кремальера что это такое
Значение слова «кремальера»
кремалье́ра
1. устройство для герметического закрывания люков на кораблях, подводных лодках и т. п.; реечная передача
2. фокусировочный винт у измерительного прибора — кипрегель ◆ Он сидел на винтящемся трехногом табурете и побуревшими от табаку пальцами вертел кремальеру великолепного цейсовского микроскопа, в который был заложен обыкновенный неокрашенный препарат свежих амеб. Булгаков, «Роковые яйца», 1924 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: румынка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «кремальера»
Предложения со словом «кремальера»
Цитаты из русской классики со словом «кремальера»
Понятия, связанные со словом «кремальера»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «кремальера»
При встречном движении происходит фиксация кремальеры в нужном положении за счёт взаимного зацепления зубьев.
При падении инструмента не должно происходить самопроизвольного раскрытия кремальеры.
Кремальера может располагаться не только на середине или концах рукояток, ориентированная в одной с ними плоскости, но и находиться на торцах рукояток перпендикулярно к их плоскости.
Что такое кремальера?
Как отмечали новоселье в средневековой Франции? Все, кто участвовал в строительстве, собирались в уже построенном доме для праздничной трапезы.
В то время в каждом доме был очаг-камин. У него грелись, здесь же и еду готовили. Мясо жарили на вертеле или на решетке. Похлебку же варили в котле, который подвешивали над костром. Ясно, что в процессе варки котел должен был опускаться ближе к огню или подниматься повыше, чтобы повар мог без опаски перемешать еду или добавить какие-либо составляющие. Для этого котел подвешивали на металлический стержень с крюком, укрепленный на специальной стойке (une crémaillè). Стойка была снабжена зубцами и несложным устройством, кремальерой (une crémaillère), которое позволяло легким поворотом рукоятки перемещать стержень с подвешенным к нему котлом по вертикали. Котел выше — температура снижается, можно открыть крышку и попробовать, готово ли варево. Котел ниже — температура повышается, варка продолжается. Современная хозяйка для этого поворачивает ручку на газовой или электрической плите. Средневековая повариха — крутила кремальеру.
Закрепление кремальеры было последним действием, которое совершали в доме строители, для того, чтобы дом можно было считать жилым. После этого кремальеру проверяли — на очаге готовили праздничную трапезу.
Поэтому по-французски новоселье называется «la pendaison de crémaillière», буквально, «подвешиванием кремальеры».
Вплоть до 19-го века кремальера была почти в каждом французском доме. Нужный инструмент — распространенное слово. Что это за штука такая, кремальера, знал всякий взрослый француз. Поэтому слово это легко «сбежало» с кухни на механическое производство и на транспорт. Кремальерами стали называть механические реечные передачи. Эти передачи преобразовывали вращательное движение шестерни в поступательное движение рейки, находившейся с этой шестерней в зацеплении. Или наоборот, перемещая зубчатую рейку туда-сюда, можно было поворачивать шестерню.
Кремальера благополучно дожила до нашего времени. В оптических микроскопах на массивной зубчатой рейке закрепляется объектив. Благодаря этому вращением винта объектив можно перемещать и производить точную настройку резкости. Кремальера для перемещения объектива имеется и в других оптических инструментах: теодолитах и в нивелирах. И в старых фотоаппаратах для студийной съемки была кремальера, управляемая симпатичным штурвальчиком. Вращая этот штурвальчик, фотограф крутил шестеренку, перемещал рейку с закрепленным на ней объективом и настраивал резкость изображения. После чего он просил клиентов улыбнуться, замереть и — але-оп! — на секунду снимал с объектива крышку. Вылетала птичка, и семейная сцена запечатлялась в веках.
В современных станках с программным управлением тоже используются реечные передачи. Благодаря им точно позиционируются рабочий стол, на котором крепится обрабатываемая деталь, и головка с обрабатывающим инструментом. Кремальеры «прописаны» также на кораблях и на подводных лодках, где благодаря им обеспечивается герметичное закрытие люков.
Но чаще всего это слово встречается на горных железных дорогах. По-французски, по-испански, по-каталански и по-итальянски горная железная дорога так и называется, «кремальера». Почему?
Потому что без реечной передачи поезда не смогли бы одолеть крутой подъем и на крутом спуске бы не удержались.
Известно, что сила трения между колесами и рельсами позволяет поезду двигаться только по очень пологим уклонам, до 4 градусов. Если уклон становится круче, давление поезда на рельсы ослабевает. Соответственно, ослабевает сила трения. Колеса поезда станут пробуксовывать. С другой стороны, возникает сила сопротивления, которая направлена вниз по склону. Эта сила тянет локомотив и вагоны назад, замедляя движение при подъеме и толкает вперед, ускоряя движение при спуске.
Чтобы увеличить силу сцепления поезда с железнодорожным путем, на помощь обычным рельсам приходят один или два дополнительных рельса, снабженных зубцами. В зацепление с зубцами этих рельсов входят особые зубчатые колеса, устанавливаемые на вагонные оси посередине и приводимые в движение двигателем поезда. Эти-то шестеренки и помогают тащить поезд вверх или же притормаживать его при спуске.
Как ни странно, первая железная дорога с зубчатыми рельсами была проложена в 1812 году в равнином районе западной Англии. Дело в том, что первые железнодорожники не вполне доверяли силе трения и опасались, что колеса локомотива будут проскальзывать, если их не сделать зубчатыми. Первая же горная дорога с использованием зубчатых рельсов была проложена в США в 1868 году в штате Нью Гэмпшир. В Европе первый поезд-кремальера пошел в 1871 году в Швейцарии. Все три упомянутые железные дороги действуют до сих пор, английская дорога — как развлечение по выходным дням и праздникам, а европейская и американская — по ежедневному расписанию.
Строительство железных дорог в горной местности оказалось выгодным. Например, поток туристов в Швейцарию увеличился уже после открытия первой железнодорожной линии.
Да и сейчас стоит проехаться по Швейцарии на горном поезде. Такая поездка очень романтична. Поезд движется не медленно, но и не с курьерской скоростью. За окном сменяются красивейшие пейзажи: лесные массивы, горные виды, ручьи, реки и водопады. Многие поезда имеют прозрачную крышу, чтобы пассажиры могли любоваться окружающими роскошными заснеженными вершинами. А тот, кто заглядывает через стекло в кабину машиниста, видит бегущие под поезд рельсы: два обычных и два зубчатых, проложенных посередине колеи.
С кремальерой-поездом есть возможность познакомиться и в другой горной стране, в Испании. А именно, если оказаться в Барселоне, стоит посвятить один день поездке в монастырь на горе Монсеррат. Это — достопримечательность, демонстрирующая замечательное сочетание природных ландшафтов и результатов человеческих дерзости, веры, труда и упорства. Очень впечатляет!
Есть несколько возможностей добраться до монастыря на горе Монсеррат. Для того, чтобы увидеть в действии поезд-кремальеру, следует сесть в электропоезд на площади Испании (Plaza de España по-испански или Plaça d’Espanya по-каталански), доехать до станции Monistrol, где пересесть на горный поезд. Благодаря третьему, зубчатому, рельсу, проложенного посередине между двумя обычными рельсами, поезд довольно живо взбирается по крутому пути и доставляет туристов прямо на площадь перед входом в монастырь. Стоимость поездки в электричке и на кремальере в один конец составляет 10.75 евро на одного человека. Билет в оба конца стоит 19 евро.
eponim2008
Жизнь замечательных имен
Короткие истории о вещах и о людях, давших им свое имя
Что такое кремальера?
Как отмечали новоселье в средневековой Франции? Все, кто участвовал в строительстве, собирались в уже построенном доме для праздничной трапезы.
Поэтому по-французски новоселье называется «la pendaison de crémaillière», буквально, «подвешиванием кремальеры».
В современных станках с программным управлением тоже используются реечные передачи. Благодаря им точно позиционируются рабочий стол, на котором крепится обрабатываемая деталь, и головка с обрабатывающим инструментом. Кремальеры «прописаны» также на кораблях и на подводных лодках, где благодаря им обеспечивается герметичное закрытие люков.
Но чаще всего это слово встречается на горных железных дорогах. По-французски, по-испански, по-каталански и по-итальянски горная железная дорога так и называется, «кремальера». Почему?
Потому что без реечной передачи поезда не смогли бы одолеть крутой подъем и на крутом спуске бы не удержались.
Известно, что сила трения между колесами и рельсами позволяет поезду двигаться только по очень пологим уклонам, до 4 градусов. Если уклон становится круче, давление поезда на рельсы ослабевает. Соответственно, ослабевает сила трения. Колеса поезда станут пробуксовывать. С другой стороны, возникает сила сопротивления, которая направлена вниз по склону. Эта сила тянет локомотив и вагоны назад, замедляя движение при подъеме и толкает вперед, ускоряя движение при спуске.
Чтобы увеличить силу сцепления поезда с железнодорожным путем, на помощь обычным рельсам приходят один или два дополнительных рельса, снабженных зубцами. В зацепление с зубцами этих рельсов входят особые зубчатые колеса, устанавливаемые на вагонные оси посередине и приводимые в движение двигателем поезда. Эти-то шестеренки и помогают тащить поезд вверх или же притормаживать его при спуске.
Строительство железных дорог в горной местности оказалось выгодным. Например, поток туристов в Швейцарию увеличился уже после открытия первой железнодорожной линии.
Да и сейчас стоит проехаться по Швейцарии на горном поезде. Такая поездка очень романтична. Поезд движется не медленно, но и не с курьерской скоростью. За окном сменяются красивейшие пейзажи: лесные массивы, горные виды, ручьи, реки и водопады. Многие поезда имеют прозрачную крышу, чтобы пассажиры могли любоваться окружающими роскошными заснеженными вершинами. А тот, кто заглядывает через стекло в кабину машиниста, видит бегущие под поезд рельсы: два обычных и два зубчатых, проложенных посередине колеи.
Есть несколько возможностей добраться до монастыря на горе Монсеррат. Для того, чтобы увидеть в действии поезд-кремальеру, следует сесть в электропоезд на площади Испании (Plaza de España по-испански или Plaça d’Espanya по-каталански), доехать до станции Monistrol, где пересесть на горный поезд. Благодаря третьему, зубчатому, рельсу, проложенного посередине между двумя обычными рельсами, поезд довольно живо взбирается по крутому пути и доставляет туристов прямо на площадь перед входом в монастырь. Стоимость поездки в электричке и на кремальере в один конец составляет 10.75 евро на одного человека. Билет в оба конца стоит 19 евро.
Полезные ссылки:
Кремальера
Кремальера
Кремалье́ра (фр. crémaillère ) — механизм для передвижения объективной доски камеры или других приспособлений (теодолита, нивелира. ) при наводке объектива на резкость, состоящий из ведущей шестерёнки и зубчатой рейки, по которым она перемещается. Кремальера использовалась в старых складных фотокамерах, рассчитанных на фотоматериалы большого формата (плёнки и фотопластинки), также широко используется в фокусировочных механизмах телескопов.
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Кремальера» в других словарях:
кремальера — КРЕМАЛЬЕР, кремальера, м., и КРЕМАЛЬЕРА, кремальеры, ж. [фр. cremaillere] (тех.). Приспособление для плавного и точного передвижения части какого н. прибора, состоящее из зубчатой пластинки с винтом. Кремальер телескопа. Большой словарь… … Словарь иностранных слов русского языка
кремальера — кремальер, приспособление Словарь русских синонимов. кремальера сущ., кол во синонимов: 2 • кремальер (1) • … Словарь синонимов
КРЕМАЛЬЕРА — (Cogged racer) механизм, состоящий из зубчатого колеса, соединенного с зубчатой рейкой. К. применяется в оптических и измерительных инструментах, где требуется плавное передвижение их частей на точные расстояния. Самойлов К. И. Морской словарь. М … Морской словарь
кремальера — Элемент в форме параллелепипеда, несущий на одной из своих поверхностей ряд одинаковых равноотстоящих зубьев [ГОСТ 28500 90 (ИСО 5288 82)] EN rack Toothed member having the form of a rectangular bar, whose teeth may be superimposed by rectilinear … Справочник технического переводчика
кремальера — КРЕМАЛЬЕР а, м., КРЕМАЛЬЕРА ы, ж. crémalière f. 1. устар., воен., форт. Небольшой выступ в укреплении, дляч обстреливания исходящего, слабого угла. Даль. Зубчатые вырезы во внутренней крутости крепостного вала, делаемые для того, чтобы при косых… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
кремальера — 3.8 кремальера: Устройство, состоящее из зубчатого кольца с винтом, обеспечивающее передвижение внутреннего или наружного кольца байонетного затвора с целью создания внешнего усилия на дверь или крышку барокамеры для обеспечения ее плотности.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
кремальера — (франц. cremaillere) в медицинской технике конструктивный элемент инструмента, служащий для фиксации его рабочих органов в заданном положении с помощью зубчатой насечки … Большой медицинский словарь
Кремальера — (франц. cremaillere) устройство в скрипичных смычках 16 17 вв., не имевших винтового механизма. Применялась для регулирования натяжения волоса смычка. К. состояла из зубчатой металлич. пластинки, крепившейся над нижней частью трости… … Музыкальная энциклопедия
кремальера — кремальера, кремальеры, кремальеры, кремальер, кремальере, кремальерам, кремальеру, кремальеры, кремальерой, кремальерою, кремальерами, кремальере, кремальерах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
кремальера — кремаль ера, ы и кремаль ер, а … Русский орфографический словарь
Каталонская кремальера.
