краз что с заводом
«У КрАЗа множество системных проблем»: Минобороны Украины прекратило закупки у автозавода
Остатки советского наследия
Как указывает ресурс АрміяINFORM, основным средством обеспечения подвижности войск является военная автомобильная техника. Однако в этом логистическом звене наблюдаются явные проблемы:
– пишет издание, указывая, что в своей подавляющей части это технически устаревшие машины, выпущенные ещё во времена СССР.
Унифицировать и обновить данный автопарк потенциально мог бы расположенный на Украине Кременчугский автозавод – единственный в стране производитель грузовиков. Однако Минобороны отказывается работать с ним.
Системные проблемы КрАЗа
Как сообщает ресурс «Оборонно-промышленный курьер», представитель военного ведомства заявил о наличии у КрАЗа «системных проблем», которые заставляют искать альтернативных поставщиков автотехники за рубежом. В частности, это касается берегового ракетного комплекса «Нептун». Одному дивизиону данного БРК требуется 20 машин. Сейчас на стадии принятия находится решение о приобретении техники у чешской Tatra. По информации ресурса AUTO-Consulting, Минобороны прекратило закупки у КрАЗа даже обычных грузовиков из-за огромных долгов, которыми обросло предприятие.
При этом незадолго, в марте текущего года, президент Украины посетил данное предприятие.
– заявил Зеленский, посидев за рулём бронетехники, выпускаемой здесь в единичных экземплярах.
На фоне плачевной ситуации с автопарком и производством, военное ведомство, признавая остроту проблем, делится своими планами перевооружения армии. Указывается на необходимость разработки нескольких семейств автомобилей, особенно – с гибридными двигателями, которые снижают тепловую сигнатуру. В дальнейшем основным из перспективных направлений развития автопарка должна стать разработка роботизированной техники, которая позволит сократить людские потери. Но кто будет инвестировать в эти разработки и будет ли вообще, неизвестно.
«-Завод выпускал хорошие машины, надежные, проверенные. Жаль предприятие», — сказал эксперт в области военной автомобильной техники Сергей Суворов
После разрыва Киевом всех экономических связей с Россией, Украина начала стремительно терять бывшие флагманы советской промышленности, доставшиеся ей после развала СССР.
Так, практически прекратилось производство на Киевском и Харьковском авиазаводах. Украинское предприятие «Мотор Сич», которое в свое время обеспечивало двигателями всю российскую вертолетную технику, лишилось рынка сбыта своей продукции.
Теперь настала очередь КрАЗа. Из-за банкротства украинской армии придется «пересесть» с КрАЗов на чешские грузовики Tatra. Об этом рассказал замминистра обороны Украины Александр Миронюк, В частности, чешское шасси получат некоторые модифицированные Киевом советские системы РСЗО. По словам украинского военного деятеля, это «даже хорошо, поскольку Tatra отвечает стандартам НАТО».
В соцсетях украинцы раскритиковали киевских чиновников за доведение КрАЗа до банкротства.
«-Еще одно крупное украинское предприятие — пустило бульбы. Теперь мы будем очень патриотично кормить чужих рабочих, инженеров, менеджеров. а свои — будут в Европе мыть посуду и собирать овощи. Браво! Цэ пэрэмога! Идиотизма над разумом. Нищеты — над стабильностью. Пафоса и фанфаронства — над трудом и заботой. Скачем дальше!» — написал пользователь Владимир Брас.
Приветствую автолюбителей!
Вы на канале «В движении», здесь мы каждый день рассказываем про разные автомобили, и другую интересную технику.
Промышленность на Украине идет на спад и многие ее секторы, в том числе, автомобильный, оказались попросту невостребованными.
С другой стороны, не стоит думать, что поголовно, все украинские предприятия банкротятся либо на пути к этому. Такие мысли будут неверны, а в качестве подтверждения тому выступает компания КрАЗ.
Предприятие это известно еще с советских времен и по сей день остается в работоспособном состоянии, выполняя различные заказы. Мне стало интересно, какая техника сходит с конвейеров КрАЗа сейчас и с этой целью я решил посетить официальный сайт украинского завода.
Принято считать, что КрАЗ был основан в 1958 году, при этом строить завод начали еще с 1945 года. В первое время после запуска предприятия оно выпускало комбайны – послевоенному СССР очень важно было обеспечивать своих граждан всей необходимой продукцией и сельское хозяйство на пути к этому было очень важным аспектом.
Впрочем, спустя какое-то время начался и выпуск тяжелых грузовиков на базе ЯАЗ-210, которые также, внесли свой вклад в экономику могучего Советского Союза.
Всего, в течение последующих двух лет с момента начала функционирования КрАЗ, в серийное производство были запущены следующие грузовики моделей:
При этом к 1961 году был налажен экспорт техники в 26 стран мир, одни из которых – это Аргентина, Болгария, Афганистан, Китай, Индия. Постепенно КрАЗ стал одним из крупнейших автопроизводителей СССР и был награжден орденом Ленина.
