крещеный татарин что это значит

Крещеные татары

Крещеные татары

Кряшены
Самоназвание:керәшен
Общая численность:около 25 тыс. [1]
Расселение:Россия
Язык:татарский язык, русский язык
Религия:Православие, ислам [2]
Родственные народы:Татары

Кря́шены (крещёные тата́ры, тат. керәшен, keräşen tatarlar от русск. крещён ) — этноконфессиональная группа в составе татар волжского и уральского регионов, исповедуют православие, живут в основном в Татарстане, небольшие группы в Удмуртии, Башкирии и Челябинской области.

В настоящее время нет единого мнения о статусе кряшен: в советское время было официально распространено мнение, что кряшены являются частью татарского народа, этой же версии придерживаются татарские исследователи [3] ; в то же время заметная часть кряшенской интеллигенции отстаивает мнение о кряшенах, как отдельном народе.

Содержание

Происхождение кряшен

Численность и размещение

По данным Всероссийской переписи населения 2002 года в России насчитывалось 24668 кряшен. Большинство из них (18760 чел.) проживали в Республике Татарстан. Значительные группы кряшен проживают также в Республике Башкортостан (4510 чел.) и Удмуртской Республике (650 чел.).

Таблица 1. Численность кряшен в Республике Татарстан по данным Всероссийской переписи населения 2002 г.

Город/районЧисленность, чел.Доля во всем населении города/района, %
г. Казань с подчинёнными населёнными пунктами21230,2
г. Азнакаево40,0
г. Альметьевск с подчинёнными населёнными пунктами1850,1
г. Бавлы10,0
г. Бугульма80,0
г. Буинск30,0
г. Елабуга11971,7
г. Заинск с подчинёнными населёнными пунктами910,2
г. Зеленодольск260,0
г. Лениногорск20,0
г. Набережные Челны с подчинёнными населёнными пунктами34390,8
г. Нижнекамск32771,5
г. Нурлат
г. Чистополь2580,4
Агрызский район80,0
Азнакаевский район10,0
Аксубаевский район
Актанышский район
Алекееевский район470,2
Алькеевский район
Альметьевский район5231,4
Апастовский район
Арский район70,0
Атнинский район60,0
Бавлинский район
Балтасинский район1610,5
Бугульминский район
Буинский район
Верхнеуслонекий район160,1
Высокогорский район170,0
Дрожжановский район
Елабужский район2622,4
Заинский район860,5
Зеленодольский район430,1
Кайбицкий район50,0
Камско-Устьинский район20,0
Кукморский район10872,0
Лаишевский район210,1
Лениногорский район1110,5
Мамадышский район18913,9
Менделеевский район6522,1
Мензелинский район560,2
Муслюмовский район30,0
Нижнекамский район9542,5
Новошешминский район60,0
Нурлатский район690,2
Пестречинский район2831,0
Рыбно-Слободский район1130,4
Сабинский район260,1
Сармановский район3430,9
Спасский район10,0
Тетюшский район
Тукаевский район6582,2
Тюлячинский район150,1
Черемшанский район
Чистопольский район1510,7
Ютазинский район120,1

Антропологические типы кряшен

Таблица 1. Антропологические признаки у различных групп кряшен.

ПризнакиКряшены Елабужского районаКряшены Чистопольского района
Число случаев103121
Рост166,7165,0
Продольный диаметр головы189,8189,7
Поперечный диаметр головы155,5152,9
Высотный диаметр127,3126,9
Головной указатель81,980,7
Высотно-продольный указатель67,367,2
Морфологическая высота лица124,9127,6
Скуловой диаметр141,7141,4
Морфологический лицевой указатель88,090,3
Носовой указатель66,265,0
Цвет волос (% черных-27, 4-5)45,462,0
Цвет глаз (% темных и смеш. 1-8 по Бунаку)70,976,0
Горизонтальный профиль % плоских1,02,5
Средний балл (1-3)2,322,22
Эпикантус(% наличия)1,00
Складка века61,051,8
Борода (по Бунаку) % очень слабого и слабого роста (1-2)54,943,0
Средний балл (1-5)2,252,57
Высота переносья Средний балл(1-3)2,242,34
Общий профиль спинки носа % вогнутых15,58,3
% выпуклых13,624,8
Положение кончика носа % приподнятых18,430,5
% опущенных18,426,5
Таблица 2. Антропологические типы кряшен, по Т. А. Трофимовой

Группы населенияСветлые европеоидныеПонтийскиеСублапоноидныеМонголоидные
N %N%N%N%
Кряшены Елабужского района Татарии2452,2 %12,2 %1737,0 %48,7 %
Кряшены Чистопольского района Татарии1534,9 %1227,9 %1330,2 %37,0 %
Все3943,8 %1314,6 %3033,7 %77,9 %

Указанные типы имеют следующие характеристики:

Понтийский тип — характеризуется мезокефалией, темной или смешанной пигментацией волос и глаз, высоким переносьем, выпуклой спинкой носа, с опущенным кончиком и основанием, значительным ростом бороды. Рост средний с тенденцией к повышению.
Светлый европеоидный тип — характеризуется суббрахикефалией, светлой пигментацией волос и глаз, средним или высоким переносьем с прямой спинкой носа, среднеразвитой бородой, средним ростом. Целый ряд морфологических особенностей — строение носа, размеры лица, пигментация и ряд других — сближает этот тип с понтийским.
Сублапоноидный тип (волго-камский) — характеризуется мезо-суббрахикефалией, смешанной пигментацией волос и глаз, широким и низким переносьем, слабым ростом бороды и невысоким, среднешироким лицом с тенденцией к уплощенности. Довольно часто встречается складка века при слабом развитии эпикантуса.
Монголоидный тип (южно-сибирский) — характеризуется брахикефалией, темными оттенками волос и глаз, широким и уплощенным лицом и низким переносьем, часто встречающимся эпикантусом и слабым развитием бороды. Рост, в европеоидном масштабе, средний. [16]

Язык и алфавит

В языке кряшен выделяется четыре говора:

Кряшены в основном говорят на среднем диалекте татарского языка. Говор молькеевских кряшен, является исключением, он ближе к западному диалекту татарского языка. Главные отличия языка кряшен — малое количество арабизмов и фарсизмов, сохранение архаичных старотатарских слов.

Кряшены пользуются алфавитом Н. И. Ильминского, который отличается от современного татарского алфавита. Этот алфавит разрабатывался начиная с 1862 года и окончательно оформился к 1874 году. По сравнению с русским алфавитом, алфавит Ильминского имел четыре дополнительных буквы необходимых для передачи звуков татарского языка. Официальные государственные инстанции алфавит не утверждали. Считалось, что печать литературы ведется на «крещёно-татарском наречии русскими буквами». В 1930 году, после введения яналифа, использование алфавита Ильинского было прекращено на несколько десятилетий. Возобновлено использование в начале 90-ых годов XX века, когда на нем начали издаваться богослужебные книги и издания кряшенских общественных организаций.

Печать и литература

Газеты

Журналы

Художественная литература

Наиболее известным кряшенским поэтом XIX века является Яков Емельянов, получивший в народе прозвище «певец Яков». Пробовать перо начал ещё в период обучения в Казанской центральной крещёно-татарской школе. Поэт подготовил два поэтических сборника, которые были изданы под общим названием «Стихи на крещёно-татарском языке. Дьякон Я. Емельянов стихлары» в 1879 году. Также известны такие кряшенские писатели, как Давид Григорьев (Саврушевский), Дарҗия Аппакова, Н. Филиппов, А. Григорьев, В. Чернов, Гаврила Беляев.

Самоидентификация и современное положение

Существуют различные взгляды на кряшен; традиционным является мнение, что кряшены являются своеобразной частью татарского народа, её отстаивал Глухов-Ногайбек.

… «Старокряшены же, прожившие в христианстве целый ряд поколений, так и остались в нём, создав как бы особую народность с татарским языком, но со своеобразной культурой.

Вопрос о том, были ли старокряшены крещены из ислама, ещё достаточно спорный. Наблюдая их современный быт и даже язык, можно со значительной долей вероятности сказать, что эти татары или вовсе не были мусульманами или находились в исламе так мало, что он не проник в их быт. Язык кряшен лингвисты считают более чистым, чем татарский, засорённый колоссальным количеством варваризмов: арабского, персидского и русского происхождения… Кряшены сохранили свой древний быт почти целиком и могут до известной степени служить живым остатком того быта, который имели татарские массы до русского завоевания»…

— Воробьёв Н. И. «Кряшены и татары», Казань, 1929 года

Сторонники того, что кряшены являются отдельным от татар народом считают также, что с того времени быт татар-мусульман под влиянием и по требованию ислама, менялся, по мере проникновения последнего в массы. Помимо языка и быта кряшены и в этническом отношении сохранили свои первоначальные древние качества в то время, как современные татары в этом смысле во многом, по их мнению, являются отатарившимися другими народностями, как чуваши, марийцы, удмурты и пр., перешедших в ислам.

Для того, чтобы убедиться в том, что современные татары и кряшены представляют родственные, но разные народности, пожалуй, даже не требуется исторических исследований, а достаточно, например, в той же Татарской Республике посетить татарскую, а также кряшенскую деревни и присмотреться к жизни в той и другой.

Православный священник из кряшен Павел Павлов находит саму идею «возвращения» в Ислам оскорбительной: «За минувшие пять лет было множество призывов в прессе, чтобы мы вернулись в лоно Ислама, что нас простят. Это действует, капля за каплей — соседи начинают поговаривать: „Почему вы ходите в церковь? Пойдем с нами в мечеть“. Но если мы православные, за что нам извиняться?» [23]

Культура

Этнографы отмечают, что по особенностям языка и традиционной культуры можно выделить пять этнографических групп кряшен:

По основным элементам культуры, кряшены сближаются с казанскими татарами, хотя отдельные группы кряшен связаны происхождением и с татарами-мишарями. Многие характерные черты традиционного быта кряшенов уже исчезли. Традиционная одежда сохранилась лишь в виде семейных реликвий. Быт кряшенов испытал сильное воздействие городской культуры.

Одним из лидеров Этнографического общества кряшен был писатель и историк Максим Глухов-Ногайбек

Источник

Кряшены

крещеный татарин что это значит. Смотреть фото крещеный татарин что это значит. Смотреть картинку крещеный татарин что это значит. Картинка про крещеный татарин что это значит. Фото крещеный татарин что это значит

КРЯШЕНЫ, крещёные татары, керэшен (самоназвание), этноконфессиональная группа (общность) в составе татар Волго-Уральского региона.

Этноним и численность кряшенов

Народ кряшены, которых ещё называют крещёными татарами и татарлар, а самоназвание «керэшен» — этноконфессиональная группа (общность) в составе татар Волго-Уральского региона.

По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, в стране насчитывалось 18760 человек, которые указали в анкете национальность кряшены. Перепись 2010 года насчитала в России 34822 представителей этого народа.

Где живут кряшены

Кряшены живут в основном в Республике Татарстан, небольшие группы кряшен также есть в Удмуртской Республике, в Республике Башкортостан, в Челябинской, Кировской и Самарской областях.

Некоторые считают кряшен крещёнными татарами, но сами они против таких упрощений.

Эта этноконфессиональная группа формировалась на протяжении нескольких веков на основе как тюркских, так и финно-угорских компонентов, но при этом приобрела уникальные черты.

Согласно общепринятой точке зрения, решающее влияние на формирование национальности кряшены оказала христианизация части поволжских татар в XVI-XVII веках (эта историческая общность называется «старокрещённые татары»), а также христианизация нерусских народов Поволжья в начале XVIII века (они стали «новокрещёнными татарами»).

В итоге сформировалось пять групп кряшен: казанско-татарская, молькеевская, елабужская, чистопольская и нагайбакская. Из них нагайбакская в начале XXI века была признана отдельной национальностью.

Новокрещённые молькеевские кряшены, в частности, сохранили мусульманские кладбища, помнят, где стояли мечети, знают имена предков, которые отказались переходить в христианство.

крещеный татарин что это значит. Смотреть фото крещеный татарин что это значит. Смотреть картинку крещеный татарин что это значит. Картинка про крещеный татарин что это значит. Фото крещеный татарин что это значит

Однако в 90-е годы прошлого века часть кряшенской интеллигенции начала доказывать, что их пращуры, волжские булгары, добровольно приняли христианство.

Вдобавок казанский историк Максим Глухов обратил внимание на созвучие этнонима «кряшены» этнониму «керчины» и посчитал, что это неспроста. По его версии, кряшены – выходцы из Керии (это была часть Хунской империи). Он утверждает, что князь Волжской Булгарии Бу-Юрган в VII веке принял православие в византийском городе Кряшен (возможно, речь идёт о Корсуни). Регулярные контакты Волжской Булгарии с Византией это косвенно доказывают, но никаких письменных или археологических подтверждений эта версия пока не получила.

Во всяком случае, согласно этой точке зрения, этноним «кряшены» никак не связан с вероисповеданием, а является искажённым названием племени керчинов или кераитов, которые исповедовали христианство несторианского толка с X века.

Однако официальная историография утверждает, что часть кряшен всё-таки вышли из числа принявших православие татар во время колонизации и христианизации Поволжья после завоевания Иваном Грозным Казанского ханства. Не зря же среди кряшен выделяется субэтнос «татарлар», что в переводе с татарского буквально означает «крещёные татары».

Впрочем, русские завоеватели Поволжья называли «татарами» представителей самых разных народов, и поэтому кряшены несут в себе элементы чувашского, ногайско-кыпчакского, мордовского, мишарского, удмуртского и марийского этносов.

Внешность кряшенов

Соответственно существует несколько типов кряшенов. У кряшен понтийского типа тёмные глаза и волосы, высокая переносица, выпуклая спинка носа, пышные бороды. У кряшен светлого европеоидного типа глаза светлые, нос прямой, бороды средней густоты. Кряшены сублапоноидного типа имеют широкую и низкую переносицу, широкие и более плоские лица, бороды у них растут плохо, часто встречается складка века. Кряшены монголоидного типа отличаются ещё более низкой переносицей, а также широкими плоскими лицами.

крещеный татарин что это значит. Смотреть фото крещеный татарин что это значит. Смотреть картинку крещеный татарин что это значит. Картинка про крещеный татарин что это значит. Фото крещеный татарин что это значит

Язык кряшенов

Интересно, что кряшенские говоры отличаются от литературного татарского языка тем, что кряшены сохранили в своём языке архаичные старотатарские языковые черты. Ведь они веками жили в отчуждении от татар и мало контактировали с мусульманскими соседями.

В основном кряшены говорят на среднем диалекте татарского языка. И только говор молькеевских кряшен ближе к западному диалекту.

Всего известно четыре говора кряшен: молькеевских кряшен, заказанских кряшен, чистопольских кряшен и кряшен Нижнего Прикамья. Все они включают некоторое количество фарсизмов и арабизмов.

Оригинальный, но неофициальный алфавит для кряшен в 1974 году создал кряшенский просветитель Николай Ильминский, который также перевёл на кряшенский язык много церковных книг. В этом алфавите было на четыре буквы больше, чем в русском. В 1930 году советская власть заменила этот алфавит на тюркский «яналиф», но в 90-е годы кряшенский алфавит Ильминского снова стал популярен, на нём и сейчас издаются богослужебные книги.

Религия кряшенов

Предки многих кряшен успели принять ислам ещё до того, как были обращены в христианство, поэтому они сохранили некоторые исламские традиции вдобавок к домонотеистическим религиозным воззрениям.

После христианизации кряшены долгое время не имели собственных священников и богослужебных книг на родном языке и оттого их вера приобрела причудливые черты. Они до сих пор делают жервоприношения духам и нередко обращаются за советом к муллам.

Сближаться с другими православными христианами они начали только благодаря Николаю Ильминскому, который стал родоначальником кряшенской интеллигенции.

крещеный татарин что это значит. Смотреть фото крещеный татарин что это значит. Смотреть картинку крещеный татарин что это значит. Картинка про крещеный татарин что это значит. Фото крещеный татарин что это значит

При обращении к богу кряшены используют слово «алла» («аллах»). И именно это слово для обозначения бога использовал в переводах священных христианских книг на язык кряшенов Николай Ильминский.

Впрочем у кряшен сохранилось и другое название бога – «Тэнгре бабай», поскольку, как и все тюрки, они когда-то обожествляли небо – Тенгри. Из-за этого Николай Ильминский долго не мог решить, какое же из двух слов («тэнгре бабай» или «алла») использовать в переводе Библии для кряшен, но в конце концов выбрал слово «алла», так как оно употребляется чаще.

В настоящее время службы на церковнокряшенском языке ведутся в десяти храмах Татарстана. А всего в России – в сорока храмах.

В исторических источниках описывается стычка между мусульманской и христианской общинами, которая произошла в 1230 году в городе Булгар. Некто Авраамий так активно проповедовал христианство, что мусульмане убили своего «земляка-вероотступника», из-за чего на них ополчились христиане.

Когда волнения улеглись, мощи Авраамия были переданы Владимирской епархии, а впоследствии его канонизировали.

После того, как Иван Грозный присоединил Волго-Камский регион к России, русские начали насаждать там христианство, причём не всегда мирными методами, из-за чего отношения между христианским и мусульманским населением не скоро потеплели.

Поэтому кряшены долгие годы вели замкнутый образ жизни и мало общались не только со своим мусульманским окружением, но и с русскими. По этим же причинам у кряшен поздно начала формироваться образованная элита и даже собственные православные священники появились далеко не сразу.

Своего первого священника Василия Тимофеева кряшены почитают особо. Он занялся переводами священных книг, открыл в своём доме школу для кряшенских детей и начал обучать их родному языку.

Впервые как о самостоятельном народе о кряшенах начал писать всё тот же замечательный востоковед и переводчик Николай Ильминский, но в царское время кряшены не проявляли национального самосознания и не стремились создавать собственные органы самоуправления. Только после Февральской революции они заявили о себе как о самостоятельном народе.

Тем не менее, при подготовке Всесоюзной переписи населения 1926 года кряшены были отнесены к «неточно обозначенным народностям». При том, что эта перепись насчитала в стране более 100 тысяч кряшен.

Государственная политика атеизма также обедняла их национальную культуру. Однако традиционная изолированность кряшен сослужила добрую службу не только этому народу. Эксперты считают, что во многом благодаря кряшенам сохранились многие татарские народные песни, которые не одобрялись царскими и советскими властями.

В 2001 году кряшены приняли декларацию о самоопределении и с тех пор демонстрируют сплочённость и развитое национальное самосознание.

крещеный татарин что это значит. Смотреть фото крещеный татарин что это значит. Смотреть картинку крещеный татарин что это значит. Картинка про крещеный татарин что это значит. Фото крещеный татарин что это значит

Быт кряшенов

Кряшены исторически занимались животноводством и пашенным земледелием. Они также выращивали лён и коноплю, чтобы изготавливать себе одежду и ткани.

Традиционные жилища кряшен представляют из себя дома северной-среднерусской планировки в один или два этажа с сенями («ой алды») и трёхкамерной избой («ой»).

У входа ставилась печь, в красном углу («кояш почмак») размещались иконы и священные книги. Самое почётное место («тур») располагалось у передней стены, спали кряшены на нарах («сэке»).

Кряшенские избы отличают лавка, которую делали вдоль боковой стены и полати над дверью. Наличники, ворота и углы дома кряшены украшали резьбой с зооморфными и геометрическими мотивами.

Национальный женский костюм кряшен очень похож на удмуртский. Это длинное красное платье, фартук и головной убор, по которому можно прочесть статус женщины. В частности, девушки носили головной убор из хлопка («ак калфак») разноцветный или белый (по праздникам). Замужние женщины повязывали платок поверх специального головного убора, который называется «суряке».

крещеный татарин что это значит. Смотреть фото крещеный татарин что это значит. Смотреть картинку крещеный татарин что это значит. Картинка про крещеный татарин что это значит. Фото крещеный татарин что это значит

Перед свадьбой невесте надевали на голову белый «калфак», а во время обряда накидывали на голову покрывало с вышитым оберегом. Этот оберег она должна была носить следующие девять месяцев, чтобы он защищал её брак и будущего ребёнка от сглаза, а уже потом могла начинать носить «суряке», как все замужние женщины.

Женщины постарше повязывали на голову тюрбан, елабужские кряшенки носили на голове повязку с монетами.

Кряшенские женщины вообще носили много украшений из монет: перевязь через плечо («девет»), браслеты, накосники, ожерелья («челбыры»).

Кряшенские мужчины традиционно носили подвязанную узорчатым поясом из шерсти рубаху-косоворотку, а также в холодное время года войлочные шляпы серого цвета, а летом фуражку.

На ногах кряшены носили суконные чулки и лапти, реже онучи, позже переняли у русских сапоги и туфли. Зимой кряшены надевали поверх одежды тулупы и шубы.

Традиции и фольклор кряшенов

Кряшены сохранили дохристианские традиции, которые у них прекрасно уживаются с православием.

Перед «Питрау» (Петровым днём) они варят жертвенную кашу «корман», а также вяжут веники из целебных трав, а потом всей деревней собираются возле реки и читают молитвы, чтобы был хороший урожай. По их поверьям, в этот день всегда идёт дождь.

Накануне «Качману» (Крещения) кряшены празднуют Нардуган, посвящённый культу солнца. В этот день они гадают, поют обрядовые песни, ходят по деревне ряжеными. Девушки и старухи перед Крещением также собирали снег со стогов, так как он считался чудодейственным косметическим средством и якобы отбеливал кожу.

На «Раштуа» (Рождество) кряшены наводят в домах порядок, садятся за стол с чистой скатертью и молча едят, а потом заставляют детей залезать под стол и цыкать, чтобы в доме было больше куриц.

Накануне Рождества кряшены также воруют у соседей сани, впрягают в них своих лошадей и катаются, а назавтра возвращают кражу.

На Масленицу («Май бяйряме») кряшены катались с горок, на второй день Пасхи совершали обряды, характерные для Сабантуя, в том числе устраивали состязания («сурян»).

Кряшенский праздник «Семик Тройсын» («Семик и Троица») объединяет два: Семик – это восточнославянский праздник поминовения усопших, который отмечали за три дня до Троицы. На Семик кряшены обвязывали красными лентами две молодые берёзы и клали под ними яйца, чтобы обеспечить в этом году хороший урожай. А в Троицу срубали эти берёзы и носили по всей деревне, чтобы каждый житель мог привязать к ним нитки с пожеланиями, после чего бросали деревья в реку, чтобы вызвать дождь.

На поминки кряшены всегда приносят подушку, которая символизирует душу умершего. Старики сперва несут эту подушку на кладбище и читают над ней молитвы, а потом приносят в дом, кладут на стул и ставят перед ней еду. В завершение церемонии подушку встряхивают, чтобы душа покойного отлетела.

На кряшенскую свадьбу каждый гость должен принести какое-нибудь угощение. Дом жениха к свадьбе украшает невеста: она стелет на столы скатерти и вешает на окна занавески, сотканные и вышитые собственными руками.

Разумеется, в процессе урбанизации многие кряшенские обычаи утрачиваются, но они сумели сохранить даже такой феномен культуры, как христианский шамаиль. Это особый вид изобразительного религиозного искусства – выполненные тушью, напечатанные или написанные масляными красками на стене картины, которые размещают над дверными проёмами в домах или в храмах.

У кряшен также сохранились старинные обрядовые напевы к различным праздникам. Их календарные песни обычно многоголосные. От Троицы до Петрова дня кряшены водили хороводы с песнями.

Свадебные, гостевые и застольные песни кряшен обычно протяжные, лирические и во многом схожи с напевами удмуртов, мари и чувашей.

крещеный татарин что это значит. Смотреть фото крещеный татарин что это значит. Смотреть картинку крещеный татарин что это значит. Картинка про крещеный татарин что это значит. Фото крещеный татарин что это значит

Кухня кряшенов

Главное кряшенское блюдо – это вареники с творогом, луком и яйцом. Кряшены также традиционно готовят студень («койка»), а на первое – бульон с кусочками теста. Кроме того они употребляют в пищу кровь животных.

Основные напитки: чай, смесь «катыка» (это специально приготовленное кислое молоко) с водой («эйран»), пиво («сыра»), квас, самогон («кумышка»), разнообразные напитки из меда, в том числе алкогольные.

Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. Редкол.: О.Ю.Артемова, С.А.Арутюнов, А.Н.Кожановский, В.М.Макаревич (зам. гл. ред.), В.А.Попов, П.И.Пучков (зам. гл. ред.), Г.Ю.Ситнянский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998, — 928 с.: ил. — ISBN 5-85270-155-6

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *