На чем долетел амундсен до северного полюса
Воздушная экспедиция Амундсена — Элсуорта — Нобиле (1926)
После своей неудачной попытки достичь полюса по воздуху Амундсен пришел к выводу, что для больших перелетов в высоких широтах дирижабль имеет много преимуществ перед самолетом. Как раз в это время итальянское правительство решило продать воздушный корабль «№ 1», сконструированный Умберто Нобиле. Элсуорт снова предложил Амундсену деньги, и дирижабль был куплен. Амундсен назвал его «Норге» («Норвегия»).
Дирижабль имел в длину 106 метров, в ширину 19,5 метра и в высоту 26 метров; он вмещал 18 500 кубических метров газа и имел три мотора по 250 лошадиных сил. Команда состояла из 12 человек. Командиром корабля был сам Нобиле.
Цель экспедиции заключалась не столько в достижении Северного полюса, сколько в пересечении огромных, почти не исследованных пространств, лежащих между Шпицбергеном и Аляской.
10 апреля 1926 года в 10 часов утра «Норвегия» поднялась в воздух с аэродрома Чиампино около Рима, имея на борту 17 человек. По пути дирижабль сделал остановки в Пулхеме (Англия), в Осло, в Ленинграде и в Вадсе (Норвегия); затем он пересек Баренцево море и 7 мая снизился в Кингсбее, где для него были построены специальный ангар и причальная мачта. Первый этап перелета «Норвегии» — 7600 километров — был пройден сравнительно легко.
Начались приготовления к полету через Арктику. Экипаж переменил испортившийся мотор, был пополнен запас газа и бензина, на борт был взят запас продовольствия на 50 дней.
11 мая 1926 года в 8 часов 50 минут, через два дня после возвращения Берда, дирижабль поднялся в воздух и взял курс на полюс. На борту корабля находилось 16 человек; среди них было много спутников Амундсена по прежним экспедициям: Элсуорт, Рисер-Ларсен и Омдаль — участники полета 1925 года, Готвальд и Вистинг — спутники Амундсена по походу к Южному полюсу. Команда дирижабля состояла исключительно из итальянцев. В полете принял участие молодой шведский ученый Финн Мальмгрен, плававший раньше с Амундсеном на судне «Мод».
Между 83-й и 84-й параллелями на льду были замечены следы медведей, изредка встречались тюлени. Дальше к северу простиралась безжизненная пустыня. Сплошные ледяные поля кое-где пересекались трещинами.
Дирижабль N-1 «Норвегия»
Через несколько часов дирижабль пролетел над широтой 87°43′, где в 1925 году Амундсен и его спутники в течение 24 дней упорно боролись за жизнь. «Не знаю, кажется, мы стиснули кулаки и погрозили ими, — писал об этом моменте Амундсен. — Может быть, мы показали льдам нос со словами: «На этот раз номер не прошел, мой милый друг!». Вероятнее всего, мы сняли шапки перед достойным противником. Знал ли он, что мы глядели сверху вниз на загроможденнное льдом пространство, испытывая бесконечное облегчение при мысли, что мы теперь над ним, а не на нем?»
Недалеко от полюса дирижабль встретил туман, в котором пришлось лететь два часа.
12 мая 1926 года в 1 час 25 минут корабль находился над полюсом.
Сделав круг над полюсом, экспедиция продолжала путь над той частью Северного Ледовитого океана, которая еще никогда не посещалась человеком.
От полюса до 86° северной широты во льду встречалось множество трещин и полыней. Никаких признаков земли нигде не было видно. «Нам казалось, что мы находились над дикой областью, покрытой снегом, где какие-то великаны боролись со льдами, — писал Элсуорт. — И мы были уверены, что на борту корабля даже наиболее склонные к приключениям люди были счастливы, что они летят над «полюсом недоступности», а не принуждены форсировать этот путь, борясь с ледяными баррикадами».
В 8 часов 30 минут дирижабль вошел в полосу густого тумана; началось обледенение. Пластинки льда время от времени откалывались, попадали в пропеллеры и, с силой отброшенные ими, пробивали оболочку корпуса. Оболочку приходилось то и дело чинить.
13 мая утром с корабля увидели землю: это были берега Аляски. Цель была достигнута.
Вскоре дирижабль подошел к мысу Лисберн, где опять попал в туман. Пришлось набрать высоту и лететь над туманом. Усилился северный ветер. В довершение всего корабль сбился с курса. Он ушел далеко в море к западу от материка, затем повернул на восток и только в 23 часа (по гринвичскому времени) снова достиг берега.
Вскоре дирижабль миновал мыс Принца Уэльского. Погода снова ухудшилась, и поэтому Амундсен решил закончить полет. Достигнув селения Теллер, «Норвегия» пошла на посадку.
Дирижабль N-1 «Норвегия»
Ветер внезапно утих; гондола корабля, поддерживаемая канатами, коснулась земли, отворилась дверь гондолы, и люди один за другим вышли на лед.
Было это 14 мая в 7 часов 30 минут. Приземлившись в Теллере после 70-часового перелета, Амундсен и его товарищи с полным правом могли сказать, что они справились с поставленной задачей.
В Теллере дирижабль был разобран, и путешественники на пароходе направились в Сиэтл, а оттуда в Нью-Йорк.
Итак, перелет был закончен, причем без единой человеческой жертвы. Об этом образно сказал Амундсен: «Первый перелет от континента до континента завершен, и при этом ни один волос не упал ни с чьей головы».
Перелет Амундсена через Северный Ледовитый океан проложил воздушный путь из Европы в Америку. Научные работники экспедиции произвели ряд интересных наблюдений над огромными пространствами Северного Ледовитого океана, никогда до этого не посещавшимися человеком…
Северо-Западный проход, Южный полюс, Северо-Восточный проход, Северный полюс — таков жизненный путь знаменитого норвежского путешественника. Но этот прекрасный, героический путь неожиданно был прерван — вскоре после экспедиции на «Норвегии» Руал Амундсен нашел себе могилу в холодных водах Арктики, которая всегда неотразимо влекла его к себе.
18 июля 1928 года он вылетел на самолете «Латам» на поиски экспедиции Нобиле, оказавшейся на дрейфующих льдах после аварии дирижабля. Где-то между Норвегией и Шпицбергеном самолет упал в море. Так погиб этот замечательный человек, единственный полярный исследователь, решивший все четыре географические полярные проблемы, так долго волновавшие человечество.
Какая же сила заставляла Амундсена пускаться в тяжелые и опасные полярные путешествия? Что помогало ему бороться с лишениями и страданиями?
Ответ на эти вопросы можно найти в проникновенных словах спутника Амундсена — капитана Рисер-Ларсена. «Произошло это здесь, — пишет он, — в тот дивный июльский день, когда мы вернулись домой в Осло после своего путешествия; Амундсен стоял на пристани, и ему нужно было отвечать на приветственные речи. Случайно у него был с собою наш национальный флаг, который развевался на воздушном корабле в течение всего нашего полета. И вот Амундсен сказал: — Многие задавали мне вопрос, что именно так влекло меня всегда к этим путешествиям. — Он вынул флаг, развернул его и поднял высоко над головой.
— Вот что! Вот кто увлекал меня всегда! Руал! Ты был взволнован, произнося эти слова, продиктованные прекраснейшим из всех чувств, любовью к родине, — восклицает Рисер-Ларсен. — Для тебя это чувство было основным в течение всей твоей жизни. Им была проникнута каждая твоя мысль: «Как бы мне лучше всего одарить свою родину!»…
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Смертельная гонка: история освоения Южного полюса (23 фото)
Когда мы говорим о великих географических открытиях, воображение рисует нам загадочные новые земли и богатства, как бы намекая на романтизм и приключения той эпохи. Но часто получается так, что мы забываем и о жертвах и страданиях, которые многие из первооткрывателей терпят. Так было и с Южным полюсом.
Бум полюсов
Экспедиция Пири на Северном полюсе
Дело в том, что путешественникам тогда казалось, что места с наиболее привлекательным климатом уже открыты. Поэтому среди путешественников началась настоящая гонка за полюса. Так, 6 апреля 1909 года американец Роберт Пири достиг Северного полюса. Но его соотечественник Фредерик Кук заявляет, что был там еще раньше – 21 апреля 1908 года.
Правда, тот факт, что у Кука фактически не было никаких доказательств как бы определил историю для Пири. Но и в дальнейшем, когда географы начали изучать документы из экспедиции второго, его слова подвергли сомнению. А все потому, что приборы того времени не позволяли определять местоположение с нынешней точностью. Поэтому и могло быть серьезное отклонение.
Норвежская экспедиция
Конечно, после покорения Северного полюса взор всех путешественников устремился на юг. Среди претендентов были и норвежцы, закаленные суровыми условиями климата, в котором они живут постоянно. Так, например, среди них был исследователь Фритьоф Нансен, который отправился на штурм Северного полюса еще в конце XIX века. Там он, правда, потерпел неудачу, и его инициативу перехватил Руаль Амундсен.
Амундсен был человеком необычным. Еще с юности его манили не экваториальные острова, а именно полюса. И он начал готовиться к осуществлению своей мечты.
К делу Амундсен подошел основательно: он понимал, что в суровых условиях будет недостаточно одних лишь знаний, а понадобятся еще выносливость и прекрасная физическая форма.
Также он не просто так поехал на Южный полюс, но и прежде бывал на самом южном континенте на всей планете. Так, в 1897-1899 годах Амундсен принял участие в бельгийской антарктической экспедиции. Там он, к слову, находился вместе с Фредериком Куком, который затем, по его собственным словам, покорил Северный полюс.
Уже в 1907 году путешественник занялся сбором средств и подготовкой к экспедиции к Северному полюсу. Сборы завершились спустя два года – в 1909 году, когда Пири и Кук начали оспаривать права за первенство открытия. Перспектива быть лишь вторым, а то и третьим, на полюсе его не прельщала, и он поменял направление.
Поддерживало амбициозного мужчину и правительство Норвегии. Даже когда он заявил, что его планы меняются на 180 градусов, его не оставили ни с чем. Более того, в Амундсена верили: у него был и опыт, и желание. Но был у Амундсена и знаменитый соперник.
Титулованный британец
Британская империя была первой во многих вещах. В покорении Южного полюса тоже хотелось быть первыми, поэтому еще в конце XIX – начале XX века корона организовала вторую свою экспедицию в Антарктиду.
Ей руководил офицер британского флота Роберт Ф. Скотт. Не сказать, что это был человек, заряженный на успех, но он был умен, опытен и по-британски прагматичен.
К слову сказать, британцы мало что понимали в том, что может понадобиться в арктической и антарктической пустынях. Так, например, им приходилось обращаться за консультациям к норвежцам. И выяснилось, что ни править собачьими упряжками, ни стоять на лыжах англичане не умеют. А это – навык необходимый в суровых условиях.
Экспедиция Роберта Скотта с мотосанями
После своей первой экспедиции Роберт Скотт писал, что участники экспедиции были ужасно невежественны. Они не знали, сколько брать с собой еды, как готовить на печах, как разбивать палатки и даже как одеваться.
При этом их снаряжение даже не испытывали, не было системы вообще ни в чем, что признавал и сам Скотт.
В 1907 году один из участников этой провальной экспедиции, Эрнест Шеклтон, возглавил экспедицию непосредственно к полюсу. Своей цели он так и не достиг, но смог продвинуться вглубь континента. Так, он добрался до 88 градусов 23 минут южной широты, где до полюса остается всего 180 км.
Подготовка к Югу
Такое, конечно, не могло остаться без внимания Скотта. Хоть он и не стремился на юг, его самолюбие все же было уязвлено. В итоге в июне 1910 он начал собирать новую экспедицию с основной целью: достичь Южного полюса и обеспечить для Британской империи честь этого достижения.
При этом Скотт был в курсе планов Амундсена, но всерьез их не рассматривал. Ему казалось, что норвежец потерпит крах из-за небольшого опыта. Так думали и все остальные, кто прогнозировал что-либо касательно будущего Южного полюса.
После первой экспедиции Скотт сделал выводы: без собачьих упряжек не обойтись. Но во втором его штурме юга они все равно остались лишь частью транспорта. Упор же сделан был на новинку того времени – мотосани. Ну и лошадей, конечно. Про лыжи все вновь как-то забыли.
И вот наступил январь 1911 года. 4 числа на берега Антарктики высаживается Скотт – в 1381 км от точки полюса. Они собирались идти по тому же маршруту, что и Шеклтон: ведь по его пути оставалось всего 180 км.
Амундсен высадился в другом месте: его лагерь располагался в Китовой бухте, и впереди было 1285 км до полюса, которые прежде не проходил никто.
Гонка
Конечно, и Амундсен, и Скотт знали друг о друге. Когда они начали подготовку к своему длинному маршруту, они лишь в общих чертах были ознакомлены с планом конкурента.
Во время подготовки к выдвижению, 4 февраля, корабль экспедиции Скотта зашел в Китовую бухту, и там обнаружила норвежцев. У них все было, в целом, хорошо.
Скотта информация о том, что конкуренты уже здесь, шокировала. Большинство из них – тоже. Все дело в том, что в отличие от экспедиции норвежцев, у британцев были трудности. Лошади плохо переносили низкие температуры, одни мотосани сломались, а подготовка была на низком уровне.
Некоторые из членов британской экспедиции предлагали ворваться в лагерь норвежцев и всех их перебить. Сам Скотт при этом смог взять себя в руки. В его дневнике сказано, что лучшим вариантом будет вести себя так, как будто ничего этого и вовсе не произошло.
В этот момент уже стало очевидно, что собаки – это то, что нужно. Но Скотт все еще не сдавался и верил, что его преимущество в исследованном маршруте куда более важно.
А в этот момент в мире уже узнали, что две команды стартуют практически одновременно. Более того, воспринималась эта гонка скорее как спортивное состязание, и многие не задумывались, что здесь могут пострадать люди.
В ледяное пекло
Зимовку обе команды провели в своих лагерях, готовясь к экспедиции. Норвежцы начали путь 19 октября 1911 года, а британцы – лишь 1 ноября из-за непогоды и проблем с лошадьми.
При этом экспедиция Амундсена особо не задумывалась о том, где сейчас британцы, тогда как среди экспедиции Скотта говорили исключительно о норвежцах.
Со временем, конечно, у обеих команд начались трудности. Проблема Амундсена была в том, что собаки начали умирать. Но их было настолько много, что это оказалось в принципе незначительным. К тому же, после 85 широты норвежцы оказались в зоне глубоких трещин на высоте свыше 3 тысяч метров над уровнем моря. Пройти ледник было тяжело, что отражено и в названиях, данным этой местности: Чертов ледник и Танцплощадка дьявола.
А вот у Скотта дела шли из рук вон плохо. Лошади умирали чуть ли не постоянно, еще одни мотосани разбились. В конечном итоге идти приходилось своими силами. Да так, что постепенно становилось ясно: вставать нужно на лыжи. Но вот только британцы не умели этого.
Британцы без лошадей
6 декабря 1911 года норвежская экспедиция достигла крайней точки экспедиции Шеклтона. До полюса оставалось 200 километров.
Покорители полюса
Палатка норвежцев на полюсе
14 декабря 1911 года около трех часов дня первооткрыватели Южного полюса Руаль Амундсен, Хельмер Хансен, Сверре Хассель, Оскар Вистинг и Олаф Бьоланд достигли низшей точки Земли. Покорение полюса они отпраздновали выкуриванием сигар и установкой флага Норвегии.
При этом Амундсен учел все предыдущие неучтенности. Так как приборы все еще были неточными, три дня Амундсен кружил по окрестности и проводил множество измерений, проверяя, на том ли месте его команда поставила флаг.
Когда команда покидала полюс, на месте они оставили палатку с норвежским флагом с бумагами, адресованными королю Норвегии Хокону VII и письмом для Роберта Скотта.
«Дорогой капитан Скотт, поскольку Вы, вероятно, станете первым, кто достигнет этого места после нас, я любезно прошу направить это письмо королю Хокону VII. Если Вам пригодятся любые из вещей в этой палатке, не стесняйтесь их использовать. С уважением желаю Вам благополучного возвращения. Искренне Ваш, Руаль Амундсен».
Уже 25 января 1912 года норвежская экспедиция была в базовом лагере.
Разочарование
Роберт Скотт не знал о том, что его конкуренты преуспели раньше. 3 января 1912 года он расстался со вспомогательным отрядом и выдвинулся полюсом с Эдвардом Уилсоном, Генри Бауэрсом, Эдгаром Эвансом и Лоуренсом Отсом.
15 января они разбили «Последний склад», от которого до полюса оставалось 30 миль. А на следующий день нашли остатки лагеря и собачьи следы.
«Тут мы поняли всё. Норвежцы опередили нас и первыми достигли полюса», — написал Скотт в дневнике.
17 января они натыкаются на палатку Амундсена и нашли его письмо. Так они поняли, что проиграли. Конечно, измученные британцы были окончательно деморализованы.
«Великий Бог! Это страшное место, а нам и без того ужасно сознавать, что труды наши не увенчались завоеванием первенства. Конечно, прийти сюда тоже что-нибудь да значит, а ветер завтра может стать нашим другом! Теперь — рывок домой и отчаянная борьба за право доставить весть первыми. Не знаю, выдержим ли мы?», — написал Скотт в дневнике.
2 февраля один из членов отряда, Эдгар Эванс, получает тяжелую травму головы после падения в трещину. О том, что это действительно серьезная травма, его товарищи не догадывались. С каждым днем двигаться ему становилось все тяжелее, и 17 февраля он после потери сознания скончался.
15 февраля умирает Лоуренс Отс, который получил сильнейшее обморожение ног. Он попросил товарищей бросить его на леднике, чтобы остальные спаслись. Но этого не стали делать, тогда он просто выполз из палатки босым. Этому никто не помешал.
21 марта Скотт и оставшиеся в живых члены экспедиции остановились в 20 км от склада снаряжения и продовольствие. Двигаться дальше мешало и отсутствие сил, и сильнейший буран.
29 марта Роберт Скотт пишет в дневнике в последний раз:
Обвинения
Британец и пингвины
12 ноября 1912 года поисковая группа нашла палатку Скотта. Он, вероятнее всего, умер последним: все записи участников похода лежали рядом с ним. Погибших так и оставили в ледяной пустыне. Над ними возвели высокую пирамиду из снега.
В это время Амундсен путешествовал по миру с лекциями и получал различные награды. В феврале 1913 года весть об участи Скотта и его группы дойдет до всего мира.
«Я пожертвовал бы славой и всеми деньгами, сумей я таким путём уберечь Скотта от ужасной гибели», — говорил норвежец в интервью.
Раскаяние за открытие, правда, оказалось несколько наигранной. Так, в письме своему брату он высказывался, что судьба Скотта повысила интерес к его докладам, и популярность, казалось бы, ушедшая восвояси, вновь вернулась к нему.
В итоге некоторые даже начали обвинять Амундсена в гибели экспедиции Скотта. В обвинение ему ставили и то, что он написал то самое письмо, окончательно деморализовавшее британцев, и то, что он не оставил необходимых припасов.
Амундсен и его триумф
До конца своей жизни Амундсен исследовал полярные широты. Он в итоге все же достиг и Северного полюса, а в 20-е годы он стал одним из первых, кто применил дирижабли для исследования Арктики.
Не сказать, чтобы он был обычным человеком. Детей у него так и не было, да и жены – тоже. В 1928 году он отправился на поиски экспедиции Умберто Нобиле, дирижабль которого разбился в Арктике.
18 июня на гидроплане «Латам» всего с несколькими спутниками он вылетел на поиски. А осенью 1928 года нашли поплавок и бензобак этого гидроплана. В итоге последним пристанищем для него стало Баренцево море.
Руаль Амундсен — безумец, покоривший Южный полюс
Руаль Амундсен может быть назван последним из великих первооткрывателей. В начале двадцатого века в мире оставалось не так много белых пятен и мест, где никогда еще не бывал человек. Однако полюса планеты оставались все же той запретной гаванью, прежде всего, из-за невероятных холодов. Экстремальные температурные условия становились непреодолимой преградой.
Руаль Амундсен — первооткрыватель Южного полюса
Чтобы выжить в суровой ледяной пустыне, требуются:
Всем этим в полной мере обладал Амундсен, которого нередко описывают как человека сухого, бесчувственного, сосредоточенного только на достижении своей цели. Но именно таким, как показывает множество примеров из истории, и должен быть человек, совершающий немыслимое для других достижение.
Амундсен первым побывал на Южном полюсе. Изначально путешественника манил Северный, но когда выяснилось, что там ему уже первым не бывать, он перенаправил свои силы на покорение Южного полюса. И здесь он не был одинок в своем стремлении. Британский исследователь, капитан Роберт Скотт оказался конкурентом Амундсена. Но, в отличие от Руаля, Скотт был человеком науки и искусства, придерживался джентльменских правил, ставил честь едва ли не превыше всего, поэтому, естественно, был обречен проиграть.
Скотт старался использовать все достижения современной для него науки, Амундсен же позаимствовал опыт коренных народов Крайнего Севера по выживанию в чудовищном холоде. Участники экспедиции Скотта использовали одежду из прорезиненной ткани, а спутники Амундсена — только меха. Скотт разработал сложный план экспедиции, подразумевавший использование моторных гусеничных саней, пони и ездовых собак. Амундсен же, прекрасно знавший опыт эскимосов, решил добираться до полюса только на собачьих упряжках. Ставка на собак и позволила ему одержать верх.
Гусеничные сани Скотта не выдерживали температур и ломались, пони проваливались в снегу и оказались совершенно непригодны для путешествия по Антарктиде, собак у британца оказалось слишком мало. В конце концов участникам экспедиции Скотта пришлось идти на лыжах и тащить за собой сани, вес которых превосходил сто килограммов. Большую часть этого веса составляла пища. Но и здесь оказалось, что Скотт сделал неверный выбор. Пшеничные галеты, составлявшие основу рациона его команды, не давали всего необходимого человеческому организму, и люди начали страдать от цинги. Амундсен же, помимо того, что припас галеты из непросеянной муки и с дрожжами, позаботился и о другом источнике пищи, что позволило его людям избежать цинги и восполнять силы.
Свежее мясо
Конкуренты Амундсена
Несмотря на то, что во всем остальном Амундсен представлял собой вполне разумного человека, нельзя отрицать, что ради достижения цели он сделал себя безумцем, но именно проявив нечеловеческую расчетливость и волю, он смог достичь своей цели. Эрнест Шеклтон пытался достичь полюса и отступил, совершив немыслимое для спасения членов своей экспедиции, Скотт пытался достичь полюса и погиб, но остался в памяти как, возможно, недальновидный, но все же человечный и благородный исследователь. Амундсен же, идущий к своим собакам с ножом в руке, несмотря на его победу, представляется малоприятным и бесчеловечным существом. Не зря и в наши дни многие справедливо считают величайшим героем Южного полюса Шеклтона, который этого полюса, собственно, не достиг, но совершил подвиг воистину нечеловеческий, чтобы все члены его экспедиции, за которых он чувствовал личную ответственность, вернулись домой.
К сожалению, во многих достижениях человечества таится след полного или частичного отказа от человеческого, некоторого безумия, позволяющего отречься от своей сути и природы, и Амундсен являет тому пример. После того, как в своей автобиографии Амундсен обрушился с критикой своих бывших спутников, включая Умберто Нобиле, выставив их в самом неприглядном свете, посол Норвегии в Лондоне написал знаменитому полярному исследователю Фритьофу Нансену, что Амундсен, должно быть, лишился рассудка. Нансен же в ответ отметил, что это душевное расстройство в том или ином виде проявлялось у Руаля и ранее.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.