красота вещь субъективная что значит

Красота – понятие субъективное

Возможно, Вам не раз приходилось вступать в непримиримый спор на тему привлекательности. Действительно, очень часто, когда дают заочную рекомендацию, человека, описывают как очень привлекательного. Понятно, что первое впечатление мы получаем, воспринимая собеседника внешне. И самое удивительное, что чаще всего, первое мнение действительно ошибочное. Тайна привлекательности отнюдь не связана напрямую с внешностью.

Американские ученые утверждают, что чем больше мы общаемся, тем больше очаровываемся своим партнером. В ходе бесед, совместных обсуждений раскрывается сущность человека. На первый план выходит личность, а не ее оболочка. Но, самое интересное в том, что духовная близость меняет и восприятие внешности. Респонденты искренне уверены в красоте своего давнего знакомого. Они буквально готовы убеждать всех и каждого, что он идеал.

Интересно, что субъективизм свойственен и этой составляющей человеческого восприятия. Как оказалось, самые симпатичные люди, по мнению опрашиваемых, имеют с ними внешнее сходство. Опросы подтвердили и непостоянство, которое, по мнению ученых, связано с женским циклом. И в период наибольшей месячной активности организма представительницы слабого пола склонны отдавать предпочтение мужчинам с наиболее ярко выраженной брутальностью, возможно даже грубостью. В другое время это отнюдь не является достоинством. И симпатии смещаются в сторону добрых партнеров с мягкими чертами лица.

Внешний вид мужчины имеет свои национальные аспекты привлекательности. Оказалось, что обильная растительность на теле мужчина способна скорее отвратить красавиц. И лишь небольшая часть опрошенных созналась, что торс с обильным волосяным покровом гораздо привлекательнее. Надо сказать, что эксперимент можно признать «чистым», так как женщины рассматривали фотографии одних и тех же мужчин, что исключает субъективную погрешность данных. Но женская душа так загадочна, что утверждать что-то категорично не стоит.

Так ученые из Англии и Шотландии уверяют нас в том, что их соотечественницы предпочитают мужчин с красноватыми лицами. Они даже уверяют, что именно эти мужчины способны обеспечить нацию здоровым потомством. Хочется думать, что яркий оттенок на лицах своих избранников женщины склонны воспринимать как признак здоровья, в том числе и сексуального. Все стремления убедить респонденток в том, что лицо наливается кровь у агрессивных личностей, не возымели действия. Дамы с упоением старались придать максимально насыщенный розовый оттенок представителям сильного пола. Может их так просто легче найти в лондонском тумане?

Если подходить к проблеме с точки зрения полов, то любые эксперименты, проводимые с женской аудиторией, меркнут, по сравнению с тем, какое внимание внешней красоте второй половины придают мужчины. В Канаде в качестве испытуемых выбрали молодое поколение – студентов. Пылкие юноши не хотели даже слышать о том, что красота, сводящая их с ума, давно и искусно подкорректирована специалистами. Они пылко уверяли, что безупречны от природы.

Женщины же оказались не только умнее, но и смелее. Они не постеснялись признаться, что не просто следят за своей внешностью, но и не брезгуют поправить недостатки. И довольно часто обращаются в салоны красоты, где избавляются от предательских усиков или обесцвечивают их. Эпиляции подвергается также зона бикини, ноги и подмышки. Нельзя поспорить и о красоте белоснежной улыбки, предмете заботы практически всех женщин. А вот цветовая гамма волос очень широкой палитры.

Источник

Красота – это Бог. Бог – это любовь.
Через красоту мы познаём Бога и учимся любить его.
А если я не верю в Бога? Способен ли я увидеть красоту, способен ли любить?
В это цепочке для меня остаётся: красота – это любовь.
Красота – понятие субъективное. Она для каждого своя. Любовь – тоже. Вот и получается, что нет абсолютного стандарта, эталона, а есть вкусы.
Что такое хороший вкус? Это вкус, который нравится другим. Если другим нравится то, что нравится тебе – у тебя хороший вкус, если нет – у тебя нет никакого вкуса. Почему существует большинство и откуда оно берётся. Вернее, откуда оно берётся это понятно, но почему? Кто решает, что будет считаться красивым, а что нет? Кто принимает это решение?
Самому не раз доводилось учиться эталонам красоты. Здесь всё: и музыка и культура и внешние её проявления и нормы поведения и мораль.
«В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…» По-моему, как-то так говорил писатель. И вот я возвращаюсь к Богу – к утраченному звену цепи утверждений. Бог един. Может ли он быть у каждого своим? Или же люди по-разному воспринимают божественное? По-разному молятся, по-разному понимают закон Божий? Но всё же Он один, и, может быть, поэтому существуют эталоны красоты, понятия о том, что называется любовью?
Каждый день я вижу то, что мне нравится, вижу и то, что не очень. И стараюсь не замечать того, что совсем не нравится. Но вне зависимости от моего внимания к различного рода вещам и явлениям они существовали и будут продолжать существовать вокруг меня и вокруг каждого из нас. И не только вокруг, но и внутри тоже. Из-за своего выборочного восприятия и внимания ко всему красивому мир кажется мне лучше, чем он есть на самом деле. Кто-то, напротив, пристально смотрит на что-то неприглядное – для такого человека мир кажется хуже, чем он есть.
Возможно ли беспристрастно смотреть на мир? В равной степени видеть и чёрное и белое? Воспринимать гармонию этих цветов? Некий средний серый цвет. Пепельный. Как пасмурное небо. Вдумайтесь – там за облаками Солнце, с другой стороны – тень. На грани облаков – образец среднего серого цвета. Просто подними голову и посмотри.
Один раз, наблюдая облака из иллюминатора летящего самолёта, задумался. Нет и здесь усреднённости, даже в мировом воздушном океане. Вот – облако, а вот между облаками просвет, и я вижу кусочек земли внизу. А те, что стоят на ней в этот момент – видят кусочек солнечного неба, которое я вижу целиком чистым с высоты своего полёта. Так же и человек, должно быть, каждую секунду разный и неоднородный внутри себя самого, как это самое небо.
Красота не перестаёт удивлять. А если перестаёт, то субъективно переходит в разряд обыкновенного, чего-то прозаического. С кем не бывало такого? Это не разочарование. Это привыкание. Восторг, порождаемый красотой – лишь импульс, который рано или поздно неизбежно угаснет. Это движение и непостоянство около того, что называется гармонией.
Ощутить красоту снова, вновь полюбить, для того, чтобы понять, что жизнь продолжается. В этом движении, в этом течении.
Приду ли я к Богу, через красоту и любовь, чувствуя восторг и удовлетворение, ощущая трепет и восхищение? Или же, напротив, утвержу себя в мысли о том, что Его нет? На этом пути было много остановок и курс совершенно непредсказуем. Будто бы плутаю в лесу, не зная дороги, будто бы незрячим ищу выход из огромной тёмной залы.
Когда я слышу эти слова: красота, Бог и любовь, я всякий раз представляю разные образы.
А что видишь ты?

Источник

Красота субъективна, и это нужно понять

красота вещь субъективная что значит. Смотреть фото красота вещь субъективная что значит. Смотреть картинку красота вещь субъективная что значит. Картинка про красота вещь субъективная что значит. Фото красота вещь субъективная что значит

Мифы о красоте, которым не стоит верить

Каждая дама хотя бы в глубине души, но желает быть самой красивой. Все девушки и женщины хотят, чтобы ими восхищались, но мы забываем о том, что красота сугубо субъективна.

Для кого-то «мисс Вселенная» действительно является таковой, но многие люди скажут, увидев такую девушку, что она не дотягивает даже до титула просто симпатичной девушки.

Проблема в том, что красоту и тенденции в этом мире навязывают нам СМИ, журналы, мода. Так было и так будет. Вы не будете красивой для всех. Единственное, что вы можете сделать — это стать красивой для себя. В этом плане лучше, конечно же, родиться нарциссичной натурой.

Миф первый: притягательное лицо важнее всего

Абсолютно точно это высказывание можно считать ошибочным, потому что у каждого свои критерии оценки человека по шкале красоты. Если мыслить максимально рационально, без субъективности, то мужчины, например, начинают смотреть на женщину с ног, а точнее, с бедер.

