краткосрочный период в деятельности фирмы подразумевает что
Краткосрочный период в деятельности фирмы подразумевает что
Главная » Экономика и финансы » Микроэкономика » Глава 4 Фирма в рыночной экономике: мотивация, издержки, результаты производства » 4.3 Краткосрочный и долгосрочный периоды
4.3. Краткосрочный и долгосрочный периоды
Как показывает практика, в своей деятельности фирма сталкивается с различными ситуациями, которые диктуют ей принятие управленческих решений. Иногда ей приходится решать, как наилучшим образом использовать действующее капитальное оборудование. Промежутки времени, в течение которых фирме приходится делать подобный выбор, относятся к краткосрочным периодам.
Краткосрочный период – это промежуток времени, в течение которого фирма варьирует объемы производства, не изменяя количества некоторых вводимых факторов производства.
Неизменяемые факторы производства называются постоянными; в их число, как правило, включают капитальное оборудование, а также землю; услуги высококвалифицированных специалистов. Факторы производства, которые по мере колебаний выпуска товаров и услуг могут изменяться в краткосрочном периоде, называются переменными. К ним относят услуги наемных рабочих, сырье, вспомогательные материалы, электро- и теплоэнергию и т.п.
Принципиально иное решение должна принимать фирма, когда реальные или ожидаемые изменения рыночной ситуации заставляют ее заменять и капитальное оборудование. Подобные вопросы решаются в течение долгосрочного периода.
Под долгосрочным периодом понимают такой промежуток времени, в течение которого фирма изменяет объемы всех используемых факторов производства.
Особое значение этого периода в экономической теории состоит в том, что в течение него фирма сталкивается с ситуациями, в которых она должна решить, входить или не входить ей в новую отрасль, расширять или сокращать масштабы предприятия, перемещать, модернизировать или реорганизовывать производство.
Отметим, что краткосрочный и долгосрочный периоды не должны ассоциироваться с длительностью периода времени, например, краткосрочный – до полугода, а долгосрочный – свыше этого интервала. Эти периоды различаются только тем, какие факторы производства меняет фирма, выпуская тот или иной объем товаров и услуг. В отдельных отраслях (положим, энергетической) краткосрочный период может длиться свыше 10 лет, а в аэрокосмической промышленности долгосрочный период имеет протяженность 2-3 года.
(Материалы приведены на основании: В.Ф. Максимова, Л.В. Горяинова. Микроэкономика. Учебно-методический комплекс. – М.:Изд. центр ЕАОИ, 2008. ISBN 978-5-374-00064-1)
Темы из «Микроэкономика. Глава 4 Фирма в рыночной экономике: мотивация, издержки, результаты производства»:
Темы из «Микроэкономика. Глава 5 Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах»:
Краткосрочный и долгосрочный периоды в анализе производства
Краткосрочный период производства
На практике с своей деятельности любая компания сталкивается с ситуациями, которые требуют принятия весьма сложных и неоднозначных решений в управлении. Зачастую приходится принимать решения, как наиболее эффективно использовать действующее капитальное оборудование. Временные промежутки, когда приходится принимать подобные решения в компании, называются краткосрочными периодами.
Краткосрочный период – это промежуток времени, на протяжении которого компания варьирует объёмы производства, при этом количество некоторых производственных факторов не изменяется.
Постоянные факторы производства – это факторы, которые не меняются на протяжении всего процесса производства продукции.
К постоянным факторам относятся:
Переменные факторы производства – это такие факторы, которые по мере колебаний выпуска товаров и услуг могут претерпевать изменения в краткосрочном периоде.
К переменным факторам производства относятся:
Долгосрочный период производства
Совсем другие решения принимает компания в той ситуации, когда реальные и ожидаемые изменения рыночной ситуации обязуют её менять капитальное оборудование. Данные вопросы должны быть решены уже в долгосрочном периоде.
Долгосрочный период – это такой промежуток времени, на протяжении которого компания изменяет объёмы всех применяемых факторов производства.
Важное значение данного периода в том, что в экономической теории он характеризуется тем, что во время него компания сталкивается с различными ситуациями, требующими решения о вхождение или нет в новую отрасль или становится вопрос расширения производства или его сокращения, а также перемещении, модернизации или реорганизации его.
Стоит особое внимание уделить тому, что краткосрочный и долгосрочный периоды не могут ассоциироваться с длительностью периода времени. К примеру, краткосрочный – три месяца, долгосрочный – шесть месяцев. Первостепенное отличие данных периодов состоит в том, какие факторы производства меняет компания, выпуская тот или иной объём товаров и услуг.
