краудсорсинговой платформы что это
Краудсорсинг: что это простыми словами, примеры
Краудсорсинг – это делегирование различных задач широкому кругу лиц, готовых выполнить эти задачи на добровольной основе. Простыми словами, краудсорсинг – это своего рода «мозговой штурм», посредством которого знания и навыки разных лиц, не связанных между собой, используются в коммерческих целях.
В этой статье мы расскажем, что представляет собой процесс краудсорсинга в различных сферах государственной и общественной деятельности, рассмотрим данный процесс пошагово и приведем примеры краудсорсинга.
Что такое краудсорсинг
В основе краудсорсинга лежит принцип использования коллективного разума. Помните старую поговорку: «Одна голова – хорошо, а две лучше»? Так вот, при краудсорсинге могут быть задействованы тысячи голов, вернее, умов. При этом привлеченные лица готовы выполнять задачи безвозмездно или за небольшую оплату. Использование краудсорсинга более выгодно, а зачастую и более эффективно, чем маркетинговое исследование, проводимое за большие деньги. Множество различных решений, отсутствие субъективного мнения и относительно небольшие затраты – все это делает краудсорсинг привлекательным для различных бизнес-проектов.
Поиск пользователей и выполнение задач осуществляется посредством Глобальной сети с использованием специальных краудсорсинговых платформ, примеры которых мы приведем в этой статье.
История краудсорсинга
Слово “crowdsourcing” – это комбинация двух английских слов: «crowd» – толпа и “sourcing” – источник. Когда-то на Западе это подразумевало объединение нескольких человек для решения какой-либо научной задачи. Такие группы лиц обычно включали студентов учебных заведений и нескольких специалистов в исследуемой области.
Термин «краудсорсинг» был впервые использован в 2006 году Джеффом Хау, редактором журнала “Wired”. В статье под названием «Восход краудсорсинга» писатель сформулировал модель краудсорсинга, представляющую использование широкого круга пользователей для выполнения различных задач или поиска решений.
В 2011 году в журнале Sloan Management Review была опубликована совместная работа японского профессора Сусуму Огавы и его немецкого коллеги Фрэнка Пиллера. В проведенном исследовании были рассмотрены все преимущества краудсорсинга для бизнес-проектов.
Использование общественного мнения в различных целях – решение далеко не новое. Подтверждениями могут являться различные виды анкетирования, много лет проводимые специалистами как на платной, так и на добровольной основе.
При краудсорсинге могут быть востребованы как простейшие задания, не требующие высокой квалификации, так и узкоспециализированные знания и опыт пользователей в различных областях.
Приведем два «исторических» примера краудсорсинга:
Особенности краудсорсинга
Теперь вы знаете, что краудсорсинг – это получение информации из самых различных источников. Следует понимать, что огромная часть этой информации должна быть отсеяна. Этим занимаются модераторы, руководители проектов и сами участники. Для сортировки информации используются высокотехнологичные разработки.
Перечислим основные особенности краудсорсинга:
Чем отличается краудсорсинг от аутсорсинга?
В общих чертах мы разобрали, что такое краудсорсинг. Наверняка вам приходилось слышать похожее слово, часто применяемое в бизнес-терминологии – «аутсорсинг». В чем же отличие?
Аутсорсинг – это передача определенных задач конкретному кругу лиц за вознаграждение. Примеры аутсорсинга:
Отличиями краудсорсинга от аутсорсинга являются:
Чем отличается краудсорсинг от краудфандинга?
Краудфандинг – это, простыми словами, одна из разновидностей краудсорсинга, представляющая собой организацию финансирования определенного проекта на добровольной основе. Слово образовано из двух английских слов – “crowd” – толпа и “funding” – финансирование. Краудфандинг используется для благотворительности и инвестирования в различные проекты. Средства принимаются от всех желающих.
В качестве примеров краудфандинга можно привести различные стартапы, сборы средств на разработку и усовершенствование видеоигр, благотворительные марафоны и др.
Главным отличием краудфандинга от краудсорсинга является то, что при краудсорсинге происходит сбор идей и их решений. Краудфандинг же создан с целью сбора средств на уже готовые идеи.
Виды краудсорсинга
Джефф Хау выделил четыре вида краудсорсинга:
Краудсорсинг классифицируется по двум категориям:
Далее разберем более подробно все эти виды.
Сферы применения краудсорсинга
Социальная и общественная среда
Социальный краудсорсинг включает различные общественно-полезные проекты. Сюда можно отнести сбор денежных средств на общественные нужды (например, на помощь инвалидам), проекты по поиску пропавших без вести людей, организацию общественных мероприятий и др.
Политическая жизнь и государственная деятельность
Политический краудсорсинг включает:
Краудсорсинг в бизнесе
Этот вид краудсорсинга – самый распространенный, т.к. в деловой сфере чаще встречаются задачи, требующие комплексного подхода. Деловой краудсорсинг может включать деятельность на разных этапах развития бизнеса. Например:
Классификация краудсорсинга по типам решаемых задач
Создание продукта (контента)
Это наиболее крупный вид, включающий выполнение самых разнообразных задач по созданию продукта потребления или контента сайта (вспомним ту же Википедию). Наверняка вам доводилось встречать и другие сайты, где все материалы созданы пользователями, без участия конкретных авторов, работающих за гонорары. Контент может быть самый различный – тексты, аудио, видео, программные коды. Обычно задания выполняются на конкурсной основе, что выгодно для создателей сайта, т.к. они получают большой выбор контента совершенно бесплатно. Победителю конкурса выплачивается вознаграждение.
Наверное, возникает абсолютно логичный вопрос: а в чем выгода пользователей? Что они получат от участия в краудсорсинг-проекте?
Интересы могут быть самые различные:
Голосование
Этот вид обычно находится в составе предыдущего (создание контента) и включает различные опросы, подписки, лайки и др. – одним словом, все, из чего складывается рейтинг. Привлечение подписчиков, проведение опросов на сайтах и другие виды голосования могут существовать и самостоятельно, как отдельный вид краудсорсинга. Например, определение популярности фильмов или музыки, а также форумы, построенные на основе голосования.
Поиск решения
Как правило, в этом виде краудсорсинга задействуются различные специалисты, каждый из которых выполняет определенную задачу (иногда за вознаграждение).
Как пример можно привести разработку логотипа компании. Сначала собираются примеры, затем информация обрабатывается, выбираются лучшие варианты. После этого привлекаются специалисты, реализующие проект логотипа на практике. Последним, а также автору лучшего логотипа выплачивается денежное вознаграждение.
Поиск людей
Поиск пропавших без вести людей – это один из видов социального краудсорсинга. Здесь активно задействуются волонтеры из разных городов, работающие офлайн. Для коммуникации используются специальные платформы. Пример – общественный поисковый отряд Лиза Алерт.
Сбор информации
Этот вид представляет собой поиск и фильтрацию информации для составления контента. Например, поиск фотографий, перевод аудио в текст, поиск товаров и цен для составления маркетинговых исследований и др.
Сбор мнений
В отличие от голосования, этот вид подразумевает обратную связь от различных пользователей продукта: не просто «за» или «против», а сформированный отзыв. Наверняка вас просили написать отзыв о товаре или услуге, которые вы приобрели. Существуют также специальные сайты, созданные на некоммерческой основе, где все желающие могут оставить отзывы о товарах, магазинах, сервисе и др., которыми им приходилось воспользоваться.
Тестирование
Тестирование может быть включено в первый пункт – создание контента, а может являться и самостоятельным видом краудсорсинга. Обычно тестируется различное программное обеспечение на предмет выявления ошибок.
Сбор средств – краудфандинг
Этот вид был подробно разобран выше. Добавлю лишь, что сбор средств осуществляется с применением специальных платформ. Подтверждение платежа должно быть выслано вам на почту или телефон. Различные благотворительные пожертвования, производимые на банковские карты, принадлежащие частным лицам, к краудфандингу не относятся.
Платформы для краудсорсинга
В качестве примеров российских краудсорсинг-платформ можно привести:
Из зарубежных платформ для краудсорсинга хотелось бы выделить следующие:
К известным платформам научного краудсорсинга можно отнести:
Процесс краудсорсинга
Некоторые задачи краудсорсинга выполняются офлайн (например, поиск пропавших без вести, изготовление продукции и др.), но в целом процесс краудсорсинга основан на онлайн-среде. Перечислим основные этапы процесса на примере продвижения бренда спортивной одежды:
В результате принято решение организовать тренировку на открытом воздухе с раздачей призов и купонов на скидки при покупке нового бренда.
Лендинг – это сайт, созданный с целью продвижения какого-то продукта. Чаще всего такой сайт одностраничный, но может содержать и несколько страниц. Лендинг содержит информацию о товаре, ссылку на основной сайт компании, а также форму для регистрации. В нашем случае для регистрации на тренировку на открытом воздухе нужно ввести свои данные (номер телефона или почту).
Как использовать краудсорсинг в бизнесе
Мы уже знаем, что представляет собой business crowdsourcing. Нужно лишь подчеркнуть, что мероприятие по краудсорсингу может сэкономить средства, которые компания могла бы затратить на оплату труда маркетологов, дизайнеров и других дорогостоящих специалистов. Выплата вознаграждения разработчику дизайн-проекта или автору продающего текста обойдется существенно дешевле, чем привлечение профессионалов на договорной основе.
Стратегия краудсорсинга позволит получить гораздо больше контента, идей и решений, чем использование маркетинговых и прочих услуг, необходимых для развития вашего бизнеса. Различные опросы, отзывы, конкурсы на лучшую идею среди ваших клиентов в обмен на приз или скидку помогут вам повысить репутацию вашей фирмы и улучшить качество товаров или услуг.
Преимущества и недостатки краудсорсинга
Из плюсов нужно отметить:
Рекомендации
Что можно порекомендовать тем, кто выбрал стратегию краудсорсинга?
Примеры краудсорсинга
Приведем практические примеры краудсорсинга.
Пример 1. Компания, имеющая сайт по продаже спортивной одежды, нуждается в новой линейке продукции. Для этого необходимо создать:
Также необходимо добавить контент на сайт с написанием продающего текста.
У компании имеется сайт с высокой конверсией и группы в социальных сетях. Количество подписчиков – достаточное для того, чтобы объявить о проведении конкурса.
Объявлено несколько конкурсов, где задействованы пользователи, желающие предложить услуги в сферах:
А также просто творческие люди, желающие поучаствовать в проекте бесплатно или за вознаграждение.
Прием заявок и результатов работы осуществляется на специальной платформе. Срок, до которого принимаются предложения – 2 месяца.
В оговоренное время (все условия размещены на официальном сайте и в группах соцсетей в форме публичной оферты) прием заявок прекращается. Далее менеджеры обрабатывают поступившие предложения, отсеивая лишнее и выбирая лучшее.
Сделав выбор, руководство компании заключает с исполнителями договор и соглашение о конфиденциальности. Для изготовления продукции можно также использовать краудсорсинг-стратегию, а можно выполнить работы своими силами.
Победителям выплачивается вознаграждение, размер которого также опубликован на сайте. Если есть другие креативные решения, которые не стали самыми лучшими, но компания считает нужным их отметить – существуют мотивирующие призы. Получив подобный приз, возможно, человек захочет поучаствовать в конкурсе в будущем.
Пример 2. Компания разработала мобильное приложение для редактирования фотографий. На сайте компании объявлен конкурс на тестирование продукта.
Пользователи, установившие себе на телефон данное приложение, заключают с компанией договор, согласно условиям которого, им всем будет выплачено вознаграждение по окончании периода тестирования. Размер вознаграждения варьируется в зависимости от результатов:
Заключение
Краудсорсинг
Краудсорсинг в бизнесе: коллективный разум спешит на помощь
Предприниматели прошлых поколений вряд ли оценили бы по достоинству такой современный метод решения проблем, как краудсорсинг. Однако сегодня у этого направления появляется все больше сторонников: вместо того чтобы нанимать одного опытного специалиста, компании полагаются на «мудрость толпы».
Термин «краудсорсинг» был предложен в 2006 году журналистом Джефом Хоу — как модель сотрудничества, при которой решение любых, даже самых сложных, проблем доверяется добровольцам. За счет такой схемы взаимодействия стоимость и время достижения цели резко снижаются. Преимущество краудсорсинга заключается еще и в том, что человеку, погруженному в тематику, предложить решение проще, а это заметно сказывается на качестве результата.
Сегодня краудсорсинг можно смело назвать одним из самых активно развивающихся инструментов маркетинга, коммуникаций и сотрудничества.
На Западе краудсорсинг укоренился в корпоративной культуре крупных компаний. Его используют абсолютно во всех сферах: в науке, медицине, сложных технологических проектах, социальном и культурном сотрудничестве, а также в креативных конкурсах и разработках цифрового контента. В России краудсорсинг пока только набирает обороты.
