Мы поинтересовались что будет ли лекция
Карточки для подготовки к выполнению задания 8 егэ по русскому языку.
Карточки для индивидуальной работы, которые можно использовать в ходе подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 10-11 классах во время самостоятельной работы и при выполнении домашних заданий.
Просмотр содержимого документа
«Карточки для подготовки к выполнению задания 8 егэ по русскому языку.»
Отредактируйте предложения в соответствии с синтаксическими нормами русского литературного языка.
Сюзан Рид не только изучила такой знаковый для эпохи журнал, как «Декоративное искусство СССР», но и периодические издания от «Вопросов философии» до «Нового мира» и «Крокодила».
В памятные дни у могил Владимира Высоцкого, Сергея Есенина и других поэтов собираются люди, чтобы вспомнить не только творчество классиков, но и почитать свои стихи.
Янка Брыль всегда любил и помогал молодым писателям.
Отредактируйте предложения в соответствии с синтаксическими нормами русского литературного языка.
Машина не завелась: из-за февральской оттепели то ли разладилось зажигание, то ли ещё что.
В двадцатом столетии, будучи художественным летописцем, литература заставила нас восхищаться и партизаном-революционером Левинсоном, и печалиться над судьбами героев, сражавшихся в белой гвардии.
Мы растерялись в своих ориентирах, потому что, согласитесь, в двадцатом веке в них было трудно не только разобраться, но и выстроить в логическую цепь.
Отредактируйте предложения в соответствии с синтаксическими нормами русского литературного языка.
Жизнь Петренко – это история человека, сильного духом и который достойно представлял свое поколение.
Мы поинтересовались, что будет ли лекция.
Прочитанная лекция для учеников о мирном использовании атомной энергии вызвала большой интерес.
Отредактируйте предложения в соответствии с синтаксическими нормами русского литературного языка.
Каждый студент, пожелавший бы участвовать в работе научного кружка, должен подать заявление в деканат.
Портфель, лежащий на столе и который принадлежит преподавателю, вызывал у всех интерес.
В турнире участвовали представители многих стран: Австрия, Венгрия, Россия, Германия и др.
Отредактируйте предложения в соответствии с синтаксическими нормами русского литературного языка.
Хорошо отвечали на экзаменах как одиннадцатиклассники, а также ученики девятых классов.
Для девочки характерны любовь и увлечение спортом.
По приезду в город Семён отправился навестить дядю.
Отредактируйте предложения в соответствии с синтаксическими нормами русского литературного языка.
В романе «Войне и мире» Л.Н.Толстой показывает путь духовных исканий героев.
В пьесе «Вишнёвом саде» А.П. Чехов не только изобразил прошлое, но и настоящее, и будущее.
Все, кто смотрели новый спектакль, восхищались игрой актёров.
Начав читать новую книгу, она меня заинтересовала.
Презентация по русскому языку «Лингвистические разминки на уроках русского языка в 10-11 классах. Культура речи.»
Выбранный для просмотра документ Н.А. Л Р Культура речи.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Культура речи. Примакова Н. А., учитель русского языка МАОУ «Туртасская СОШ» 2017 Лингвистические разминки в старших классах
Данная презентация предназначена для закрепления грамматических норм и подготовки к сдаче заданий 5,6,7,20 ЕГЭ. Использовать задания можно на разных этапах урока и на внеурочных занятиях: на лингвистических разминках, в качестве проверочных работ и т.д.
Какое окончание подходит для глагола – сказуемого? Сколько учеников присутству(е/ю)т сегодня на уроке? Абсолютное большинство учеников нашего класса хорошо подготовил (о/и)сь к ЕГЭ. Прошл (о/и) две недели.
Поставьте существительные в форме родительного падежа множественного числа. У черноморских (побережье) много (платье) пять (певунья) несколько (копьё) килограмм (помидор) принёс (мандарин) шестьдесят (ватт)
Поставьте существительные в форме родительного падежа множественного числа. шестьдесят (ватт) крыловских (басня) нет (блюдце) купил (вафля) белорусских (партизан) без (погон) пара (туфля) от (качели)
4. Определите, содержатся ли в данных телевизионных рекламах грамматические ошибки. Докажите свое мнение. Если ошибки есть, исправьте их 1. Творожок «Нежный». Попробовав однажды, он нежностью своей пленит… 2. Используя краску «Снежка», ваш интерьер станет неповторимым!
В каких предложениях нет грамматичнских ошибок? 1.Кофе остыло к приходу моего брата. Кофе остыл к приходу моего брата. 2.Кое-кто хотели прийти вечером. Кое-кто хотел прийти вечером. 3.Никто не стоял молча. Никто не стояли молча.
Вопросы на засыпочку Какая грамматическая ошибка пароди-руется в поговорке: «Все порвато, поломато, и тропинка затоптата»? 2. Можно ли одержать большие успехи в изучении русского языка? 3. Можно ли проявить хорошие результаты на контрольной работе? Можно ли показать хорошие результаты в беге на сто метров?
1. Запишите слова в форме именительного падежа единственного числа, укажите род существительных. Погоны Рельсы туфли тапки тапочки босоножки сандалии сандалики, сандалеты коленки колени
Исправьте ошибки: 1.Приехали множество участников тех незабываемых событий. 2.На заседании присутствовал ректор, сотрудники лаборатории. 3.ГАИ распространило сообщение о пробках на дорогах. 4. 1.Жюри объявили победителей конкурса.
8. Можно ли скипятить чайник и снять обвертку с пачки печенья? 9. Можете ли вы сказать автора поэмы «Руслан и Людмила»? 10. Нужно ли говорить цитату, если хочешь доказать справедливость своего суждения? 11. Можно ли самому назвать свое имя, если вас забыли представить в новой для вас компании?
14. Можно ли вперед погулять, а потом сделать уроки? 15. Найди и объясни ошибки: Мыть пол будете оба: и Саша, и Костя, и Денис! Крепче держись – обоими руками! Из всех моих друзей только с обоими я всегда могу всем поделиться. Петров и Васечкин! Опять вы обое опоздали!
Исправьте грамматические ошибки 1. Купи мне эти матрешки. 2. Я нашел огромного подберезовика! 3.Из рыбы сделали вкусную консерву. 4.Весь берег покрыт цветущими шиповниками. 5.Эта тюль очень дорогая.
Исправьте грамматические ошибки 6. Она стояла перед зеркалом в одном туфле. 7.Эта бра очень ярко светит. 8. Соседи поговорили поговорили с глаза на глаз. 9.Чашки без блюдцев не продают. 10. На собрании присутствовали директоры всех городских предприятий.
Исправьте ошибки в построении предложений, запишите правильный вариант, сделайте синтаксический разбор предложений. Набегали то небольшие тучки, то снова появлялось солнце. Сегодня не только аттракционы работают, но и прогулочный катер принимает на свой борт всех желающих
Исправьте ошибки в построении предложений, запишите правильный вариант, сделайте синтаксический разбор предложений А. Поэтесса принадлежит к поколению писателей, родившихся в военные и послевоенные годы и в творчестве которых отразились судьбоносные исторические события. Б. Из прошлого мы прежде всего усваиваем идеи, выдержавшие испытанием временем и которые воспринимаются нами как живые традиции.
Отметьте предложения, в которых имеются грамматические ошибки, определите, какие именно нормы нарушены. Отредактируйте эти предложения. 1. Не то маячили на той стороне горы, не то это только казалось 2. Солнце то выглянет, то тучка набежит. 3. Жизнь Петренко – это история человека, сильного духом и который дос- тойно представлял свое поколение. 4. Мы поинтересовались, что будет ли лекция. 5. На этом заводе согласные и дальше внедрять прогрессивные технологии.
Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Используя метафоры и сравнения, текст становится эмоциональнее, ярче. достигается эмоциональность и образность описания. нам интереснее читать текст. автор делает текст живым и ярким
Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Говоря о богатстве языка, в аудитории началась дискуссия. у меня возник интерес к этой проблеме. требуются конкретные проблемы. мы касались главным образом его словарного запаса.
Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Преодолевая барьер, выполняется самый красивый элемент. его высота может быть разной. лошадь в прыжке пролетает несколько метров. наездником должны соблюдаться определённые правила. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Изучая растения Средней полосы, у меня появился интерес к этой проблеме. некоторые из них используются для озеленения участков. они были собраны в гербарий. обратите внимание на их отличие от растений из других зон.
