Музыкант удивился что эта птичка еще не спит сделать синтаксический разбор
Музыкант удивился что эта птичка еще не спит сделать синтаксический разбор
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.
В поз..нюю осень старик замет..л что на футляр лежавший, как обычно, поодаль на земле сел воробей. Музыкант уд..вился что эта птичка ещё не спит и даже в темноте вечера занята работой на своё проп..тание. Правда за день сейчас трудно накорми(т/ть)ся (2) : все деревья уже уснули на зиму насекомые ум..рли земля в городе гола и голодна… Где, на самом деле, пита(т/ть)ся в осень и в зиму воробью?
(по А. Платонову, 115 слов)
Морфологический разбор слова
Обследовав (3) — деепричастие;
1. Не нашёл (когда?) обследовав: от глагола «обследовать».
2. Неизменяемое; совершенного вида.
3. В предложении является обстоятельством.
Синтаксический разбор предложения
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, полное, распространённое, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
Грамматическая основа: воробей (подлежащее, выражено существительным) не нашёл (сказуемое, выражено глаголом).
ничего — дополнение, выраженное местоимением;
полезного — дополнение, выраженное прилагательным;
на ней — обстоятельство (возможно: дополнение), выраженное местоимением;
для себя — дополнение, выраженное местоимением с предлогом;
обследовав всю крышку футляра — обстоятельство, выражено деепричастным оборотом.
Музыкант удивился что эта птичка еще не спит сделать синтаксический разбор
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.
В поз..нюю осень старик замет..л что на футляр лежавший, как обычно, поодаль на земле сел воробей. Музыкант уд..вился что эта птичка ещё не спит и даже в темноте вечера занята работой на своё проп..тание. Правда за день сейчас трудно накорми(т/ть)ся (2) : все деревья уже уснули на зиму насекомые ум..рли земля в городе гола и голодна… Где, на самом деле, пита(т/ть)ся в осень и в зиму воробью?
(по А. Платонову, 115 слов)
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Приведём верное написание.
В позднюю осень старик заметил, что на футляр, лежавший, как обычно, поодаль на земле, сел воробей. Музыкант удивился, что эта птичка ещё не спит и даже в темноте вечера занята работой на своё пропитание. Правда, за день сейчас трудно накормиться: все деревья уже уснули на зиму, насекомые умерли, земля в городе гола и голодна… Где, на самом деле, питаться в осень и в зиму воробью?
Воробей, обследовав всю крышку футляра, ничего полезного на ней для себя не нашёл. Тогда он пошевелил ножками денежные монеты, взял из них клювом самую мелкую бронзовую копейку и улетел с ней неизвестно куда. Значит, он недаром прилетел — хоть что-нибудь, а взял! Пусть живёт и заботится, ему тоже надо существовать.
Музыкант удивился что эта птичка еще не спит сделать синтаксический разбор
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
В поз..нюю осень старик замет..л что на футляр лежавший, как обычно, поодаль на земле сел воробей. Музыкант уд..вился что эта птичка ещё не спит и даже в темноте вечера занята работой на своё проп..тание. Правда за день сейчас трудно накорми(т/ть)ся (2) : все деревья уже уснули на зиму насекомые ум..рли земля в городе гола и голодна… Где, на самом деле, пита(т/ть)ся в осень и в зиму воробью?
(по А. Платонову, 115 слов)
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.
Морфемный и словообразовательный разборы слова
Морфологический разбор слова
Обследовав (3) — деепричастие;
1. Не нашёл (когда?) обследовав: от глагола «обследовать».
2. Неизменяемое; совершенного вида.
3. В предложении является обстоятельством.
Синтаксический разбор предложения
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, полное, распространённое, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
Грамматическая основа: воробей (подлежащее, выражено существительным) не нашёл (сказуемое, выражено глаголом).
ничего — дополнение, выраженное местоимением;
полезного — дополнение, выраженное прилагательным;
на ней — обстоятельство (возможно: дополнение), выраженное местоимением;
для себя — дополнение, выраженное местоимением с предлогом;
обследовав всю крышку футляра — обстоятельство, выражено деепричастным оборотом.
Приведём верное написание.
В позднюю осень старик заметил, что на футляр, лежавший, как обычно, поодаль на земле, сел воробей. Музыкант удивился, что эта птичка ещё не спит и даже в темноте вечера занята работой на своё пропитание. Правда, за день сейчас трудно накормиться: все деревья уже уснули на зиму, насекомые умерли, земля в городе гола и голодна… Где, на самом деле, питаться в осень и в зиму воробью?
Воробей, обследовав всю крышку футляра, ничего полезного на ней для себя не нашёл. Тогда он пошевелил ножками денежные монеты, взял из них клювом самую мелкую бронзовую копейку и улетел с ней неизвестно куда. Значит, он недаром прилетел — хоть что-нибудь, а взял! Пусть живёт и заботится, ему тоже надо существовать.
Музыкант удивился что эта птичка еще не спит сделать синтаксический разбор
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
В поз..нюю осень старик замет..л что на футляр лежавший, как обычно, поодаль на земле сел воробей. Музыкант уд..вился что эта птичка ещё не спит и даже в темноте вечера занята работой на своё проп..тание. Правда за день сейчас трудно накорми(т/ть)ся (2) : все деревья уже уснули на зиму насекомые ум..рли земля в городе гола и голодна… Где, на самом деле, пита(т/ть)ся в осень и в зиму воробью?
(по А. Платонову, 115 слов)
В позднюю осень старик заметил, что на футляр, лежавший, как обычно, поодаль на земле, сел воробей. Музыкант удивился, что эта птичка ещё не спит и даже в темноте вечера занята работой на своё пропитание. Правда, за день сейчас трудно накормиться: все деревья уже уснули на зиму, насекомые умерли, земля в городе гола и голодна… Где, на самом деле, питаться в осень и в зиму воробью?
Воробей, обследовав всю крышку футляра, ничего полезного на ней для себя не нашёл. Тогда он пошевелил ножками денежные монеты, взял из них клювом самую мелкую бронзовую копейку и улетел с ней неизвестно куда. Значит, он недаром прилетел — хоть что-нибудь, а взял! Пусть живёт и заботится, ему тоже надо существовать.
(по А. Платонову, 115 слов)
При оценивании выполнения задания по критерию К1 учитываются только ошибки, сделанные при заполнении пропущенных букв, раскрытии скобок, восстановлении слитного, раздельного и дефисного написания слов
ИЛИ Допущено не более трёх описок и ошибок следующего характера:
1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);
2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово
1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);
2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово
1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);
2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.
В поз..нюю осень старик замет..л что на футляр лежавший, как обычно, поодаль на земле сел воробей. Музыкант уд..вился что эта птичка ещё не спит и даже в темноте вечера занята работой на своё проп..тание. Правда за день сейчас трудно накорми(т/ть)ся (2) : все деревья уже уснули на зиму насекомые ум..рли земля в городе гола и голодна… Где, на самом деле, пита(т/ть)ся в осень и в зиму воробью?
(по А. Платонову, 115 слов)
Морфологический разбор слова
Обследовав (3) — деепричастие;
1. Не нашёл (когда?) обследовав: от глагола «обследовать».
2. Неизменяемое; совершенного вида.
3. В предложении является обстоятельством.
Синтаксический разбор предложения
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, полное, распространённое, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
Грамматическая основа: воробей (подлежащее, выражено существительным) не нашёл (сказуемое, выражено глаголом).
ничего — дополнение, выраженное местоимением;
полезного — дополнение, выраженное прилагательным;
на ней — обстоятельство (возможно: дополнение), выраженное местоимением;
для себя — дополнение, выраженное местоимением с предлогом;
обследовав всю крышку футляра — обстоятельство, выражено деепричастным оборотом.
Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся слитно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора слитного написания.
1) (Не)лёгкий жребий; (не)модная одежда; (не)рассчитанная на такую аудиторию лекция
2) (Не)прикоснувшись рукой, (не)былица, (не)приду на обед
3) План (не)разработан, (не)взлюбить, (не)всякий способен на это
4) Попасть в (не)милость, (не)дочёт нужно исправить, (не)близкий путь
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Правильный выбор ряда слов | |
Правильно выписан ряд слов | 1 |
Неправильно выписан ряд слов. ИЛИ Ряд слов не выписан | 0 |
Объяснение условия выбора раздельного написания | |
Дан правильный ответ | 3 |
Допущена одна ошибка | 2 |
Допущено две ошибки | 1 |
Допущено три ошибки. ИЛИ Ответ не дан | 0 |
Максимальный балл | 4 |
Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется две Н. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН.
1) Време(н/нн)ый проход, бара(н/нн)ий рог, обветре(н/нн)ое лицо
2) Привяза(н/нн)ый за рога, стекля(н/нн)ая посуда, разлинова(н/нн)ая тетрадь
3) Стриже(н/нн)ые волосы, записа(н/нн)а в журнал, полуде(н/нн)ый жар
4) Тяжело ране(н/нн)ый солдат, небелё(н/нн)ый потолок, целенаправле(н/нн)ая работа
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Правильный выбор ряда слов | |
Правильно выписан ряд слов | 1 |
Неправильно выписан ряд слов. ИЛИ Ряд слов не выписан | 0 |
Объяснение условия выбора раздельного написания | |
Дан правильный ответ | 3 |
Допущена одна ошибка | 2 |
Допущено две ошибки | 1 |
Допущено три ошибки. ИЛИ Ответ не дан | 0 |
Максимальный балл | 4 |
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Балуясь, километр, неподалеку, сослепу.
Балу́ясь, киломе́тр, неподалё́ку, со́слепу.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Верно поставлено ударение во всех словах | 2 |
Верно поставлено ударение только в трёх словах | 1 |
Верно поставлено ударение только в одном-двух словах. ИЛИ Ударение во всех словах поставлено неверно / не поставлено | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).
1) Эта река более глубже.
2) Поднявшись, он смог разглядеть быстро мелькающие тени.
3) В зале было более двести человек.
4) Вылет самолета ожидается в срок.
В зале было более двухсот человек.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Верно найдены и исправлены два предложения | 2 |
Верно найдены два предложения, верно исправлено одно предложение. ИЛИ Верно найдено и исправлено одно предложение | 1 |
Дан неверный ответ. ИЛИ Выписаны, но не исправлены ошибочные варианты предложений | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Определите и запишите основную мысль текста.
(1) Среди великих изобретений былых времен, окончательно выделивших род людской из приниженного состояния, наибольшую роль сыграла письменность. (2)Именно по книгам, как по ступенькам, поднимался человек на свою нынешнюю высоту…
(3)Книга — это кристаллический, плотно упакованный в страницы наш многовековой опыт, делающий бессмертным род людской на земле. (4)Только благодаря книге накопленные знания обретают могущество лавины, способной с тысячелетнего разгона преодолеть любое препятствие на столбовой дороге человеческого прогресса. (5)Недаром грозные завоеватели древности и наиболее выдающиеся подлецы недавнего прошлого начали свою разбойничью деятельность порабощения уничтожением библиотек, кострами из книг…
(6)Нет ничего дороже книги у мыслящего человека!
(7)Книге человечество доверило свои священные прозрения, открытия, рецептуру осмысленного существования на планете Земля… (8)Только книга может научить, как и в какой последовательности двигаться вперёд, как избегать бездн и взбираться на вершины. (9)Словом, указать дорогу, если не к немеркнущему счастью, то хотя бы к устойчивому благополучию, может только книга.
(10)Книга — верный, бескорыстный друг. (11)Она самый терпеливый учитель, готовый десятки раз повторять недоступную сразу мысль.
(12)Старшее поколение, вручая своей юной смене страну, мир и вечные идеи справедливости на земле, оставляет ей единственное наиболее полное завещание — книгу.
(13)Поэтому любите книгу, храните ее выше всякого другого достояния. (14)Учитесь преданности книге, знанию.
(по Л. М. Леонову, 188 слов)
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Основная мысль определена верно, полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении | 2 |
Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении. ИЛИ Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущено один- два речевых недочёта. ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущен один речевой недочёт | 1 |
Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущено более двух речевых недочётов. ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущено два и более речевых недочёта. ИЛИ Основная мысль не определена / определена неверно независимо от наличия/отсутствия речевых недочётов в построении предложения и словоупотреблении | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Определите и запишите микротему второго абзаца текста.
(1) Среди великих изобретений былых времен, окончательно выделивших род людской из приниженного состояния, наибольшую роль сыграла письменность. (2)Именно по книгам, как по ступенькам, поднимался человек на свою нынешнюю высоту…
(3)Книга — это кристаллический, плотно упакованный в страницы наш многовековой опыт, делающий бессмертным род людской на земле. (4)Только благодаря книге накопленные знания обретают могущество лавины, способной с тысячелетнего разгона преодолеть любое препятствие на столбовой дороге человеческого прогресса. (5)Недаром грозные завоеватели древности и наиболее выдающиеся подлецы недавнего прошлого начали свою разбойничью деятельность порабощения уничтожением библиотек, кострами из книг…
(6)Нет ничего дороже книги у мыслящего человека!
(7)Книге человечество доверило свои священные прозрения, открытия, рецептуру осмысленного существования на планете Земля… (8)Только книга может научить, как и в какой последовательности двигаться вперёд, как избегать бездн и взбираться на вершины. (9)Словом, указать дорогу, если не к немеркнущему счастью, то хотя бы к устойчивому благополучию, может только книга.
(10)Книга — верный, бескорыстный друг. (11)Она самый терпеливый учитель, готовый десятки раз повторять недоступную сразу мысль.
(12)Старшее поколение, вручая своей юной смене страну, мир и вечные идеи справедливости на земле, оставляет ей единственное наиболее полное завещание — книгу.
(13)Поэтому любите книгу, храните ее выше всякого другого достояния. (14)Учитесь преданности книге, знанию.
(по Л. М. Леонову, 188 слов)
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Микротема определена верно, полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении | 2 |
Микротема абзаца определена верно, но недостаточно полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении. ИЛИ Микротема абзаца определена верно, полно; в предложении допущено один- два речевых недочёта. ИЛИ Микротема абзаца определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущен один речевой недочёт | 1 |
Микротема абзаца определена верно, полно; в предложении допущено более двух речевых недочётов. ИЛИ Микротема абзаца определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущено два и более речевых недочёта. ИЛИ Микротема абзаца не определена / определена неверно независимо от наличия/отсутствия речевых недочётов в построении предложения и словоупотреблении | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Определите, каким средством языковой выразительности является словосочетание «как по ступенькам» из предложения 2. Запишите ответ.
(1) Среди великих изобретений былых времен, окончательно выделивших род людской из приниженного состояния, наибольшую роль сыграла письменность. (2)Именно по книгам, как по ступенькам, поднимался человек на свою нынешнюю высоту…
(3)Книга — это кристаллический, плотно упакованный в страницы наш многовековой опыт, делающий бессмертным род людской на земле. (4)Только благодаря книге накопленные знания обретают могущество лавины, способной с тысячелетнего разгона преодолеть любое препятствие на столбовой дороге человеческого прогресса. (5)Недаром грозные завоеватели древности и наиболее выдающиеся подлецы недавнего прошлого начали свою разбойничью деятельность порабощения уничтожением библиотек, кострами из книг…
(6)Нет ничего дороже книги у мыслящего человека!
(7)Книге человечество доверило свои священные прозрения, открытия, рецептуру осмысленного существования на планете Земля… (8)Только книга может научить, как и в какой последовательности двигаться вперёд, как избегать бездн и взбираться на вершины. (9)Словом, указать дорогу, если не к немеркнущему счастью, то хотя бы к устойчивому благополучию, может только книга.
(10)Книга — верный, бескорыстный друг. (11)Она самый терпеливый учитель, готовый десятки раз повторять недоступную сразу мысль.
(12)Старшее поколение, вручая своей юной смене страну, мир и вечные идеи справедливости на земле, оставляет ей единственное наиболее полное завещание — книгу.
(13)Поэтому любите книгу, храните ее выше всякого другого достояния. (14)Учитесь преданности книге, знанию.
(по Л. М. Леонову, 188 слов)
В предложениях 2−4 найдите слово с лексическим значением «большая сила, влияние, власть». Выпишите это слово.
(1) Среди великих изобретений былых времен, окончательно выделивших род людской из приниженного состояния, наибольшую роль сыграла письменность. (2)Именно по книгам, как по ступенькам, поднимался человек на свою нынешнюю высоту…
(3)Книга — это кристаллический, плотно упакованный в страницы наш многовековой опыт, делающий бессмертным род людской на земле. (4)Только благодаря книге накопленные знания обретают могущество лавины, способной с тысячелетнего разгона преодолеть любое препятствие на столбовой дороге человеческого прогресса. (5)Недаром грозные завоеватели древности и наиболее выдающиеся подлецы недавнего прошлого начали свою разбойничью деятельность порабощения уничтожением библиотек, кострами из книг…
(6)Нет ничего дороже книги у мыслящего человека!
(7)Книге человечество доверило свои священные прозрения, открытия, рецептуру осмысленного существования на планете Земля… (8)Только книга может научить, как и в какой последовательности двигаться вперёд, как избегать бездн и взбираться на вершины. (9)Словом, указать дорогу, если не к немеркнущему счастью, то хотя бы к устойчивому благополучию, может только книга.
(10)Книга — верный, бескорыстный друг. (11)Она самый терпеливый учитель, готовый десятки раз повторять недоступную сразу мысль.
(12)Старшее поколение, вручая своей юной смене страну, мир и вечные идеи справедливости на земле, оставляет ей единственное наиболее полное завещание — книгу.
(13)Поэтому любите книгу, храните ее выше всякого другого достояния. (14)Учитесь преданности книге, знанию.
(по Л. М. Леонову, 188 слов)
Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
1) Великих изобретений
2) Поднимался на высоту
3) Человечество доверило
4) Двигаться вперёд
(1) Среди великих изобретений былых времен, окончательно выделивших род людской из приниженного состояния, наибольшую роль сыграла письменность. (2)Именно по книгам, как по ступенькам, поднимался человек на свою нынешнюю высоту…
(3)Книга — это кристаллический, плотно упакованный в страницы наш многовековой опыт, делающий бессмертным род людской на земле. (4)Только благодаря книге накопленные знания обретают могущество лавины, способной с тысячелетнего разгона преодолеть любое препятствие на столбовой дороге человеческого прогресса. (5)Недаром грозные завоеватели древности и наиболее выдающиеся подлецы недавнего прошлого начали свою разбойничью деятельность порабощения уничтожением библиотек, кострами из книг…
(6)Нет ничего дороже книги у мыслящего человека!
(7)Книге человечество доверило свои священные прозрения, открытия, рецептуру осмысленного существования на планете Земля… (8)Только книга может научить, как и в какой последовательности двигаться вперёд, как избегать бездн и взбираться на вершины. (9)Словом, указать дорогу, если не к немеркнущему счастью, то хотя бы к устойчивому благополучию, может только книга.
(10)Книга — верный, бескорыстный друг. (11)Она самый терпеливый учитель, готовый десятки раз повторять недоступную сразу мысль.
(12)Старшее поколение, вручая своей юной смене страну, мир и вечные идеи справедливости на земле, оставляет ей единственное наиболее полное завещание — книгу.
(13)Поэтому любите книгу, храните ее выше всякого другого достояния. (14)Учитесь преданности книге, знанию.
(по Л. М. Леонову, 188 слов)
Великих изобретений (согласование).
Двигаться вперёд (примыкание).
Согласование — вид связи, при котором зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное.
Управление — вид связи, при котором главное слово требует от зависимого употребления в определённом падеже.
Примыкание — вид связи, при котором зависимое слово присоединяется к главному по смыслу.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Определение словосочетаний | |
Правильно выписаны три словосочетания | 2 |
Правильно выписаны два словосочетания из трёх | 1 |
Правильно выписано одно словосочетание. ИЛИ Ответ не дан | 0 |
Определение вида подчинительной связи в словосочетаниях | |
Дан правильный ответ | 3 |
Допущена одна ошибка | 2 |
Допущено две ошибки | 1 |
Допущено три ошибки. ИЛИ Ответ не дан | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Из предложения 1 выпишите грамматическую основу.
(1) Среди великих изобретений былых времен, окончательно выделивших род людской из приниженного состояния, наибольшую роль сыграла письменность. (2)Именно по книгам, как по ступенькам, поднимался человек на свою нынешнюю высоту…
(3)Книга — это кристаллический, плотно упакованный в страницы наш многовековой опыт, делающий бессмертным род людской на земле. (4)Только благодаря книге накопленные знания обретают могущество лавины, способной с тысячелетнего разгона преодолеть любое препятствие на столбовой дороге человеческого прогресса. (5)Недаром грозные завоеватели древности и наиболее выдающиеся подлецы недавнего прошлого начали свою разбойничью деятельность порабощения уничтожением библиотек, кострами из книг…
(6)Нет ничего дороже книги у мыслящего человека!
(7)Книге человечество доверило свои священные прозрения, открытия, рецептуру осмысленного существования на планете Земля… (8)Только книга может научить, как и в какой последовательности двигаться вперёд, как избегать бездн и взбираться на вершины. (9)Словом, указать дорогу, если не к немеркнущему счастью, то хотя бы к устойчивому благополучию, может только книга.
(10)Книга — верный, бескорыстный друг. (11)Она самый терпеливый учитель, готовый десятки раз повторять недоступную сразу мысль.
(12)Старшее поколение, вручая своей юной смене страну, мир и вечные идеи справедливости на земле, оставляет ей единственное наиболее полное завещание — книгу.
(13)Поэтому любите книгу, храните ее выше всякого другого достояния. (14)Учитесь преданности книге, знанию.
(по Л. М. Леонову, 188 слов)
Предложение двусоставное, основа в нём представлена подлежащим «письменность» и составным именным сказуемым, выраженным фразеологизмом «сыграла роль» (это сочетание неделимое, поэтому его нельзя разорвать)
Ответ: Письменность сыграла роль.
Определите тип односоставного предложения под номером 13. Запишите ответ.
(1) Среди великих изобретений былых времен, окончательно выделивших род людской из приниженного состояния, наибольшую роль сыграла письменность. (2)Именно по книгам, как по ступенькам, поднимался человек на свою нынешнюю высоту…
(3)Книга — это кристаллический, плотно упакованный в страницы наш многовековой опыт, делающий бессмертным род людской на земле. (4)Только благодаря книге накопленные знания обретают могущество лавины, способной с тысячелетнего разгона преодолеть любое препятствие на столбовой дороге человеческого прогресса. (5)Недаром грозные завоеватели древности и наиболее выдающиеся подлецы недавнего прошлого начали свою разбойничью деятельность порабощения уничтожением библиотек, кострами из книг…
(6)Нет ничего дороже книги у мыслящего человека!
(7)Книге человечество доверило свои священные прозрения, открытия, рецептуру осмысленного существования на планете Земля… (8)Только книга может научить, как и в какой последовательности двигаться вперёд, как избегать бездн и взбираться на вершины. (9)Словом, указать дорогу, если не к немеркнущему счастью, то хотя бы к устойчивому благополучию, может только книга.
(10)Книга — верный, бескорыстный друг. (11)Она самый терпеливый учитель, готовый десятки раз повторять недоступную сразу мысль.
(12)Старшее поколение, вручая своей юной смене страну, мир и вечные идеи справедливости на земле, оставляет ей единственное наиболее полное завещание — книгу.
(13)Поэтому любите книгу, храните ее выше всякого другого достояния. (14)Учитесь преданности книге, знанию.
(по Л. М. Леонову, 188 слов)
Среди предложений 7−9 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите к нему синонимичное слово или словосочетание, запишите его.
(1) Среди великих изобретений былых времен, окончательно выделивших род людской из приниженного состояния, наибольшую роль сыграла письменность. (2)Именно по книгам, как по ступенькам, поднимался человек на свою нынешнюю высоту…
(3)Книга — это кристаллический, плотно упакованный в страницы наш многовековой опыт, делающий бессмертным род людской на земле. (4)Только благодаря книге накопленные знания обретают могущество лавины, способной с тысячелетнего разгона преодолеть любое препятствие на столбовой дороге человеческого прогресса. (5)Недаром грозные завоеватели древности и наиболее выдающиеся подлецы недавнего прошлого начали свою разбойничью деятельность порабощения уничтожением библиотек, кострами из книг…
(6)Нет ничего дороже книги у мыслящего человека!
(7)Книге человечество доверило свои священные прозрения, открытия, рецептуру осмысленного существования на планете Земля… (8)Только книга может научить, как и в какой последовательности двигаться вперёд, как избегать бездн и взбираться на вершины. (9)Словом, указать дорогу, если не к немеркнущему счастью, то хотя бы к устойчивому благополучию, может только книга.
(10)Книга — верный, бескорыстный друг. (11)Она самый терпеливый учитель, готовый десятки раз повторять недоступную сразу мысль.
(12)Старшее поколение, вручая своей юной смене страну, мир и вечные идеи справедливости на земле, оставляет ей единственное наиболее полное завещание — книгу.
(13)Поэтому любите книгу, храните ее выше всякого другого достояния. (14)Учитесь преданности книге, знанию.
(по Л. М. Леонову, 188 слов)
Значит; таким образом.
Вводные слова (словосочетания) грамматически не связаны с другими членами предложения, к ним нельзя задать вопрос от других членов предложения, их можно убрать из предложения без ущерба для основного смысла.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Определение вводного слова | |
Правильно выписано вводное слово | 1 |
Неправильно выписано вводное слово. ИЛИ Ответ не дан | 0 |
Подбор синонима к вводному слову | |
Правильно подобран синоним | 1 |
Неправильно подобран синоним. ИЛИ Ответ не дан | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Среди предложений 10−12 найдите предложение с обособленным определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
(1) Среди великих изобретений былых времен, окончательно выделивших род людской из приниженного состояния, наибольшую роль сыграла письменность. (2)Именно по книгам, как по ступенькам, поднимался человек на свою нынешнюю высоту…
(3)Книга — это кристаллический, плотно упакованный в страницы наш многовековой опыт, делающий бессмертным род людской на земле. (4)Только благодаря книге накопленные знания обретают могущество лавины, способной с тысячелетнего разгона преодолеть любое препятствие на столбовой дороге человеческого прогресса. (5)Недаром грозные завоеватели древности и наиболее выдающиеся подлецы недавнего прошлого начали свою разбойничью деятельность порабощения уничтожением библиотек, кострами из книг…
(6)Нет ничего дороже книги у мыслящего человека!
(7)Книге человечество доверило свои священные прозрения, открытия, рецептуру осмысленного существования на планете Земля… (8)Только книга может научить, как и в какой последовательности двигаться вперёд, как избегать бездн и взбираться на вершины. (9)Словом, указать дорогу, если не к немеркнущему счастью, то хотя бы к устойчивому благополучию, может только книга.
(10)Книга — верный, бескорыстный друг. (11)Она самый терпеливый учитель, готовый десятки раз повторять недоступную сразу мысль.
(12)Старшее поколение, вручая своей юной смене страну, мир и вечные идеи справедливости на земле, оставляет ей единственное наиболее полное завещание — книгу.
(13)Поэтому любите книгу, храните ее выше всякого другого достояния. (14)Учитесь преданности книге, знанию.
(по Л. М. Леонову, 188 слов)
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Распознавание предложения | |
Правильно определено предложение | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Обоснование условий обособления | |
Дано правильное полное обоснование (возможно: графическое) условий обособления | 2 |
Дано правильное неполное обоснование (возможно: графическое) условий обособления | 1 |
Ответ неправильный. ИЛИ Ответ не дан | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Среди предложений 12−14 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
(1) Среди великих изобретений былых времен, окончательно выделивших род людской из приниженного состояния, наибольшую роль сыграла письменность. (2)Именно по книгам, как по ступенькам, поднимался человек на свою нынешнюю высоту…
(3)Книга — это кристаллический, плотно упакованный в страницы наш многовековой опыт, делающий бессмертным род людской на земле. (4)Только благодаря книге накопленные знания обретают могущество лавины, способной с тысячелетнего разгона преодолеть любое препятствие на столбовой дороге человеческого прогресса. (5)Недаром грозные завоеватели древности и наиболее выдающиеся подлецы недавнего прошлого начали свою разбойничью деятельность порабощения уничтожением библиотек, кострами из книг…
(6)Нет ничего дороже книги у мыслящего человека!
(7)Книге человечество доверило свои священные прозрения, открытия, рецептуру осмысленного существования на планете Земля… (8)Только книга может научить, как и в какой последовательности двигаться вперёд, как избегать бездн и взбираться на вершины. (9)Словом, указать дорогу, если не к немеркнущему счастью, то хотя бы к устойчивому благополучию, может только книга.
(10)Книга — верный, бескорыстный друг. (11)Она самый терпеливый учитель, готовый десятки раз повторять недоступную сразу мысль.
(12)Старшее поколение, вручая своей юной смене страну, мир и вечные идеи справедливости на земле, оставляет ей единственное наиболее полное завещание — книгу.
(13)Поэтому любите книгу, храните ее выше всякого другого достояния. (14)Учитесь преданности книге, знанию.
(по Л. М. Леонову, 188 слов)