Мцк белокаменная что рядом
МЦК и стрит арт
Станция “Белокаменная”
Целесообразность МЦК до самого открытия вызывала дискуссии, но было очевидно, что новое кольцо вовлечет в городскую жизнь новые пространства, а горожанам откроет возможности эти пространства исследовать. Каким образом — можно показать на конкретном примере. Станция с красивым названием “Белокаменная” до 2016 года была заповедным местом, скрытым в глубинах Яузского лесопарка (часть Лосиного острова). Теперь это самая тихая, самая аутентичная и самая романтичная станция всего кольца. До нее можно добраться от нескольких станций метро буквально за пять минут.
Вряд ли пассажирское движение здесь нанесёт вред национальному парку: большинство москвичей предпочитает места с готовыми развлечениями (типа Сокольников или ВДНХ). А вот любители природы могут смело выходить на “Белокаменной” и отправляться в лес: нужно только пересечь пути (по подземным переходам) и отыскать выход на Абрамцевскую просеку. Дальше можно исследовать Лосиный остров, например, пройтись по заброшенной железной дороге.
Когда-то “Белокаменная” была крупным узлом с несколькими заводскими ответвлениями. Одно из них пересекает Абрамцевскую просеку и уходит далеко на север, в сторону Бабушкинского кладбища.
Те, кого интересуют культурные ценности, могут пристально осмотреть саму станцию. С дореволюционных времен от Окружной дороги сохранились вокзал, здание водоснабжения и два жилых дома начала XX века. Сегодня часть из них занимает странное кафе с баней и сауной.
Вокзал в характерном для всей железной дороги стиле модерн построен в 1903–1908 гг. по проекту архитектора А. Померанцева, автора здания ГУМа на Красной площади.
В уютном домике вокзала располагались помещения для пассажиров без разделения на классы, контора начальника станции, телеграф. Рядом — два старинных жилых дома, о которых подробнее можно почитать здесь.
С другой стороны путей расположены остатки бывших складов. И там скрывается самое интересное — настоящий музей стрит-арта.
Территория между вялой железной дорогой и лесопарком идеально подходила для творчества уличных художников. Граффити можно увидеть и сейчас, но этому месту открытие МЦК нанесло непоправимый урон.
Уже говорилось о том, что творчество художника Паши183 может стать визитной карточкой районов Преображенское и Богородское. Но с каждым годом его работ становится всё меньше. При устройстве МЦК исчезло еще одно панно.
Поэтому важно запечатлеть то немногое, что ещё доступно. Скорее всего, этим руинам осталось недолго, но сейчас добраться до них легко и просто. На “Белокаменной” нужно всего лишь пересечь пути по подземному переходу.
Складские помещения на “Белокаменной” — это два вытянутых прямоугольника, сплошь расписанные изнутри и снаружи. Западный корпус поинтереснее. Хотя торцы, выходящие к станции, “привели в порядок” к открытию МЦК, внутри сохранилось много работ.
Пусть они будут здесь в формате галереи. Опознанные авторы подписаны.
Начнем с мая 2016 года. Более поздние фотографии — дальше.
patasak
Release the Kraken.
Честно говоря, когда в Москве открыли МЦК, то меня в первую очередь заинтересовала именно станция Белокаменная. Ещё во время первой нашей поездки по МЦК я завороженно смотрел на постапокалиптические пейзажи новой станции и уже тогда загорелся идеей когда-нибудь хорошенько прогуляться по окрестностям Белокаменной.
Если говорить не о станции МЦК, а обо всём железнодорожно-узловом комплексе «Станция Белокаменная», то построен он был ещё в 1908 году. Использовался для отстоя, запаса и резерва вагонов. Описательное название было придумано с целью привлечь путешественников. Кстати, это единственная железнодорожная станция, расположенная непосредственно на территории лесопарка «Лосиный Остров».
Я на самом деле слегка слукавил в заголовке, указав, что речь пойдёт о прогулке 13 марта текущего года. Ведь здесь также будет немного фотографий от 4 марта. Именно тогда я впервые побывал на Белокаменной. И именно тогда впервые испытал глубокий шок от того, в каком глухом и труднодоступном месте расположена станция. Вокруг лишь одни руины, привокзальные домишки, баня и тёмный-тёмный лес вокруг.
В общем, фотографии скажут всё сами за себя. Приятного просмотра!
1. Иду к станции МЦК «Измайлово» по длинному-длинному пешеходному мосту через недавно построенный участок четвёртого автотранспортного кольца.
2. Площадка возле входа на станцию «Измайлово».
3. А вот я прибыл на станцию Белокаменную. Сразу же мне бросился в глаза вот такой симпатичный миленький вокзальчик. А ещё я почувствовал запах дыма из печной трубы местной бани. О-о-о, этот волшебный, знакомый с детства, запах! Как в настоящей русской деревне! Как тут не предаться ностальгическим воспоминаниям о каникулах в подмосковной деревеньке?
4. Однако сначала я пошёл на заброшенную сторону станции. На фоне серой весенней природы эти руины складов смотрелись особенно впечатляюще!
5. Вид на станцию. Наверняка не в самом далёком будущем здесь начнётся строительство нового участка четвёртого транспортного кольца.
6. Эти места уже успели облюбовать мастера граффити.
7. Зато рисунки заметно оживили унылые стены складских руин.
8. Какие стены обходятся без портрета Егора Летова?
9. Внутри заброшенные склады напоминают логово сатанистов.
12. А это, кстати, Абрамцевская просека.
13. Между прочим, по этой просеке можно дотопать до нашего Гольянова. Забегая вперёд, скажу, что на следующий день я совершил такую прогулку. Только наоборот шёл от Гольяново сюда.
14. Перешёл на вокзальную сторону. Тот же чудненький домик, только сзади.
16. Привокзальные площадочки со скамейками.
21. Ещё один старинный привокзальный домик.
22. А дубы здесь такие высоченные, что не умещаются в кадр целиком.
23. Дорог от станции практически нет, только вот такие тропинки. Проехать можно лишь в сторону севера по Яузской аллее, но дорога раздолбанная, местами затопленная по щиколотку, да и уводит куда-то совсем уж в дебри.
25. А вот, кстати, та самая баня с дровяниками.
26. Тропинка куда-то в парк. Иду в южном направлении.
27. Показались высотки района Богородское. Но туда я не пошёл, повернул обратно.
28. Ранневесенний лес.
29. И вот я снова у станции. Местами даже виднеется зелёный газон.
30. Весьма опасный люк на пути по тропинке.
35. Гаражи на Яузской аллее.
36. Вечерний вокзальчик.
Вот такие есть в Москве необычные достопримечательности. А сколько ещё подобных глухих мест в нашей столице?
Впрочем, я уверен, что станция Белокаменная построена как задел на будущее. Совершенно точно рядом будет проходить автодорожное полотно нового транспортного кольца и наверняка будут строиться жилые кварталы. А пока это всё не началось, есть возможность насладиться неподдельной атмосферой индустриального постапокалипсиса!
Новая «Белокаменная»
Запуск движения по современному Московскому центральному кольцу (МЦК) дал новую жизнь объектам Московской окружной железной дороги (МОЖД), построенным в начале XX века. Теперь тысячи людей ежедневно могут видеть из окон современных «Ласточек» уникальные постройки, долгое время недоступные глазам москвичей и гостей столицы. Одним из таких объектов стал маленький вокзал станции «Белокаменная». МОСЛЕНТА собрала десять фактов о сохранившейся станции.
«Белокаменная» затеряна среди лесов Лосиного острова — вдали от жилых домов и транспортных магистралей. По словам историка Юрия Егорова, специалиста проекта «Москва, которой нет», это одна из самых необычных железнодорожных станций столицы. «Куда бы мы ни пошли, здесь нет ни высоких домов, ни каких-то городских кварталов. Она стоит посреди парка Лосиный остров. И можно сказать, что с 1908 года здесь ничего не поменялось», — утверждает историк.
Раньше срока
Небольшой вокзал, два жилых дома, несколько поздних служебных построек — вот, пожалуй, и всё, что есть на станции «Белокаменная». Московская окружная железная дорога строилась с 1903 по 1908 годы, все здания и сооружения были возведены именно в этот период. Однако есть свидетельства, что многие постройки этой станции были сданы в эксплуатацию раньше — в 1907 году. Некоторые участки железной дороги работали в тестовом режиме. Почти также — вначале в тестовом режиме — запускалась в эксплуатацию и современное МЦК.
Станция «Белокаменная», 1908 год.
предоставлено проектом «Москва, которой нет»
Особое назначение
При этом у станции был и военный функционал. В конце XIX века неподалёку были построены артиллерийские склады, к которым провели строго засекреченную железнодорожную ветку. Дорогу к военным объектам круглосуточно охраняли несколько десятков солдат — они несли службу в специальных блок-постах вдоль путей. «Артиллерийские склады вывели, охраны тоже нет. Поэтому по ветке можно даже немного погулять», — рассказывает Егоров.
Типовой проект
«Белокаменная» была построена по типовому проекту. До наших дней сохранились ещё два точно таких же вокзала — станций «Черкизово» и «Кожухово». Несмотря на то, что проект не был индивидуальным, сам комплекс строений не теряет историческую ценность, говорят историки.
Вид здания вокзала станции «Белокаменная».
предоставлено проектом «Москва, которой нет»
«Все станции выполняют одни и те же функции — им нужно посадить и высадить пассажиров, дать им обогреться, отдохнуть, погрузить багаж. И эти функции не меняются. Поэтому для станций с сопоставимыми грузо- и пассажиропотоками можно строить по схожим проектам. Железная дорога вообще во многом типовое строительство. Но даже такая архитектура может быть очень интересной», — уверен Егоров.
По проекту здание вокзала разделялось на три части: зал ожидания, бытовые помещения и комната начальника станции. Здесь, как и на любом вокзале, обязательно был телеграфный аппарат для связи с другими станциями и управлением дороги.
Корпоративный стиль
Надпись на вокзале станции «Белокаменная» оформлена необычным для своего времени стилем «Модерн».
«Шрифт, которым написано название станции тоже происходит из 1908 года. Им писались названия всех станций, которые железнодорожными считали нужным подписать. Этим же шрифтом написан и заголовок в альбоме сооружений Московской окружной дороги, который был издан как большое подарочное издание к её открытию. Выражаясь современным языком, можно сказать, что это корпоративный шрифт», — говорит историк.
До наших дней на здании станции сохранились и другие элементы корпоративного стиля, к примеру, кованные кронштейны у козырька крыши. Они были тоже чертой железной дороги того времени. «Использовалось очень много такого декоративного металла — и ограждения балконов, и перила мостов и различные кронштейны на зданиях», — рассказал Егоров.
Киноистория
Вокзал на станции «Белокаменная» запечатлен в нескольких советских кинофильмах. Первое его визуальное упоминание состоялось в фильме «Когда деревья были большими». Правда, там станция называется «Селиваново» — оригинальную табличку для съёмок закрыли декоративной.
Фото: Кадр из к/ф «Когда деревья были большими»
На перроне была снята сцена, когда герой Юрия Никулина приезжает к своей дочери Наташе. Чуть раньше была показана сцена, как девушка разговаривает с дежурным по станции, который сидит на скамеечке рядом со входом в здание вокзала. Во время съёмок этой сцены в кадр попал ажурный заборчик, огораживающий станцию. Его убрали в 2016 году, при подготовке к запуску МЦК.
«Изгородь вокруг вокзала сохранялась неизменной с 1908 года. Её только перекраивали и больше ничего с ней не происходило. К сожалению, в этом году при благоустройстве ее убрали. Поставили на территории фонари «под старину», хотя на самом деле они новодельные. Очень жалко, потому что станция потеряла свою уютность и домашний вид», — рассказал экскурсовод.
Кроме легендарных «Деревьев. », «Белокаменная» запечатлена и в других фильмах: здесь снимали сцену погрузки санитарного поезда фильма «Офицеры», сцены сериала «Диверсант», фильмов «Даун хаус» (современная экранизация романа «Идиот») и «Скорый „Москва-Россия“».
Исторический тепловоз
Вагоны поезда для съёмок фильма «Когда деревья были большими», по всей видимости, пришлось арендовать где-то в другом месте. Потому что в 60-ые годы никакого железнодорожного движения на окружной железной дороге уже не было — оно прекратилось в начале 1930 годов.
Фото: Кадр из к/ф «Когда деревья были большими»
А вот тепловоз ТЭ-2 для съемок взяли местный — из депо Лихоборы. И он сохранился до наших дней. «Этот тепловоз находится на экспериментальном кольце в Щербинке. Правда, в невостановленном виде — грязный и ржавый. В фильме читается номер ТЭ-2 088. И именно эта машина долгие годы стояла в депо Люблино. Потом её перевели в Щербинку. И будем надеться, что когда-нибудь тепловоз восстановят и она попадет хотя бы в музей», — рассказал Егоров.
Дом для руководства
За зданием вокзала станции «Белокаменная» до наших дней сохранились не менее интересные постройки начала прошлого века. Одна из них — типовой жилой дом станционного руководства. Здесь была квартира начальника станции, его помощников, старших сигналистов. На всей железной дороге подобных зданий было довольно много.
Вид жилого дома для руководящего состава станции «Белокаменная».
предоставлено проектом «Москва, которой нет»
«Это было такое служебное жильё. Пока ты работаешь на железной дороге, то ты тут живёшь. Если переходишь в другое место или уходишь с железной дороги, то должен выехать», — рассказывает Егоров.
Сейчас это здание находится в частной собственности. Закон этого не запрещает, но предусматривает, чтобы памятник от этого не страдал и был доступен хотя бы для внешнего осмотра. Однако в случае со станционным домом «Белокаменной» произошло всё ровно наоборот: собственник закрыл его высоким забором, а совсем недавно и изменил часть здания. «Не так давно владельцы перестроили крышу. Вообще этого делать категорически нельзя, потому что дом является объектом культурного наследия», — говорит историк.
Дом для сотрудников
На территории станции сохранился ещё один дом, построенный для рядовых станционных служащих. Загадкой истории остается, почему он не был включён в официальный альбом чертежей МОЖД, его нет и на исторических фотографиях. Вполне возможно, что здание просто не заметили.
«Получилось так, что фотограф развернул объектив немного не туда. Вокзал попал, начальственный жилой дом попал, а этот дом — нет», — рассказывает Егоров.
Самые современные
Примечательно, что жилые дома на железной дороге в начале прошлого века были построены по самым современным на тот момент технологиям. Во всех было электричество, водоснабжение и канализация.
Правда, с водопроводом изначально получилось не совсем так, как планировали. Предполагалось организовать его вдоль всего кольца. Но министерство финансов посчитало, что это будет очень дорого. И тогда на станциях соорудили устройства пневматического водоснабжения системы Гандке. Такая насосная станция уже в начале XX века была оснащена нефтяным (дизельным) двигателем.
Новая жизнь
Историки надеются, что интерес людей к историческим станциям после запуска МЦК будет только расти. «Если бы не было кольца, то сюда добираться очень сложно — на метро, трамвае и пешком. А сейчас просто сошёл с электрички — и ты уже здесь. Так малые и отдаленные станции наконец проявились, показались и стали доступны во всей своей прелести, которая есть», — говорит Егоров.
Сейчас участники проекта «Москва, которой нет», готовят к публикации путеводитель по Московской окружной железной дороге. Первая часть книги будет посвящена истории проектирования дороги, во второй можно будет найти описание всех станций кольца. Книга выйдет в конце ноября — начале декабря этого года.
Московское центральное кольцо: новые виды на Москву
Московское центральное кольцо вывернуло город наизнанку, показав сносящиеся заводы и строящиеся ЖК, предреволюционные полустанки и вечные заборы. Спустя месяц после запуска «Афиша» продолжает воспевать МЦК: Семен Кац сфотографировал виды из вагона, а неравнодушные к Москве люди их прокомментировали.
Станция «Белокаменная»
«Бульвар Рокоссовского» — «Белокаменная»
Багаутдинов: Большинство станций МЦК находятся вдали от исторических вокзалов Московской окружной железной дороги. Но есть и совпадения — станция «Белокаменная», с которой хорошо видно исторический вокзал 1908 года. Это самая немосковская станция МОЖД–МЦК: она и сто лет назад была среди лесной глуши, и сегодня в лесу. Приехать сюда стоит, чтобы посмотреть на образцы железнодорожного модерна. Ну или сходить в баню, расположившуюся в бывшем доме служащих дороги.
ЖК «Триколор»
«Ростокино» — «Ботанический сад»
Змеул: За одной из многочисленных промзон открывается вид на жилой комплекс «Триколор» — мегаструктуру, спроектированную архитектором Владимиром Плоткиным. На трехуровневом паркинге стоят три жилые башни — две по 58 этажей и одна — 38. Пример того, как из небольшого участка выжать максимум площадей. От других своих собратьев, спроектированных тем же архитектором, — «Авеню 77» в Чертаново и «Аэробуса» — «Триколор» отличает эффектный бело-сине-красный фасад.
Жилой квартал «Life — Ботанический сад»
«Ботанический сад» — «Владыкино»
Отдельнов: Для меня как для художника, интересующегося повседневностью, ценна всякая возможность увидеть под другим углом то, что примелькалось. Дело в том, что реальность окружающего почти всегда остается незамеченной. По крайней мере здесь и сейчас. Другое дело, когда мы рассматриваем фотографии Москвы, например, 90-х. Уже сформировались стереотипы, которые точно укажут нам на аутентичность этих фотографий. Настоящее же всегда ускользает, оно почти невидимо из-за своего тотального присутствия. И вот настоящий подарок — МЦК, позволяющее увидеть привычное с новых ракурсов. «Первый месяц бесплатно» подарил москвичам новое зрелище города.
Останкинская телебашня
«Ботанический сад» — «Владыкино»
Анциперова: Идея строительства московской башни появилась параллельно с запуском первого спутника и развертывания советской космической программы. И ассоциации с космосом в формах сооружения неслучайно. Этот вид — отличная иллюстрация к духу нашего космизма: мечты о полетах, которые совершаются просто из ниоткуда.
Гаражи
«Окружная» — «Лихоборы»
Отдельнов: МЦК среди прочего показывает нам Москву гаражную — все эти гаражные кооперативы, предприятия пассажирского автотранспорта, депо…
Стройка с видом на Дмитровское шоссе
«Окружная» — «Лихоборы»
Гончаров: Пейзажи из окна поезда, едущего по кольцу, выглядят как ландшафты другой планеты, но не в этом месте. В длинном кирпичном доме неподалеку я провел детство, через двор вверх по насыпи вела тропинка на другую сторону железной дороги — к папе в гараж. Теперь нет ни двора, ни тропинки — и котлован на фото кажется дальним родственником раскопанной бульдозерами футбольной площадки, на которую стеклянными глазами смотрит Дженджира в финале «Кладбища великолепия» Апичатпонга Вирасетакуна.
Старая станция Лихоборы
«Лихоборы» — «Коптево»
Багаутдинов: Между станциями «Коптево» и «Лихоборы» перед вашим взглядом быстро проскакивает удивительный по своей красоте городок — полтора десятка построек в стиле модерн в характерных красно-белых цветах. Это историческая станция Лихоборы, сто лет назад бывшая главной на Московской окружной железной дороге. Здесь сохранился прекрасный вокзал (он на фотографии), заброшенный дом начальника участка службы тяги, украшенный фигуркой совы, водонапорная башня, постройки бывшего военного продовольственного пункта — в общем, Россия, которую мы потеряли. Когда «Коптево» откроют — обещают в декабре 2016 года, — не поленитесь сойти здесь для того, чтобы прогуляться по городку и окунуться в атмосферу последних предреволюционных лет.
Парковка и генераторы у «Метрополиса»
«Балтийская» — «Стрешнево»
Анциперова: Кольцевая дорога показывает нам изнанку города — обратную сторону «Метрополиса» в данном случае. Москву мы привыкли видеть либо опрятной в центре, либо монотонно-моноблочной на окраине, а здесь на открытую поверхность внезапно вылезает какой-то внутренний уровень организма — заводы, парковки, автострады, гаражи. МЦК вытаскивает наружу не то чтобы непарадные сооружения, но какие-то скрытые от глаз внутренние процессы обеспечения жизни города.
Мелькомбинат № 4 на Пресне
«Хорошево» — «Шелепиха»
Ромодин: Это элеватор 1960-х годов — первый в Советском Союзе автоматизированный элеватор с централизованным управлением всеми машинами и механизмами. Сам комбинат обладал уникальным подземным туннелем с выходом на причал Москвы-реки, куда подплывали баржи с зерном.
Ромодин: Благодаря установленному на комбинате пневматическому разгрузочному оборудованию 100 тонн зерна переправлялись из трюма баржи всего за один час. Емкость элеватора составляла 114 тысяч тонн. Здесь производилась очистка зерна, его хранение и подготовка помольных партий для передачи на мельницу (фотография была сделана в сентябре, комбинат сносят. — Прим. ред.).
Вид на Сити
«Шелепиха» — «Деловой центр»
Змеул: Один из самых эффектных видов из окон поезда на МЦК открывается на башни Москва-Сити. Из примечательного — неиспользуемое пространство в нижнем уровне моста ТТК через Москву-реку. Здесь планировали проложить некую скоростную транспортную систему, которая должна была связать аэропорты с Сити. Потом от идеи отказались, но пространство не смогли приспособить под железную дорогу — размер стандартного вагона больше. Пытались сделать там траволаторную связь от «Кутузовской» к Сити и, опять-таки, дальше идеи не продвинулись
Отдельнов: Все «видовые» места в электричке в этот месяц были заняты горожанами, созерцающими свой город. Что же они смогли увидеть из окон электрички? Не скажу за всех, опишу собственные впечатления. Москва монохромная — всевозможные оттенки серого — от свежевыкрашенных заборов РЖД до новых дорожных развязок и небоскребов Сити, отражающих серое небо. Щепотка зеленого — кое-где трава, Лосиный Остров и зеленый поликарбонат у станции «Деловой центр».
Эстакады
«Кутузовская» — «Лужники»
Багаутдинов: Вслед за новым Дорогомиловским мостом железная дорога идет по эстакаде — с нее открывается вид на соседние автомобильные эстакады Третьего транспортного кольца и необыкновенно высокий ракурс на небоскребы Сити. Это самая длинная железнодорожная эстакада в Москве: ее длина — около 700 метров. В ее строительстве было несколько интересных моментов. Она возводилась над перегоном метро, а потому фундаменты нужно было устраивать особенно аккуратно, чтобы не задеть своды тоннеля. В итоге было реализовано оригинальное решение: будущая эстакада строилась на огромной земляной насыпи, а ее будущие опоры строились под землей. После завершения строительства насыпь срыли — и эстакада повисла в воздухе.
Стадион «Лужники»
«Кутузовская» — «Лужники»
Багаутдинов: Из поезда МЦК открывается отличный вид на новое перекрытие стадиона. Сейчас «Лужники» на реконструкции — готовятся принимать чемпионат мира по футболу в 2018 году. Среди изменений, которые уже видны, — новое покрытие крыши. Оно сделано из поликарбоната, который хорошо пропускает свет и почти не бьется. Перекрытие обещают превратить в огромный экран, который москвичи теперь смогут увидеть не только со смотровой площадки на Воробьевых горах, но и проезжая по МЦК. Так что футбольные болельщики смогут в поездке быстро ознакомиться со счетом.