Мусорная реформа что это такое
Хаос мусорной реформы: кому она нужна и сколько нам придется платить?
Существующая система обращения с отходами угрожает безопасности жизнедеятельности населения, но пока реформа не меняет ее, а лишь ложится финансовым бременем на плечи собственников недвижимости
Зачем нужна мусорная реформа?
Необходимость реформы обусловлена экологическими проблемами. На территории России находится более 60 млрд тонн мусора, и площадь свалок продолжает расти. В стране насчитывается более 14 тыс. крупных мусорных свалок (не считая несанкционированных стихийных). Их площадь — более 4 млн га. Это как четыре острова Кипр. По данным Гринписа России, «каждый россиянин отправляет на свалку 400–500 кг мусора в год. Если бы из мусора, который жители России выбрасывают за год, построили башню шириной метр на метр, то по ней можно было бы добраться до Луны». При этом 94% мусора не подлежит переработке, т.е. отходы накапливаются и занимают все больше территории. По мнению экологов, в течение десяти лет площадь свалок увеличится в два раза.
В 2018 г. мусорная проблема обострилась. Граждане выступили с массовыми протестами и митингами сразу в нескольких регионах страны. Газета «Коммерсантъ» провела исследование и опубликовала «мусорный атлас», в котором представлены экологические конфликты в России из-за неправильного обращения с отходами. По результатам этого исследования обнаружилось, что в основном жители регионов жалуются на неприятный запах, постоянное превышение предельно допустимой концентрации вредных веществ в атмосфере и выражают справедливое нежелание жить по соседству с мусорными свалками. По данным РБК, 3 февраля 2019 г. протесты против мусорных свалок состоялись в 25–30 регионах России. Предполагается, что мусорная реформа должна решить эту проблему.
Как возникла мусорная проблема?
Советская система обращения с мусором считалась одной из самых эффективных. Существовали пункты приема металлолома, макулатуры, стеклотары и др. К тому же в то время отходов было меньше, так как продуктов массового потребления объективно было меньше. Да и состав отходов был другим, в том числе тара из пластика не была столь распространена.
После распада СССР настала эпоха массового потребления, повлекшая стремительный рост количества отходов. Распространение получил пластик. Сбором вторсырья занимались уже реже. Строящееся государство было занято решением экономических проблем, а вопросами сбора и утилизации мусора на высоком уровне не занимались. Так стали появляться стихийные мусорные свалки, которые гнили и горели.
До 2011 г. сбором и захоронением отходов занимались компании, получившие специальные лицензии. Затем лицензии отменили. Функции по обращению с мусором перешли к мелким предпринимателям, которые для видимости имели договоры с лицензированными полигонами, а фактически вывозили мусор на несанкционированные свалки. Рост числа таких свалок, в том числе вблизи населенных пунктов, и спровоцировал людей в 2018–2019 гг. на протесты.
В чем суть мусорной реформы?
Реформа стартовала с 1 января 2019 г.
Цели реформы сводятся к (1) ликвидации несанкционированных свалок, (2) сокращению числа мусорных полигонов, (3) строительству комплексов по обработке и утилизации отходов, (4) увеличению доли переработки твердых коммунальных отходов.
Предполагается, что цели реформы будут достигнуты посредством (1) передачи всей цепочки обращения с мусором – от сбора до утилизации – под контроль региональных операторов, статус которых определяется по итогам конкурсного отбора, (2) жесткого контроля за сдачей отходов компаниями, (3) раздельного сбора мусора, (4) строительства мусоросортировочных станций и заводов по утилизации отходов, (5) ликвидации старых свалок.
Кроме того, реформа призвана избавить страну от «мусорной мафии» и несанкционированных свалок в лесах и оврагах. Планируется, что мусорные полигоны превратятся в современные высокотехнологичные комплексы. Стихийные мусорные свалки рядом с жилыми районами будут ликвидированы, земли будут восстановлены, и на месте бывших свалок будет создаваться городская инфраструктура.
Кто должен платить за вывоз мусора по новой системе?
Платить будут все: и жители многоквартирных домов, и дачники, и организации.
Если у гражданина имеется в собственности несколько квартир или домов, то он должен оплачивать услугу по всем адресам, а не только по тому, где он проживает.
Стоимость услуги составит 120–130 рублей в месяц с человека. И повлиять на эту стоимость или отказаться от оплаты нельзя.
Также нельзя отказаться от заключения договора на вывоз мусора с региональным оператором. Согласно статье 6.21 КоАП Московской области отсутствие у собственника такого договора карается штрафом в размере 5 тысяч рублей для граждан, 50 тысяч – для должностных лиц и 300 тысяч – для юрлиц.
Важно. Ранее услуга по сбору твердых бытовых отходов была включена в общедомовые нужды. Сейчас она будет исключена из состава жилищных услуг, и населению не придется платить дважды. Плата за эту услугу начнет взиматься отдельно, как за воду и электричество.
Если в квитанции строка «Содержание жилья» не изменилась, то необходимо направить в управляющую организацию претензию об исключении платежа и о перерасчете начислений. В случае если в течение трех дней управляющая организация не отреагировала на претензию и не произвела перерасчет, необходимо обратиться в Госжилинспекцию, которая произведет перерасчет и начислит компенсацию.
Как и кем формируется тариф оплаты новой услуги?
Тарифы оплаты услуги по обращению с коммунальными отходами устанавливают регионы: они имеют право взимать плату как с квадратного метра, так и с проживающего в квартире человека. Большинство регионов рассчитывают тарифы исходя из количества прописанных в квартире, методику взимания платы с квадратного метра используют реже.
Тариф можно оспорить посредством обращения в прокуратуру, антимонопольный орган и суд.
Можно ли получить льготы?
В отдельных случаях собственник вправе рассчитывать на перерасчет, например если он находился в отъезде. Для этого региональному оператору направляется справка с места пребывания и заявление с просьбой о перерасчете стоимости за период отсутствия по месту регистрации. В квитанции следующего месяца будет указана сумма с учетом вычета. Однако при начислении платы за обращение с коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения перерасчет сделать нельзя. Законодательством такой порядок не установлен.
Для некоторых категорий граждан предусмотрены льготы в виде компенсации на оплату жилищных и коммунальных услуг. К ним относятся:
Региональная власть может вводить свои субсидии на оплату за обращение с отходами для определенных категорий граждан. Так, например, в Московской области люди старше 80 лет освобождены от платы за уборку мусора, неработающим пенсионерам до 70 лет предоставляется скидка по тарифам в размере 30%, а от 70 до 80 лет – 70%.
Почему мусорные баки переполнены и что с этим делать?
В новогодние праздники мусорные контейнеры во многих регионах страны оказались переполненными, а в некоторых регионах остаются таковыми и по сей день.
Обязанность вывозить мусор возложена на регионального оператора. Значит, если контейнер переполнен, жалобу необходимо направить именно ему.
Количество и место размещения контейнерных площадок определяет муниципалитет. Потому туда надо жаловаться в случае дефицита контейнерных площадок или несогласия со схемой их размещения.
Обеспечение надлежащего состояния общедомового имущества и придомовой территории является сферой ответственности управляющей компании. В случае ненадлежащего состояния контейнерной площадки следует обращаться в Госжилинспекцию с жалобой на бездействие управляющей компании.
Можно говорить о том, что в сложившейся ситуации с переполненными контейнерами виноваты все и никто. И все-таки вывозить мусор обязан региональный оператор, который выиграл конкурс и обязался в срок убирать мусорные кучи у подъездов.
Во время новогодних праздников Минприроды заявило, что «сложности с вывозом мусора в период длинных праздников точечно есть в разных регионах. Это было всегда. И связывать с реформой возникшие проблемы не совсем корректно. Мусорный коллапс обусловлен повышенной нагрузкой на службы, которые занимаются вывозом и утилизацией мусора».