В отдельных отраслях, таких как энергетическая, длительность краткосрочного периода составляет более 10 лет, в аэрокосмической отрасли долгосрочный период равняется 2-3 годам.
Краткосрочный период в деятельности фирмы подразумевает что
При анализе издержек фирмы были введены понятия краткосрочного и долгосрочного периодов деятельности фирмы. Различия между этими двумя периодами деятельности фирмы зависят от изменения ее производственных возможностей, то есть от изменения соотношения постоянных и переменных факторов производства, а также постоянных и переменных издержек. В краткосрочном периоде фирма может увеличить производство только за счет улучшения использования постоянных факторов производства, но никак не за счет их расширения. Того же результата фирма может достигнуть и за счет увеличения переменных факторов производства или роста переменных издержек. В долгосрочном периоде фирма увеличивает производство за счет наращивания постоянных факторов производства или наращивания постоянных издержек. Например, за счет строительства нового цеха, приобретения новой технологической линии и т. д. [c.275]
Отличать принципиально краткосрочный и долгосрочный периоды деятельности фирмы, разобравшись в том, что из себя представляют постоянные и переменные факторы (ресурсы). [c.286]
Краткосрочный и долгосрочный периоды деятельности фирмы принципиально отличаются тем, что [c.287]
Глава 9. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОНКУРЕНТНОЙ ФИРМЫ В КРАТКОСРОЧНОМ И ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДАХ. РАВНОВЕСИЕ ФИРМЫ [c.143]
Деление издержек на постоянные и переменные подразумевает условное выделение краткосрочного и долгосрочного периодов в деятельности фирмы. Под краткосрочным понимают такой период в работе фирмы, когда часть ее издержек являются постоянными. Иными словами, в краткосрочном периоде фирма не покупает нового оборудования, не строит новых зданий и т.д. В долгосрочном периоде она может расширять свои масштабы, поэтому в данном периоде все ее издержки являются перемен-ными. [c.215]
На процесс производства существенное влияние оказывает фактор времени. Фирма может осуществлять свою деятельность в краткосрочном и долгосрочном периодах. Для краткосрочного периода характерны неизменные факторы производства, используемые фирмой, и постоянное число фирм в отрасли. В долгосрочном периоде все факторы производства становятся переменными, а число фирм в отрасли может как увеличиться, так и уменьшиться, поскольку вход на конкурентный рынок и выход их него свободны. [c.165]
Разбираться в вариантах равновесия фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах ее деятельности, понимая, почему все эти варианты рассматриваются в условиях совершенной конкуренции. [c.287]
Проведите принципиальные различия между долгосрочным и краткосрочным периодами деятельности фирмы на рынке. [c.288]
Рост. Стратегическая альтернатива роста осуществляется путем ежегодного значительного повышения уровня краткосрочных и долгосрочных целей по сравнению с предыдущим периодом. Эта стратегия является второй наиболее часто выбираемой альтернативой. Она применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро меняющимися технологиями. Ее могут применять фирмы, осуществляющие диверсификацию деятельности, чтобы покинуть стагнирующие рынки. [c.99]
Издержки производства. Издержки производства представляют собой стоимость факторов производства или их использования для изготовления продукта или создания услуги независимо от взаимозаменяемости и разнообразия сочетания факторов производства. Для рассмотрения поведения фирм большое значение имеет временной интервал рассматривается деятельность фирмы в краткосрочном или долгосрочном периоде. [c.47]
Банкротство влечет за собой опись имущества, его продажу, оплату долга из вырученных сумм и т. п. Это суровый и неприятный конец, его стремятся по возможности избегать, и, прежде чем выходить из дела, предприниматель старается оплатить все долги по постоянным издержкам. Когда погашено последнее обязательство по самому длительному виду постоянных издержек, краткосрочный период деятельности фирмы превращается в долгосрочный и предприниматель волен решать, заключать ли ему новые долгосрочные обязательства, т. е. продолжать дело или прекратить его. [c.84]
Деятельность фирмы существенно зависит от того, в каком периоде (кратко- или долгосрочном) она функционирует. В связи с этим экономическая наука рассматривает затраты кратко- и долгосрочного периодов. В краткосрочном периоде исходят из того, что, желая достичь определенного уровня выпуска готовой продукции, фирма может изменять только некоторые факторы производства, оставляя другие неизменными. В долгосрочном периоде тот или иной объем продукции фирма может выпустить, изменяя все вводимые факторы производства, т. е. в длительном периоде все ее затраты являются переменными, а в коротком — некоторые из них постоянны. [c.34]
Деятельность фирмы-монополиста в долгосрочном периоде рассматривается с учетом того, что она является единственным представителем по производству данного товара и сама является отраслью по его выпуску. Поэтому равновесие в краткосрочном периоде будет равновесием и в долгосрочном периоде. Следовательно, фирма-монополист до тех пор будет максимизировать прибыль, пока будет оставаться монополистом. Этого она сможет достичь, если сумеет [c.53]
Для анализа результатов периода необходимо хорошо представлять, в рамках осуществления какой стратегии принимались текущие решения, какие краткосрочные и долгосрочные цели преследовались руководством предприятия, какие показатели деятельности предприятия были выбраны в качестве приоритетных. Необходимо задать себе вопросы каковы причины отклонения значений отдельных показателей от запланированных, насколько последовательно и успешно реализуется выбранная стратегия, каковы положение фирмы среди конкурентов и шансы на успех при сохранении выбранной стратегии, ее корректировке или изменении. [c.77]
Прогнозирование маркетинга подразделяется на краткосрочное и долгосрочное. Первое отличается значительно большей детализацией, точностью предстоящих действий фирмы, оно охватывает все рынки и все элементы маркетинговой деятельности. Долгосрочное же прогнозирование чаще всего делается в общих чертах и охватывает период времени от 3 до 5 и более лет. [c.92]
В этой главе мы обсудили основные типы финансовой отчетности корпораций отчет о финансовых результатах деятельности компании, баланс и отчет о движении денежных средств Отчет о финансовых результатах фиксирует итоги работы фирмы за определенный период и основывается на модели, показывающей, что чистая прибыль компания равняется ее доходам за вычетом ее расходов (включая амортизационные отчисления и уплату налогов) В балансе отображаются активы (как краткосрочные или оборотные, так и долгосрочные или постоянные), с одной стороны, и требования к этим активам со стороны кредиторов и собственников компании (такие как обязательства компании и акционерный капитал) — с другой Отчет о движении денежных, средств представляет собой краткий обзор движения всех денежных средств в результате операционной (или производственной), инвестиционной и финансовой деятельности компании за определенный период Бухгалтерский учет фирмы отличается от экономического по следующим двум [причинам [c.67]
Основной целью деятельности фирмы обычно считается максимизация прибыли. Это утверждение требует конкретизации в отношении периода (краткосрочный, долгосрочный) и направлений использования прибыли. Наряду с названной в литературе приводятся и другие цели выживаемость фирмы, увеличение ее размеров, благосостояние сотрудников и т. д. [c.241]
В компаниях, где разрабатываются перспективные маркетинговые планы, они носят скорее сценарный характер. Использование такой программы дает управленцам возможность анализировать краткосрочные проблемы и пути их преодоления с учетом долгосрочных целей и задач. Следовательно, гибкость, динамичность, эластичность, разнообразие организационных форм и методов характеризует планирование (в том числе маркетинга) в условиях рыночных отношений. Российские предприятия нередко сопровождают переход на работу в условиях рынка отходом от единых унифицированных схем планирования. Это касается и выбора периода планирования. Учитывая особенности деятельности фирмы, жизненного цикла выпускаемой продукции (услуг), временные лаги маркетинговых планов для разных предприятий будут [c.49]
В условиях этого конфликта менеджеры должны выбрать способ действий, сбалансированный относительно целей получения прибыли в краткосрочном периоде и поддержания конкурентоспособности фирмы в долгосрочном периоде. Ориентация менеджмента исключительно на финансовые показатели, т. е. на краткосрочную прибыль, означает повышение цен на товары компании, сокращение инвестиций и отказ от всех второстепенных видов деятельности компании, кроме тех, которые приносят текущие доходы. К сожалению, в долгосрочном плане подобная политика подрывает конкурентоспособность компании. С другой стороны, ориентация исключительно на рынок (рис. 13.2), при которой игнорируется необходимость получения прибыли, также повышает уязвимость компании. Практикум 13.1 описывает проблемы, с которыми столкнулась известная британская компания, испытавшая в течение последних 25 лет целую серию взлетов и падений. [c.473]