Маркетинговый инструмент
По разным оценкам, от 70 до 90% мировых брендов прибегают к краудсорсингу. Более того, компании уже научились оценивать эффективность внедрения решений с его помощью. Coca-Cola этим летом рапортовала об экономии 92% своих средств благодаря использованию краудсорсинга.
«Если говорить о наиболее значимых для бизнеса сегментах, где используется краудсорсинг, то это создание контента, поиск решений, сбор мнений для маркетинговых исследований, «прощупывание» рынка на готовность к продукту в целом, тестирование ПО и, конечно, краудфандинг, — говорит исполнительный директор компании «КраудКонсалтинг» Антон Москаленко. – К этим пяти пунктам следует также добавить очень перспективное направление краудрекрутинга, позволяющее находить кадры для бизнеса. Этот путь уже усвоили многие корпорации, пополняющие свои ряды классными специалистами с «улицы», зачастую вообще без опыта».
Без тщательного контроля и планирования краудкампания рискует превратиться в полный хаос.
«Я не разуверился в том, что краудсорсинг — это отличный способ снизить стоимость продукта и время его разработки, но все же я советую компаниям браться за краудсорсинговые проекты с долей скептицизма», — говорит Джеф Хоу. Держа в уме это предостережение, мы расспросили экспертов, что стоит делать, а что нет, если вы запускаете краудсорсинговую кампанию для решения бизнес-задач.
Спрашивайте — и вам помогут
Максимально четко сформулируйте конечную цель и задачи, которые вы ставите перед аудиторией
«Толпа» за вас их не придумает, поэтому на выходе вы рискуете получить совсем не то, что ожидали. Помните, что добровольцы, принимающие участие в вашем проекте, необязательно имеют богатый профессиональный опыт, поэтому, чем более простое и ясное задание вы дадите, тем выше будут шансы проекта на успех.
«Люди не хотят скучных задач, поэтому важно перевести сухой маркетинговый язык в wow-диалог с аудиторией, — объясняет основатель краудсорсинговой платформы Citycelebrity Константин Гаранин. – Надо понять, почему они будут вам помогать, что ими будет двигать, какова их мотивация: заработок, слава, новый опыт, победа над обстоятельствами, социальность. И главное, на каждом этапе надо быть честным с собой и аудиторией».
Выберите подходящую платформу для проведения кампании
«Краудсорсинг — это не просто сбор информации, мнений или идей, это еще и методология работы с этими идеями, их отбора и рейтингования, — обращает внимание Константин Гаранин. – Выбранная платформа должна обладать как методологическими, так технологическими и человеческими ресурсами для управления массивом данных. В противном случае конечного результата вы не получите».
Постоянно поддерживайте контакт с участниками проекта: отвечайте на возникающие вопросы, не поленитесь при необходимости скинуть фирменные гайдлайны, чтобы люди точно понимали, что от них нужно. Будьте активным и полноправным участником запущенной вами кампании.
Следите за тем, чтобы маленькие группы не диктовали свою волю, и дистанцируйтесь от влияния фриков, которые могут прийти в ваш проект
Руководство американской звукозаписывающей компании Island Records совсем не обрадовалось, когда в результате краудсорсингового проекта, в рамках которого людей спрашивали, где выступить с новым концертом Джастину Биберу, хейтеры заслали юного певца в Северную Корею.
Важно, чтобы бизнес был готов к внедрению плодов краудсорсинговых проектов, считает Антон Москаленко: «Эта готовность должна прослеживаться от руководящего звена до конечного исполнителя. Выработанные идеи и предложения так и останутся висеть в воздухе, если вся структура не будет нацелена на их претворение в жизнь».
Выбор платформы
В России количество платформ, закрывающих те или иные ниши краудсорсинга, стабильно растет. «Для крупного бизнеса — это, прежде всего, Витология, для среднего и малого – Citycelebrity, Collective Intelligence Systems, GoDesigner, WorkDone, MillionAgents и ряд других. Не проходит и месяца, чтобы не появилась новая платформа. По нашим данным, тенденция будет только нарастать, — говорит Антон Москаленко. – Если у вас какое-то небольшое рекламное задание, то стоит обратиться к E-generator, а если вы микробизнес, который хочет привлечь деньги, то вам лучше идти на Boomstarter и Планета.ру».
Успешные кейсы
Ряд крупных российских компаний, в числе которых Сбербанк, «Роснано» и РЖД, уже попробовали запустить свои краудпроекты, и они оказались вполне успешными. «Если смотреть в сторону российского среднего и малого бизнеса, то здесь активно осваивается сегмент креативного краудсорсинга. Тут мы снова говорим о создании контента (в основном графического) и поиске решения (управление идеями), – делится наблюдениями Константин Гаранин. – Успешных примеров среди среднего бизнеса тоже много: «Эксмо», WWF, 35mm, Юниаструм Банк, «Красный Октябрь» и другие. Более 500 компаний провели свои проекты только на платформе Citycelebrity, не говоря уже о более узкопрофильных ресурсах».
Результат у всех разный, признается эксперт. Однако в целом удается вовлечь в коммуникацию и созидательное сотрудничество сотни тысяч людей. «Мне кажется, главное — дать возможность активным, талантливым людям доступ к новым возможностям, а компаниям — к новым интеллектуальным и творческим ресурсам», — говорит Гаранин.
Не волшебная палочка
Не ждите от краудсорсинга чудес: это не волшебная палочка, а только один из инструментов для развития бизнеса, предупреждают специалисты. Чтобы объективно оценить эффективность применения краудсорсинга, должно пройти время. «Даже, если компания сразу применяет наработанные решения, то это минимум полгода, а то и год», — предупреждает Антон Москаленко. Зачастую решения, получив положительную оценку, не находят внедрения. Поэтому делать выводы по крупным российским компаниям еще рано.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Мудрость толпы: плюсы и минусы краудсорсинга
Краудсорсинг (от англ. crowd — «толпа» и sourcing — «использование ресурсов») — это передача определенных производственных функций кругу лиц без заключения трудового договора по типу субподрядной работы, чтобы задействовать их их знания, опыт и творческие способности. То есть, речь идет о перекладывании различных задач на плечи энтузиастов.
Впервые это понятие, как и понятие краудфандинга, использовал в своей статье The Rise of Crowdsourcing для журнала Wired журналист Джефф Хау в 2006 году. За пару лет до этого журналист Джеймс Шуровьески в своей книге «Мудрость толпы» писал о том, что поиск решения проблемы при правильно заданных условиях с опорой на группу людей более эффективен, чем использование знаний отдельных индивидуумов.
Однако подобный метод задействования интеллектуальных ресурсов зародился гораздо раньше. Еще в 1567 году король Испании Филипп II предложил награду любому, кто смог бы придумать простой и практичный метод для точного определения долготы при вычислении координат корабля в море. Полтора века спустя, в 1714 году, британский парламент учредил серьезную награду за такого рода изыскания. Ее обладателем стал часовщик-самоучка Джон Харрисон, который изобрел морской хронометр.
Как работает краудсорсинг и каким он бывает
Делегирование задач обычно использует малый и средний бизнес, чтобы не тратить средства на работу с рекламными агентствами или не заказывать дорогостоящие исследования аудитории. Однако им не пренебрегают и крупные корпорации. Так, немалое число пользователей софта Microsoft каждый месяц заполняют анкеты о своей работе, а затем их мнения анализируют специалисты по улучшению продуктов. А у Google есть приложение Crowdsourcing, которое позволяет сообществу пользователей предлагать решения и исправления проблем с продуктами и услугами.
Краудсорсинг бывает разных видов:
Плюсы краудсорсинга
Этот инструмент наиболее популярен на предприятиях, в ИТ, в сферах маркетинга, образования, науки и здоровья, в также финансов.
Для бизнеса преимущества краудсорсинга могут включать:
Такого рода инструменты полезны не только в бизнесе, но и в госуправлении. Краудсорсинг для принятия решений уже используют 26% американских городов. В Сиракузах (штат Нью-Йорк) опрос жителей помог сформировать стратегию развития, а победители конкурса на лучшую идею по удалению граффити в Сан-Хосе (Калифорния) разработали дрон, который стирает рисунки с высотных зданий и путепроводов.
Минусы краудсорсинга
У «мудрости толпы» есть и слабые стороны. Бизнесу стоит учитывать эти моменты, прежде чем отдавать задачу на краудсорсинг.
Вот некоторые минусы:
Секреты успеха
Чтобы краудсорсинговый проект был эффективным, необходимо:
Перед тем, как запустить кампанию, необходимо решить, будет ли она ориентирована на большую группу людей (например, через социальные сети) или на конкретную группу с нужными навыками и опытом (например, через платформу дизайнеров 99designs).
Краудсорсинг в мире: примеры
Вот несколько примеров удачного использования модели краудсорсинга в мире: