Музыкальный стиль ска что это
Субкультуры. Ска — гимн рабочих окраин
|
Большой популярностью пользовались представители Нью-Орлеанской сцены, например, Луи Джордан и Фэтс Домино. Хит-сингл Домино «Be My Guest» своим ритмом напоминал ямайские менто и калипсо, а потому особенно почитался местной публикой. Так нью-орлеанский блюзмен, сам того не подозревая, стал одним из основоположников нового музыкального стиля.
Исконные Руд-бои в аэропорту Кингстона, Ямайка, середина 60-х. Источник
Первые ямайские Руд-бои на танцах в трущобах Кингстона, начало 60-х. Источник
В начале Шестидесятых происходят два события, повлиявших на распространение ска по всему миру: в 1962 году Ямайка обретает независимость от Соединенного Королевства, а сама Великобритания понемногу приходит в себя от послевоенной депрессии — растет экономика, появляются новые рабочие места. Однако ситуация в бывшей метрополии никак не влияет на состояние дел на Ямайке, а поэтому поток мигрантов оттуда с каждым годом нарастает: кто-то перебирается в Америку, но большинство в поисках лучшей жизни держит курс на Англию. Легко догадаться, что с собой ямайцы везут и свою культуру, особенно музыку. В США стиль становится популярным после 1964 года, когда на Всемирной выставке в Нью-Йорке одним из основных экспонатов в ямайском павильоне стал именно ска в лице сразу нескольких ансамблей.
Одна из знаменитых саунд-систем — мобильных дискотек на Ямайке, ставших важной частью её музыкальной культуры и ска движения, в частности, ранние 60-е. Источник
|
В Британии к тому времени карибские ритмы уже хорошо известны в молодежной среде: добираясь со своими семьями до места назначения, ямайские подростки легко сходились с английскими сверстниками и знакомили их со своей музыкой. Появление ска совпало с расцветом первой волны мод-культуры, в идеологию которой он отлично вписывался, а потому совсем скоро ska зазвучал во всех заведениях, от небольших клубов северных графств до культовых лондонских Marquee или The Scene, где юные британцы без устали демонстрировали успехи в изучении простых и невероятно задорных движений skank — традиционного ска-танца. Важную роль в популяризации ска сыграл и Blue Beat — небольшой лейбл, созданный мэйджором Melodic Records специально для раскрутки нового музыкального стиля; для ска Blue Beat Records был так же важен, как знаменитый лейбл Motown для американского соула.
Первая волна ска подарила миру множество ярких исполнителей, наиболее значительным из которых был Сесил Бустаманте Кэмпбелл, более известный как Принс Бастер. Музыка появилась в жизни Сесила ещё в детстве, в христианском церковном хоре родного Кингстона. Повзрослев, он ненадолго увлекся боксом, пока не услышал по радио американский джаз, и уже скоро судьба заносит будущую звезду ska в главное место сбора кингстонской молодежи — клуб Glass Bucket, где он становится завсегдатаем, а затем и постоянным резидентом. Также он играет в одной из sound systems — сообществе ди-джеев, ставивших джаз и соул на уличных вечеринках посредством мобильных звуковых установок, перемещаемых по городу на тележках и авто. Для многих жителей Кингстона, не имевших возможность сходить в клуб или кафе, такие «звуковые системы» стали настоящей находкой: танцы можно было устроить хоть в чистом поле.
Легенда ска музыки — Принц Бастер в разные годы в Британии и на Ямайке. Источник
|
Стартовавшая в Шестидесятые сольная карьера подарила Принсу Бастеру не только звучный псевдоним, но и десятки хитовых синглов и спродюсированных релизов других исполнителей. Интересно, что в конце 70-х ему удалось соединить две эпохи ска: немногие помнят, что хит группы Madness «One Step Beyond» был сочинен и впервые записан именно Бастером, да и само название культовой британской команды взято лондонскими кокни из одноименной песни их кумира. Кроме того, Принсу Бастеру посвящен один из главных синглов Madness — «The Prince».
Вклад ямайцев в британское наследие Свингующих Шестидесятых не ограничивается только музыкой: вместе со ска на берега Туманного Альбиона проникла целая субкультура, оказавшая огромное влияние на развитие неформальной культуры в Англии, — движение рудбоев (от англ. Rude boys — «грубые» или «суровые парни»). Своё название ямайские подростки оправдывали на все сто: детство большинства из них прошло в неблагополучном Кингстоне, сформировав соответствующий взгляд на жизнь. Как и некоторые моды, многие рудбои были тесно связаны с уличным криминалом, что только подчеркивало их жесткий образ.
Внешний вид рудбоев, на первый взгляд, не соотносился с атмосферой рабочих окраин и больше походил на образ итальянских гангстеров времен Великой депрессии: стремясь подчеркнуть собственную индивидуальность, молодые ямайцы предпочитали классические костюмы с иголочки в сочетании с белыми рубашками и узкими галстуками. Деталям уделялось особое внимание, например, — носкам ярких оттенков и до блеска начищенным лоферам. В этом смысле рудбоям был близок популярный на рубеже тридцатых-сороковых годов в Нью-Йорке культ овердрессинга, когда бедное черное население Гарлема и прочих неспокойных районов города, отказывая себе во всём, тратило последние деньги на роскошные костюмы и обувь. Классический гардероб рудбои дополняли знаменитой шляпой pork pie, ставшей ключевым элементом их стиля. О пролетарском происхождении напоминали разве что прически, точнее, их отсутствие – гордые молодые представители ямайского рабочего класса брили головы «под ноль».
Многие британские модернисты 60-70-х слушали ска музыку и дополняли свой традиционный mod-look образ элементами руд-бой стиля, такими как черные очки, лоферы и знаменитая шляпа pork pie. Источник
Еще один характерный пример смешения mod-look и руд-бой стилей, обусловленного взаимопроникновением двух культур, Лондон, вторая половина 60-х. Источник
К середине 60-х стало очевидно, что мод-движение больше не может существовать по единым правилам: с каждым годом в субкультуру вливалось всё больше подростков, что делало её частью мейнстрима, с чем категорически не были согласны моды «первой волны». К тому времени уже состоялись первые массовые драки на Bank holidays в Брайтоне, участие в которых было неприемлемо для хранителей исконных мод-традиций. Постепенно менялась и музыкальная сцена: на первый план выходил психоделик-рок, и многие «новые модернисты», поддавшись модным веяниям, оказывались всё дальше от истоков субкультуры.
Демонстрируя неприятие новых тенденций, моды «старой школы» меняли свой стиль, отказываясь от характерных причесок и популярной музыки. Так появились хард-моды, а чуть позже, на волне любви к ска и в виду схожей ментальности, произошло постепенное слияние хард-модов и руд-боев в субкультуру традиционных скинхедов. В этом союзе не было ничего странного: и тех, и других объединяло пролетарское происхождение, бритые головы и, конечно, ска, с этого времени ставшего главной музыкой скинхед движения.
Харрингтон стал частью руд-бой стиля в первой половине 70-х как результат притока в ска-культуру хард-модов и скинхедов. Источник
На стыке двух десятилетий интерес к ска постепенно угасает, но стиль продолжает эволюционировать, результатом чего становится появление новой ямайской музыки — рокстеди. От ска рокстеди отличается более спокойным ритмом 4/4, использованием бас-гитары вместо контрабаса, отказом от духовых секций и повышенным вниманием к клавишным. Изменились и тексты: лирика рокстеди воспевала традиционные ямайские нравственные ценности: любовь к ближнему и труд, что было далеко от ска с текстами о веселом времяпрепровождении. Одной из самых известных рокстеди-групп стал коллектив из Кингстона The Wailers (одно из ранних названий — «The Wailing Rudeboys» — Причитающие Руд Бои), чей лидер Боб Марли, будущий символ Ямайки, в 70-е стал лицом нового карибского стиля, основанного на близких рокстеди идеалах, — регги.
Немногие знают о том, что на заре своей музыкальной карьеры Боб Марли (слева) носил костюм и был руд-боем, исполняя ска со своей группой The Wailing Rudeboys, которая впоследствии стала называться The Wailers. Источник
На фоне расцвета рокстеди и регги в первой половине Семидесятых ска отходит на второй план. К тому же, в моду входят другие направления: «Северный соул», а позже «New Wave» и панк. Изменились и настроения в обществе: из-за экономических проблем и безработицы нарастало неприятие англичан к мигрантам, что в дальнейшем привело к развитию ультраправых настроений среди представителей рабочего класса, и скинхедов в их числе. Казалось бы, с ямайскими ритмами покончено бесповоротно, но слишком необычным стилем был ска, чтобы его история на этом завершилась…
|
Новая волна интереса к ска возникла в довольно неожиданном месте — промышленном городе Ковентри на западе Англии. В конце Cемидесятых там сформировалась команда молодых музыкантов, выросших на ска, рокстеди и регги, — так появилась легендарная группа The Specials. Ямайское влияние в их музыкальном стиле переплеталось с современными течениями — панком и «Новой волной»: за основу был взят традиционный ритм 2/4 вместе с духовой секцией, но заимствованная у панк-сцены энергичность придавала ска абсолютно новое звучание, получившее в итоге название 2 Tone, придуманное клавишником The Specials Джерри Даммерсом. Интерес к 2 Tone быстро вышел за пределы графства Уэст-Мидлендс, и уже скоро стало очевидно — ска снова на пике популярности. Возрождение ска совпало по времени с возобновлением интереса к мод-движению — это было весьма вовремя, учитывая давние тесные связи двух субкультур.
Центром 2 Tone стал расположенный в Ковентри лейбл 2 Tone Records, созданный в 1979 году всё тем же Джерри Даммерсом. За шесть лет существования лейбл выпустил альбомы главных исполнителей второй волны ска: The Body snatchers, Bad Manners, The Beat, The Selecter и, конечно, Madness и The Specials. Нарисованный Даммерсом и его коллегой по группе Хоресом Пантером черно-белый человечек Уолт Джабско стал символом новой субкультуры, а группа The Specials — иконой стиля 2 Tone. Ещё одним отличительным знаком 2 Tone Records стал принт с черно-белой клеткой (шашечкой), воспроизводившийся везде, — от фирменных пластинок до галстуков.
|
Отдельного внимания заслуживал не только классический стиль рудбоев, которого придерживались в одежде все участники The Specials, но и состав группы: чуть ли не впервые в одном коллективе участвовали как белые, так и черные музыканты, что отражало их принципиальную позицию, направленную против расизма, к тому времени уже широко распространившегося по Великобритании. Антирасистские идеи выражалась и в текстах песен The Specials, отличавшихся от лирики остальных ска-групп острой политической и социальной направленностью.
|
Примечательно, что стиль Trojan Skinheads, в основе которого лежат все те же узнаваемые скинхед атрибуты, такие как M-1 бомбер, тяжелые ботинки, вареные джинсы на подворотах, клетчатые рубашки button down, базовые поло и узкие подтяжки, постепенно вытеснил из классической скинхед моды последователей правых взглядов, которые сегодня уже выглядят несколько иначе.
В 1981 году режиссер Джо Массот снимает Dance Craze — музыкальный фильм, смонтированный из живых выступлений главных групп 2 Tone. Именно Dance Craze считается наиболее полным свидетельством огромной популярности новой волны ска в Европе и Америке начала 80-х. Понятие ска субкультура довольно расплывчатое. Много споров ходит на тему того, является ли ска субкультурой или нет, так как прежде всего это музыкальный стиль, приверженцы которого в настоящее время не имеют установившейся культуры, каких-то правил и прочих ценностей, характерных для ярко-выраженных субкультур. Наиболее популярные исполнители ска, это группы The Slackers, Skaльпель, Male Factors, Spitfire, The Uptones, Shootki, Fishbone, Let’s Go Bowling, Mighty Mighty, Bim Skala Bim, Reel Big Fish, Bosstones, Sublime, Ska-p. Уже сейчас в ска субкультуре выделяется свой стиль в одежде – черно-белая шашечка. Это несколько отличается от стиля непосредственно исполнителей ска, которые предпочитают шотландскую клетку, а на выступлениях появляются в килтах (Ska-p, Distemper). Дело в том, что то существующее понятие ска субкультуры является своего рода ответом субкультуре эмо, а не приверженностью музыкальному направлению. В настоящее время черно-белая клетка используется для дизайна обложек ска альбомов, различных аксессуаров – галстуков, кепок, значков, браслетов, шарфов, и, конечно, на кедах должна обязательно присутствовать шашечка. Таким образом должен выглядеть представитель ска субкультуры, по мнению современного общества. Однако настоящие поклонники музыки ска скептически относятся к такой манере одеваться и негативно высказываются по поводу данной субкультуры, по сути, не имеющей ничего общего с музыкой ска. В современном мире понятие ска субкультуры только начинает зарождаться, и вскоре должно приобрести отчетливые очертания. Тогда музыка и культура сольются воедино, образуя самостоятельное движение, и не будет больше споров и разногласий, а будет единая группа с общими интересами и идеями.
Отличием музыки СКА от других направлений является раскачивающийся ритм 2/4. Среди инструментов используется гитара, барабаны, контрабас или бас-гитара, труба, тромбон и саксофон. Гитара играет на чётные удары барабанов, бас гитара или контрабас подчёркиваю нечётные удары барабанов, мелодия исполняется духовыми инструментами. Стили музыки СКА Изначально представители данного направления исполняли в основном политизированные тексты, высказывая тем самым протест обществу. Но в последствии данное явление пошло на спад и многие группы стали исполнять тексты с различной тематикой. Ска-джаз – музыкальный стиль, появившийся на стыке джазовой музыки и классического ска. Основным отличием ска-джазовых групп от джазовых является количество музыкантов. В ска-джазе задействовано меньше музыкантов. одно из модных направлений. пропагандирует «веселый образ жизни» цитипую песню «Накурился, набухался, проблевался. ЗАЕ»№ИСЬ! « Музыкальный стиль ска что этоПервая, так называемая ямайская, волна музыки ска, ее истоки, зарождение и развитие, музыканты и продюссеры. Всякая музыкальная культура неразрывно связана с социальными, политическими событиями происходящими в том месте, где зарождается данный стиль или направление. Перед рассказом о самой музыке я решил провести небольшой экскурс по географии и истории страны в которой родилось это направление. ЯмайкаЧто же представляет место положительных вибраций и удивительных эмоций? Из энциклопедий узнаем, что Шамаика (Zamayca или Xamayaca) «Земля Источников», как называли остров его исконные жители, индейцы Аравак находится в Вест-Индии и омывается Карибским морем. Большая часть острова плато и горы. Климат тропический пассатный. Среднемесячные температуры от 24 до 27 °С. Вечнозеленые тропические леса, на западе и юге саванны. Без учета землятрясений (а трясет там нередко) многие считают это место раем на земле. Ситуация впечатляющая. Жили-жили невинные красные, пришли белые и перестреляли всех. Работать, соответственно, стало некому. Поэтому привезли черных. Черные тосковали по родине, читали Библию, пили ром (ямайский), а некоторые курили марихуану. Черных привозили и продавали в основном бандиты. В конце концов все смешалось. При этом культурные традиции негров на Ямайке коренным образом отличались от американских, несмотря на относительную близость к материку. В США черных рабов насильно обращали в христианство и, соответственно, приобщали к европейской музыке. Вследствие такой «европеизации» черных рабов появились госпелл, спиричуэлс, а потом и блюз. Черные рабы Вест-Индии в культурном отношении были предоставлены сами себе. Колонизаторы и рабовладельцы не обращали их в христианство и не навязывали европейских обычаев. Сохранение африканской культуры (песнопений, танцев, религии) стало для ямайских рабов единственным способом выживания в новых условиях. Некоторые обычаи и верования рабов, которые изчезли в Африке с наступлением цивилизации (например, культ вуду), сохранились на Ямайке до сих пор. После второй мировой войны Британская империя, крах которой начался еще в начале века, окончательно разваливается. Под давлением населения колоний, Британия предоставляет своим доминионам независимость. В 1959 Ямайка добилась внутреннего самоуправления, а к 1962 году стала независимым государством, хотя все еще входила в состав Содружества. Вместе с процессом обретения независимости на Ямайке начала формироваться уникальная музыкальная культура, основанная на смеси различных традиций: от неоафриканских карибских стилей до американской поп-музыки. ИстокиВ 20-е, 30-е и вплоть до конца 40-х годов самым популярным стилем на Ямайке был менто. По сути дела менто представлял собой тропический вариант занесенной когда-то из США кадрили, «переваренной» с учетом традиционных африканских песен и танцев. Менто, главным образом был сельской музыкой, которую играли небольшие группы музыкантов на свадьбах, местных танцах, ярмарках, домашних вечеринках. Почти до конца сороковых кодов годов Ямайка не была затронута набирающей всемирную популярность американской поп-музыкой. Доход среднего жителя Ямайки не позволял путешествовать за пределами острова и наблюдать за культурой других стран Но и в начале пятидесятых единственным источником информации были лишь американские радиостанции юго-восточных городов Майами, Джексонвилля, Нэшвилла и Нового Орлеана. Океан был в этом значительной помехой. Сигнал радиостанций был настолько слабым, что достигал Ямайки лишь в хорошую погоду. С появлением радио, многие ямайкцы стали заядлыми слушателями радиостанций, передававших из США джазовую музыку. То, что им нравилось они обрабатывали на свой манер. Уже с начала 40-х годов калипсо и менто начали изменяться под влиянием различных американских стилей и направлений. К концу десятилетия образовалось множество коллективов, которые в подавляющем большинстве играли на танцах и аккомпанировали фильмам немого кино. Это были группы, подобные известному тогда Eric Dean`s Orchestra (с тромбонистом Доном Драммондом (Don Drummond) и гитаристом Эрнестом Рэнглином (Ernest Ranglin)), которые подражали американцам Каунту Бейси, Эрскину Хоукинсу, Дюку Элингтону, Глену Миллеру, Вуди Херману. И Дона Драммонда (одного из основателей Skatalites) и джазового гитариста Рэнглина можно назвать ветеранами стиля ска и просто ямайской музыки. Количество проектов, в которых принимали участие эти музыканты насчитывается десятками, их влияние на музыку ска огромно и неоценимо. Саунд системыПримерно к этому времени относится появление первых «саунд-систем», которые изначально представляли собой мобильные площадки с множеством колонок, усилителей и вертушек. Инженеры и владельцы саунд-систем представляли собой прообраз современных ди-джеев, с определенным набором пластинок отвечающих вкусам людей которые хотели «оттянуться» на танцах после рабочей недели. Нанять саунд-систему на week-end было гораздо дешевле и надежней, чем пригласить живых музыкантов, которым нужен был отдых между песнями, которые могли злоупотребить ромом и вообще не выйти на сцену. Саунд-ситемы могли играть без перерыва в течении двух, а то и трех дней. Саунд-системы разьезжали на грузовиках по острову и в условиях жесткой конкуренции играли на открытых площадках (open-air) и дискотеках (dance hall) музыку cамых новых и популярных американских исполнителей. Благодаря саунд-системам на острове впервые услышали блюз, джаз, ритм энд блюз и буги вуги. Музыкальные предприниматели, владельцы дискотек, саунд-систем такие как Лерой Райли (Leroy Riley), Хедли Джонс (Headley Jones), Джек Тэйлор (Jack Taylor), следуя вкусам слушателей начинают активно использовать такую музыку. Для основного населения, которому даже эфир американских радиостанций не был доступен, единственным источником новой музыки служили саунд системы. А композиции Дюка Элингтона, Каунта Бейси, Сары Воэн, Рэя Чарльза, Фэтса Домино, Смайли Луиса и других американских музыкантов звучали с вечера пятницы до утра понедельника, каждую неделю на всех дискотеках Ямайки. Особой популярностью саунд-системы начали пользоваться когда в 50-е на американской сцене на замену биг-бэндам пришли небольшие коллективы, которые интенсивно использовали в своей музыке боповые и блюзовые ритмы и интонации. Ямайские саунд-продюссеры последовали модной тенденции. Count Smith the Blues Blaster, Sir Nick the Champ, Tom the Great Sebastian, Roy White, V Rocket, а потом и Duke Reid the Trojan, and Sir Coxsone’s Downbeat начали играть в этом новом стиле. Саунд-системы стали своеобразной витриной американской музыки, все больше привлекающей к себе не просто обычных слушателей, но и ямайских музыкантов. С появлением местных групп саунд-системы начали записывать собственные композиции, при этом не указывая на виниле названия лейбла. Это делалось по причине жесткой конкуренции между различными системами. Война между владельцами звуковых систем часто приводила к бандитским разборкам между ними. Появилась отдельная категория людей, называвшихся Dance Hall Crashers, которая занималась устранением конкурирующих звуковых систем. Несмотря на примитивное моно-звучание, благодаря усилиям энтузиастов музыка создававшаяся саунд системами стала первой, поистине коммерческой ямайской музыкой. Во многом благодаря их одержимости и появилась на острове музыкальная индустрия. Прото-ска (ска-буги)Хотя музыка на острове стала постепенно изменяться, ямайские продюссеры и музыканты в своем подавляющем большинстве всего лишь копировали американские ритм энд блюз и буги. Но идея о соединении менто, ритм энд блюза джаза и буги вуги (которые давно игрались на всех танцполах острова) в единую музыкальную форму давно витала в воздухе. В конце 50-х начале 60-х в США произошла окончательная трансформация черного ритм энд блюза в рок-н-ролл. Все то, что происходит в Америке, через некоторое время происходит и во всем остальном мире. Так случилось и в этот раз. Исполнители во всем мире играли в новом популярном стиле. Но, появившийся на Ямайке рок-н-ролл не мог пользоваться популярностью, поскольку индентифицировался исключительно с белой американской молодежью. Под такую музыку ямайцам было сложно танцевать, она была чуждой для большинства местных музыкантов. Поэтому доминирующим стилем на острове оставался ритм-энд-блюз. К концу 50-х из слияния джаза, ритм-энд-блюза и менто появился новый стиль, который можно назвать прото-ска или ска-буги. На самом деле это было очень похоже на популярный в то время шаффл, правда сыгранный на ямайский манер. Ска- буги стал популярен благодаря творчеству таких исполнителей как Нэвилл Эссон (Neville Esson), Оуэн Грей (Owen Grey), The Overtakers, The Matador Allstars, Duke Reid Group, Дживинг Джуниорс (Jiving Juniors). Появилось множество студий звукозаписи, которые разыскивали новые таланты. Ямайская радиовещательная корпорация начала активно использовать в своих эфирах записи новых музыкантов. Дюк Рейд и Кокссон Додд. Клемент Сеймор Додд родился 26 янвяря 1932 года на Ямайке. Его мать, также как и Дюк Рейд управляла винным магазином в Кингстоне. Последовав примеру Рейда, Додд начал ставить самую модную музыку в своем магазине. В 1954 году он попадает в Нью-Йорк, где слышит последние записи бопа, джаза, и конечно же ритм энд блюза. Но со своими друзьями он понимает, что большей популярностью на Ямайке пользуется шаффл и танцевальная музыка замешанная на местных фолк- традициях и начинает играть именно такую музыку. Первую свою запись он сделал в 1955 году. (это были «My Baby» (Jackie Estick) и «l Love You» (Bonnie and Skeeter). Он начал работать с такими музыкантами, как Clue J (который в то время играл в военном оркестре, развлекающем отдыхающих на побережье), Роналд Альфонсо (Ronald Alfonso), жившим подработками в ночных клубах, пианистом Германом Сэндзом (Herman Sands), барабанщиком Кеном Уильямсом (Ken Williams). Если Рейд сосредоточился в основном на записи музыкантов и поддержке своего лейбла, то Додд занимался примерно тем, что сейчас называетя продюссерской или промоутерской деятельностью. Его саунд система Sir Coxsone’s Downbeat стала настоящей «кузницей талантов» ямайской музыки. Из системы Додда вышли такие музыканты как Принс Бастер, Боб Марли, Ли Перри. Имя Додда напрямую связано не только с рождением и становлением самого стиля ска, но и с изобретением рэггей, даба и что самое интересное рэпа. Именно Додд стал первым заказывать специальные пластинки с одной инструментальной композицией на каждой стороне и начитывать во время их проигрывания текст, бывший как бы комментарием, пояснением к той музыке, которая звучит. Существует множество версий возникновения ска в своем чистом виде. Наиболее убедительно выглядят нижеприведенные. И наконец более известная вторая версия рождения ска как стиля. В конце 50-х на ямайской сцене появляется легендарный продюссер и музыкант, исполнитель, который в корне изменил ситуацию, сложившуюся на музыкальном рынке. Его звали Сесил Бастамент Кэмпбелл, который познее стал известен, как Prince Buster. Кэмпбелл, как и Додд, понимал необходимость привнесения новых идей в существующие музыкальные формы. В результате экспериментов, он совершает настоящее открытие, одновременно простое и гениальное: его гитарист Джа Джерри вместо традиционного акцентирования сильной доли, начинает выделять слабую. Этот звук стал необходимым условием при формировании и дальнейшем развитии ска, а также рокстеди и реггей. Акцентирование слабой доли и по сей день является обязательным атрибутом ямайского синкопирования. Бесполезно выяснять кто именно раньше заиграл ска. Я думаю, что точную дату его рождения не скажет никто. Но так или иначе типичное звучание SKA (акцентируемые барабанами 2-я и 4-я доли, гитара подчеркивающая слабые доли, «шагающий» бас и мощные духовые инструменты) впервые появляется на записях Кокссона Додда, Принса Бастера, Clue J и Дюка Рейда примерно в конце 60-го в начале 61 года. Новая музыка дала целую плеяду новых звезд и звездочек. Это были уже известные вокалисты Оуэн Грей (Owen Grey), Лоурэлл Эткин (Laurel Aitken), дуэты Higgs and Wilson, Bunny and Skitter, Дживинг Джуниорс (Jiving Juniors), гитарист Джа Джерри Хайнс (Jah Jerry Haynes), пианист Обри Эдэмс (Aubrey Adams). Басисты Клюэт Джонсон (Clue J) и Ллойд Бреветт (Lloyd Brevett). Барабанщики Ллойд Нибс (Lloyd Knibbs) и Drumbago. Трубачи Рэймонд Харпер (Raymond Harper), Джэки Вилласи (Jackie Willacy) и «Диззи» Джонни Мур (Dizzy Johnny Moore). Тромбонисты Дон Драммонд (Don Drummond) и Рико Родригес (Rico Rodriguez), тенор саксофонист Роланд Альфонсо (Roland Alphonso) и многие другие. (Большинство из вышеперечисленных музыкантов работали в студиях Додда или Рейда. Они учавствовали практически во всех записях, как сессионные или студийные музыканты. Я убедился на собственном опыте: если взять любой диск с ямайским ска и посмотреть на состав исполнителей кто нибудь из них обязательно там будет.) В 1962 году из США на Ямайку возвращается профессиональный джазовый саксофонист Томми МакКук (Tommy McCook). Вскоре он становится одним из ведущих музыкантов играющих ска. Годом позже МакКук, Драммонд и Альфонсо собирают состав, поднявший ска, как стиль на новый профессиональный уровень. В банду вошли Лестер Стерлинг (Lester Sterling) (альт-саксофон), Джеки Митту (Jackie Mittoo) (ф-но), Ллойд Бреветт (бас), Ллойд Нибс (ударные), и гитарист Джа Джерри. Позже к ним присоединился трубач Джонни Мур. Ska на острове и за его пределами.В первой половине 60-х ска начал обретать популярность и за пределами Ямайки. Принс Бастер заключает контракт с британской фирмой Melodisc Records, которая выпускает его композиции на лейбле Blue Beat, являющейся одной из трех ведущих компаний выпускающих ямайскую музыку (основными конкурентами Blue Beat стали Island Криса Блэквелла (Chris Blackwell) и R&B Риты и Бенни Кингов (Rita and Benny King). В 1964 году на международной выставке в Нью-Йорке, SKA был заявлен в качестве ямайского национального танца. Первая ямайская саунд система, которая начала играть в Великобритании еще в 1956 году называлась «The Tickler». Владельцем ее был Дюк Вин (Duke Vin). Основной аудиторией Duke Vin были ямайские эмигранты жившие почти по всему острову. 1962-66 годы были для Ямайки годами музыкального бума. Делает свои первые записи Боб Марли, сначала сольно с китайско-ямайским бизнесменом Лесли Конгом (Leslie Kong), а с 64 года в составе Wailers с Доддом. Громадной популярностью пользуются как ска-группы (The Maytals, Justin Hinds and the Dominoes, The Clarendonians, The Charmers и другие), так и исполнители, которые включают в свой репертуар соул-композиции и баллады (Delroy Wilson, Alton Ellis, Derrick Morgan, Eric Morris, Stranger Cole, Ken Boothe, Jackie Opel). Если в Великобритании ска ассоциировался с движением модов, то на Ямайке в то же самое время аудитория потребителей такой музыки была, мягко говоря, несколько другой. Rude boys и рокстедибитЭто стало началом рождения нового стиля Rock Steady (В Rock Steady барабаны менее выпуклы, бас-гитара утратила свой «свободный» стиль и классически акцентирует каждую долю, а гитара 2-ю и 4-ю. С уменьшением роли духовых у вокала появилось больше простора. Говорят, что Rock Steady идеально подходит для романтического группового вокала. Классическим вариантом рокстеди являются некоторые ранние записи Боба Марли). Многие rudeboys были из тех, кто приезжал в Кингстон, чтобы стать известным в музыкальном бизнесе не обретали успеха и занимались торговлей марихуаной. Многие погружались в мир криминала и насилия. (Об этом был снят кинофильм «The Harder They Come» с известным реггей-музыкантом Джимми Клиффом (Jimmy Cliff). В основу фильма легла реальная история известного Rude boy Ригинга (Ryging), хотя долгое время считалось, что фильм является автобиографией самого Джимми Клиффа.) Принс Бастер придумал историю о легендарном Судье Дреде (Judge Dread), который, якобы, вынес приговор о 400-летнем заключении Rude. (История покрытая мраком, которая требует дополнительных объяснений и исследований) Альбом «007 Shanty Town» Дезмонда Деккера (Desmond Dekker) занял 14 место в музыкальных чартах Великобритании и явился примером признания движения rudies, В 1968 году активность ямайских музыкантов играющих в стиле ска значительно снизилась, многие переключились на более модный рокстеди, а затем и реггей. Ярких исполнителей в Америке и Европе не появилось. Затишье продолжалось около десяти лет. Ска заявил о себе с новой силой в конце 70-х и не на Ямайке. Но это уже другая история.
|