креативный класс что такое

Креативный класс

Изначально, «креативный класс» — это термин, введённый американцем Ричардом Флоридой в 2002 году. Этим термином Флорида обозначил современных, «постиндустриальных» людей: инженеров, артистов и всяческих бренддизайнеров.

Любопытно, что уже Флорида провёл чёткие параллели между креативностью и гомосексуализмом — по его мнению, чем дружелюбнее окружение к содомии, тем лучше в нём условия и для креативности. Также, согласно Флориде, от представителя креативного класса ожидается, что ему нравится проводить время в стильных бистро, небольших галереях и антикварных магазинах. [1]

Содержание

Определение термина

В России слово «креатив» в качестве модной замены слова «творчество» начало использоваться с самого начала девяностых годов, вместе с «шопами», «менеджерами» и прочими англицизмами. Закономерным образом слово быстро приобрело презрительно-негативный оттенок. На популярном в начале нулевых ресурсе «Удав.ком» словом «креатив» обозначали визитную карточку сайта: матерные юмористические пасквили. Виктор Пелевин в своём романе Generation «П» 1999 года и вовсе использовал слово «криэйтор» для презрительного обозначения помощников политтехнологов:

— Пойдешь ко мне в штат?

Татарский еще раз посмотрел на плакат с тремя пальмами и англоязычным обещанием вечных метаморфоз.
— Кем? — спросил он.
— Криэйтором.
— Это творцом? — переспросил Татарский. — Если перевести?
Ханин мягко улыбнулся.

Новую жизнь в пожухлый термин Глеб Павловский вдохнул в 2008 году, в манифесте своего интернет-проекта «Свободный мир» — площадки, которая должна была по его замыслу переманить «креативный класс» из Livejournal, Facebook и прочих традиционных мест скопления творческой публики.[2]

Мы назвали этот класс — «образцовой средой», по критерию основного вида деятельности — «креативным классом». Креативный класс — коммуникативно активная часть общества. Это его принципиальное отличие. Коммуникация — важнейший и главный способ публичного проявления его представителей.

Какое-то время определение «креативный класс» было сугубо локальным и не выходило за пределы относительно малоцитируемого проекта Павловского. Ещё через три года, в марте 2011 года Владислав Сурков заявил, что администрация Медведева ставит перед собой задачу «создать творческий, креативный класс людей, способных изобретать и создавать инновации». [3]

В трактовке Павловского и Суркова термин «креативный класс» употребляется в первоначальном смысле, как у Флориды — как класс творческих и современных людей.

Однако уже в сентябре 2011 Станислав Белковский впервые употребляет термин «креативный класс» для обозначения среды поддержки несистемной оппозиции. [4] Согласно рисуемой Белковским картине мира, прогрессивный российский «креативный класс» — хипстеры с айфонами и журналисты с макбуками — противопоставлялись ретроградному «быдлу с Уралвагонзавода» и прочим унылым некреативным «анчоусам».

Несистемная оппозиция подхватила идею и начала активно называть себя «креативным классом» — за что через полтора года получила насмешливое прозвище «креаклы».

Начались попытки раскрутить изображение креакла в виде толстого хомяка с белой лентой, которые, впрочем, не увенчались полным успехом, так как хомяки это всё же довольно милые животные. К лету 2013 года пафосное словосочетание «креативный класс» стало практически ругательным. [5]

Лидеры оппозиции начали делать вид, будто бы никогда не называли своих сторонников «креативным классом». [6]

Опрос, проведённый в конце 2013 года, показал, что более 80 % россиян и слышать не слышали ни о каком креативном классе. [7]

На данный момент (2016 год) термин «креативный класс» практически заменил собой введённое в оборот ещё Императором Александром III понятие «гнилая интеллигенция», авторство которого часто приписывают Владимиру Ленину. [8]

Впрочем, в официозе данное выражение употребляется без тени усмешки или негатива как обозначение социального слоя. [9]

Цитаты

19 сентября 2011. Станислав Белковский [10] [1]

Он считал, что Михаил Прохоров и «Правое Дело» должны мобилизовать так называемый «креативный класс», людей, которые формируют будущее, но совершенно не интересуются настоящим, и поэтому в день выборов не встают с диванов. Креативный класс должен был обеспечить успех «Правого Дела», а с помощью «Правого Дела» убедить косную, сонную, древнюю и архаичную Российскую Федерацию в неизбежности триумфа модернизации по сценарию Дмитрия Медведева.