Слово «кремальера» «crémaillère» имеет французские корни и возникло оно в далекие средние века на знаменитой французской кухне.
В то время в каждом доме был очаг-камин.
У него грелись, здесь же и еду готовили.
Мясо жарили на вертеле или на решетке.
Похлебку же варили в котле, который подвешивали над костром.
Ясно, что в процессе варки котел должен был опускаться ближе к огню или подниматься повыше, чтобы повар мог без опаски перемешать еду или добавить какие-либо составляющие. Для этого котел подвешивали на металлический стержень с крюком, укрепленный на специальной стойке (une crémaillè).
Стойка была снабжена зубцами и несложным устройством, кремальерой, которое позволяло легким поворотом рукоятки перемещать стержень с подвешенным к нему котлом по вертикали.
Котел выше — температура снижается, можно открыть крышку и попробовать, готово ли варево. Котел ниже — температура повышается, варка продолжается.
Современная хозяйка для этого поворачивает ручку на газовой или электрической плите. Средневековая повариха — крутила кремальеру.
Закрепление кремальеры было последним действием, которое совершали в доме строители, для того, чтобы дом можно было считать жилым.
После этого кремальеру проверяли — на очаге готовили праздничную трапезу.
Поэтому по-французски новоселье называется «подвешиванием кремальеры».
Поэтому слово это легко «сбежало» с кухни на механическое производство и на транспорт. Кремальерами стали называть механические реечные передачи.
Эти передачи преобразовывали вращательное движение шестерни в поступательное движение рейки, находившейся с этой шестерней в зацеплении.
Или наоборот, перемещая зубчатую рейку туда-сюда, можно было поворачивать шестерню.
По-французски, по-испански, по-каталонски и по-итальянски горная железная дорога так и называется, «кремальера».
Кремальера Монсеррат наиболее доступна для большинства туристов: как явствует из её названия, расположена эта зубчатая дорога на знаменитой одноименной горе, всего лишь в 50-км от Барселоны, и позволяет преодолеть путь от подножия горы до уровня знаменитого монастыря Монсеррат, где хранится образ почитаемой во всем мире Мадонны Монсерратской.
Монсерратская кремальера была открыта б октября 1892 года и первоначально обслуживалась паровозами с зубчатой передачей.
После постройки канатной дороги Aeri de Montserrat в 1930 году и аварии в 1953 году, дорогу было решено закрыть, что было и сделано в 1957 году.
Однако позже её было решено восстановить, так как канатная дорога просто не справлялась с пассажиропотоком.
В 2003 году состоялось повторное открытие зубчатой железной дороги.
Длина Cremallera de Montserrat составляет 5 километров, которые поезда преодолевают за 15 минут и включает 3 станции.
Около километра железной дороги проходит по равнинному участку и не имеет зубчатой передачи.
Эта дорога открылась в 1931-м году и с самого начала своей эксплуатации работала на электрической тяге.
Электрификация 1500 В постоянного тока.
Железная дорога
2.9K поста 5.5K подписчиков
В статье забыли указать зачем вообще нужна эта зубчатая передача на ЖД. Оказывается при угле больше 8 градусов, силы трения между колесом и рельсом не хватает для нормального движения состава.
Интересно, если зубчатая передача не используется на равнинах, как они синхронизируют зубья на входе?
В правом нижнем углу этой пикчи происходит что-то интересное
А там ещё авария была нехилая. На верхнем фуникулере.
износ наверное дикий
Зубчатая железная дорога в Татрах
Зубчатая система: Риггенбах (первоначально, после реконструкции используется система Абта).
Длина трассы: 4,75 км
Длина зубчатой части: 4,05 км.
Наибольший подъём: 15 %.
Электропитание : 1500 В постоянного тока.
Всего было закуплено три поезда из Швейцарии.
После перехода на новую маркировку эта серия называется 405.95.
Максимальная скорость 20 км/ч.
Со Штадлером заключён контракт на новые поезда на 2022 год.
Зубчатая железная дорога, бывшая фуникулёром
Из-за этой истории её иногда ошибочно называют фуникулером или канатной дорогой.
Вот так она выглядела фуникулёром.
В конце есть видео с переводом стрелок.
Максимальный уклон 19,6%.
перевод стрелки 0.45
Греческая горная зубчатая железная дорога.
Железная дорога Диакоптон – Калаврита — историческая железнодорожная линия в Греции с шириной колеи 750 мм между городами Диакоптон и Калаврита в Ахее на Пелопоннесе.
Эта зубчатая железная дорога была построена в 1896 году и восстановлена для туристов в 2009 году.
Название «зубчатая» получила из-за дополнительного зубчатого рельса, который расположен между рельсами и за этот зубец цепляется состав,оборудованный зубчатым колесом, преодолевая крутые подъемы и спуски.
Длина дороги 22,346 км, высота над уровнем моря 720 метров.
Максимальный уровень наклона железнодорожного полотна 17,5%.
На всем протяжении линии существует три секции с установленным зубчатым рельсом.
Общая длина таких секций 3,8 км.
Максимальная скорость на линии 40 км/час, на участках с зубчатым рельсом – 12 км/час.
На линии расположен мост через ущелье Вурайкос, а также многочисленные тоннели.
Депо и все техническое оборудование расположено в Диакоптоне.
Дорога от Калаврита идущая вдоль ущелья к побережью проходит под монастырём Мега-Спилео и делает его доступным для посетителей.
Мега-Спилео («великая пещера») — православный монастырь в Греции, находящийся в 10 километрах от города Калавриты.
Построен на склоне горы Хелмос на высоте 940 метров.
Один из древнейших монастырей Пелопоннеса и всей Греции, отмеченный в истории страны на протяжении последних 17 веков.
Шесть паровозов были построены специально для этой линии по базовому проекту Cail (1891).
Первая партия современных дизельных локомотивов для линии Диакоптон – Калаврита состояла из трех дизель-электрических поездов (класс 3001), построенных компанией Billard в 1958 году.
Три аналогичных поезда (Class 3004) были построены компанией Decauville в 1967 году.
Четыре новых дизель-электрических локомотива (класс 3107) были заказаны у компании Stadler Rail и поступили в эксплуатацию в 2009 году.
Город Калаврита, куда прибывает поезд, хранит тяжелую память о войне.
13 декабря 1943 г. фашисты устроили бойню, в которой погибло 1436 мужчин и мальчиков старше 14 лет, город был выжжен дотла.
Стрелки часов на Митрополитской церкви остановились на отметке 2 часа 34 минут, именно в этот момент начались трагические события 1943 года.
Сноудонская горная железная дорога.
Сноудонская горная железная дорога (англ.: Snowdon Mountain Railway (SMR)) — узкоколейная (800 мм) зубчатая железная дорога системы Абта длиною в 7,53 км, соединяющая Лланберис в валлийском округе Гуинет с вершиной горы Сноудон.
Открылась для движения в 1896 году и функционирует по сей день как историческая железная дорога.
Высота горы 1085 метров.
Стоит отметить, что если вы соберетесь по этому маршруту, рекомендуется озаботиться покупкой билетов заранее.
На официальном сайте горной ж/д дороги билет на вершину с возвратом стоил 27 фунтов(2015 год).
Дорогу при строительстве оборудовали зубчатой рейкой системы Абта, а в Швейцарии, на «Schweizerische Lokomotiv- und Maschinenfabrik», закупили танк-паровозы, приспособленные для работы с такой рейкой.
