На чем ездят казахи
Почему казахи потеряли интерес к автомобилям из Беларуси?
Недолгий интерес казахов: как это было
Белорусские «перекупы» и просто продавцы автомобилей были очень рады платежеспособным покупателям. В одночасье мы стали для них маленькой Литвой. Десятки профессиональных перегонщиков-одиночек из Беларуси, а также целые фирмы предлагали на казахстанских автофорумах свои услуги по поиску автомобилей в Беларуси. В казахстанских СМИ появлялись обзоры белорусского рынка автомобилей.
Когда казахи поняли, что могут ездить за автомобилями не только в Литву, но и в безвизовую Беларусь, мы отмечали среди казахских «перекупов» разные объединения «по интересам»: одна группа приезжала на «гастроли» и жила у нас по месяцу в поисках наиболее выгодных по цене вариантов, торговалась до потери пульса, ездила по всей стране. Они машины как перепродавали у нас, так и отправляли в Казахстан. Другие бывали в Беларуси короткими наездами, как правило, по двое либо трое, старались сократить издержки пребывания, поэтому готовы были покупать по нашим среднерыночным ценам и не хотели долго искать, автомобили «гнали» на Родину.
Казахов интересовали бензиновые машины японских и немецких производителей конца 90-х с простыми моторами. Хитом были бензиновые Toyota Carina E и Mazda 626 последних лет выпуска. Также их вниманием пользовались Opel Astra (F,G), Vectra, Nissan Primera. В особом почете простые моторы, например восьмиклапанный 1.6 на Opel Astra G. Казахи любили бензиновых «японцев» и «немцев», но не всех. Как они отмечали в разговорах с нашими корреспондентами, «например, заднеприводные у нас средний класс не любит. Те же «мерсы» и «бэхи» идут, но со скрипом. Зимы тяжелые, ездить непросто. Таксисты и мелкие предприниматели без памяти любят VW Sharan и Opel Zafira. Естественно, все должно быть бензиновым: соляра у нас замерзает и на жижу бывает похожа».
Казахские «перекупы» рассказывали нам: «Машины из Беларуси считаются престижными. А у нас работы высокооплачиваемой немного, особенно если нет связей. Та часть страны, что ближе к Китаю, занимается переправкой, перекупом товаров дешевых. Хочешь шубу норковую за 250 долларов? Приезжай! А машины у вас и дешевле, и лучше. Как я понял, у вас «режут до ручки» дизельные машины. Все, что мы смотрели, «упилены» в хлам. Бензиновые автомобили, как правило, в сравнительно хорошем состоянии. Или дешевые очень, что нам тоже подходит. У нас, если узнают, что машина из Беларуси, интерес сразу возрастает. Считается, что ваши машины в очень хорошем состоянии».
Казахи пришли на белорусский рынок очень вовремя, когда рынок «бэушки» был перенасыщен. И так же внезапно пропали. Куда? Причин здесь несколько. И среди них есть очень объективные.
Ставят на учет только авто, соответствующие Евро-4
К слову, из Беларуси в Казахстан, как считает Комитет таможенного контроля Казахстана, идет и поток контрабандных авто. Иномарки временно ввозятся на территорию Беларуси из Литвы, Польши, Германии и других европейских стран и по подложным документам, как снятые с учета в органах дорожной полиции Беларуси, завозятся на территорию Казахстана без таможенной очистки. На месте транспортное средство легализуется на основании белорусского техпаспорта, регистрируется в органах полиции и перепродается другому лицу.
Для контрабандного ввоза транспортных средств мошенники прикрываются статусом оралмана, предоставляемым государством гражданам, переселившимся из Монголии и получившим определенные льготы. Для этих целей используются подложные техпаспорта Монголии, удостоверения оралмана. В последующем автомобиль ставится на учет и перепродается другому лицу. И истории казахстанских автомобилистов, купивших в Беларуси авто с поддельными документами, порой попадаются в Интернете.