Выбранный для просмотра документ Пояснительная записка.doc
Пояснительная записка
(размещается в архиве с материалом)
Примакова Наталья Александровна
Должность (с указанием преподаваемого предмета) *
Учитель русского языка и литературы
МОУ «Туртасская СОШ» Уватского района Тюменской области
Лингвистические разминки на уроках русского языка в 10-11 классах. Культура речи.
Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс
Универсальный ресурс, может использоваться в разных программах.
Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ и другие) *
Техническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и другие.) *
Раздаточный материал, компьютер.
Данная презентация предназначена для закрепления грамматических норм и подготовки к выполнению заданий 5,6,7,20 ЕГЭ.
Краткое описание работы с ресурсом
(на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивид, групповая и другое, на усмотрение автора). *
Использовать предлагаемые упражнения можно на разных этапах урока и на внеурочных занятиях: на лингвистических разминках, в качестве проверочных работ и т.д. Задания развивают языковую и коммуникативную компетенции учащихся.
Список использованной литературы.
2. Юминова. Ищем и исправляем грамматические ошибки. «Русский язык» №24/2008
Размещается в архиве с материалом
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-887026
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минобрнауки обновит перечень специальностей высшего образования
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Якутии проведут первую в РФ федеральную олимпиаду по родным языкам
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
В школах Тюмени запустят раздельный сбор отходов
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Карточки для подготовки к выполнению задания 8 егэ по русскому языку.
Карточки для индивидуальной работы, которые можно использовать в ходе подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 10-11 классах во время самостоятельной работы и при выполнении домашних заданий.
Просмотр содержимого документа
«Карточки для подготовки к выполнению задания 8 егэ по русскому языку.»
Отредактируйте предложения в соответствии с синтаксическими нормами русского литературного языка.
Сюзан Рид не только изучила такой знаковый для эпохи журнал, как «Декоративное искусство СССР», но и периодические издания от «Вопросов философии» до «Нового мира» и «Крокодила».
В памятные дни у могил Владимира Высоцкого, Сергея Есенина и других поэтов собираются люди, чтобы вспомнить не только творчество классиков, но и почитать свои стихи.
Янка Брыль всегда любил и помогал молодым писателям.
Отредактируйте предложения в соответствии с синтаксическими нормами русского литературного языка.
Машина не завелась: из-за февральской оттепели то ли разладилось зажигание, то ли ещё что.
В двадцатом столетии, будучи художественным летописцем, литература заставила нас восхищаться и партизаном-революционером Левинсоном, и печалиться над судьбами героев, сражавшихся в белой гвардии.
Мы растерялись в своих ориентирах, потому что, согласитесь, в двадцатом веке в них было трудно не только разобраться, но и выстроить в логическую цепь.
Отредактируйте предложения в соответствии с синтаксическими нормами русского литературного языка.
Жизнь Петренко – это история человека, сильного духом и который достойно представлял свое поколение.
Мы поинтересовались, что будет ли лекция.
Прочитанная лекция для учеников о мирном использовании атомной энергии вызвала большой интерес.
Отредактируйте предложения в соответствии с синтаксическими нормами русского литературного языка.
Каждый студент, пожелавший бы участвовать в работе научного кружка, должен подать заявление в деканат.
Портфель, лежащий на столе и который принадлежит преподавателю, вызывал у всех интерес.
В турнире участвовали представители многих стран: Австрия, Венгрия, Россия, Германия и др.
Отредактируйте предложения в соответствии с синтаксическими нормами русского литературного языка.
Хорошо отвечали на экзаменах как одиннадцатиклассники, а также ученики девятых классов.
Для девочки характерны любовь и увлечение спортом.
По приезду в город Семён отправился навестить дядю.
Отредактируйте предложения в соответствии с синтаксическими нормами русского литературного языка.
В романе «Войне и мире» Л.Н.Толстой показывает путь духовных исканий героев.
В пьесе «Вишнёвом саде» А.П. Чехов не только изобразил прошлое, но и настоящее, и будущее.
Все, кто смотрели новый спектакль, восхищались игрой актёров.
Начав читать новую книгу, она меня заинтересовала.
Карточки для подготовки к выполнению задания 8 егэ по русскому языку.
Карточки для индивидуальной работы, которые можно использовать в ходе подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 10-11 классах во время самостоятельной работы и при выполнении домашних заданий.
Просмотр содержимого документа
«Карточки для подготовки к выполнению задания 8 егэ по русскому языку.»
Отредактируйте предложения в соответствии с синтаксическими нормами русского литературного языка.
Сюзан Рид не только изучила такой знаковый для эпохи журнал, как «Декоративное искусство СССР», но и периодические издания от «Вопросов философии» до «Нового мира» и «Крокодила».
В памятные дни у могил Владимира Высоцкого, Сергея Есенина и других поэтов собираются люди, чтобы вспомнить не только творчество классиков, но и почитать свои стихи.
Янка Брыль всегда любил и помогал молодым писателям.
Отредактируйте предложения в соответствии с синтаксическими нормами русского литературного языка.
Машина не завелась: из-за февральской оттепели то ли разладилось зажигание, то ли ещё что.
В двадцатом столетии, будучи художественным летописцем, литература заставила нас восхищаться и партизаном-революционером Левинсоном, и печалиться над судьбами героев, сражавшихся в белой гвардии.
Мы растерялись в своих ориентирах, потому что, согласитесь, в двадцатом веке в них было трудно не только разобраться, но и выстроить в логическую цепь.
Отредактируйте предложения в соответствии с синтаксическими нормами русского литературного языка.
Жизнь Петренко – это история человека, сильного духом и который достойно представлял свое поколение.
Мы поинтересовались, что будет ли лекция.
Прочитанная лекция для учеников о мирном использовании атомной энергии вызвала большой интерес.
Отредактируйте предложения в соответствии с синтаксическими нормами русского литературного языка.
Каждый студент, пожелавший бы участвовать в работе научного кружка, должен подать заявление в деканат.
Портфель, лежащий на столе и который принадлежит преподавателю, вызывал у всех интерес.
В турнире участвовали представители многих стран: Австрия, Венгрия, Россия, Германия и др.
Отредактируйте предложения в соответствии с синтаксическими нормами русского литературного языка.
Хорошо отвечали на экзаменах как одиннадцатиклассники, а также ученики девятых классов.
Для девочки характерны любовь и увлечение спортом.
По приезду в город Семён отправился навестить дядю.
Отредактируйте предложения в соответствии с синтаксическими нормами русского литературного языка.
В романе «Войне и мире» Л.Н.Толстой показывает путь духовных исканий героев.
В пьесе «Вишнёвом саде» А.П. Чехов не только изобразил прошлое, но и настоящее, и будущее.
Все, кто смотрели новый спектакль, восхищались игрой актёров.
Начав читать новую книгу, она меня заинтересовала.
Система упражнений по теме «Грамматические нормы русского языка»
Система упражнений, направленных на овладение грамматическими нормами русского языка
Данная система включает несколько групп упражнений:
I. Упражнения на осознание учащимися грамматической нормы.
II. Упражнения на формирование умений правильно образовывать
грамматические формы и конструкции.
IІІ. Упражнения на нахождение, классификацию и исправление грамматических ошибок.
1. Упражнения на объяснение языковых явлений.
В данных упражнениях языковое явление представлено правильно, за-
дача учащихся состоит в том, чтобы объяснить, каким правилом регулирует-
ся определённая норма.
1. Объясните употребление и выбор формы числительных, данных в ле-
вой колонке, при помощи правил, данных в правой колонке.
А. Константин поступил в университет
в две тысячи седьмом году.
Б. Пятеро студентов нашей группы сдали эту сессию на «отлично».
В. На столе стояла открытая коробочка с двадцатью пятью пакетиками чая.
Г. В справочнике на девяноста страницах представлена информация о ста специальностях.
Д. Материалы исследования изложены
на двухстах сорока страницах.
1. При склонении составного количественного числительного изменяются все части
2. При склонении составного порядкового числительного изменяется только последняя часть
3. Данные числительные в косвенных падежах, кроме винительного, имеют
4. Собирательное числительное употреблено с существительным мужского рода
2. Упражнения на закрепление знания теоретического материала.
2. Отметьте неправильные утверждения.
Собирательные числительные от «двое» до «десятеро» сочетаются:
а) с личными местоимениями: вас двое;
б) с существительными мужского рода: двое стульев;
в) с существительными, обозначающими детёнышей животных: трое щенят;
г) с существительными, обозначающими животных: двое волков;
д) с существительными, имеющими форму только множественного числа:
1. Упражнения на образование указанных грамматических форм и кон-
Материалом для этой группы заданий являются слова, словосочетания,
что позволяет «отработать» норму на достаточно большом количестве при-
меров, при этом внимание школьников направлено именно на изучаемое
а) образуйте форму родительного падежа множественного числа дан-
именительном падеже множественного числа;
в) согласуйте прилагательные с существительными, данными в скобках;
г) вставьте пропущенные буквы;
д) вставьте пропущенные буквы, объясните данную норму.
1. Запишите слова в форме именительного падежа единственного числа,
укажите род существительных.
Погоны, рельсы, туфли, тапки, тапочки, босоножки, сандалии, сандалики,
сандалеты, коленки, колени.
2. Упражнения на употребление языкового явления в предложениях и
текстах. Варианты заданий:
а) при списывании текста запишите цифры словами;
б) слова, данные в скобках, запишите в необходимой форме;
в) дополните предложения деепричастными оборотами;
г) переконструируйте предложения с прямой речью в предложения с
1. Спишите текст, заменяя цифры словами.
Строительная компания «Жалюзи» планировала сдать в эксплуатацию в 2008 году около 690 объектов. Техническая документация 257 объектов была подготовлена в срок, и ввод в строй этих объектов произошёл к началу четвертого квартала 2007 года. С 246 объектами возникли трудности, и сторонние организации предъявили строительной компании «Жалюзи» счет на сумму около 840 млн рублей.
2. Переконструируйте предложения с прямой речью в предложения с
1. Прокофьич сказал Данилушке: «Поймай-ка ты щеглёнка голосистого да
чечётку бойкую». 2. «А какая гора самая высокая?» – спросил Игнат. 3. «Мне часто снятся целые сцены то из одной, то из другой моей будущей вещи, – говорил Алексей Толстой, – бери перо и записывай!» 4. «Это военное судно?» – поинтересовалась Алина.
IІІ. Упражнения на нахождение, классификацию и исправление
1. Упражнения на сопоставительный анализ нормы и её нарушения (без
квалификации вида ошибки).
В данных упражнениях одновременно представлены правильный и не-правильный варианты, а ученики должны, сопоставив словоформы, словосо-
четания или предложения, определить, какой из предложенных вариантов
а) выберите правильно построенные предложения;
б) укажите предложения с грамматическими ошибками;
в) выберите из слов, данных в скобках, необходимые.
1. Подчеркните правильно построенные сложносочинённые предложения.
1. Не только история влияет на литературу, но и литература влияет на
историю. – История не только влияет на литературу, но и литература влияет на историю.
2. Набегали то небольшие тучки, то снова появлялось солнце. – То набегали
небольшие тучки, то снова появлялось солнце.
3. Сегодня работают не только аттракционы, но и прогулочный катер при-
нимает на свой борт всех желающих. – Сегодня не только аттракционы работают, но и прогулочный катер принимает на свой борт всех желающих.
2. Выберите из предложенных деепричастных форм те, которые соот-
ветствуют литературной норме.
Узнав – узнавши, глядя – глядючи, быв – будучи, побыв – побудучи, склеив – склеивши, умывши – умывшись, доставая – доставаючи, испекя – испёкши, заперевшись – запершись.
Выберите слова, данные в скобках, в соответствии с морфологическими
нормами. Объясните, почему не подходит другой вариант.
1. На лугу Петренко заметил (пасущиеся коровы, пасущихся коров). 2. Для
обсуждения проблемы надо пригласить (главы правительств, глав правительств) этих стран. 3. Теперь («Москвичи», «Москвичей») увидишь нечасто, а («Запорож-цы», «Запорожцев») ещё реже. 4. Дед собирал только (боровики и подосиновики, боровиков и подосиновиков). 5. Обрати внимание на (эти матрешки, этих матрешек). 6. Я беру (твой ферзь, твоего ферзя).
3. Упражнения на нахождение ошибки.
Упражнения на нахождение ошибки требуют от учащегося только оп-
ределения того, правильно или неправильно построено словосочетание либо
предложение, поэтому подобные задания школьники могут выполнять «по
интуиции». Материалом для данных упражнений являются правильные при-
меры и примеры с нарушением грамматических норм, и такие задания удоб-
но предъявлять в тестовой форме.
1. Отметьте предложения без грамматических ошибок.
1. Ты только посмотри на этих забавных мишек!
2. Нечего показывать мне кулака: я тебя не боюсь.
3. Чтобы было удобно тушить птицу, можно купить кастрюль-утятниц.
4. Надо спросить запорожцев, как они готовят украинский борщ.
5. По семейной традиции Николай пошел в шахтеры.
2. Отметьте словосочетания, в которых имеются грамматические
а) молодой каланхоэ;
г) недавно построенное ДК;
д) опытный завотделом.
4. Упражнения на квалификацию вида ошибки (без исправления ошиб-
Цель работы с данными упражнениями состоит в том, чтобы школьни-
ки научились находить и классифицировать грамматические ошибки, пони-
мать причины их появления, что явится основой для последующего исправ-
а) найдите высказывания, в которых нарушены нормы построения
предложений с однородными членами;
б) установите, какие морфологические (синтаксические) нормы нару-
шены в данных предложениях;
в) объясните причины появления грамматических ошибок (ошибки вы-
г) отметьте предложения с грамматическими ошибками (даны и пред-
ложения с речевыми ошибками);
д) установите соответствие между предложениями и их характеристи-
кой с точки зрения соблюдения синтаксических (морфологических) норм.
1. Установите соответствие между предложениями и их характеристикой с точки зрения соблюдения/нарушения синтаксических норм.
А. Поэтесса принадлежит к поколению писателей, родившихся в военные и послевоенные годы и в творчестве которых отразились
судьбоносные исторические события.
Б. Из прошлого мы прежде всего усваиваем идеи, выдержавшие испытанием временем и
которые воспринимаются нами как живые традиции.
В. Алексей случайно посмотрел на книжную полку, где когда-то стояли томики «Библиотеки приключений», а теперь громоздились толстые отцовы словари и справочники.
Г. Разговорный стиль имеет свои особенности, куда относятся неполнота высказывания, высокая вариативность произношения,
употребление междометий и др.
Д. Мы остановились около Браслава, где много озёр и вода в которых очень чистая.
сложных предложений с прида-
2. Употребление в качестве од-
нородных придаточной части и
члена простого предложения
3. Неправильный выбор союза
или союзного слова
4. Употребление разных по виду
придаточных частей в качестве
5. Синтаксические нормы не на-
2. Установите соответствие между предложениями и характеристикой имеющихся в них нарушений морфологических норм
А. Писатель не уходит от самых злободневнейших вопросов, которые ставит перед нами время.
Б. Ваш ответ двусмысленен.
В. Произведения современных писателей о войне чаще всего очерковы.
Г. Обеспечение энергетической безопасности нашей страны – одна из наиболее
важнейших задач этого года.
Д. Современная молодёжь более предприимчивее, чем представители старшего поколения.
Е. Речь оратора становилась всё увереннее, голос звончее и громче.
Ж. Корпус мобильного телефона был
пластмассов, поэтому не очень прочен.
1. Употребление относительного при-
лагательного в краткой форме.
2. Употребление в краткой форме ка-
чественного прилагательного, которое данной формы не имеет.
3. Неверный выбор формообразующего
суффикса простой сравнительной сте-
4. Смешение простой и составной
форм превосходной степени.
5. Смешение простой и составной
форм сравнительной степени.
6. Неправильное образование краткой
формы качественного прилагательно-
5. Упражнения на нахождение и исправление ошибок.
Подобные упражнения доминируют среди заданий на нахождение,
классификацию и исправление грамматических ошибок и могут широко ис-
пользоваться при обучении русскому языку на различных уровнях, посколь-
ку позволяют формировать умение не только видеть ошибки, но и, устраняя
их, правильно строить высказывание.
1. Найдите и исправьте ошибки в образовании форм степеней сравнения
1. Я желаю тебе крепчейшего здоровья! 2. Дедушка, когда был молодейшим,
очень хорошо пел. 3. На Олимпиаде наши спортсмены завоевали семь вышейших наград. 4. Кругом была глушайшая тайга.
2. Отметьте предложения с грамматическими ошибками. Исправьте
нарушения морфологических норм.
1. В нашем озере разводят карпы, щуки и другие рыбы.
2. На улице малыши слепили красивый снеговик с носом из морковки и глазами из угольков.
3. В книжном магазине я купил самоучителя по английскому языку.
4. При игре в карты тетя Шура обычно берегла тузов и королей.
5. Дятел поедает спрятанные под корой деревьев личинки разных насеко-
3. Определите, содержатся ли в данных телевизионных рекламах грамматиче-ские ошибки. Докажите свое мнение. Если ошибки есть, исправьте их.
1. Творожок «Нежный». Попробовав однажды, он нежностью своей пленит…
2. Используя краску «Снежка», ваш интерьер станет неповторимым!
4. Отметьте предложения, в которых имеются грамматические ошибки,
определите, какие именно нормы нарушены. Отредактируйте эти предложе-
1. Не то маячили на той стороне горы, не то это только казалось
2. Солнце то выглянет, то тучка набежит.
3. Жизнь Петренко – это история человека, сильного духом и который дос-
тойно представлял свое поколение.
4. Мы поинтересовались, что будет ли лекция.
5. На этом заводе согласные и дальше внедрять прогрессивные технологии.
5. Найдите и устраните ошибки в образовании грамматических форм.
1. В данном тексте автор поднимает проблему необходимости говорить людям слова, которые помогут воспрять духом, понять, что ты не один и кому-то нужен.
2. Сейчас, не брав в руки книжку, можно все узнать с помощью компьютера.
3. Именно при чтении настоящей поэзии мы начинаем чувствовать глуботу слов, употребляемых в произведении.
4. Автор пытается подробно разобрать проблему и ставит вопрос о том, кто и зачем уезжает из России. Он рассматривает двадцатый век, когда были эмигрированы такие люди, как Ростропович, Барышников, Бродский, и многие другие.
5. Человек не может жить без природы, без взаимоотношения с ней.
6. Заведующая библиотекой имени Достоевского испытывала глубокое любопытство к нескладистым подросткам.
7. Невольно задумываешься о жизни людей, как им тяжело жить, считав себя ненужными.
8. Почему люди на праздники приносят букеты? Зачем мы, гуляя, нарываем полевые цветы и ставим их в вазу на подоконник?
9. В данном тексте Лаптев поднимает проблему невостребования великих людей в свое время.
10. Ехав угрюмо в карете мимо ревущей толпы и глотая горькие слезы, Барклай-де-Толли верил в правоту своего решения: именно эта вера дает человеку силы идти до конца, даже если приходится идти в одиночку.
11. Я согласна с автором, что истории Прометея и Барклая-де-Толли являются яркими примерами непонимания, а порой равнодушности и жестокости людей.
12. Бесстрастное время всем воздаст по заслугам, справедливый суд истории обязательно оправдает тех, кто был несправедливо обвинен, оклевечен.
6. . Найдите и устраните ошибку в построении словосочетаний.
7. Установите, в каких предложениях, осложненных деепричастными оборотами, допущена грамматическая ошибка. Ответ дайте в виде цифрового ряда.
1. Услышав чьи-то шаги, раздавались крики дрессированного ворона Дурова: «Кто там?».
2. Однажды, сняв со стены седла и сбрую, воры собрались вылезти через разбитое окно.
3. Услышав строгий голос, воры, перепугавшись, бросили вещи и убежали.
4.Возвращаясь из Италии, Брюллов был назначен профессором Академии художеств.
5. Синие тяжелые волны все тише бились о камни, сверкая на солнце яркими, веселыми брызгами.
6. Приблизившись к углу дома, гостям стали видны изъеденные дождями и ветрами глыбы песчаника, живописно разбросанные по зеленому газону.
7. Забравшись в глухое место, Левинсон почти потерял связь с другими отрядами.
8. Приехав в город, Андреем Гавриловичем решено было остановиться у знакомого купца, ночевать у него и на другой день утром явиться в присутствие уездного суда.
9. Впереди по пыльной улице деревни рысцой, оглядываясь и с мычанием изредка останавливаясь, бежала отбившаяся от стада пестрая корова.
10. Туманной ночью, пробравшись сквозь неприятельское пекло, взвод Дубова внезапно появился на линии.
11. Почуяв хозяев, мы услышали тихое и недовольное ржание коня Мишки.
12. Выскочив откуда-то из тьмы, на нас бросились три громадные, кудлатые собаки.
13. Уродливо искривившись, почти сухой, без листьев, молодой куст малины тянется к солнцу.
14. Всматриваясь в чащу леса, меж путниками установилось молчание, всем стало жутковато.
15. Реставрируя картину, мастер освежает поблекшие от времени краски.