краудфандинга что это значит
Краудфандинг: что это такое и для чего используется
Краудфандинг – это метод, с помощью которого можно собрать денежные средства через желающих получить доступ к проекту с помощью инвестирования.
Для каждого проекта устанавливается свой срок окончания инвестирования и сумма, которую необходимо собрать. Если вы не знаете ответы на вопросы: для чего нужен краудфандинг и как выйти на краудфандинг, этот обзор может быть для вас полезен.
Краудфандинг может использоваться для различных целей как компаниями, так и частными лицами. Его применение может быть использовано для:
Если речь идет про инвестирование в бизнес или стартап, то одно из преимуществ краудфандинга считается то, что внося свои денежные средства в проект инвесторы могут получить прибыль, если проект станет успешным. Далее мы разберем, как работает краудфандинг.
Проводя инвестиции с помощью краудфандинговой платформы в бизнес, вы осуществляете покупку акций в проекте. Если бизнес процветает, то его акции могут вырасти в цене. Таким образом, потенциально вы можете приумножить свои вложения в случае успеха бизнес-проекта.
Приведем пример. Вы решили инвестировать в стартап, где одна акция оценивается в 10 GBP. Взяв 10 акций, вы отдаете 100 GBP. В случае позитивного развития событий компания может добиться успеха. К примеру, через некоторое время стоимость акций выросла в 10 раз из-за успеха проекта. В таком случае, 10 акций уже стоят не 100 GBP, а 1000 GBP. Другими словами, финансирование проекта через краудфандинг может приумножить вложенные средства.
Среди недостатков можно отметить риски инвестирования. Поскольку вы вкладываете свои денежные средства в проект, успех которого вы не можете предугадать, вы не можете точно знать увенчается ли он успехом или нет.
Второй момент, на который стоит обращать внимание – это правила сайта (краудфандинговой платформы), на которой вы хотите выставить свой проект. Некоторые сайты строго придерживаются политики «все или ничего» («all-or-nothing» policy). Она означает, что, если вы выставили цель собрать 10 000 USD за определенный срок и не вложились в его рамки, собрав только 9 000 USD, согласно этой политики существует вероятность, что вы не получете эту сумму. Ведь условия сбора не выполнены.
Рекомендуется внимательно изучать правила краудфандинга, прежде чем собирать деньги через краудфандинг.
Краудфандинг условно можно поделить на 2 категории:
Что такое краудфандинг простыми словами и как это работает
Вы давно хотели открыть свое дело, но оттягивали с реализацией планов из-за нехватки денежных средств? Самое время воспользоваться помощью коллективного финансирования.
Игорь и Василий – студенты 2-го курса инженерного университета. Они долго трудились над разного рода изобретениями, желая создать что-то уникальное и полезное для общества. Недавно они придумали робота, который помогал бы слабовидящим людям хорошо ориентироваться в пространстве. Но на реализацию этого проекта у студентов не хватает средств. Как быть в такой ситуации? Неужели эта задумка так и останется на бумаге?
Удобный способ привлечь финансирование – это воспользоваться краудфандингом. Что это за новое понятие и как оно работает?
Что такое краудфандинг
Это метод сбора денег на реализацию и поддержание научных, творческих, социальных, экологических и других идей. То есть желающие вкладывают средства или привлекают спонсоров, которые затем могут получить прибыль с финансируемых проектов. Но это также осуществляется и на безвозмездной основе, когда добровольно отдают средства для поддержки понравившегося стартапа или на благотворительность.
Для начала обратимся немного к истории. Само понятие «краудфандинг» в 2006 году придумал журналист Джефф Хау. С английского языка оно переводится как «общественное финансирование». Этим термином начали оперировать совсем недавно, но метод сбора средств существовал уже в прошлом столетии.
В начале XX века жители села Турнаева и соседних поселений объединили деньги для строительства Серафимовской церкви, первой на тот момент в Сибири. Всего им удалось собрать примерно 12 тысяч царских рублей.
В настоящее время краудфандинг реализуется чаще всего через интернет, то есть средства собираются через специальные онлайн-платформы. Первым в истории примером такой операции считается «спонсирование» гастролей рок-группы Marillion в 1997 году. Американские поклонники осуществляли акцию по всей стране и собрали более 60 тысяч долларов.
Где применяют краудфандинг и как он работает
Средства собирают для абсолютно разных целей. Можно помочь в реализации художественных, образовательных, технических проектов. Например, в открытии языковой школы, создании настольной игры, изобретении уникального чистящего средства для окон и многого другого.
Большая часть краудфандинга осуществляется на специальных интернет-платформах, но сбор денег происходит с помощью СМИ или даже через социальные сети. В новостях по телевидению показывают репортажи про детей, нуждающихся в лечении, или людей, находящихся в сложной жизненной ситуации и с финансовыми трудностями. Обычно просят отправить СМС с суммой пожертвования. Средства перечисляются в фонд, который сам их распределяет. В данном случае речь идет о о безвозмездном пожертвовании, фандрайзинге. Этот термин означает привлечение денежных ресурсов на социальные и благотворительные цели.
Также люди могут воспользоваться краудфандингом и для личных целей. Например, студент не может себе позволить оплатить учебу в университете; человеку не хватает для путешествия или на покупку машины. В таких социальных сетях, как Инстаграм или Вконтакте, в группах или на личных страницах иногда размещают объявления о помощи для поддержания творчества. Владелец страницы указывает данные карты, куда перечислять средства, или ссылку на краудфандинговую площадку.
Чтобы собрать денежные средства, автору краудфандингового проекта нужно указать точный срок окончания инвестирования и саму сумму.
Василию и Игорю необходимо 2 млн рублей, чтобы создать робота для помощи слабовидящим. Срок они определили в 6 месяцев.
Преимущество данного метода – это прозрачность денежных перемещений. То есть инвестор (бэкер) должен быть уверен, что его деньги не потеряются, а пойдут на реализацию задуманного.
Если говорить про благотворительность, то это безвозмездное вложение денег. Человек протягивает руку помощи и не ждет от этого прибыли. Чего нельзя сказать о стартапах. Если человек решил инвестировать в бизнес, то он в дальнейшем может получить прибыль. При условии, что проект окажется успешным и принесет много денег, инвестору полагается часть внесенных средств или их полная сумма.
Покупая акции в стартапе, вы, с одной стороны, рискуете, потому что не знаете, начнет ли процветать бизнес. Но с другой стороны, можете рассчитывать на увеличение вложений, если акции вырастут в цене.
Виды краудфандинга
Самые известные платформы для краудфандинга
Существуют специальные платформы для регистрации краудфандинга. Чтобы начать сбор денег, необходимо выбрать площадку, которая подходит для реализации именно данного проекта. Все действия инвесторов и авторов регулирует 259 Федеральный закон РФ.
Важно: чтобы основать краудфандинговую платформу, нужно зарегистрировать юридическое лицо и получить разрешение на такую деятельность. Что можно сделать, если вам еще нет 18 лет, можно прочитать в статье.
Перед тем как опубликовать проект на площадках, подумайте, будет ли он востребован и принесет ли прибыль. Это необходимо учесть в первую очередь, если бэкерам обещают вознаграждение или проценты.
Также ознакомьтесь с требованиями и условиями платформы. Некоторые из них ставят жесткие правила: если автор не сможет собрать необходимую сумму к указанному сроку, то он ничего не получает. С одной стороны, это мотивация придумывать заранее выгодные проекты, но с другой – огромный риск остаться с нереализованной задумкой.
Поэтому сначала стоит прочитать отзывы о площадке, узнать о ее репутации и собрать информацию у тех, кто уже имел опыт работы с ней.
Как разместить проект? Для начала расскажите о задумке так, чтобы убедить: этот проект принесет пользу. Чтобы привлечь больше внимания и подробнее продемонстрировать задуманное, можете записать видео.
Затем установите срок для окончания взносов и укажите нужную сумму. Напишите о вознаграждениях для спонсоров. И дайте рекламу в печатных, онлайн-СМИ, опубликуйте новость в социальных сетях. То есть воспользуйтесь всеми каналами для распространения.
В России
В России официально действуют 26 краудфандинговых платформ. В 2020 году с помощью данных интернет-ресурсов провели сделок на более чем 7 млрд рублей.
Рассмотрим некоторые популярные действующие российские площадки.
Boomstarter
Одна из первых в стране – основана в 2012 году. Действует принцип «все или ничего». Если автор вовремя не соберет финансы для проекта, то теряет все средства. Самым прибыльным вложением площадки является художественный фильм «28 панфиловцев» – собрали 1 063% от нужной суммы.
Planeta.ru
Крупнейшая в России. Осуществляет сбор средств для коммерческих, творческих и политических проектов. Также работает и с благотворительностью. Устанавливает такие правила: если автору удается получить половину необходимой суммы, то он платит 15% комиссии, а если всю сумму – то 10%. Платформа знаменита благодаря первому успешному проекту – сбору финансов для альбома российской группы «Би-2».
Василий и Игорь воспользовались данным онлайн-ресурсом. У них получилось собрать только половину суммы – 1 млн рублей. Согласно правилам Planeta.ru они заплатят 15% комиссии, то есть 150 тысяч. Но как поступить и откуда взять недостающие средства?
С помощью новой акции от Совкомбанка «0% по Халве+0% по кредиту» возможно взять в кредит до 30 млн рублей. Необходимо заполнить заявку на сайте и получить одобрение.
«Город денег»
Платформа удобна для инвесторов, которые финансируют малый и средний бизнес. Действуют электронные торги, благодаря которым фаундеры выбирают выгодные предложения. Комиссия – от 3 до 6%.
«Поток»
Функционирует в сфере p2b-кредитования (когда бэкер является физлицом, а заемщик – юридическим лицом). Здесь делать вложения имеют право как физлица, так и какие-либо организации. Представители малого бизнеса могут получить поддержку бэкеров.
В мире
На иностранных платформах действуют зарубежные платежные системы, что может вызвать сложности у пользователей из России. Поэтому зарегистрироваться там и реализовывать задуманное, скорее всего, не получится. Но если интернет-ресурс позволяет осуществить валютный перевод, ознакомьтесь с подробностями этой операции.
Kickstarter
Ее создатели популяризировали само понятие «краудфандинг». Инвестирование доступно для всех видов проектов, но опубликовано все должно быть на английском языке. Если фаундеру не удалось собрать всю сумму – вложения отдают обратно инвесторам. Известен нашумевшим проектом «умные часы», финансирование которого составило 10 266%. Однако российским пользователям там зарегистрироваться нельзя: площадка доступна для жителей США, Австралии, Новой Зеландии, Канады и некоторых стран Европы.
Indiegogo
Краудфандинговая платформа, где реализуется сбор денег для художественных, благотворительных проектов и для личных задумок. Осуществлено уже более 200 000 проектов. Устанавливает следующие правила: в случае неудачи или если автор передумал он вправе забрать полную сумму, но при этом заплатит 9% комиссии.
Patreon
Довольно известная площадка, которой активно пользуются блогеры для сбора финансовой помощи (донатов). Иными словами: поклонники платят за подписку на канал, тем самым поддерживают кумира. Сайт забирает 5% с вложений.
Чем краудфандинг отличается от краудсорсинга
Оба являются методами привлечения помощи для реализации задуманного проекта. Различаются они тем, что краудфандинг позволяет собрать необходимые финансовые средства, а благодаря краудсорсингу вы найдете именно исполнителей.
Анна решила открыть магазин одежды. Уже нашла помещение, заключила договор с поставщиком, выбрала бренды для сотрудничества, наняла часть штата, но еще не определилась с дизайном вывески. Подумав, она разместила объявление на краудсорсинговой платформе, обозначив вознаграждение за услугу – скидку на ассортимент в шоуруме.
Существует два варианта для «коллективного труда».
Опубликованное объявление о проекте должно привлекать как можно больше желающих. Для этого опишите конкретно само задание и что вы желаете увидеть в конечном итоге. Установите срок выполнения задачи и укажите, какое вознаграждение получит исполнитель. Чем детальнее вы продумаете эти моменты, тем больше мотивации будет у работников.
Преимуществом такой системы по поиску человеческих ресурсов является экономия времени и денег. То есть работодателю, если речь идет о разовых задачах, не надо нанимать в штат специальных людей и ежемесячно им платить.
Подводя итоги, отметим: на средства, собранные коллективным финансированием, распространяется налог в размере 13%. Как физлицо, так и фирма платят проценты за доход.
Что такое краудфандинг: объяснение человеческими словами на простом примере
Добрый день, уважаемые читатели!
В стремительно меняющемся мире постоянно появляется что-то новое. В том числе и новые методы финансирования стартапа, творческих и благотворительных проектов и пр. Среди них немалую долю занимает краудфандинг – что это и кому он доступен, я предлагаю обсудить сегодня.
Что это такое и зачем он нужен
Краудфандинг – метод финансирования начинаний. Заинтересованные или разделяющие идеи и взгляды инициаторов проекта лица перечисляют добровольные пожертвования. Авторов называют фаундерами, «инвесторов» – бэкерами. Дословный перевод английского слова crowdfunding – «финансирование толпой».
Краткая история развития
Этот термин в первый раз употребил в 2006 писатель Джефф Хау, размышляя о феномене коллективных интернет-инвестиций. Первые краудфандинг-платформы появились в конце 2000-х и вышли за рамки благотворительности. KickStarter и Indiegogo функционируют с 2009–2010.
Собор Парижской Богоматери построен на средства прихожан, сбор длился 182 года. В России 7 июня отмечается День краудфандинга.
Как работает
Сколько стоит
Специализированные краудфандинг-платформы не взимают плату за размещение проекта. Но берется комиссия в случае осуществления проекта (до 10 %) и за транзакции (выводы средств), совершенные во время сбора (3–5 %). Дополнительно удерживаются налоги согласно местному законодательству. Помощь в создании заявки и размещении проекта бесплатная.
Кто может использовать краудфандинг
Краудфандинг доступен при реализации различных проектов:
Каждая краудфандинг-платформа предъявляет к авторам проектов ряд требований.
Успешные примеры краудфандинга
Ежемесячно продают 65 тыс. экземпляров. Запуск коммерчески успешного проекта Geo Orbital Wheel (электроколесо для велосипеда) осуществлен за счет сборов на краудфандинг-платформе.
Один из самых успешных российских краудфандинг-проектов на Кикстартере – кольцо Nimb с тревожной кнопкой. Автором стала Екатерина Романовская («Перзидент Роисси»). При помощи гаджета, внешне похожего на обычный аксессуар, можно незаметно подать сигнал бедствия (когда невозможно кричать или никто не услышит). Кольцо полезно и людям, страдающим тяжелыми заболеваниями.
Сигнал о бедствии подается контактам, заданным через мобильное приложение (родственники, друзья, полиция, служба спасения). Координаты владельца определяют по GPS. В случае большого удаления от привязанного смартфона гаджет вибрирует.
Сотрудники Московского политехнического института воспользовались краудфандингом для запуска спутника, который вышел на орбиту 14.06.2017. На Бумстартере собрали 2 млн руб. (заявленная сумма для сбора – 1,5 млн).
Доступно несколько типов краудфандинга и видов финансирования.
Reward Crowdfunding
Бэкеры за вложенные средства получают бонусы (благодарность, упоминание в СМИ, рекламу и пр.). Чаще таким способом финансируют благотворительные, социальные и культурные проекты, воплощают в жизнь заветную мечту.
Equity Crowdfunding
Инвесторы получают за вложенные средства долю в проекте. Это не обязательно акции, поскольку инициатор не всегда акционерное общество.
Debt Crowdfunding
Спонсоры при сборе полной суммы и успешной реализации краудфандинг-проекта единоразово получают долю от прибыли.
Авторам краудфандинг-проектов доступно несколько схем финансирования:
Отличительные признаки
Часто краудфандинг путают с краудинвестингом и фандрайзингом.
Фандрайзинг – совокупность работ, направленных на привлечение средств для некоммерческих проектов. Жертвователями выступают частные лица, компании, госорганы, фонды. Чаще таким образом финансируют благотворительные проекты (например, российское «Милосердие»).
На профильных ресурсах по поиску сотрудников размещают объявления о поиске фандрайзера. Краудфандинг – ответвление фандрайзинга. Спонсоры получают только упоминание в СМИ и/или льготное налогообложение.
Вознаграждения за участие в краудфандинг-проекте:
Самые популярные направления
Краудфандинг применим в разных областях. За рубежом с его помощью финансируют благотворительные, коммерческие, социальные, медицинские, научно-технические, образовательные проекты. Пытаются при помощи посторонних людей накопить на свадьбу, учебу или путешествие.
Набирает обороты краудгифтинг (сбор средств на дорогой подарок имениннику). В РФ пока наибольшей поддержкой пользуются благотворительные проекты.
Среди последних российских краудфандинг-проектов популярны:
Плюсы и минусы
Лучшие крупнейшие краудфандинговые платформы
Краудфандинг-платформы нельзя назвать кошельком для накопления денег. Специалисты курируют проект, бесплатно помогают при заполнении заявки и размещении.
Российские
Популярные российские краудфандинг-платформы.
Наименование | Год основания | Преобладающие проекты | Комиссия |
«Планета» (основали солисты «БИ2») | 2011 | Творческие, благотворительные и образовательные инициативы (нет коммерческих и политических) | 5 % |
BoomStarter | 2012 | Универсальная (включая краудгифтинг) | 5000 руб. |
ThankYou | 2015 | Литературные, музыкальные | Условия доступны только зарегистрированным пользователям |
Kroogi | 2007 | Музыка | 15 % |
CrowdRepublic | — | Настольные игры, книги, комиксы | 10 % |
Если озвученная сумма не набирается, то средства не переводят бэкерам, а перечисляют на счета благотворительных или общественных фондов. Сверх запрошенной суммы тоже не собирают: сбор автоматически закрывается при достижении цели.
В мире
Популярные иностранные краудфандинг-платформы.
Наименование | Год основания | Страна | Язык | Преобладающие проекты на площадке | Собранные средства | Комиссия | Деньги |
KickStarter | 2009 | США | Английский |
Китайский
Китайский
Французский
Правила достижения успеха на краудфандинг площадке
Для успешной реализации краудфандинг-проекта необходимо:
Как создать и рекламировать свой краудфандинг-проект на площадке: советы экспертов
Можно встретить множество мнений о том, выгодно ли использовать краудфандинг.
Для достижения успеха целесообразно придерживаться следующих принципов:
Ответы на часто задаваемые вопросы
Авторы краудфандинг-проектов сталкиваются со множеством вопросов, связанных с краудфандингом. На большинство из них отвечают менеджеры платформы. Я приведу ответы на пару самым популярных.
Бумстартер не отдает деньги: что делать
Российская краудфандинг-платформа BoomStarter работает по принципу «Все или ничего». Если заявленная сумма сбора не достигнута, то деньги возвращаются жертвователям, авторы не получают ничего.
Если проект официально признан мошенническим, то у спонсоров не возникнет сложностей с возвратом вложений. До момента завершения сбора перечисленные средства можно отозвать (с комиссией).
Как создать проект на «Кикстартере»
Запустить краудфандинг-проект могут резиденты США, Великобритании, Австралии, Канады, Дании, Японии, Нидерландов, Франции, Сингапура, Бельгии, Новой Зеландии, Люксембурга, Мексики, Ирландии, Германии, Швейцарии, Италии, Норвегии, Испании и Гонконга, достигшие 18 лет.
Результатом проекта должен быть конечный продукт, обещанные награды доступны только у автора. Условия периодически меняются, актуальные условия доступны на сайте.
Без предоставления финансового плана, стратегии продвижения, видеопрезентации, плана продвижения продукта и логистики добро на запуск не дадут. Иногда требуется демоверсия или рабочий прототип.
Если авторы из стран, не входящих в список, желают разместиться на KickStarter, то необходимо действовать через посредника (зарабатывает на комиссионных сборах). У него обязательно должен быть SSN (аналог ИНН) и верифицированный бизнес-аккаунт в Stripe.
Целесообразно выбирать не перегруженного проектами посредника, чтобы был индивидуальный подход. Поскольку большая часть спонсоров – граждане США, то сбор лучше открывать в долларах, чтобы не смущать жертвователей необходимостью пересчета валют.
Отзывы
Многие думают, что краудфандинг-площадки в РФ – это мошенничество. BoomStarter считают плохой копией KickStarter, «Планету» упрекают в неэффективности.
Положительные отзывы напоминают заказные. При размещении на конкретной платформе целесообразно ознакомиться с многочисленными интернет-публикациями, где отражен личный положительный и отрицательный опыт предпринимателей, использовавших такой метод финансирования.
Хотели 100 тысяч, а собрали 9 миллионов: 8 бизнесов, на запуск которых скидывались клиенты
Чтобы открыть свое дело, не обязательно занимать деньги или копить на первоначальные вложения.
Вместо этого можно попросить будущих клиентов скинуться и на эти деньги организовать дело. Или попытаться продать свой продукт еще до запуска бизнеса — примерно так работает краудфандинг.
С помощью краудфандинга люди собирают деньги на разные проекты: чтобы запустить производство, открыть кафе или перевести на русский любимую настольную игру. Главное — рассказать о своей идее и убедить людей сброситься.
Деньги собирают на специальных сервисах. Крупнейший англоязычный портал — «Кикстартер». В России популярны его аналоги — «Бумстартер» и «Планета».
Я изучил краудфандинговые сервисы и нашел российские бизнес-проекты из разных отраслей, которые собрали максимум денег.
Как победить выгорание
Настольная игра «Страдающее Средневековье»
Что за проект. Во «Вконтакте» есть юмористическое сообщество, посвященное мемам об инквизиторах, еретиках и других собирательных образах Средневековья. Владельцы паблика решили сделать настольную игру по мотивам этих мемов и продавать коробки с игрой сообществу по предзаказу.
Проект стал одним из рекордсменов платформы «Бумстартер». Игру продолжают продавать, а разработчики сделали дополнение к основной коробке, которое нужно покупать отдельно.
Настольная игра «Серп»
Что за проект. Crowd Games — это компания, которая переводит и выпускает в России популярные в мире настольные игры. Площадку «Бумстартер» они используют для сбора предзаказов: перед выпуском продают на проекте игры со скидкой, по одной коробке или комплектом.
«Серп» — самый популярный проект компании. Это настольная игра, в которой нужно развивать одну из фракций в альтернативной Европе 20-х годов и побеждать соседей. Игра была довольно популярна и на международных краудфандинговых площадках. Например, на «Кикстартере» она собрала 1,8 млн долларов за месяц.
Биван — надувной диван
Что за проект. Идея была в том, чтобы сделать надувной гамак или лежак, который можно носить с собой в кармане и при желании быстро развернуть и надуть без помощи насоса. Производство запустили через месяц после старта проекта на «Бумстартере», еще через месяц начали отгрузку товаров спонсорам. Всего сделали 11 000 биванов.
Какие предлагали вознаграждения. За 4990 Р можно было купить два бивана, за 24 900 Р — десять. За 134 500 Р можно было купить 50 биванов.
Самый популярный лот — биван со скидкой 50% от розничной цены. За 2490 Р его купили 409 раз.
Фермерский магазин «Лавка-лавка»
Что за проект. Фермерский кооператив «Лавка-лавка» появился в 2009 году как блог в интернете: три друга рассказывали о том, как они ездят по подмосковным фермам в поисках вкусной еды. Затем появился онлайн-магазин, где можно было купить продукты фермеров, а кооператив помогал решить их проблемы: от сбыта до юридической и бухгалтерской поддержки.
Какие предлагали вознаграждения. За 400 Р сооснователь проекта обещал опубликовать запись с благодарностью на стене спонсора в социальной сети — продано два таких лота. За 1000 Р можно было получить фартук с эмблемой кооператива — продали пять лотов.
За 100 000 Р предлагали карту члена кооператива с постоянной скидкой на товары, продали пять таких карт. За 500 000 Р — «земной поклон» — благодарность от создателей фермерского кооператива и всех фермеров, но этот лот никто не купил.
Серия обуви на фабрике «Тибож»
Что за проект. Компания «Тибож» — это обувная фабрика в Красном Селе под Санкт-Петербургом. На ней работают люди с ограниченными возможностями. В основном производят кеды, домашние тапочки и сумки, причем часть изделий создают из переработанного сырья.
С помощью краудфандинга на производстве хотели продать 1000 пар обуви по социальной бизнес-модели: за каждую заказанную пару фабрика обещала сделать еще одну и отправить ее нуждающимся.
Правда, не все прошло гладко. Судя по комментариям к проекту, часть посылок с обувью вернулась на фабрику — люди не стали оплачивать наложенный платеж на почте. Авторы предполагают, что они не прочли условие, что за доставку платит покупатель.
Другая проблема — бизнесмены не запустили одну из линий производства и не смогли сделать высокие кеды. Спонсорам предложили связаться с основателями проекта по электронной почте и получить вместо них низкие кеды плюс тапочки. Однако и после объяснений авторов кампании пара спонсоров написали, что так и не получили обувь. Сейчас фабрика продолжает работать.
Какие предлагали вознаграждения. За 500 Р можно было купить тапочки — их приобрели 468 человек, это был самый популярный лот на проекте. За 5000 Р — три пары женской обуви плюс тапочки и сумка.
За 100 000 Р предполагали корпоративное спонсорство: например, логотип компании обещали поместить на каждый пакет с благотворительной обувью. Купили три таких пакета.
Квест «Клаустрофобии» в реальности стимпанк
Что за проект. Компания — разработчик квестов в реальности «Клаустрофобия» собрала средства на создание новой квест-комнаты в фантастическом стиле стимпанка — с паровыми механизмами и эстетикой конца 19 века.
Какие предлагали вознаграждения. За 100 Р — силиконовый браслет, за 700 Р футболка с благодарностью от авторов проекта. Самый популярный лот — 3000 Р за сертификат на прохождение квеста, его купили 275 раз.
За 300 000 Р обещали специально собранный под проект велосипед, а за 400 000 Р — музыкальный центр, стилизованный под стимпанк-дизайн. Но их не купили.
Р в зависимости от выбранного времени» loading=»lazy» >
Разделочные доски FoxWood
Что за проект. Небольшая команда столяров запустила с помощью краудфандинга производство разделочных и сервировочных досок ручной работы. Деньги собирали на оборудование и оплату работы помощников.
Команда позиционировала доски не просто как предмет кухонного обихода — они заявляли, что используют в работе только безопасную древесину твердых пород. По сути, кампания выглядела как предзаказ: можно было купить доски со скидкой. Бизнес существует и развивается до сих пор.
Самый популярный лот — доска со скидкой 50%, ее купили 111 человек.
Карамельная фабрика Cocco bello в уральской деревне
Что за проект. Гузель Санжапова с помощью краудфандинга занимается социальным предпринимательством: организует производство крем-меда и карамели Cocco bello в деревне Малый Турыш на Урале. На фабрике работают местные жители: сначала это были деревенские бабушки, теперь уже разные поколения. Кроме сладостей бренд продает травяные чаи и уходовую косметику.
Какие предлагали вознаграждения. Минимум — 500 Р за баночку меда объемом 105 мл, которую отправляли в дома престарелых. Это был самый популярный лот кампании, его купили 234 раза. За 50 000 Р можно было поужинать с Гузель и получить 20 подарочных наборов леденцов и меда: такой лот купили дважды.
Еще один человек пожертвовал 500 000 Р — за это пообещали назвать скважину с питьевой водой его именем, упоминать его в прессе и подарить 100 больших наборов с банками медового мусса и леденцами.
Тайяки — японские десерты в Москве
Что за проект. Тайяки — это вафли в виде рыбок с разными начинками, сладкими и нет. Блюдо распространено в Японии, там тайяки продают как фастфуд на улице.
Какие предлагали вознаграждения. Самый дорогой проданный лот — индивидуальная чайная церемония на троих гостей в японском саду в Санкт-Петербурге за 25 000 Р : ее купили два инвестора. Самый дешевый — видеоблагодарность от команды, которую обещали прислать на электронную почту, продано восемь лотов.
Чаще всего покупали деревянные значки с героями аниме и наборы из пяти разных тайяки — продали 40 таких лотов.