После этого взгляд переходит на грудь, а потом только на лицо. Это не значит, что следить за кожей лица не нужно. Просто существует распространенное мнение о том, что лицо важнее фигуры. Даже если вам не повезло родиться с модельной внешностью, всегда можно подобрать красивый мейкап.

Миф второй: чем больше седых волос вы выдергиваете, тем их больше становится

Это чистейшей воды ложь и выдумка. Появление седых волос никак не зависит от того, сколько из них вы выдергиваете. Неизвестно, откуда пошло такое мнение, но оно абсолютно смешное и является выдумкой. Волосы теряют пигмент — вот почему цвет уходит. Даже минимальный здравый смысл поможет вам понять, что это враньё.

Миф третий: крем от морщин работает

Нет, не работает. Это уловка, маркетинговый ход, направленный на то, чтобы вы тратили свои деньги. Многие верят в то, что морщины разглаживаются, но это самовнушение, ведь вы потратили пару тысяч на крем, поэтому он должен помочь.

Это вселенское надувательство, великий обман в отношении женщин. Вы покупаете себе ночные, дневные, утренние крема, но смысла в них ноль. Маркетологи дарят вам надежду, а вы пользуетесь этим.

Конечно, в дорогих и дешевых кремах есть наличие веществ, которые могут помочь создать видимость улучшения кожного покрова. Но морщины разгладить сейчас можно только хирургическим методом. Больше, к сожалению, никак.

Миф четвертый: питье воды помогает в борьбе с морщинами

Это актуально только в том случае, если вы всю жизнь пьете идеально чистую воду из артезианских скважин и живете в идеальном месте. По большому счету вода не способна на оздоровление кожи, но чистая вода не влияет на нас негативно, поэтому кожа сохраняет свой блеск дольше.

Миф пятый: бритье ног делает волосы грубее и темнее

Это лишь визуальный обман. Дело в том, что сам по себе волос похож на конус — внизу он толстый, а наверху тонкий. Когда вы срезаете его под корень бритвой, то остается толстая часть, поэтому кажется, что волосы стали толще и темнее. Не бойтесь брить ноги, ведь никаких негативных сторон у этого типа удаления волос нет. Ну разве что вы можете порезаться.

Миф шестой: целлюлит бывает только у женщин

Это приятный миф, потому что у мужчин тоже бывает целлюлит. Зависит это только от количества тестостерона. Если мужской гормон у представителя сильного пола имеется в весьма маленьком запасе, то есть риск появления целлюлита при избыточном весе.

Миф седьмой: шампунь необходимо менять

Это выдумка, которую тоже придумали, скорее всего, маркетологи. Нет никакой необходимости менять шампунь, потому что волосы не привыкают к шампуням и не отвыкают от них. Вот кожа головы может страдать от шампуней определенного типа, из-за чего может появиться перхоть.

Миф восьмой: если у вас прыщи, чаще бывайте на солнце

Конечно, бывайте, но только не забывайте о том, что вызывает прыщи. Кожа подсушивается, но потом начинает выделять еще больше жира, который забивает поры, вызывая новые высыпания угрей. Дело в том, что иногда кажется, будто прыщи ушли, потому что появляется загар.

Миф девятый: чем чаще мыть волосы, тем быстрее они будут пачкаться

Неизвестно, кто это придумал, но это действительно выдумка чистой воды. Если вы моете пол каждый день, он не становится от этого грязнее. Такая же ситуация и с волосами. Вам может казаться, что они становятся грязными быстрее, но это лишь кажется.

Миф десятый: кондиционеры и бальзамы восстанавливают секущиеся кончики

Еще один миф о волосах. Ничто не восстановит поврежденный волос, потому что такова его структура. Он растет от корня, поэтому на концах ничто не может исправить структуру волоса. Можно подрезать секущиеся кончики, но восстановить их можно только в фантастическом фильме.

Миф одиннадцатый: если краску для волос не смывать дольше, то волосы лучше покрасятся

Нет, они не покрасятся лучше, потому что тот результат, который должен получиться, основывается на чисто химическом взаимодействии. Если вы бросите ложку соды в кислоту, то реакция пройдет сразу. От того, что вы подождете лишние минут 15, ничего не изменится. С волосами ситуация аналогична. Нужно ждать ровно столько, сколько написано в инструкции.