В 1895—1896 годах швейцарцы построили для линии 5 локомотивов, первый из которых в качестве названия получил аббревиатуру имён супруги владельца земли: «L.A.D.A.S.» — Laura Alice Duff Assheton Smith (Лора Алиса Даф Эсшетон Смит), а второй — имя его дочери: «Enid».
4 апреля, во время пробной поездки, поезд из паровоза и двух вагонов врезался в скатившийся на рельсы валун и сошёл с рельсов.
Авария произошла на подходе к вершине, рабочие смогли поставить вагоны на рельсы и поезд продолжил путь.
6 апреля состоялось открытие дороги и в этот день произошла новая авария: теперь уже локомотив сошёл с рельс и опрокинулся со склона вниз, сработали вагонные тормоза, но погиб один из пассажиров, неудачно выпрыгнувший из вагона.
После этого линию закрыли, провели расследование, показавшее, что использовать следует более лёгкие вагоны, а вдоль зубчатой рейки установить тормозные захваты.
В апреле 1897 года дорогу вновь открыли и с тех пор происшествий на дороге не было.
Вагон в составе всего один и имеет столько же дверей, сколько и рядов сидений.
Это связано с безопасной эвакуацией в случае аварии.
Котлы локомотивов установлены под углом 9 °, чтобы поддерживать уровень воды над трубами, когда локомотив поднимается в гору.
Пассажирское движение по Сноудонской дороге осуществляется сезонно: с мая по октябрь, что связано с сильными ветрами, поднимающимися зимой, и периодически возникающими снежными заносами.
Вагоны не прицеплены к локомотиву, а покоятся на его переднем буфере так, что при подъёме паровоз или тепловоз выталкивает вагон наверх, а при спуске сдерживает его движение вниз.
Поездка туда-обратно занимает 2-2,5 часа, если пассажир едет до конечной «Вершинной» станции.
Есть и более новые тепловозы.
Сноудонская горная железная дорога послужила прообразом выдуманной Калдифельской железной дороги, появившейся в книге «Mountain Engines», части «Железнодорожных историй» Уилберта Оудри, которая в свою очередь послужила основой мультсериала «Томас и его друзья».
После аварии в 1896 году большая часть линии была оснащена «захватными рельсами» L-образного профиля.
13 августа 2019 года железная дорога объявила, что заказала два новых гибридных тепловоза с аккумуляторной батареей у Clayton Equipment Ltd для введения в начале сезона железной дороги 2020 года.
Железная дорога Горнерграт.
Железная дорога Горнерграт (нем. Gornergratbahn) соединяет Церматт в кантоне Вале, Швейцария (высота 1 604 м) с горным отрогом Горнерграт (высота 3 089 м).
Вторая по высоте (после Юнгфрау) железная дорога в Европе.
Одна из основных туристических достопримечательностей Церматта.
В 1990-е годы на гостиничных башнях была устроена обсерватория с двумя телескопами.
Строительные работы начались в 1896 году, и дорога открылась 20 августа 1898 года.
Дорога с самого начала была построена как узкоколейная, с шириной колеи 1000 мм, электрифицированная на переменном токе.
Горнерграт — первая электрифицированная зубчатая железная дорога Швейцарии.
Так как максимальный уклон составляет 20 %, полотно дороги и подвижной состав были оборудованы реечной передачей системы Романа Абта.
Это одна из четырех линий в мире, использующих трехфазный ток.
На линии существует четыре тоннеля (самый длинный — 179 метров), два виадука и крытая галерея длиной 770 метров, появившаяся в 1940-е годы на наиболее лавиноопасном участке.
На станции Риффельальп действует самая высокогорная линия трамвая длиной 675 м, связывающая станцию и отель Риффельальп.
Первая зубчатая горная железная дорога.
Первой в мире зубчатой горной железной дорогой в Новом свете была «Маунт Вашингтон» (Mount Washington), построенная Сильвестром Маршем (США).
Однажды Сильвестр поднялся на гору Вашингтон в Нью-Гемпшире, где попал в сильную
бурю, которая заставила его провести ночь на склоне горы.
