крест процветший что это
Процветший крест
Другие названия: крест с лозой, византийский крест, армянский крест, древо жизни
Что такое процветший крест?
Процветший крест – это форма креста, украшенного стилизованными извивающимися линиями, отростками, имитирующими ветви, лозы и цветы. Встречаются и кресты, частью декора которых является натуралистичное изображение произрастающих из них растений.
Из истории процветшего креста
Процветшие кресты в разных вариантах своего изображения – от предельно условного до натуралистичного – встречаются в христианском искусстве едва ли не всех стран и эпох.
Вариации процветшего креста появились еще в первохристианском искусстве, а затем в Византии, и перешли оттуда в разные страны. Например, в катакомбах Понциана (Рим, VI век) сохранилось изображение креста, нижний рог которого «процвел» небольшими, под углом устремленными вверх, цветочками.
Процветший крест любим в Армении, где он фактически стал символом национальной церкви; встречаются процветшие кресты в грузинском и греческом церковном искусстве, а также в Западной Европе.
Особенно широко процветший крест распространился в отечественном церковном искусстве XVII столетия. Это не случайно: именно в этом веке русские ювелиры и иконописцы шире всего использовали разнообразные христианские символы, а церковное искусство стало особенно декоративным. В этом веке образ процветшего креста сделался особенно пышным. Причудливая поросль окружила Крестное Древо со всех сторон, «разрослась», сделавшись великолепной и сложной.
Символика процветшего креста
Идея процветшего креста укоренена в Священном Писании и православном богослужении. Она восходит к памяти о Древе Жизни, произраставшем в раю. Эта память, отразившаяся в разнообразных преданиях и легендах, была присуща многим народам, в том числе и языческим.
Но главный смысл процветшего креста – напоминание о том, что и райское блаженство, к которому стремятся верующие, и возможность пребывать с Богом уже в земной жизни – это плоды Креста Христова. Страшное орудие казни «процвело», израстив из себя дивный цветок Спасения.
Что означает изображение Креста с ветвями?
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»
Часто мы можем увидеть в храме изображение Креста Господня без фигуры распятого Христа. Древо оживает на наших глазах: из основания вьются побеги виноградной лозы с листьями и даже гроздьями. Такая иконография поэтично называется Крестом Процветшим. Она известна с древности.
Процветшие Кресты часто встречаются в византийском и древнерусском искусстве, на Балканах, в Армении и Грузии. Их наносили на стены катакомб, высекали на каменных саркофагах и алтарных преградах, ими украшали храмовые двери. Пожалуй, самое раннее изображение Процветшего Креста на Руси находится в Великом Новгороде, в клеймах медных Корсунских врат Софийского собора. По мнению исследователей, эти врата привезли из Византии в IX веке. Если вы посетите сербские церкви, то у входа встретите написанный красным по белому фону Процветший Крест, стоящий на возвышении — Голгофе.
Мы называем Крест Господень Животворящим. Образ Креста с пышными побегами ясно указывает на жизнь вечную. Мы угадываем в этой композиции библейское Древо Жизни, которого лишилось человечество в лице Адама и Евы, но вновь обрело с приходом Христа. Здесь художественно отражено учение святых отцов о том, что райское Древо — прообраз Креста: «Сей честный Крест прообразован был древом жизни, насажденным от Бога в раю», — писал св. Иоанн Дамаскин.
Глядя на Процветший Крест, мы вспоминаем еще один ветхозаветный прообраз — жезл первосвященника Аарона, который «…расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали». Виноградная лоза означает и таинство Евхаристии. Процветший Крест по силуэту напоминает, а значит, и включает в себя другой христианский символ спасения — якорь.
Образ Процветшего Креста очень декоративен, и потому встречается не только в храмовом благоукрашении, но в церковном шитье, книжной миниатюре. Изящные растительные мотивы часто используют в самых близких нам — нательных и самых заметных — надглавных крестах.
Крест «Процветший» (старообрядческий женский, эмаль)
Процветший крест — ювелирное украшение и символ христианской веры
Нательный крестик сегодня носят в качестве модного ювелирного украшения, хотя в действительности этот атрибут имеет глубочайший сакральный смысл. По церковным канонам подвеска должна прятаться под одеждой, «ближе к телу», отсюда и ее название. Оберег призван постоянно напоминать владельцу о муках, которые вынес Сын Божий, взойдя на Голгофу с тяжелым крестом на плечах.
Из золота или серебра православные ювелирные изделия изготавливают не для красоты, а из соображений долговечности и надежности, ведь благородные металлы аморфны и мало подвержены агрессивному воздействию внешней среды. Церковь допускает, что купить нательный крест можно в ювелирной лавке или интернет-магазине, но изделие обязательно должно быть освящено и по форме соответствовать предписаниям христианской традиции.
«Процветший Крест»
Охранное кольцо с образом Процветшего Креста Господня выполнено в древних христианских традициях. С внутренней стороны под изображением Креста помещена молитва: «Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящего Креста Твоего от всякого зла». Эту молитву православные христиане, крестясь, читают при всякой опасности, в трудных жизненных ситуациях и перед сном.
Процветший Крест символически изображает Самого Христа, Который, умерев на Кресте, сделал его источником жизни и бессмертия. Вечная жизнь пришла в мир через Крест. Поэтому Крест Господень образно называют Древом Жизни и часто украшают растительными побегами и различным орнаментом.
По преданию, дерево, послужившее материалом для Креста, выросло из Адамова венка, который тот сплел перед смертью. Прутья для венка принес Адаму его сын Сиф, получивший их от райского Древа, из-за которого в свое время праотец был изгнан за стены Эдемского сада. После кончины Адама венок на его могиле пророс и превратился в могучее дерево. Через много лет бревно, вытесанное из него, попало к царю Соломону, не знавшему, куда применить его в строящемся Иерусалимском Храме. Царица Савская предсказала Соломону, что на этом брусе будет казнен его потомок — обещанный Мессия израильского народа. Испугавшись, царь велел утопить бревно в Силоамской купели, где оно пролежало до дней Христа. Придумывая мучительную казнь для Спасителя, иудеи достали отяжелевшее от времени Древо и заставили Иисуса тащить его на вершину Голгофы. После того как стало известно, что Спаситель воскрес, Древо глубоко зарыли, чтобы не дать верующим поклоняться ему. В царствование Константина, первого христианского императора, его мать св. Елена предприняла настоящее расследование, для того чтобы обнаружить святыню. После долгих поисков и допросов, один из иудеев признался, где они закопали Крест Господень. Но на указанном месте вместо одного были обнаружены сразу три креста (ведь рядом со Спасителем казнили двух разбойников). Только чудо могло определить, какой же именно крест святой. В момент их находки мимо следовала похоронная процессия. Императрица и патриарх Макарий распорядились поочередно возлагать на покойника каждый из трех крестов. Прикоснувшись к Кресту Христову, мертвый неожиданно воскрес. Столпившимся людям не было видно Животворящего Древа. Тогда Макарий, встав на возвышенность, поднял Крест во весь рост и показал его народу.
С тех пор был учрежден особый праздник — Воздвижения Креста Господня 27 (14) сентября.
Разновидности крестов
Существует несколько традиционных форм христианских крестов:
Но, пожалуй, самый красивый и пышный вид православного атрибута — это криновидный крест, больше известный как процветший.
Крест «Процветший» (старообрядческий женский, эмаль)
Нательный крест воспроизводит широко бытующий в старообрядческой церкви тип креста, который принято считать женским. Он возник на Руси в XVII в. в период барокко.
В ставрографии его называют процветшим или листовидным, а в кругах коллекционеров – крест «лопатка».
Его основу составляет четырехконечный крест с прямоугольными балками, где вертикальная длиннее горизонтальной. По периметру крест обрамляется пышным барочным орнаментом, придающим балкам креста листовидную форму. Таким образом передается символика Креста Господня как Древа Жизни. Благодаря наличию растительного орнамента такой крест и был определен старообрядцами как женский, основываясь на словах псалмопевца «Жена твоя, яко лоза плодовита в странах дому твоего» (Пс. 127.3).
Центральным и главным элементом композиции лицевой стороны является восьмиконечный крест — образ Честного и Животворящего Креста Господня, установленного на горе Голгофе. Внутри горы изображен череп, обозначающий главу Адама, т.к. по преданию останки Адама были захоронены в этом месте. Кроме того, таким образом отмечается связь Христа и Адама. Отцы Церкви называют Христа Новым Адамом, искупившим первородный грех и открывшим человеку путь к жизни вечной. По бокам Голгофского Креста изображены орудия страстей — копие и трость с губкой. Им наряду с Крестом оказывается поклонение, поэтому копие и трость неизменно присутствуют на всех нательных старообрядческих крестах, составляя единую композицию с восьмиконечным крестом и Голгофой. По мнению, бытующему в старообрядческой среде, образ Спасителя нельзя изображать на нательных крестах, т.к. крест не дозволяется снимать никогда, а в то же время человеку приходится бывать в таких местах, куда образ Спасителя вносить непристойно.
На свободном поле креста имеются традиционные надписи, носящие вероучительный и прославляющий характер. В верхней части креста — Цр7ь сл7вы (Царь Славы), надпись, появившаяся на византийских крестах не позднее XII в. (ΒΑΣΙΛΥΣ ΤΗΕ ΔΟΞΗΣ), антоним ироничной Пилатовой надписи, говорящая о Вознесении Господа во Славе. На краях горизонтальной балки – I&С Х&С (Исус* Христос), утверждающая обетованное Ветхим Заветом мессианство Спасителя В нижней части креста – НИКА (Победитель), напоминающая о победе Христа над адом и смертью.
Надпись I&С Х&С НИКА была впервые написана на крестах, изготовленных по приказу императора Константина сразу после обретения Честного и Животворящего Креста Господня царицей Еленой.
Стоит отдельно остановиться на значении восьмиконечного креста, о котором в истории послереформенной Церкви было столько споров, и который сегодня не только особо почитаем у старообрядцев, но и является символом всей Русской Православной Церкви.
Восьмиконечный крест как изображение орудия казни Спасителя встречается в церковном искусстве с IX в. А к XVI в. на Руси образ Голгофского Креста стал преимущественно восьмиконечным. Такая графическая форма, сложившаяся на протяжении веков, является наилучшим духовным образом истинного креста Господня — символом Жертвы и Победы Спасителя. Восьмиконечная форма в свою очередь состоит из трех частей — непосредственно четырехконечного креста и двух дополнительных горизонтальных перекладин вверху и внизу.
Четырехконечный крест графически повторяет фигуру распятого Спасителя, «Который сотворил и содержит все горнее и дольнее, Который соединил горнее с земным, свыше нисшел на землю, и потом с земли вознесся на небо; в Себе Самом все соединил и к Себе призвал все концы земли».
Верхняя перекладина обозначает Пилатову титлу, упомянутую во всех четырех Евангелиях. Но сама Пилатова надпись мнимой вины Спасителя «Исус* Назарянин – Царь Иудейский» до XVI в. на крестах не употреблялась, т.к. ее ложное содержание и глумливый характер были не совместимы с поклонением Кресту. Вместо нее писалась истинная титла Спасителя «Исус Христос Царь Славы», а чаще просто сокращенное имя Господа I&С Х&С. Ведь титлами (titulus — лат.) в римской традиции называли «платы, означавшие царскую власть с изображением императоров или написанием их имени».
На русских крестах Пилатова надпись на титле в виде славянской аббревиатуры I.Н.Ц.I. появляется с XVII в. и обычно присутствует только совместно с фигурой распятого Христа. Впрочем, на самих восьмиконечных крестах без Распятия надписи не изображаются, а пишутся рядом.
Таким образом, верхняя перекладина, венчая крест, обозначает истинное достоинство Спасителя в соответствии с находящимися рядом надписями.
Нижняя перекладина обозначает подножие. Несмотря на то, что в Евангелии о подножии не говорится и достоверных археологических данных о его существовании нет, оно упоминается многими отцами Церкви и имеется на византийских и русских изображениях Распятии с древних времен.
Большинство исследователей считает, что подножие, согласно византийскому церемониалу, означает величие изображаемого лица. Оно показывает Крест как престол Христа, как царя, Царя Славы. Кроме того Крест воспринимается и как жертвенник, непременным атрибутом которого является подножие. Таким образом, подножие на кресте показывает распятого Христа не только как жертву, но и как Первосвященника, ее приносящего. Подтверждения этих значений подножия мы находим во многих книгах Священного Писания (Ис.60.13; Пс.98,5; Пс.131,7; Мф.22,44; Евр.10,12 — 13). Учитывая такое важное значение подножия, часто подножием называется и сам Крест, а не только его отдельная часть.
В контексте этих значений подножие на древних крестах имело объемную кубическую форму, иногда украшалось орнаментом и было сходно с подножием, изображаемым на иконах у престола Вседержителя. Напомним, что и фигура распятого Христа в те времена имела черты царского достоинства. Со временем (c IX в.) объемное подножие в византийском и русском искусстве превратилось в широкую доску. В русских крестах XVI–XVII вв. она стала изображаться скошенной правым концом вверх. Подножие такой формы полюбилось и утвердилось в русском иконописании и приобрело новое символическое значение – «мерило праведное». Скошенное подножие на кресте напоминает нам о двух разбойниках, распятых по сторонам Христа, и обозначает коромысло весов Страшного Суда. Один конец опущен вниз под тяжестью грехов нераскаявшегося, низводя его в ад, а другой, освобожденный покаянием благоразумного разбойника, поднят вверх, вознося его, согласно обетованию Спасителя, в рай. Тем самым символически выделяется значение покаяния как пути к спасению.
Кроме того напоминание о распятых разбойниках воссоздает полную картину Распятия с тремя крестами, важное символическое значение такой композиции — показ восстановления утраченного рая с двумя деревьями в центре. И тогда Крест Христов — образ Древа Жизни, а кресты разбойников олицетворяют дуализм древа познания добра и зла. Возможно, что, объединяя в себе символизм райских древ, восьмиконечный крест с косым подножием и становится «Трисоставным честным древом», воспетым в каноне Честному и Животворящему Кресту (песнь 8-я).
На оборотной стороне нашего креста помещен текст молитвы Честному и Животворящему Кресту в дореформенном написании: Да воскреснетъ бGъ, и6 разhдутсz врази2 є3гw2, и6 да бэжaтъ t лицA єгw2 ненави1дzщіи єгw: я4кw и6счезaетъ дhмъ, да и6счeзнутъ, ћкw тaетъ в0скъ t лицA nгнS, тaкw да поги1бнутъ бёси t лицA лю1бzщихъ бGа и3 знa…
*Такое написание имени Христова использовалось до церковной реформы 1651-1685 гг., а по сей день принято в Старообрядческой Церкви.
Наш крест может исполняться в серебре с чернением и фрагментарным золочением (Арт. КС108) или украшаться горячей эмалью различных цветов (Арт. КС 108/1).
История и особенности криновидного креста
Первое, что привлекает внимание при рассмотрении процветшего креста, — отсутствие распятой фигуры Иисуса Христа. Вместо этого символ мучений во имя веры обвит побегами виноградной лозы, так, словно мертвое дерево буквально расцветает на глазах (отсюда и название).
Такое иконографическое изображение главной христианской реликвии уходит корнями в глубокую древность. Его можно встретить в византийских храмах, сохранившихся до наших дней в Греции, Сербии, Грузии и Армении, на каменных саркофагах и настенных рисунках в старинных катакомбах. Знаменитые Корсунские врата Софийского собора в Великом Новгороде тоже украшены именно этим вариантом креста.
Виноградная лоза является символом вечной жизни. Но вместе с тем в замысловатых завитках, украшенных листьями и гроздьями, угадываются и ветхозаветные библейские мотивы Древа Жизни, которое, по мнению некоторых богословов, являет собой прообраз христианского Креста. В результате грехопадения Адам и Ева потеряли свой рай, но Христос своей жертвой вновь вернул его человечеству.
«Цветущие» кресты
26 октября 2013 года состоялось знаменательное событие – освящение крестов на куполах армянской церкви в Нижнем Новгороде. Праздник получился по-настоящему всенародным – так хотелось и настоятелю церкви, отцу Себеосу, и организаторам.
Звон колоколов, вся церемония освящения, обращение епископа Мкртича к народу с высоты куполов, глаза людей, стоявших внизу, устремленные к освященным крестам, наполненные светом, радостью, душевной благодатью… А затем песни и танцы (в стройном танце участвовали около сотни детей с шарфами, напоминающими рисунком армянский карпет). Матах и бокал красного вина по традиции. Все было достойно, красиво, благородно.
И возникало ощущение единства, непрерывающейся, связующей духовной нити, тянущейся сотни лет, несмотря на все испытания. Удивительны были лица детей, молодежи, уже выросших здесь: как будто на генном уровне или с молоком матери им дано было выглядеть именно так, как изначально, более 1700 лет назад. А, может, это ощущение складывалось от божественного сияния и света освященных крестов, так прекрасно увенчавших храм? И от их красоты, в сотворение которой вложил свою душу одаренный Богом человек – Ара Жорикович Мартиросян.
Позволим себе небольшое отступление. За четыре дня до праздника, 22 октября, в присутствии нескольких человек, кресты были подняты с помощью подъемника наверх, к куполам. И по праву именно их автору – Ара Мартиросяну была предоставлена главная почетная роль – установка крестов на куполах. Был холодный, но ясный солнечный день и сказочно голубое небо. Надо было видеть, как в эту голубизну осторожно поднимались кресты, как тысячами лучей отражалось в них солнце! Это было сказочно, волшебно. Несколько часов Ара устанавливал кресты на высоте, а все с восхищением и волнением наблюдали. Отец Себеос со счастливыми, сияющими глазами «дирижировал» снизу, указывая, как нужно установить кресты в соответствии с канонами армянской церкви.
Что испытывал сам автор там, на высоте? Спустившись «с небес» он признался: божественное чувство. Присел на одну из чудесных скамеек, украшающих территорию храма (ноги отекли). К слову, скамейки – тоже его творение, его дар красоты людям.
Итак, создатель крестов – Мартиросян Ара Жорикович. В 1990 году блестяще окончил Ереванский архитектурно-строительный институт и был оставлен для работы на кафедре. Затем — война, блокада Армении и вынужденный переезд в Нижний Новгород в 1994 году. В 2001 году организовал фирму по производству нестандартных металлических изделий, столь необходимых не только для украшения некоторых уголков Нижнего Новгорода (центр Сормова, улица Рождественская и др.), но и для оборонных предприятий.
После того, как отец Себеос обратился к нему с просьбой сделать кресты, около трех месяцев Ара Жорикович посвятил изучению крестов на армянских храмах и хачкарах, рассыпанных по всему свету (спасибо Интернету!). И в итоге создал свое творение, которое он называет «цветущими» крестами — гимн вечной жизни, наполненной солнцем, светом и любовью. Готовые кресты несколько дней стояли у входа в храм. Люди подходили, любовались, фотографировались на фоне крестов, целовали их. Кресты можно было рассмотреть в деталях. Четыре голубя держат на себе крест, на котором сияет солнце, по сторонам – гранаты, по всей поверхности – красивый орнамент (более ста деталей). Детали и сами кресты были вырезаны из зеркальной нержавеющей стали с помощью лазерных станков, а затем вручную собраны воедино. Аналогов этим крестам нет – авторская работа!
На вопрос, что он чувствует после освящения крестов, Ара скромно ответил: «Меня не было в Нижнем Новгороде 26 октября, в день освящения. Говорят, кресты понравились людям. Это для меня превыше всего».
Пройдут годы, десятилетия, может быть, века. И даст Бог, будет стоять армянский храм, увенчанный прекрасными «цветущими»крестами – вдохновенным творением Ара Мартиросяна.
Нательные кресты в традиции русского благочестия
Часть 2
На Крестопоклонной седмице мы продолжаем публикацию исследовательского материала настоятеля храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня г. Вольска протоиерея Михаила Воробьева об истории нательных крестов (см. газета «Православная вера» № 04 от 2019 года).
В сегодняшней статье рассматривается развитие форм креста в период Московского государства.
Тверские кресты
Вторая половина XIII столетия стала временем упадка древнерусского искусства и ремесел. Разгром Киева в 1240 году привел к прекращению деятельности большинства художественных мастерских. Что касается Северо-Восточной Руси, куда к тому времени переместился центр политической жизни, свои художественные традиции и школы там еще не сложились.
Однако катастрофа монгольского нашествия не прекратила духовного и культурного развития Руси, а лишь замедлила его. Церковь, сумевшая отстоять свою духовную независимость и оставшаяся единственным залогом государственного единства, поддерживала стремление русского народа к объединению и освобождению. В подчиненных Орде русских княжествах строились храмы, составлялись летописи, писались иконы, отливались кресты.
Крупным центром производства нательных крестиков в XIV–XV столетиях становятся Тверь и Старица. В Твери, как пишут исследователи В. В. Солдатенкова и Н. Е. Персов, «обнаружено более 4500 индивидуальных находок, датируемых от XI до рубежа XVIII–XIX веков… Найдено большое количество изделий свинцово-оловянистого сплава, в том числе крестов-тельников и других предметов христианского культа».
Тверские кресты не были такими разнообразными, как домонгольские. Тем не менее, можно выделить несколько типов, самым характерным из которых является небольшой прямоконечный крест с изображением Михаила Архистратига на обороте и Распятия, Нерукотворного Спаса или Никиты Бесогона на лицевой стороне.
Святой великомученик Никита, запомнившийся русскому народу благодаря житийному эпизоду побивания беса собственными веригами, был в XIV–XVIII веках одним из любимых русских святых. Вершковые (то есть небольшие, около шести сантиметров в длину) иконы Никиты Бесогона отливались в старообрядческих мастерских до начала XIX века.
Новые энколпионы
В конце XV века Тверское княжество, которое в течение столетий противостояло Москве, утратило независимость. Знаком смены эпох стало исчезновение с оборотной стороны нательных крестов изображения Архангела Михаила. На лицевых сторонах стали появляться лики недавно прославленных московских святых: преподобного Сергия Радонежского и святителя Алексия Московского. При этом Московский митрополит Алексий изображается в процессии «Шествие на осляти»: это яркое театрализованное действо ежегодно проходило в Москве на Вербное воскресенье.
Наиболее распространенными в XV–XVI столетиях стали наперсные (носившиеся на груди поверх одежды) кресты довольно большого размера (как правило, 8,4х5,6 см), имитировавшие домонгольские энколпионы — двустворчатые кресты-складни. На лицевой стороне этих двухсторонних крестов изображалось Распятие с предстоящими Божией Матерью и святой Марией Магдалиной, апостолом Иоанном Богословом и мучеником Лонгином Сотником. В верхнем медальоне помещалось изображение Святой Троицы, в нижнем — святого Никиты Бесогона, на оглавии — образ Спаса Нерукотворного. На обратной стороне в центральной части — образ Богородицы «Знамение» в ромбе с символами евангелистов или ростовое изображение пророка Илии с избранными святыми в боковых медальонах. Такие двустворчатые кресты правильнее было бы называть псевдоэнколпионами, так как они отличаются очень неглубоким ковчегом и часто не имели никаких вложений. К началу XVII века они превращаются в обычные двусторонние кресты с теми же изображениями.
Кресты «процветшие» и «огненосные»
Единственный прижизненный портрет патриарха Никона и его соратников. Характерной деталью этого группового портрета являются очки патриарха — символ расширения кругозора, которые вместе с четками — символом традиции — держит его иподиакон
В конце XVII столетия в русской храмовой архитектуре возникает новый стиль — московское барокко. Многочисленными памятниками этого стиля стали московские и подмосковные, а затем и провинциальные церкви, отличающиеся изяществом, безукоризненными пропорциями, использованием во внешней отделке богатого декора: колонн, капителей, раковин.
Психология московского интеллигента эпохи барокко наглядно представлена в единственном прижизненном портрете патриарха Никона и его соратников. Мы видим людей утонченного художественного вкуса, хорошо знающих цену традиции, но не закрывающих своего сердца от новых веяний. Характерной деталью этого группового портрета являются очки патриарха — символ расширения кругозора, которые вместе с четками — символом традиции — держит его иподиакон. Речь идет о людях государственного мышления, духовных лидерах эпохи. И в то же время это мечтатели, художники и поэты, вдохновленные красотой нового мировосприятия.
Трудно сказать, насколько самобытным было московское барокко. При всей оригинальности художественных идей этого нового русского увлечения невозможно исключить европейское влияние, передававшееся через Польшу и Киев. Это особенно заметно в иконописи и музыке. Однако внимательное рассмотрение сохранившихся в изобилии архитектурных памятников той эпохи позволяет увидеть иные интенции. Московская Русь еще в XV веке была очарована искусством фрягов — выходцев из Южной Европы романского происхождения, строивших стены Московского Кремля и его первые каменные соборы. Изящество итальянцев, сохранявшееся в памяти сердца и вошедшее в повседневную жизнь москвичей, перебивало тяжеловесную грубость и легкомыслие поляков и киевлян.
Барокко как художественный стиль проявило себя во всех областях русского искусства, как светского, так и церковного. Его эмоциональная сила проникала даже в такую обособленную область, как церковная металлопластика. Удивительно, что барочные элементы появляются здесь раньше, чем в других сферах — едва ли не ранее, чем в архитектуре. Так, В. Н. Перетц отмечает: «По-видимому, с конца XV или с начала XVI века в Московской Руси слагается тот новый, отличный от древнейшего южного, тип меднолитых изделий, который далее с небольшими вариациями господствует… до XIX века… Получают особо широкое распространение следующие виды меднолитых изделий: кресты осеняльные, часто украшенные эмалью, кресты наперсные, кресты тельные разнообразной формы…».
Наиболее ярко узорочье барокко проявляется в так называемых процветших и огненосных крестах. В первом случае крест становится зримым символом райского Древа Жизни, которое оказалось недоступным Адаму, прежде вкусившему плода с Древа познания добра и зла. Во втором случае крест — символ Воскресения, которое этимологически родственно славянскому глаголу «кресати» — высекать огонь. «Процветшие» кресты украшаются стилизованными листьями и стеблями, образующими всевозможные завитки. «Огненосные» кресты кажутся объятыми языками пламени.
Классификация нательных крестов XVII столетия, предложенная Э. П. Винокуровой, включает в себя 12 типов крестов, каждый из которых разбивается на несколько подтипов, существующих в нескольких вариантах и подвариантах форм. При этом многочисленность разновидностей нательных крестов этой эпохи и возможность проследить их связь с более древними образцами убедительно доказывают, что в этом виде прикладного творчества стилистические особенности барокко, равно как и в архитектуре, возникают самостоятельно, вне влияния европейских художественных идей.
Стилистические особенности московского барокко весьма интересно проявляются в нательных крестах «северной работы», изготовленных в мастерских Великого Устюга и Сольвычегодска. Еще одним подтверждением того, что художественные идеи барокко в России органично соединялись с древними национальными традициями, является группа криновидных крестов с сомкнутыми концами, распространенных на Русском Севере с XVII до начала XIX столетия. Как замечает Э. П. Винокурова, кресты такого типа (всего известно пять вариантов) восходят к древнему Людогощенскому кресту, почитавшемуся в Новгороде с XIV столетия.
В конце XVII столетия формы нательных крестов становятся весьма замысловатыми. Эстетика этого предмета личного благочестия все более обмирщается. Нательный крест все более становится украшением, а не чем-то сакральным и скрытым от всех. К концу XVIII столетия это обмирщение церковного искусства проявилось в крайнем оскудении иконографии нательных крестов. С угасанием барокко они становятся все более единообразными и эстетически бедными. Духовное содержание образа теряется, несмотря на широкое применение драгоценных металлов, эмалей и различных ювелирных тонкостей. Безудержное развитие орнаментальности сопровождается устранением из числа изображений святых. На нательных крестах XVIII и XIX столетий почти невозможно найти ни образа Богородицы, ни ликов святых. Одновременно с этим начинают распространяться крестики с изображением Распятия, которые в предыдущее столетие были на Руси почти забыты.
Старообрядческие кресты
Старообрядцы первых поколений, безусловно, носили те же кресты, что и остальные русские люди, то есть обычные нательные крестики XVII столетия, которые, как уже было сказано, имели огромное количество типов и разновидностей. До конца XVIII века эти формы воспроизводились (с неизбежным упрощением) в старообрядческих медницах, главным образом, в Выговских мастерских. Основной иконографический признак русских нательных крестов середины XVII века состоит в отсутствии Распятия — соответственно, и все кресты, отливавшиеся в старообрядческих медницах в XVIII и XIX веках, Распятия не имели.
Старообрядцы признают единственную форму креста — восьмиконечную, в которой к обычному четвероконечному кресту добавляется перекладина, изображающая дощечку с «титлами Пилата», и косая перекладина — «подножие». Однако восьмиконечный нательный крест сложен в изготовлении и неудобен в ношении. Поэтому старообрядческие кресты в основном имеют четырехугольную основу, поверх которой изображается восьмиконечный крест.
На рубеже XVIII–XIX столетий в старообрядчестве утверждаются по преимуществу два типа нательного креста: «прямой» — мужской и «листик» — женский. При этом тип «листик» является логическим завершением развития типа креста «процветшего».
«Мужской» старообрядческий крест имеет очень простой вид. Это прямоугольный крест с прямыми углами в средокрестии. На лицевой стороне помещается изображение восьмиконечного креста с параллельными ему, то есть строго вертикальными, тростью и копием. Поверх восьмиконечного креста располагается надпись «Царь Славы», по бокам средней перекладины или над ней — инициалы IC XC. Выше средней перекладины на больших мужских крестах размещается надпись КРСТ ХРАН, ниже ее — СН БЖIЙ и НИ КА, а внизу — буквы К[опие], Т[рость], Г[лава], А[дама] и иногда дополнительные буквы М[есто], Л[обное], Р[ай], Б[ысть].
Отсутствие аббревиатуры IНЦI показывает, что прототипом большинства старообрядческих крестов были кресты поморские, потому что именно старообрядцы поморского согласия отвергали как «Никоновы новины» «титла Пилата» вместе с изображением Святого Духа «в виде голубине». В подножии восьмиконечного креста размещалось схематическое изображение Голгофы; оно могло быть ступенчатым, треугольным, овальной формы и включало в себя столь же схематическое изображение черепа. На обратной стороне помещалась молитва «Да воскреснет Бог…», некоторые кресты XVIII века имеют гладкий оборот.
Женский старообрядческий крест, называемый «листиком», действительно напоминает по форме дубовый лист. На лицевой стороне в окружении замысловатого орнамента помещалось изображение восьмиконечного креста с теми же надписями, что и на мужском кресте. На обороте размещалась молитва «Да воскреснет Бог». На некоторых выговских крестах эта молитва заменяется красочным многоэмальным орнаментом.
Крест с Никитой-Бесогоном. Тверь. XIV век
Крест-энколпион с изображением Никиты-Бесогона. Конец XIV – начало XV века
Процветшие и огненосные кресты XVII века
Серебряные кресты «северной работы» рубежа XVII–XVIII веков
Людогощенский крест
Нательный крест с «книжным» орнаментом на обороте. XVII век
Нательные (наперсные) кресты с замкнутыми криновидными окончаниями. Русский Север. XVIII век
«Мужской» старообрядческий крест. XIX век
«Женские» старообрядческие кресты. XIX век
Газета «Православная вера» № 06 (626)