креативный продюсер кто это и что делает
Кто такой креативный продюсер и как им стать
С чего начинать погружение в профессию, какой бэкграунд будет полезен, с какими трудностями придется столкнуться в процессе и почему это интересно — узнали на мастер-классе Максима Полинского и Николая Булыгина, креативных продюсеров «Мажора» и «Троцкого».
В рамках образовательной платформы на открытом фестивале студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна» состоялся разговор на тему «Креативный продюсер: кто это и как им стать?». Своим опытом поделились Максим Полинский и Николай Булыгин — креативные продюсеры сериалов «Мажор» (2-3 сезоны), «Метод» (1-2 сезоны), «Троцкий» и полнометражных фильмов «Килиманджаро», «В спорте только девушки». Также они выступили режиссерами эпизодов альманаха «Ёлки последние», сериала «Мажор 2» и монтировали проекты «Ёлки», «Кухня в Париже», «Духless», «Духless 2» и «Бесы».
Вместе со спикерами разбираемся, в чем обязанности креативного продюссера и чем эта профессия отличается от зарубежных аналогов.
Кто такой креативный продюсер
Как выяснилось, ответить однозначно довольно сложно. Само понятие появилось в нашей стране давно — как альтернатива американским шоураннерам, однако, как и любое заимствование, со временем приобрело дополнительные значения.
Мы привыкли считать, что продюсер — это тот, кто запускает проект, ищет спонсоров, участвует в подборе команды, имеет право голоса (часто — решающее) на всех стадиях производства фильма или сериала (речь, прежде всего, о телевизионных проектах). Что меняет в данном случае приставка «креативный»? Очевидно, предполагает, что продюсер будет не только советовать и решать организационные вопросы, но и непосредственно участвовать в съемочном процессе.
Контроль над всеми этапами творчества — от момента выбора проекта, подготовки к запуску, непосредственно съемок до монтажа и выпуска готового продукта — основная задача креативного продюсера.
Описание в теории выглядит понятно, но на практике все часто бывает иначе.
Максим и Николай рассказали, что пришли в это направление из постпродакшна — оба начинали свой путь в кино режиссерами монтажа и до сих пор ими остаются. По их словам, такой бэкграунд сильно помогает — позволяет видеть процесс заранее, уже во время съемок понимать, каким образом можно снять сцену, даже не имея на руках предварительных раскадровок и находясь в жестких условиях ограниченного времени (что в производстве наших сериалов не редкость, но об этом ниже). На некоторых проектах они выступали режиссерами, что тоже позволило овладеть незаменимыми в работе навыками.
Не менее важны и организационные способности. В цепочке студия-продюсер-режиссер у каждого есть собственное видение, и задача креативного подюсера — соблюдать баланс интересов, чтобы качество итогового продукта удовлетворяло авторов и аудиторию.
Получается, что универсального списка должностных обязанностей у креативного продюсера нет. Творческий и организационный контроль проекта на всех этапах производства — лишь основа профессии, на которую могут накладываться самые разные функции.
Отличие от зарубежного опыта
В Америке шоураннеры — это, как правило, сценаристы и исполнительные продюсеры в одном лице. Они придумывают идею, пишут сценарий и берут контроль над его реализацией. Достаточно вспомнить громкие сериалы последних лет: «Теория большого взрыва», «Безумцы», «Американская история ужасов», «Игра престолов», «Оранжевый — хит сезона», «Фарго». Шоураннеры каждого из них — профессиональные писатели, драматурги, сценаристы с внушительным списком успешных ТВ-проектов.
В России, как рассказали Максим и Николай, сценарный опыт — вовсе не обязательная ступенька на пути к должности креативного продюсера. Но есть важные требования, которые никто не отменял. Прежде всего, знание основ драматургии. Независимо от того, берет ли продюсер в работу готовый сценарий, ищет ли сценаристов, которые воплотят его идею, или самостоятельно создает новый проект с нуля, он должен «вести» героя по всей истории, не нарушая драматургическую структуру и держа в уме все детали сюжета. Одним словом, с текстом в любом случае придется работать — переписывать и дорабатывать сцены, редактировать существующие, сочинять новые.
Особенности российского производства
Прочитав книгу Нила Ландау «Дорожная карта шоураннера», которая вышла у нас несколько лет назад, можно составить представление о специфике профессии, узнать об особенностях работы на разных проектах, однако чужой опыт всегда приходится трансформировать и адаптировать для конкретных условий работы.
Работа креативного продюсера — интересный микс различных творческих задач, потому и звучит так привлекательно. Но понимать, с чем придется столкнуться в процессе, лучше на берегу.
Не секрет, что принципиальное отличие ТВ от кино — быстрота реакции на происходящее. Новостной поток требует моментального реагирования на изменение ситуации, примерно того же ждет зритель и в случае с развлекательным контентом. Однако здесь есть свои особенности.
В первую очередь они касаются сжатых сроков производства. Запуская какой-либо проект, наши зарубежные коллеги, по словам специалистов, более тщательно подходят к подготовительному периоду: нередко он растягивается на несколько лет. У нас же это может быть довольно быстрым решением. К примеру, написание сценария, подбор локаций, кастинг, съемки и постпродакшн сериала «Троцкий» заняли всего 15 месяцев — рекордный период для 8-серийного проекта.
Работая в такие сжатые сроки приходится максимально быстро оптимизировать процесс для решения самых разных задач одновременно.
Кроме того, для запуска проекта на западе студии необходим не только готовый сценарий первого сезона, но и краткий синопсис последующих (если они запланированы), чтобы общая линия развития героев была ясна. Анализ рейтингов, безусловно, важен — в случае неудачи сериал закроют после первого сезона. Очевидно, что студии охотнее поддерживают уже полюбившиеся зрителям истории, чем запускают новые.
Продолжения российских телесериалов, по словам Полинского и Булыгина, могут придумываться именно на основании хороших цифр, что сразу осложняет работу над всеми этапами проекта.
Отсюда ключевая функция креативных продюсеров — умение подключаться ко всем процессам. Пожалуй, в киноиндустрии нет альтернативных мультиспециалистов, ведь в большинстве случаев каждый отвечает за свой участок. Сколько бы времени ни прошло от запуска до реализации, креативный продюсер проходит с проектом весь путь — от начала до конца.
Где и как учиться
Залог успеха в любой профессии — сочетание теоретических и практических навыков, баланс качества и количества.
Единого пути в эту профессию нет. На примере спикеров становится понятно, что погружение в процесс может стать лучшей школой, чем прочная теоретическая база. Мастерство сценариста — отличная основа для будущего креативного продюсера на подготовительном этапе, а технические навыки или опыт режиссера незаменимы в съемочном процессе.
Как научиться быть продюссером?
Сегодня удивительно популярным и модным стало громкое звание продюсера. Профессия продюсера кажется невероятно прибыльной и престижной, многие стремятся стать ими, а отдельные звезды меняют своих продюсеров, как перчатки, или же самостоятельно занимаются продюсированием. В чем же выгода почетного звания? Почему быть продюсером сложно, интересно и опасно?
Кто такой продюсер?
Продюсер (от лат. produce — производить, создавать) — это доверенное лицо товара, бренда или производителя. В настоящее время высокая востребованность профессии обусловлена заинтересованностью в реализации творческих проектов различного назначения. В обязанности продюсера может входить как оценка вложенных инвестиций с целью их возрастания, так и профессиональное чутье будущей популярности артиста или кинофильма.
Каждый уважающий себя актер или режиссер имеет личного продюсера, чем увеличивает шансы профессионального признания в широких общественных кругах. Без услуг специалиста в данной сфере искусства сегодня невозможно обойтись: без того, что делает продюсер, сложно самостоятельно установить нужные связи и отношения. Только хороший специалист способен грамотно оценить потенциал артиста, певца или группы и применить должностные обязанности продюсера в полной мере. Иногда, для того, чтобы создать шедевр недостаточно сценарного мастерства. Нужны деловая хватка и опыт, которые присущи именно продюсерам.
Роль продюсера — это не только сопровождение своих подопечных на различные мероприятия, тусовки, организаторские функции, это, в первую очередь, финансовое инвестирование в выбранный товар — ту или иную «звезду». В мире шоу-бизнеса на продюсеров, словно пчелы на мед, слетаются те, кто желает быть раскрученным, стать интересным для него. В первую очередь, обязанностями продюсера является финансирование и заботливое отношение к своим вкладам.
В развлекательной индустрии и мире шоу-бизнеса профессия продюсер является одной из самых популярных и опасных одновременно. Окупаемость проекта он должен определять самостоятельно, опытом и интуицией чувствовать потенциал в том или ином артисте. Каждый продюсер для своего подопечного царь и бог, потому что открывает для него мир популярности, славы и успеха. Иногда, вложившись в режиссуру концертов, продюсер добивается для своего подопечного невиданной популярности.
Как стать продюсером?
Многие думают, что в роли продюсера есть много преимуществ и уникальных возможностей, но на самом деле это далеко не так. Чтобы стать продюсером стоит иметь не только солидный капитал, стремление, опыт и большое желание, а также массу полезных знакомств и навыков. В противном случае его ждут лишь неудачи и финансовые потери. О том, как стать хорошим продюсером, никто не сможет научить или рассказать, ведь успешные люди секретом своего достатка и успеха никогда не поделятся. Также залогом достижения определенных результатов становится доскональное знание предлагаемого продукта, независимо от его вида и рода. Порой успеха в продюсировании добиваются опытные кино и театральные режиссеры.
В музыкальной или шоу-индустрии продюсер должен быть широкопрофильным специалистом, который качественно разбирается во вкусах и современных предпочтениях, поскольку неправильный выбор объекта продюсирования может стать плачевным.
Многие продюсеры также являются хорошими звукорежиссерам, организаторами и даже стилистами-менеджерами. На начальных этапах продюсер должен самостоятельно оценить человека, рассмотреть его шансы на успех и только потом подключать все свои активы для того, чтобы добиваться желаемого результата.
Легко ли стать продюсером
Если вы не знаете, как стать продюсером, то помочь в этом могут специализированные курсы и семинары. Овладев профессией, вы сможете самостоятельно продюсировать клиентов в музыкальной, танцевальной, кино- и шоу-индустрии. Многопрофильный опыт позволяет отслеживать ситуацию с более широкой панорамы, предугадывая желания публики и максимально глубоко изучая всю сопутствующую информацию. Разумеется, учиться на продюсера следует, если вы располагаете достаточным для вложений капиталом, деловой прозорливостью и высокой степенью ответственности.
Можно легко узнать, где учат на продюсера, получив образование в соответствии с выбранным профилем. Должностные инструкции продюсера не исключают также овладение дополнительной профессией актерами, сценаристами, режиссерами для самостоятельного продвижения проектов. Выбрав курсы, где вы будете учиться на продюсера, можно в короткое время научиться тонкостям данного вида искусства, одновременно овладевая организаторскими, режиссерскими, а также операторскими и актерскими навыками.
В чем основа работы продюсера?
Чтобы узнать, чем занимается продюсер, достаточно посмотреть на степень окупаемости проекта и известности той или иной звезды. Конечно же, без личных качеств интуиции и чутья, умноженного на обширный опыт, здесь не обойтись. Это то, чем отличается режиссер от продюсера — продюсирование предполагает тонкий расчет окупаемости проекта, который зачастую недоступен его творческому полету фантазии.
Правильный выбор продюсера во многом будет способствовать удачному началу звездной карьеры.
Помимо организации мероприятий, пресс-конференций, вечеринок, показов продюсер занят контролированием всех процессов, ведущих к славе и успеху. Поэтому для начинающих талантов креативный продюсер — это человек, формирующий творческую составляющую и способный воздвигнуть их на вершину Олимпа.
Продюсер или шарлатан
Продюсера тоже нужно уметь выбирать, потому как отдаваться в первые попавшиеся руки не стоит. Достаточно оценить его умения, связи и средства. Сегодня на отечественных просторах есть немало тех, кто желает возвыситься за счет других, получить баснословные гонорары и быстро окупить вложения. Основополагающими являются документы, которые перед подписанием должен посмотреть опытный юрист. Чтобы узнать все тонкости продюссерской деятельности, запишитесь на онлайн-курс для продюссеров.
Креативный продюсер кто это и что делает
Как стать креативным продюсером
Если вы готовы не только, или, не столько писать собственные сценарии, сколько нести ответственность за результат всей команды, организовывать как творческие, так и деловые процессы сценарной комнаты и отвечать за результат перед студией, работа креативного продюсера наверняка для вас.
Кто такой креативный продюсер, какие навыки нужны в этой профессии и какой пул обязанностей и полномочий туда входит и поговорим.
Иерархия продюсеров студии
Человек, который контролирует организацию конкретного проекта. Скажем, студия ведет 4 проекта, тогда исполнительный продюсер будет контролировать все из них, но детально прорабатывать их будет 4 разных линейных продюсера.
Чем занимается креативный продюсер
Конечно, от студии к студии, от проекта к проекту обязанности продюсеров и полномочия будут разниться и во многом зависеть от конкретных личностей, но общая схема примерно такая, какую мы представили.
Чтобы стать креативным продюсером, нужно понимать как устроены этапы создания фильма от начала до самого конца. Так как, в отличие от режиссера или сценариста, продюсер полностью курирует проект создания фильма, от идеи до продажи фильма.
Креативный продюсер согласовывает с остальными продюсерами сроки разработки проекта и условия трудоустройства сценаристов, ставит дедлайн авторам. После этого начинается девелопмент проекта.
Креативный продюсер делит работ на этапы. Не бывает такого, что он заходит в комнату к автором и говорит: вот идея, расписывайте, приду за готовым сценарием через три недели.
Он проверяет и вычитывает работу авторов постоянно, управляет процессом создания и переписывания сценария, а иногда часть проекта прописывает самостоятельно.
Это человек, который не только ставит задачи перед авторами, но еще и направляет их, помогает продвигаться вперед. Он же утверждает, защищает, ведет переговоры и представляет проект перед генеральным продюсером.
После разработки сценария креативный продюсер представляет проект режиссеру, поясняет то, что ему может показаться непонятным, принимает решения по переделке тех или иных моментов, если того требует режиссер. Точно так же креативный продюсер проходится по сценарию вместе с исполнительным продюсером и защищает те или иные решения по бюджету перед ним.
Финальный актерский состав утверждает генеральный продюсер, но кастинг, как правило, проводит креативный продюсер вместе с режиссером. После, он курирует процесс создания декораций, а так же принимает участие в читке сценария. Именно он отвечает на всевозможные вопросы актеров и режиссера о персонажах, значении реплик и их эмоциональной составляющей.
Как правило, за исключением читок и репетиций, креативный продюсер редко требуется на этапе съемок. Обычно на площадке присутствует один из авторов. Но активно участвует в постпродакшне: курирует монтаж, озвучивание, создание титров.
Навыки, которые нужны чтобы стать креативным продюсером
Среди креативных продюсеров можно выделить несколько типов:
Конечно это условные типы, но будьте готовы что они встретятся вам.
Какие качества ценятся в этой профессии больше всего?
Нужно быть настойчивым, потому что надо понимать, что когда вы работаете с людьми, они пытаются сделать так, чтобы им было проще. А вам нужно проверять качество, ставить задачи по доработкам, ну и так далее.
Важно, конечно, еще развиваться и иметь представления о том, что такое режиссура, понимать, как на экране все должно выглядеть, как проходит подготовка к съемкам и как идет монтаж.
При этом для креативного продюсера важно уметь понимать с кем он работает и не ждать невозможного от команды. При подборе комнаты сценаристов тоже есть много нюансов, как и кого подбирать под те или иные задачи.
C точки зрения творчества, важно уметь увидеть, куда идут сюжетные линии, что выпадает, а что работает и приводить это к общему виду, то есть, и глобально и локально понимать концепт и задачи сценария.
cinematographua
Записки продюсера
Иван Вдовин, бывший креативный продюсер киностудии «РОК» Алексея Учителя, написал в своем профиле в фэйсбуке о главных обязанностях, которые должен выполнять креативный продюсер студийных проектов, а также о том, как выстраиваются его деловые отношения с режиссером.
Многие спрашивают — чем именно занимается креативный продюсер и за что он отвечает. Я постарался это изложить кратко. Очевидно, что есть масса нюансов и конкретных примеров, но я специально многое обобщал и упрощал.
В моем понимании работа креативного продюсера делится на несколько основных этапов:
Второй путь — это постоянный поиск успешных авторов и режиссеров среди знакомых, привлечение на студию новых и известных лиц. Тут все зависит от личных возможностей, понимания рынка, наработанных связей продюсера, а также нужд студий.
Третий — наиболее интересный для меня лично формат — девелопмент проектов с нуля. Разработка концепции и продающей презентации проекта, написание заявки/тритмента, ну и дальнейший контроль за всем проектом: от идеи до выхода на экран. Важно привлекать подходящих под идеи авторов и сохранять творческий контроль над проектом. Условно — креативный продюсер предлагает сделать малобюджетный триллер за 5–7 млн рублей, придумывает формат, идею, способ дистрибьюции и возврата средств. Собирает всю творческую группу: от режиссера и сценариста до режиссера монтажа под эти задачи. Конечно, во многих случаях полномочия и обязанности креативного продюсера могут быть ограничены. Но тут важно понимать, с чего действительно начинался проект, кто и на каких условиях дал финансирование и прочее. Например, возможна ситуация, при которой креативный продюсер вообще не будет вникать в финансовую часть проекта и будет отвечать исключительно за творческий контроль. А может быть и так, что именно он планирует и контролирует производство, исходя из конкретных ресурсов. Я выступаю за второй вариант.
2. Творческий контроль при подготовке проекта. Не буду сильно углубляться в препродакшн, но, на мой взгляд, тут креативный продюсер должен приложить максимальное количество усилий, чтобы доработать существующий сценарий, адаптировать его под производственную действительность и контролировать его дальнейшую реализацию. Кроме того, как я уже писал, креативный продюсер участвует в подборе творческой группы, утверждении артистов, декораций, поиске локаций и прочее. Конечно, важно чтобы режиссер и креативный продюсер имели одну цель, но их позиция и интересы могут отличаться. В некоторых случаях это даже хорошо.
3. Продакшн. Если вся работа на подготовке сделана успешно, сценарий больше не меняется, а режиссер — профессионал, то креативный продюсер вряд ли будет активным участником съемочного процесса. Но он должен осуществлять «авторский» надзор (термин скорее архитектурный, но здесь тоже подходит) и обязательно смотреть снятый материал и первые сборки, следить за выполнением творческого плана. И уметь на ходу исправлять творческие проблемы.
Есть такая шутка: «Хороший креативный продюсер — это режиссер». Конечно, это преувеличение. Но если у режиссера в голове и на бумаге есть все кино от начала до конца и он имеет все возможности для его реализации, то тут креативный продюсер и правда не будет столь продуктивен. Но такая ситуация довольно утопична и, как правило, относится к большим мастерам. А в обычной ситуации — креативный продюсер это и партнер, и оппонент режиссера, который либо имеет власть над всем проектом, либо отвечает только за сценарий и монтаж. При этом он, конечно, обладает продюсерскими навыками и мышлением и смотрит на кино как на продукт. via
Креативный продюсер кто это и что делает
Как стать креативным продюсером
Если вы готовы не только, или, не столько писать собственные сценарии, сколько нести ответственность за результат всей команды, организовывать как творческие, так и деловые процессы сценарной комнаты и отвечать за результат перед студией, работа креативного продюсера наверняка для вас.
Кто такой креативный продюсер, какие навыки нужны в этой профессии и какой пул обязанностей и полномочий туда входит и поговорим.
Иерархия продюсеров студии
Человек, который контролирует организацию конкретного проекта. Скажем, студия ведет 4 проекта, тогда исполнительный продюсер будет контролировать все из них, но детально прорабатывать их будет 4 разных линейных продюсера.
Чем занимается креативный продюсер
Конечно, от студии к студии, от проекта к проекту обязанности продюсеров и полномочия будут разниться и во многом зависеть от конкретных личностей, но общая схема примерно такая, какую мы представили.
Чтобы стать креативным продюсером, нужно понимать как устроены этапы создания фильма от начала до самого конца. Так как, в отличие от режиссера или сценариста, продюсер полностью курирует проект создания фильма, от идеи до продажи фильма.
Креативный продюсер согласовывает с остальными продюсерами сроки разработки проекта и условия трудоустройства сценаристов, ставит дедлайн авторам. После этого начинается девелопмент проекта.
Креативный продюсер делит работ на этапы. Не бывает такого, что он заходит в комнату к автором и говорит: вот идея, расписывайте, приду за готовым сценарием через три недели.
Он проверяет и вычитывает работу авторов постоянно, управляет процессом создания и переписывания сценария, а иногда часть проекта прописывает самостоятельно.
Это человек, который не только ставит задачи перед авторами, но еще и направляет их, помогает продвигаться вперед. Он же утверждает, защищает, ведет переговоры и представляет проект перед генеральным продюсером.
После разработки сценария креативный продюсер представляет проект режиссеру, поясняет то, что ему может показаться непонятным, принимает решения по переделке тех или иных моментов, если того требует режиссер. Точно так же креативный продюсер проходится по сценарию вместе с исполнительным продюсером и защищает те или иные решения по бюджету перед ним.
Финальный актерский состав утверждает генеральный продюсер, но кастинг, как правило, проводит креативный продюсер вместе с режиссером. После, он курирует процесс создания декораций, а так же принимает участие в читке сценария. Именно он отвечает на всевозможные вопросы актеров и режиссера о персонажах, значении реплик и их эмоциональной составляющей.
Как правило, за исключением читок и репетиций, креативный продюсер редко требуется на этапе съемок. Обычно на площадке присутствует один из авторов. Но активно участвует в постпродакшне: курирует монтаж, озвучивание, создание титров.
Навыки, которые нужны чтобы стать креативным продюсером
Среди креативных продюсеров можно выделить несколько типов:
Конечно это условные типы, но будьте готовы что они встретятся вам.
Какие качества ценятся в этой профессии больше всего?
Нужно быть настойчивым, потому что надо понимать, что когда вы работаете с людьми, они пытаются сделать так, чтобы им было проще. А вам нужно проверять качество, ставить задачи по доработкам, ну и так далее.
Важно, конечно, еще развиваться и иметь представления о том, что такое режиссура, понимать, как на экране все должно выглядеть, как проходит подготовка к съемкам и как идет монтаж.
При этом для креативного продюсера важно уметь понимать с кем он работает и не ждать невозможного от команды. При подборе комнаты сценаристов тоже есть много нюансов, как и кого подбирать под те или иные задачи.
C точки зрения творчества, важно уметь увидеть, куда идут сюжетные линии, что выпадает, а что работает и приводить это к общему виду, то есть, и глобально и локально понимать концепт и задачи сценария.