Миф двенадцатый: солярий безвреден

Всё хорошо в меру. Избыток солярия приводит к появлению меланом. Наиболее сильным негативное влияние оказывается для девушек со светлой кожей. Таким дамам лучше ходить загорать не чаще одного раза в месяц.

Научитесь любить себя такими, какие вы есть. Не зря об этом твердят психологи и другие специалисты по красоте внешней и внутренней.

Дело в том, что нас с самого детства пичкают стереотипами, приводящими к появлению предрассудков по отношению к себе.

Не тратьте время на никому не нужные мифы, от которых всё становится только хуже. Счастье кроется в вас, внутри вашего сознания. Вы красивы настолько, насколько можете себе это представить.

Повторяем еще раз — понравиться всем невозможно. Красота субъективна, и это нужно понять, причем чем раньше, тем лучше. Удачи вам, и всегда будьте первоклассной версией самих себя, а не второсортной версией кого-то другого.

Источник

Красота вещь субъективная что значит

красота вещь субъективная что значит. Смотреть фото красота вещь субъективная что значит. Смотреть картинку красота вещь субъективная что значит. Картинка про красота вещь субъективная что значит. Фото красота вещь субъективная что значит

красота вещь субъективная что значит. Смотреть фото красота вещь субъективная что значит. Смотреть картинку красота вещь субъективная что значит. Картинка про красота вещь субъективная что значит. Фото красота вещь субъективная что значит

красота вещь субъективная что значит. Смотреть фото красота вещь субъективная что значит. Смотреть картинку красота вещь субъективная что значит. Картинка про красота вещь субъективная что значит. Фото красота вещь субъективная что значит

красота вещь субъективная что значит. Смотреть фото красота вещь субъективная что значит. Смотреть картинку красота вещь субъективная что значит. Картинка про красота вещь субъективная что значит. Фото красота вещь субъективная что значит

Похожие цитаты

На самом краешке дороги
Стоит старуха, просто так…
Наверно, утомились ноги,
И не по силам сделать шаг.

В глазах застыли две слезинки,
Как две росинки на траве,
Дрожат седые паутинки
На непокрытой голове.

Глядит отсутствующим взглядом,
В свою печаль погружена…
А люди, что проходят рядом?
Да им-то всем на что она?
… показать весь текст …

Самое страшное в жизни — это осознание того, что тебе становится безразличны те люди, которыми ты когда-то интересовался. Тебе становится просто всё равно: ни ненависти, ни злости, ни боли… Простое равнодушие.

Человек на асфальте

Поскользнулся он. Оступился
И у всех на виду упал.
А народ спешил, торопился,
И как будто не замечал.

Было утро, час пик, суматоха…
Человек на асфальте лежал.
Может, было несчастному плохо?
Может, больно? Но он молчал.

Озирался вокруг виновато,
Сам пытался подняться с земли.
Только ноги вдруг стали ватными,
Не послушались. Не смогли.
… показать весь текст …

Источник

КРАСОТА

КРАСОТА – наряду с благом (добром) и истиной – важнейшая человеческая ценность. Критерием красоты является особое, эстетическое чувство, переживание. Это субъективный критерий, но в нем два составляющих компонента: общезначимый и индивидуально – личностный. Общезначимость не распространяется на все человечество. Красота не является общечеловеческой ценностью. То, что считают красивым одни поколения, одни народы и различные социальные группы (например, возрастные), другие поколения, народы и группы могут не считать. В этом смысле красота – относительна. Нет абсолютных эстетических ценностей. Но есть абсолютная общечеловеческая способность отличать красивое от некрасивого, безобразного. Она называется эстетическим вкусом. Вкус может быть более или менее развит. Отсутствие эстетического вкуса обедняет человеческую личность, делает ее не до конца полноценной.

Тот факт, что критерием красоты выступает чувство, делает невозможным логическое, рациональное определение понятия красоты. Красота переживается, но логически не определяется, не «схватывается» в абстрактных понятиях. Все попытки в этом направлении оканчивались неудачей. В иррациональности красоты нет ничего мистического, как нет мистического в иррациональности любого чувства или такого понятия как «мнимое число» (квадратный корень из минус единицы) в математике. Иррациональное так же объективно существует и функционирует, как и рациональное.