Однако праздники прошли, а мусор остался. Возможно, это связано с тем, что мусорные полигоны закрываются, а новых заводов по утилизации и переработке отходов по-прежнему нет. Выходит, операторам некуда вывозить мусор. Они везут его на другие, отдаленно расположенные полигоны. Но это требует дополнительного времени и затрат. А потому операторы просто не справляются.
Изменилось ли что-то в обращении с мусором?
Реформу начали с уничтожения конкуренции на рынке вывоза мусора в пользу специальных операторов. В первую очередь было решено ликвидировать старые свалки и лишь затем строить заводы по переработке отходов. Однако непонятно, как это должно работать, ведь если закрывать свалки (а они уже закрываются), то куда вывозить мусор?
В большинстве регионов инфраструктуры для реализации реформы нет. И речь идет даже не о строительстве современных предприятий по переработке отходов, а об установке контейнеров для раздельного сбора мусора.
Более того, население не привыкло сортировать отходы. Это требует дополнительных усилий, ведь для разделения мусора человек вместо одного ведра должен иметь пять – для стекла, пластика, металла, бумаги и пищевых продуктов. К тому же содержание этих ведер должно высвобождаться в соответствующие уличные контейнеры, которые не всегда легко найти в своем дворе, районе или даже округе.
Несмотря на то что по новому закону за обращение с мусором отвечают региональные операторы, на деле как были подрядчики и субподрядчики, так они и остаются. Только теперь их нанимают операторы, а не управляющие компании. При этом операторами, вероятно, становятся компании, аффилированные с местными администрациями, что не способствует борьбе с коррупцией.
Кроме того, задача по формированию тарифа оплаты коммунальной услуги передана региональным властям, и он может рассчитываться исходя из количества как квадратных метров, так и проживающих в помещении граждан. Потому тарифы могут различаться: в одном регионе он может быть выше, в соседнем – ниже. И это вызывает некоторую напряженность.
Казалось бы, логичными шагами в ходе реализации реформы были бы строительство заводов, оборудование дворов специальными контейнерами, доведение до населения информации о раздельном сборе отходов и о том, для чего устанавливаются высокие цены на услугу по обращению с мусором. Однако такие меры не принимаются.
Главной проблемой реформы является то, что гражданам придется платить больше. При этом положительные результаты пока не видны. В некоторых регионах о реформе узнают только из квитанций. Увеличение платы за вывоз мусора будет следующим 1 :
Так нужна ли мусорная реформа?
Изменение системы обращения с отходами однозначно необходимо, так как сейчас она рождает серьезные экологические проблемы, угрожает пожарной безопасности и в целом безопасности жизнедеятельности населения. Однако мусорная реформа в том виде, в котором она существует на текущий момент, не решает эти проблемы. Она лишь ложится финансовым бременем на плечи собственников недвижимости и обогащает компании, которые находятся под контролем местных администраций, и при этом система обращения с мусором не меняется.
1 Шестакова Е. Мусорная реформа. Как решается проблема утилизации отходов // Финансовая газета. 2019. № 13. С. 7–9.
С трудом перерабатываемые отходы
Мусорная стратегия
По данным публичной правовой государственной компании «Российский экологический оператор» (ППГК РЭО), ежегодно в России образуется порядка 65 млн т твердых коммунальных отходов (ТКО) – примерно 450 кг на человека. При этом вторично в хозяйственный оборот вовлекается не более 10% ТКО, остальное направляется на свалки. Для сравнения: в Германии, Австрии, Швейцарии и ряде европейских стран во вторичное производство уходит не менее 50% отходов.
Самым проблемным регионом с точки зрения утилизации ТКО остается Московская область. Вопрос мусорных свалок Подмосковья поднимался еще в 2017 г. во время прямой линии с президентом. Тогда жители Балашихи пожаловались Путину на ужасную экологическую ситуацию в районе полигона «Кучино», куда отходы свозили со всей Москвы. Вскоре местные власти закрыли и этот полигон, и еще несколько свалок. Однако выросла нагрузка на другие объекты. Например, на полигон «Тимохово», в 2017 г. принявший около 600 000 т отходов, в 2019 г. было отправлено уже в 1,5 раза больше – 930 000 т.
Одна из основных причин отставания России от европейских стран – отсутствие организованной системы раздельного сбора отходов, а также их последующей обработки, утилизации и обезвреживания. В СССР система заготовки и переработки вторичного сырья функционировала вполне сносно. Достаточно вспомнить пункты сбора макулатуры и металлолома, стеклотары, утильсырья. В постсоветские времена эта система была практически полностью ликвидирована. При этом товаров люди стали потреблять больше, формат их упаковки сильно изменился и количество отходов существенно выросло.
Проблему российские власти пытаются решить давно. Еще в 2013 г. Министерство природных ресурсов и экологии (Минприроды) утвердило Комплексную стратегию обращения с ТКО. Была обозначена цель: сократить объемы ТКО, направляемых на захоронение, вовлекать в хозяйственный оборот как можно больше содержащихся в отходах компонентов – органику, металл, бумагу, стекло, пластик, текстиль, изношенные автомобильные шины. Предлагалось использовать механизмы экономики замкнутого цикла, согласно которым отходы должны перерабатываться и использоваться заново. По замыслу авторов стратегии такой подход должен не только сберечь первичные ресурсы, но и улучшить экологию, уменьшив количество мусорных полигонов.
Приоритеты стратегии обращения с ТКО
максимальное использование исходных сырья и материалов
предотвращение образования отходов
сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования
обработка (предварительная подготовка) отходов для утилизации (использования)
утилизация (использование) отходов
другие операции в целях вовлечения отходов в хозяйственный оборот
обезвреживание отходов
размещение (хранение и захоронение) отходов в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Стратегия рассчитана на период до 2030 г. К этому моменту предстоит усовершенствовать законодательство и механизмы регулирования деятельности по обращению с ТКО, создать материально-техническую базу, разработать методическое и информационное обеспечение. Однако, судя по темпам, которыми идет реформа сейчас, завершить ее к установленному сроку вряд ли удастся.
В конце 2014 г. в рамках исполнения стратегии были приняты поправки в закон «Об отходах производства и потребления», которые должны были дать старт мусорной реформе. Но их вступление в силу сразу же отложили, чтобы регионы смогли подготовиться к новым правилам. В частности, разработать и принять территориальные схемы обращения с отходами, в которых должны быть данные обо всех свалках (в том числе скотомогильниках) и маршрутах перевозки отходов, утвердить тарифы на вывоз мусора для жителей, выбрать регионального оператора (одного или нескольких), который обслуживал бы весь цикл работы с отходами – их вывоз, сортировку, утилизацию, обезвреживание и захоронение.
Закон вступил в силу только 1 января 2019 г., именно эту дату и принято считать началом мусорной реформы. Но в трех городах – Москве, Севастополе и Санкт-Петербурге – начало реформы сразу же отложили до 2022 г. Официальная причина: в городах запрещено создавать полигоны для мусора, а поскольку указанные три города федерального значения являются субъектами РФ, они вынуждены договариваться с другими субъектами, чтобы вывозить отходы туда. Но, например, соседнее со столицей Подмосковье и без того превращено в огромную свалку. Предполагалось, что три года отсрочки дадут возможность создать современную инфраструктуру на соседних с федеральными городами территориях. Однако, как полагает депутат Госдумы Алексей Куринный, перенос реформы в этих городах обусловлен просто желанием властей сохранить там спокойную обстановку, «чтобы не было социальных взрывов из-за резкого роста тарифов за вывоз мусора».
Бесполезные схемы
Согласно закону об отходах в каждом регионе должны были появиться региональные операторы, отвечающие за весь «жизненный цикл» мусора – от контейнера до полигона. Выбираются региональные операторы местными властями на конкурсной основе. Число таких компаний зависит от того, на сколько зон обслуживания поделен регион. Например, в Ивановской области только одна зона, а в Краснодарском крае – одиннадцать. Заключить договор с региональным оператором теперь обязаны все без исключения жители частных и многоквартирных домов, а также организации.
«Раньше мусор нередко вывозился в ближайший карьер, овраг, сбрасывался в лес или даже на обочины. Смысл реформы отрасли в том, что региональный оператор сам определяет места, куда везти отходы, будь то сортировочный комплекс или полигон», – поясняет Руслан Губайдуллин, исполнительный директор ассоциации «Чистая страна», в которую входят региональные операторы и другие компании индустрии обращения с отходами. Оператор выбирает перевозчика, который получит деньги за работу только тогда, когда довезет мусор до указанной точки. При этом оператор обязан отправлять мусор только на лицензированный объект (свалку или пункт сортировки), включенный в территориальную схему обращения с отходами – своего рода карту с подробным описанием всех объектов мусорной инфраструктуры в конкретном регионе.
Иными словами, реформа предполагала, что все мусорные потоки будут просчитаны и строго учтены, ведь логистика перевозки отходов учитывалась при расчетах тарифов на вывоз отходов. На деле территориальные схемы приняли в спешке. «В них нет реального расчета объемов мусорообразования, нет сведений об источниках происхождения отходов, о логистике перемещения отходов. Как следствие, неправильно рассчитаны тарифы на вывоз мусора для потребителей», – отмечает заместитель председателя общественного совета при Минприроды Александр Закондырин.
Требования закона о конкурсном отборе региональных операторов тоже зачастую были выполнены формально. Мало в каких регионах на конкурс поступило больше одной заявки, в результате 10-летние контракты местные власти заключали с единственным возможным поставщиком услуг на безальтернативной основе и в отсутствие конкуренции. При этом роль самого института операторов до сих пор не до конца понятна. «Есть сомнения в необходимости регионального оператора. Фактически это лишнее звено, которое только собирает деньги, но его функции туманны», – считает Ольга Сибирцева, замдиректора ООО «Экон», занимающегося вывозом отходов.
Мусорные страсти
Раньше за вывоз мусора жители многоквартирных домов платили управляющей компании (УК), соответствующая услуга была зашита в статью расходов «Содержание и текущий ремонт дома», а та – транспортной организации, вывозящей мусор, которая сама решала, куда его везти. Теперь вывоз мусора превратился в отдельную коммунальную услугу. В платежке за услуги ЖКХ появилась новая строка: «Обращение с ТКО». Иногда в зависимости от региона плательщику и вовсе может приходить отдельная квитанция.
В среднем по стране платежи за вывоз мусора выросли с 70–80 до 150 руб. с человека в месяц. Причина – изменившаяся система расчетов оплаты. Раньше тариф определялся с учетом площади жилого помещения, с началом реформы в каждом регионе были утверждены свои нормативы образования отходов и тарифы на их вывоз. Из-за некорректного расчета количества образующихся отходов нормативные показатели могут отличаться даже у ближайших регионов. Например, в Приморском крае тарифы рассчитываются исходя из 172 кг мусора на человека в год, а в Амурской области – 671 кг. Почему в Амурской области мусорят, по мнению властей, почти в 4 раза больше, остается загадкой.
Особенно болезненной реформа оказалась для владельцев частных домов, которые теперь тоже обязаны заключать договоры на вывоз мусора с региональными операторами. Раньше собственники домов платили существенно меньше, чем жители городских многоэтажек, да и мусор могли выбрасывать сами – например, в контейнеры по пути на работу в город.
Рост тарифов привел к тому, что население стало бойкотировать мусорные квитанции. В 2019 г. региональные операторы по всей стране выставили к оплате физическим и юридическим лицам счетов на общую сумму 151,3 млрд руб. Оплачено было 117,6 млрд. То есть долг по итогам года составил 33,7 млрд руб., из них 26 млрд как раз задолженность жителей. К весне 2020 г. общая сумма долга перед операторами по всей стране, по данным ППГК РЭО, достигла 50 млрд руб.
Недовольство жителей многих регионов вызвало и то, что реформа, призванная уменьшить объем отходов, привела к еще большему захламлению мусорных площадок и прилегающих к ним территорий. Дело в том, что новое законодательство не закладывает в тариф на вывоз мусора средства на содержание во дворах контейнерных площадок, их уборку и дезинфекцию. Органы местного самоуправления согласно новому закону обязаны создавать и содержать контейнерные площадки, вести реестр и определять схему размещения мусорных баков. И теперь порядок на площадке зависит исключительно от властей: где-то чисто, где-то свалка.
«Раньше жители платили УК, которая нанимала дворников. Теперь расходы на вывоз мусора исключены из тарифа УК, – комментирует Андрей Худолеев, юрист Московской областной общественной организации содействия охране окружающей среды и контролю в ЖКХ. – При этом закон не обязывает операторов, которые получают деньги за вывоз отходов, убирать саму мусорную площадку и ее окрестности. Жители на общем собрании могут принять решение о включении расходов на содержание контейнерных площадок в состав тарифа на содержание и ремонт. Но вряд ли они согласятся, ведь получится двойная оплата за мусор».
Массовые жалобы населения на срыв графика вывоза мусора и захламленность контейнерных площадок становятся поводом для расторжения договоров региональных операторов с мусоровывозящими компаниями. Те, в свою очередь, винят во всех бедах операторов, которые задерживают оплату услуг по вывозу отходов. А операторы свою позицию аргументируют тем, что при плохой платежной дисциплине потребителей они и сами оказались не в состоянии оплачивать услуги подрядчиков – тарифы мусоровывозящих компаний составляют примерно 400 руб. за 1 куб. м мусора.
Один из многочисленных громких конфликтов произошел в мае этого года в Мурманске. Оператор «Управление отходами» начал расторгать договоры с мусоровывозящей компанией «Орко-инвест» – по словам замдиректора мурманского филиала АО «Управления отходами» Виталия Измайлова, из-за того, что «Орко-инвест» нарушал, в частности, согласованный график вывоза отходов». Накануне голосования по поправкам в Конституцию рабочие «Орко-инвеста» записали видеообращение к Путину с просьбой вмешаться и не допустить увольнения 130 работников компании. Не помогло: в августе оператор расторг с подрядчиком последний из заключенных ранее договоров.
Кто кого
Захламление пунктов сбора мусора только способствует накоплению долгов: люди видят замусоренные площадки и отказываются платить за вывоз отходов. А операторы жалуются на то, что им сложно взыскать долги, потому что у них отсутствует доступ к персональным данным неплательщиков.
В Госдуму внесен проект изменений в закон «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства». Как надеются участники рынка, принятие поправок позволит получить доступ к персональным данным и взыскивать задолженность по суду. Однако закон вряд ли решит проблему кардинально. При взыскании даже годового долга с конкретного жителя судебные расходы и госпошлина могут превышать сумму самого долга. Не говоря уже о том, что операторам придется содержать штат юристов. Практика взыскания долгов за вывоз мусора с физических лиц в судах вряд ли станет массовой, полагают юристы.
Теоретически региональным операторам проще заключать договоры не отдельно с каждым жителем многоквартирного дома, а с УК, которые и будут взыскивать долги. Однако далеко не все УК к этому готовы, ведь формально УК к мусору не имеют отношения и не администрируют соответствующие платежи. Впрочем, в некоторых регионах, как, например, в Подмосковье, УК эти функции фактически навязываются. «Заключается трехсторонний договор между УК, единым информационно-расчетным центром (ЕИРЦ) и региональным оператором, – рассказал директор подмосковной УК «Квадрометр» Антон Жуков. – По договору ЕИРЦ в рамках организации начислений и сбора платы за жилые помещения, коммунальные и иные услуги обязуется формировать платежки с включением в них строки «Обращение с ТКО». При этом региональный оператор заключил с УК дополнительное соглашение о том, что с жителями-должниками работает сам. Однако на практике он этого не делает. А долги жителей требует с УК».
По словам представителей ППГК РЭО, сейчас Федеральной антимонопольной службой обсуждается вопрос долгосрочного планирования инвестиционных надбавок к тарифам на вывоз мусора. Так что, возможно, жителей страны ждет очередное повышение цен на утилизацию отходов. «Тарифы повысить можно. Но собираемость платежей и так очень низкая. Так что стоит искать другие возможности для инвестиций внутри уже действующих тарифов. Например, сократить транспортные издержки. Ведь в существующем тарифе до 70% расходов приходится именно на перевозку мусора», – считает Худолеев.
План не утвержден
«Первый этап реализации мусорной реформы можно считать завершенным. Региональные операторы приступили к своей деятельности, следовательно, система сложилась и заработала», – заявил в конце августа заместитель гендиректора ППГК РЭО Сергей Королев. Однако проблемы захламления мусором и отсутствия вторичной переработки по-прежнему не решаются. «Никаких мер стимулирования организации раздельного сбора мусора с последующей переработкой отходов в законе мы не увидели», – подчеркивал ранее координатор проекта ОНФ «Генеральная уборка» Дмитрий Миронов.
Один из возможных путей решения проблемы – создание экотехнопарков, промышленных кластеров, специализирующихся на сортировке, вторичной переработке и утилизации отходов. Термин «экотехнопарк» впервые был введен в «Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 г.», утвержденной правительством в 2018 г.
К 2030 г. в России планируется создать и запустить в эксплуатацию 70 экотехнопарков. По подсчетам Минпромторга, на реализацию всех включенных в стратегию планов потребуется 5 трлн руб. Деньги на создание инфраструктуры предлагалось получать за счет экологического сбора, который должны были платить импортеры и производители (исчисляется платеж с тех продуктов и упаковок, которые после использования потребителем станут мусором). По прогнозам Минприроды, объем экологического сбора должен был составлять до 30 млрд руб. По прогнозам Минприроды, в год от экологического сбора в бюджет страны должно было поступать более 100 млрд руб. Однако реально этот сбор приносит только 2–3 млрд руб.
Как показала проверка исполнения законодательства об обращении с отходами, «создание сети экотехнопарков осуществляется низкими темпами». В отчете контрольного управления президента отмечено, что план по реализации стратегии не утверждается на протяжении двух лет, контроль и мониторинг исполнения ее положений не ведется.
Пока сократить мусорные полигоны планируется с помощью мусоросжигания. В конце 2019 г. Госдума приняла закон, который уравнял понятия «переработка» и «сжигание» мусора. То есть теперь нет разницы между вторичным использованием отходов и их уничтожением. Участникам рынка такой подход дает определенную свободу действий. В частности, теперь средства, собранные за счет экологического сбора, пойдут не только на организацию переработки мусора, но и на строительство мусоросжигательных заводов.
Сейчас четыре завода общей мощностью переработки 700 000 т отходов в год строятся в Подмосковье и один – на 550 000 т – в Татарстане. Предполагается, что заводы заработают до конца 2023 г. Проект общей стоимость более 150 млрд руб. реализует компания «РТ-инвест». В мае 2020 г. «Ростех», «Росатом» и ВЭБ.РФ заключили соглашение о строительстве в городах с населением не менее 500 000 человек, а также в крупных туристических центрах России еще не менее 25 мусоросжигательных заводов. Точные адреса пока не определены, сроки строительства тоже. Ранее одним из мест будущего строительства назывался район Сочи.
По словам замдиректора «РТ-инвеста» Валерия Петросяна, в мире действует более 1500 заводов, аналогичных тем, что планируется создать в России. В том числе в черте крупных городов, рядом с жилыми домами. И протестов у местных жителей это не вызывает. «Мы должны следовать примеру развитых стран и отказываться от захоронения мусора, потому что свалки – это химические бомбы замедленного действия. Все отходы должны перерабатываться», – считает Петросян.