Этот почти фатальный опыт побудил его изобрести систему, с помощью которой поезд мог бы безопасно доставлять пассажиров на вершину.
Проект Марша назвали в шутку «Железная дорога на Луну», потому что во время прений один законодатель штата заметил, что Маршу следует дать разрешение на строительство не только на
гору Вашингтон, но и на Луну.
Марш получил разрешение на строительство дороги 25 июня 1858 года, но из-за гражданской войны работы пришлось отложить до мая 1866 года.
Он разработал прототип локомотива и короткую демонстрационную часть трека, нашёл инвесторов и начал строительство.
В 1861 году автору проекта был выдан патент Соединённых Штатов Америки на создание зубчатых железных дорог, а в январе 1867 года – на постройку зубчатой дороги на гору Вашингтон.
Первое публичное испытание было проведено 29 августа 1866 года, когда проложили лишь 402 метра пути.
Зубчатые колёса Марша обладали глубокими зубьями, которые гарантировали, что, по крайней мере, два зуба всегда будут в зацеплении с железной дорогой; такая мера безопасности сокращала вероятность того, что поезд сойдёт с рельсов.
14 августа 1868 года, несмотря на то, что дорога ещё была не достроена, она приняла первых платных пассажиров.
Строительство достигло вершины горы только через год, в июле 1869 года.
В августе месяце президент США Улисс С. Грант посетил Новую Англию, спасаясь от жары.
Во время своего тура он поднялся по железной дороге Марша на вершину горы Вашингтон.
Его паровой котел с топкой имел качающуюся подвеску на боковых цапфах и при любом уклоне пути всегда принимал вертикальное положение как маятник.
В дальнейшем от качающейся подвески котла отказались, поскольку относительно небольшие отклонения от вертикали никак не влияли на его работу.
В своем коротком пути паровоз с одним вагоном взбирается на высоту более километра.
Для перевозки туристов используются ретро-поезда с паровозами или экологически безвредные поезда с локомотивами, которые работают на биодизеле.
Поезд поднимается на гору со скоростью 4,5 км/ч и опускается со скоростью 7,4 км/ч.
Дорога построена по проекту Сильвестра Марша, которого многие считали сумасшедшим, однако вопреки их прогнозам, она довольно быстро себя окупила за счет большого числа желающих по ней прокатиться.
Частично она проходит по деревянным и металлическим эстакадам.
Ширина колеи 1422мм (4 фута 8 дюймов).
Это вторая самая крутая зубчатая железная дорога в мире после железной дороги Pilatus в Швейцарии.
В первые дни строительства железной дороги рабочие хотели минимизировать время при подъеме и спуске по пандусу, поэтому они изобрели полозья, подходящие к зубчатой рейке и обеспечивающие достаточно места для себя и своих инструментов.
Эти доски изготовлены из дерева с кованым железом и с двумя длинными ручками из твердой древесины.
Среднее время спуска с горы с использованием этих досок составило около 15 минут.
Рекорд был 2:45, средняя скорость выше 62 миль в час (100 км / ч).
«Черепица дьявола» (такой машинный перевод) была запрещена в 1908 году после случайной смерти работника.
Умудрялись спускаться даже по зубчатому рельсу Абта.
Первая в мире железная дорога.
Мидлтонская железная дорога (англ. Middleton Railway) — старейшая в мире общественная железная дорога, без перерывов работающая с 1758 года.
Дорога осуществляет пассажирские перевозки в выходные и праздничные дни по линии протяжённостью приблизительно в 1,6 км (1 миля) между станциями Мур-Роуд, южном районе Лидса (Англия), и Парк-Халт на окраине Мидлтонского парка.
Мидлтонская дорога стала первой, утверждённой парламентским актом.
Дешёвый уголь из Мидлтона начал поступать к причалу Стейт у Кассон-Клоуз в Лидсе.
Изначально для перевозки использовались лошади, таскавшие вагоны по деревянным рельсам.
Примерно в 1799 году были проложены железные рельсы с шириной колеи 1245 мм (4 фута 1 дюйм).
В 1812 году Мидлтонская железная дорога стала первой коммерческой дорогой, успешно перешедшей на использование паровой тяги.
Однако управлявший шахтами Джон Бленкинсоп считал, что сравнительно легкая, чтобы не сломать чугунные рельсы, паровая машина не будет обеспечивать достаточное трение, чтобы тянуть тяжелые вагоны в крутой подъём железнодорожных путей.
Соответственно, он добавил с одной стороны дороги зубчатый рельс, который запатентовал в 1811 году (так дорога стала первой зубчатой железной дорогой в мире).
Паровоз Catch Me Who Can.
Мюррей взял за основу конструкцию паровоза «Поймай меня, кто сможет»(англ. Catch Me Who Can) Ричарда Тревитика, приспособив её к Мидлтонской дороге.
Считается, что локомотив получил название «Саламанка».
Появившийся в 1812 году, он стал первым в мире двухцилиндровым локомотивом.
Но не всё было гладко.
Первым представителем общественности, погибшим под колёсами локомотива, стал, по всей видимости, 13-летний мальчик по имени Джон Брюс, сбитый поездом в феврале 1813 года во время бега вдоль путей.
28 февраля 1818 года на «Саламанке» взорвался котёл, убив машиниста, которого силой взрыва отбросило в поле «на сотню ярдов».
Собственно говоря,первое нарушение ТБ на железной дороге.
Причиной стали манипуляции машиниста с предохранительными клапанами.
На этот раз причиной, скорее всего, был сильный износ котла, который ремонтировали кустарно и без достаточного понимания.
Погибшим оказался Джеймс Хьюитт, первый в мире профессиональный машинист.
После этого на следующий год дорога перешла на конную тягу.
Паровозная тяга была восстановлена в 1866 году, когда в эксплуатацию поступили танковые паровозы(паровоз, не имеющий тендера: вода и топливо хранятся в танках (ёмкостях), установленных на самом локомотиве)местной фирмы Manning Wardle.
В 1881 году дорога была переведена на стандартную колею 1435 мм.
Паровоз 1310 NER Class H / LNER Class Y7 0-4-0T.
Паровоз 1544 Slough Estates No. 3 0-6-0ST.
Паровоз 1601 Matthew Murray L Class 0-6-0ST.
В коллекцию локомотивов Мидлтонской железной дороги вошли экземпляры, построенные на Джек-лейн в районе Ханслет в южной части Лидса компаниями John Fowler & Co., Hudswell Clarke, Hunslet Engine Company, Kitson & Co. и Manning Wardle.
Шафбергбан: самая крутая зубчатая железная дорога в Австрии.
Шафбергбан существует еще с 1893 года.
Здесь до сих пор курсируют 6 паровых локомотивов тех времен.
Поездка по этой железной дороге считается одной из самых красивых в Европе.
Длина маршрута 5,85 км, время в пути около 35 минут.
Перепад высот около 1200 м.
По пути вы проедите через два тоннеля и, наконец, достигните вершины горы Шафберг, откуда открывается отличный вид на озёра Зальцкаммергута.
При этом, уклон дороги достигает 26%: обычным «незубчатым» поездам с ним не справится.
Эта система была разработана Карлом Романом Абтом, швейцарским инженером-паровозостроителем.
Когда-то Абт работал на Никлауса Риггенбаха, но в 1885 году он решил основать свою строительную компанию.
В это же время, так получилось,он продолжил заниматься улучшением системы зубчатой железной дороги, которая могла исправить недостатки системы Риггенбаха.
Строительство и обслуживание зубчатой железной дороги Риггенбаха обходилось слишком дорого и там была слишком сложная система стрелочных переводов.
В 1882 году Абт разработал новую зубчатую железную дорогу, использующую массивные рейки с встроенными в них вертикальными зубьями.
Две или три рейки устанавливались посредине между рельсами с расположенными под углом зубьями.
Применение нескольких одинаковых реек со встроенными зубьями под углом гарантировало, что зубья колёс поезда постоянно находятся в зацеплении с рельсами.
Строительство железной дороги по системе Абта обходилось дешевле, так как на заданном пути ставились зубчатые рельсы меньшего веса.
Роман Абт создал ещё и систему плавного перехода с трения на сцепление, используя секцию зубчатого рельса с пружинным амортизатором для того, чтобы зубья колёс постепенно входили в зацепление с рельсом.
Наклон паровозов,думаю,обусловлен уровнем воды(чтобы не обнажать топку).
Есть,конечно,и более современные локомотивы.