Невозможность дать исчерпывающее логическое определение красоты не означает, что нельзя указать на целый ряд признаков, объективно присущих способности переживать. Одним из таких существенных признаков оказывается способность «схватить» в воспринимаемом (или представляемом) единство в многообразии. Такое единство вносит порядок в многообразие, делает сложное относительно простым. Свой вклад в единство вносят такие объективные качества как органическая целостность, целесообразность, симметрия, пропорциональность, ритм и др. Указанные свойства сами по себе, независимо от человека, не являются красотой. Они выступают как объективные предпосылки, условия для формирования в сознании (и бессознательном) воспринимающего (или представляющего) человека феномена красоты. В той мере, в какой красота не может возникнуть на «пустом» месте без объективных предпосылок, она объективна. Одновременно следует признать ее субъективной, ибо она требует от человека определенных усилий, действий, которые не могут не быть творческими актами. Любая красота – и не только в искусстве – продукт творчества. Описывая красоту цветка, В.Брюсов писал: Есть тонкие властительные связи / Меж контуром и запахом цветка. Чтобы выявить такие связи, требуются от любого, кто чувствует красоту этого цветка, творческие усилия. Конечный результат этих усилий переживается как гармония, гармоническое состояние души.

Различия между людьми в оценке (и одновременно в творчестве) красоты объясняются тем, что на основе одних и тех же объективных предпосылок создаются разные гармонии, разные единства многообразного, разные симметрии, разные гармонии, разные единства многообразного, разные симметрии, разные ритмы, разные пропорции. Наиболее отчетливо это видно в искусстве, в его многообразных эстетических качествах на различных ступенях истории, у разных народов и у отдельных авторов.

Почему люди по разному оценивают (и творят) красоту? Чувство красоты – чувство приятного, положительно действующего на органы зрения и слуха. Неприятной красоты не бывает. Неприятно – безобразное. Различение чувственно-приятного от неприятного – одна из функций эстетического вкуса.

Вкус бывает не только эстетический. Люди различают «на вкус» приятную и неприятную пищу (напитки, запахи и др.). У разных народов и отдельных индивидов имеются врожденные, физиологические реакции в отношении приятного. Поэтому справедливо говорят, что о вкусах не спорят. В этом физиологическом аспекте это верно и в отношении эстетического вкуса. Разные народы и отдельные люди эстетически предпочитают разные цвета и звуки.

Своеобразие и сущность эстетического вкуса состоит не в физиологической, но в культурно-исторической природе. Чувство красоты – сравнительно поздний продукт культурного развития. То, что сегодня оценивается как красивое, на ранних стадиях развития культуры оценивалось как целесообразное и полезное (утилитарное). Например, в человеке негативно оценивалось прежде всего нарушения (отступления) от физической и психической нормы, ибо это отрицательно сказывалось на исполнении социальных ролей (работника, воина, матери и т.п.). Позже негативная оценка нарушения нормы ляжет в основу формирования эстетического феномена безобразного и комического. Напротив, соответствие норме и в особенности высокая степень совершенства положительных полезных качеств (и физических и психических) генетически восходит к феномену эталона красивого, к эстетическому идеалу.

Свидетельством этому может быть сегодняшняя речевая практика. Красота внешности человека часто обозначается такими словами, эпитетами, которые говорят о норме, цельности, здоровье человека: породистый, холеный, осанистый, гвардейский, широкоплечий, мощный, богатырский и т.п. Признаки болезни (исхудавший, истощенный, бледный и т.п.) часто выступают как синонимы «некрасивого».

Понятие нормы и эстетического идеала относительно. Высокий рост для европейца часто служит одной из характеристик внешней красоты человека, но такой же рост для низкорослых племен (например, пигмеев) – уродство. У каждого человеческого коллектива (социума) – своя мера, свой идеал. Знаменитый тезис греческого философа Протагора о том, что человек есть мера всех вещей (ср. у М.Волошина: Мир отвечал размерам человека, / И человек был мерой всех вещей) полностью относится к красоте.

