Мы все учились понемногу чему нибудь и как нибудь кто является автором
Мы все писали понемногу.
«Мы все учились понемногу. »
( А.С. Пушкин)
Мы все писали понемногу
Когда-нибудь и как-нибудь.
Стихосложеньем, слава богу,
Теперь не мудрено блеснуть.
Друзьям писали и любимым,
Своим соперникам счастливым,
Дядьям болеющим – и тем
Писали мы на сотни тем.
Писали дерзко и отважно.
Но зуд поэзии затих,
Стареем, и стихи других
Уже мы критикуем важно
По вечерам в кругу родни:
«Писали лучше в наши дни!»
Мы Пушкина помянем: «Гений!
Его Онегин – всем урок».
Средь нас вот тоже есть Евгений,
Но, прямо скажем, не пророк.
А, впрочем, пишет очень складно
В сравненьи с прочими – и ладно.
И то сказать: писать сейчас
Занятье легкое у нас.
Едва на улице морозы,
Как доморощенный пиит
Пером усидчиво скрипит
И снова. ну, конечно – «розы»,
Хотя давно уж знает свет,
Что роз зимой в помине нет.
Но поэтических секретов,
Наверно, не раскроем мы,
Коль скажем, что среди поэтов
Есть кроме нас еще умы,
И наше мненье не всевластно,
К тому ж, оно не беспристрастно:
У каждого свои грехи,
Свои любимые стихи.
У нас, ничтожных человечков,
В чащобе поэтийной мглы
Свои укромные углы,
Свое заветное местечко.
Кто ж нас осудит, если в них
Не слышим мы стихов чужих?
Мы и свои-то слабо знаем,
И девушкам в тиши ночей
Общеизвестное читаем
Про «дивный стан» и «блеск очей».
Конечно, жечь глаголом – лестно,
Но что пророков ждет – известно,
И запах лавра из венца
Не оправдает мук творца.
А если кто-то из талантов
Достичь высот Парнаса смог,
Он тотчас же (помилуй Бог!)
Нас учит, грешных дилетантов:
«Друзья! Парнас – открытый дом,
Но вы – не так и не о том».
Вот так живем. И, слава Богу,
Что, позабыв свои грехи,
Мы, тяжкий груз беря, в дорогу
Берем и чьи-нибудь стихи,
Пускай хоть Пригова, но все же…
Ты этот шаг зачти нам, Боже!
Улегшись с книжкою в кровать,
Не все ж Донцову нам читать?
А значит – жив Пегас крылатый,
И вновь рифмуем: «кровь – любовь»
(О, рифма скучная «морковь»,
Уж сколько раз меня спасла ты!)
В итоге – Муза будет жить,
А значит, и поэтам – быть!
Евгений Онегин, часть 1
Роман в стихах А. С. Пушкин (том 2)
Издательство «Художественная литература» г. Москва 1986 г.
Сокращённый вариант (Зоя Скобцова)
Предисловие (Зоя Скобцова) Регистрационный № 117032000185
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя
Когда же чёрт возьмёт тебя.
Так думал молодой повеса,
Летя в пыли на почтовых,
Всевышней волею Зевеса
Наследник всех своих родных.
1.3.
Стр. 189
Всего, что знал ещё Евгений
Пересказать мне недосуг;
Стр. 191
Бывало он ещё в постеле:
Ему записочки несут.
Что? Приглашенья? В самом деле,
Три дома на вечер зовут:
Там будет бал, там детский праздник,
Куда поскачет мой проказник,
С кого начнёт он? Всё равно:
Везде поспеть немудрено.
Стр. 199
Что ж мой Онегин? Полусонный
В постелю с бала едет он.
А Петербург неугомонный
Уж барабаном пробуждён.
Стр. 200
Но, шумом бала утомлённый
И утро в полночь обратя,
Спокойно спит в тени блаженной
Забав и роскоши дитя.
