На чем держится экономика китая

Экономика Китая —
путь лидера

Недавно прошел 11-ый саммит G20, основной темой которого стало строительство инновационной, здоровой мировой экономики. Он состоялся в Китае (Ханчжоу), и в этом мероприятии страна играла ключевую роль. На саммите был поставлен вопрос о расширении роли Китая в мировой экономике и международных организациях, таких как Международный валютный фонд (МВФ), Всемирная торговая организация (ВТО) и Всемирный банк (ВБ). По словам заместителя директора по научной работе Института Дальнего Востока (ИДВ) РАН и руководителя Центра социально-экономических исследований Китая Андрея Островского, на сегодняшний день доля Китая в этих организациях незначительна, а фактически он в числе лидеров по объемам внешней торговли, по покупательской способности и по росту ВВП. Неудивительно, что, учитывая темпы роста китайской экономики и ее качество, международные организации признали это.

Китай сегодня и вчера

В Китае верят: основа успеха — сильное государство, четкие цели и долгосрочное планирование. «По-китайски» для многих означает «быстро, качественно, технологично, с умом». Сегодня Китай — это экономическая сверхдержава, по многим показателям (объему торговли, производства, паритету покупательской способности) обогнавшая даже общепризнанного мирового лидера США. Но так было далеко не всегда.

Страна переживала разные времена. Например, в начале XIX века (в 1820 году) экономика Китая составляла около трети мирового ВВП, потом Поднебесная утратила позиции, и уже с начала XX века известные государственные деятели Китая прикладывали усилия, чтобы возродить былое величие и влиятельность страны.

Современная история развития Китая стартует с так называемого «нового курса», провозглашенного Дэном Сяопином в конце 1978 года. Речь идет о строительстве рыночной экономической системы с китайской спецификой и политике «реформ и открытости». Реформы в Китае происходили постепенно, по мере эволюции системы, технологий и мышления людей, при этом приоритет отдавался именно экономическим реформам (а не политическим), модернизации и развитию внешнеэкономических взаимоотношений.

Базой реформ, безусловно, была поддержка государства. При этом китайские лидеры и экономисты изучали и творчески переоценивали экономический опыт многих стран с поправкой на местную специфику, а также историю взлетов и падений зарубежных экономик. В частности, в Китае произошла реформа платежной системы.

Источник

Экономика Китая

Несмотря на размеры Китая, богатство ресурсов, а так же тот факт, что около одной пятой населения мира живет в пределах его границ, роль страны в мировой экономике была относительно небольшой до конца 20-го века. Однако с 70-х годов прошлого века Китай значительно расширил свое взаимодействие с международной экономикой и стал доминирующей фигурой в мировой торговле.

Внешняя торговля и валовый национальный продукт (ВНП) страны показывают устойчивый и быстрый рост, особенно с тех пор, как иностранные фирмы начали использовать Китай в качестве платформы для экспорта товаров, производимых там.

По сути, китайская экономика находится в переходном состоянии с конца 1970-х годов, когда страна отошла от экономической системы советского типа. Китайцы отказались от коллективной модели в сельском хозяйстве (коммун), частный несельскохозяйственный сектор стремительно вырос, а приоритеты правительства сместились в сторону легкой и высокотехнологичной, а не тяжелой промышленности.

Основные проблемы

Тем не менее некоторые моменты долгое время продолжали сдерживать рост экономики. Доступной энергии было недостаточно для запуска всех промышленных мощностей страны, транспортная система не справлялась с требуемыми объемами перемещения таких критически важных товаров, как уголь, а система связи и логистики была не в состоянии удовлетворить потребности централизованно планируемой экономики масштаба и сложности Китая.

Неразвитая транспортная система Китая — в сочетании с существенными различиями в доступности природных и людских ресурсов в промышленной инфраструктуре — привела к значительной разнице в региональной экономике. Три самых богатых региона расположены вдоль юго-восточного побережья, в центре которого находится дельта реки Чжуцзян, вдоль восточного побережья с центром в нижнем течении реки Янцзы, и возле внутреннего моря Бо Хай. Последний район включает в себя Пекин, Тяньцзинь, провинцию Ляонин и др.

