысле».
Джоэл Эдгертон так характеризует подход к шпионскому жанру в романе «Красный воробей»: «Мне кажется, что интереснее, когда агенты не разбивают машины и не стреляют из автоматов, – говорит актер. – Их жизнь часто напоминает большую психологическую игру в шахматы».
ШПИОНСКАЯ СЕМЬЯ
Обладатель премии «Оскар» Джереми Айронс сыграл заслуженного генерала СВР Корчного. Актер рассказывает, что привлекло его в этой роли: «Это – один из лучших сценариев, прочитанных мной за долгое время. Я никогда не снимался в фильмах про шпионов. Сценарий был очень захватывающим, и я порой не мог определиться, кому же верить, и на чьей я стороне. Это было увлекательно и очень хорошо написано. Потом я с огромным удовольствием прочитал и сам роман».
«Разнообразие талантов, представленных в нашем актерском ансамбле, само по себе говорит о качестве сценария, невероятном воображении Френсиса и основном интересе к Веронике как главной героине, – отмечает продюсер Дэвид Рэди. – Почти все актеры, читавшие сценарий, не могли от него оторваться и предсказать, чем же все закончится».
Дженнифер Лоуренс признается, что она восхищается Джереми Айронсом. «Я была в смущении, – признается актриса. – Представляете, сам Джереми Айронс! В действительности это – приятнейший человек, с ним очень весело работать, но при этом сцены с его участием получаются очень мощными. Даже когда я их сейчас просматриваю, я испытываю то же, что и на съемочной площадке. Он полностью преображается».
Единственный персонаж, о котором Дженнифер не хочет говорить, – дядя Ваня. «Я не хочу ничего испортить, потому что это нужно смотреть, – говорит актриса. – Отношения Вероники с дядей – это, возможно, самые интересные взаимоотношения, которые я видела в кино. Они очень непростые».
Образ дяди Вани в фильме отличается от книжного прототипа. Френсис Лоуренс поясняет: «В книге он немного старше, и во время работы над сценарием мы приняли решение немного омолодить его и сделать младшим братом умершего отца Вероники с большой разницей в возрасте. Отчасти причиной также послужили странные отношения между Вероникой и Ваней: они примерно одного возраста, и это позволяет предположить, что если бы они не были родственниками, между ними вполне могла бы возникнуть связь. Мне всегда нравилась такая идея, немного завернутая, с молодым красивым дядей, который даже притягивает Веронику, и я думаю, что она ему тоже нравится. Я считаю, что дядя Ваня всегда считал Веронику товарищем, полагал, что у них есть много общего и некоторые общие черты, способствовавшие ее дисциплинированности и успеху в балете, – а это – нелегкий хлеб – являются гранями и его личности, он видит это в себе и думает, что это их объединяет. Я полагаю, родители Вероники видели это, беспокоились по этому поводу и постарались их отдалить друг от друга».
Маттиас Шонартс, создавший образ дяди Вани, с радостью принял возможность сниматься, по его словам, с «целой кучей талантливого народа». Так он говорит по поводу отношений Вани и Вероники: «Мы узнаем, что у него были очень сложные отношения с умершим отцом Вероники. И сейчас он испытывает необходимость защищать ее. Но он не может оставаться слепым к ее чарующей женственности. В то же время она нужна ему, и он знает, что она в нем тоже нуждается. В отношениях между ними присутствует компонент силы, и это открывает двери для проявления насилия. Имеет место очень тонкая грань между искренностью и манипулированием, чаша весов склоняется то в одну, то в другую сторону, и за этим интересно наблюдать».
Маттиас снимался в нескольких сценах вместе с Джереми Айронсом, и он высоко оценил этот опыт. «Он очень энергичный и умный, – говорит актер. – Мне это нравится. Это просто счастье работать с ним».
«Маттиас – удивительный человек. Очень открытый и тонко чувствующий, – рассказывает Джереми, возвращая комплимент. – Я думаю, что он отлично оттеняет меня в роли Корчного, и находиться рядом с ним – одно удовольствие».
Шарлотта Рэмплинг сыграла Анну, или Матрону, как ее называют курсанты Воробьиной школы. «Это – великолепно проработанный образ, – отмечает актриса. – Матрона глубоко преданна государству и коммунистической идее. Она – ярый сторонник дисциплины, порядка и преданности высоким идеалам, а не своим личным маленьким целям, и готова отдать жизнь во имя этих идеалов».
«Она очень рано попала в шпионскую школу, и поэтому, когда она знакомится с Вероникой, она видит в ней себя в молодости. Она прошла весь путь в шпионской школе и стала преподавателем», – рассказывает актриса историю Матроны.
Билл Кэмп исполнил роль Марти Гэйбла, коллеги Нейта по ЦРУ. «Он постоянно ворчит и слегка обижен на судьбу. Я думаю, он не доволен своей карьерой. И у него осталось немного вариантов», – поясняет актер.
Фильм «Красный воробей» стал четвертым проектом, где Билл Кэмп и Джоэл Эдгертон снимаются вместе (ранее были «Лавинг», Midnight Special и «Черная месса»). «Джоэл – великий актер, и это ясно без лишних слов, – рассказывает Билл Кэмп об их отношениях. – Он – по-настоящему благородный, что означает умение управлять своими эмоциями. Он очень легкий человек и верит в себя. Он знает все, что необходимо для того, чтобы получилось хорошее кино».
Сакина Джэффри сыграла Триш Форсайт, начальницу Нейта и Марти в ЦРУ. «Триш любит Нейта и считает, что он делает невероятную работу, – рассказывает актриса. – Он обладает фантастическим инстинктом для этого. Но как его руководителя меня всегда беспокоит, что он порой настроен перейти черту дозволенного. И, к сожалению, он это делает».
Немецкий актер Себастьян Хюльк исполнил роль Маторина, как он его называет, «высококлассного убийцы». «Это человек для выполнения грязной работы. У него это хорошо получается, и ему это нравится», – говорит актёр.
\
После отъезда из Воробьиной школы Вероника живет с Мартой (Текла Рютен). «Я захотела сыграть эту роль, прежде всего, из-за сценария, – поясняет актриса. – Но я была удивлена, узнав, что автор книги действительно долгое время работал в ЦРУ. Мне показалось это по-настоящему интересным, потому что это история, рассказанная словно изнутри».
Блестящий международный актерский ансамбль фильма «Красный воробей» завершают Киран Хайндс, Джоэли Ричардсон и Мэри-Луиз Паркер. «Я не думаю, что изначально замышлялся такой интернациональный состав, – комментирует продюсер МакКономи. – В основном это получилось само собой, потому что события фильма происходят в разных странах. Вместе с тем я думаю, что это пошло на пользу фильму, потому что в нем участвовали самые разные люди с различными взглядами».
СЪЁМКИ В БУДАПЕШТЕ
Задолго до начала съёмок Френсис Лоуренс и съемочная группа отправились в Будапешт, чтобы подобрать локации, напоминающие Хельсинки: именно там разворачиваются основные события романа Джейсона Мэттьюса. Когда кинематографисты исследовали Будапешт, они обнаружили, что использование городских локаций может привнести в фильм дополнительную аутентичность.
«Я думаю, что мы все влюбились в Будапешт», – говорит продюсер Дэвид Рэди. Когда съемочная группа приехала туда в поисках мест, напоминающих Хельсинки, было решено сделать город героем экранизации.
«Ведь можно снимать Будапешт как Будапешт, – поясняет продюсер. – Там уже было так много всего. Наш художник-постановщик Мария Джуркович безукоризненно дополнила локации недостающими деталями. Будапешт оказался волшебным местом для съемок фильма, с точки зрения обнаруженных локаций и духа этого города».
«До этого проекта я не знал Марию, но мне очень понравилась ее работа, – рассказывает Френсис Лоуренс. – Я посмотрел довольно много фильмов, где она работала, проверил, свободна ли она в нужное для меня время, и отправил ей сценарий. Она заинтересовалась сценарием, но немного волновалась, что я захочу снимать картину в мрачных и серых тонах, потому что большинство людей ассоциируют фильмы о коммунистическо-социалистическом прошлом с безликостью и серым бетоном. Мне пришлось показать ей некоторые подготовленные изображения, дать некоторое время на размышление и переваривание информации, а также собственное изучение вопроса. Через неделю она пришла с огромным количеством невероятной визуальных образов. Мы нашли общий язык в выборе цветовой палитры, которую хотели использовать в фильме. В итоге мы обнаружили множество советских картин послевоенного периода с удивительными красками. И всё имеет слегка особенный оттенок. Например, красный – это не стандартный красный. И зеленый не такой, как принято. А эти необычные оттенки синего, фисташкового… В результате наша палитра во многом построена на русских картинах».
Мария Джуркович добавляет: «Для меня важно во время начала работы над фильмом найти ключевое решение, которое будет со мной на протяжении всей картины. Необходимо сохранять преемственность и последовательность визуальных образов; в фильме «Красный воробей» это очень графическое, смелое использование цвета. И я получила огромное удовольствие, потому что Френсис предоставил мне полную свободу действий».
Художница с радостью исследовала еще незнакомые по фильмам места Будапешта и Братиславы. «Если я смотрю фильм, который снимался в Лондоне, я могу точно сказать, где была снята каждая сцена. В этом особенность работы, которой я занимаюсь много лет, – рассказывает Мария Джуркович, отмечая, что в некоторых местах она побывала еще до съемок в поисках вдохновения, включая часть работы в Братиславе. – Изначально в пачке фотографий были несколько снимков Братиславы, и в итоге мы снимали именно в тех местах, фотографии которых были представлены во время нашего первого разговора».
ТАНЕЦ НАЧИНАЕТСЯ
Съёмки фильма «Красный воробей» начались в среду, 5 января 2017 года, на знаменитой Площади Героев в Будапеште. Оперный театр Будапешта сыграл роль Большого театра, но, с учетом плотного графика спектаклей, было очень сложно обеспечивать возможность для съемок. Актеры и съемочная группа еще заканчивали работу, а рабочие сцены уже начинали устанавливать декорации для вечернего представления.
Чтобы обеспечить аутентичность последнего танца Вероники, Френсис Лоуренс пригласил известного хореографа Джастина Пека и танцора, хореографа и преподавателя Курта Фромана для подготовки этой сцены. В течение трех месяцев до начала съемок Дженнифер Лоуренс ежедневно по три часа занималась с Куртом Фроманом.
«Для этого понадобилась активная физическая подготовка, – признается актриса. – Чтобы снять балетные сцены, я очень интенсивно занималась. И хотя я по своим стандартам еще очень далека от возможности танцевать в Большом, занятия научили меня дисциплине, выработали осанку и изменили мое тело. Эти первые пару месяцев я просто умирала от голода! Потом, конечно, как можно увидеть в фильме, после расставания с балетом у меня наступил переломный момент, и зрители смогут видеть мой непростой жизненный путь».
Звезда балета Сергей Полунин, герой документального фильма «Танцовщик», сыграл Константина. «Конечно, каждый согласится сниматься в фильме, если в нем играет Дженнифер Лоуренс, – признается Сергей. – Я наблюдал, как Дженнифер работает над ролью. Это был хороший урок. Лучшую возможность просто нельзя представить».
Николь О’Нилл, исполнившая роль Сони, также в прошлом занималась балетом и училась в Школе Королевского балета одновременно с Сергеем Полуниным. Полученная в 15 лет травма положила конец карьере танцовщицы. «У меня было полтора месяца, чтобы восстановить форму. Каждую свободную минуту я брала уроки танцев, – рассказывает актриса о своем возвращении на сцену. – Я хорошо понимаю героиню Дженнифер, это чувство, когда ты осознаешь, что твоя карьера внезапно закончилась. Ты занимался всю жизнь, и все кончено. Возможность вернуться и снова окунуться в балет стала для меня настоящим чудом».
НА МОРОЗЕ
Еще одной преградой для съемочного процесса стала трудность ограничения доступа на кладбище Керепеши, одно из самых известных достопримечательностей Будапешта, где планировалась съемка встречи Нейта и Марбла. «Раньше здесь можно было снимать только документальные или имеющие отношение к истории короткометражные фильмы, – рассказывает сопродюсер Ильдико Кемень. – Френсиса пригласили на заседание комитета, и ему удалось повернуть дело в нашу пользу».
Наружный вид государственной школы № 4 снимали в городке Дег в часе езды от Будапешта. Дженнифер Лоуренс и Саша Фролова, сыгравшая Аню, очень страдали от январского холода во время сцены, где им пришлось ходить на улице по кругу босиком. Величественное здание было построено в начале XIX века и служило домом рода Фештетичей. Во время Второй мировой войны его забрали для нужд армии, а затем государства.
Многие интерьеры Воробьиной школы снимали в небольшом культурном центре, расположенном рядом с заброшенной фабрикой. Мария Джуркович и Френсис Лоуренс нашли способ встроить это место в дизайн фильма. «В коммунистическую эпоху рядом с каждой фабрикой располагался свой культурный центр для рабочих, напоминающий небольшой театр, – рассказывает Мария Джуркович. – Мы с Френсисом просто влюбились в это здание. Между собой мы решили, что у Воробьиной школы вполне может быть пристройка. Мы создали более сложное и интересное место для тренировок курсантов. Здания различаются по архитектуре, но мы объединили их с помощью цвета».
Шарлотта Рэмплинг отмечает, что прошедшая слава некоторых мест, где проводилась натурная съемка, отвечала общему настроению фильма. «Это пробуждает воспоминания о том времени и той жизни в Восточной Европе, которых уже больше нет, – рассказывает актриса. – Они исполнены прошлым величием. Возможность снимать в этих интерьерах и иметь дополнительный творческий фактор для создания сюжета – это просто восхитительно».
Художник по костюмам Триш Саммервилл, ранее работавшая с Френсисом Лоуренсом и Дженнифер Лоуренс в фильме «Голодные игры: И вспыхнет пламя», с удовольствием присоединилась к съемочной группе проекта «Красный воробей». «Одна из причин моего постоянного сотрудничества с Френсисом кроется в том, что ты точно знаешь, что это будет проект, участием в котором всегда можно гордиться. Он открыт для творчества и сотрудничества. Я без колебаний могу делиться с ним любыми идеями. Он всегда готов выслушать».
Триш Саммервилл усилила застывшую атмосферу отрезанной от внешнего мира Воробьиной школы, нарядив актеров в одежду невыразительных тонов. «Я хотела передать коммунистический, тоталитарный дух Воробьиной школы, поэтому все цвета размытые, преобладают серые и другие холодные оттенки. Все рубашки в стиле унисекс, поэтому юноши и девушки носят одинаковые рубашки. Униформа Матроны защитного цвета и выдержана в традиционном классическом стиле», – поясняет Триш Саммервилл.
Как полную противоположность униформе Воробьиной школы, Триш создала наряды для Марты в исполнении Теклы Рютен, которая некоторое время профессионально выполняла обязанности «воробья». Триш Саммервилл поясняет: «Создавая образ Марты, мы хотели показать огромную разницу между курсантами Воробьиной школы и теми, кем они станут. Мы хотели, чтобы Марта также отличалась от Вероники. Она излучает больше сексуальности и открыто демонстрирует это. Ее летящие шелковые блузы имеют глубокий вырез. Она носит обувь на высоком каблуке. Мы старались сделать ее более женственной и сексуальной, и вы сразу отмечаете это в ее героине».
Венгерская часть съемок «Красного воробья» закончилась в апреле, и вся команда ненадолго переехала в Братиславу, чтобы снять «русские» интерьеры и фасады, а также – что удивительно – интерьер офиса в Лэнгли.
После однодневной остановки в Вене съемочная группа отправилась в Лондон, чтобы снять сцены в аэропорту Хитроу и отеле «Коринфия». «В этом прелесть съемок шпионского фильма – все время отправляешься в разные места, – говорит продюсер Кэмерон МакКономи. – Все время что-то меняется, и с точки зрения сюжета, и визуально».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Через несколько недель после завершения участия в проекте Джереми Айронс оказался на съемочной площадке фильма в аэропорту Хитроу, где ожидал своего рейса. Актер нашел минутку, чтобы поговорить с режиссером и актерами. Так он рассказывает о Френсисе Лоуренсе: «Он всегда готов прийти на помощь, он – очень сдержанный и организованный. С ним все просто. Он работает со своей командой и со многими уже сотрудничал в предыдущих фильмах. Это напоминает хорошо отлаженный механизм, что создает на съемочной площадке спокойную обстановку и позволяет актерам чувствовать себя уверенно, ощущать поддержку режиссера и экспериментировать. В то же время он очень хорошо справляется с большим проектом, потому что он может быть убедительным, как, например, в фильме «Голодные игры». Это – удивительное сочетание тонко чувствующего человека и очень делового работника, способного заставить две сотни сотрудников активно двигаться и при этом всегда имеющего время для актеров».
«Мне нравится работать с Френсисом, – соглашается Дженнифер Лоуренс, – в основном потому что я доверяю ему. И у него потрясающий вкус. Для меня огромное облегчение, когда он управляет съемочным процессом, потому что в этом случае можно быть уверенным, что фильм будет построен наилучшим образом. У него хорошее воображение, и он отлично создает свой мир. Кроме того, он умеет отлично донести необходимую информацию до зрителя. Поэтому когда мне впервые приходилось делать что-то сложное, я чувствовала себя увереннее под его руководством».
«Френсис Лоуренс еще не снимал таких фильмов, – говорит в заключение Питер Чернин. – И Дженнифер Лоуренс не снималась в таких фильмах, и вообще еще не было такого шпионского фильма! Это – захватывающий и эмоциональный сюжет, полный неожиданных поворотов, он не отпустит вас и заставит говорить о себе. Я вам обещаю!».