Меру нормального, целесообразного и полезного для человека, человек переносит на весь окружающий мир, в том числе и на природу. В мире неодушевленной и живой природы нет сознательной цели, целеполагания, а значит и целесообразности. Там есть приспособленность к среде, соответствие структуры и функций (поведения). Но человек по аналогии с собой и своим поведением переносит на природу представление о целесообразности и соответственно о красоте. Природа для человека – неиссякаемый источник для формирования эстетических гармонических представлений, благодатная почва для формирования и осуществления чувства красоты. Твой взгляд – да будет тверд и ясен: / Сотри случайные черты / И ты увидишь: мир прекрасен. (А.Блок).

Осмысляя и обобщая в процессе многовековой общественной практики факт удовлетворения, удовольствия от целесообразности, полезности как своих действий и их результатов (предметов культуры), так и «целесообразности» в природе, человек стремился выявить общий источник такого удовольствия. Выявить не просто саму целесообразность, а форму целесообразности. Эта форма, или как ее охарактеризовал И.Кант, целесообразность без цели и есть красота, чувство гармонической формы, бессознательно, интуитивно формируемое в каждодневном опыте.

Независимо от конкретного содержания, с которым форма всегда связана и которую всегда выражает, эту форму, или красоту, отличают те же признаки, что свойственны объективным предпосылкам чувства красоты – органическая целостность, пропорциональность, симметрия, ритм, динамическая напряженность и др.

С формой целесообразности (красотой) мы встречаемся не только в мире вещей и процессов действительности, но и в мире понятий и представлений. Все, что непосредственно воспринимаемо (и представляемо) зрением и слухом, может быть предметом эстетического созерцания, вызывать чувство красоты. Так, математические и физико-математические понятия, когда они выражены в наглядной формулировке, четко фиксирующей определенный комплекс идей, могут быть предметом – для посвященных – эстетического восхищения. Л.Больцман испытывал эстетический восторг от «изящества» уравнений Д.Максвелла, выражающих основные законы электромагнетизма. Формулы Максвелла чрезвычайно целесообразны, им присущ ритм и емкость, выразительность и краткость, благодаря ритму их удобно схватывает глаз. Не случайно известный современный математик Г.Харди считает красоту высшей целесообразностью с математической точки зрения. Еще Пифагор и Платон усматривали красоту в числовых соотношениях. Согласно Платону «мера» и симметрия есть первооснова красоты. Для эстетического впечатления важен не только момент наглядности формы, но и преодоление сложности, сведение сложности к простоте как в области алгебраических знаков, так и в области геометрических конструктивных понятий. Характерны некоторые названия кривых аналитической геометрии – «трехлепестковая роза», «локон» и другие, указывающие на их эстетическую выразительность, красоту. В описании сложных химических соединений мы найдем разнообразные геометрические схемы, поражающие причудливой гармонией. Например, структурная формула черного анилина (краски) напоминает красоту орнамента, но только не декоративного, а выражающего взаимодействие, соотношение атомов.

Красота, будучи формой, объективно связанной с содержанием, субъективно совершенно свободна от какого бы то ни было интереса, от понятия о предмете, от соображений о цели или пользе. Она непосредственно своим чувственным обнаружением возбуждает в нас чувство удовольствия. Это удовольствие, наслаждение носит абсолютно бескорыстный характер. Мы любуемся предметом (объектом) созерцания и никакой другой цели, кроме этого любования, нет.

Если в самом предмете эстетического любования, в красоте нет цели, пользы, то сам процесс бескорыстного созерцания чрезвычайно духовно полезен. Бескорыстие придает ему высоконравственный характер. Мы любуемся предметом (объектом) созерцания и никакой другой цели, кроме этого любования, нет. Общение с красотой духовно полезно обществу и индивиду, ибо вносит свой вклад в формирование нравственных качеств личности. Не поэтому ли Достоевский считал, что красота спасет мир?

И.Кант различал свободную и «связанную», «обусловленную» красоту. Свободной красота бывает лишь в «поле» эстетического созерцания (и творчества), но это «поле» неизбежно вплетено в контекст реальной жизнедеятельности. Поэтому, обособившись, красота снова вступает в связь (и никогда ее не теряет) с различными видами целесообразной и полезной деятельности.

Начиная с древности, человек в трудовой деятельности не только создавал изделия, которые удовлетворяли насущные утилитарные потребности, но и творил их по законам красоты, в частности, украшая различными орнаментами. В свою очередь эти орнаменты были связаны с религиозно-магическими обрядами и действами. Связь красоты с полезными предметами нашла свое продолжение и развитие в народном декоративно-прикладном искусстве, в художественном ремесле и художественной промышленности. В структуре последнего формируется дизайн, который с точки зрения красоты (и разумеется пользы, целесообразности) осмысливает и оформляет предметы, учитывая особенности не только его внешнего вида, но и необходимое функциональное и композиционное единство.

Обратимся к игре. Красота как чувственно-приятное связана с врожденным игровым началом, которое старше культуры. Игре как факту культуры красота внутренне не присуща, но игра обладает склонностью вступать в контакт с различными видами красоты. Более примитивным формам игры с самого начала присущи радость и изящество. Красота движений человеческого тела находит свое высшее выражение в игре, в частности и в особенности – в спортивной. Здесь и в более высокоразвитых формах игры мы находим ритм и гармонию. Связь игры и красоты несомненна и многообразна.

Теснейшая связь красоты с религией прослеживается, начиная от древнейших магических обрядов и вплоть до современных религиозных культовых действий, обрядов и празднеств. При этом роль красоты не ограничивается декоративной функцией. Существует глубокая внутренняя связь красоты и религиозных идей, в особенности с нравственным аспектом религиозного сознания.

Красота связана тесными узами не только с добром, но и с такой интеллектуальной ценностью как истина. Как и в сфере религиозного сознания, красота не ограничивается декоративной функцией и в области философских и научных идей. Красота научных формул, о которых шла речь ранее, неразрывно обусловлена истинностью этих формул. Известный физик П.Дирак считал, что красивая теория, красивая формула не может не быть верной. Другой ученый-физик Р.Фейнман полагал, что истину можно узнать по ее красоте. Математик А.Пуанкаре писал о том, что полезными комбинациями являются как раз наиболее изящные комбинации. Знаменитый авиаконструктор А.С.Яковлев утверждал: «некрасивый самолет не полетит, не знаю почему, но не полетит». Опыт убеждал его в том, что некрасивые образцы надо отсеивать: все равно в эксплуатации они себя не оправдают. Все эти и подобные им высказывания восходят к Платону, считавшему, что «красота – сияние истины».

В концентрированном виде связь красоты с другими духовными ценностями и прежде всего с нравственностью проявляет себя в искусстве: музыке, театре, литературе, в изобразительном искусстве и др. – во всех «изящных» искусствах. По утверждению замечательного русского мыслителя М.Бахтина, все ценности здесь выступают под «эстетическим интегралом». Сердцевина этого «интеграла» – красота, которая выступает здесь в своей наивысшей форме – в форме прекрасного. Искусство всегда прекрасно, что бы оно ни изображало в своем содержании: красивое или некрасивое, даже безобразное. О.Роден писал, что «стоит великому артисту или великому писателю коснуться до какого-нибудь безобразия, чтобы оно мгновенно преобразилось: ударом волшебного жезла безобразное превращается в красоту: это алхимия, это колдовство!».

Художник двояким образом преодолевает безобразное, негативное. Во-первых, он достигает этого, представляя безобразное, негативное как общественный феномен. С позиций положительного нравственного идеала художник занимает по отношению к нему отрицательную позицию, произносит над ним приговор, тем самым способствуя утверждению эстетического идеала. Во-вторых, с помощью своего мастерства он создает красивую художественную форму. Основа этой формы – композиция с присущими ей объективными предпосылками красоты: целостностью, органичностью, ритмом, пропорциональностью (в частности и в особенности – «золотым сечением») и другими чертами. Кроме того, художественная форма в истинном искусстве находится в гармоническом соответствии с идеей произведения, с позиций которой художник оценивает изображаемое. В этом случае принято говорить об единстве формы и содержания. Художественная форма придает красоте в искусстве особое качество – художественность.

В современном искусстве модернизма и постмодернизма красота часто отходит на второй план. Место прекрасного занимают другие ценности, которые П.Валери назвал шок-ценностями – новизна, интенсивность, необычность. Подобное «искусство» в отличие от традиционного искусства не выполняет эстетической функции как главной и определяющей, оно осуществляет другие социальные функции.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *