На чем играет бутман
Биография
Народный артист РФ Игорь Бутман родился в 1961 году в Санкт-Петербурге (Ленинграде). В 11 лет начал играть на кларнете в детской музыкальной школе. Одновременно Игорь серьезно занялся хоккеем, и даже выступал за юношескую сборную «СКА Ленинград». Однако выбор всё-таки сделал в пользу музыки, и в 1976 г. поступил в музыкальное училище им. Мусоргского по классу саксофона. Еще будучи студентом, Игорь начал играть в ансамбле Давида Голощекина. Приблизительно в это же время Игорь Бутман участвовал в концертах и записях «Популярной механики» Сергея Курехина, а также групп «Кино» и «Аквариум».
Первое признание джазовыми критиками Игорь получил в 1981 г.: в газете «Советская молодежь» он был назван «Открытием года».
Когда в 26 лет Игорь приехал в Америку, он имел уже свой фан-клуб, образованный из самых знаменитых и уважаемых американских джазменов. Так, еще в Советском Союзе, Игоря приглашали играть гастролирующие американские музыканты: Дейв Брубек, Чик Кория, Пэт Мэтини, Гари Бёртон, Луис Беллсон и Гровер Вашингтон. В сентябре 1987г. Игорь Бутман поступил в The Berklee College of Music, где получил диплом по двум специальностям: концертный саксофонист и композитор. Композиция «French Connection», написанная Игорем во время учебных занятий, понравилась Гроверу Вашингтону, и он включил ее в свой альбом «Then & Now»(Colombia,1987), в записи которого Игорь принимал участие. Игорь Бутман выступал с ансамблем Гровера Вашингтона на многих джазовых фестивалях, а также в самом престижном джаз-клубе «Blue Note» в Нью-Йорке.
В 1989 г. Игорь Бутман переехал в Нью-Йорк, где начал выступать с оркестром знаменитого виброфониста Лайонела Хэмптона. В 1993г. на нью-йоркской фирме «Impromptu» вышел первый сольный альбом Игоря Бутмана «Falling Out» с участием пианиста Лайла Мэйса, контрабасиста Эдди Гомеза и барабанщика Марвина «Смитти» Смитта.
В 1992 г. Игорь впервые за время эмиграции выступил в Москве на международном джазовом фестивале.
В декабре 1996 г. в Нью-Йорке Игорь Бутман продюсировал и участвовал в записи альбома «Блюз для четверых» петербургского пианиста Андрея Кондакова с участием контрабасиста Эдди Гомеза и барабанщика Ленни Уайта. В апреле следующего года состоялись гастроли этого квартета по городам России, итогом которых стал релиз альбома «Джаз для четверых» на фирме «Союз» осенью 1997г.
В 1997 и 1998 гг. Игорь Бутман выступил в качестве продюсера и организатора Независимых джазовых фестивалей в Москве с участием российских и зарубежных музыкантов. Газета «Коммерсант-Daily» писала: «Игорю Бутману в одиночку удалось то, на что оказались не способны ни старые творческие союзы, ни новые ассоциации и джаз-клубы. А именно: наладить регулярный творческий обмен между московскими и нью-йоркскими джазовыми кругами».
В августе 1997 г второй сольный альбом Игоря «Ностальгия», записанный на RPM Studio в Нью-Йорке и выпущенный на фирме «Союз». сразу стал лидером продаж среди джазовых СD, а одноимённый видеоклип занял второе место в хит-параде канадского телевидения Bravo!Canada.
Невероятной сенсацией стали совместные выступления джазового оркестра Игоря Бутмана и оркестра Lincoln Center Jazz Orchestra под управлением Уинтона Марсалиса, состоявшиеся 18 и 20 сентября 2003 года на открытии нового джазового сезона в Линкольн-Центре в Нью-Йорке. Впервые за всю историю российского джаза состоялся концерт такого высокого уровня и масштаба. Газета «The New York Times» в своем ревю написала, что биг-бэнд Игоря Бутмана показал «отличную компетентность и беглость». Высокую оценку со стороны критиков и любителей джаза во всем мире заслужили также альбомы оркестра: «The Eternal Triangle» (2003), в который вошли оригинальные композиции, написанные Игорем Бутманом и аранжированные Виталием Долговым, а также “Moscow @ 3am” (2009) и “Sheherazade’s Tales”, созданные Оркестром Игоря Бутмана совместно с выдающимся композитором и аранжировщиком Николаем Левиновским и целым рядом зарубежных звезд (на дисках звучат соло Уинтона Марсалиса, Питера Бернстина, Шона Джонса и других музыкантов).
Игорь Бутман стал первым российским джазовым музыкантом, выпустившим свой альбом на Universal Music Russia. Презентация альбома саксофониста «Prophecy» («Пророчество»), записанного в Америке во время гастрольного тура квартета Игоря Бутмана и вышедшего на Universal Music Russia, состоялась в джазовых клубах «Birdland» в Нью-Йорке и «Le Club» в Москве в июне 2003 года.
В 2003-2004 гг Игорь Бутман выступал с такими мировыми звездами как Рэй Чарльз, Джордж Бенсон, Эл Джеро.
В 2007 году на лейбле Sony Classical вышел легендарный альбом Игоря Бутмана «Весёлые Истории» (в зарубежной версии – “Magic Land”), записанный с Чиком Кориа, Джоном Патитуччи, Стефоном Харрисом, Рэнди Бреккером и Джеком Деджонеттом. В 2009 году саксофонист получил золотой диск от Национальной федерации производителей фонограмм за продажу более 15000 экземпляров альбома в России. В Европе и США был продано более 10000 экземпляров записи (не говоря о количестве закачек альбома с iTunes, AmazonMP3 и других интернет-магазинов).
Игорь Бутман руководит собственным звукозаписывающим лейблом Butman Music, выпускающим альбомы российско-американских джазовых проектов, является арт-директором двух джазовых центров в Москве – Клубов Игоря Бутмана на Таганке и на Менделеевской. Клубы Игоря Бутмана в 2013 и 2014 годах вошли в топ150 лучших джазовых клубов мира по версии журнала «Downbeat».
В течение пяти лет Игорь был телеведущим программы «Джазофрения» на канале «Культура».
Игорь Бутман выступал в различных проектах, в том числе с альтистом Юрием Башметом и его оркестром «Солисты Москвы», с симфоническими оркестрами, с оперной примой Еленой Образцовой, в театральных постановках Михаила Козакова, записывал музыку ко многим фильмам. Лариса Долина и оркестр Игоря Бутмана создали две джазовые концертные программы, с которыми гастролировали по городам России и мира, а также выпустили CD и DVD.
1 ноября 2018 года в Вашингтоне Игорю Бутману была вручена премия Института устойчивого диалога за «монументальный вклад в преодоление противоречий благодаря искусству» и организацию музыкальных обменов ради сближения народов разных стран. Он стал первым российским деятелем культуры, удостоенным этой премии.
Игорь Бутман
Биография
Игорь Бутман — блестящий джазовый музыкант, чьим творчеством восхищаются по обе стороны Атлантики. Талантливый артист выступал перед президентами, путешествовал по миру со своим биг-бендом и сотрудничал с лучшими музыкантами мира, распространяя магию обожаемого им джаза.
Детство и юность
Игорь Михайлович — первый ребенок в семье Михаила Соломоновича и Мариулы Николаевны Бутман. Родился 27 октября 1961 в Ленинграде. Спустя 5 лет появился младший брат Олег, также впоследствии связавший свою жизнь с музыкой.
Отец работал инженером-строителем, но любил творчество: участвовал в самодеятельности, пел, играл на пианино и барабанах. Обаятельного Михаила даже приглашали в Театр эстрады им. Аркадия Райкина, но он не решился сменить рабочую профессию. Отец играл дома, в гостях у друзей, выступал на свадьбах.
Родители мамы Игоря, Мариулы, напрямую были связаны с искусством. Дед состоял в оркестре Мариинского театра в Петербурге, играл на скрипке, а его супруга пела в хоре. По национальности Бутман наполовину еврей (со стороны отца), наполовину русский. О происхождении в интервью музыкант рассказал:
«Горжусь своим происхождением: не еврей по Галахе, я еврей по своим собственным законам. Мне небезразлична жизнь и судьба моих соплеменников».
Мальчик любил спорт, особенно футбол и хоккей, ходил в секцию, но больших успехов не достиг. Музыка пленила юношу сильнее. Практически все факты в биографии ранних лет артиста связаны именно с ней. В 11 лет поступил в музыкальную школу, где начал играть на кларнете.
По окончании Игорь стал заниматься в музыкальном училище им. М. П. Мусоргского. Он поступил на класс по саксофону к великому педагогу Геннадию Львовичу Гольштейну. Помимо Бутмана, под его патронажем обучались участник группы «Аквариум» Игорь Тимофеев, лидер советской рок-группы «Дети» Роман Капорин, участник группы «А-Cтудио» Батырхан Шукенов.
В 17 лет Игорь получил приглашение от джазового мультиинструменталиста Давида Голощекина сыграть в его ансамбле. В том же году из коллег по музыкальному училищу Бутман организовал первый джаз-квартет. Биг-бенд произвел фурор на концерте в ленинградском клубе «Квадрат», находившемся тогда в здании ДК имени С. М. Кирова.
В 1981-м произошло сразу несколько знаковых событий. Саксофонист примкнул к квинтету уже ставшего знаменитым Сергея Курехина и выступил на «Весенних концертах нового джаза». В том же году он окончил училище и получил хвалебную рецензию и благосклонные отзывы критиков в газете «Советская молодежь», где Бутмана нарекли «Открытием года», что, учитывая 300-миллионное население СССР, было почетно, особенно в 20 лет.
Начало карьеры
В 1981—1983 годах выпускник Бутман сотрудничал в Москве с известными оркестрами. Продолжил работу с Давидом Голощекиным, который ранее приглашал Игоря в ансамбль, когда тот был еще студентом училища. Через год перешел первым альт-саксофонистом в оркестр Олега Лундстрема, бывшего корифеем советского джаза.
В 1983-м музыкант вернулся в Ленинград, где собрал новую группу — первоначально квартет, впоследствии разросшийся до квинтета. В составе биг-бенда участвовал в фестивалях в Москве, Ленинграде и Риге. Как солист сотрудничал с группами «Аквариум» и «Кино»: участвовал в записях альбомов «Табу» и «Радио Африка» и записал соло для песни «Начальник Камчатки» Виктора Цоя.
Игорь Бутман — «Ностальгия»С 1984-го Игорь Михайлович возобновил сотрудничество с Курехиным, регулярно играя на концертах необычного проекта «Поп-механика». Его отличительной чертой был непостоянный состав коллектива, в котором могли принять участие музыканты всех стилей и направлений. В разные годы в «Поп-механике» отмечались артисты из «АукцЫона», «Аквариума», «Кино» и других. В 1996-м, со смертью Курехина, музыкальное «попурри» завершилось.
Тогда Бутман поменял альт-саксофон на тенор и стал участником московского ансамбля «Аллегро». Руководитель Николай Левиновский в разные годы привлекал к работе известных артистов: вокалиста Вячеслава Назарова, ударников Юрия Генбачева и Евгения Губермана.
Работа в США
В 1987-м Бутман завершил сотрудничество с «Аллегро» и переехал в Америку для продолжения обучения, он стал студентом музыкального колледжа Беркли в Бостоне. О полученном образовании и опыте Игорь Михайлович вспоминал:
«Различия просто огромные. Методика преподавания отработана годами и дает блестящие результаты. В Гнесинке на эстрадно-джазовом отделении учатся 85 студентов, а в Беркли — 4 тысячи. Почувствуйте разницу!».
Впоследствии среди целей артиста появился «импорт» такого уровня и стиля преподавания в Россию. В Штатах он познакомился с ведущими джазменами страны: Гровером Уошингтоном, Пэтом Метини, Арчи Шеппом, отправился на гастроли с оркестром Лайонела Хэмптона. Некоторые американские коллеги участвовали в записи сольного альбома Бутмана.
Карьера артиста в США развивалась стремительно. Он был задействован в записи альбома Уошингтона, участвовал в составе его оркестра на фестивалях Нью-Йорка, Бостона, Массачусетса, выступал на престижной сцене легендарного джаз-клуба Blue Note.
Игорь Бутман закрутил роман с журналисткой на 32 года моложе
Детство и семья Игоря Бутмана
После окончания классической музыкальной школы Бутман продолжил обучение в Санкт-Петербургском музыкальном училище им. М. П. Мусоргского. Во время учебы начал заниматься джазом, будучи уверенным, что именно джаз способен дать ему свободу творчества, истинное эстетическое наслаждение, позволит экспериментировать, импровизировать, совершенствовать аранжировки и лучше всего выразить его индивидуальность и самого себя.
Игорь Бутман имеет двойное гражданство
Окончил также Музыкальный колледж Беркли, расположенный в Бостоне, получив квалификацию композитора и саксофониста.
«Я сейчас могу позволить себе какие-то вещи»
Мужчину можно прочитать по деталям. По прическе, аксессуарам, фасону пиджака. Если особых внешних черт нет — то и образ не складывается. У музыканта Игоря Бутмана с отличительными атрибутами все очевидно: как минимум это его саксофон, с которым он покорил все джазовые площадки мира. И не только джазовые. «Лента.ру» поговорила с маэстро о люксе, машине мечты и хоккее с президентом.
«Лента.ру»: Без каких деталей не может обойтись состоявшийся мужчина? И насколько важны бренды?
Полагаю, что без одежды. Без часов. Без телефона. И, наверное, без машины. И бренды, конечно, важны — если можете купить то, чем восхищаетесь. Для мужчины вполне нормально иметь дорогие вещи. А когда нет возможности приобрести то, что хочется, то и бренды совсем не важны. Глупо же расшибаться и покупать на последние деньги фирменные часы.
Ну, кто-то, даже имея деньги, носит простые часы.
Да, бывают весьма состоятельные люди, которые предпочитают электронные часы (хотя это ведь тоже какой-то бренд). Но для этого надо быть очень богатым. Это высшая степень выражения успешности — часы за три копейки и стосемидесятиметровая яхта.
Насколько для вас важна цена?
Если я кому-то покупаю подарок, то мне неважно, сколько он стоит. Мне хочется делать приятное близким, демонстрировать внимание. Себе я бы никогда не позволил что-то слишком дорогое, брендовое. Но когда мне что-то подобное дарят — приходится принимать, у меня ведь уже нет выбора.
И что чаще всего дарят?
Часы. Мои первые часы — Blancpain — мне подарила жена. А потом у меня появились Omega, Rolex, еще Blancpain, сейчас на мне Harry Winston с турбийоном — самый дорогой презент на сегодняшний день. В общем, много.
Вам пора заводить специальный сейф!
У меня уже есть. Кстати, себе я часы никогда не покупал, а вот в подарок — много раз. Отцу, жене, брату, Сергею Мазаеву, еще кому-то. Недавно купил Vertu своему коллеге. Кажется, что дорогой телефон тебе ни к чему, но когда его дарят, ты понимаешь, как он тебе был нужен.
Фото: Григорий Галантный
С вами расплачивались вещами за выступления?
Помню, как-то выступал за еду. Мой самый крутой гонорар в жизни! Это было двадцать пять лет назад. Я оказался в вегетарианском ресторане Нью-Йорка, и мне очень хотелось сыграть с местными музыкантами. За это меня накормили. Несмотря на то что после вегетарианской еды у меня несколько часов болел желудок, в целом все прошло отлично.
В каких часах выступаете?
Без разницы. Главное — их вовремя снять: когда вхожу в кураж, начинаю хлопать. Я хлопаю мощно, и часы слетают с руки. Не хочется платить за ремонт.
На какие мелочи во внешнем виде вы обращаете внимание?
Я стал внимательнее относиться к обуви. Внимательно слежу за ее чистотой. Если она красивая и дорогая, но грязная, это раздражает — и меня, и окружающих.
Какие атрибуты успешной жизни у вас появились с годами?
Действительно, я сейчас могу позволить себе какие-то вещи. Например, приобрести автомобиль, о котором раньше и не думал. Просто увидел, загорелся — и купил. Вообще, я с детства очень настороженно отношусь к машинам. Отец только о них и говорил. Сначала у нас был горбатый «запорожец», потом ушастый, а дальше — все варианты «жигулей». И, помню, с ними было столько проблем! Хорошо, что начальник техстанции — по тем временам просто бог — был нашим знакомым. И вот оттуда наши машины не вылезали.
Но мечта же все равно была?
Да, я мечтал о «мерседесе». Много лет назад меня на гастролях встретили на S-классе в 128-м кузове, и я загорелся. Подумал, что когда-нибудь стану знаменитым, и у меня будет такой же. В итоге появился S-класс в 221-м кузове. Но сейчас я его поменял на Gelandewagen, и это для меня очень неожиданное приобретение, потому что я ненавидел эту модель. Не понимал, как на этом «уазике» вообще можно ездить! Но теперь получаю удовольствие. Дальше, может быть, обращу внимание на Rolls-Royce.
Сколько нужно сыграть концертов, чтобы купить Rolls-Royce?
Сложно сказать. Надо стремиться к тому, чтобы его купить за один концерт. За два концерта — уже жалко отдавать…
Что у вас вызывает трудности в быту?
Мне очень тяжело собирать чемодан в короткие поездки. Я долго думаю, сколько костюмов взять, сколько пар обуви, мучительно рассчитываю количество возможных незапланированных встреч. Вдруг придется выступить. А вдруг встреча с главой города. В итоге беру все и решаю на месте.
Постепенно осваиваю смартфон. Привыкаю к Vertu. На нем для меня многие вещи стали проще и доступнее. И вообще уже плохо представляю жизнь без смартфона. Хотя есть успешные люди, которым вполне хватает маленькой старой кнопочной «нокии».
Успешные — как вы? Чем вообще вы измеряете успех?
Удовлетворенностью самим собой. У меня нет внутреннего конфликта. Если что-то не получается — значит, недостаточно над этим поработал. А еще я успешен потому, что занимаюсь любимым делом и у меня это получается. Люди все больше интересуются джазом. Играю не только для элиты. Хотя надо понять, кого мы называем элитой. Пойдешь на концерт исполнителей шансона или на группу «Ленинград» — и там будет вся элита…
Фото: Григорий Галантный
Вас тоже там можно встретить?
Ничего не имею против такой музыки, но, скорее всего, нет. Разве что я там окажусь случайно.
А где бываете неслучайно вне работы? Какая-то разрядка же нужна…
Раньше играл в футбол, но после того как несколько раз ломал ногу, он мне стал даваться с трудом. Так что если можно не играть — я не играю. Сейчас лучшую разрядку дает хоккей.
А экстремальный отдых?
Он не для меня. Да, я прыгну с парашютом, если вдруг окажусь с ним в небе. Но специально рисковать жизнью не хочу. Неинтересно. Мне на пятидесятилетие друзья подарили полет на МиГ-29. Но один умный человек мне сказал: «Не надо тебе летать. Тебе уже пятьдесят. Зачем такие нагрузки…» Вот я и задумался.
А как же традиционная постановка вопроса: «Я что, не мужик, что ли?!»
Мужик! Но не полечу. И вообще, не этим измеряется мужественность. Вот сыграть в хоккей с Фетисовым, Касатоновым, Буре — это вызов, это адреналин. А получить от них одобрение — это высшая награда, большая удача.
Вы и с президентом играли. Кстати, в одной команде?
С президентом играл. И в одной команде, и в разных. Например, в «Ночной лиге» мы выступали друг против друга. Он традиционно там играет с легендами хоккея, а я — в так называемой команде звезд. Как раз в последней встрече удалось отличиться: забил шайбу команде президента.
Как менялись ваши ценности в течение жизни?
Главное, что поменялось, — это чувство времени. Сейчас многим молодым людям кажется, что нужно успеть все сделать в один миг. Как будто завтра последний день, завтра закончится жизнь. Мне скоро пятьдесят пять, а я смотрю на жизнь глазами двенадцатилетнего подростка. Такое ощущение, что у меня впереди еще вся карьера, что я еще всех поражу, что у меня еще много времени для того, чтобы все поменять, — шестьдесят, шестьдесят пять…
Я остался подающим надежды музыкантом, который еще сыграет свой лучший концерт. И я не тороплюсь. В отличие от тех, кому сейчас двадцать, — им нужно все успеть сразу. На самом же деле у нас у всех огромное количество времени.
Тут главное — не затянуть и не потратить его попусту.
Да, безусловно. То, что можно сделать сейчас, нельзя откладывать на завтра. И не нужно стесняться спрашивать о том, чего не знаешь. Потому что «нет» мы всегда имеем.
Первые коллективы Игоря Бутмана
Будучи студентом, Игорь работал в Санкт-Петербургском джаз-клубе «Квадрат», в коллективе «Ансамбль Голощекина», оркестре джазовой музыки Олега Лундстрема, в созданном Николаем Левиновским московском ансамбле «Аллегро». В 1980-х сотрудничал с рок- и джаз-музыкантом Сергеем Курехиным, «Аквариумом» и «Кино».
В те годы джаз не приветствовался российскими официальными властями. Однажды после блестящего выступления в восторге его поцеловала американская актриса Перл Бейли, Бутман был приглашен «на ковер» в КГБ, как человек, уронивший комсомольскую честь. Но, по негласной оценке музыкальных критиков уже в 1985 году Бутмана считали лучшим музыкантом России в джазовом мейнстриме.
Он выступал в качестве приглашенного солиста в составе оркестров, занимался организацией гастролей, приглашал в Россию ведущих американских исполнителей – нью-йоркского виброфониста Джо Локка, пианиста и успешного сольного артиста Джо Кальдераццо, бесподобного басиста Эдди Гомеза (в результате возник компакт-диск Jazz 4×4 с Бутманом и Андреем Кондаковым, Falling Out совместно с Бутманом).
Игорь Бутман и Михаил Казаков
В 1993-м приступил к выпуску своих альбомов. В 1997-1998гг. организовывал в столице Независимые джазовые фестивали. Подготовил и показал «Дуэт для голоса и саксофона. Иосиф Бродский» с Михаилом Козаковым. Создал в 1998 коллектив Four Brothers, в который вошел его брат Олег и братья Михаил и Андрей Ивановы, в 1999 – собственный Биг-бенд.
Личная жизнь
Личной жизнью артист делится с прессой. Например, в интервью «Экспресс газете» рассказал о внебрачном сыне Михаиле, с которым долгое время не общался. Первая жена музыканта, Айлин, была из США. В 1987-м пара поженилась, а уже в 1990 году союз распался.
Игорь Бутман и его бывшая жена Оксана
Затем артист увлекся девушкой по имени Донн, которая родила сына Мишу в 1991-м. Мать лишила Бутмана прав на ребенка и не выходила на связь. Только когда мальчик повзрослел, Донн позволила биологическому отцу помочь с получением образования в университете. Тогда же состоялась первая встреча.
В 1995-м музыкант женился на модели Оксане, которая родила двоих детей: Даниила и Марка. В 2013 году пара развелась.
Мировая слава джазмена — Бутмана
Исполнял джаз в знаменитом концертном зале «Карнеги-холл», крупнейшем культурном «Линкольн-центр», клубе Birdland, который Ларисой Долиной называют джазовой Меккой Нью-Йорка. На Таганке основал Le Club, потом «Клуб Игоря Бутмана». В содружестве с Ларисой Долиной создал проект «Карнавал джаза». С ним триумфально концертировал в Израиле, РФ, Украине и США. За него и ежегодный форум «Триумф джаза» музыкант получил звание Лауреата Госпремии РФ.
Вел телепрограммы Good Morning America, «Джазофрения», The Today Show. Неоднократно получал ежегодную профессиональную премию ассоциации журналистов столицы «Джаз’Ухо». В 2000 году играл для лидеров РФ Владимира Путина и США Билла Клинтона, в 2002-м – для Председателя КНР Цзян Цзэминя. Написал и исполнил с Биг-беном музыкальную композицию к спектаклю «Играем Стриндберг-блюз».
В 2003-м, как признание американской общественности, коллектив Бутмана был приглашен и выступил с джаз-оркестром под управлением Марсалиса, получив высокую оценку в прессе. В 2005-м удостоен звания «Человек года – 5765» Федерации еврейских общин России.
В 2006 году по приглашению Ильи Авербуха участвовал в теле-проекте «Звезды на льду» вместе с Марией Петровой. В 2009-м – в «Ледниковом периоде» с болгарской фигуристкой Албеной Денковой. С 2012 года Игорь Бутман возглавляет Московский джазовый оркестр. Осуществляет руководство и квартетом, который представляет собой ритм-секцию Биг-бенда. Участниками квартета являются пианист, джазмен и композитор Николай Левиновский, контрабасист и один из самых востребованных аккомпаниаторов Виталий Соломонов, универсальный исполнитель на ударных инструментах Эдаурд Зизак.
Музыка
В 1981-1983 годах выпускник Бутман сотрудничал в Москве с известными оркестрами. Продолжил работу с Давидом Голощекиным, который ранее приглашал Игоря в ансамбль, когда тот был еще студентом училища. Через год перешел первым альт-саксофонистом в оркестр Олега Лундстрема, бывшего корифеем советского джаза.
Саксофонист Игорь Бутман
В 1983-м возвращается в Ленинград, где собирает новую группу – первоначально квартет, впоследствии разросшийся до квинтета. В составе биг-бэнда участвовал в фестивалях в Москве, Ленинграде и Риге. Как солист сотрудничал с группами «Аквариум» и «Кино». Участвовал в записях альбомов «Табу» и «Радио Африка» и записал соло для песни «Начальник Камчатки» Виктора Цоя.
С 1984-го возобновляет сотрудничество с Курехиным, регулярно играя на концертах необычного проекта «Поп-механика». Его отличительной чертой был непостоянный состав коллектива, в котором могли принять участие музыканты всех стилей и направлений. В разные годы в «Поп-механике» отмечались артисты из «АукцЫона», «Аквариума», «Кино» и других. В 1996-м, со смертью Курехина, музыкальное «попурри» завершилось.
Игорь Бутман
Тогда Бутман меняет альт-саксофон на тенор и становится участником московского ансамбля «Аллегро». Руководитель Николай Левиновский в разные годы привлекал к работе известных артистов: вокалиста Вячеслава Назарова, ударников Юрия Генбачева и Евгения Губермана.
В 1987-м Бутман завершает сотрудничество с «Аллегро» и переезжает в Америку для продолжения музыкального обучения. Становится студентом музыкального колледжа Беркли в Бостоне. О полученном образовании и опыте Игорь Михайлович вспоминал:
«Различия просто огромные. Методика преподавания отработана годами и дает блестящие результаты. В «Гнесинке» на эстрадно-джазовом отделении учатся 85 студентов, а в Беркли – 4 тыс. Почувствуйте разницу!».
Впоследствии среди целей артиста появился «импорт» такого уровня и стиля преподавания в Россию. В Штатах познакомился с ведущими джазменами страны: Гровером Уошингтоном, Пэтом Метини, Арчи Шеппом, отправился на гастроли с оркестром Лайонела Хэмптона. Некоторые американские коллеги участвовали в записи сольного альбома Бутмана.
Квартет Игоря Бутмана
Карьера артиста в США развивалась стремительно. Он принял участие в записи альбома Уошингтона, участвовал в составе его оркестра на фестивалях Нью-Йорка, Бостона, Массачусетса, выступал на престижной сцене легендарного джаз-клуба Blue Note. За выступление с квартетом Дейва Брубека получил похвалу в The Boston Globe:
«Наивысшая точка концерта наступила, когда Брубек пригласил на сцену молодого русского саксофониста. Красивый и струящийся тенор Бутмана добавил новое измерение к классическому “Турецкому рондо в стиле блюз”».
Он выступал сольно и в составе биг-бэндов, появлялся в культовых американских TV-шоу The Today Show и Good Morning America, получил статус международной звезды джаза. После возвращения в Россию Бутману удалось стать медиатором джазового сообщества двух стран: он поощрял культурный обмен, приглашал зарубежных коллег, участвовал в совместных фестивалях.
Игорь Бутман и Билл Клинтон
Дважды выступал в Кремле перед главами России и США: сначала в 1995-м, а затем в 2000-м. На обеих встречах Америку представлял Билл Клинтон, который, как известно, являлся большим поклонником саксофона. Американский президент был так впечатлен игрой Бутмана, что назвал его одним из величайших саксофонистов настоящего времени.
Также в интервью «Экспресс-газете» Игорь Михайлович рассказал, что Клинтон прислал посылку специй из Луизианы, которую пришлось лично забирать на таможне – пограничников очень заинтересовало «растительное содержимое» бандероли. В 2005 неутомимый Билл включил композицию Бутмана Nostalgie в собранную им подборку на CD «The Bill Clinton Collection: Selections from the Clinton Music Room».
Композиция Игоря Бу
В 1996 году артист вернулся в Россию и обосновался в Москве. В последующие годы собрал собственный оркестр «IgorButman Big Band» («Биг-бэнд Игоря Бутмана»), в который приглашаются ведущие музыканты России и зарубежья. В 1999-м открыл легендарный джазовый клуб Le Club, которым руководил до закрытия в 2006-м. «Реинкарнация» Le Club – «Джазовый клуб Игоря Бутмана» открылся на Чистых Прудах в 2007-м, а позже вновь переехал Таганку, вернувшись «к истокам». Заведение входит в список лучших джаз-клубов мира.
С 1998-го вел авторскую музыкальную программу «Джазофрения» на канале «Культура». Закончил сотрудничество с телеканалом в 2005 году. Параллельно артист записывал сольные альбомы и композиции в составе различных коллективов. Дискография неуклонно росла. Стал первым российским джазовым музыкантом, записавшим альбом в Universal Music Russia.
Игорь Бутман и Лариса Долина
Участвовал в проектах с певицей Еленой Образцовой, актером Михаилом Козаковым. Самая известная коллаборация состоялась с артисткой Ларисой Долиной в 2002-м. С совместной программой «Карнавал джаза» музыканты посетили российские и зарубежные города.
В 2003 году Бутман выступил на легендарной сцене Линкольн-Центра на открытии джазового сезона совместно с худруком Lincoln Center Jazz Orchestra Уинтоном Марсалисом, что стало одним из пиковых событий в карьере саксофониста. В то же время сотрудничал с живыми легендами музыки: Рэем Чарльзом, Джорджем Бенсоном, Элом Джерро.
Албена Денкова и Игорь Бу
В 2009-м презентовал звукозаписывающий лейбл Butman Music. С 2014-го совместно с Аркадием Укупником организовывает ежегодный фестиваль «World Jazz Festival» в Риге, Латвия. Всего Бутман является сопродюсером свыше 10 джазовых мероприятий.
Артист участвовал в телевизионном проекте «Ледниковый период» в паре с чемпионкой мира Албеной Денковой, где пришлось отложить привычный музыкальный инструмент и встать на коньки. В 2021 году вновь появился в непривычном амплуа, став участником съемок популярного сериала «Реальные пацаны» на ТНТ. Правда, на этот раз с саксофоном расставаться не пришлось. Напротив, артист сыграл мелодию из заставки к шоу.
Семья и личные увлечения Игоря Бутмана
Игорь Михайлович женат во второй раз. Его нынешняя супруга Оксана – дизайнер. Вспоминает случившийся с ней курьез во время выступления Игоря. Она развеселила публику и музыкантов, когда после соло Бутмана в восторге бросилась к нему на сцену с букетом, не поняв от взволнованности, что инструментальная композиция еще не закончена. Потом он устроил ей вместе с Ириной Отиевой и рок-группой Андрея Макаревича «Машина времени» путешествие на фестиваль джаза в Нью-Йорк. Там явился к ней в гостиницу с цветами и предложил пожениться. А, получив согласие, потребовал, чтобы она немедленно позвонила своим родителям и сообщила о будущей свадьбе. У пары есть сын Даниил.
Игорь Бутман со второй женой
Первая жена Бутмана, Айлин – американка. Они познакомились тоже на одном из концертных выступлений Игоря в 1980 году. Девушка в то время была студенткой и изучала в С-Петербурге русский язык. От этого брака у Бутмана есть сын Марк.
Игорь любит играть с друзьями в хоккей – эта игра стоит на втором месте в ряду его пристрастий, конечно, после джаза. В свое время он был членом юношеской сборной хоккейного клуба «СКА Ленинград». Ему нравится также теннис и футбол. В интервью не раз признавался, что относит себя к истинным любителям японской, тайской и китайской кухни. Предпочитает отпуск проводить в Италии. Дома в основном ничем не занимается – смотрит ТВ, спит и ест. А делами из категории мужских не интересуется и не увлекается. Шутит, что гвозди он не вбивает – просто уверен, что их потом придется перебивать.
С 2008 года успешный музыкант является членом политпартии «Единая Россия». Он хочет приносить пользу родной стране. В 2012 году являлся доверенным лицом утвержденным Центризбиркомом Владимира Путина как кандидата в президенты РФ. В 2014-м поставил подпись под Обращением деятелей культуры РФ в поддержку политики Владимира Путина по Украине и Крыму. Занимается благотворительностью, организует фестивали, он всегда открыт для сотрудничества и новых идей.
Игорь Бутман закрутил роман с журналисткой на 32 года моложе
Бутман с возлюбленной на своем дне рождения два года назад
Недавно в эфире программы «Судьба человека» 58-летний Игорь Бутман рассказал, что в его жизни появилась новая любовь. «Очень красивая, хорошая и имеет отличные навыки в кулинарии» — описал свою избранницу джазмен. И добавил, что представлять ее широкой публике пока не решается.
Возможно, музыкант переживает, как общественность отнесется к большой разнице в возрасте пары — 32 года. «СтарХит» выяснил, что сердце саксофониста завоевала 26-летняя уроженка Челябинска Анна Львова. Девушка и сама имеет непосредственное отношение к музыке — три года назад она окончила факультет музыкального искусства Южно-Уральского государственного института им. Чайковского. Анна прекрасно поет, играет на фортепиано, обожает театр и всегда тянулась к классической музыке и джазу.
Первая встреча Анны и Игоря произошла в Челябинске в апреле 2021 года
Она не пропускала ни одного заметного события, проходящего в родном городе, делала интервью со многими известными артистами, давно дружит с выдающимся пианистом Денисом Мацуевым. Именно на «Фестивале музыкального юмора Игоря Бутмана», который проходил в Челябинске, она впервые и встретилась со своим будущим избранником. Тогда Львова написала репортаж о мероприятии для сайта управления культуры.
«Игорь Бутман, как и все великие, с кем мне выпадает счастье встречаться в жизни, без намека на пафос, открытый и безмерно интересный в общении», — таким было первое впечатление Анны от джазмена.
Анна познакомила музыканта с родителями
Через некоторое время Львова перебралась в Москву, устроилась на работу в коллектив Бутмана, поступила в Институт кино и телевидения «Останкино» и погрузилась в культурную жизнь столицы. Девушка стала сопровождать саксофониста на гастролях по миру, Игорь и Анна сблизились и постепенно их отношения переросли из рабочих в более близкие.
не пропуститеБывшая жена Игоря Бутмана избавилась от его фотографий
«Ребята прекрасно подходят друг другу, у них общие интересы, общее дело, — рассказали «СтарХиту» в окружении пары. — Аня подарила Игорю настоящую вторую молодость. Он в свою очередь одаривает любимую дорогими презентами — поездками за границу, брендовыми вещами, украшениями».
Мальдивы, частные самолеты, брендовые вещи — теперь из этого состоит жизнь Львовой
Карантин Бутман и Львова провели вместе в квартире музыканта недалеко от Пречистенской набережной, регулярно выбираясь на совместные прогулки. А недавно «СтарХит» заприметил влюбленных в одном из ресторанов Сочи — сомнений в том, что перед нами пара не возникло. На черноморское побережье Анна и Игорь прилетали по вопросам организации джазового фестиваля в сентябре, но остались на пару дней и на отдых. Один из лучших отелей, прогулка на яхте… Иными словами, чем вам не сказка о Золушке, которая стала явью?
Во время карантина парочка любила погулять по Пречистенской набережной
На именинном торте Игоря Анна разместила и их совместное фото
В Сочи Бутман и Львова совместили приятное с полезным
- На чем играет брайан мэй
- На чем играет ванесса мэй