крест киотный что это значит
Виды, значение и особенности киотных крестов
Расцвет литья из меди пришелся на то время, когда этим ремеслом в совершенстве овладели раскольники. Ими были организованы предприятия, где производились религиозные предметы посредством литья из меди и ее сплавов — бронзы и латуни. Они изготавливали множество церковных предметов, в том числе иконы, киотные и нательные кресты. Киотный крест не был предназначен для ношения на теле. Он был куда больше нательного креста, имел другое предназначение и отличался от традиционного формой.
Название киотного креста происходит от слова киот. Киот — это сундучок, шкафчик или ящик для икон. Чаще всего изготавливался из бронзы или меди, покрывался эмалями для сохранности.
Виды крестов
Все кресты имеют разделение на три группы:
История киотных крестов
Свое происхождение крест берет с традиции старины осенять крестом всевозможные ворота как дворовые, так и ворота города. Такие кресты нашли свое применение и в других местах. Их часто врезали в дерево, например, в кресты на могилах, в поклонных или святых местах, на дорогах.
Киотные кресты, как правило, имели восьмиконечную форму, а также два прямых и два косых перекрестья. Часто, кроме эмали, кресты также покрывались патиной. Патина представляет собой защитный слой из окисей металлов, который на меди или ее сплавах образуется приблизительно за несколько десятков лет; но может быть нанесен искусственно, с помощью некоторых активных химических веществ.
Зачастую на кресте присутствовало обрамление из дополнительных образов, херувимов, предстоящих, например, Магдалены, Девы Марии, Богослова и так далее. Такой крест приобретал силуэт несколько подобный храму, демонстрирующий всю благодать Церкви.
Староверы делали кресты очень красивыми. До сих пор современники удивляются, как можно было настолько качественно отобразить детали и сделать произведения искусства с помощью инструментов тех времен. А рисунок из эмалей там был тоже не столь простым. В некоторых случаях для изготовления креста использовалось до шести разных эмалевых покрытий. Такие эмали назывались горячими, так как для их нанесения использовался горячий способ.
Сделанной продукцией пользовались не только представители старой веры, православные также ценили такой искусный труд. Они трепетно молились и берегли свои иконы и крестики.
Встречаются деревянные иконы с врезанным киотным крестом, которые датированы XIX веком. Например, они могли содержать такой сюжет, как распятие Иисуса Христа. А в нужное место врезался крест. Безусловно, такое сочетание только украшало икону, особенно если крест был не только бронзовым, но и покрытым эмалями. Иногда для изготовления киотного креста использовались и благородные металлы. Но так как изделия обладали немалыми размерами, позволить себе такую роскошь мог далеко не каждый.
Обычно сюжеты на крестах были разнообразными, однако случалось, что один и тот же сюжет мог повторяться на крестах в течение длительного периода, часто столетиями. Поэтому отнести крест к тому или иному времени довольно сложно. Но что можно отметить, так это то, что при одинаковых сюжетах часто время изготовления креста различали по линиям. В какие-то времена распространенными были ровные линии и внимание к деталям, в другие же рисунок был грубоват (на более старинных изделиях).
Крестов изготовлялось очень много. В наибольших медницах отливались сотни тысяч в год, кроме них, изготавливались еще такие кресты и в маленьких мастерских. Стоили они немного, и приобрести их можно было не только в церквях, но и на ярмарках мастеров.
Что нам расскажет такой старинный крест?
По внешнему виду и характеру украшения киотного креста можно определить, где он был изготовлен. Например, на Русском Севере использовались некоторые свои особые формы крестов, кроме того, там искусство изготовления пластики зашло далеко, так как существовало много общин старообрядцев.
Такие кресты на обратной стороне содержат надписи. По таким надписям и узорам сейчас оценивается место и время изготовления культового изделия. Даже у практически одинаковых крестов могут отличаться оборотные стороны и содержать, кроме подписей, сложные рисунки и клеймо мастера.
Часто на старинных крестах можно заметить следы чистки. Киотные кресты старообрядцами чистились регулярно, но если это делать правильно, то следы воздействия будут минимальны. Иногда можно встретить следы грубого воздействия, но это обычно означает, что относились к изделию не очень бережно.
У производства крестов из меди и изделий церковного назначения своя продолжительная история. Самые разнообразные изделия делались из благородных металлов, бронзы, покрывались патиной, эмалью и даже позолотой. Сейчас они являются предметом коллекционирования и очень востребованы.
Сколько стоит киотный крест, точно сказать нельзя. Слишком много факторов может входить в цену подобного антиквариата. Дороже других оцениваются кресты с эмалью, особенно с нанесением нескольких оттенков этого покрытия. Кресты, которые имеют большую историю, стоят дороже. Кроме того, цена сильно зависит от размера и сохранности креста.
Многие из таких крестов имеют такие же сложные судьбы, как и их владельцы. Когда пришла власть Советов, зажиточных крестьян раскулачивали и отбирали ценные вещи. Кроме того, Советское государство категорически не признавало церковь, и те экземпляры, которые сохранились до наших дней, прошли, можно сказать, огонь и воду.
Крест из бабушкиного сундука: Киотные кресты ч.2
Гуслицкое литье предназначалось для сбыта среди беднейшего крестьянского населения края и отличалось простотой и некоторой грубоватостью, за которой скрывались архаичные художественные формы. Среди гуслицкого литья большое место занимают различные киотные кресты разнообразной формы и размеров. Характерным признаком гуслицких крестов были шестикрылые херувимы, помещавшиеся по бокам средней перекладины креста.
| | | | |
Малые киотные кресты. Гуслицы. XVIII–XIX вв. |
Количество «шестикрильцев» могло быть довольно большим. В этом случае они размещались на штифтах по верхнему контуру креста, образуя дугу или изломанную линию. Очень красив редкий киотный крест, в котором шестикрильцы расположены в два ряда; без влияния барокко и здесь не обошлось.
| | | | |
Киотные кресты с «шестикрильцами». XVIII–XIX вв. | Процветший киотный крест XVIII в. и его прототип |
Любопытным изводом небольшого киотного (наперсного?) креста является так называемый «процветший» или «огненосный» крест, возникший, вероятно, как попытка увеличить до киотных размеров характерную для рубежа XVII – XVIII столетий форму нательного креста соответствующего типа.
| ||
Поморский киотный крест с предстоящими и избранными праздниками. XVIII–XIX вв. |
Расцвет художественного литья в старообрядчестве, помимо всего прочего, был вызван практической необходимостью. В условиях, когда молельни были подпольными и, во избежание ареста, нужно было быстро спрятать церковную утварь, привычные деревянные иконы были слишком громоздкими и быстро изнашивались от неизбежных ударов и падений. Старообрядцам нужны были прочные и компактные иконы, удобные для перевозки и хранения.
Эта проблема не была новой, присущей только старообрядчеству. Еще задолго до раскола в русской церковной культуре появилось понятие путевой иконы, то есть иконы, которую можно было брать с собой в дорогу. Широта русской души не позволяла обходиться одним нательным крестом, сколь многофигурным он ни был. Хотелось иметь при себе привычный иконостас, неважно, церковный или домашний. Решая эту задачу, русские мастера двигались в двух направлениях: создавая многостворчатые складни или так называемые «многочастные» иконы.
Поморские мастера, ориентировавшиеся на стилистику Выга, отливали замечательные квадратные кресты, где наряду с предстоящими и праздниками были створки самого распространенного на Севере складня с образами Святой Троицы и Богоматери Знамение.
Гуслицкие мастера были первыми, кто стал припаивать к крестам небольшие иконки с образами праздников, архангелов, апостолов и некоторых других святых. Кресты превращались в сложные композиции, заменяя собой целый иконостас. Похожие кресты впоследствии стали отливаться и в других старообрядческих центрах России, в частности на Южном Урале. Простор для творческой фантазии был велик. С крестами соединялись самые разные иконы, число «шестикрыльцев» в навершии постоянно увеличивалось. Самая большая композиция, которая в среде коллекционеров называется «большим патриаршим распятием» или просто «лопатой», включает в себя все двунадесятые праздники.
По характеру отливки такой сложной композиции можно уверенно датировать изделие. В наиболее древних из них детали отливались отдельно, а затем спаивались между собой. Более поздние – являются переливками, на которых еще видны следы спайки иконы – прототипа. Самые поздние отливались при помощи цельной матрицы.
| | |
Киотные кресты с предстоящими и избранными праздниками. XVIII–XIX вв. |
Гуслицкие изделия можно встретить в любом уголке России, где жили старообрядцы. Именно они чаще всего обнаруживаются в бабушкиных сундуках. Эти изделия изготавливались и продавались возами. Однако во второй половине XIX века с ним соперничало московское литье, которое выгодно отличалось от гуслицкого тщательной проработкой деталей и использованием качественных многоцветных эмалей. Киотные кресты и здесь были самым распространенным видом литых икон. К середине XIX века утвердился самый распространенный тип такого креста: прямой, без предстоящих и праздничных клейм. Такие кресты отливались и переливались по всей России даже в первые послереволюционные десятилетия. Их размеры варьировались от 19 до 32 см. в высоту.
| | |
Киотные кресты XIX – начала XX вв. |
На первый взгляд эти поздние кресты кажутся почти одинаковыми, отличаясь разве что размерами. Однако это первое впечатление не верно, кресты различаются навершиями, подножиями, мелкими декоративными деталями, которые имели не только эстетическое, но и технологическое предназначение, удерживая на изделии эмаль.
Киотные кресты отливались огромными партиями. В правительственных документах николаевского времени отмечается их повсеместное распространение среди последователей различных старообрядческих согласий. Так в 1868 г. в докладе И. Синицина, одного из чиновников, занимавшихся борьбой с распространением раскола, говорилось: «у раскольников… прибиты над воротами домов и расставлены в избах восьмиконечные кресты от трех вершков до полуаршина и более длиною, почти все без титла с заменяющею ее подписью «ЦРЬ СЛВЫ ИС ХС СНЪ БЖИЙ»… с Нерукотворенным вверху образом Спасителя вместо изображения Господа Саваофа с солнцем и луною на краях большого поперечника…» 7
Если навершия поморских крестов с образом Спаса Нерукотворного были практически идентичными, то соответствующие части других крестов были разнообразны. Надпись «Гдь Саваоф» сменялась надписью «Гдь Вседержитель».
| | | | |
Навершия киотных крестов XIX в. | ||||
| | | ||
Подножия киотных крестов. Вторая половина XIX в. |
| ||
Киотный крест. Москва. Вторая половина XIX в. |
Безусловно, самым ярким киотным крестом рубежа XIX и XX столетий является самый большой из них, размером 420*210 мм. Он окружен по всему контуру многоэмалевой рамкой с причудливым цветочным орнаментом. Видимо, эта была последняя модель, разработанная литейщиками-старообрядцами.
Медные литые кресты, свободно продававшиеся на ярмарках, проникали в жилища крестьян, даже не помышлявших о расколе. Вместе с ними там же оказывались и отлитые в старообрядческих медницах иконы и складни. Как отмечалось в одном из документов 1846 г., «употребление сих икон и крестов… есть повсеместное по всей России; оно укоренилось с давнего времени между простым народом, не исключая и лиц православного исповедания, так что иконы сии имеются почти во всех избах и других жилищах. сими иконами крестьяне благословляют детей своих, отлучающихся в дальние дороги или поступающих в рекруты, и образа сии остаются потом у них на целую жизнь…» 8
Стремясь раз и навсегда решить проблему раскола, российское правительство издавало постановления, очевидно невыполнимые. Так в 1842 г. было выпущено постановление «О повсеместном секвестровании всех металлических крестов и икон, закрытии заводов, занимающихся выделкою оных». 9
Однако сам министр внутренних дел в 1858 г. считал невозможным приступить к такому «секвестрованию», не вызывая широкой волны народного возмущения, которое было чревато усилением старообрядчества. Поэтому вместо изъятия меднолитых крестов и икон министерство рекомендовало «учредить изготовление в приличном виде крестов и икон мерами правительства или на частных заведениях». 10 Судя по всему, и это правительственное начинание оказалось не доведенным до конца. Известны очень немногочисленные и потому высоко ценимые коллекционерами отливки крестов средины XIX столетия, выполненные в той же технологии медного литья, но стилистически резко отличающиеся от старообрядческих изделий того же времени.
| |
Киотный крест в стиле барокко. XVIII в. |
Характерным примером таких крестов, выполненных в стилистике, отличной от старообрядческой, являются два извода киотного креста средних размеров (высота 247 мм) с выраженным барочным узором на обороте. В пяти медальонах–картушах размещается текст светильна канона Честному и Животворящему Кресту: «Крест хранитель всея Вселенныя…». На лицевой стороне по бокам распятого Спасителя находятся круглые медальоны с погрудными изображениями двух предстоящих. В более редком изводе эти медальоны замещаются развернутыми свитками с буквами IС ХС и виноградными гроздьями.
Наша статья посвящена наперсным и киотным крестам, серийно производившимся в различных старообрядческих литейных мастерских. Однако помимо серийных изделий существовали единичные изделия, иногда копировавшиеся в очень ограниченном числе экземпляров, состоящие из привычных крестов с припаянными иконками, выглядевшие очень неожиданно и, вероятно, именно поэтому не пошедшие «в серию». Это – так называемые спайки, чрезвычайно редкие и ценимые коллекционерами.
| | | |
«Кресты – спайки». XVIII – XIX вв. |
Существование таких «комбинированных» изделий является еще одним доказательством того, что консерватизм, приписываемый старообрядцам, не являлся абсолютным, особенно в области церковного искусства. Творческий поиск побуждал к изобретению новых художественных форм не только в области традиционного иконописания, но и в мелкой пластике – самом массовом и демократическом виде церковного искусства.
Протоиерей Михаил Воробьев
2012
7. Сборник правительственных сведений о раскольниках. Сост. В. Кельсиевым. Вып. 4. Лондон, 1862. С. 116.
8. Собрание постановлений по части раскола. Т.2. СПб. 1860. С. 430.
9. Полный свод законов. Т. 16. СПб. 1842. С. 121.
10. Собрание постановлений по части раскола. Т.2. СПб. 1860. С. 432.
Киотные кресты XVIII – XIX столетий ч.III
Продолжаю серию постов, посвященных истории и культуре старообрядчества.
1. Киотные кресты из Гуслиц.
Гуслицкое литье предназначалось для сбыта среди беднейшего крестьянского населения края и отличалось простотой и некоторой грубоватостью, за которой скрывались архаичные художественные формы. Среди гуслицкого литья большое место занимают различные киотные кресты разнообразной формы и размеров. Характерным признаком гуслицких крестов были шестикрылые херувимы, помещавшиеся по бокам средней перекладины креста.
Количество «шестикрильцев» могло быть довольно большим. В этом случае они размещались на штифтах по верхнему контуру креста, образуя дугу или изломанную линию. Очень красив редкий киотный крест, в котором шестикрильцы расположены в два ряда.
Любопытным изводом небольшого киотного креста является так называемый «процветший» или «огненосный» крест, возникший, вероятно, как попытка увеличить до киотных размеров характерную для рубежа XVII – XVIII столетий форму нательного креста соответствующего типа.
2. Поморские киотные кресты
Поморские мастера, ориентировавшиеся на стилистику Выга, отливали замечательные квадратные кресты, где наряду с предстоящими и праздниками были створки самого распространенного на Севере складня с образами Святой Троицы и Богоматери Знамение.
1.2. Киотные кресты из Гуслиц.
Гуслицкие мастера были первыми, кто стал припаивать к крестам небольшие иконки с образами праздников, архангелов, апостолов и некоторых других святых.
Кресты превращались в сложные композиции, заменяя собой целый иконостас. Похожие кресты впоследствии стали отливаться и в других старообрядческих центрах России, в частности на Южном Урале.
Простор для творческой фантазии был велик. С крестами соединялись самые разные иконы, число «шестикрыльцев» в навершии постоянно увеличивалось. Самая большая композиция, которая в среде коллекционеров называется «большим патриаршим распятием» или просто «лопатой», включает в себя все двунадесятые праздники.
По характеру отливки такой сложной композиции можно уверенно датировать изделие. В наиболее древних из них детали отливались отдельно, а затем спаивались между собой. Более поздние – являются переливками, на которых еще видны следы спайки иконы – прототипа. Самые поздние отливались при помощи цельной матрицы.
3. Московские киотные кресты
Московское литье, которое выгодно отличалось от гуслицкого тщательной проработкой деталей и использованием качественных многоцветных эмалей. Киотные кресты и здесь были самым распространенным видом литых икон. К середине XIX века утвердился самый распространенный тип такого креста: прямой, без предстоящих и праздничных клейм. Такие кресты отливались и переливались по всей России даже в первые послереволюционные десятилетия. Их размеры варьировались от 19 до 32 см. в высоту.
Так в 1868 г. в докладе И. Синицина, одного из чиновников, занимавшихся борьбой с распространением раскола, говорилось:
«у раскольников… прибиты над воротами домов и расставлены в избах восьмиконечные кресты от трех вершков до полуаршина и более длиною, почти все без титла с заменяющею ее подписью «ЦРЬ СЛВЫ ИС ХС СНЪ БЖИЙ»… с Нерукотворенным вверху образом Спасителя вместо изображения Господа Саваофа с солнцем и луною на краях большого поперечника…»
Старообрядческий киотный крест
Небольшое отступление от основной тематики моего ЖЖ.
Являясь потомком старообрядцев (скорее всего, именно поморского согласия), обратил внимание на эту информацию. Вдруг и кого-нибудь еще заинтересует.
Киотный крест «Распятие Христово с предстоящими» (XIX век).
Данный крест был изготовлен в старообрядческой литейной мастерской. В среде приверженцев старой веры меднолитые изделия (в том числе и киотные, не предназначенные для ношения на теле кресты) нередко заменяли собой традиционные живописные иконы. Они почитались как прошедшие очищение огнем, «не руками творенные». В то время, когда официальная церковь указом 1722 года запретила употреблять в церквях и домах «резные и отливные иконы», у старообрядцев медное литье переживало новый расцвет, связанный, прежде всего, с мастерскими в Поморье.
Композиции старообрядческих литых икон стали более подробными по сравнению с древнерусской медной пластикой. В «Распятие» включен ряд деталей, характерных для иконописного изображения данной сцены: в нижней части, помимо главы Адама, изображены башни града Иерусалима и холмистый пейзаж близ Голгофы. На концах средней перекладины креста изображены солнце и луна, по нижнему краю рельефный текст: «Кресту Твоему поклоняемся Владыко и Святое Воскресение Твое славим».
Поморцы не изображали на крестах ни Господа Саваофа, ни Святого Духа в виде голубя. Вместо них в верхней части «Распятия» помещен образ Спаса Нерукотворного, что вполне соответствовало древнерусской традиции. Техника медного литья позволила усложнить формы напрестольных и киотных крестов за счет присоединения к ним дополнительных пластин. В рассматриваемой композиции на левой пластине – Богоматерь и святая Марфа, на правой – апостол Иоанн Богослов и мученик Лонгин сотник.