По доверенности ездить нельзя
Если в России достаточно много автомобилей с белорусскими «номерами», то в Казахстане эксплуатация иностранных автомобилей гражданами РК разрешена только после регистрации автомобиля в самом Казахстане. Дорожная полиция периодически проводит рейды по выявлению нелегальных автомобилей.
Девальвация
11 февраля этого года Нацбанк Казахстана ошарашил граждан решением девальвировать тенге. В результате курс доллара вырос почти на 20%. Белорусам, конечно же, эта ситуация знакома. «Попали» и покупатели автомобилей, растаможившие авто в этот период. К примеру, цена за растаможку могла вырасти с 7 до 10 тысяч евро: хотя ставки таможенных пошлин (в евро) остались без изменений, но в связи с девальвацией изменился курс евро по отношению к тенге, что, естественно, вызвало подорожание растаможки. Расчеты в Казахстане производятся только в национальной валюте, поэтому и сумма больше.
Рынок Казахстана бьет рекорды
При всем при этом казахстанский авторетейл постепенно обретает вид современного и цивилизованного бизнеса. Все больше машин продается через официальных дилеров, население берет кредиты, а сами дилеры расширяют спектр услуг. К примеру, если в 2007 году только 12% новых автомобилей было куплено у «официалов», то в прошлом году через автосалоны было реализовано уже 85% машин. В прошлом году официально в стране стали продаваться автомобили MG, Maserati и Peugeot.
В минувшем году 55% авто полностью или частично было продано в кредит. Не стоит сбрасывать со счетов и рост благосостояния населения: за минувший год рост ВВП в Казахстане составил 6%, тогда как инфляция упала с 6 до 4,8%. Если учесть, что средний возраст автомобилей в республике колеблется в пределах 13,5-19 лет, можно с уверенностью сказать, что многие горят желанием пересесть на более свежую машину.
Казахстанский автопром
Что касается казахстанского автопрома, то и здесь перспективы обнадеживают. Планы собрать в 2014 году 60.000 автомобилей против 37.471 в прошлом году не кажутся утопией.
Во-вторых, наметились сдвиги по поставкам казахстанских машин на экспорт. 318 единиц коммерческой техники Hyundai предприятие Hyundai Auto Trans из Алма-Аты отправило куда бы вы думали? В Беларусь!
А завод «Азия Авто» в качестве пробной партии отгрузил в Россию 96 кроссоверов Chevrolet Captiva (российское представительство GM рассматривает возможность поставки этой модели из Казахстана вместо машин из Калининграда и Узбекистана).
В стране действуют три площадки со специальными экономическими условиями для автопроизводства: АО «Агромашхолдинг» в Костанае (SsangYong, Iveco, ZAZ Chance, УАЗ, сельскохозяйственная техника), АО «Азия Авто» в Усть-Каменогорске (Škoda, Chevrolet, KIA, Lada 4×4), площадка группы Astana Motors по коммерческой технике КАМАЗ и Hyundai.
А в 2015 году с запуском завода полного цикла в Усть-Каменогорске наступит новый этап развития местного автопрома. В ноябре 2013 года был дан официальный старт строительству завода по выпуску автомобилей Lada. К 2016 году планируется выйти на уровень 60.000 автомобилей в год, а к 2017-му предприятие должно заработать на полную мощность, производя 120.000 машин ежегодно.
В свете всего этого прогнозируемый 40-процентный рост и 214-220 тысяч проданных автомобилей в 2014 году выглядят очень правдоподобно. До насыщения рынка и падения продаж, которые сейчас наблюдаются в России, Казахстану еще далеко. Только представьте: при сегодняшней численности населения Казахстана более 17 млн человек в стране зарегистрировано всего 3 млн 600 тыс. автомобилей.
Но казахи по-прежнему едут в Беларусь, хотя их мало. Вот один из недавних отзывов о поездке:
Какие автомобили интересуют «перекупов» из Казахстана?
|
Смешно сказать, но даже среди казахских «перекупов» можно выделить разные объединения «по интересам»: одна группа приезжает в Беларусь на «гастроли» и живет у нас по месяцу, ищет наиболее выгодные по цене варианты, торгуется до потери пульса, ездит по всей стране. Они же могут машины как перепродавать у нас, так и отправлять в Казахстан. Другие бывают в Беларуси короткими наездами, как правило, по два либо три человека, стараются сократить издержки пребывания, поэтому готовы покупать по нашим среднерыночным ценам и не хотят долго искать, автомобили «гонят» на Родину.
Однажды побывав в выходные на авторынке в Ждановичах, любой поймет, что интересует казахов: бензиновые машины японских и немецких производителей конца 90-х с простыми моторами по очень низким ценам. Хит – бензиновые Toyota Carina E и Mazda 626 последних лет выпуска.
|
Попытка №1, неуспешная:
Попытка №2, успешная:
|
Пока оформляли документы, удалось одного из них вытянуть на откровенный разговор.
— А что ж так далеко решили ехать? Неужели выгодно?!
— А какие машины еще у вас любят?
— Бензиновые «японцы» и «немцы», но не все. Например, заднеприводные у нас средний класс не любит. Те же «мерсы» и «бэхи» идут, но со скрипом. Зимы тяжелые, ездить непросто. Таксисты и мелкие предприниматели без памяти любят VW Sharan и Opel Zafira. Естественно, все должно быть бензиновым: соляра у нас замерзает, да и на жижу бывает похожа.
— А если не найдете сегодня «дешевого» варианта?
— Переплатим немного и возьмем то, что есть. Это гораздо выгоднее, чем оставаться здесь на несколько дней. Нас уже заказчики в Казахстане ждут.
Автопарк страны стареет. На чём ездят казахстанцы?
Союз предприятий автомобильной отрасли «КазАвтоПром» рассказал о структуре парка транспортных средств страны по состоянию на 1 января 2021
По данным органов адмполиции, в Казахстане на учете состоит 4 млн 520 тыс. транспортных средств всех типов. На долю легковых и легких коммерческих автомобилей приходится 3 млн 758 тыс. единиц техники, или 83,2%. Далее следуют грузовая техника (423,1 тыс.; 9,4%), прицепы и полуприцепы (214,3 тыс.; 4,7%), автобусы (67,9 тыс.; 1,5%) и мототехника (55,9 тыс.; 1,2%).
По результатам 2020 года парк транспортных средств Казахстана увеличился с 4,47 млн до 4,52 млн ед. (+1,1%). Количество легковых и легких коммерческих автомобилей выросло на 1,3%. Парк автобусов и мототехники сократился на 7,1% и 0,7% соответственно. Количество прицепов и полуприцепов увеличилось на 3,3%, а парк грузовой техники сохранился на прежнем уровне.
Средний возраст парка ТС вырос с 20,5 до 20,7 лет. Данная тенденция затронула все типы транспортных средств. За отчетный период средний возраст легковых автомобилей увеличился с 19,7 до 19,9 лет; грузовиков – с 24,4 до 24,8 лет, прицепов – с 23,9 до 24,3 лет, автобусов – с 18,2 лет до 18,3 лет, мототехники – с 30,1 до 30,2 лет.
Возрастная структура парка легковых автомобилей свидетельствует о превалировании устаревшей техники. Так, практически половину автопарка занимают транспортные средства старше 20 лет (1,88 млн; 49,9%), от 11 до 20 лет – 801,3 тыс. (21,3%), от 8 до 10 лет – 447,2 тыс. (11,9%), от 6 до 7 лет – 312,3 тыс. (8,3%), от 3 до 5 лет – 154,7 тыс. (4,1%), в возрасте от 0 до 2 лет – 166,9 тыс. (4,4%).
Наибольшей популярностью среди казахстанских автовладельцев пользуется LADA. На долю этого бренда приходится 19,1% парка, или 716,6 тыс. автомобилей. Следом идут Toyota c долей 13,8% (518,8 тыс.), Volkswagen (7,7%; 290,5 тыс.), Audi (5,7%; 214,9 тыс.), Mercedes-Benz (4,9%; 186,0 тыс.), GAZ (4,2%; 157,0 тыс.), Mitsubishi (4,1%; 152,7 тыс.), Nissan (4,0%; 151,8 тыс.), Hyundai (3,9%; 148,2 тыс.) и «Москвич» (3,0%; 110,9 тыс.).
«Чисто казахстанское явление»: На каком авто предпочитают ездить наши люди
Авто — важная составляющая комфортной жизни многих казахстанцев, но как подобрать адаптированное для наших, климату и сервису транспортное средство. Об этом и не только корреспонденту ИА «NewTimes.kz» рассказали автоэксперты.
Практичность, экономичность и удобство в использовании – основные параметры, на которые казахстанцы обращают внимание при покупке авто. Даже если автопроизводители ежегодно презентуют новые разработки, казахстанские потребители предпочитают проверенные временем и дорогами авто.
Например, автомобиль марки Toyota Camry считается национальным казахстанским автомобилем, несмотря на японское происхождение.
Директор по стратегическому планированию ОЮЛ КазАвтоПром Артур Мискарян объясняет это тем, что модели бизнес-класса были популярны на рынке несколько лет назад, когда курс национальной валюты был стабильнее и цены на нефть выше.
«В последнее время сырьевой и валютный рынки находятся в состоянии перманентной нестабильности, соответственно, это сказывается на доходах населения. Это неизбежно ведет к удорожанию импортных автомобилей. Сегодня минимальная цена на указанную модель составляет 11-12 млн тенге. Toyota Camry действительно популярный автомобиль в своем классе, но основное внимание потребителей сегодня сфокусировано на моделях другого ценового сегмента», — говорит он.
Сегодня, на авторынке представлено более 30 различных брендов машин. С точки зрения потребительских характеристик, начальной стоимости, цены обслуживания, ликвидности на вторичном рынке и легкости постгарантийного обслуживания автомобили LADA казахстанской сборки считаются самым сбалансированным предложением на казахстанском рынке.
«В большинстве случаев казахстанские автомобилисты вполне рационально выбирают автомобили стоимостью до 5 млн тенге, такие модели выбирают 31,1% покупателей», — отметил Мискарян.
Эксперт уверяет, средняя стоимость авто в Казахстане колеблется в районе 10 млн тенге.
«Если импортная модель в среднем по рынку стоит 13,8 млн, то средний ценник по предложениям Казавтопрома – 7,6 млн тенге. В десятке самых доступных моделей, 8 – модели отечественного производства, при этом 5 из них – модели LADA. 22% потребителей выбирают модели именно этого бренда», — поясняет спикер.
По его словам, несмотря на карантинный кризис, казахстанцы не отказывают себе в покупке авто.
«За прошедшие 9 месяцев казахстанцы приобрели 61,3 тыс новых автомобилей, это на 24% больше, чем в тот же период прошлого года. Суммарно на покупку новых автомобилей жители страны направили 555,2 млрд тенге», — добавил Артур Мискарян.
В свою очередь главный редактор журнала «За рулем» в Казахстане Алексей Алексеев уверен, что как таковой оптимальной и удобной для всех жителей страны марки авто нет, но исходя из своих предпочтений и потребностей рекомендуется приобретать кроссовер.
«Для севера я бы советовал кроссовер любой марки, какая нравится пользователям. Почему кроссовер, потому что подходит и для заснеженных дорог и для гололеда. Это единственный сегмент автомобилей, который рос все мировые кризисы, именно городских паркетников. Потому что этот вариант автомобилей нравится не только казахстанцам, но и во всем мире. Автомобиль универсален, подходит для любого времени года, плюс можно съездить на природу и перевозить какие-то грузы. Но есть минус — это повышенный расход топлива. Аппетит у них больше, чем у легковых, поэтому легковые — экономичные, а кроссоверы более универсальные», — сказал Алексеев.
Собеседник также объясняет «феномен Camry» в Казахстане, отметив, что эта иномарка не первый долгожитель в списке предпочтений наших людей.
«Феномен Camry», конечно, чисто казахстанское явление, почему-то она стала для нас знаковой машинной маркой. Первые годы она продавалась по 500-600 штук в месяц, и 70-я модель била даже «Автоваз», который был традиционно на первом месте. Я бы не назвал Camry национальной маркой, но наши люди любят его. Но еще 10 лет назад популярным в Казахстане был Volkswagen. Самой массовой моделью среди Volkswagen, который стоял на учете, был Golf, но сегодня акцент сменился», — объяснил он.⠀
«Мы даже болтики сами не производим»: почему казахстанцы готовы покупать «проблемные» авто из России вместо отечественных
Насколько велика доля российских автомобилей на дорогах Казахстана, почему наши соотечественники предпочитают покупать машины не в своей стране, а за рубежом.
На днях в ряде СМИ опубликованы результаты социологического опроса от DATAmetrics, где оценивалось отношение казахстанцев к автомобилям с российским учетом в стране. Опрос проводился среди автовладельцев с казахстанскими номерами в 14 областях и трех мегаполисах страны. Местом опроса стали АЗС, СТО и автоЦОНы. Было опрошено 1077 водителей.
Согласно результатам социологического исследования, мнение населения касательно машин с российским учетом отмечается достаточно отрицательное – 74 процента из числа опрошенных. Практически у половины респондентов (48 процентов) был негативный опыт с водителями машин с российскими номерами.
Среди минусов из-за автомобилей данной категории респонденты называли нарушение ПДД, отсутствие в базе, уклонение от уплаты налогов, отсутствие культуры вождения и другое. Отмечается, что тема стала актуальной в связи с большим количеством нарушений со стороны автомобилей с росучетом.
В связи с этим редакция медиа-портала Caravan.kz решила подробнее разобраться, в чем плюсы и минусы автомобилей с российским учетом в Казахстане, правда ли, что казахстанцы относятся к ним так негативно, и почему в нашей стране так много этих авто.
Какие авто предпочитают казахстанцы
По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), в сентябре 2021 года продано 10 517 новых легковых и коммерческих автомобилей. Результаты трех кварталов оптимистичны: рост сохраняется на отметке 36,3 процента, всего продано 86 566 авто (79 444 легковых и 7 122 коммерческих автомобиля), что на 23 039 больше, чем в январе-сентябре 2020 года. По прогнозам АКАБ, в текущем году будет продано 110-115 тысяч новых автомобилей. В целом результаты 2021 года приблизятся к максимуму за последние пять лет.
По итогам девяти месяцев лидирует Chevrolet – 22 383 машины (+523,5 процента), Hyundai на второй строчке с результатом 17 758 авто (+55,2 процента), тройку замыкает Toyota – 10 404 штуки (+32,6 процента). В разрезе моделей по итогам девяти месяцев лидирует Chevrolet Cobalt (10 769) и Chevrolet Nexia (9 112). Тройку замыкает Hyundai Accent – 7 502. Далее по списку: Kia Rio (4 084), Toyota Camry (4 077), Hyundai Creta (2 943), Toyota RAV4 (2 473), Volkswagen Polo (2 321), Hyundai Tucson (1 978), Hyundai Elantra (1 966) и Lada Vesta (1 932).
К июлю 2021 года в Казахстан было импортировано 47,3 тысячи авто, а отправлено на экспорт 4,4 тысячи машин. В прошлом году показатели были следующие: импорт – 21,2 тысячи авто, экспорт – 2,9 тысячи. Основными странами, из которых Казахстан импортирует авто, стали Япония, Россия, США, Турция и Южная Корея.
При этом в последние годы наблюдается рост импорта автомобилей в Казахстан в связи с их подорожанием на отечественном рынке. С начала года и к концу августа новые автомобили подорожали на 10 процентов, поддержанные – на 9,9 процента, отмечает Бюро национальной статистики РК. На первичном рынке заметнее всего цены выросли в Костанайской области – на 13,8 процента. На вторичном рынке сильнее всего машины подорожали в ЗКО – на 24,5 процента. Наименьший рост цен наблюдается в Костанайской, Туркестанской и Мангистауской областях – на 7,3 процента.
Нехватка машин и дороговизна цен в Казахстане
Эксперты отмечают, что казахстанскому авторынку катастрофически не хватает машин. По данным экспертов, на тысячу наших жителей приходится всего 190 машин, тогда как в России и Беларуси на такое же количество людей приходится 340 единиц техники.
Получилось так, что доступность авто возрастом до 3 лет из-за рубежа за 3-4 миллиона тенге сведена под ноль. Так называемый средний класс вынужден покупать новые машины за 12-15 миллионов тенге, а остальным приходится приобретать подорожавшие б/у на внутреннем рынке либо ездить на авто с армянскими или российскими номерами.
«Мы провели сравнительный анализ цен на автомобили Казахстана и Грузии. Разница в цене существенная!» – констатирует председатель правления Союза независимого автобизнеса Казахстана Берик Заиров.
Эксперт также отметил свое скептическое отношение к казахстанскому «автопрому». Берик Заиров считает, что спрос на транспорт местного производства завышен искусственно.
«В 2020 году локализация производства автомобилей составляет всего лишь около 30 процентов – это не автопром, это отверточная сборка. Поэтому у нас увеличилось не производство, а сборка автомобилей», – считает он.
В связи с этим казахстанские автолюбители продолжают водить машины на иностранном учете. Особой популярностью пользуются автомобили с российской регистрацией. Хотя таможенные правила с каждым разом ужесточают, водители не спешат менять регистрацию.
Проблемы казахстанского автопарка
СМИ и эксперты также отмечают, что в Казахстане в геометрической прогрессии стареет автопарк. По информации республиканского Союза предприятий автомобильной отрасли, за 11 месяцев прошлого года жители страны поставили на учет 1 миллион 200 тысяч машин, и почти все – 1 миллион 90 тысяч – б/у. Причем почти половине этих машин давно пора «на пенсию». Они откатали на дорогах больше двух десятков лет. А среди первично зарегистрированных машин 16 тысяч приходится на армянский и российский транспорт тоже далеко не первой свежести.
В казахстанских автосалонах на протяжении уже нескольких месяцев ощутим дефицит машин. Очередь на популярные модели дилерами легко растягивается на срок от 1,5 до 4 месяцев. Но и даты поставок, озвученные покупателям, не гарантируют доставку авто вовремя. Не всегда устраивает клиентов и комплектация авто под наш рынок, а также ограниченная цветовая гамма.
К примеру, еще пять лет назад доля 10-летних авто составляла 59 процентов. Буквально через три года цифра выросла до 65 процентов. В 2020-м, возможно, доля раритетов составляет уже 70 процентов, говорят эксперты. При этом отмечается, что власти не стремятся исправить эту проблему, а отечественный автопарк продолжает находиться в печальном состоянии, когда «почти ничего не производится», несмотря на убеждения МИИР РК о росте автопроизводства.
Политолог Санжар Бокаев считает, что официальные цифры о проценте локализации не соответствуют действительности. По его словам, нет ни одного автомобиля, половина запчастей которого произведена в Казахстане.
Почему казахстанцы предпочитают российские авто
Из всех перечисленных факторов и вырисовывается картина того, почему казахстанцы предпочитают приобретать российские автомобили. В первую очередь иностранный учет финансово выгоден. Автомобиль, привезенный из России, гораздо дешевле и считается таможенно очищенным, не требует уплаты всевозможных налогов.
— Наши граждане покупают их по причине дешевизны. Юридически они не являются владельцем транспортного средства и никогда не будут. По сути, они просто им пользуются. Но из-за разницы в цене, почти в два раза, такая машина становится привлекательной для наших граждан. Это тревожный звоночек для руководства нашей страны, – рассказал директор юридического агентства Justice Consensus Азамат Бурханов.
Проблема регистрации российского авто в Казахстане
По законодательству Казахстана все транспортные средства, ввезенные из других стран, в обязательном порядке должны пройти регистрацию. Несмотря на это, многие владельцы автомобилей игнорируют этот закон.
Главной причиной равнодушия называют дороговизну процедур по регистрации авто. Это таможенная пошлина (варьируется в пределах 12,5-20 процентов), обязательный налог на добавленную стоимость в 12 процентов, утилизационный сбор (базовая ставка 50 МРП – 138 900 тенге), получение свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и оборудование кнопкой ЭВАК (экстренные вызовы при авариях и катастрофах), а также первичная регистрация автомобиля. Все вышеперечисленные обязательные условия регистрации нередко обходятся казахстанцам дороже самого автомобиля.
Председатель Независимого автомобильного союза Казахстана Эдуард Эдоков считает, что суммы для регистрации авто в Казахстане, установленные государством, запредельные. Как отметил эксперт, с введением первичной регистрации резко снизилось количество завозимых автомобилей. Это выступает первой и главной причиной, по которой на казахстанских дорогах наблюдается обилие нерастаможенных авто из России, Армении и Кыргызстана.
Безнаказанность водителей и другие минусы российского авто в Казахстане
Самым главным недостатком российских автомобилей в Казахстане считается то, что многие водители с иностранными номерами остаются безнаказанными из-за дорожных правонарушений. Уведомления о штрафах за нарушения, зарегистрированные городскими камерами, не могут найти получателя. Причем водителей не пугает даже штрафстоянка. Если в доверенности прописано, что водитель имеет право представлять интересы владельца, то он заберет машину без проблем.
«Народные» способы покупки российского авто требуют лишь наличия страховки, которую покупатель оформляет при пересечении границы. Это автоматически привязывает новоиспеченного владельца к машине. А российские номера на дорогах нашей страны уже давно перестали кого-либо смущать. Ввезенная машина может быть угнанной или находиться под залогом. Но после пересечения границы эти моменты забываются. Считается, что на казахстанских дорогах его никто «не достанет».
— Уже несколько лет пытаются их занести в базы данных. Но этот вопрос до сих пор остается нерешенным. Могут в частном порядке по городу выловить кого-то, наложить административный штраф и водворить машину на штрафстоянку. Но сотрудники полиции не могут бегать за каждой машиной с иностранным учетом. Этот вопрос не поставлен на поток, как с зарегистрированными в Казахстане автомобилями, – поделился юрист Азамат Бурханов.
Для того чтобы привлечь такого водителя к ответственности, необходимо обращаться в страну, где машина состоит на учете. А там в свою очередь не могут определить казахстанского владельца. По данным МВД, в начале 2020 года на казахстанских дорогах насчитывалось почти 170 тысяч машин, состоящих на учете в Армении, Кыргызстане, Беларуси и Роcсии. Таким образом, водители-казахстанцы, совершающие ДТП, остаются безнаказанными из-за сложности определения владельца.
В начале 2020 года министерство внутренних дел Казахстана обязало водителей, разъезжающих с российскими номерами, провести таможенную очистку своих машин. В ответ на это владельцы автомобилей возмутились, ссылаясь на дорогостоящую процедуру «такой» очистки. В настоящее время за управление автомобилем, не зарегистрированным в Казахстане, предусмотрен штраф в размере 10 МРП (29 170 тенге) с водворением автомобиля на штрафстоянку.
Насколько российские авто дешевле казахстанских
Для более наглядного примера мы сравнили цены на популярной российской торговой площадке Avito и казахстанском сервисе Kolesa.kz. Обе платформы уже стали «народными» для обеих стран, а стоимость использованного авто нагляднее демонстрирует ситуация на авторынках двух государств.
Например, Toyota Camry XV 40 2006 года выпуска с пробегом в 220 тысяч километров в Омске будет стоить 650 тысяч рублей (3 914 105 тенге).