21 декабря 2011. Ксения Собчак [11]

Пару лет назад оно начало меняться, и Болотная стала некой точкой, в которой соприкоснулись эти интересы. Мой круг общения – это бизнесмены, тот самый креативный класс, думающая интеллигенция нашей страны, если такое слово уместно.

31 декабря 2011. Юлия Латынина. [12]

За время правления Путина из 140-миллионной России уехало где-то 2 миллиона человек. Нам не говорят точную цифру, но, похоже, порядок примерно этот. Напомню, что в любой стране активными, креативными считаются 4% населения.

09 января 2012. Александр Скобов [13]

В возможность осуществить «либеральную модернизацию» России собственными силами эта часть оппозиции обоснованно не верит: ведь подобная модернизация в её представлении неизбежно будет сопряжена с «болезненными» и «непопулярными» социальными издержками. На этом и основана концепция поддержки «продвинутым» и «креативным» средним классом «здравомыслящей» части господствующей элиты.

05 марта 2012. Ксения Собчак. [14] [15]

Я прекрасно осознаю, что тот креативный класс, который есть, что тот средний класс, который наконец-таки был создан в России, это меньшинство.

10 марта 2012. Андрей Мальгин. [16]

Страна проснулась. В ней образовался не просто креативный класс, в ней образовался класс — политически активный. Этих новых людей в стойло не согнать, и их будет все больше. Они готовы заниматься политикой.

14 марта 2012. Антон Носик. [17] [18]

09 апреля 2012. Александр Аузан. [19]

Наш креативный класс наконец-то заговорил протестным голосом. «Хомяк расправил плечи!» — один из лучших лозунгов, которые я видел на митингах. Сетевой хомяк, как называют айтишников, расправил плечи и сказал, что в стране надо что-то поменять.

18 июня 2012. Леонид Каганов [20]

Мы, смышлёный креативный класс, свято верим, будто ежечасно

кто-то замышляет против нас креатив могучий и прекрасный.
Там, в Кремле, играют в детектив. Там все время происходит это:

ежечасный тайный креатив, мозговые штурмы и сюжеты…

11 октября 2012. Сергей Удальцов [21]

Усиливается социальная составляющая протеста, более очевидно звучат левые лозунги, начинается потихонечку процесс взаимодействия с регионами, с рабочим движением. Они боятся, что протест так называемого креативного класса и социальный протест сомкнутся и это будет просто взрывоопасная смесь.

20 октября 2012. Ксения Собчак. [22]

Только люди, которые являются независимыми журналистами, креативным классом, интеллектуальной мощью нашей страны, только эти люди и формируют общественное мнение, так происходит во всех странах и при любом строе.

23 октября 2012. Валерия Новодворская [23]

Сегодня Удальцов смешон и безобиден, Лимонов гадок, коммунисты заплесневели, но левая страна, проголодавшись, обратится против сытых, против щекастых хомяков и креативного класса, против Запада и гастарбайтеров, против Кавказа, Грузии, Молдовы, Украины и стран Балтии.
Креативный класс — это интеллигенция. Это прежде всего врачи, учителя, преподаватели вузов, работники науки и культуры. В то же время по уровню доходов они пока не дотягивают до среднего класса. И вынуждены искать постоянно дополнительные заработки.

06 февраля 2013. Егор Холмогоров [25]

01 мая 2013. Михаил Берг [26]

С обобщённой (намеренноукрупнённой) точки зрения, наиболее, кстати говоря, востребованной оппозицией, в конфликте с путинским режимом противостоят две силы: автократия (феодализм, продажные чиновники, депутаты и олигархи) и демократия (либеральный здравый смысл и так называемый креативный класс).

14 мая 2013. Алексей Венедиктов [27]

Когда в декабре 2012 года у людей украли голоса, они потребовали своё обратно и «долой воров». После этого креативный, самостоятельный, городской класс потребовал уважения к себе и выполнения обязательств: искоренить пробки, починить дороги, разобраться с налогами.

08 июля 2013. Олег Кашин [28]

17 июля 2013. Михаил Прохоров. [29]

Удивительно быстро меняется настроение у нашего «креативного класса». Когда я открыто сказал, что не пойду на выборы, потому что не смогу по наспех изменённым под меня правилам привести в соответствие с запретительным законом все документы, меня заподозрили в договорённостях с мэрией.

Что из себя представляет креативщик Прохоров, подробно можно ознакомиться здесь — http://lifenews.ru/news/133927

20 июля 2013. Эдуард Лимонов [30]

В неудачливом мутном мелком бизнесмене Навальном власть разглядела договороспособную фигуру, введя которую в системную политику можно эту политику значительно оживить. Осовременить. Удовлетворить тысячи московских хипстеров и офисный планктон и обслугу московских фирм и корпораций (заносчивое самоназвание «креативный класс») разбушевавшуюся в последние полтора года.

22 июля 2013. Дмитрий Травин [31]

Нетрудно понять, что расширение креативного класса требует максимально возможного расширения свободы. Собственно говоря, этот класс вообще может сформироваться лишь там, где существует минимум ограничителей, выстроенных государством или отдельными его представителями из числа чиновников.

31 июля 2013. Ирина Прохорова [32]

Если мы хотим, как креативный класс, полноценно существовать в этой стране, база поддержки должна быть широкая. Люди должны понимать, для чего они платят деньги для такого количества «умников».

10 августа 2013. Илья Пономарев [33]

Что же касается партии, ей надо, на мой взгляд, определиться со стратегией. Исключение Гудковых говорит о том, что наше руководство не может решиться, на какую социальную группу надо опираться. На средний, «креативный» класс (к которому апеллируют Гудковы, ваш покорный слуга и который нас хорошо поддерживал на предыдущих выборах) – учителей, врачей, малых предпринимателей, учёных – или на более консервативные и менее образованные слои.

Идолы креативного класса

Конечно, утверждать, что российский креативный класс внутренне полностью однороден, было бы большим преувеличением. Однако абсолютное большинство его представителей объединяет как приверженность неолиберальной (сами креаклы полагают, что либеральной) идеологии, так и антиэтатистское, то есть антигосударственное (по мнению креаклов, антитоталитарное), настроение мысли в целом. Единственное государство, существование которого готовы терпеть либералы — это США и их сателлиты. При этом сами креаклы, несмотря на декларируемый «демократизм», находятся внутри своей среды под достаточно мощным идеологическим контролем, точнее, самоконтролем.

В среде креативного класса выделяется несколько фигур, мнение которых неоспоримо, которые большинством «рядовых» креаклов воспринимаются как полубоги или пророки, а критика или пусть даже несогласие с этими фигурами грозит самым страшным наказанием для креаклов — потерей рукопожатности, как следствие — изгнанием из привычной тусовки, утратой высокооплачиваемой синекуры, перекрытием крана западных грантов. Убеждённость в «непогрешимости» подобных личностей основана на мифе, порождённом самим же креативным классом, о якобы безусловном интеллектуальном и нравственном превосходстве этих лиц над большинством других креаклов, не говоря уже о «ватниках» и прочем «быдле». К числу таких фигур могут быть отнесены:

Надо отметить, что у каждого представителя креативного класса есть свой пантеон непререкаемых авторитетов — вполне возможна ситуация, когда креакл, например, уважает Акунина, но не испытывает симпатий к Навальному, или наоборот.

Все суждения этих людей по любым вопросам воспринимаются креативным классом как откровение и истина в последней инстанции. При этом среднестатистический креакл даже не допускает мысли, что кем-то может ставиться под сомнение моральный авторитет указанных деятелей и их право безапелляционно выносить «приговоры» всем и вся. Поэтому, когда в дискуссиях с креативщиками на их аргумент «Но это же сказал САМ Навальный» отвечают в духе «Ну и чё?», это зачастую приводит либеральных оппонентов в состояние ступора, поскольку креаклы не готовы к дискуссии, при которой посылка, кажущаяся им исходной и неоспоримой, подвергается сомнению.

При этом надо заметить, что внутри «креативного пантеона» особого единства не наблюдается: поскольку все из вышеназванных персонажей претендуют — в той или иной степени — на звание «духовного лидера» российских креаклов, то отношения на «креативном Олимпе» между его обитателями довольно сложные. Так, известны критические высказывания Познера о Ходорковском, а Акунина — о Навальном (кульминации эти процессы достигли в ходе неудавшегося создания «Координационного совета оппозиции»). Кроме того, фигуранты «либерального иконостаса» зачастую позволяют себе нечто большее, чем обычно дозволено «простому креаклу» в идеологическом отношении. Например, Венедиктов и Макаревич не во всех действиях Путина усматривают априорное зло, тогда как отрицать любое позитивное начало в деятельности Путина — необходимый минимум для попадания в креативную тусовку. Поэтому играть на противоречиях в оценках какого-либо явления или персоны со стороны различных «креативных идолов» — актуальный приём ведения полемики с либералами.

В настоящее время креативный класс считает, что президент России должен ездить на работу на велосипеде. Президенты-велосипедисты — это навязчивая идея креативного класса.

Сатира на представителей креативного класса

Март 2012 года — на Youtube-канале Dwakota был выложен ряд роликов о типичном представителе креативного класса из среды молодёжи по имени Пыня, чья «креативность» и рукопожатость просто и незатейливо высмеивается.

Источник

Судороги экономики

Если кризис 2008-го и научил нас чему-то, то это тому, что нельзя полагаться на один только рынок и свободную конкуренцию. Нужны новые институты, которые помогли бы в полной мере использовать эти мощные экономические факторы и заставить социально-экономическую систему работать на всех нас.

Сегодня огромный потенциал креативного класса по-прежнему остается нереализованным. Пора это исправить, если мы не хотим, чтобы и без того постоянно углубляющиеся социально-экономические противоречия стали еще значительнее.

Креативность = стабильность

В конце года на сайте LinkedIn появилось сообщение, что для описания своих качеств люди чаще всего используют слово «креативность».

креативный класс что такое. Смотреть фото креативный класс что такое. Смотреть картинку креативный класс что такое. Картинка про креативный класс что такое. Фото креативный класс что такое

Ричард Флорида, автор теории креативного класса

В блоге TechCrunch добавили: «В период высокого уровня безработицы творческие навыки по-прежнему востребованы. Все мы хотим стать частью креативного класса. В прошлом этот термин применялся по отношению к художникам и писателям. Сейчас он означает стабильность работы».

Кто такой этот креативный класс

Экономическая потребность в креативности сформировала новый класс. Его ядро — писатели, художники и актеры, дизайнеры и архитекторы, ученые и инженеры. Помимо них в состав креативного класса входит широкий круг профессионалов из сфер бизнеса и финансов, права и здравоохранения.

Представители креативного класса развиваются с рекордной скоростью и вдохновляют на это окружающих. Когда такие вдохновители участвуют в проекте, их присутствие побуждает остальных членов рабочей команды искать новые подходы и добиваться высоких целей.

Креативный класс стал глобальным: на его долю приходится до половины трудовых ресурсов в развитых странах Северной Америки, Европы, Азии и других регионах мира.

Опыт SAS

Методом проб и ошибок в компании SAS научились использовать креативную энергию всех заинтересованных сторон: клиентов, разработчиков программного обеспечения, менеджеров и рядовых сотрудников.

В компании разработана уникальная система управления креативностью, в основу которой положены три принципа: помогать сотрудникам выполнять свою работу наилучшим образом; возлагать на менеджеров ответственность за стимулирование креативности; привлекать клиентов как креативных партнеров.

креативный класс что такое. Смотреть фото креативный класс что такое. Смотреть картинку креативный класс что такое. Картинка про креативный класс что такое. Фото креативный класс что такое

В компании не пытаются подкупить сотрудников фондовыми опционами. Лучшей благодарностью за хорошо выполненную работу здесь считается участие в еще более интересном проекте, — источник.

Последний бастион

Сфера обслуживания — последний бастион инноваций в экономике, ее необходимо привести в соответствие с требованиями времени; а повышение квалификации обслуживающего персонала и модернизация его работы — ключевые факторы этого процесса. Креативность — наш самый ценный ресурс; мы не можем позволить себе потерять его в любом секторе экономики.

Любой труд может и должен быть креатифицирован.

Инновационный процесс происходит повсюду и чаще всего начинается с крошечных инициатив. Необходимо воспринимать всех членов общества как потенциальных новаторов и поддерживать их идеи.

Миф о креативности

Романтический миф о творческом гении редко приносит пользу. Человек, убежденный в том, что креативность — редкий или особый дар, не может надеяться на то, что упорство или образование позволят ему войти в творческую элиту. Он либо уже принадлежит к этому кругу, либо никогда не сможет войти в него.

Правда в том, что в основе креативности лежат дисциплина, уверенность в себе и способность пойти на риск.

креативный класс что такое. Смотреть фото креативный класс что такое. Смотреть картинку креативный класс что такое. Картинка про креативный класс что такое. Фото креативный класс что такое

Томас Эдисон, эталон технической креативности, любил говорить, что гений — это 90 процентов пота и 10 процентов вдохновения, — источник.

Еще в книге

Наступила новая креативная эпоха. И задача любой организации — научиться сотрудничать с Креативным классом, не важно в какой роли он выступает — сотрудников или клиентов.

Прочитать первые две главы из книги можно здесь.

Источник

«Креативный класс» как феномен современного российского общества

креативный класс что такое. Смотреть фото креативный класс что такое. Смотреть картинку креативный класс что такое. Картинка про креативный класс что такое. Фото креативный класс что такое

Фото: josealbafotos / pixabay

Общеизвестно, что каждое общество в процессе своего развития претерпевает определённые эволюционные изменения. В этом отношении любой социум напоминает живой организм: положительные изменения могут увеличивать приспособляемость и потенциал выживания, но обратное утверждение также верно. Давайте попробуем рассмотреть недавно появившийся так называемый «креативный класс» в контексте его значимости для нашего общества.

Н.Ю. Замятина, ведущий научный сотрудник географического факультета МГУ, в своей работе «Креативный класс, символический капитал и территория» справедливо указывает на достаточно спорный тезис, сформулированный Р. Флоридой о том, что непременным условием эффекта «креативной экономики» является принадлежность «символической власти в обществе креативному классу».1 К мерилам «креативной символической власти» относится, по мнению американского социолога, показатели «креативности места», основанные на структуре занятых, точнее, на доле занятых в творческих профессиях (людей с высшим образованием и ученых в населении региона), на объеме затрат на изобретения, количестве заявок на изобретения и выданных патентов; в качестве индекса толерантности рассматривался показатель, основанный на доле жителей, проживающих в регионе не с рождения (чем больше в регионе людей “повидавших мир”, тем выше степень толерантности), а также этническая и религиозная неоднородность населения региона1-2. Между тем все используемые показатели – это либо данные о концентрации в этом месте потенциально творческих личностей (индекс таланта, индекс богемы и аналогичные), либо данные о том, насколько местная социальная среда потенциально комфортна для такой концентрации (индексы разнообразия, понимаемого как показатель толерантности), либо данные о результатах креативной деятельности (индексы инноваций и высоких технологий),1-2 что не является достаточно убедительными аргументами. Помимо всего прочего, Н.Ю. Замятина указывает на достаточно специфические для нашего российского общества черты, которые стали синонимами «креативности» при отсутствии всякого содержания: «креативная стрижка”, “креативная вечеринка”, “креативная кофточка” и тому подобные вещи.2

Что же конкретно подразумевается под формами самореализации, «достойных» и уместных для гордых представителей «креативного класса»? На первом месте, судя по текстам Флориды, по-прежнему остается активное ежедневное потребление товаров и услуг, на сей раз — в соответствии с разработанным эталоном «креативного образа жизни». Этот эталон включает гипертрофированную заботу о своём здоровье и внешности, посещение изысканных богемных ресторанов, коллекционирование. Новым явлением также является переориентация СМИ с пропаганды конформизма (через понятия «модного» и «актуального») на культивирование стремления «подняться над толпой», «найти себя», «стать иным».1,3

Для «креативного класса» разработана специальная система трендов и брендов — полубуржуазная, полубогемная, с претензией на некую особую, ничем не обоснованную «продвинутость». Ради чего? Прежде всего, ради того, чтобы дать обществу новый потребительский идеал взамен отработанного примитивно-мещанского. Теперь, например, он включает в себя социальную активность — как реальную, так и виртуальную (в сетевых сообществах). В свободное от работы время молодые «креативы» включаются в другие «интересные проекты» — борьбу за сохранение природы, права различных меньшинств, волонтерскую деятельность.3-4

Отдельного упоминания заслуживает роль интернета в повседневной жизни «креативного класса». Под воздействием информационного поля «интернет-культуры» у подростков вырабатывается неприятие сложной информации (в том числе и классической литературы, музыки); они становятся неспособны к творчеству, самостоятельному мышлению, критическому осмыслению получаемых сведений. Net people («сетевые люди») превращаются в «функцию кнопки, находящейся в чужих руках», а их знания — в «одноразовые»: скачал, использовал и тут же забыл.3,5

С.Г. Галаганова также отмечает, что «своим необремененным знаниями и подлинной культурой креативным «детям» общество потребления предлагает соответствующие профессии: байер, шопер, дилер, коучер, дистрибьютер, охранник, секретарь, менеджер (последнее может означать раскладчика товаров и даже грузчика)».3 Профессор справедливо замечает, что «все эти виды труда, к сожалению, не способны доставить радость подлинного творчества; они дают лишь средства к существованию. А поскольку потребность в творчестве заложена от природы в каждого, она замещается все тем же «престижным потреблением»: человек «творит» свой «имидж» и соответствующий ему стиль жизни, да и просто получает хоть и примитивную, но все-таки радость»3, что является не чем иным, как всего-навсего имитацией творчества.

Итак, пора подводить итоги. С учётом сказанного выше «креативный класс» современного российского общества имеет следующие отличительные черты, его характеризующие:

1. Броские, вызывающие предметы одежды, необычная причёска, заставляющие думать об «уникальности» их обладателя.

2. Странные, эксцентричные увлечения, доходящие до крайностей (вспомните «художника-акциониста» Павленского).

3. Безудержное, иррациональное стремление обладать последними моделями самых «продвинутых гаджетов».

4. Неистребимое желание общаться исключительно с себе подобными «неординарными» личностями, кто «вознёсся над толпой».

5. Категорическое нежелание глубоко разбираться в каком-либо вопросе, если изучение предмета требует несколько больших усилий, нежели нажатия нескольких кнопок на клавиатуре компьютера.

6. Абсолютная неспособность к творчеству, заменителями чего являются мелкая пикировка в социальных сетях, создание «аватарок» и «интернет-приколов».

Если рассматривать эти черты в комплексе, то легко сделать вывод о том, что современный «креативный класс» играет в российском обществе роль, если хотите, самых настоящих социальных паразитов, неспособных в принципе к какой-либо осмысленной полезной деятельности. Эти, с позволения сказать, «интеллектуалы», называющие себя «креативным классом», не имеют к подлинному творчеству и созиданию ни малейшего отношения, несмотря на своё самоназвание (creatio – созидаю (лат.)). Трудно себе представить людей, более бесполезных для общества, чем «креативный класс», но самым беззастенчивым образом узурпировавших право выражать своё собственное мнение от имени «народа», который они же по сути глубоко презирают. Автор статьи убеждён, что давно пришло время указать так называемому «креативному классу» на его настоящее место в этой жизни, чтобы избежать крайне негативных последствий отравления общества «продуктами» его жизнедеятельности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *