На чем ездят шведы
Транспорт в Швеции
На чем ездят шведы, почему не уступают место в автобусе и что такое флайтшейминг?
В городах будущего нет места загазованности, пробкам и шуму – традиционным спутникам увеличивающейся армии личных авто. Шведы предпочитают делать ставку на альтернативные средства передвижения: экологичный общественный транспорт, велосипеды и ноги пешеходов.
Уже начиная с 1960-х шведские города строились исходя из приоритета зон для пешеходов и общественного транспорта. С годами концепция приобретает новые современные черты, но остается неизменна по сути.
Планирование новых районов начинается с продумывания транспортных артерий: сначала создается инфраструктура для пешеходов и велосипедистов, а затем уже для всех остальных. В современных городских районах можно встретить дорожные полосы и даже отдельные отрезки дорог, предназначенные исключительно для автобусов. Часто получается, что небольшое расстояние в пределах района быстрее преодолеть на велосипеде или автобусе – ведь на машине придется долго объезжать ”автобусные” зоны.
RME (метиловый эфир рапсового масла): 51%
HVO (Гидрогенизированное растительное масло): 13%
Биотопливо для общественного транспорта производят на специальных заводах из бытовых пищевых отходов.
*Источник: Отчет Транспортного управления Стокгольмского региона, 2020
Ставка на общественный транспорт
По данным исследования транспортно-аналитического ведомства Trafikanalys, в 2019 году 13% всех поездок шведы совершали на велосипеде, 19% – на общественном транспорте, 15% – пешком и 53% – на автомобилях. Две трети жителей крупных городов уже предпочитают общественный транспорт личному, но и эту цифру в Швеции планируют увеличить.
Все политические силы
в стране единодушны: эффективная система общественного транспорта – важный государственный сервис, серьезный фактор экономического роста и обязательный пункт экологической повестки. Одной из самых действенных мер стало введение платного въезда в центр Стокгольма в 2007 году и Гётеборга – в 2013. В столице стоимость въезда в центр может составлять около 10-40 евроцентов в зависимости от времени суток и сезона (летом в часы пик – дороже всего). Если прибавить к этому стоимость парковки в центре – то ехать на автобусе получается гораздо экономнее. На въезде в город машину можно оставить на перехватывающей парковке: они появились в Швеции ещё в 1960-х.
Шведское изобретение: надувной велошлем Hövding. Фото: Ханнес Сёдерлунд/imagebank.sweden.se
Электромобиль. Фото: Симон Паулин/imagebank.sweden.se
Парковка для велосипедов, которая наглядно показывает, насколько больше места занимает автомобиль, – один из простых способов заставить жителей больших городов делать выбор в пользу двухколесного транспорта. Фото: ru.sweden.se
Шведское изобретение: надувной велошлем Hövding. Фото: Ханнес Сёдерлунд/imagebank.sweden.se
Электромобиль. Фото: Симон Паулин/imagebank.sweden.se
Парковка для велосипедов, которая наглядно показывает, насколько больше места занимает автомобиль, – один из простых способов заставить жителей больших городов делать выбор в пользу двухколесного транспорта. Фото: ru.sweden.se
Шведское изобретение: надувной велошлем Hövding. Фото: Ханнес Сёдерлунд/imagebank.sweden.se
Электромобиль. Фото: Симон Паулин/imagebank.sweden.se
Парковка для велосипедов, которая наглядно показывает, насколько больше места занимает автомобиль, – один из простых способов заставить жителей больших городов делать выбор в пользу двухколесного транспорта. Фото: ru.sweden.se
Велосипедизация нации
Велосипеды хороши всем – они не загрязняют окружающую среду, не создают пробок, не занимают много места на парковке, бесшумны и делают своих владельцев здоровее с каждой поездкой. Сейчас около 10% взрослых шведов и 12% молодежи используют велосипед для поездок на учебу и работу. Три четверти велосипедистов продолжают ездить даже зимой – погода в самых густонаселенных частях Швеции позволяет.
Залог успешной велосипедизации – хорошая инфраструктура. Гораздо приятнее выезжать из дома, зная, что поездка будет удобной и относительно безопасной (за год на дорогах страны гибнет около 20 велосипедистов – и это на 20 жизней больше, чем приемлемо, но значительно меньше, чем во многих других странах). Велосипед всегда можно будет без проблем припарковать, а сдувшееся колесо – накачать. В Стокгольме, например, существует 30.000 велосипедных парковок и 60 городских насосов на популярных велосипедных дорожках. Мальмё – вообще чемпион по велосипедизации среди шведских городов. В 2015 и 2017 он замыкал пятерку лучших велогородов мира по версии рейтинга Copenhagenize Index.
Велосипедисты – полноправные участники дорожного движения с такими же правами и обязанностями по части соблюдения ПДД. На велосипеде нельзя ездить по тротуару, а на проезжую часть разрешено выезжать – только если на этой дороге нет специальной велосипедной дорожки. Сам велосипед должен отвечать требованиям Транспортного управления и, прежде всего, быть оборудован ручными тормозами и звонком. Для тех, кто ездит в темное время суток, обязательны фары спереди и сзади, а также светоотражающие элементы на колесах и заднем бампере. Дети до 15 лет обязаны носить шлем, а дискуссия о том, нужно ли обязать взрослых пользоваться шлемами, идет до сих пор. Пока это не обязательно, что не мешает 40% велосипедистов добровольно пользоваться шлемами для своей собственной безопасности.
Автомобилисты не сдаются
Несмотря на оправданные ограничения в использовании автотранспорта, автомобили были и остаются самым популярным видом транспорта в не густо населенной и большой, по европейским меркам стране – авто есть у 83% семей. Выбор в пользу личного автомобиля скорее делают те, кто живет за городом и/или в сельской местности: с точки зрения стокгольмца, передвигаться по центру города на машине – довольно странное решение, выдающее провинциала, приехавшего в столицу.
Для сокращения использования автомобилей государство прибегает к экономическим методам. Например, если разложить стоимость литра бензина (около 1,6 евро), то получится, что налоги составляют в ней около 60%. С 2020 года повторно повышен налог на автомобили, которые не удовлетворяют достаточно жестким требованиям к выбросу вредных веществ, – а это многие популярные бензиновые или дизельные модели.
Есть, конечно, и поощрения. Автолюбителям, покупающим автомобили с низкими выхлопами (70 г CO2/км) полагается компенсация до 6.000 евро. В 2019 количество электромобилей увеличилось вдвое по сравнению с предыдущим годом, возросло и число гибридных машин. Активно развивают и инфраструктуру для электромобилей – сейчас в стране 450 станций для быстрой зарядки электромобилей, расстояние между которыми не более 100 км.
Права – для упорных и терпеливых
Получить права в Швеции требует больше времени и усилий, чем во многих других странах. Сначала нужно запросить у Транспортного управления разрешение, приложив к заявлению справку о состоянии здоровья и зрения. Разрешение действительно в течение 5 лет, за это время вы должны сдать экзамены и получить права.
Помимо обычных экзаменов на знание правил дорожного движения и практического вождения нужно пройти и сдать так называемое ”вождение в ситуации повышенного риска”: например, испытать на себе крутой занос на скользкой дороге и резко затормозить при встрече с фанерным лосем, грозой шведских дорог (в жизни, увы, не фанерной). Если вы получаете права впервые, то первые два года будут для вас испытательным сроком – при нарушениях права могут забрать. Для многих экспатов, считающих себя опытными водителями, пересдача на права в Швеции оборачивается сюрпризом: шведская норма предполагает единственно верным так называемое ”защитное вождение”, когда водитель, вне зависимости от факторов на дороге, действует на упреждение и не допускает возникновения ДТП. Туристы могут ездить по стране по своим национальным правам при условии, что они выпущены на английском, немецком или французском и содержат фотографию владельца (можно предоставить перевод или документ с фотографией).
Штрафы за превышение зависят от того, насколько быстрее положенного вы ехали, и могут составлять до 400 евро. Причем на дорогах с ограничением до 50 км/ч штрафы будут гораздо выше, чем на скоростных трассах. При превышении скорости на 40 км/ч и больше дело отправляется в прокуратуру.
Ни одного погибшего в ДТП
Человек может допустить ошибку на дороге, но система дорожного движения должна ее компенсировать. Это основной принцип программы Vision Zero – национальной стратегии по снижению смертности и серьезных травм на дорогах. За 20 с лишним лет работы стратегии удалось добиться снижения смертности в два раза. В 2020 году на дорогах Швеции погибло 190 человек, то есть 18 человек на 1.000.000 населения – это делает Швецию одной из самых безопасных стран ЕС. Цель на следующее десятилетие – вдвое снизить смертность и на четверть – серьезные травмы.
С принятием программы Vision Zero четким приоритетом для государства стали человеческая жизнь и здоровье (а не просто меньшее число аварий). Подход к организации дорожного движения пришлось пересмотреть, а многие решения – модернизировать. Например, если на перекрестке установлен светофор, то общее количество аварий снижается. А при круговом движении аварии еще и носят менее серьезный характер – в них гибнет и получает тяжелые травмы гораздо меньше людей.
Круговые развязки строятся сегодня в массовом порядке. Другие эффективные инфраструктурные элементы – варьирующееся количество полос на дороге, вынуждающее соблюдать установленную скорость, и так называемый ”испанский поворот”, когда для поворота налево сначала нужно съехать с дороги и остановиться перпендикулярно дорожному полотну. В Швеции уверены: постоянная модернизация дорожной системы исходя из требований безопасности движения – непреложная обязанность государства по отношению к гражданам.
Автобусы и одинокий троллейбус
Первые предки рейсовых автобусов – почтовые дилижансы на лошадиной тяге – появились между Стокгольмом и Уппсалой еще в 1722 году. В 1899 году стокгольмцы увидели первые настоящие моторизированные автобусы, но линия долго не просуществовала: деревянная мостовая не выдержала тяжести диковинной машины и тряслась вместе с окрестными домами так сильно, что местные жители устроили протест. Сейчас автобусы – самый популярный (и фактически единственный для большинства городов) вид общественного транспорта в Швеции.
Заходят в автобус, как правило, в переднюю дверь, где нужно предъявить водителю билет или приложить карту. Для остановки стоит заранее нажать кнопку ”стоп”, иначе водитель может проехать мимо. В середине автобуса всегда есть специальные места для детских и инвалидных колясок, а, например, в Стокгольме пассажир с коляской едет бесплатно, чтобы ребёнок в коляске не оставался без присмотра, пока родитель показывает водителю билет.
Единственный в Швеции троллейбусный маршрут работает с 2003 года в городе Ландскруна. До этого троллейбусы существовали в Стокгольме и Гетеборге в 1940-60-х годах.
Можно ли вообще без бензина?
Транспортная отрасль отвечает за 40% всех вредных выбросов в Швеции. Причем на автомобили приходится 67% выбросов, а автобусы – всего за 1%. В 2016 году Стокгольм стал первым в мире городом, который полностью отказался от ископаемого топлива для наземного общественного транспорта. Остальная Швеция немного отстает – в целом по стране только 80% автобусов ездят на возобновляемом топливе
, но к 2030 весь неэлектрифицированный общественный транспорт должен полностью отойти от использования нефтепродуктов.
Про электроавтобусы в Гётеборге 🙂
Исторические трамвайные линии
Линия ”Юргорден”, Djurgårdslinjen, номер 7, Стокгольм
По маршруту номер 7 от Центрального вокзала до ”музейного” острова Юргорден по расписанию ходят несколько исторических трамваев, самый старый из которых датируется 1901 годом. Если повезет, то можно попасть в вагон, превращенный в кафе, и за 5 остановок успеть выпить кофе с булочкой.
Линия ”Лисеберг”, Lisebergslinjen, Гётеборг
От Центрального вокзала до парка развлечений ”Лисеберг” можно доехать на историческом 100-летнем трамвае. Персонал на маршруте – волонтеры, а все полученные от продажи билетов деньги идут на поддержание вагонов и Трамвайного музея, созданного местными энтузиастами.
По рельсам – метро и трамваи
Стокгольмское метро – единственное в стране – предмет особой гордости шведов. Оно регулярно возглавляет рейтинги самых красивых метрополитенов мира и гордо носит титул ”самой длинной в мире художественной галереи”. 90 из 100 его подземных и наземных станций оформлены именитыми художниками, которые считают за честь поработать в метро.
Стокгольмская подземка состоит из трех линий довольно необычной структуры: в центре линии сходятся, а на концах – разветвляются. На каждой станции есть табло, указывающие, до какой конечной станции идет следующий поезд (без них был бы велик риск уехать не туда). Все три линии встречаются на станции T-Сentralen, где также располагаются железнодорожный и автобусный вокзалы и конечная станция аэроэкспресса Arlanda Express. Это Центральный вокзал – главный хаб страны, откуда можно уехать в любую точку Швеции и в соседние страны.
Первые станции метро появились в Стокгольме в 1950 году, когда в Швеции еще было левостороннее движение, поэтому поезда здесь едут по левой стороне. Вход в метро обозначается буквой T – Tunnelbana (то есть ”туннельная дорога”). По выходным метро работает круглосуточно, а по будням – с 05:00 до 01:00.
Во втором по величине городе Швеции Гётеборге роль метро выполняют синие трамваи, которые стали его негласным символом. Трамвайная сеть из двенадцати линий общей протяженностью более 160 км – рекордсмен в Северной Европе. В Стокгольме всего четыре трамвайные линии, три из которых скорее гибрид трамвая и электрички. Трамвайные линии также есть в Норрчёпинге и Лунде.
Вежливость по-шведски
В стране, где настолько хорошо развит общественный транспорт, развит и этикет поведения в нем – порой удивляющий гостей Швеции. Так, не принято уступать место в общественном транспорте; исключение можно сделать разве что для беременных женщин, людей с очевидно ограниченными возможностями или очень пожилых. Для всех них, впрочем, зарезервированы места в начале автобуса. Уступить место в Швеции – не просто проявление вежливости, но и выражение сомнения в самостоятельности или способностях человека. Уступить место женщине, так же, как и подать руку при выходе из автобуса, и подавно может быть считано как оскорбление (”Я выгляжу совсем старой и немощной?” – подумает шведка).
Что ещё надо знать о шведах:
Эти странные шведы: 20 тонкостей
Шведы и алкоголь: 8 особенностей
Над чем смеются шведы?
Если рядом есть свободные места, не стоит нарушать личное пространство пассажиров и не подсаживаться к ним. Общаться с незнакомцами в общественном транспорте тоже не очень принято. Это относится и к ожиданию на остановке: выстроиться в очередь – святое, а стоять лучше на небольшом расстоянии от других. Впрочем, если вам понадобится подсказка – смело подходите к любому, вам с радостью помогут.
Поезда – для тех, у кого вагон времени?
Большинство железнодорожных перевозок между городами осуществляет государственная компания SJ. У нее есть несколько частных конкурентов – MTR Express, Vy Tåg Ab, Snälltåget. Поезда дальнего следования развивают скорость до 200 км/ч: из Стокгольма до Гётеборга на западном побережье можно добраться за 3 часа, а до Мальмё на юге – за 4,5. Есть и ночные поезда со спальными местами, которые идут чуть дольше. Вытянутая по вертикали Швеция – одна из немногих в Европе стран, где путешествие по стране на скоростном поезде может растянуться почти на сутки: от столицы до одной из самых северных точек на карте – популярного лыжного курорта Риксгрэнсен – 18 часов. По железной дороге можно попасть в Данию (по знаменитому Эресуннскому мосту) и Норвегию. Между небольшими городами курсируют пригородные электрички и поезда местного назначения.
Шведские железные дороги регулярно попадают в антирейтинги самых непунктуальных в развитых странах. В 2019 году только 79% поездов дальнего следования пришли вовремя или с опозданием до 5 минут. Есть и хорошая новость – за опоздание поезда положена хорошая компенсация и возмещение стоимости такси или незапланированной ночевки. Размер компенсации будет зависеть от того, на сколько опаздывает поезд, и от дальности его следования. Например, если поезд Стокгольм-Гётеборг опаздывает на 2 часа, можно вернуть половину стоимости билета, а если до конечной станции поезда менее 150 км – то половину можно вернуть уже после 20-минутного опоздания.
Основной причиной опозданий поездов называют возраст железнодорожных путей, не приспособленных для современных скоростных поездов, и то, что они вынуждены делить их с обычными пригородными и грузовыми составами. Планы по развитию быстрого и экологичного железнодорожного сообщения регулярно становятся предметом политических дебатов – стоит или нет ассигновать миллионы бюджетных средств на строительство новых путей в такой неравномерно населенной стране?
Летать или не летать?
Еще более серьезные споры идут об авиаперелетах. Шведское слово flygskam (флайтшейминг, стыд полетов или чувство, что летать на самолете неэкологично и предосудительно) прочно вошло в словарный запас шведов в 2018 году. Оно даже появилось в списке ”Новых слов года” Шведского совета по языку – в него ежегодно вносят слова, меняющие язык и культурологическую повестку страны. Дебаты вокруг вреда, который наносят окружающей среде перелеты, серьезно повлияли на каждого четвертого шведа – ровно столько готовы изменить свои привычки и выбирать другой транспорт, основываясь на экологической сознательности. Конечно, совсем отказаться от перелетов в стране протяженностью примерно на расстояние от Москвы до Мурманска или с запада на восток Украины не получится, но небольшие расстояния многие шведы предпочтут преодолеть поездом. Подсчитано: трехчасовая поездка на поезде между Стокгольмом и Гётеборгом в 20.000 раз менее вредна для окружающей среды, чем такой же часовой перелет.
В 2018 году был введен еще и налог на перелеты по Швеции и за границу – с каждого билета пассажир должен заплатить сбор от 6 до 40 евро, в зависимости от места назначения. Налог также вызвал дебаты в стране – его критики утверждают, что достигать долгосрочного экологического эффекта нужно, постепенно переводя самолеты на возобновляемые источники топлива, а не наказывая обычных граждан за выбор того или иного вида транспорта.
На момент написания этого текста в 2020 году в Швеции действует 37 аэропортов. Самый крупный – стокгольмский Арланда (пассажиропоток – 25 млн в год), самый маленький – аэропорт Хагфорс в провинции Вэрмланд (около 3.000 в год). В 2019 году шведские аэропорты приняли и отправили 38 миллионов пассажиров, из них только 7 миллионов – внутри страны. В 2020 году, в условиях глобальной пандемии, эти показатели, как и в других странах, предсказуемо сократятся.
Шведские автомобили: ТОП-10 самых популярных машин из Швеции
Автомобили швейцарского производства не так популярны в России, как допустим Германии или Японии. Но они также надёжны и безопасны, комфортны и безупречны в управлении. Шведская автопромышленность внесла достойный вклад развитие мирового автопромышленного комплекса. В разные годы в Швеции работало более 100 автопроизводств. Но к концу 19 века осталось не больше 12.
Первый серийный шведский автомобиль был выпущен под брендом Vabi. В 1897 году было создано первое авто, его автор — инженер Густав Эрикссон, А уже следующая модель была с бензиновым двигателе и двухскоростной коробкой передач.
Шведские автомобили оставили заметный след и в автоспорте. С 1950 года демонстрировали отличные результаты на Saab. И VOLVO также имеет богатое раллийное прошлое и не менее интересное настоящее. Так, с 2007 года Volvo принимает участие в кузовном шоссейном чемпионате WTCC.
Швеция — страна необычного географического расположения, особого климата и интересного жизненного устоя. И автомобили этой страны ей подстать. В них собраны все нюансы королевского полуострова.
1. VOLVO, 200 SERIES
При разработке этого автомобиля были поставлена – безопасность. 82 требования и все надо было соблюсти. Шведы придумали «отклоняющийся» руль, «выстреливающий» подголовник, максимум подушек безопасности и объемный бампер. Всё это позволяло во время тестирования автомобиля зафиксировать, то на скорости 80 км/ч водитель получает травмы, совместимые с жизнью.
И внешний вид авто заслуживает уважения. «Двухсотая» серия – это удачное сочетание внешнего облика и внутреннего содержания. Баланс качества и безопасности. В 70-х годах прошлого столетия это произвело фурор. Продолжение этой модели можно встретить в современных габаритных заднеприводных внедорожниках.
2. VOLVO AMAZONE
Впервые публика увидела автомобиль в 1959 году в Нью-Йорке. Посетители международного салона по достоинству оценили автомобиль, сделав его почти сразу же «иконой стиля» на многие годы вперёд.
Уровень безопасности подчёркивали трёхточечные ремни безопасности. При этом внешне простой и элегантный. До 1959 года использовались только два вида покраски — чёрные/тёмно-серые/рубиновые вариации окраса кузова в сочетании со светлой серой крышей и светло-серых тонов кузов с угольно-чёрной крышей. Вдохновлённые силой и красотой богинь войны Амазонок, создатели автомобиля старались во всем поддерживать избранный образ.
Затем автомобиль дорабатывался с учётом требований рынка, появились однотонные вариации, усиливался двигатель, добавлялась мощь и сила.
3. VOLVO Р1800
Двухдверная аристократка – так можно кратно охарактеризовать этот автомобиль. Европа 60-х годов, классика европейского автопрома с х-образной стойкой, а задние фары напоминали американское барокко. Было в ней что-то от Ferrari 250 GT и Aston Martin DB4 – а это уже заявка на звание спорткара! Её до сих считают одной из красивых моделей автомобилей производства Швеции.
А если этот автомобиль выбрал сам Джейм Бонд («The Saint»), то все комментарии – излишни! Подчёркнуто элитарна, воплощение красоты и совершенства. И скоростные качества Агента 007 оценил сполна – максимум 190 км/ч, которую он развивает за 9,5 секунд.
4. VOLVO XС90
Два года назад эта модель праздновала своё 15-летие. Первое поколение автомобиля до сих пор является востребованным! Модель ещё выпускают в Китае.
Этот кроссовер не перестаёт совершенствоваться. Под мощным кузовом скрываются новейшие мировые высокотехнологические разработки – по экономии топлива, безопасности и совершенствованию двигателя. Одно и- последних – 2-хлитровый движок принимает бензин и дизельное топливо.
Несмотря на размеры, очень экономична в плане потребления топлива – 5-6 литров на 100 км. А теперь про отделку салона – дерево, хрусталь и кожа. Модель – самая роскошная из линейки VOLVO. Проходимость, и привлекательность – и он на вершине автомобильного производства.
5. SAAB 99 TURBO
Отличительная черта модели SAAB – её аэродинамичность. «Звёздный час» модели пришёлся на 1967 год, когда в рамках автосалона публике была представлена новая модель 99. «Самолёт на четырёх колёсах», — писала тогда местная пресса.
Спустя 9 дет компания смогла не просто сделать двигатель турбированным, но и заставила его устойчиво работать. Пришла популярность. Ведь только он, по тем временам, легко разгоняется до 3000 оборотов, а потом так же легко их снижает. При этом сохраняя плавность хода.
Тестовые испытания показывали мощность разгона – 100 км за 9,2 сек! Буква S к привычным SAAB 99 TURBO обозначала мгновенное впрыскивание в цилиндры воды добавляло столько мощности автомобилю, то позволяло ей практически улетать с места.
Такие подели имели специальный окрас – металлик и ярко-красный. Цвет подчёркивал их брутальность. Разработчики не ошиблись ив этом!
6. SAAB 92
Svenska Aeroplan AB – шведская авиакомпания, выпускающая модели SAAB, впервые запустила в серийное производство именно 92. Почему именно эта цифра. Просто. Номера с 1 по 91 принадлежали самолётам, 92 – автомобиль.
Модель разрабатывалась в то время, когда Европа была охвачена Второй мировой войной. Только в 1949 году вышла с конвейера первая модель.
«Если такой дизайн сэкономит владельцу 100 литров бензина в год, мне наплевать на то, что машину будут сравнивать с лягушкой!» — говорил один из дизайнеров кузова первого SAAB.
Военные черты в ней всё-таки остались – первые модели были цвета хаки, грубые черты, минимум эстетики. Зато аэродинамика была на высоте и вес достаточно лёгкий – до 800 кг. Первые 100 км он набирал за 30 секунд. Его максимум тогда составлял 105 км/ч.
От SAAB – обтекаемость кузова, стабильный 2-хпоршневый двигатель работал «как часы». Передний привод и независимая подвеска – отголосок уже мирного времени. На крутых извилистых дорогах Швеции автомобиль был просто превосходен.
Надёжная конструкция и лёгкий характер позволили заводскому инженеру Saab финишировать вторым в классе на ралли Монте-Карло в 1950 году. И это спустя две недели после начала серийного производства! Позже Мельде выиграет популярное в Швеции «Зимнее ралли».
7. KOENIGSEGG CCR
В своём будущем суперкаре Кристиан фон Кёнигсегг хотел воплотить как можно больше – современные технологии и максимальный комфорт, чёткие линии и харизму. И ему это удалось, он встал в один ряд с Lamborghini, McLaren и Ferrari.
Суперкар шведского производства, выпущенный и представленный на Женевском автомобильном шоу в 2004 году. В феврале следующего года Koenigsegg CCR достиг нового мирового рекорда по максимальной скорости на итальянской трассе.
Для 2005 года тестовый разгон до 388 км\ч – был отличный результат! На тот момент в нём стоял не самый мощный фордовский движок. Сегодня эта модель имеет статус одной из самой быстрейшей моделей в мире среди авто серийного производства!
И «начинка» автомобиля как раз по статусу – климат- и трекш-контроль, великолепная аудиосистема, ABS. Механическая коробка передач – 6 ступеней. По желанию клиента, могут добавить ещё одну. Мотор V8 в 806 л. с. – это то, что скрыто от глаз, но чувствуется при движении.
Салон автомобиля не имеет особых изысков, но обшит качественным материалом. На панели расположен большой сенсорный экран, с помощью которого управляются абсолютно все функции суперкара. Имеется система Apple Car Play и беспроводное зарядное устройство для смартфонов.
KOENIGSEGG CCR рассчитан на двух человек, между сидений которых расположены два подстаканника. Изюминка авто — в дизайне ручек дверей, на них изображен логотип компании.
8. KOENIGSEGG REGERA
Относительно новая разработка концерна. В 2015 году она произвела фурор на женевском автосалоне. Гиперкар выгодно отличался от соплеменников усовершенствованной гибридной установкой и непривычной коробкой передач – только вперёд и назад. Задний привод автомобиля управляемость не повысил, но на несколько кг облегчил его массу. Подзарядка осуществляется либо в процессе торможения, либо стандартно — от розетки.
Скорость в 100 км\ч развивает за 2,7 секунд. Его максимум – 410 км/ч. Гибрид – не самый быстрый в линейке моделей этой компании, но возможности – великолепны. Для разработчиков – прекрасное дальнейшее поле деятельности.
9. UNITI
Совсем юная автокомпания Швеции — Uniti Sweden создала недорогой миниатюрный электрокар. Вес в стандартной комплектации 400 кг. Прекрасный автомобиль для городских улиц.
На одном заряде батарее она преодолевает до 300 км. Управлять ей просто – специально встроенные датчики следят за движениями рук водителя. Ей присвоен статус автомобиля высокой безопасности. Есть даже автопилот!
Машине со снаряжённой массой всего 600 кг хватает, чтобы набрать 50 км/ч за 4,1 с, первые 100 км за 9,9 с и достичь максимальной в 120 км/ч.
Вместо традиционного ключа или брелока в Uniti One он заводится с помощью мобильного приложения.
И он состоялся в 2020 году! Продажа трёхместного автомобиля стартовала в середине года в родной Швеции, а также в Великобритании, с перспективой выхода в другие страны Европы.
И разработчики, и автолюбители были в ожидании выхода в свет этого маленького чуда. И это произошло. Идея создания сверхминиатюрного электрокара не нова, но очень актуальна. Хотя далеко не всегда такие проекты жизнеспособны. Теперь шведы вышли на авторынок и пробуют занять свою нишу в этом сегменте. Жизнь покажет, кто сегодня был прав.
10. SCANIA-VABIS 3244
Компания Scania объединила обанкротившуюся фирму по производству ж/д вагонов с аналогичной, только английской и процветающей.
Первый 3-хтонный грузовик компании появился на дорогах в начале 20-х годов прошлого столетия. Днище грузовика было усилено цельнометаллическим листом, широкие борта были изготовлены из досок, зафиксированные металлическими уголками. Руль располагался справа. Но автомобиль имел звание «рабочей лошади» — шесть цилиндров на 6,45 литров, двигатель – 85 л.с. При том, что тормоза были только на задних колёсах, в то время он имел массу всяких «фишек» — спидометр, часы и зеркала заднего вида, датчик температуры масла.
Для своего времени – это считалось очень прогрессивным, и он мог на достойном уровне конкурировать с аналогичными машинами такого класса.
Сейчас грузовые автомобили SCANIA — быстро преодолевают любые расстояния, невзирая на состояние дорог. Это у них от SCANIA—VABIS 3244. Их используют вахтовики, чтобы добраться до места работы. В любую погоду, по любому бездорожью, они знают, что автомобиль их не подведёт.
В России популярны автобусы одноимённой марки. Городские, туристические, для перевозок малого числа людей. В них есть всё – комфорт и безопасность. Это одна из самых популярных марок автобусов в нашей стране.
Автомобильные концерны Швеции уже давно выпускают автомобили высокого качества, способные удовлетворить запросы совершенно разных людей. Они могут и конкурируют с другими мировыми игроками на этом рынке. Их козырь – безопасность, элегантность и стабильность.
Шведские автомобили высокотехнологичны, они имели турбированные двигатели ещё в начале 60-х. Saab EV-1 можно было увидеть в фильме «Назад в будущее-2», а VOLVO Р1800 – в «Агенте 007».
В 1969 году Saab и Scania объединились в концерн Saab-Scania, существовавший до 1995 года. Затем Scania работала отдельно, а в 1999 году Volvo попыталась купить пакет её акций. Но сделка была запрещена властями Евросоюза, и Scania оказалась под контролем Volkswagen, а Saab в свою очередь выкупили американцы, компания General Motors. Правда, со временем и этот производитель обанкротился.
В России шведские автомобили также не очень популярны. За исключением автомобилей VOLVO. Их ценят за высокое качество, надёжность, хорошую управляемость и отличную устойчивость на дороге. Она безупречно ведёт себя на бездорожье. Но некоторые автовладельцы говорят о дорогой эксплуатации и не очень экономичном расходе бензина. При том, что и автомобиль не из разряда дешёвых. За качество приходится платить. И кто может себе это позволить, выбирает только VOLVO.
Остальные автомобили поставляют в Россию небольшими партиями, есть услуга – под заказ, некоторые предпочитают прямые поставки.
А далее видео про шведские машины Koenigsegg: