кредитный супермаркет что это
В России снова анонсировали открытие «супермаркета» по выдаче кредитов
«Сформированная Банком России фокус-группа по кредитным продуктам с участниками рынка успешно завершила разработку бизнес-процессов и поправок в действующее регулирование для интеграции кредитных продуктов на финансовых платформах», — рассказали «Российской газете» в Центробанке.
Выдачу потребительских кредитов через маркетплейс планируют начать до конца 2021 года. Опыт детально проанализируют, чтобы затем включить в список финансовых продуктов ипотеку. В Центробанке пояснили, что в случае с жилищными займами нужно детализировать процесс заключения кредитного договора. Это потребует вовлечённости в разработку бизнес-модели большего количества участников рынка.
Регулятор уточнил, что сейчас клиент, обратившийся на финансовую платформу, проходит процедуры идентификации только один раз — при приёме на обслуживание оператором. После этого у пользователя появляется возможность «бесшовно» приобретать вклады и страховые продукты. Клиент, например, может сложить в «корзину» несколько вкладов в разных банках и открыть их в один клик.
По версии ЦБ, основные преимущества маркетплейса — повышение доступности финансовых услуг в онлайн-режиме, отсутствие бумажной волокиты и быстрая регистрация всех сделок. Если банк лишится лицензии, то открывший депозит через маркетплейс вкладчик получит страховку без заявления.
Председатель Национального совета финансового рынка Андрей Емелин отметил недостатки у текущей версии маркетплейса. Среди них он выделил невозможность использования биометрии и отсутствие реестра согласий в «Цифровом профиле». Кроме того, эксперт выделил хранение большого массива данных создаёт риски утечки и взлома.
О появлении финансового «супермаркета» «Секрет» писал в 2020 году, как только Госдума приняла закон. Финансовый маркетплейс должен был заработать ещё в феврале 2019 года, но в Госдуме затянулось обсуждение законопроекта.
Тогда сообщалось, что оператором платформы выступит Московская биржа, а к проекту готовы присоединиться 14 банков, среди которых «Зенит», «ФК Открытие», «Уралсиб», Газпромбанк, Промсвязьбанк, Росбанк, Россельхозбанк и другие.
Ещё ближе к делу — главные новости и самые интересные истории в нашем Telegram-канале.
Где клиент, там и продажи
В России наступает эпоха финансовых супермаркетов
22 марта в Москве прошла конференция «Успешные финансовые супермаркеты и партнерские программы — идеи и реализация», организованная порталом Банкир.ру. На своем опыте и опыте конкурентов участники дискуссии обсуждали новую реальность, в которой радикально меняются способы продажи финансовых услуг.
Рынок уходит в онлайн. Но офлайн не умрет
«Потенциальные клиенты финансовых супермаркетов становятся все более избирательными, лояльными к определенным ресурсам, хотят получать услуги в одном месте. Задача финансовых супермаркетов — как можно больше зарабатывать и сделать клиента более счастливым», — сказала, открывая дискуссию, генеральный директор Банки.ру Динара Юнусова.
Сама жизнь поставила перед участниками конференции непростые вопросы. Стоит ли в принципе развивать традиционные офлайн-каналы в условиях стремительной диджитализации? За чем (именно «за чем», потому что «зачем» всем уже понятно) будущее: за обезличенными продуктами, системой white label, когда одна компания производит товары или услуги, а другая продает их под своим брендом, или продажей брендированных услуг в своих и партнерских маркетплейсах?
Развитие технологий постоянно меняет рынок. Сейчас главное слово эпохи в продаже финансовых, да и не только финансовых продуктов — диджитализация. Клиенты все активнее уходят в «сеть». А вслед за ними в онлайн уходит рынок товаров и услуг, будь то продукты питания или финансовые инструменты.
Кроме того, все больше компаний идут по пути диверсификации бизнеса, добавляя к пулу традиционных услуг новые, совершенно не свойственные им ранее. Например, сотовые операторы уже не просто «труба» для передачи трафика. Они агрегируют традиционные операторские услуги, финансовые продукты, различные IT-решения. При этом оператор становится не конкурентом банку, а скорее партнером. Дополнительной площадкой с огромной аудиторией лояльных бренду клиентов.
Что касается каналов продаж, многие компании используют для продвижения не только собственные маркетплейсы, но и партнерские. Учитывая стремительную диджитализацию, финансовый онлайн-супермаркет становится наиболее эффективным каналом продаж для многих участников рынка.
Более того, меняется само понятие онлайн-канала. Раньше, еще совсем недавно, это был стандартный Интернет на персональном компьютере. Но теперь все большую популярность набирает мобильный Интернет.
В декабре 2016 года, по данным Екатерины Куцыной из компании Criteo, более половины всех онлайн-трансакций в России было совершено со смартфонов. На конец прошлого года в России насчитывалось более 240 млн сим-карт — в полтора с лишним раза больше, чем все население нашей страны. Это поистине гигантский рынок! При этом клиент не видит разницы между гаджетами и каналами. Он запросто может начать искать информацию с домашнего ПК, определиться с выбором со смартфона по дороге на работу, а покупку совершить с планшета на работе.
Каждому клиенту надо предлагать подходящий ему по возрасту, доходам и интересам продукт. Это было актуально в классических продажах, это актуально и в новой реальности. Но тенденция к переходу продаж массовых услуг в онлайн налицо. Скоро соотношение может быть 80 к 20 в пользу онлайна, но для этого потребуется разрешение регулятора на удаленную идентификацию клиентов.
Успех маркетплейса по-прежнему зависит от знания потребностей своего клиента. В этом смысле финансовый мир не меняется. Но только в этом.
Заявка на успех
«Финансовый супермаркет Банки.ру собирает 1 800—2 000 заявок в сутки на различные продукты. Для нас важны прежде всего конкурентоспособность предложения и качество оказываемых клиенту услуг на всех этапах. Клиенту нужен стимул для принятия решения. И лучший стимул — дополнительная выгода. Именно такая схема позволила нашим партнерам привлечь 71 тысячу вкладов на сумму 48 миллиардов рублей», — рассказала на конференции руководитель отдела лидогенерации и специальных продуктов Банки.ру Юлия Ананьева.
Продвижение на крупных партнерских онлайн-маркетплейсах — серьезный шаг, на который решаются далеко не все компании. Тем не менее на российском рынке уже есть немало успешных кейсов, говорящих в пользу выбора такого способа продаж.
Банк «Ак Барс» выбрал для продвижения своих продуктов необычную площадку — интернет-магазин AliExpress. Для продаж были выбраны онлайн-приложение банка и купоны на специальные условия по продуктам. Пилотный проект оказался успешным, позволил банку значительно расширить аудиторию своих клиентов. Кроме того, проект имел успех с точки зрения узнаваемости бренда, что привело к увеличению на четверть прямого трафика на сайт банка.
«Выяснилось, что главные покупатели этих бонус-кодов — женщины. Их было 61% от всех участников акции. Больше половины покупателей бонус-кодов относятся к возрастной группе от 25 до 34 лет. Наиболее популярны коды оказались в Казани, Уфе и Москве. 80% участников акции — абсолютно новые клиенты для банка», — рассказал управляющий директор дирекции стратегического развития и корпоративных коммуникаций банка «Ак Барс» Илья Вельдер. По его словам, конверсия со страниц банка на AliExpress составила 24%, притом что конверсия с рекламных баннеров обычно не превышает 1,75%. Конверсия со страниц банка на AliExpress — 24%. Число интернет-заявок на ипотеку увеличилось в 2,5 раза, уровень одобрения составил 37,2% (при 32% в среднем по банку). «Установки мобильного приложения «БанкОК» увеличились на 43% по сравнению со среднегодовым показателем, причем пользователей Android в два раза больше, чем iOS», — отметил Вельдер.
Неважно, кто брокер
Поиск новых площадок — тренд этого сезона. Онлайн-супермаркеты, ранее имевшие довольно узкую специализацию, пробуют себя в новых отраслях.
«От магазина акций до white label: технологии продвижения брокерских услуг» — так назывался доклад заместителя генерального директора АО «Финам» Ярослава Кабакова. Компания создала white label — решение для привлечения клиентов в инвестирование на различных онлайн-площадках. Когда клиент покупает акции компаний на том или ином сайте, ему неважно, кто выступает брокером. Но принципиально важно доверие к самой площадке. Одним из успешных проектов в этой области компания «Финам» считает запуск продажи акций различных компаний в разделе «Инвестиции» на портале Банки.ру в конце прошлого года.
Рынок онлайн дает новые возможности взаимодействия с клиентами за счет конкурентоспособных предложений и правильной мотивации клиентов. Что нужно для создания привлекательного продукта? Уникальное предложение и правильная подача информации. В этом и кроется успех финансовых супермаркетов.
Информировать и учить
Еще одной тенденцией последнего времени стали кросс-продажи различных продуктов, позволяющие компаниям значительно расширять аудиторию и дающие возможность бывшим конкурентам стать полноправными партнерами. Онлайн-площадки становятся не только новым направлением продаж, но также инструментом информирования и обучения клиентов новым возможностям.
Так, рынок инвестиций может рассчитывать на существенный рост аудитории благодаря информированию потенциальных клиентов о возможности сохранить и приумножить сбережения за счет покупки акций и облигаций. Если раньше это был закрытый рынок профессионалов, то теперь инвестором может стать практически любой человек.
«Не все крупные площадки готовы работать с инвестициями. Пока это относительно небольшой рынок с низкой для площадок маржинальностью, им проще продвигать холодильники и телевизоры. Но все меняется, — заявил на конференции директор по электронному бизнесу компании «Альфа-Капитал» Евгений Поляков. — Сейчас у нас 35% операций по продуктам совершается онлайн. И половина этих операций — по партнерским каналам. Со временем, конечно, все будет происходить в Интернете. У нас сегодня три группы продуктов: инвестиционные счета, паевые инвестиционные фонды и доверительное управление. Все это работает онлайн».
«Если говорить об идеальной площадке для партнерских продаж, то для нас это крупный портал с большой, лояльной к этому сайту аудиторией. При этом важно, чтобы продукты на площадке были показаны доходчиво и понятно для нашей целевой аудитории. Процесс обучения клиентов очень важен в нашей работе. Мы многое делаем для этого, но также ждем активности от наших онлайн-партнеров», — подчеркнул Евгений Поляков.
«Хипстером» может стать каждый
Мы живем в интересную эпоху, когда рынок меняется очень быстро и те продукты, которые вчера были интересны только «гикам» и «хипстерам», сейчас с успехом выходят на массовую аудиторию. Стираются границы между вебом и мобайлом, люди все больше начинают покупать в диджитал-пространстве.
«Диджитал — это бизнес-модель, и бизнесу придется перестроиться под новые реалии», — полагает директор по digital ПАО «Ростелеком» Вячеслав Благирев.
Размываются границы рынков и компаний. Бывшие конкуренты становятся партнерами, многопрофильные площадки, которые, как единая точка входа, обеспечивают потребителю весь спектр финансовых услуг, выходят на первые позиции. Если раньше клиент подстраивался под рынок, то теперь рынок подстраивается под потребности клиента, предлагая ему интересные, релевантные продукты в удобном для него канале, будь то площадка оператора, банковский офлайн или финансовый супермаркет.
Так что добро пожаловать в мир новых продуктов и новых возможностей их купить. В новый мир, где наряду с традиционными банками, страховыми, инвестиционными компаниями, операторами мобильной связи будут бурно развиваться финансовые супермаркеты, где вы сможете купить все, что душе угодно.
«Самый лучший крупный банк»
На адрес техподдержки сайта Банки.ру поступила просьба от «интернет-банка» «Кредитный гипермаркет», представившегося «инновационным проектом банка «Ренессанс» и банка «Альфа-Банк», добавить его в список кредитных организаций на портале. Проведя расследование, мы убедились, что столкнулись с очередным псевдобанком.
«Впервые в мире! Аналогов нет!»
Получив письмо, я сразу же отправляюсь на сайт организации, указанный в нем. Первое, что бросается в глаза на главной странице: «Впервые в мире! Аналогов нет! Кредиты в Микрофинансовом Интернет-Банке (все с большой буквы. — Прим. ред.) от 15 минут». Заманчиво, не правда ли? Дальше — больше: оказывается, в «Кредитном гипермаркете» наличные действительно можно получить через 15 минут после входа в загадочный «Микрофинансовый Интернет-Банк». Причем любым удобным клиенту способом: «на банковские карты, электронные кошельки, через платежные системы, системы денежных переводов, на расчетные и текущие счета, доставка денег и карт по почте, на дом, в офис».
«Ежедневно, круглосуточно, без праздников и выходных, дистанционно в любой стране», — продолжает перечислять сайт безграничные возможности банка. По информации с интернет-страницы, «Кредитный гипермаркет» работает в 251 стране мира (для сравнения: в ООН входят 193 государства; Сбербанк имеет представительства в 22 странах), на 90 языках и с 217 валютами.
Получить деньги до смешного просто: надо заполнить заявку и отправить ее на электронный адрес организации. Причем зарегистрирован ящик электронной почты на Mail.ru, а не на собственном доменном имени — видимо, чтобы быть ближе к народу.
От 50 тысяч до 100 миллионов
Кредиты в организации можно брать в размере от 50 тыс. до 100 млн рублей «и выше». В качестве собственных плюсов «Кредитный гипермаркет» указывает бесплатное рассмотрение заявки, бесплатный расчет графика платежей, бесплатные консультации и бесплатную проверку документов для кредита. Все это, как правило, в обычных банках и микрофинансовых организациях (МФО) делается бесплатно по умолчанию. А вот за вход в интернет-банк, без которого, к слову, кредит оформить невозможно, заплатить в «Кредитном гипермаркете» придется. О сумме там деликатно умалчивают.
По информации на сайте, организация работает с Промсвязьбанком, ВТБ 24, «Русским Стандартом» и еще с парой десятков крупных банков, платежных систем и мобильных операторов — для «Кредитного гипермаркета» различий в них, видимо, нет. Сотрудничают даже со Связным Банком, который лишился лицензии ЦБ еще в ноябре прошлого года.
При этом «Кредитный гипермаркет» крайне радушен: получить кредит там может, кажется, любой. «Возраст от 18 до 75 лет, с плохой кредитной историей, без справок о доходах, без залога, без поручителей, с открытыми просрочками, закредитованным, безработным, работающим неофициально, с непогашенными кредитами, независимо от доходов, без стажа, пенсионерам, студентам, независимо от места жительства, социально незащищенным, при отсутствии оборотов и управленческой отчетности, при наличии долгов перед бюджетами, гражданам и предпринимателям всех регионов РФ и СНГ, всех стран мира, эмигрантам, мигрантам», — этот список кажется кошмаром любого солидного банка, предоставляющего кредиты. А вот в «Кредитном гипермаркете» рады всем.
Хитрость номер 1326
На этом фоне в письме от «Кредитного гипермаркета» смущает его заявление о сотрудничестве с Альфа-Банком и банком «Ренессанс». Судя по всему, имеется в виду «Ренессанс Кредит», а не почивший в прошлом году «Ренессанс» — логотип и цвета в дизайне сайта «Кредитного гипермаркета» напоминают фирменный стиль до сих пор действующего крупного банка.
В пресс-службе «Альфа-Банка» заявили о том, что финорганизация «не имеет никакого отношения к данному ресурсу». То же говорят и в «Ренессанс Кредите». «Полагаем, что использованное частично наименование нашего банка в рассылке, а также похожие цвета и элементы в логотипе на сайте задействованы с целью повышения интереса к этому проекту со стороны получателей писем», — констатировали в пресс-службе банка.
Иду дальше. В «Справочнике по кредитным организациям» на сайте ЦБ ищу банк по номеру лицензии 1326, который был указан в письме. Оказывается, что «Кредитный гипермаркет» присвоил себе номер Альфа-Банка, проектом которого он якобы является. К слову, на сайте организации номера лицензии, как и упоминания о принадлежности к «Ренессанс Кредиту» и Альфа-Банку, нет — еще один повод насторожиться.
Смущает и то, как организация называет саму себя — «микрофинансовый интернет-банк». Что, если вдуматься, не очень понятно: либо ты МФО(теперь они будут разделены на микрофинансовые и микрокредитные организации), либо банк — третьего не дано. Если организация зарегистрирована как МФО, выдавать займы более 1 миллиона рублей она не может — в «Кредитном гипермаркете» готовы одолжить куда больше.
По информации на сайте ЦБ, ООО «Кредитный гипермаркет» было внесено в государственный реестр микрофинансовых организаций с 21 июля 2014 года. Несмотря на то что организация зарегистрирована в городе Абакане, офис у нее, как сказано в письме в Банки.ру, есть и в Москве, у станции метро «Киевская». Где именно — предпочитают не уточнять. Да и в абаканском адресе фигурирует почтовое отделение № 17 — немного странное место для офиса «лучшего интернет-банка», работающего в 251 стране мира.
На сайте самого «Кредитного гипермаркета» свидетельство о внесении в реестр МФО тоже представлено. Но фотография мелкая и нечеткая, да и дата внесения там другая — 2 июля 2010 года.
«Вы-то кто? Где ваши документы?»
13 апреля 2016 года, сообщили в пресс-службе ЦБ, Банк России исключил «Кредитный гипермаркет» из реестра — по заявлению самой же организации. «Таким образом, в соответствии с законом «О потребительском кредите (займе)» (статья 4) ООО «МФО Кредитный гипермаркет» не обладает правом на осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов и не является поднадзорным Банку России», — заявили в пресс-службе регулятора. То есть «Кредитный гипермаркет» ни МФО, ни тем более банком называть себя не может никак.
Однако раз уж назвал, попытаюсь поговорить напрямую с организацией. Звоню, говорю, что хочу получить кредит, в ответ хамоватый мужской голос отвечает: «Вы, прежде чем задавать вопросы, подайте заявку сначала по почте, а мы будем ее рассматривать, тогда и позвоните». Кажется, когда ты «партнер» двух крупнейших российских банков и «лучший интернет-банк», о сервисе можно не беспокоиться. Зачем? Клиенты и так прибегут.
Робко интересуюсь, почему вход в интернет-банк платный, в ответ поясняют: «У нас услуга оформления документов денег стоит, потому что она уникальная». Сумму называть отказываются, пока я не отправлю заявку. «Как вы докажете тогда, что сотрудничаете с двумя банками?» — не сдаюсь я. «А как вы докажете, что вы вернете кредит? Вот подумайте, тогда возвращайтесь», — назидательно произнес менеджер и бросил трубку.
«Непонятно, кому и что мы должны доказывать? Вы-то кто? Где ваши документы? С какой целью вы интересуетесь? (орфография и пунктуация исправлены. — Прим. ред.)», — таким же «вежливым», как и по телефону, был ответ на мое письмо с вопросом о партнерстве с Альфа-Банком и «Ренессанс Кредитом».
«Анонимным посетителям мы информацию не предоставляем», — ответ «Кредитного гипермаркета» на любой вопрос. Выяснить, кто владеет организацией, также не удалось.
Бойко «Кредитный гипермаркет» разговаривает не только с клиентами. Техническую поддержку сайта Банки.ру менеджеры организации также поставили на место в еще одном письме: «Вы всего лишь справочник, и документы вас не касаются. Мы написали вам заявку на добавление нашего крупного интернет-банка, и вы должны нас добавить (орфография и пунктуация исправлены. — Прим. ред.)». «Мы самый лучший крупный банк», — гордо добавляют представители организации в том же письме.
Почему мы верим «лохотронам»
Но все же люди верят и несут свои деньги в организации с подозрительными сайтами и не менее подозрительными условиями предоставления кредитов. Почему? «По тем же самым причинам, по которым некоторые граждане вступают в различные пирамиды, — финансовая неграмотность и желание получить легкую выгоду», — отвечают в пресс-службе ВТБ 24, который якобы тоже сотрудничает с «Кредитным гипермаркетом» (на момент сдачи материала упоминание о сотрудничестве с ВТБ 24 с сайта организации было удалено).
Это во многом бросает тень на репутацию МФО — после подобных историй именно они, в отличие от «солидных» банков, кажутся большинству клиентов «разводом». «Специфика рынка МФО заключается в том, что наша целевая аудитория — это subprime-клиенты, с не самой высокой финансовой грамотностью и без склонности к анализу информации», — говорит главный исполнительный директор МФО «Домашние деньги» Андрей Бахвалов. «К сожалению, этим могут пользоваться недобросовестные участники и прикрываться громкими именами лидеров финансового рынка и нашего сегмента в том числе», — констатирует он.
«Сейчас имидж отрасли выходит на первый план», — согласна с ним директор по правовым и корпоративным вопросам группы компаний «Быстроденьги» Александра Решетникова. «Имидж микрофинансовой отрасли формируется за счет высокой доли серого рынка и неэтичного взыскания, что генерирует основной негатив», — говорит она, ссылаясь на экспертов, отмечающих, что масштабы серого рынка МФО достигают до половины легального. По ее словам, бренд МФО «Быстроденьги» тоже часто подделывают. За последние полгода, говорит Решетникова, компания инициировала 25 судебных и административных дел против мошенников, а также подала 25 претензий по защите деловой репутации.
Чтобы обезопасить себя от мошенников, ЦБ советует проверять организацию, выдающую займы, по реестру МФО на сайте (раздел «Финансовые рынки / Надзор за участниками финансовых рынков»). В МФО также просят смотреть на рейтинги компании, отзывы о ней, сколько лет она присутствует на рынке. Номер лицензии Банка России обязательно должен фигурировать на сайте. Информация об услугах и продуктах должна предоставляться бесплатно, как и сами услуги оформления заявки на кредит и ее рассмотрение.
Личный опыт: зачем кредитный супермаркет банку, пользователю и партнерам
Когда вы слышите слова агрегатор и маркетплейс, что вы вспоминаете? Возможно, Яндекс.Маркет, Беру, Uber, Туту.ру, Booking, Auto.ru или что-то подобное. Но вряд ли вы не понимаете, о чем речь. Мы уже привыкли к подобным тематическим сервисам и обращаемся к ним при поиске товаров или услуг.
Агрегаторы, маркетплейсы добрались и до финансовой сферы, уже сейчас достаточно зайти на один сайт, чтобы узнать условия получения кредита во многих банках, микрофинансовых компаниях и сравнить их. Дальше перейти на сайт выбранной кредитной организации и оставить заявку. Некоторые сервисы пошли дальше ─ они позволяют оценить вероятность одобрения заявки.
Известные кредитные супермаркеты ─ Банки.ру, Сравни.ру и Одобрим.ру. На примере последнего сервиса, отмеченного лицензией Центробанка, посмотрим, как работает финансовый маркетплейс, как он помогает пользователям в оформлении кредита и что дает компаниям-партнерам.
Агрегатор помогает пользователю решить задачи по выбору различных банковских продуктов: кредитов, кредитных карт, микрозаймов или рефинансирования. При этом будущий заемщик получает наиболее выгодную ставку и высокую вероятность одобрения своей заявки, согласно требованиям того или иного банка.
Представьте, что индивидуальному предпринимателю Кузнецовой Марии Андреевне надо получить кредит в размере 100 тысяч рублей на 1 год.
Сначала она может воспользоваться кредитным калькулятором, который рассчитает ежемесячный платеж, переплату и подберет банки, выдающие кредит по заданным условиям. После чего Марии Кузнецовой останется только изучить условия, перейти на сайт одного или нескольких банков, заполнить анкету и оставить заявку.
С помощью Одобрим.ру Мария Кузнецова может не только подобрать банки, но и сразу узнать, в каком из них одобрят её заявку.
Первый шаг ─ регистрация, нужно написать ФИО, телефон и email, дальше ─ подтвердить почту и ввести код из SMS.
Второй шаг ─ анкета, в ней надо завести свои данные.
После этого шага сервис предложит банки, куда можно подать заявку, и рассчитает вероятность её одобрения.
Кредитный калькулятор, который оценивал только сумму, срок и ставку кредита, предлагал 12 вариантов. Когда система проанализировала анкету Марии Кузнецовой, осталось только 3 подходящих варианта.
В этом же окне можно изменить сумму и срок, добавить разные параметры, поменять продукт: кредит наличными на кредитную карту, микрозайм или рефинансирование. Также можно сравнить условия и выбрать для себя самый подходящий вариант.
В итоге Мария Кузнецова, потратив 10 ─ 15 минут, найдет организацию, в которую сможет обратиться за деньгами или кредитной картой. А теперь представьте, сколько бы времени ушло на анализ и сравнение условий разных банков и микрофинансовых компаний, заполнение заявок и ожидание ответа.
Нельзя забывать про то, что каждая отклоненная заявка ─ минус «в карму» кредитной истории. И если Мария Кузнецова попытается получить деньги во всех банках подряд, то может так испортить свой кредитный имидж, что ни одна организация в ближайшее время не предоставит ей займ.
Для пользователей плюсы финансовых агрегаторов очевидны, заемщику такие сервисы помогают:
Разберемся, почему Одобрим.ру может оценивать анкеты пользователей и рассчитывать вероятность одобрения заявок?
У Одобрим.ру своя система скоринга, именно она позволяет найти банки, которые могут дать кредит конкретному пользователю. Интеграция скорингового сервиса стала одной из важных задач при создании финансового маркетплейса.
Компания поставила перед собой цель обеспечить надежную и безопасную работу платформы, в том числе за счет автоматизации процесса тестирования. Это условие было необходимо и для того, чтобы получить лицензию Центробанка.
Сервис развивался с помощью IT-компании SimbirSoft ─ лидера финтех-разработки в России по версии Clutch. У этой IT-компании, во-первых, уже накоплен большой опыт в создании банковских решений для таких компаний, как Росбанк, СКБ-банк, Русфинансбанк, Точка. Во-вторых, SimbirSoft обеспечила полный комплекс услуг разработки, включая внедрение скоринговой системы и автоматизацию тестирования, хотя на рынке достаточно мало компаний, которые могут предоставить эти услуги одновременно.
Любой банк перед тем, как одобрить заявку, проверяет своих потенциальных заемщиков и оценивает риск невозврата кредита. Для этого используют системы скоринга ─ оценки потенциального клиента по различным параметрам. В результате программа должна определить, можно ли выдавать кредит этому человеку и на каких условиях. У каждого банка своя система скоринга, и принцип её работы ─ защищенная информация.
Удобство для пользователя:
Не нужно обращаться с заявкой в несколько банков.
Скоринговая система сотрудничает сразу с тремя Бюро кредитных историй (БКИ) и проверяет историю пользователя с помощью идентификации на Госуслугах, в ПФР. Кроме того, система анализирует данные каждого пользователя за предыдущие периоды ─ количество полученных им кредитов по одобренным заявкам. Для анализа используют алгоритмы Big Data и машинное обучение.
Система скоринга позволяет узнать, есть ли у человека текущие и выплаченные кредиты, задолженности, просрочки. Естественно, что чем лучше кредитная история, тем больше шансов получить кредит. При этом анализ данных происходит в обезличенном виде.
Система скоринга была интегрирована с платформой Одобрим.ру, и это отличает её от многих подобных агрегаторов, которые только составляют список кредитных организаций на основе запроса пользователя, но не учитывают его анкету.
Пользователям стало удобнее: любой человек без посещения банка, предоставления справок, заполнения заявок и общения с менеджерами узнаёт, сможет ли он получить кредит и где. Для банков и микрофинансовых организаций тоже есть польза, так как к ним с Одобрим.ру обращаются проверенные пользователи, которым с большой долей вероятности получится выдать кредит.
Финансовый маркетплейс, который обращается к персональным данным, должен быть надежным и работать без сбоев. Для этого все функции платформы нужно постоянно проверять, что в ручном режиме практически невозможно.
Для того, чтобы при дальнейшем развитии обеспечить стабильность продукта, IT-компания SimbirSoft предложила автоматизировать его тестирование. Эксперты разработали фреймворк, который в постоянном режиме проверяет все ключевые функции системы, а также риски по кредитным заявкам, безопасность данных, генерацию отчетов и документов и др. Таким образом, за счет автоматизации тестирования обеспечена надежность и безопасность маркетплейса.
Партнерами платформы могут стать:
Сотрудничество с ними строится по двум моделям:
Для кредитных организаций очень удобно, когда предварительный скоринг потенциальных заемщиков проводится финансовым агрегатором. Это приводит в банк тех клиентов, на проверку которых уйдет меньше времени, а риск невозврата при этом станет меньше или останется на прежнем уровне.
По словам CEO Одобрим.ру Дмитрия Глущенко, approval rate (процент утвержденных заявок по кредиту) не превышает 10% в среднем по рынку. У маркетплейса этот показатель составляет 14%, в планах компании увеличить его до 19–23% за счет совершенствования алгоритмов уже в 2019 году. Кроме того, в отдельных случаях при проведении таргетированных кампаний уровень approval rate уже сейчас составляет 70%.
Одобрим.ру выпустил виджет WhiteLabel, который можно, установить на любую площадку, например:
В частности, в случае интернет-магазинов наличие кредитного виджета помогает пользователям, не уходя с сайта, оставить заявку на кредит, чтобы купить понравившиеся товары.
У виджета те же функции, как и у маркетплейса. При этом владельцам сайтов не надо настраивать интеграцию с банками, Госуслугами, Пенсионным фондом и Бюро кредитных историй (БКИ), а нужно потратить всего лишь 5-10 минут на самостоятельную установку виджета. В результате посетители смогут получить такой же результат, как и в маркетплейсе, а владелец ─ монетизировать трафик. В планах компании сделать виджеты для соцсетей и мессенджеров.
Очевидно, что платформы, которые собирают нужную для пользователей информацию по любым товарам и услугам, будут развиваться и дальше: так гораздо удобнее искать и сравнивать предложения. Даже Центробанк активно участвует в развитии финансовых супермаркетов и работает над федеральным проектом «Маркетплейс».
В будущем с помощью таких сервисов, как Одобрим.ру, пользователи смогут решить множество задач: обратиться за кредитом или, к примеру, открыть вклад, провести операции с ценными бумагами и паями ПИФов, купить полис ОСАГО.
Маркетплейсы выгодны и финансовым компаниям, поскольку клиенты приходят к ним уже после первоначальной проверки на платформе, а значит, растет конверсия. Кроме этого, сокращаются расходы на рекламу: ей занимаются сам агрегатор и сайты-партнеры, на которых установлен виджет.
Финансовые маркетплейсы ─ веяние времени. Они, как и любые подобные сервисы, нужны для того, чтобы пользователи могли найти ответы на свои вопросы, решить проблемы, сравнить предложения и сделать выбор на одном сайте.
В развитие таких финансовых агрегаторов заинтересованы Центробанк, кредитные и страховые организации, так как это приводит проверенных клиентов без дополнительных вложений в рекламу и увеличивает approval rate. Не останутся без профита и владельцы сайтов, на которых будут установлены виджеты платформ: они смогут монетизировать свой трафик.