И с ним проститься был бы рад.
Прочтя печальное посланье,
Онегин тотчас на свиданье
Стремглав по почте поскакал
И уж заранее зевал,
Приготовляясь, денег ради,
На вздохи, скуку и обман
(И тем я начал свой роман;)
Но, прилетев в деревню дяди,
Его нашёл уж на столе,
Как дань готовую земле.
Стр. 210
В свою деревню в ту же пору
Помещик новый прискакал
И столь же строгому разбору
В соседстве повод подавал.
По имени Владимир Ленский,
Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привёз учёности плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри чёрные до плеч.
Стр.212
Богат, хорош собою Ленский
Везде был принят как жених;
Таков обычай деревенский.
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом
И скоро стали неразлучны.
2.2.
Стр. 216
Чуть отрок, Ольгою плененный,
Сердечных мук ещё не знав,
Он был свидетель неизменный
Её младенческих забав.
Она поэту подарила
Младых восторгов первый сон
И мысль об ней одушевила
Её цевницы первый стон.
Стр. 217
Её сестра звалась Татьяной,
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью её румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Стр. 228
В чертах у Ольги жизни нет.
Владимир сухо отвечал
И после во весь путь молчал.
3.2.
Меж тем Онегина явленье
У Лариных произвело
На всех большое впечатленье
И всех соседей развлекло.
Пошла догадка за догадкой.
Все стали толковать украдкой,
Шутить, судить не без греха,
Татьяне прочить жениха.
Татьяна слушала с досадой
Такие сплетни; но тайком
С неизъяснимою отрадой
Невольно думала о том;
И в сердце дума заронилась;
Пора пришла, она влюбилась.
3.3.
Стр.227
Теперь с каким она вниманьем
Читает сладостный роман,
С каким она очарованьем
Пьёт обольстительный обман!
Стр.229
Татьяна, милая Татьяна!
С тобой теперь я слёзы лью;
Ты в руки мрачного тирана
Уж отдала судьбу свою.
Стр. 230
Тоска любви Татьяну гонит
И в сад идёт она грустить,
И вдруг недвижно очи клонит,
И лень ей далее ступить.
Настанет ночь; луна обходит
Дозором дальний свод небес,
Татьяна в темноте не спит
И тихо с няней говорит:
И сердцем далеко носилась
Татьяна, глядя на луну.
Стр. 232
Вдруг мысль в уме её родилась.
«Поди, оставь меня одну.
Дай, няня мне перо, бумагу,
Да стол подвинь; я скоро лягу;
Прости». И вот она одна.
Всё тихо. Светит ей луна,
Облокотясь, Татьяна пишет.
И всё Онегин на уме,
И в необдуманном письие
Любовь невинной девы дышит.
Письмо готово, сложено.
Татьяна! для кого ж оно?
ЗНАКОМИМСЯ ИЛЬ ВСПОМИНАЕМ. Крылатые фразы из романа «Евгений Онегин»
«Евгений Онегин» — одно из самых знаменитых произведений Александра Пушкина. Над романом поэт работал более 7 лет. Свою работу Пушкин называл подвигом, а по количеству затраченных усилий и времени он был сопоставим лишь с «Борисом Годуновым».
Удивительно, что два самых знаменитых произведения Пушкина создавались в ссылке, в одиночестве. Работу над «Онегиным» поэт начал, находясь в ссылке в Кишиневе, а «Годунов» — был написан во время ссылки в Михайловское…
С момента первой публикации романа в 1831 году прошло 186 лет. За это время он стал одним из самых культовых народных произведений, заняв первую строчку пушкинского наследия.
Сегодня не каждый из современников знает, что большинство крылатых выражений, афоризмов и цитат, употребляемых в наше время, взяты из «величайшей энциклопедии русской жизни» — из романа «Евгений Онегин».
Вспомним некоторые из них.
Сегодня это выражение, как правило, употребляется в ироническом ключе, рассуждая о дилентатстве, о неглубоких, поверхностных познаниях в какой-либо области…
«Что вам дано, то не влечет
Вас непрестанно змий зовет
К себе, к таинственному древу.
Куда, куда вы удалились,
Весны моей златые дни?
Что день грядущий мне готовит?
Его мой взор напрасно ловит,
В глубокой мгле таится он.
Любимая и часто упоминающиеся фраза отечественными магами, колдунами, гадалками и прочими шарлатанами. Но вряд ли кто-нибудь из этих людей знает, что особенно популярной эта строка стала благодаря «арии Ленского» в постановке оперы П. И. Чайковского (1878).
Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей,
И тем ее вернее губим
Средь обольстительных сетей.
Фраза стала по-настоящему народной. Современники обычно говорят не «легче», как у Пушкина, а «больше». Примечательно, что эту мысль, с тем же комментарием поэт высказал за год до создания романа (1822) в письме к своему брату, Льву Сергеевичу: «Чем меньше любишь женщину, тем вернее овладеваешь ею. Но это удовольствие достойно старой обезьяны 18-го столетия»…
« А счастье было так возможно,
Так близко. Но судьба моя
Уж решена. Неосторожно,
Быть может, поступила я…
Цитата из монолога Татьяны (Глава. 8, строфа 47). В этом монологе Татьяна признается в любви Евгению Онегину, но говорит о том, что она вышла замуж и, как верная жена, останется верна своему мужу.
Выражение стало особенно популярным после постановки на сцене оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского. Эти слова звучат в заключительном дуэте Онегина и Татьяны. Кстати, заканчивается монолог еще одним крылатым выражением:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.»
« Любви все возрасты покорны;
Но юным, девственным сердцам
Ее порывы благотворны,
Как бури вешние полям:
В дожде страстей они свежеют,
И обновляются, и зреют —
И жизнь могущая дает
И пышный цвет и сладкий плод.
Но в возраст поздний и бесплодный,
На повороте наших лет,
Печален страсти мертвой след:
Так бури осени холодной
В болото обращают луг
И обнажают лес вокруг.
Классический пример, когда фраза вырвана из контекста и сегодня в большинстве случаев употребляется не к месту. Если прочитать всю строфу от начала и до конца, то станет ясно, что Александр Сергеевич выражал свою мысль в ином ключе, схожую по смыслу с цитатой известного древнеримского поэта Овидия: «Безобразное явление — старческая любовь!»
В опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин» эти строки вошли в арию Гремина, мужа Татьяны. Пушкин намеренно иронизировал по поводу пылких, юношеских чувств немолодого человека. Интересно, что сегодня на разницу в возрасте обращают внимание лишь тогда, когда одному из влюбленных далеко за 60 или 70. Когда 40-летний мужчина берет в жены 20-летнюю девушку — критики гораздо меньше…
Любопытно, что разница в возрасте между Александром Сергеевичем Пушкиным и Натальей Николаевной Гончаровой, на момент вступления в брак составляла 13 лет…
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!»
Любимая фраза каждого московского экскурсовода, не теряющая своей актуальности. Да, Москва уже далеко не белокаменная, огромная и необъятная, дико современная, но восхищаться столицей мы никогда не перестанем.
В романе описывается, как мать Татьяны Лариной решила на зиму уехать в Москву, взяв с собой Татьяну. Поэт описывает приближение семейства Лариных к Москве.
Но дружбы нет и той меж нами.
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами — себя.
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно…
Как правило, фраза употребляется в шутливо-ироническом ключе: об амбициозном, тщеславном, заносчивом человеке. А также самоиронично: о своих далеко идущих планах, замыслах…
Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей…
Эта фраза перекочевала в 21 век, немного уступив позиции другой фразе, которая еще хлеще выражает актуальность современного бытия: «Чем больше я узнаю людей, тем больше я люблю собак».
..Рвалась и плакала сначала,
С супругом чуть не развелась;
Потом хозяйством занялась,
Привыкла и довольна стала.
Привычка свыше нам дана:
Замена счастию она.
Фразу о семейной жизни Пушкин позаимствовал из романа Шатобриана «Рене». В оригинале она звучит так: «Если бы я имел безрассудство еще верить в счастье, я бы искал его в привычке».
В понимании современных институтов брака и семьи, фраза все менее востребована и употребима, чем, к примеру, в середине 20-ого столетия. Современному человеку обретение душевного равновесия, покоя в привычном укладе семейного быта чертовски мало, и в некотором роде скучно. Об этом свидетельствует статистика последних лет —
А какие фразы из романа «Евгений Онегин» запомнились вам?
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Пушкин А. С. Евгений Онегин. Глава Первая
Содержание.
1.ВСТУПЛЕНИЕ.
2.РИФМИКА ОНЕГИНСКОЙ СТРОФЫ И РАЗМЕРЫ СТРОК.
3.СТАТИСТИКИ РОМАНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН».
4.БЛОКОВАЯ РИТМОГРАММА.
5.ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.
1. ВСТУПЛЕНИЕ.
Приступим к изучению ритмики романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Набрав в браузере поисковый запрос «Онегинская строфа», мы получим 45 700 документов.
Самое поразительное, все работы накопленные за 200 лет, посвящены рифмике романа. И нет ни одной работы посвящённой исследованию ритмики. Даже в монументальном исследовании романа «Евгений Онегин» В. Набокова не сказано ни слова о ритмики Онегинской строфы.
Оно и понятно. Исследование ритмики настолько трудоёмкий процесс, что возможность её исследования открылась лишь недавно, благодаря революции в области научно-технической информации и прогрессу электронной техники.
2. РИФМИКА И РИТМИКА ОНЕГИНСКОЙ СТРОФЫ И РАЗМЕРЫ СТРОК.
Онегинская строфа состоит из 14 строк, с отрифмованными четверостишиями.
— первое четверостишие с перекрестной рифмовкой AbAb;
— второе четверостишие с парной рифмовкой CCdd;
— третье четверостишие с опоясывающей рифмовкой EffE;
— двух заключительных строк с парной рифмовкой gg.
A, C, E – строки с женскими рифмами.
b, d, f, g – строки с мужскими рифмами.
Для иллюстрации всего, вышесказанного приведём строфу Раздела V Первой главы
романа «Евгений Онегин».
1. Мы все учились понемногу. 9 A
2. Чему-нибудь и как-нибудь. 8 b
3. Так воспитаньем, слава богу. 9 A
4. У нас немудрено блеснуть. 8 b
5. Онегин был по мненью многих. 9 C
6. (Судей решительных и строгих). 9 C
7. Учёный малый, но педант. 8 d
8. Имел он счастливый талант. 8 d
9. Без принужденья в разговоре. 9 E
10. Коснуться до всего слегка. 8 f
11. С учёным видом знатока. 8 f
12. Хранить молчанье в важном споре..9 E
13. И возбуждать улыбку дам. 8 g
14. Огнём нежданных эпиграмм. 8 g
3. СТАТИСТИКИ РОМАНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН».
Роман «Евгений Онегин» состоит из восьми глав. Каждая глава состоит из Разделов пронумерованных римскими цифрами.
Глава Первая. Разделы I–VIII(8), X–XII(3), XV–XXXVIII(24), XLII–LX(19).
В круглых скобках указано количество Разделов в привычной арабской цифровой нотации. Всего, если судить по римской нотации, в Первой главе должно быть 60 Разделов. Но некоторые Разделы отсутствуют. Поскольку были исключены поэтом. Таким образом в Первой главе осталось 54 Раздела.
Разделы содержат по 14 строк. Как не трудно подсчитать, всего в Первой главе 756 строк. Попробуйте в ручную сосчитать количество гласных звуков (или тоже самое слогов) в 756 строках. Вот мы и получаем объяснение, почему исследования ритмики стихов так и не осуществлялись.
В Строковой Ритмограмме Онегинской строфы иллюстрируется распределение гласных звуков в 14 строках, из которых состоят Разделы и приводится сопоставление длинны строк с их рифмикой. На приведённой диаграмме впервые приводится графическая иллюстрация Онегинской строфы в таком, комплексном виде. На одной диаграмме отображена как рифмика, так и ритмика.
4. БЛОКОВАЯ РИТМОГРАММА.
На диаграмме «Слоги по позициям Блоковой ритмограммы» видно, что на 2, 4, 6, 8 позициях (столбцы чёрного цвета) приходится 2444 ударных слога, что от количества ударных слогов в Первой главе 3054 составляет 80%.
Для дальнейшего анализа напомним ритмику некоторых стихотворных метров русского стихосложения.
ХОРЕЙ. Ударение в строках стиха на 1, 3, 5, 7 и т. д. слогах.
ЯМБ. Ударение в строках стиха на 2, 4, 6, 8 и т. д. слогах.
Ведущим стихотворным метром в Первой главе романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин является Ямб. СИЛА* СТИХОТВОРНОГО МЕТРА ЯМБ РАВНА 80%.
А. С. Пушкин и К
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас не мудрено блеснуть.
Месье ЮР`ИН по мненью многих
(Судей решительных и строгих)
Учёный малый, НЕ педант:
Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С учёным видом знатока
Хранить молчанье в важном споре…
…………………………………………
Он рыться не имел охоты
В хронологической пыли
Бытописания земли;
Но дней минувших анекдоты
От Ромула до наших дней
Хранил он в памяти своей
И с блеском покорял народы,
Что в колледже учились с ним.
…………………………………………
Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей….
К чему бесплодно спорить с веком
Когда компьютер – царь людей?
Однажды выбор совершил
И ходко в колледж поспешил
АНТОН –
Знаток программ и флэша –
Всего, что связанно WITH HIM.
Но в чём он истинный был гений,
Что знал он твёрже всех наук,
Что было для него с измлада
И труд, и мука, и отрада –
Его любимый IBM,
XT, PC и иже с нем,
Что БИЛЛОМ ГЕЙЦЕМ урождённый
И в массы ЮЗЕРОВ внедрённый.
Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность
Неподражательная странность
И резкий, охлаждённый ум
В КОННЕКТЕ ЧАТА наобум.
………………………………….
Любовь теперь не то, что даве
Послушайте, какая трель!…
О чём бишь я? Ах да,… ЮР`ИН…
Продолжим дале…
………………………………….
Легко вбежав, домой, О ГЕНИЙ!,
Где твой любимый КОМП стоит
Присядь упруго перед МОНЕЙ
В фильтр вилку с нежностью вгони.
И подобрав себе дискету –
Начни играть, иль фильм гляди,
Послушай громкое СD.
Сунь-высунь что-то в DVD,
И дело сделав, прочь, поди.
«ПОКЛАЦАЙ» медленно «ПЕДАЛЬЮ»,
«ПОТОПАЙ КНОПКУ», «ПОФЛУДИ»,
Потом надменно шарь по ЧАТУ
Достань «ШИРИНКУ», в NET войди.
Теперь слегка «ПОЮЗАЙ» «КЛАВУ»
Забей программу… Не грусти!
И, щёлкнув ласково по «МЫШИ»
Нескромно гений предъяви….
Пока все в шоке – не тушуйся.
Entre, sortie, et C’est la vie!…
(АНТРЭ, СОРТИ э СЕ ЛЯ ВИ!).
………………………………..
У нас теперь не то в предмете:
Мы лучше поспешим все в зал
Куда стремглав, и не в карете
Герой с изяществом вбежал.
……………………………..