Мультипликация с чего начать
Сто дней моушн-дизайна: как создать 50 анимаций за 100 дней
Полина Кабирова, коммерческий автор и переводчик, специально для блога Нетологии адаптировала статью Тианшин Зу о том, как за сто дней освоить Sketch, Illustrator и After Effects и научиться создавать анимации.
Первый раз я устроила себе такой марафон в 2015 году. До этого я устраивала другие челленджи: «100 дней Google-дудлов», «100 дней леттеринга», «100 дней акварельных иллюстраций» и «100 дней векторной графики».
Работы прошлых стодневных марафонов
Стодневный марафон — это возможность для творчества. Мне нравится преодолевать трудности, изучая новые навыки. Ради этого я продолжаю устраивать для себя новые челленджи.
Во время марафона «100 дней моушн-дизайна» я научилась создавать анимации с векторной графикой и нарисовала 50 работ. Их можно посмотреть в Инстаграм или на Dribbble.
В статье расскажу о творческом процессе, инструментах и поделюсь размышлениями о марафоне.
Инструменты
Первые две недели я рисовала в Sketch, а для создания анимации использовала Principle.
Sketch. Несложный и интуитивно понятный векторный графический редактор. Удобный инструмент для создания простых иллюстраций.
Principle. Простой инструмент для создания прототипов и интерактивной анимации. Он сочетается со Sketch и подходит для знакомства с особенностями работы с анимацией и временной шкалой.
Adobe Illustrator + Adobe After Effects
После первых двух недель я перешла на Illustrator и After Effects для изучения более сложных техник.
Adobe Illustrator. Самый мощный векторный графический редактор. Иллюстрации из Illustrator легко импортируются в After Effects.
Adobe After Effects. Главный инструмент для создания анимации, но для работы с ним нужно многому научиться. Во время марафона я освоила продвинутые функции и встроенные визуальные эффекты.
Творческий процесс
Анимации создаются долго. Я разделила процесс работы на 4 шага и поставила цель выполнять их за два дня.
Шаг 1: Ищем вдохновения (15 минут)
Вдохновение для анимаций я каждый день ищу на Dribbble, Behance и в Инстаграм. Моё главное место для вдохновения — Pinterest, там я собираю все понравившиеся работы.
Я также искала видеоуроки по моушн-дизайну на Ютубе. Вот список уроков, которые я смотрела во время марафона.
Шаг 2: Делаем наброски (5 минут)
Как только появлялась идея, я делала зарисовки в блокноте.
Шаг 3: Создаём иллюстрацию (40 минут)
Я рисовала иллюстрации и импортировала их в Principle или After Effects. При этом у файла с иллюстрацией должна быть чёткая структура — это значительно ускорит импорт.
В этом видеоуроке показано, как подготовить файл и импортировать его из Illustrator в After Effects. Перенести слои из Sketch в After Effects также можно с помощью плагина Sketch2AE.
Шаг 4: Создаём анимацию (1 час)
Я анимировала иллюстрации и результат экспортировала в формате короткого видео, которое выкладывала в Инстаграм с хэштегом #100daysofmotionbytx.
Если хотите загружать анимации на Dribbble, посмотрите видеоурок о том, как экспортировать видео в GIF.
Дни 1–14: начинаем с основ
Первые анимации я создавала по видеоурокам:
Первые анимации в Principle без видеоуроков «День / ночь» и «Солнечное затмение»:
Дни 15–70: погружаемся в моушн-дизайн
На протяжении следующих дней я разбиралась в After Effects, используя четыре приёма.
1. Смотрим видеоурок и рисуем по памяти
Я смотрела видеоуроки в ускоренном режиме и пыталась создать анимацию по памяти. Ключевые шаги записывала, а видеоурок открывала, только когда возникали сложности. Чтобы работать быстрее, я использовала горячие клавиши.
Так получились анимации дыма (видеоурок) и лавовой лампы (видеоурок):
2. Вдохновляемся работами других людей
Я покадрово изучала готовые работы, и у меня появлялись свои идеи.
Анимацию пользователя Deekay «Bouncy Fruits» я использовала для изучения анимационного приёма Squash and Stretch:
Моя анимация, вдохновлённая Deekay
На основе туториала Тони Бейбла «Ducky Walk Cycle» я научилась создавать шагающих персонажей (видеоурок):
Персонаж на иллюстрации создан на основе дудла
3. Оттачиваем новые навыки
Повторение помогает закрепить недавно освоенные навыки. Создавая новую анимацию, я старалась использовать уже знакомые принципы.
Закрепляя Squash and Stretch, я анимировала прыгающую тыкву:
На основе урока о шагающих персонажах Тони Бейбла я нарисовала фламинго:
4. Заполняем пробелы
На середине стодневного марафона я выделила день для чтения книги «Adobe After Effects CC Classroom in a Book». С помощью неё я систематизировала информацию и заполнила пробелы в знаниях, а ещё узнала о новых техниках анимации, которые хотела попробовать.
Дни 71–100: рисуем от души
Освоив инструменты, я начала рисовать то, что мне нравится, вдохновляясь любимыми играми и фильмами:
Анимация на основе игры «Firewatch»
Анимация на основе мобильной игры «Monument Valley»
Анимация на основе фильма «Красавица и Чудовище»
Некоторые работы делала на основе иллюстраций других художников:
Анимация на основе иллюстрации «Lighthouse» пользователя Dribble
Анимация на основе иллюстрации «Whale Migration» пользователя Dribble
Затем я участвовала в челлендже от Uplabs. Благодаря ему, я вышла из зоны комфорта и начала изучать новые техники:
Я сделала анимированную рекламы Type Thursday Seattle — ежемесячной встречи дизайнеров, посвящённой шрифтам и буквам:
Рисовала места, где я была или хотела побывать:
Анимация «Воздушный шар»
Анимация «Северное сияние»
Анимация «Небесный фонарик»
Анимация «Лес» на основе работы «Birds» пользователя Dribble
В конце марафона я анимировала свою работу из предыдущего челленджа «100 дней акварельных иллюстраций»:
Анимация на основе акварельной иллюстрации «Galaxy Girl»
Советы
1. Вдохновляйтесь идеями
Как только у меня появлялась идея, мне хотелось скорее воплотить её. Неважно, какие техники нужно было для этого освоить.
Например, я хотела выразить любовь к чтению и нарисовать книгу, страницы которой перелистываются. Для этого по видеоуроку на Ютубе я научилась добавлять ЗD-слой к 2D-объекту.
Иллюстрация, выражающая мою любовь к чтению
Аналогично у меня появилась идея нарисовать стаканчик тыквенного латте. С помощью видеоурока я на практике научилась использовать функции Slider Control и Wiggle Expression в After Effects:
Анимация «Тыквенный латте»
Идеи вдохновляли меня и мотивировали изучать новые техники.
2. Оценивайте себя адекватно
В начале марафона я была уверена в своих навыках моушн-дизайна, но уверенность пропала, когда я начала изучать After Effects. Я поняла, что у меня мало опыта и многому нужно учиться.
Это искажение восприятия описывает Эффект Даннинга-Крюгера: некомпетентный человек чувствует превосходство и ошибочно переоценивает свои способности.
Эффект Даннинга-Крюгера в виде графика: самоуверенность новичка падает по мере того, как у него появляются новые знания
Осознавая свою неопытность, я оценивала свои навыки более адекватно.
Неважно, сколько вы уже знаете. Помните, что впереди ещё много нового — это помогает развиваться.
3. Будьте в меньшинстве
До марафонов я в основном потребляла контент: социальные сети, Netflix, онлайн-курсы, книги.
«Правило одного процента» описывает уровень участия интернет-аудитории в создании контента: только 1% пользователей активно создают новый контент, 9% обрабатывают его, а остальные 90% — потребляют.
«Правило одного процента»
Во время стодневного марафона я стала создавать контент. Я начала делать то, что мне нравится, изучать новые навыки и вдохновлять людей вокруг.
«Я хочу принадлежать к 1% тех, кто создаёт» — эта мысль каждый день мотивировала меня показывать людям свои работы.
Для вдохновения
Я благодарна тем, кто делает видеоуроки и бесплатно выкладывает их на Ютуб. Люди, которые постоянно создают прекрасное сильно мотивировали меня и помогли закончить марафон.
Десять дизайнеров, которые вдохновляли меня на протяжении марафона «100 дней моушн-дизайна»:
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
Анимирование для новичков — поэтапный туториал Статьи редакции
Разбейте процесс рисования на множество мелких этапов и постепенно улучшайте качество работы.
Инди-разработчик экшена Scrabdackle, известный под ником jakefriend, опубликовал на Reddit туториал, в котором рассказал, как анимировать персонажей без продвинутых художественных навыков. Мы выбрали из текста главное.
По признанию Джейка, он обладает недостаточно развитыми художественными навыками. Поэтому стиль своей игры он выстроил на основе нескольких аспектов, которые у него хорошо получаются — пиксель-арт с толстыми контурами и плоскими однотонными объектами. Несмотря на ограниченные художественные навыки, автор нашёл способ быстро анимировать игровые объекты.
Разработчик советует начинать рисовать с плохих, но простых набросков. Затем постепенно улучшайте рисунок шаг за шагом. Постарайтесь разбить весь процесс на несколько небольших этапов, чтобы последовательно улучшить свою работу.
На этом этапе не стремитесь рисовать качественно. Ничего, если набросок выглядит совсем плохо — со временем вы его сильно переработаете. Вы можете рисовать прямо на бумаге, чтобы максимально ускорить процесс.
В бумажном эскизе вы должны передать идею персонажа. В этом примере автор хотел изобразить «злой огненный шар», который парит в воздухе. Разработчик добавил объекту лицо, чтобы выразить его эмоции и личность.
Всё ещё не стремитесь делать это качественно. На этом этапе очень важно найти правильный масштаб для объекта — вы точно не хотите анимировать персонажа, а потом обнаружить, что он не подходит к размерам остальных игровых элементов.
Начинайте рисовать прямо на скриншоте своей игры рядом с главным героем — это позволит вам сразу же встроить объект в контекст. В первую очередь нарисуйте самую крупную форму, например, силуэт огненного шара.
На этом этапе Джейк решил, что у персонажа должно быть внутреннее шарообразное тело, которое покрывают языки пламени. Автор признался, что отрисовка заняла лишь несколько минут работы в Aseprite.
Ничего, если объект выглядит недостаточно хорошо. Рисуйте все нужные элементы, ориентируясь на изначальный эскиз. Для удобства разместите их на разных слоях.
На этом этапе Джейк нарисовал тело шара, глаза, ухмылку и пламя. Чтобы создать тело он применил следующий подход — автор быстро рисовал круг, а затем отменял действие, если форма не соответствовала задумке. По его словам, он потратил минуту, чтобы нарисовать около 50 вариантов шара. В итоге один из них подошёл.
Глаза он создал таким же образом — просто рисовал одни и те же линии снова и снова, пока они не перестали выглядеть плохо.
Но для создания огня такой вариант не подходит — он состоит из сложных форм, поэтому невозможно сделать его красивым парой простых движений. Помните, что рисунок не должен быть идеальным — даже некрасивые формы подойдут для начальных этапов. Затем вы сможете исправить и дополнить рисунок.
Не боитесь менять изначальный эскиз, если это действительно нужно. Джейк советует не тратить много времени на перерисовку элементов, которые вам не нравятся. Например, он решил не переделывать огонь, а нарисовать несколько вариантов и объединить их в анимацию.
Также разработчик решил сделать анимацию короткой — всего из трёх кадров. Автор признался, что его пугала необходимость рисовать движущийся огонь. Поэтому он разбил этот процесс на более мелкие задачи — наметил точки, до которых должны доходить языки пламени.
В результате у Джейка получилась слишком быстрая анимация. К тому же языки пламени вышли чрезмерно острыми и неестественными. Третья проблема, которую отметил автор: в некоторых местах анимация выглядит рваной — разница между кадрами слишком большая.
СоветыЯ хочу стать мультипликатором — что дальше?
Профессионалы о том, как приобрести необходимые навыки
Текст
Иногда кажется, что рисованных мультфильмов на экранах почти не осталось: их место полностью заняла 3D-анимация, предоставив 2D-анимации фестивали в качестве единственной площадки. Look At Me отыскал влюблённых в своё дело аниматоров, уверенных, что 3D-анимация не может скинуть с арены нарисованные мультфильмы.
Шон Макглинчи, работавший на Disney и Warner Brothers и преподающий сегодня анимацию в Лондоне, интерн Disney Надя Мира и московский художник-аниматор Илья Шекиладзе рассказали о том, что нужно знать человеку, решившему связать свою жизнь с миром анимации, и дали несколько полезных советов начинающим.
Где учиться
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова, факультет анимации и мультимедиа
Школа компьютерной графики Scream School, факультет «Анимация»
Французская школа анимации L’Emca
Канадская школа анимации, искусств и дизайна Sheridan College Institute
Французская школа анимации
La Poudrière
Шон Макглинчи о том, что нужно много
рисовать и смотреть кино
Шон Макглинчи
Shaun McGlinchey
Аниматор спецэффектов, старший преподаватель на курсе «Анимация» Вестминстерского университета в Лондоне
Я не читал никаких книг об анимации, я смотрел фильмы: анимационные и художественные. И рисовал. Я очень любил рисовать. Вот и вся история. Всё просто: чтобы стать аниматором, нужно уметь рисовать.
Нельзя сказать, что учиться на аниматора необходимо. В своё время я знал множество людей, приходивших на студии без специального образования, будучи отличными художниками. Сегодня всё немного по-другому. На студиях от тех, кто приходит устраиваться на работу, ждут, что у них есть какой-нибудь диплом. Теперь аниматор должен обладать определёнными техническими знаниями и уметь пользоваться необходимыми программами. Даже нарисованная анимация сейчас почти всегда рисуется не карандашом на бумаге, а на планшетах. Вы могли встретить людей, которые говорят: «рисованная анимация скоро умрёт», но я не из таких. Рисованная анимация меняется, а не умирает. Нарисованные мультики с помощью новых технологий переносятся на другую платформу, вот и всё. Disney недавно сделал отличный нарисованный короткометражный мультфильм Paperman, например.
В то же время я знаю людей, которые говорят «я никогда не сяду за компьютер и всё буду делать от руки», но и эта точка зрения кажется мне неперспективной. Аниматор всегда должен будет уметь рисовать, но компьютер может помочь решить многие проблемы и значительно ускорить процесс.
Чтобы начать карьеру аниматора, надо прийти на студию, устроиться туда интерном или хотя бы на должность принеси-подай. На Disney и Pixar просто так не устроиться, конечно, прежде надо поработать где-нибудь ещё, например, в рекламе или в телесериалах. Мне очень повезло когда-то попасть в одну из самых больших на тот момент рекламных компаний в Лондоне — это был мой первый опыт. Так я обзавёлся знакомствами. Когда знаешь всех в индустрии, становится проще – кто-то ищет аниматора, через твоих друзей эта информация доходит до тебя, и вот ты уже получаешь новую работу. В какой-то момент я и оказался на студии Disney.
Сейчас я преподаю в нескольких университетах Лондона, но будь у меня возможность выбирать, куда пойти учиться, я бы выбрал университет Gobеlins в Париже. Я работал со многими людьми, закончившими это учебное заведение, и они были просто потрясающие.
Что читать
«Энциклопедия отечественной мультипликации»
«Волшебники экрана. Эстетические проблемы современной мультипликации»
Richard Williams
The Animator’s Survival Kit
The Illusion of Life: Disney Animation
Animation: from Scripct to Screen
The Human Figure in Motion
Thinking Animation: Bridging the Gap Between 2D and CG
«Мудрость вымысла: Мастера мультипликации о себе и своем искусстве»
Многие из книг можно скачать здесь:
Надя Мира о том, что заниматься 2D-анимацией глупо, если подумать, но иногда лучше не думать
Надя Мира
Дизайнер персонажей, интерн в Walt Disney Animation Studios
В 16 лет я поступила во ВГИК и проучилась там три года. Это был очень неудачный опыт: как художника меня там почти погубили. Я думала, что не буду рисовать и не буду заниматься анимацией, потом чудом попала на дом учиться к Саше Дорогову, диснеевскому аниматору, который после закрытия студии во Флориде вернулся в Москву. Всё это время я одновременно работала, а к 22 годам выучила экстренно французский и поступила в Gobеlins, лучшую европейскую школу анимации в Париже. Этим летом учусь на Disney Animation Studios, хоть и фигурирую как employe и зарплату мне тут платят, но это именно тренинг. В январе по обмену поеду в Calarts, Калифорнийский институт искусств, самую успешную школу анимации в мире, делать свой дипломный фильм.
В прошлом апреле я работала как 2D-аниматор над короткометражным фильмом Тома Хогомэта (Tom Haugomat) и Бруно Манжиокю (Bruno Mangyoku) Nuisible («Вредитель») — они довольно известные во Франции режиссёры нового поколения. В России от меня остались 2D-вставки «Фиксиков» и дизайн и аниматики первых эпизодов. Задала стиль вроде, поэтому очень злилась, когда их у меня отобрали.
Рисовать нужно не час в день, не три часа в день, а всю жизнь без перерыва
Главные качества любого аниматора: усидчивость, открытость миру и жажда к исследованию, способности к рисованию, обучаемость, аналитический ум и крутота. Рисовать нужно не час в день, не три часа в день, а всю жизнь без перерыва. Чтобы научиться рисовать так, как анимировали лучшие аниматоры, нужно очень много вложить. Работа почти любого звена в производстве анимационного фильма адски сложная и требует постоянного развития. Я считаю анимацию не столько искусством, сколько посланием свыше. Самое важное тут — просто быть крутым, не врать и не бояться.
По моему личному мнению, для начинающего мультипликатора важно бежать и не оглядываться. Я знаю таких тусовщиков русских, которые работу имеют потому, что затусовались с теми, кто бюджеты «пилит», а на деле ничего не умеют, ничего особо не хотят, кроме как «самовыражаться» и собственно тусоваться, некоторые даже не самовыражаются, просто тусят. Я никогда ни с кем не знакомилась, а работала так, чтобы со мной знакомились. Может, это эффективнее и честнее?
Как начать рисовать мультфильмы: рассказывают аниматор и мультипликатор
Вы также можете прочесть эту статью на английском языке (in English).
Работать в области мультипликации – удивительное дело. И мне повезло, что я могу заниматься созданием мультфильмов. В детстве об этом мечтали все.
Я из Москвы, сейчас живу в Париже и работаю иллюстратором и аниматором удалённо в США, России и Гонконге. По образованию я – программист. Мои родители сомневались, что, будучи художницей, можно будет заработать, и попросили меня окончить университет и получить образование, которое мне точно поможет найти работу. На программиста я отучилась, но дальше ничего из этого не вышло, потому что я не хотела быть программистом. Художественного образования у меня нет: в специализированные кружки или художественную школу в детстве я не ходила, потому что у моей семьи не было финансовой возможности. Поэтому рисовать я училась сама интуитивно. Серьёзно занялась рисованием в конце 2012 года, пока училась в университете, и поняла – благодаря мнению окружающих и публикации в интернете моё творчество «годно» и, возможно, у меня есть путь художника. Самообучение было тяжело совмещать с тяжёлой учёбой в технологическом. Поэтому, когда я окончила вуз, я сидела год дома и рисовала портфолио каждый день, чтобы найти свою работу мечты. Мне пришлось пройти через критику, отказы, моменты самобичевания, прежде чем я нашла работу в Америке и в студии в Москве. Тогда появились уверенность и понимание, что всё не зря.