Одним из основных классификационных признаков является также период прогноза, при этом большинство авторов выделяют три вида прогнозов краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Естественно, что временные интервалы прогнозов зависят от природы объекта, т. е. изучаемой области деятельности. Так, при рассмотрении технико-экономических показателей деятельности фирм период краткосрочного прогноза не превышает 1 года, среднесрочный прогноз строится на период от 1 до 5 лет, долгосрочный — свыше 5 лет. [c.146]
Таким образом, следующий этап заключается в определении самих метрик, маркетинговых индикаторов высшего уровня, которые подходят конкретной фирме, сектору рынка, с которым работает данная фирма, ее внешней среде, конкуренции и т. д. Особенно важны показатели эффективности деятельности двух типов краткосрочные, которые работают в рамках отчетного периода, например одного года, и права владения торговой маркой, которые важны в будущих периодах. Большинство фирм выражают свою ориентацию через предпочтения неких долгосрочных мер, но на этом этапе необходимо рассмотреть целый ряд вариантов (таких как, например, в приложении), которые сами по себе не являются всеобъемлющими. Выбор будет в значительной степени зависеть от взаимоотношений с ключевыми заинтересованными сторонами. Например, если основной сегмент покупателей для фирмы составляют 20-30-летние женщины, то данные по другим группам могут быть и дешевле, и доступнее, но при этом менее значимы для фирмы. Приобретенные, уже выполненные исследования рынка дешевле, чем проводимые специально на заказ, но оценка задачи поставщика информации должна соответствовать общим требованиям заказчика. [c.1058]
Краткосрочные решения обычно не требуют изменения структуры основных средств фирмы и (в большинстве практических ситуаций) не оказывают длительного воздействия на деятельность фирмы — время изменений не превышает одного отчетного финансового периода (обычно год). Конечно, в целом краткосрочные решения исходят из какого-либо долгосрочного решения. Время является критическим фактором, в том числе и при принятии решений. Как мы увидим в гл. 5, оно влияет [c.34]
Если цена на рис 9-7 опустится ниже уровня Рд, то фирма не будет производить в долгосрочном периоде если цена поднимется на уровень выше Рд, то фирма будет функционировать. Долгосрочная цена безубыточности Рд в долгосрочном периоде играет ту же роль, которую в краткосрочном периоде играет цена прекращения выпуска обе дают наименьшее значение цены, при которой фирма будет производить, хотя в долгосрочном периоде цена безубыточности — это цена, ниже которой фирма совсем уходит из отрасли, а не закрывается временно. Владелица рыболовного судна прекращает деятельность в краткосрочном периоде, оставляя свое судно в доке она уходит из отрасли окончательно, когда она продает судно или сдает его на металлолом и избирает иное направление деятельности. [c.168]
Однако практика западных фирм показывает, что в линейно-функциональной структуре изначально отсутствует потенциал инновационной и предпринимательской реакций. Он объективно находится здесь в противоречии с доминирующим потенциалом производственной реакции. Именно поэтому общее руководство фирмы в рамках данной организации предприятия запрограммировано обеспечивать извлечение прибыли в краткосрочный период, координируя для этого всю оперативную деятельность функциональных управляющих. Задачи долгосрочного развития отступают на второй план. [c.48]
В длительном периоде, так же как и в коротком, предельные издержки являются важным фактором, определяющим решение фирмы об объеме предложения. Единственная разница заключается в том, что предельное условие выбора оптимального объема производства в длительном периоде включает долгосрочные, а не краткосрочные предельные издержки. Фирме следует осуществлять свою деятельность только в том случае, если цена выше или равна долгосрочным средним издержкам (Р > LAG). [c.128]
Отметим, что при отнесении издержек к категории возвратных или невозвратных решающую роль играет фактор времени. Вернемся к примеру с фабрикой по выпуску футболок. Как мы помним, при цене 1,3 доллара фирма должна свернуть свою деятельность, поскольку средние издержки меньше цены. При расчете средних издержек учитывалась еженедельная арендная плата.за оборудование. Допустим, однако, что известие о падении цены до 1,3 доллара пришло в понедельник, вскоре после того, как был произведен еженедельный платеж за аренду машины. Значит ли это, что фирма тут же должна закрыться Вовсе нет поскольку этот платеж относится теперь к невозвратным издержкам, то во внимание принимаются только расходы на заработную плату. С учетом лишь этого вида издержек средние издержки составят 1 доллар (при выпуске до 40 футболок), т.е. до конца недели фирма не должна закрываться. И только когда встанет вопрос о продлении срока аренды, необходимо принимать решение о закрытии фабрики. В целом важно различать функцию краткосрочных средних издержек (исключающую невозвратные издержки в краткосрочном периоде) и функцию долгосрочных средних издержек (включающую все периодические издержки). Какую из них следует учитывать при принятии решения, зависит от конкретного случая. [c.35]
Главное в планировании — это выбор целей и определение системы действий для их достижения. Для этого необходима обширная информация о ходе собственного бизнеса и внешняя информация из деловой среды. Долгосрочное, перспективное планирование определяет стратегию управления фирмой. Краткосрочное планирование, обеспечивающее тактику действий, обычно конкретизирует основной план в ближайшие периоды. Любой процесс планирования начинается с определения целей, продолжается конкретизацией действий, направленных на достижение этих целей, и установлением контрольных показателей в ключевых областях деятельности. [c.51]
Наш анализ целей и задач компании позволяет сделать три вывода. Во-первых, хотя на каком-то этапе развития организации на первый план может выйти любая из рассмотренных нами целей, однако если речь идет о выживании компании, ни одна из них не является достаточной. Во-вторых, сосредоточение внимания и усилий на одной области деятельности неизбежно приводит к возникновению проблем в других. Например, стремление к максимизации прибыли в краткосрочном периоде снижает долгосрочную конкурентоспособность фирмы на рынке. Быстрый рост приведет к увеличению рисков, которые ложатся на плечи акционеров и кредиторов. Стремление к увеличению стоимости акционерного капитала может подорвать доверие сотрудников и местного сообщества, поскольку основное внимание менеджмента фокусируется на интересах собственников компании. В-третьих, чем больше усилий будет затрачивать компания на достижение одной цели, добиваясь совершенства в этой области, тем больше будут обостряться эти конфликты, тем сильнее угроза возникновения нестабильной ситуации. В одних случаях крах наступает быстро и неожиданно, в других ему предшествует длительный упадок, поскольку группы, интересами которых пренебрегает менеджмент, будут постепенно отказывать фирме в поддержке. В обеих ситуациях история свидетельствует о том, что стремление к совершенству — очень опасная концепция. [c.28]
Рассмотрим роль финансового менеджера в системе управления финансовым обеспечением хозяйственной деятельности организации. В упрощенном виде его роль показана на рис. 16.1. При сохранении функций, показанных на этом рисунке, роль менеджера усложнилась и помимо координации и контроля, в ходе которых подтверждается (или нет), что фирма действует наиболее рационально и умело (хорошо делает нужные вещи), предполагает выполнение таких функций, как определение оптимальных темпов роста, выбор наилучших типов активов, а также наилучших способов финансирования этих активов. Например, менеджер должен дать ответ на вопросы должна ли фирма финансироваться за счет займов, акций или прибыли или определенной комбинации всех источников. А если за счет займа, то сколько следует занять в краткосрочном периоде, а сколько — в долгосрочном [c.310]
На втором шаге, как и в краткосрочном периоде, фирма должна решить, функционировать ли ей вообще. В долгосрочном периоде фирма продолжает свою деятельность только в том случае, если она возмещает все свои издержки, включая альтернативную стоимость капитала, вложенного в предприятие, оборудование, и другие виды затрат, являющиеся постоянными в краткосрочном периоде. Если цена слишком низка для возмещения всех ее издер- [c.167]
1. Среди форм коммерческого предпринимательства выделяются такие виды обществ, как …
• общество с неограниченной ответственностью
• общество с ограниченной ответственностью+
• акционерное общество+
• публичное акционерное общество+
2. Причины изменения спроса включают изменение …
• количества покупателей+
• дохода и/или бюджета покупателей+
• вкусов и ожиданий покупателей+
• цен на сопряженные товары+
• цен товаров, которые приобретают покупатели
3. Неравенство MUx / Px 1
• К = 0+
16. Категория средних издержек включает в себя … издержки
• Средние постоянные+
• Средние переменные+
• Средние суммарные+
• Предельные
17. Вексель – это …
• ценная бумага, которая дает право ее держателю на часть имущества фирмы и на получение части прибыли фирмы в виде дивиденда
• ценная бумага, которая дает владельцу право на получение ее от того, кто ее выпустил, ее номинальной стоимости и процентов в определенный срок
• ценная бумага, которая представляет собой обязательство погасить долг в определенный срок и которой оформляется коммерческий кредит+
• часть прибыли, которая распространяется акционерам
18. Если рыночное равновесие установилось в нулевых отметках цены и количества товара, то это означает, что …
• товара нет на рынке+
• товар для покупателя является бесплатным+
• покупатель оплачивает покупку
• товар реализуется с премией покупателю
19. Эффект дохода заключается в том, что …
• потребители замещают потребление дорогих товаров подешевевшими+
• потребители увеличивают потребление при росте их доходов и сокращают его при уменьшении их доходов
• по мере уменьшения цены покупается все больше товаров и, наоборот, по мере увеличения цены покупается все меньше товаров
• по мере уменьшения цены продается все меньше товаров, а по мере увеличения цены продается все больше товаров
20. Благо – это …
• вещь, удовлетворяющая определенные потребности+
• физическое или юридическое лицо, обладающее правом собственности на данную вещь
• определенным образом упорядоченные отношения хозяйствующих субъектов, в результате которых разные вещи закрепляются за разными субъектами
• результаты производственной деятельности, не отраженные в цене вещи
21. Если рыночное равновесие установилось в правой нижней четверти координатной плоскости, то это означает, что …
• Товара нет на рынке+
• Товар для покупателя является бесплатным
• Покупатель оплачивает покупку+
• Товар реализуется с премией покупателю
22. Установите соответствие:
• A. Федеральная, субъектов Федерации – E. государственная собственность
• B. Районная, городская, поселковая – F. муниципальная собственность
• C. Граждан, предприятий – G. частная собственность
• D. Благотворительных фондов, партий, союзов, сообществ, объединений, ассоциаций – H. собственность общественных организаций
23. Излишек производителя – это …
• разница между рыночной ценой товаров и средними издержками
• общий доход, деленный на объем проданной продукции
• изменение общего дохода в результате продажи дополнительной единицы товара
• разница между рыночной ценой товаров и предельными издержками производства+
24. В микроэкономике преимущественно рассматриваются функции, представленные …
• алгебраически
• таблично
• графически+
• алгебраически, графически или таблично
25. Рынок – это …
• совокупность отношений между субъектами рыночной экономики по поводу производства, распределения и обмена товаров, это сфера обмена ресурсами и продуктами производства, а также – совокупность отношений между продавцами и покупателями товаров+
• сфера обмена ресурсами и продуктами производства
• совокупность отношений между субъектами рыночно
26. При повышении цены потребительских товаров …
• снижаются реальные доходы потребителя+
• одновременно изменяется наклон кривой безразличия и бюджетной линии
• возрастают номинальные доходы потребителя
• изменяется наклон кривой безразличия
27. Монополия в отличие от конкурентной фирмы стремится …
• максимизировать прибыль
• снижать объем производимой продукции и повышать на нее цену+
• увеличивать количество производимой продукции и повышать на нее цену
• к наиболее полному удовлетворению потребностей покупателей в данном виде продукции
28. Согласно модели кругооборота домашние хозяйства предъявляют спрос на …
• ресурсы
• товары и ресурсы
• товары+
29. Сокращение предложения товара ведет к увеличению …
• общей выручки продавца, если спрос на товар является не эластичным по доходу
• спроса на взаимозаменяемые товары
• общей выручки продавца, если спрос на товар является эластичным по цене
• спроса на этот товар+
• спроса на взаимодополняющие товары
30. Алмазы имеют более высокую цену, чем вода, потому что …
• общая полезность воды выше общей полезности алмазов
• общая полезность алмаза выше общей полезности воды
• при данном объеме потребления предельная полезность алмазов выше, чем предельная полезность воды+
• покупатели готовы в сумме платить больше за алмазы, чем за воду
31. Переменные факторы производства – это факторы, …
• цена на которые не может контролироваться
• цена которых нестабильна
• которые могут быть изменены достаточно быстро при изменении объема выпуска продукции+
• которые не могут быть изменены достаточно быстро при изменении объема выпуска продукции
32. Для монополистической конкуренции характерно …
• производство дифференцированного продукта и наличие в отрасли крупных фирм, реагирующих на действия конкурентов
• производство дифференцированного продукта и низкие барьеры для вхождения новых фирм в отрасль+
• наличие в отрасли большого количества фирм и значительные барьеры для вхождения новых фирм в отрасли
33. Экономическая прибыль …
• имеет место, когда общие издержки превышают общий доход фирмы
• на конкурентном рынке в долгосрочном периоде равна нулю+
• существует, когда предельный доход превышает предельные издержки
• эквивалентна бухгалтерской прибыли
34. Основой рыночной экономики является … собственность
• муниципальная
• государственная
• кооперативная
• частная+
35. Предельный продукт – это …
• общий прирост производства при изменении условий на рынке
• прирост общего продукта, приходящийся на единицу прироста затрат переменного фактора+
• возможный прирост произведенного продукта, отнесенный к производственным затратам
• прирост произведенного продукта на величину всех затрат
36. Рыночная экономика экономическую самостоятельность производителей …
• предполагает+
• предполагает только в случаях, оговоренных законом
• не предполагает
37. Закон убывающей предельной полезности гласит: …
• отношение предельных полезностей к ценам убывает по мере увеличения количества благ
• полезность, приносимая каждой дополнительной единицей товара, убывает по мере увеличения количества приобретаемых товаров+
• отношение предельных полезностей к ценам одинаково для всех товаров
• полезность приобретаемых то
38. Специфические методы исследования экономических процессов включают …
• синтез
• графический метод
• метод научной абстракции
• экономический эксперимент+
• моделирование
39. Издержки упущенной возможности производства товара – это …
• потери доходов из-за использования ресурсов в производстве товара X
• потери из-за неполного использования имеющихся ресурсов в производстве данного товара
• количество единиц другого товара B, которые не будут произведены при увеличении производства товара X на одну единицу+
• только неявные издержки
40. Экономические ресурсы – это …
• ограниченные факторы производства, являющиеся объектами присвоения и имеющие товарную форму
• все факторы производства, кроме людских
• все людские, природные и произведенные человеком факторы, используемые для производства товаров+
• только те факторы производства, которые были ранее произведены людьми
41. Перекрестная эластичность спроса отражает реакцию …
• объема спроса на один товар на изменение спроса на другой товар
• цены одного товара на изменение цены другого товара
• цены одного товара на изменение предложения другого товара
• объема спроса на один товар на изменение цены другого товара+
42. К недостаткам совершенной конкуренции относят …
• унификацию и стандартизацию продукции+
• низкий объем производства
• большие расходы на рекламу
43. Совершенствование технологии сдвигает …
• кривую спроса вверх и вправо
• кривую предложения вниз и вправо+
• кривую предложения вверх и влево
• кривую спроса вниз и вправо
44. Кривая абсолютно неэластичного спроса представляет собой …
• кривую линию с положительным наклоном
• кривую линию с отрицательным наклоном
• вертикальную линию+
• горизонтальную линию
45. Проблема выбора в экономике порождается …
• ограниченностью ресурсов и безграничностью потребностей
• безграничностью потребностей+
• существованием рисков
• ограниченностью ресурсов
46. Сторонники монополистической конкуренции утверждают, что …
• дифференциация продукта способствует лучшей реализации вкусов потребителей+
• достигается эффективное, с точки зрения общества, использование ресурсов
• фирмы производят эффективный объем продукции
47. Неверно, что рыночный спрос изменяется в зависимости от …
• численности покупателей
• цен на взаимозаменяемые товары
• цен на ресурсы+
48. При делении товаров на качественные и некачественные определяющим является …
• цена
• доход
• полезность+
• мода
49. Классический капитализм функционирует на основе …
• государственного регулирования экономики
• саморегулирующегося рынка+
• рыночных методов хозяйствования и государственного регулирования экономики
50. Нормальная прибыль – это прибыль, …
• которая необходима, чтобы фирма оставалась в пределах данного направления деятельности+
• обеспечивающая предпринимателю комфортный уровень жизни
• получаемая фирмой при MC=MR
• получаемая фирмой при нормальном ведении дел
51. Олигополия реагирует на изменение спроса в краткосрочном периоде …
• уменьшением дифференцированности товара
• политикой не ценовой конкуренции
• увеличением или сокращением объема продаж+
• изменением цены
52. Максимизация суммарной полезности в рамках ординалистского подхода подразумевает …
• равенство отношений предельной полезности к цене по каждому потребляемому благу при условии использования всего бюджета потребителя+
• точку касания бюджетной линии с одной из кривых безразличия
• отношение изменения суммарной полезности к изменению
53. Параллельный сдвиг бюджетной линии может вызывать изменение …
• цены только одного товара
• цены обоих товаров
• бюджета потребителя+
• бюджета производителя+
54. Избыток продавца означает ситуацию на рынке, когда …
• величина спроса больше величины предложения
• товар покупается по цене ниже, чем рассчитывал продавец+
• величина предложения больше величины спроса
• товар покупается по цене выше, чем рассчитывал продавец
55. Стратегия максимизации прибыли подразумевает ответ на вопрос «До какого момента …»
• расширять производство +
• оставаться на рынке
• не платить налоги
• сотрудничать с профсоюзом
56. Прямая кривая безразличия характерна для … товаров
• полностью заменяемых+
• совсем незаменяемых
• частично заменяемых
58. Финансовым результатом деятельности фирмы может быть …
• нулевая прибыль+
• прибыль+
• убыток+
• государственная субсидия
59. Ограниченная ответственность подразумевает, что …
• учредитель несет ответственность и в рамках своего вклада в имущество предприятия, и личным имуществом
• учредитель несет ответственность только в рамках своего вклада в имущество предприятия
• долг может быть взыскан с другого учредителя предприятия, если первый не может его оплатить+
• фирма реинвестирует
60. Закон спроса заключается в том, что …
• потребители замещают потребление дорогих товаров подешевевшими
• потребители увеличивают потребление при росте их доходов и сокращают его при уменьшении их доходов
• по мере уменьшения цены покупается все больше товаров и, наоборот, по мере увеличения цены покупается все меньше товаров+
61. Воспроизводство – это …
• суждение потребителя о ценности вещи
• внутреннее, неизменное свойство вещи
• внешнее проявление стоимости
• процесс создания, видоизменения или восстановления блага+
63. Субсидиарная ответственность подразумевает, что …
• учредитель несет ответственность и в рамках своего вклада в имущество предприятия, и личным имуществом
• учредитель несет ответственность только в рамках своего вклада в имущество предприятия
• долг может быть взыскан с другого учредителя предприятия, если первый не может его оплатить
• долг может быть взыскан с другого учредителя предприятия, если первый не может его оплатить+
• фирма реинвестирует
64. Краткосрочный период в деятельности фирмы подразумевает, что …
• ни один ресурс не является для фирмы фиксированным или постоянным
• все ресурсы являются для фирмы фиксированными или постоянными
• только часть ресурсов являются фиксированными или постоянными+
65. Полезность – это …
• суждение потребителя о ценности вещи+
• внутреннее, неизменное свойство вещи
• внешнее проявление стоимости
• процесс создания, видоизменения или восстановления блага
66. Выгнутая к началу координат кривая безразличия показывает …
• действие закона убывающей предельной полезности+
• факт того, что в каждой точке кривой общая полезность обоих благ одинакова
• факт того, что в каждой точке кривой общая полезность обоих благ разная+
• факт того, что в каждой точке кривой предельная полезность обоих благ одинакова
67. Долгосрочный период в деятельности фирмы подразумевает, что …
• ни один ресурс не является для фирмы фиксированным или постоянным+
• все ресурсы являются для фирмы фиксированными или постоянными
• только часть ресурсов являются фиксированными или постоянными
69. В экономике выделяют определенные типы экономических систем, такие как …
• Традиционная+
• централизованная+
• рыночная+
• смешанная+
• нетрадиционная
70. Считается, что спрос или предложение не эластичны, если для коэффициента эластичности К выполняется условие: …
• К = 1
• 0 1
• К = 0+
71. Стратегия минимизации издержек подразумевает ответ на вопрос «До какого момента …»
• расширять производство+
• оставаться на рынке
• не платить налоги
• сотрудничать с профсоюзом
72. Товарный избыток означает ситуацию на рынке, когда …
• величина спроса больше величины предложения
• спрос в целом больше предложения в целом
• величина предложения больше величины спроса+
• предложение в целом больше спроса в целом
73. Избыток покупателя означает ситуацию на рынке, когда …
• величина спроса больше величины предложения+
• товар продается по цене ниже, чем рассчитывал покупатель
• величина предложения больше величины спроса
• товар продается по цене выше, чем рассчитывал покупатель
75. Эффект масштаба графически представлен … линией суммарных издержек
• прямой
• выгибающейся влево вверх+
• выгибающейся вправо вниз
76. Закон убывающей предельной полезности отражает действие …
• концепции насыщаемости потребителя
• закона спроса+
• закона предложения
• концепции ненасыщаемости (ненасытности) потребителя+
77. В микроэкономике выделяются определенные виды полезности, такие как …
• общая+
• частная
• беспредельная
• предельная+
78. В отличие от конкурентной фирмы простая монополия стремится:
• производить продукции меньше, а цену устанавливать выше+
• максимизировать прибыль
• устанавливать цену, соответствующую неэластичному кривой спроса
• производить продукции больше, а цену устанавливать выше
79. Предельные издержки рассчитываются как отношение …
• изменения суммарных издержек к изменению количества единиц выпускаемого товара+