Именно стремительное развитие этих областей оказывает наиболее значительное влияние на азиатскую региональную экономику в целом, и политика правительства Китая направлена на максимальное устранение препятствий для ускорения роста в этих и так богатых регионах. В то же время, основным приоритетом правительства является экономическое развитие внутренних районов страны, чтобы помочь им догнать более процветающие прибрежные регионы.

Страна обладает величайшими запасами полезных ископаемых, занимая по этому показателю первые строчки мирового рейтинга, но разработаны природные богатства лишь частично. В течение последних десятилетий Китай приобрел некоторые высокотехнологичные производственные мощности благодаря иностранным инвестициям и совместным предприятиям с иностранными партнерами. Технологический уровень и стандарты качества во многих отраслях промышленности быстро и резко улучшились.

Рабочая сила и система ценообразования все еще вызывают озабоченность правительства. Неполная занятость распространена как в городских, так и в сельских районах, и существует серьезный страх перед разрушительными последствиями, которые может вызвать широко распространенная безработица.

Цены на некоторые ключевые позиции, особенно промышленное сырье и основные промышленные товары, все еще определяются государством. Тем не менее доля товаров находящихся под его контролем, продолжает снижаться. Основным исключением является производство энергии – сфера, которую правительство продолжает контролировать полностью.

Роль правительства

В 1949 году, после серии затяжных военных конфликтов, Китай объявил себя социалистическим государством. Практически весь последующий период правительство играло доминирующую роль в экономике. Например, в промышленном секторе государство долгое время владело практически всеми предприятиями. Доля общих производственных мощностей, контролируемых правительством, постепенно снижается, хотя тяжелая промышленность остается в основном государственной.

В городах правительство устанавливало цены на основные товары, определяло уровень и общее распределение инвестиционных фондов, устанавливало целевые показатели для крупных предприятий и отраслей, распределяло энергоресурсы, устанавливало уровни заработной платы и целевые показатели занятости, запускало оптовую и розничную сеть, контролировало финансовую политику и банковскую систему. В сельской местности с середины 1950-х годов правительство предписывало структуру посева, устанавливало уровень цен и целевые показатели по всем основным культурам.

К началу 21-го века большая часть вышеуказанной системы находилась в процессе изменения, поскольку роль центрального правительства в управлении экономикой уменьшилась, а роль частной инициативы и рыночных сил возросла. Тем не менее правительство продолжает играть доминирующую роль в городской экономике, и его политика по таким вопросам, как закупки сельскохозяйственной продукции, по-прежнему оказывает значительное влияние на показатели в сельском секторе.

Эффективное осуществление контроля над экономикой требует целой армии бюрократов и сложной структурной иерархии, простирающейся сверху вниз до уровня отдельного предприятия. Коммунистическая партия Китая оставляет за собой право на решения по экономическим приоритетам и политике. Аппарат правительства во главе с Государственным советом несет основное бремя управления экономикой. Госплан и Министерство финансов также занимаются вопросами функционирования практически всей экономики.

Процесс планирования включает в себя масштабные консультации и переговоры. Основным преимуществом включения проекта в годовой план является то, что сырье, трудовые и финансовые ресурсы, а так же рынки сбыта гарантированы директивами, имеющими силу закона. В действительности, однако, значительная часть экономической деятельности выходит за рамки подробного плана, и существует тенденция к его сужению, а не расширению.

Классификация экономической деятельности

Всю экономическую деятельность в Китае можно разделить на три группы:

Вторая и третья категории постепенно выросли из первой, но товары общегосударственного значения и почти все крупномасштабное строительство остались под системой обязательного планирования. Рыночная экономика, как правило, регулирует мелкие или скоропортящиеся товары в пределах местных рынков.

Оперативный надзор за экономическими проектами возложен в основном на провинциальные, муниципальные и окружные правительства. Кроме того, сами предприятия приобретают все большую самостоятельность в сфере деятельности. Таким образом, в целом китайская промышленная система представляет сложную структуру взаимосвязей. В целом, Государственный совет осуществляет относительно жесткий контроль над ресурсами, которые имеют решающее значение для работы всей экономики. Менее важные аспекты системы передаются на более низкие уровни для принятия детальных решений и управления.

Хотя в 1950-х-60-х годах сельское хозяйство контролировалось государством, в конце 1970-х годов в систему были внесены изменения. Народные коммуны и подчиненные им команды и бригады были либо упразднены, либо значительно ослаблены. У крестьянства появились материальные стимулы, как за счет повышения цен на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую государством, так и за счет разрешения продажи излишков на свободном рынке.

Дается определенная свобода выбора в принятии решения, какие именно культуры выращивать. Система квот на закупки (фиксированная в форме контрактов) постепенно сокращается, хотя государство все еще может закупать сельскохозяйственную продукцию и контролировать излишки, чтобы влиять на рыночные условия.

Экономическая политика

Первая пятилетка (1953–57 гг.) сделала акцент на быстрое промышленное развитие, частично за счет других секторов экономики. Основная часть инвестиций государства направлялась в промышленный сектор, в то время как сельское хозяйство, в котором было занято более 4/5 экономически активного населения, вынужденно полагалось на собственные скудные ресурсы для обеспечения своих потребностей в средствах.

В промышленности первостепенная роль была отведена металлургии, электроэнергетике, тяжелому машиностроению и т.п. В соответствии с советской практикой основной стратегической целью определялось строительство крупных сложных и дорогостоящих заводов. Огромное количество таких заводов было построено с технической и финансовой помощью СССР, и доля тяжелой промышленности быстро росла.

«Большой скачок» — влияние на экономику

В 1958 году началась вторая пятилетка, вошедшая в историю как «Большой скачок». В сельском хозяйстве были сформированы коммуны и упразднены индивидуальные участки. Предполагалось увеличение объемов производства за счет более тесного сотрудничества и больших физических усилий жителей таких коммун. Крестьяне должны были не только заниматься сельским хозяйством, но и развивать промышленное производство, самостоятельно изготавливая для нужд коммуны различный сельскохозяйственный инвентарь и транспортные средства.

В промышленности продолжалось строительство крупных заводов, но помимо этого был объявлен курс на кустарную металлургию — повсеместно при коммунах строились небольшие печи для выплавки стали. Однако в результате отсутствия элементарных знаний и должного оборудования на выходе получался лишь низкокачественный чугун.

Разнообразные эксперименты, порой не имеющие под собой разумного научного обоснования (как, например, кампания по уничтожению воробьев) привели к впечатляющему падению сельскохозяйственного производства и появлению большого количества дорогостоящих некачественных товаров. Трудности еще больше усугубились после прекращения технической и материальной помощи со стороны СССР вследствие разрыва отношений между странами в 1959 году. К концу 1960 года страна столкнулась с крупнейшим экономическим кризисом.

Неудачи заставили правительство приостановить начатые реформы и частично вернуться к индивидуальному хозяйству. Крестьянам были возвращены частные участки, размер коммун уменьшился, а производство получило большую независимость. Произошел также массовый перевод безработных промышленных рабочих в сельскую местность, а инвестиции в промышленность временно сократились, чтобы освободить ресурсы для сельскохозяйственного сектора, что практически мгновенно улучшило ситуацию.

Культурная революция и экономика

В 1966 году началась Великая пролетарская культурная революция, в отличие от Большого скачка, не имевшая явной экономической философии. Однако последующее десятилетие растерянности и раздоров среди правящей верхушки сильно повлияло на промышленное производство, что привело к трудным последствиям для китайской экономики.

В промышленности произошла заморозка заработной платы и отмена премий. В сочетании с политикой раздутости штатов для устранения безработицы это действие по существу лишило рабочих стимула трудиться. В сельском же хозяйстве объем производства на душу населения в 1977 году был не выше, чем в 1957 году.

Политика реформ и открытости

После смерти Мао Цзэдуна, долгие годы возглавлявшего правительство КНР, коммунистическая партия объявила о новой «политике реформ и открытости». Сельская экономическая реформа 1979 года началась со значительного повышения цен на сельскохозяйственную продукцию. К 1981 году акцент сместился на дробление пахотных полей на участки, арендовавшиеся частниками. К тому времени размер индивидуальных участков (земли, фактически принадлежащей частным лицам) был увеличен, и большинство ограничений на продажу сельскохозяйственной продукции на свободных рынках снято.

В 1984 году стали поощряться все более долгосрочные контракты на землю (как правило, 15 лет и более), и концентрация земли путем субаренды участков была признана законной. В 1985 году правительство объявило о ликвидации системы плановых закупок с выделенными государством квотами производства в сельском хозяйстве. Крестьянам, которые перестали обрабатывать землю, предлагалось искать работу у частников в сельской местности или в небольших городах.

Основные направления городской экономической реформы заключались в более полной интеграции Китая в мировую экономику, возложении на предприятия ответственности за свои прибыли и убытки, снижении роли государства в управлении и распределении ресурсов. Из металлургической и машиностроительной отраслей инвестиции были перенесены в легкую и высокотехнологичную промышленность, но при этом сохранялся акцент на устранение узких мест в энергетике, транспорте и связи.

Был разработан ряд связанных с этим мер, направленных на усиление стимулов для руководителей предприятий в целях повышения эффективности их фирм. Замена системы освобождения от уплаты налогов системами налогообложения и заключения контрактов, разработанными для поощрения менеджеров, позволила предприятиям значительно нарастить производство. Премиальная система была восстановлена, а управленческий авторитет менеджеров внутри фирм вырос. Менеджеры также получили расширенные полномочия нанимать, увольнять и продвигать работников.

Сокращение планирования центрального правительства сопровождалось разрешением предприятиям покупать и продавать излишки товаров по существу на основе свободного рынка, и полученные таким образом цены часто были намного выше, чем на товары, произведенные для удовлетворения плановых квот. Часть ресурсов была перенаправлена в сектор легкой промышленности. Государство, например, отдает приоритет в энергопотреблении некоторым предприятиям легкой промышленности, которые производят товары высокого качества.

Сокращение объема обязательного планирования основалось на предположении, что рыночные силы могут более эффективно распределять большинство ресурсов. Это предположение, в свою очередь, потребовало рациональной системы ценообразования, учитывающей существующие технологии и недостатки. Однако, поскольку в экономическую систему были встроены значительные субсидии, реформа ценообразования стала чрезвычайно деликатным вопросом.

Страх инфляции также послужил сдерживающим фактором. Тем не менее тот факт, что продукты, произведенные сверх плана, могут продаваться в большинстве случаев по ценам свободного рынка, создал двухуровневую систему цен, предназначенную для того, чтобы отучить экономику от административно фиксированных цен более ранней эпохи.

Усилия по созданию более свободного рынка труда также явились частью общего курса на достижение большей эффективности. Как и в случае с ценовой реформой, вмешательство в систему, которая позволяет многим гражданам жить более комфортно и безопасно, чем экономически более рациональная система, могли привести к напряженности в отношениях с общественностью.

Политика открытых дверей

В 1978 году было принято решение разрешить прямые иностранные инвестиции в нескольких небольших «особых экономических зонах» вдоль побережья. Позднее эти зоны были увеличены до 14 прибрежных городов и трех районов. В этих местах обеспечили благоприятный налоговый режим и другие преимущества для иностранного инвестора.

Были также приняты законы о контрактах, патентах и ​​других вопросах, представляющих интерес для иностранных предприятий, с целью привлечения международного капитала для содействия развитию Китая. В значительной степени бюрократический характер экономики поставил трудноразрешимые проблемы для иностранных фирм, желающих работать на китайской территории, и правительству постепенно пришлось вводить все больше стимулов для привлечения иностранного капитала.

Изменения в экономическом мышлении и стратегии Китая с 1978 года были настолько значительными, с потенциальными последствиями для важных корпоративных интересов, и настолько сильными, что фактическая практика неизбежно значительно отставала от декларативной политики. В течение этого периода были заметны колебания в экономической политике между упором на рыночные реформы и возвращением хотя бы частичной зависимости от централизованного планирования.

В 2015 году экономика Китая вступила в кризисный период. Обвал фондового рынка вследствие «перегрева» экономики привел к панике, отразившейся, в том числе, и на мировых фондовых биржах. До сегодняшнего дня относительные периоды затишья и стабилизации чередуются с очередными обвалами фондового рынка страны.

Источник

Семь секретов китайского экономического чуда

Экономика Китая обогнала США по ВВП, пересчитанному в доллары по паритету покупательной способности, следует из обновленной 7 октября базы макроэкономических прогнозов МВФ. И хотя Поднебесная пока не вырвалась вперед по ВВП в рыночных валютных курсах, мало кто сомневается, что это лишь вопрос времени. РБК вспоминает составляющие стремительного экономического успеха Китая, в основе которого остается принцип «торопись медленно».

На чем держится экономика китая. Смотреть фото На чем держится экономика китая. Смотреть картинку На чем держится экономика китая. Картинка про На чем держится экономика китая. Фото На чем держится экономика китая

«Архитектор реформ» Дэн Сяопин

В 1978 году деятель Коммунистической партии Китая Дэн Сяопин вместе с соратниками начал реализацию политики реформ, нацеленной на открытость внешнему миру, построение социалистической рыночной экономики и создание общества «малого благосостояния».

В большинстве секторов экономики роль правительства была уменьшена, руководителям было дано больше управленческих полномочий, увеличилась роль частного сектора. КНР разрешила международную торговлю и прямые иностранные инвестиции. Данные инициативы повысили уровень жизни большинства населения Китая и позже позволили поддержать комплексные реформы.

С увеличением доходов, стимулов, заметного роста в сфере услуг и расцвета в промышленном секторе в КНР начали проявляться некоторые черты общества потребления.

На чем держится экономика китая. Смотреть фото На чем держится экономика китая. Смотреть картинку На чем держится экономика китая. Картинка про На чем держится экономика китая. Фото На чем держится экономика китая

Армия дешевых работников

Долгие годы дешевая рабочая сила обеспечивала низкую себестоимость китайских товаров. Низкоквалифицированный и малопроизводительный труд составляет основу дешевых рабочих ресурсов страны. Китайская деревня остается ключевым поставщиком рабочей силы на глобальном рынке.

На чем держится экономика китая. Смотреть фото На чем держится экономика китая. Смотреть картинку На чем держится экономика китая. Картинка про На чем держится экономика китая. Фото На чем держится экономика китая

Заниженный курс юаня

На чем держится экономика китая. Смотреть фото На чем держится экономика китая. Смотреть картинку На чем держится экономика китая. Картинка про На чем держится экономика китая. Фото На чем держится экономика китая

« Технология в обмен на рынок»

В начале 90-х годов власти КНР провозгласили политику «технология в обмен на рынок», которая предполагала уступку части отечественного рынка транснациональным корпорациям в обмен на передачу Китаю зарубежных технологий. Западные корпорации поспешили воспользоваться крайне низкой стоимостью рабочей силы в Китае и массово переносили в Поднебесную свои производства, а затем и научно-исследовательские центры.

В прошлом остались те времена, когда китайское производство ассоциировалось исключительно с пошивом дешевой одежды и контрафактом: ныне Китай – крупнейший экспортер и производитель товаров, «мировая фабрика», с чьих конвейеров сходят самые популярные электронные гаджеты.

Сегодня в стране функционируют 53 зоны высоких и новых технологий, более 70 научно-технических зон для специалистов, получивших образование за границей.

На чем держится экономика китая. Смотреть фото На чем держится экономика китая. Смотреть картинку На чем держится экономика китая. Картинка про На чем держится экономика китая. Фото На чем держится экономика китая

Устойчивость политической системы

В Китае уже многие десятилетия обеспечивается политическая стабильность, сохраняется преемственность власти, заключающаяся в регулярной и организованной сменяемости политического руководства страны.

Прошедший в ноябре 2012 года XVIII съезд Коммунистической партии Китая положил начало четвертой по счету со времен Дэн Сяопина смене поколений руководящих кадров – генеральным секретарем правящей партии был избран Си Цзиньпин. Тогда же политические лидеры страны подтвердили свою приверженность построению социализма с китайской спецификой: продвигая реформы, придерживаясь принципа открытости, обеспечивая социальную справедливость, всеобщую зажиточность и социальную гармонию.

Партийная элита пообещала, что реформа политической системы КНР будет продолжена, но основной упор будет сделан на то, чтобы при этом избежать дестабилизации в социально-политической и экономической сферах.

На чем держится экономика китая. Смотреть фото На чем держится экономика китая. Смотреть картинку На чем держится экономика китая. Картинка про На чем держится экономика китая. Фото На чем держится экономика китая

Градуалистский подход к реформам

В своей экономической политике Пекин строго придерживается градуалистского подхода. Запуская системные реформы, Китай начал не с политических, а с рыночных преобразований, сохранив авторитарную политическую систему для минимизации политических рисков. За основу был взят эволюционный путь развития – реализация программ и планов растягивалась на длительное время. Формы хозяйственной интеграции, свойственные развитым странам, постепенно интегрировались в реформирующуюся экономику, а не насаждались в принципиально новую среду.

Вначале Китай осуществлял постепенное дерегулирование цен, а сегодня осуществляет постепенную экономическую либерализацию. Формирование негосударственного сектора шло с нуля, а не в результате масштабной приватизации. И по сей день власти КНР нацелены на сбалансированный качественный устойчивый рост в условиях поступательного движения реформ.

На чем держится экономика китая. Смотреть фото На чем держится экономика китая. Смотреть картинку На чем держится экономика китая. Картинка про На чем держится экономика китая. Фото На чем держится экономика китая

Экспортно-ориентированная промышленная политика

Резкое увеличение экспорта – один из основных внешних факторов роста китайской экономики. У китайских товаров много конкурентных преимуществ на международном рынке, однако для успеха внешнеторговой экспансии нужна четкая стратегия. Она взята за основу в проводимой китайскими властями последовательной экспортно-ориентированной промышленной политике, заключающейся в обеспечении налоговых, кредитных, таможенных и прочих преференций отраслям и предприятиям, нацеленным на внешние рынки.

Источник

Как Китай совершил чудо в экономическом развитии

Факторы удивительных успехов китайской экономики — повышение жизненного уровня населения, продолжение политики открытости, стимулирование частного предпринимательства, инвестиций и инноваций

На чем держится экономика китая. Смотреть фото На чем держится экономика китая. Смотреть картинку На чем держится экономика китая. Картинка про На чем держится экономика китая. Фото На чем держится экономика китая

Экономическое чудо, сотворенное Поднебесной за четыре десятилетия реформ, демонстрирует высокую эффективность таких шагов. На прошедшей в марте ежегодной сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) были подведены итоги развития Китайской Народной Республики за предыдущие пять лет и принята стратегия развития на ближайшую XIV пятилетку. Интересно, что экономика Китая по итогам 2020 коронавирусного года стала единственной в мире, показавшей рост валового внутреннего продукта — на 2,1%. Поставленная цель на текущий год — достижение шестипроцентного роста.

Понятно, что бурный экономический рост Китая в первые два десятилетия реформ можно объяснить эффектом низкой базы. Однако успехи в развитии экономики и социальной сферы Поднебесной оказались весьма внушительными и в XXI веке. Новый импульс к развитию страна получила за прошедшую XIII пятилетку. Попробуем разобраться, какие факторы этому способствовали и сможет ли КНР в перспективе развиваться такими же высокими темпами.

Не просто расти, но качественно

Одна из важнейших составляющих китайского экономического чуда — политика реформ и открытости, которая начала проводиться в стране с 1978 года. Она была нацелена на то, чтобы использовать глобальные возможности (за счет привлечения иностранных инвестиций и получения валютной выручки) для осуществления целого ряда внутренних реформ в Китае, среди которых — устранение экономических и социальных диспропорций между городом и деревней, между провинциями, отраслями национальной экономики и т.д. Таким образом, страна открылась для иностранных инвестиций — сначала в рамках особых экономических зон, но затем эта модель была распространена и на другие части КНР.

Иностранные инвесторы с помощью использования китайской рабочей силы значительно сократили себестоимость продукции, в итоге КНР получила и деньги, и современные технологии, обученных инженеров, рабочих и менеджеров.

В результате вступления Китая во Всемирную торговую организацию, предоставления налоговых льгот и сокращения регулирования в отношении иностранных инвесторов в Поднебесную переехали многие промышленные производства из развитых стран. Иностранные компании также привлекала в Китае дешевая рабочая сила. Но сегодня эта приманка уже исчезла с повышением жизненного уровня населения КНР. На современном этапе политика открытости корректируется: копирование иностранного опыта и привлечение зарубежных инвестиций для обретшего экономическую мощь Китая уже не так важно. Теперь главное — повышение качества иностранных инвестиций в Китай (они должны быть «зелеными» и высокотехнологичными) и стимулирование китайских инвестиций на зарубежные рынки. Поднебесная создает уже собственные инновационные производства. За последние годы, например, в стране разработана собственная операционная система, есть в КНР и свои соцсети и мессенджеры, которые куда мощнее и удобнее для китайцев, чем Facebook или Twitter. Есть свое производство станков, оборудования, спутников и ракет, собственное автомобилестроение.

— Политика открытости сыграла положительную роль и показала свою эффективность. Но сейчас эта открытость обретает другое наполнение, — прокомментировал нашему изданию профессор кафедры востоковедения Уральского федерального университета Вадим Кузьмин. — На первоначальном этапе реформ китайцам требовалось активно использовать передовой зарубежный опыт, перенимать иностранные технологии. Этот подход до сих пор присутствует, но уже не является главным. Все законы, которые регулируют иностранные инвестиции в страну, продолжают действовать. Но, усилившись экономически, теперь Китай, наоборот, инвестирует в другие страны. Этому процессу содействует реализация выдвинутой председателем КНР Си Цзиньпинем масштабной внешнеэкономической инициативы «Один пояс и один путь», призванной развивать транспортные сухопутные и морские пути и логистику. Не только сопредельные с Китаем азиатские страны, но и Африка, и Европа становятся сферой активного внимания китайского капитала.

Не менее важный фактор успехов современного Китая — стремительное повышение жизненного уровня населения. Это также стало прямым следствием политики реформ и открытости. В 2021 году будет отмечаться столетие образования правящей Коммунистической партии Китая (КПК). Для страны это очень значимое событие, которое оказывает влияние на развитие китайского общества. Примечательно, что в преддверии этого юбилея Китай объявил в феврале 2021 года о полной победе над абсолютной нищетой. Только за последние восемь лет из состояния нищеты вывели все бедное население сельских районов — почти 100 млн человек и 128 тыс. деревень в 832 уездах. Для более чем 25 млн малоимущих отремонтировали ветхие дома, а примерно 9,6 млн человек переселили из бедных районов. Всего с конца 1970-х годов черту бедности преодолели 770 млн человек.

Богатеющее население Поднебесной, переселяющееся из сельской местности в города, постоянно подогревает гигантский внутренний спрос, благодаря чему китайские компании и национальная экономика стремительно развиваются, даже несмотря на глобальные кризисы типа пандемии коронавируса. Но и в этой сфере требуется корректировка стратегии, что уже происходит.

— Дальнейший рост благосостояния возможен за счет повышения производительности труда и новых технологий, а также захвата новых рынков, — высказал мнение в интервью нашему изданию президент Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей Виталий Манкевич. Китайские компании стали транснациональными и многие из них успешно ведут бизнес, в том числе в России. В стратегии на XIV пятилетку обозначен принцип «двойной циркуляции» — сочетание роста внутреннего спроса и экспорта. Китай будет развивать масштабные фискальные стимулы в экономике и продолжать проводить мягкую монетарную политику для развития внутреннего рынка и роста благосостояния граждан.

Еще одна причина успеха — поощрение частного предпринимательства, которое не остановилось даже в пандемию. В развитии малого и среднего бизнеса китайские власти видят проявление инициативы народных масс, поэтому предоставляют таким предприятиям всевозможные льготы. Тем более что для многих людей создание собственного бизнеса — это как раз и есть один из путей преодоления бедности. Сегодня частный сектор обеспечивает около 60% ВВП Китая и половину всех налоговых поступлений. В Китае развивается множество частных компаний, которые входят в Fortune 500: Alibaba, Tencent, Huawei, JD, CITIC — это и есть ответ на то, насколько эффективна политика поощрения частной инициативы в Поднебесной.

«Двумя китами» ближайшей пятилетки призваны стать инновации и рост внутреннего потребления, причем это взаимосвязанные процессы

Становление компаний — национальных чемпионов в высокотехнологичных отраслях стимулирует разработки и внед­рение инноваций. Успехи на этом пути — огромные. По данным японской деловой газеты Nikkei, в 2019 году КНР заняла самую большую долю мирового рынка в 12 высокотехнологичных секторах, включая производство электронных компонентов. У находящихся на первом месте США этот показатель равен 25, а у расположившейся на третьей строчке рейтинга Японии — семи. Китайские компании за год превзошли японские в сегменте используемых в смартфонах жидкокристаллических дисплеев малого и среднего размера, компонентов для литий-ионных батарей и других.

— Нельзя игнорировать научные успехи Китая. Си Цзиньпин постоянно подчеркивает, что инновации — движущая сила развития, — отметил Вадим Кузьмин. — Китайцы неизменно увеличивают инвестиции на научные исследования. По объему этих инвестиций уже сейчас Китай занимает второе место в мире после США. И уже есть результаты. Например, у них практически создана своя спутниковая навигационная система «Бэйдоу», не вызывают сомнений успехи в цифровизации.

На сессии ВСНП провозглашен лозунг «Развитие — ключ к решению всех проб­лем». Но Китай уже не гонится за стремительным ростом ВВП, отдавая приоритет качеству развития. «Двумя китами» ближайшей пятилетки призваны стать инновации и рост внутреннего потребления, причем это взаимосвязанные процессы.

В сфере инноваций руководством КНР ставится задача превратить страну уже в ближайшие пять лет в технологическую супердержаву. Ежегодное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок китайцы намерены увеличить по сравнению с преды­дущей пятилеткой в 17,5 раза!

От юбилея до юбилея

Главный вопрос, который сегодня задают эксперты, рассматривая развитие Китая, сможет ли эта страна продолжить успешное развитие и сохранить высокие темпы экономического роста? Общее мнение — сможет. И хотя темпы роста китайского ВВП в ближайшие годы ожидаются ниже, чем в начале XXI века, они все равно будут значительно превосходить другие передовые страны мира.

— Среди экономистов ведется полемика относительно того, когда Китай по экономическому развитию перегонит США — в 2028 году или к 2050-му. Но никто не сомневается, что это обязательно произойдет, — убежден Вадим Кузьмин. — Один из главных факторов — поддержка КПК от народа. Китайский народ верит партии. И если она на своем съезде или пленуме что-то решила, это не вызывает сом­нений в обществе. Наоборот, есть убежденность в том, что такое решение хорошо продумано, научно обосновано и точно будет выполнено, ведь это происходило все последние сорок лет реформ.

Схожей позиции придерживается и Виталий Манкевич:

— Китай — пример, когда государственная политика реализуется в интересах общества, и каждый житель страны может почувствовать на себе результаты этой политики. Хорошо поработал губернатор — появились новые заводы и новые рабочие места, выросли доходы. Центральное правительство построило скоростные дороги — появился трафик, на котором можно зарабатывать, просубсидировало выставки — получилось найти зарубежных покупателей. Общество доверяет китайскому правительству. Это один из факторов, почему рост продолжится. Драйверами станут рост внутреннего спроса и результаты научно-технической деятельности, перехода к Индустрии 4.0 и цифровизации, которые являются важными приоритетами в рамках программы развития страны.

Вполне вероятно, что высокие темпы экономического роста в Китае удастся сохранить за счет дальнейшего развития транспортно-логистической инфраструктуры (как внутри страны, так и за ее пределами, в рамках реализации инициативы «Один пояс и один путь»), продолжения доказавшей свою эффективность политики открытости и поощрения частного сектора, наращивания инвестиций в высокотехнологичные отрасли экономики.

При этом важнейшей идеологической составляющей, которая определит социально-экономическое развитие Китая на несколько ближайших десятилетий, должен стать следующий после столетия КПК великий юбилей — сто лет со дня образования Китайской Народной Республики, который будет отмечаться в 2049 году. «К середине XXI века мы построим сильное, богатое, демократическое, цивилизованное и гармоничное современное социалистическое государство и осуществим мечту всех китайцев о великом возрождении китайской нации», — так сформулировал цель развития страны ее лидер Си Цзиньпин. Он обозначил три условия для реализации китайской мечты. Первое — обязательно идти по китайскому пути, то есть по пути социализма с китайской специ­фикой. Второе — необходимо возвышать китайский дух, сердцевина которого — патриотизм, а также дух эпохи, сердцевина которого — реформы и новаторство. Третье — необходимо объединять силы нации, которые рождаются великой сплоченностью 56 национальностей.

Таким образом, в основе масштабных изменений в социальной и экономической сферах китайского общества заложена мощная духовная и идеологическая составляющая. Она вдохновляет китайцев на новые свершения — и мало кто сомневается, что китайская мечта осуществится в намеченный срок.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *