крещальная литургия что это
Зачем нужна Крещальная Литургия
ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Крещальная Литургия — это когда в чинопоследование Литургии вплетаются два Таинства: Крещения и Миропомазания. «Обычная» Литургия состоит из Литургии оглашенных — на ней могут присутствовать некрещеные, готовящиеся к Крещению, — и Литургии верных, перед началом которой диакон возглашает: «Елицы оглашеннии, изыдите; оглашеннии, изыдите; елицы оглашеннии, изыдите. Да никто от оглашенных, елицы вернии…» Оглашенные уходят, верные участвуют в Таинстве Приобщения Телу и Крови Христа. Во время же Крещальной Литургии оглашенные не покидают храм, а принимают Крещение и Миропомазание.
Эти два Таинства совершаются над человеком, верящим во Христа и желающим стать членом Церкви. В Крещении он умирает для прошлой греховной жизни и возрождается — силою Святого Духа — для новой духовной жизни со Христом. В Таинстве Миропомазания верующий принимает печать дара Духа Святого, то есть удостоверение в том, что Христос здесь, с ним.
Мы привыкли к тому, что Крещение и Миропомазание совершаются в произвольно выбранное священником и крещаемым время, когда обеим сторонам «удобно». После совершения Таинства новокрещеный может принять участие в Литургии. Но Литургия никак с Крещением не связана и совершается в храме своим чередом, без привязки к графику совершаемых священником треб. Такова сложившаяся практика, но в древней Церкви всё было иначе.
ДРЕВНИЙ ЧИН
Богослужебная связь Крещения и Евхаристии, их соединение в одном литургическом континууме присутствует в самых древних христианских текстах. В 1-й Апологии Иустин Философ (II век) описывает обряды, которыми сопровождается вхождение оглашенного в христианскую общину. Сначала он проходит через водное омовение (Апология, 61–62), а затем — принимает Причастие: «После того, как омоется таким образом уверовавший и давший свое согласие, мы ведем его к так называемым братьям в общее собрание для того, чтобы со всем усердием совершить общие молитвы… По окончании молитв мы приветствуем друг друга лобзанием. Потом к предстоятелю братии приносятся хлеб и чаша воды и вина: он, взявши это, воссылает именем Сына и Духа Святого хвалу и славу Отцу всего…» (Апология, 65).
Паломница Эгерия (IV век) рассказывает об иерусалимском богослужении Великой Субботы, очень сходном с тем, что описывает святой Иустин: «Дети, восприявшие Крещение, одетые так, как они вышли от купели, ведутся вместе с епископом прежде всего в Воскресение (храм Гроба Господня. — Т.Щ.). Епископ идет за преграду Воскресения, поется одна песнь, затем епископ произносит молитву за них, и потом идет с ними в большую церковь, где, по обычаю, бодрствует весь народ; там совершается то, что обыкновенно бывает и у нас, и по совершении Литургии бывает отпуст».
Судя по всему, практика Иерусалимской Церкви была воспринята Константинополем, а затем и всей православной ойкуменой. В России вплоть до XVII века требники предписывали обязательное участие только что крещенных христианв Литургии верных.
В ЧЕМ СМЫСЛ?
Ответ на этот вопрос можно найти в Типиконе Великой Церкви (то есть константинопольского храма святой Софии) IX–X века. В этом богослужебном сборнике приводится огласительный цикл, каждый из этапов которого привязан к ключевым точкам великопостного «марафона». Завершается растянувшаяся на несколько недель катехизация в Великую Субботу, и завершается Литургией, во время которой оглашаемые принимают Крещение и Миропомазание, — егосовершал сам патриарх, который после антифонов уводил оглашенных в баптистерий и возвращался с ними к началу Литургии верных.
Великая Суббота поэтому является самым логичным и сообразным традиции временем совершения Крещальной Литургии, но возможны и другие календарные варианты — например, Рождественский сочельник. Так или иначе — об этом говорит византийская традиция, — Крещальная Литургия всегда становится кульминацией огласительного цикла, она завершает собой цепочку подготовительных богослужений и без них не имеет смысла. Возрождение практики Крещальной Литургии предполагает и восстановление традиции длительного, многомесячного оглашения.
ОСОБЕННОСТИ ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЯ
Свои чинопоследования Крещальной Литургии имеют хождение практически во всех Поместных Православных Церквах. Русская Православная Церковь, а точнее те приходы, которые к этому готовы, могут пользоваться текстом, разработанным и изданным Православным Свято-Тихоновским Богословским Институтом в 2002 году (в 2011 году вышло переиздание). Источниками для него послужили Типикон Великой Церкви, русские служебники допетровского времени, а также чинопоследование, совершаемое в Элладской Церкви.
Главные изменения касаются Литургии оглашенных, что вполне естественно, ведь к началу Литургии верных оглашенные уже должны стать полноценными членами христианской общины и участвовать в Евхаристии. В предлагаемом чине Крещение и Миропомазание занимают место антифонов (кратких стихов из Псалмов или Евангелия), которые поются после Великой ектении (молитвенного прошения), также отсутствует ектения об оглашенных. Некоторые особенности чинопоследования связны с участием в Литургии новокрещенных, их родителей и восприемников: например, их имена вносятся в формулы поминовения на проскомидии, сугубой ектении, на Великом входе, анафоре. Чин воцерковления в древней Церкви совершался до Крещения (например, накануне) и поэтому в чинопоследование Крещальной Литургии не включается.
Ключевая особенность современного чина: Крещение и Миропомазание совершаются не параллельно с Божественной литургией — когда священник и крещаемые после антифонов удаляются в отдельное помещение (баптистерий), а верные молятся и слушают чтения из Ветхого и Нового Заветов, — а являются её, Литургии, составной частью. Для совершения Крещальной Литургии желательно иметь в храме баптистерий с большой купелью, в которой можно совершить Крещение полным погружением. Но это не обязательно.
ТАИНСТВО ИЛИ «ТРЕБА»?
Теперь-то понятно, почему Крещальная Литургия служится так редко. Её совершение предполагает развертывание сложной огласительной «инфраструктуры»: нужно время и место для занятий, нужны педагогические кадры из числа клириков или специально подготовленных мирян, нужны пособия для оглашаемых. Наконец, вся жизнь православного прихода должна быть ориентирована на формирование общины. Какой смысл воспитывать оглашенных в духе общинной жизни, если разобщены сами верные?
Уже много столетий в Православной Церкви доминирует другая практика: Крещение совершается отдельным чином, обряду может предшествовать или не предшествовать индивидуальная или коллективная катехизация, но в любом случае литургическая роль общины снижается. Технически так проще, и в случае крещения младенцев такая практика представляется даже логичной, ведь огласительный цикл в данном случае не нужен и невозможен. Но воспитательный эффект Таинства в таком «индивидуальном» варианте куда ниже.
Будущее — за литургическим разнообразием, в котором, понятно, найдется место и привычной «требе» и, будем надеяться, оправданному древностью и самой сутью церковной жизни чинопоследованию Крещальной Литургии.
«Елицы во Христа крестистеся…» Об опыте служения крещальных литургий в Нижегородской епархии
— Отец Евгений, какие цели преследует практика проведения крещальных литургий? Это форма миссионерства или нечто иное?
— Крещальная литургия помогает возродить таинство Крещения, которое в настоящее время превращено в частную требу, вытеснено в крестильню. В результате оно стало совершаться гораздо менее торжественно, чем панихида или водосвятный молебен, что было совершенно немыслимо в Древней Церкви. Поэтому возрождение важного статуса и смысла, который изначально был присущ этому таинству, — серьезная задача.
Самая главная забота и смысл служения любого христианина — это спасение души, прежде всего, конечно же, своей. Священник же, как носитель благодати священства, обязан нести слово Божие в мир, помогать спасению душ окружающих людей. Поэтому и возникла мысль о возрождении древней традиции крещальной литургии, для чего, конечно же, нужно было познакомить желающих креститься с основами веры. Поэтому стратегические задачи — это катехизация, миссионерство, воцерковление человека. Задача минимум — дать хотя бы начальные богословские знания человеку, вступающему на путь христианской жизни, для того чтобы он понимал, для чего он это делает.
История идеи. Традиция служить крещальные литургии была широко распространена в Древней Церкви, которая тщательно подходила к подготовке людей, желавших вступить в христианскую общину, принять святое Крещение и быть христианами. В древности эта подготовка длилась не один год. Люди изучали, в Кого они верят, Кого исповедуют, какой образ жизни выбирают, чтобы именовать себя последователями Христа. После продолжительной подготовки они торжественно, в Великую субботу, принимали святое Крещение и представали в белых одеждах перед церковной общиной, как люди, которые умерли для этой жизни и получили рождение в жизнь вечную.
Крещальная литургия — это литургия, в чин которой интегрировано богословие крещения. По патриаршему благословению крещальные литургии уже много лет проводятся в Москве, в церкви при Свято-Тихоновском университете. Проведение крещальных литургий позволяет вернуть таинство Крещения в центр литургической и духовной жизни Церкви, а также помогает людям понять, что Крещение — это не частная семейная треба, а важная реальность соборной жизни Церкви, к которой нужно себя готовить.
— Почему в крещальной литургии так важно участие архиерея?
— Владыка Георгий принимает самое непосредственное участие в совершении крещальной литургии и таинства Крещения ― в знак того, что в древности именно епископы принимали новых членов в Церковь и совершали их Крещение. Это придает событию особую значимость и создает особую торжественность, тем более, что происходит оно накануне такого светлого дня, как Воскресение Христово. Благодаря этому, я надеюсь, люди подходят к таинству и совмещению его с литургией осознанно и воспринимают факт его совершения более глубоко.
Не секрет, что современный человек, живущий в условиях потребительской идеологии, зачастую и к таинству Крещения подходит потребительски, прося священников обойтись без катехизации и покрестить или повенчать его побыстрее и без лишних «хлопот». Если людям так трудно пройти даже краткую катехизацию, то как они относятся к длительной подготовке перед крещальной литургией?
Я выскажу, наверное, спорную мысль. Да, в большинстве случаев первое сообщение о том, что перед крещением и венчанием нужно готовиться, вызывает как минимум недоумение, а может быть, даже и раздражение. Но как только человек слегка себя превозмогает и вступает на этот путь подготовки, то очень скоро даже двух-трех бесед ему становится недостаточно. Он хочет узнать больше, глубже погрузиться в историю Православной Церкви.
На территории Нижегородской епархии эта проблема сводится практически на нет. Некоторое время назад, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, митрополит Георгий также благословил проведение двух катехизических бесед. То есть, две беседы на территории Нижегородской епархии являются обязательными. Впрочем, надо сказать, что эти две беседы в большинстве приходов уже совершались и без такого административного побуждения. Более того, во многих храмах без всяких циркуляров проводилось и по три беседы.
— И каков результат?
— Кто-то впоследствии продолжил обучение в центре изучения Библии, кто-то стал посещать более глубокие катехизические курсы, которые длятся и год, и два года. Таким образом, погружаясь в знания о Христе, о Церкви, люди в подавляющем большинстве случаев забывают о своем первоначальном раздраженном состоянии и с благодарностью вспоминают первые катехизические беседы.
Мы надеемся, что прошедшие краткую катехизацию впоследствии захотят усовершенствовать свои знания, но, конечно, это получается не всегда и не везде. Впрочем, здесь уже становится важной и наша забота о людях, обязанность не отпускать их в «свободное плавание», а иметь о них духовное попечение, в том числе и образовательное.
Что касается желающих креститься на крещальной литургии, то они участвуют в огласительных беседах в течение всего Великого поста. Люди знакомятся с основами православного вероучения, узнают значение молитв и обрядов. Одним из условий принятия Крещения является обязательное прочтение Евангелия с последующим обсуждением прочитанного. Это воспринимается ими совершенно нормально. Для полноценного осмысления таинства Крещения нужна глубокая подготовка. Чем она глубже и серьезней, тем, наверное, более ярким должно быть впечатление от совершения самого таинства.
— В какой момент литургии совершается непосредственно Крещение? Как это происходит с организационной точки зрения?
— Если обратиться к чину самого таинства, то оглашение, наречение имени совершается священнослужителем в то время, когда в Великую Субботу архиерей совершает литургию. Перед чтениями паремий в Великую Субботу правящий архиерей идет в крестильный храм (в нашем случае он находится буквально в двадцати метрах) и совершает таинство Крещения: освящает воду, погружает в воду крещаемых, помазывает маслом, окунает их в купель. После Крещения крещеные во главе с архиереем с зажженными свечами возвращаются в храм, где совершается литургия. И далее они участвуют в литургии верных, помазываются миром, впервые причащаются Святых Христовых Тайн, а по завершении литургии прикладываются ко кресту.
Столь необычное проведение таинства Крещения, тем не менее, полностью соответствует Преданию Православной Церкви и проходит очень торжественно, позволяя вновь крещеным сразу прочувствовать дух общинности и ощутить радость совместной молитвы. Эта общая молитва соединяет и сплачивает всех членов прихода.
— Практика крещальных литургий в нашей Церкви достаточно редка: они совершаются в небольшом числе храмов в нашей стране, а крещальные литургии с участием архиерея — только в двух-трех епархиях нашей Церкви. Не страшно ли вам было начинать?
— Поскольку я присоединился к этой инициативе лет пять спустя после ее внедрения, то точно ответить не могу, но предположу, что наверняка какие-то опасения были. Например, что это не будет востребовано людьми. Однако поскольку крещальные литургии совершаются у нас уже восьмой год подряд, то мы чувствуем, как это важно и нужно: люди хотят глубоко и серьезно подготовиться ко Крещению.
— Возникали ли какие-то трудности в процессе подготовки крещальных литургий со стороны прихожан? Может быть, кто-то из них в штыки воспринял изменения, ведь новое нередко приживается с трудом? Или, к примеру, люди боялись, что служба будет чересчур длинной, и будет тяжело стоять и молиться?
— Со стороны прихожан негативной реакции не возникало, напротив, они отнеслись к этому событию с большим пониманием. Они видели взрослых людей, которые прошли подготовку и со всей глубиной ответственности приступают к таинству Крещения, и очень за них радовались.
— А какое значение имел этот опыт участия и присутствия на крещальных литургиях лично для Вас?
— Участвуя в крещальной литургии, как бы заново переживаешь совершение таинства Крещения. Надо мной это таинство было совершено в младенчестве, и я, естественно, этого не помню. И даже совершая Крещение практически еженедельно как священнослужитель, окуная в купель младенцев, я, пожалуй, не ощущал лично до времени совершения крещальной литургии подлинной остроты происходящего. А здесь ты видишь людей взрослых, с жизненным опытом, пережитыми проблемами, которые принимают Христа в свое сердце прямо сейчас. Когда видишь их глаза, буквально светящиеся верой и радостью от совершения таинства, то сам вновь и вновь оживляешься верой в Господа.
— Если духовенство в других епархиях заинтересуется вашей инициативой, то можете ли вы проконсультировать по каким-то вопросам, связанным с подготовкой крещальной литургии?
— Да, конечно, мы открыты к обмену опытом, а сейчас именно для этих целей готовим печатные материалы по теме. Присылайте ваши вопросы на адрес: obraz@nne.ru ― будем рады поделиться необходимой информацией.
СВИДЕТЕЛЬСТВА КРЕЩЕНЫХ
Мария Бондарева, 48 лет, приняла крещение 11 апреля 2015 года :
Я приехала в Нижний Новгород из Донецка в те самые страшные времена, когда там бомбили. Была некрещеной. Верила в Бога, но в сердце, в храм не ходила. А однажды услышала по радио о том, что митрополит Георгий совершает таинство Крещения во время литургии и решилась. Мне очень запомнились подготовительные беседы о Боге, о Церкви, о духовной жизни, которые проводились перед крещением — они были очень интересными и очень мне помогли. Теперь я хожу в храм недалеко от дома, стараюсь регулярно исповедоваться и причащаться.
Татьяна Филатова, пенсионерка, приняла крещение 11 апреля 2015 года :
До крещения я не ходила в храм: не было ни желания, ни возможности. Жила, как многие. После крещения моя жизнь сильно изменилась, можно сказать, началась с чистого листа. Это было очень волнительно и действительно незабываемо: после таинства казалось, что у меня выросли крылья — такое было ощущение легкости, спокойствия, радости. Сейчас я хожу в храм вместе с внуками, и вместе же мы причащаемся.
Ко Христу с открытыми глазами
Знаете ли вы, как происходило крещение в христианской Церкви первых веков, как входили в общину новые ее члены? Усилиями правящих архиереев и клира Саратовской митрополии эта древняя практика возрождается.
Креститься на всякий случай?
В эпоху оттаивания от великого оледенения – в конце 1980-х и в 1990-х – крещение происходило… по-разному, конечно: всегда ведь есть разные священники, да и крещаемые тоже разные бывают. Но сплошь и рядом Таинство над взрослым человеком или подростком совершалось чрезвычайно просто и быстро, без единого заданного вопроса, вообще без лишних разговоров, поздравлений и прочего. «Креститься? Да, завтра после службы, триста рублей. И полотенце не забудьте», – говорила свечница, не поднимая головы от своих свечек, и на этом диалог Церкви с неофитом заканчивался.
Удивительно ли, что многие из крестившихся (сужу по своим друзьям, знакомым, коллегам…) вообще не имели понятия о том, что крещение – только первый шаг христианского пути? Им никто это не объяснял, а книг было мало, да и не все считали необходимым их читать. Поэтому крестившийся человек (новоначальным его не назовешь, поскольку он ничего не начинал) сразу после Таинства покидал православный храм навсегда или, в лучшем случае, надолго.
Помню реплику одной моей знакомой: «Нет, ну, я крестилась, конечно, и ребенка крестила, но из этого же не следует, что я должна там все эти службы выстаивать и посты соблюдать. Это, уж извините, мое личное дело!» У этой женщины не было христианского, церковного сознания, но было бессознательно унаследованное от предков понятие о некоем обряде, через который любому человеку на всякий случай неплохо бы пройти. И она не была оригинальна. Многие в те годы крестились случайно, за компанию с подругой, из любопытства, ради «прикола», по совету Марьиванны – «чтобы не болеть»; в лучшем случае – по большой просьбе бабушки, из уважения к ней.
Самый замечательный случай произошел с моей коллегой-журналисткой: она решила креститься ради газетного репортажа под рубрику «Испытано на себе». Репортаж она написала – вполне милый, добрый. Но потом до нее дошло, что она натворила… Сейчас эта женщина – глубоко верующий, воцерковленный человек.
В начале 2000-х стало ясно: нужно что-то делать. Необходимо кардинально менять отношение людей к Таинству Крещения, потому что оно – вот именно, первый шаг. И если этот шаг сделан вслепую, криво, неразумно, то так же неразумно и криво ляжет и вся дорога.
Возрождение древней традиции
В Великую субботу 2010 года в Саратове в старом Троицком соборе епископом (теперь – митрополитом) Лонгином было впервые совершено крещение группы взрослых (десяти мужчин и семи женщин) во время Крещальной Литургии. Это были настоящие оглашенные – они загодя изъявили желание креститься и проходили подготовку (пять огласительных бесед) в течение Великого поста, как это практиковалось в Древней Церкви. Ектения об оглашенных – «Вернии, об оглашенних помолимся…», – почти утратившая смысл в дореволюционной Церкви, а в советские и постсоветские годы означавшая лишь своего рода порог: вот сейчас все некрещеные должны из церкви выйти, – вновь обретала живой смысл.
С той поры крещение оглашенных в нашей епархии совершается регулярно, и в большинстве случаев – именно правящим архиереем владыкой Лонгином. Ведь, как сказал он в своем интервью, крещение издревле – дело епископа Церкви. И это должно всем нам напомнить, кстати, что правящий архиерей – не просто администратор, но именно носитель власти апостольской; что иерей совершает Таинство лишь постольку, поскольку власть его совершить ему делегирует епископ.
Крещение издревле – дело епископа Церкви
За минувшие восемь лет Крещение за Крещальной Литургией в Саратове приняли около 2000 человек. Что интересно, больше сотни из них – люди традиционно неправославных национальностей: татары, казахи, кавказцы, калмыки…
Как же проходит это главное в жизни человека торжество? Само Таинство совершается в отдельном помещении – баптистерии, во время чтения часов перед Литургией, затем – пения антифонов, до Малого входа. После Малого входа собравшаяся на молитву община встречает новых братьев и сестер. Процессия людей в длинных белых рубахах с горящими свечами и мокрыми волосами, предводительствуемая архиереем и встречаемая радостной песнью «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся…», всегда производит сильное впечатление на всех собравшихся. Увидев это впервые, я не смогла сдержать слез, а одна прихожанка, помнится, сказала: «Мне кажется, что я в Риме в эпоху катакомб…»
И вот они идут, в длинных белых рубахах с горящими свечами, предводительствуемые архиереем
Далее совершается Божественная Литургия по обычному чину, только к рядовым чтениям добавляется чтение крещальных Апостола и Евангелия. Новокрещенные поминаются поименно на сугубой ектенье и на Великом входе, а в завершение Литургии причащаются Святых Христовых Таин.
Первый шаг
Не надо, однако, думать, что Крещальная Литургия – это решение всех проблем нашей церковной жизни. Клирик саратовского Свято-Троицкого собора иерей Александр Степовик рассказал нам о подготовке к Таинству Крещения – об оглашении, о трудностях, возникающих при общении с оглашенными, то есть с желающими креститься, о том, что его радует и что огорчает.
– С одной стороны, конечно, эта практика приносит свои плоды. Все люди, приходившие к нам на огласительные беседы, приняли сознательное решение креститься и не отказались от своего намерения на полдороге, то есть дошли до купели. На беседах люди о многом задумываются, задают нам вопросы, бывает, что и непростые, и неудобные. В большинстве своем наши оглашенные понимают, что и зачем они делают, могут ответить на вопросы о смысле Таинства – наблюдается рост если не сознательности, то по крайней мере информированности.
– Каково содержание огласительных бесед?
– Как правило, это четыре беседы: основы православного вероучения, христианская нравственность, значение поста и молитвы и смысл Таинств Церкви. И, конечно, оглашаемый должен прочитать Евангелие. Пусть не все четыре, для начала хотя бы одно.
(Я вообще-то полагала, что такое решение – креститься, посвятить себя Христу – человек может принять, лишь прочитав уже хотя бы одно Евангелие. Но в жизни, оказывается, и иначе бывает. – М.Б.)
– В повседневном общении мы нередко сталкиваемся с крайне поверхностными или превратными представлениями людей о вере и Церкви. А в каком ментальном состоянии приходит обычно человек на первую огласительную беседу?
– Главных заноз две. Первая – экуменизм: «Все религии говорят об одном, только по-разному. Все это разные тропинки к одной вершине». Приходится объяснять, что далеко не всякая тропинка к вершине ведет, что Крещение – это выбор не одного из многих возможных, а единственного истинного пути. Вторая заноза – пресловутый «бог в душе», при наличии которого Церковь якобы не так уж и важна, хотя креститься все равно нужно. Надеюсь, нам удается показать, что жизнь со Христом – это жизнь в Его Церкви. Когда я вижу потом спорившего со мной человека в храме, я знаю: что-то до него донести удалось.
«Я осознал ответственность за свою жизнь»
– …долгим, но осознанным. В какой-то момент я почувствовал, что мне необходимо разобраться в том, что происходит в мире и со мной. И я стал заниматься этим – в том числе и как научной работой в университете; стал общаться с верующими людьми, с духовенством епархии. Прочитал Евангелие, стал ходить в храмы. Однажды мне предложили помочь в организации архиерейской службы на Прощеное воскресенье – такие богослужения всегда собирают много народу, необходим кто-то, кто поддерживал бы порядок. Всё это вместе дало результат. Я пришел к решению креститься, войти в Православную Церковь.
– Но почему именно Православие. Почему не Армянская апостольская церковь с ее древнейшими святынями; почему не католичество, в котором столько интересного, заманчивого; почему не протестантизм, в котором все проще?
– Я, конечно, еще не ученый, я только студент, но я, насколько мог, познакомился с историей Церкви и пришел к выводу, что Православие – это то, что было изначально. Все остальное – результат тех или иных отклонений или реформ. Я был на своей исторической родине, проехал все древние армянские храмы, для меня это – великая древняя культура, но не более того.
Когда ты крестишься, ты надеваешь крест и говоришь: да, я буду отвечать за свои поступки
– Чем для вас стало Крещение? Если порогом иной жизни, то какой?
– Крещение для меня – это момент осознания и смиренного принятия того, что на мне теперь лежит особая ответственность. Почему в Евангелии Христос говорит, что следовать за Ним можно, только взяв крест? Когда ты крестишься, ты надеваешь крест и говоришь: да, я буду отвечать за свои поступки. Я это осознал, и я это смиренно принял. Вот это, наверное, и есть тот главный момент. Причем до конца я это осознал уже на вечерней службе в день моего крещения. Само Крещение – это… самое прекрасное впечатление, которое только может быть, сказочное что-то. Я вернулся домой и потом пошел еще на вечернюю службу. О многом ведь думаешь, пока стоишь…
– Для многих неофитов, особенно молодых, самой большой трудностью становится именно православное богослужение: оно кажется слишком долгим, утомительным, малопонятным, оно не отвечает нашим эмоциям… Как у вас складывались отношения с богослужением?
– У меня такой проблемы пока не возникло. Богослужение помогает мне выйти из суеты, из хаоса мыслей и чувств, выровнять, выстроить себя – и осознать те вещи, которых в житейской спешке я бы не осознал.
«Теперь я чувствую присутствие Божие»
С недавних пор крещальные Литургии совершаются и в другой епархии нашей митрополии – Покровской и Николаевской. 15 декабря крещение в кафедральном соборе приняли восемь человек.
– Для нас очень важно не охладевать в вере, – сказал, обрашаясь к новоначальным христианам епископ Покровский и Николаевский Пахомий. – Если мы хотим показать добрый пример, значит, мы должны быть уверены в собственной правоте; а для этого нужно каждый день возрастать в духовной жизни, учиться молитве, приносить Господу покаяние в грехах. Только в этом случае мы сможем помочь людям. Невозможно достучаться до сердца человека, если твои слова расходятся с делами. Старайтесь быть христианами не раз в неделю и не раз в год, а каждый день своей жизни.
Но хоть я храм и расписал, отношение к Православию у меня оставалось – может быть, из-за влияния пятидесятников – недоверчивым, настороженным. К тому же я часто видел людей, которые носили на шеях крестики, но их жизнь совсем не похожа была на христианскую. И я делал вывод: все это несерьезно на самом деле – иконки, крестики…
– А что для вас изменилось после Крещения?
– Все изменилось. Я совсем по-другому вхожу теперь в храм. Чувствую в нем присутствие Божие.
После Крещения все изменилось. Я совсем по-другому вхожу теперь в храм: чувствую в нем присутствие Божие
«Наконец настал этот день. »
– Поговорил там с батюшкой, начал молитвы читать – утром и вечером, бросил пить – совсем бросил; в паломничество ездил – к преподобному Сергию, к Матронушке… Очень хотел поскорее креститься, переживал, что мне всё никак не звонят (понятно, что Крещение групп оглашенных совершается не каждую неделю. – М.Б.), звонил сам. И вот наконец настал этот день…
Екатерина Александровна, учительница географии, ныне пенсионерка и бабушка – переполнена счастьем и никак не поймет, за какие заслуги оно ей даровано.
– Ну, думаю, грехов, наверное, много. И отстояла всю службу до конца. Стеснялась людей, старалась не плакать, но слезы сами лились. Смотрю на икону, и мне кажется, что Христос смотрит прямо в мое сердце. Вышла из церкви – и вдруг поняла, что мне хорошо, легко. Впервые за очень долгое время…
Смотрю на икону, и мне кажется, что Христос смотрит прямо в мое сердце
Позже бабушка – мама Екатерины Александровны – настояла на крещении своей старшей внучки.
– И мы пришли с дочерью в церковь и попали как раз на Троицу – какая же это была красота.
– Вы уже тогда чувствовали, сознавали себя верующей?
– Нет. Сознательной веры у меня не было. Но было какое-то неосознанное «надо». Внук родился, я сразу сказала дочке: надо обязательно его крестить. Но дочь была против: «Зачем сейчас? Вырастет и сам определится». О том, чтобы креститься самой, я тогда еще не думала. У меня накопилось много вопросов – особенно после разрушения семьи, я искала на них ответы, искала для себя какого-то утешения. В интернете меня интересовала в основном музыка, хорошие старые песни. Включу, подпою – как-то легче становится. Но однажды я вот так случайно включила беседы старца Паисия Святогорца. И вот там, у него стала находить ответы. У меня стал меняться взгляд на мою жизнь: теперь я винила во всех наших несчастьях и конфликтах себя, а не близких, а за близких молилась. И тут как раз позвонила дочь, сказала, что внук крещен, я была очень рада. Я пыталась даже причаститься как-то раз, но мне объяснили, что для этого креститься сначала нужно. Я читала все больше православной литературы, читала Евангелие, конечно, и видела в нем такие законы человеческого общежития, которые, если исполнять, то не нужны будут никакие гражданские и уголовные кодексы. И вот в какой-то момент сказала себе: стоп. Если все это правда – а я уже верила, что это правда, – если жизнь наша здесь, на земле, не кончается, то что же – я умру и приду туда некрещеной.
Ты понимаешь, на какой низкой ступеньке стоишь, но тебе очень хочется стать хоть немного лучше
Поначалу меня очень пугала исповедь. Ведь, когда увидишь все свои грехи, становится страшно. Некоторых грехов ты вообще не можешь себе объяснить: ты же взрослый человек, как ты могла так поступить? Ты понимаешь, на какой низкой ступеньке стоишь, но тебе очень хочется повыше встать, стать хоть немного лучше. И вот я пришла к Крещению – и теперь жалею только о том, что так поздно это со мною произошло. Если бы я понимала все это раньше, скольких ошибок я могла бы избежать!
«Вхождение в общину новых членов – это общая радость»
– Владыка, скажите, какие плоды принесло дело, которое вы начали восемь лет назад?
– Мы достигли того, что люди принимают Таинства Крещения и Миропомазания осознанно, то есть знают, чего ждет от них Господь после этих Таинств, – по крайней мере людям об этом сказали. Каждый из наших крещаемых нашел время для подготовки, для огласительных бесед, терпеливо ждал этого дня – значит, его желание креститься проверено, оно не является каким-то мгновенным импульсом или порывом. Беседуя с крещаемыми, я всегда говорю, что Крещение – это не просто некий традиционный обряд, который хорошо бы пройти на всякий случай, нет, это вхождение человека в Церковь и обещание Богу чистой совести. Если в жизни крестившегося человека ничего не изменится, если он не будет прилагать усилия к тому, чтобы привести хотя бы отчасти свою жизнь в соответствие с Евангелием, то он может считать, что потратил здесь время зря. Без желания, без личных усилий человека Бог не может его исправить и спасти. Я предупреждаю об этом и надеюсь, что наши неофиты меня слышат.
Оглашенные осознают: Крещение – это вхождение человека в Церковь и обещание Богу чистой совести
Но мы все понимаем, как трудно человеку измениться – даже и крещенному уже давно и живущему церковной жизнью. У нас ведь много добрых намерений… но гораздо меньше добрых дел. Поэтому – не будем так строго судить новоначальных христиан. Да, некоторые из них не сразу после крещения начинают ходить в храм, поначалу заходят в него от случая к случаю, по праздникам, но постепенно, в течение нескольких лет втягиваются в церковную жизнь. А кто-то, действительно, так и не находит времени прийти в храм, начать церковную жизнь…
Мы не обманываем себя, не ждем стопроцентного успеха или массового охвата. Да, в 1990-е годы бывало так, что по сто человек каждое воскресенье крестили, но – как крестили? Было ли это Крещение истинным обращением человека ко Христу? Думаю, не стоит оглядываться и сожалеть о том, что у нас сейчас такого нет. Норма – это не тогда, когда сто человек разом, это тогда, когда мы знаем каждого пришедшего к нам человека, имеем представление о том, зачем и почему он пришел в Церковь.
– Крещение совершается – не «отдельно», а именно за Крещальной Литургией. Почему это важно?
– Потому что Литургия – это общее дело, это дело христианской общины; и вхождение в эту общину новых членов – это общая радость.