Вообще же, в СССР грузовая техника и спецтехника КрАЗ пользовались популярностью. А вот, с обретением Украины независимости в 1991 году, ситуация начала медленно менять, причем в худшую сторону и ежегодный объем производства машина и машинокомплектов серьезно упал.
Впрочем, это не значит, что КрАЗ пошел ко дну. Нет, до наших дней предприятие продолжает неплохо функционировать, пусть выпускает несколько десятков единиц техники.
Особо стоит подчеркнуть, что в настоящее время с США подписан контракт на поставку грузовой техники на североамериканский рынок, поэтому перспективы у завода уже намечаются.
Что же, касается нынешней выпускаемой продукции, то завод производит самосвалы, бортовые тягачи, лесовозы, спецтехнику с колесными формулами 4×2, 4×4, 6×4, 6×6, 8×4, 8×6.
Среди самосвалов я могу выделить модели:
Интересные бортовые грузовики КрАЗ:
Конечно, на фоне наших российских производителей – того же КАМАЗа объемы производства и перспективы развития КрАЗа не выглядят внушительными.
Но стоит отдать предприятию должное – оно продолжает функционировать несмотря ни на что и сейчас переживает не лучшие времена. Однако надежда на то, что завод восстановят, хотя бы, треть от своих объемов производства в начале 90-х годов, есть.
Жмите палец вверх и подписывайтесь на канал если было интересно
Пациент скорее мертв: зачем Соединенные Штаты покупают КрАЗы
Преданный КрАЗ
Конечно, никакой интриги здесь нет – американская компания US21 Inc., заключившая контракт с КрАЗом, сделала это исключительно из политических мотивов. Продукция Кременчугского автозавода давно и безнадежно устарела. Причем техническое и моральное отставание накладывается на отвратительное качество изготовления, отчего даже ВСУ отказались закупать доморощенные грузовики. Вместо этого в Черкассах на заводе «Богдан» собирали из минских комплектующих армейские грузовики МАЗ.
Ситуацию иначе как предательством, по мнению руководства Кременчугского автозавода, нельзя было назвать. Украинское правительство после 2014 года официально запретило КрАЗу сотрудничать с Россией. Это значит, нельзя продавать машины, а также закупать российские комплектующие, в частности, моторы Ярославского завода. И Кременчугу пришлось приспосабливаться – адаптировать китайские дизели Weichai Power и коробки передач Fast Gear, закупать электрику у белорусов и поляков, а подшипники – в Турции и Индии. Для освоения гражданского рынка из Китая организованы поставки бескапотных кабин Qixing. И первоначально все пошло как по маслу – конфликт на востоке Украины требовал сотни, если не тысячи, армейских грузовиков и бронеавтомобилей.
Заказы посыпались на кременчугских заводчан как из рога изобилия – с 2014 года только моделей КрАЗ-5233 (4×4) и КрАЗ-6322 (6×6) было отправлено в армию несколько сотен. Если быть точными, то в 2014 году Киев закупил для армии 100 КрАЗов, в 2015 году – 599, в 2016 году – 241, в 2017 году – 273, в 2018 году – 59 грузовиков и бронемашин. Кроме того, около 1000 автомобилей было приобретено Национальной гвардией и более 500 – Государственными пограничными войсками Украины. Совместно с компанией Streit Group и Арабских Эмиратов «кразовцы» освоили выпуск целой гаммы броневиков с поэтичными названиями – «Фиона», «Кугуар», «Спартан», «Халк», «Шрек», «Раптор» и «Ураган».
Но «блицкриг» украинской армии захлебнулся, война перешла в стадию позиционной. И потребность в новой технике резко снизилась. Вдобавок армия начала активно закупать белорусские машины, которые, как справедливо замечали в Кременчуге, частично собраны из российских комплектующих.
Так, в апреле текущего года Киев для нужд Министерства обороны закупил сразу двадцать пять пожарных машин «Богдан»: читай – белорусские МАЗы, собранные в Черкассах. Машина построены на шасси МАЗ-6302, оснащенных российскими моторами ЯМЗ-652. Пропустила ли украинская таможня санкционные дизели или их заменили китайскими аналогами, до конца так и не известно. Последние поставки КрАЗов для украинской армии датируются декабрем 2019 года. Тогда военным поступили несколько вахтовок на базе заслуженных трехосных КрАЗ-63221.
КрАЗ готов поставлять собственной армии широкий спектр техники. Не берут. Источник: autokraz.com.ua
Не только военные, но и гражданские потребители откровенно пренебрегают продукцией отечественного автозавода. В апреле прошлого года власти Полтавы необоснованно, по мнению «АвтоКрАЗа», выбрали в качестве победителя коммунальный самосвал МАЗ-5550С3, а не украинский КрАЗ-5401С2-500. Мало того, что кременчугская машина была дешевле, так еще и белорусский конкурент на 90 % был собран из российского металла.
Дальнейшее продолжение истории очень туманно – на сайте украинских госзакупок победителем числится все-таки КрАЗ. А на портале автозаводчан – опровергающая это гневная статья под названием «Где обещанная поддержка отечественного производителя?»
В итоге КрАЗу приходится перебиваться заказами для стран совсем третьего мира.
Последним известным экспортным контрактом были поставки партии илососных бескапотных грузовиков на шасси КрАЗ-6511 и КрАЗ-5401Н2 для африканской Республики Джибути. Спустя пару недель, на горнорудное предприятие Кривого Рога отправили автоцистерну на полноприводном капотном шасси КрАЗ-6322.
Случилось это в середине прошлого года. И с тех пор о кременчугских автомобилестроителях было мало что известно. В 2019 удалось продать всего 209 машин, часть из которых до этого пылилась на складах пару-тройку лет. А в 2020 году с конвейера вышло 29 КрАЗов. Сравните с 2007 годом, когда заводчане установили рекорд и за один месяц собрали 450 грузовиков!
Не самым лучшим образом на Кременчуге сказался «демократический» майдан. В 2018 году началась процедура банкротства. И завод постепенно погружался в глубокую кому…
Гуманитарная помощь
Помощь заводу, который даже уже жаловаться на украинское руководство отчаялся, неожиданно пришла из Соединенных Штатов. Компания US21 Inc из Фэрфакса (штат Вирджиния) намерена в течение трех лет закупать КрАЗы с колесной формулой 4х4.
Впечатляет и сумма контракта в 53 млн долларов. US21 Inc уже долгое время закупает технику для нужд вооруженных сил США, что подтверждает государственное происхождение денег на КрАЗы. О количестве планируемых грузовиков пока речь не идет.
Раскрыта только специализация машин – бортовые грузовики, универсальные шасси и автомобильные цистерны. Отдельно прописывается поставка массы запасных частей, что неудивительно, учитывая качество работы заводчан.
Судя по всему, американцы намерены закупить на Украине грузовики КрАЗ-5233ВЕ Спецназ. Это самые современные армейские бортовые грузовики, вставшие на конвейер еще в далеком 2008 году. Машина способна брать на борт 6 тонн груза и обладает неплохой энерговооруженностью – при мощности мотора в 300–400 л. с.
Спецназ способен на шоссе разогнаться до 120 км/ч. Можно примерно подсчитать количество закупаемых машин. В 2014 году КрАЗ-Спецназ стоил порядка 52 тыс. долларов. За семь лет стоимость грузовика в долларовом эквиваленте если и изменилась, то не кардинально. С учетом общей суммы контракта в 53 млн долларов, можно предположить, что США за три года закупит до 1000 грузовиков.
Много это или мало?
Безусловно, после 29 выпущенных КрАЗов в прошлом году, для Кременчуга это просто манна небесная.
Но изменить плачевное состояние завода это вряд ли сможет – КрАЗу нужны многомиллиардные инвестиции в разработку новых моделей и кардинальное улучшение качества сборки.
И хотя на официальном сайте уже пьют победное шампанское, хвалясь машинами мирового уровня, как бы не пришлось американцам возвращать контрактные КрАЗы обратно на родину. На Украине очень недовольны качеством машин и даже отказались от шасси КрАЗ-7634НЕ для ракетного комплекса «Нептун» в пользу чешской «Татры».
Будут ли довольны избалованные американцы продукцией из Кременчуга?
Впрочем, армия США со 100 % вероятностью не получит КрАЗ-Спецназ на вооружение.
Во-первых, машина ни по каким параметрам не соответствует стандартам НАТО и Пентагона.
Во-вторых, грузовики будут оборудованы китайскими моторами и коробками передач. Здесь, кстати, US21 Inc поддержало не только украинского, но и китайского производителя, что в нынешних реалиях противостояния выглядит странным. Поэтому, вероятнее всего, КрАЗы пойдут на снабжение дружественных Соединенным Штатам режимов. К примеру, в качестве подарка афганской армии, так сказать, на прощание. Неплохо подойдут машины для Ирака, тем более что в начале 2000-х годов в эту страну Кременчуг уже продал несколько тысяч машин.
Американцы определенно поставили галочку в истории помощи Украине. Только вот спасти КрАЗ этим не удастся.
Если стране не нужен собственный автозавод оборонного значения, то заокеанская сердобольность лишь продлит агонию.
КрАЗ всё ещё не умер. Модельный ряд легендарного завода
После майдана и прихода евроинтеграторов на Украине началась деиндустриализация. АвтоЗАЗ, продукция которого до сих пор часто встречается на российских дорогах, приказал долго жить. Цеха ещё не распроданы, но всё к этому идёт.
С МоторСич так же никак не решат, то ли порезать на металл, то ли кому ни будь продать, но покупателей всё равно, после того как кинули китайцев, не видно. Антонов, вроде бы целиком и полностью переехал в поднебесную. Хотя цеха ещё стоят.
В общем тенденция на лицо. Но вот завод из Кременчуга КрАЗ, никак не хочет умирать. Сначала ему удалось выжить за счёт военных заказов для Украинской Армии. Как их ему удалось заполучить это отдельная история. Но факт остаётся фактом, во время официально идущей войны некоторые предприятия оборонки сумели хоть чуть-чуть заработать, а не только наши западные партнёры.
Звучит как анекдот. Что ждёт завод в будущем вопрос открытый. Однако модельный ряж присутствует, и заводчане надеются что заказы на их технику и дальше будут. Предлагаю ознакомиться с модельным рядом КрАЗа и его оценить.
Содержание:
КрАЗ-6511C4
Самосвал КрАЗ-6511C4 — настоящий универсальный тяжеловес, он может нести службу как в карьере, так и на строительной площадке. Привод на две задние оси (6X4). Двигатель турбированный, дизельный, мощностью свыше 300 л.с. Грузоподъемность самосвала 20 тонн.
КрАЗ-5401C2
Маневренный самосвал КрАЗ-5401C2 предназначен для перевозки груза по территории с ограниченным пространством. Привод задний (4X2). Грузоподъемность 10 тонн. Двигатель турбированный дизельный, мощностью от 300 л.с.
КрАЗ-64431
Седельный тягач КрАЗ-64431, предназначен для буксировки полуприцепов по дорогам общего пользования. Колёсная формула 6X4. Снаряжённая масса тягача 10 тонн. Полная максимальная масса буксируемого прицепа — 48 тонн. Нагрузка на ССУ до 18 тонн.
КрАЗ B6.2MEX
Полноприводный бортовой автомобиль КрАЗ B6.2MEX предназначен для перевозки людей и груза, а так же транспортировки прицепов. Грузоподъемность 6 тонн. На автомобиль установлена механическая, 9-ступенчатая, двухдиапазонная коробка передач. Двигатель турбированный дизельный, мощностью 300 л.с.
Чем то напомнил мне бортовой ГАЗ-66.
КрАЗ-65053IK
Бортовой автомобиль КрАЗ-65053IK грузоподъемностью 20 тонн. Колесная формула 6X4. Коробка передач механическая, двухдиапазонная, девятиступенчатая. Двигатель дизельный, мощностью свыше 300 л.с.
Отмечу, что борта на кузове деревянные!
КрАЗ-Халк
Полноприводный, многоцелевой, военный бронеавтомобиль КрАЗ-Халк. Производится с 2016 года. Экипаж 2 человека, десант 10 человек. Масса бронемашины 14 тонн. Грузоподъемность 2 тонны. Установлен турбированный, шестицилиндровый, дизельный двигатель Volvo TAD620VE. Максимальная скорость 80 км/ч.
Примечательная особенность бронемашины в том, что у неё V-образная форма днища, сделано это для рассеивания взрывной волны.
КрАЗ-Шрек
КрАЗ-5233ВЕ
Полноприводный бортовой автомобиль КрАЗ-5233ВЕ «Спецназ» предназначен для перевозки военнослужащих и грузов, а так же транспортировки прицепов и артиллерийских орудий. Снаряженная масса автомобиля 11 тонн. Грузоподъемность 6 тонн. Под капотом дизельный двигатель (ЯМЗ), мощностью 330 л.с. Максимальная скорость 120 км/ч.
Резюме
И это далеко не полный модельный ряд завода. Согласитесь, он вполне достойный. Но я житель Украины ни видел ни одной из этих машин на дорогах. Подчёркиваю НИ ОДНОЙ.
Так что думаю если ситуация на Украине в ближайшее время не изменится в плане налаживания отношений с Россией завод вряд ли что то спасёт. Да и при дружбе с Россией выжить ему будет очень тяжело, так как в России и в Белоруссии есть очень мощные конкуренты, которые то же не дремлют.
PS. Если бы Украина входила в ЕврАзЭС и учитывая более низкий уровень зарплат чем в России не сомневаюсь что завод бы имел устойчивый сбыт, и в России и в странах Союза, ведь модельный ряд ни чуть не хуже чем у того же КамаЗА или МАЗа.
А так заводу нужно продержаться до того, как Украина вступит в Союз (что она туда рано или поздно вступит я не сомневаюсь) и тогда в его судьбе можно будет не сомневаться. Но вот сколько времени нужно будет заводу перебиваться с хлеба на воду не скажет никто.