На чем играли пастухи
Рожок
Среди многообразия музыкальных инструментов не так много найдется исконно русских. Один из них – деревянный рожок, прошедший путь от верного спутника пастухов до полноценного участника народных ансамблей, оркестров.
Что такое рожок
Рожок – русский народный инструмент, сделанный из дерева (в старину материалом служила древесина березы, клена, можжевельника). Относится к группе духовых. Ближайшие «родственники» – охотничий рог, пастушечья труба.
Первоначально исполнял функцию не музыкальную: служил для привлечения внимания, подачи звукового сигнала в случае опасности. Был распространен среди пастухов, сторожей, воинов. Намного позднее начал использоваться для воспроизведения танцевальных, песенных мелодий.
Диапазон рожка примерно равен октаве. Профессионалы умудряются извлекать 7-8 звуков, любителям доступно максимум 5. Звучит инструмент ярко, пронзительно.
Устройство инструмента
Предмет выглядит предельно просто: конической формы деревянная трубка, оснащенная шестью небольшими отверстиями. Поочередно закрывая отверстия, умелец извлекает звуки нужной высоты.
Верхняя, узкая часть, заканчивается мундштуком – элементом, отвечающим за извлечение звуков. Широкая нижняя часть называется раструбом. Раструб обеспечивает звуку хорошее прохождение, отвечает за яркие интонации.
Длина инструмента различная (в пределах 30-80 см).
История происхождения
Имя создателя рожка неизвестно, как и время появления. Его изначальная функция, подача сигналов пастухами, позволяет предполагать: первыми регионами распространения рожковых инструментов были территории, занятые скотоводами, земледельцами (современные земли Польши, Чехии, Финляндии).
Развлечением рожок стал несколько столетий назад. Конусообразную конструкцию применяли при проведении обрядов, свадеб, народных гуляний.
Первые документальные упоминания в России об инструменте датированы второй половиной XVIII века. Но распространился на территории страны он гораздо раньше. В этих письменных свидетельствах уже говорится, что инструмент широко распространен на всей территории Российского государства, по большей части среди крестьянского населения.
Пастуший рожок изготавливали по тому же принципу, что и пастушеские рога: скрепляли половинки корпуса между собой берестой. Существовал однодневный вариант: пастух мастерил его из ивовой коры. Снимая ивовую кору, плотно скручивали ее по спирали, получая дудку. Одноразовой она называлась, так как звучала до тех пор, пока кора не высохнет. Задумка инструмента-однодневки принадлежала крестьянам Тульской области.
Рожок был представлен миру, как исконно русский инструмент, в XIX веке. Этот период ознаменован созданием Хора владимирских рожечников (руководитель – Н.В. Кондратьев). Первоначально ансамбль выступал в пределах собственной губернии, затем был приглашен для выступлений в столицу.
В конце XIX столетия хор Кондратьева дал концерты в Европе. Каждому выступлению сопутствовал небывалый успех. Именно тогда русский рожок прочно закрепился в ансамбле народных инструментов. В начале ХХ века репертуар владимирского хора записали на граммофонные пластинки.
Тверской
Разновидности
Классификация проводится по двум основным признакам: исполнению, региону распространения.
По исполнению
По региону
Регионы, где распространился рожок, усовершенствовали конструкцию в соответствии с собственным фольклором. Сегодня выделяют следующие разновидности:
Наибольшую популярность приобрел владимирский вариант – благодаря деятельности вышеописанного Хора владимирских рожечников. Именно творческая деятельность Н.В. Кондратьева послужила славе рожка, его переходу от инструмента пастухов к ансамблевой игре.
Использование
Пастухи уже давно не пользуются рожками. Место этого инструмента сегодня – в русских народных ансамблях, оркестрах. Достаточно и сольных исполнителей, мастерски управляющихся со сложной в использовании конструкцией.
В программе концертов народных ансамблей, имеющих в составе рожечников, самая разнообразная музыка: лиричная, плясовая, солдатская, шуточная, свадебная.
Как играть на рожке
Играть достаточно сложно. Инструмент примитивен, извлечь из него нужный звук непросто. Понадобится серьезная практика, тренировка дыхания. Даже просто получить красивый ровный звук сразу не выйдет, потребуются месяцы подготовки.
Конструкция приспособлена к прямым звукам, без трелей, переливов. Часть виртуозов приспособилась исполнять тремоло, но это требует огромного профессионализма.
Чистота тона, громкость звука напрямую зависят от силы подачи воздуха. Звучание изменяют, поочередно зажимая расположенные на корпусе отверстия.
Технология игры схожа с флейтой.
Почему пастухи всегда ходили с дудочкой и от чего она могла их защитить (3 фото)
Одним из основных атрибутов пастуха в Древней Руси являлся музыкальный инструмент — дудочка. Заметим, что на Руси молодым и неопытным пастухам доверяли лишь малочисленные стада или зачастую делали помощником, и лишь спустя несколько лет разрешали пасти большое стадо. Пастух не просто был обязан следить за поголовьем скота, он должен был хорошо ориентироваться в окружающей местности, для того, чтобы знать какие в округе произрастают травы, где находится ближайший источник воды, как защитить стадо от хищных зверей, как принять роды у коровы.
Скот играл ключевую роль в жизни людей на протяжении всей истории человечества. Поэтому роль пастуха отводилась опытным и чрезвычайно ответственным людям. Так зачем же эти серьезные люди носили с собой дудочку?
Звук дудочки – это условный знак
Пастухи дни и ночи на пролет следили за стадом, при этом всегда были заняты их глаза, а руки становились свободны. Поэтому у них было время на изготовлении этого музыкального инструмента из подручных средств, а также время упражняться в игре на нем.
Со времен звук дудочки становился условным знаком или сигналом, услышав который, скот начинал сбиваться в стадо и следовать к водопою или на ночлег. Звуки этого инструмента становились сигналами и для собак, которые помогали пастуху в его работе.
Звуки дудочки, как предупреждение
Дудочка пастуха была важным инструментом в борьбе с хищниками, прежде всего волками. Ее звуки отпугивали диких животных от стада и тем самым сохраняли поголовье крупнорогатого скота.
Но не только диких хищников отпугивали эти звуки, но и люди желающие украсть скотину, понимали, что пастух следит за стадом. Также люди, которые являлись хозяевами животных, по мелодии дудочки могли определить, где в данный момент времени находятся их коровы и быки.
Магический инструмент
В Древней Руси дудочка являлась не столько инструментом для извлечения музыкальных звуков, сколько магическим атрибутом, который был жизненно необходим для ведения диалога со всевозможными языческими духами. Эти духи становились заступниками для пастуха, который просил у них защитить скот от диких зверей или отвести хворь и болезни от стада.
Считалось, что если в дудочку пастуха положить кусочек шерсти коровы, то стадо непременно будет его слушаться и обязательно будет цело и невредимо. Конечно же, шерсть скота не клали внутрь дудки, тогда она просто бы не издавала звуков. Пастухи поступали следующим образом: они с помощью воска приклеивали кусочки шерсти на внешнюю сторону инструмента или мастерили на дудочке специальные внешние выступы, в которые можно было положить шерсть. Даже после прихода христианства, данное суеверие не исчезло.
Этот музыкальный инструмент являлся магическим символом силы, с помощью которого пастух мог превосходно управляться со своей работой. На Руси даже было поверье, что весной пастухи должны себе изготавливать новую дудочку, а с приходом зимних холодов они ритуально сжигали свой музыкальный инструмент.
Средство против злых духов
Согласно существовавшим на Руси суевериям, пастушья дудка была способна бороться с различными злыми духами и демонами. Считалось, что своим звуками она отпугивала их и тем самым защищала стадо. Во многих районах пастухи перед весенним первым выпасом обходили стадо играя на дудочке, тем самым изгоняя всевозможные заболевания, которые могли преследовать скот.
На территории современной Белоруси крестьяне изготавливали специальные трубы из елей, которые издавали громкие звуки. С помощью этих незатейливых инструментов пастухи перед первым выпасом отгоняли злых духов от тех дорог, по которым будет проходить стадо на пастбище.
Многие крестьяне побаивались и сторонились пастухов из-за того, что те в той или иной степени очень часто соприкасались с нечистой силой. Также многие пастухи разбирались в целебных травах, что приравнивало их к знахарям. Вопреки определенной опаске к пастухам, селяне всегда пускали их к себе домой переночевать.
Занятно, что многие пастухи даже в зимний период не желали разлучаться со своими музыкальными инструментами, которые помогали им в работе. На Рождество, когда проходило колядование, пастухи играли на дудочках у дворов крестьян, тем самым отгоняя нечисть, за что хозяева благодарили их, приглашая за стол и угощая различными вкусными блюдами.
Традицонный инструмент пастухов — жалейка
Один из самых ярких музыкальных инструментов России – это жалейка. Она относится к духовым, пользовалась большой популярностью среди славянских племен. Бытует мнение, что прародительницей кларнета (язычковый инструмент с одинарной тростью) была именно жалейка. Первые упоминания о деревянной трубке встречаются в конце восемнадцатого века.
Общее описание
Музыкальный инструмент жалейка представляет собой тростниковую или камышовую трубочку, оснащенную на конце раструбом, выполненным из верхнего слоя березовой коры или рога животного. Некоторые мастера в качестве основы использовали иву или бузину.
Жалейка отличается по конфигурации, делится на раздвоенные и однотрубчатые. Длина инструмента варьируется от десяти до двадцати сантиметров. Количество отверстий, которые используют для извлечения мелодии колеблется от трех до семи штук. В некоторых южных поселениях России местные аборигены прикрепляли к трубке колокольчик.
Жалейка проста в обращении, справиться с ней под силу даже начинающим музыкантам. Поскольку для извлечения мелодии не требуется натренированное дыхание или какие-то особые навыки. Инструмент используется для сольной программы, нагревания мотивов в дуэте либо применяют в ансамбле.
Происхождение жалейки
Изначально деревянная трубка позиционировалась как пастуший рожок, поскольку чаще всего её применяли для привлечения внимания и сбора скота. Инструмент получил широкое распространение во многих регионах России, Беларуси, Литвы и Украины. В наши дни жалейка часто встречается в народных ансамблях. Услышать ее звучание можно практически на любом фольклорном концерте.
Русская жалейка имеет «псевдоним» жаломейка. Писатель Владимир Михневич отыскал схожесть в корнях двух слов «жальник» и «жалейка». Первый термин применяли в Новгороде для определения древнего языческого могильника по типу кургана. Иное значение слова ассоциировалось с погостом.
В связи с этим Михневич предполагал, что инструмент часто использовали в процессе проведения обрядов, проводившихся в память об умершем после похорон либо в определенные моменты поминовения.
Также жалейка пользовалась популярностью у скоморохов. Однако в семнадцатом веке царь Алексей Романов подверг их гонениям из-за едких выпадов в сторону советской власти. Инструменты артистов были уничтожены, что нанесло большой урон по национальной музыкальной культуре страны.
Конструкция
Инструмент состоит из основы, мундштука и раструба. Первая деталь длиной до двадцати сантиметров имеет форму цилиндра. Раньше пастухи для изготовления основы брали бузину, клен, тростник. Современные мастера используют разнообразные материалы, от красного дерева до эбонита. На стволе размещают от трех до семи дырочек для извлечения звука.
Раструб выполняет роль резонатора, его крепят к нижнему концу основного элемента. Чаще всего для изготовления берут бересту или рога. Место соединения раструба и основы декорируют кольцом, выполненным из латуни.
Мундштук или пищик располагается в верхней части жалейки. Представляет собой трубку определенного размера и формы. Для создания мундштука берут дерево, металл или пластмассу. К пищику с помощью двух кембриков крепят одинарную трость (язычок), выполненную из камыша или пластика.
Разновидности жалейки
Музыкальный инструмент представлен в широком ассортименте. В его «семейство» входят изделия, отличающиеся по размеру, конструкции, звучанию. По устройству жалейка классифицируется на одинарную и двухсоставную.
Звук из них извлекается по идентичному принципу, суть которого заключается в вибрации язычка. Инструмент обладает семизвуковой системой, имеется воспроизведение высоких нот «ре», «соль», «ля».
Двухсоставная жалейка представляет собой спаренные трубочки одинакового размера. Каждая имеет собственные звуковые отверстия, их количество может отличаться. Одна трубка является ведущей, вторая выполняет роль «помощницы». Соответственно, у «примы» отверстий на стволе больше. Стволы вставлены в один раструб. |
Жалейка неспроста получила такое название. Инструмент выдает громкий, пронзительный и напористый звук. Можно сказать, что он кричит. В трубке практически нет обертонов, поэтому динамические оттенки ей не под силу. Тембральный окрас жалейки характеризуется как жалостливый и слегка гнусавый.
Звучание инструмента – это результат постоянной вибрации язычка, которая возникает под воздействием воздуха, вдуваемого исполнителем. Жалейка в основном имеет диатонический звукоряд, но встречается и хроматический.
Диапазон мелодии зависит от количества отверстий на стволе. В большинстве своем звуки, издаваемые жалейкой грустные. Но при должном умении из нее можно извлечь веселый мотив.
Двухсоставный инструмент по звучанию напоминает волынку. Их нижние тона находятся на одинаковой волне, исполняя роль бурдона. Есть мнение, что эти два инструмента являются дальними родственниками. Ведь они похожи не только в плане конструкции, но и по типу звучания.
Интересные факты
Богатая история старинного духового инструмента наполнена занимательными событиями и фактами:
Многие ценители народного искусства до сих пор помнят и чтят певицу Валентину Толкунову. Так вот, в её разнообразном репертуаре было две популярные песни, в которых жалейка отражается крайне поэтично.
Кстати, брёлка – одна из разновидности духового инструмента, получила широкое распространение в Тверской области. Для его создания местные пастухи брали иву или бредину. Отсюда и появилось такое необычное название. В отличие от своей прародительницы, имеет более нежное и мелодичное звучание. Объясняется это тем, что изделие полностью изготовлено из древесины. |
В каждом регионе необъятной России имеется собственная разновидность жалейки. Например, в Курске – рожок, в Пензенской области – сиповка. Раздвоенный инструмент в Рязанской губернии именовали жаланка.
Заключение
В последнее время вновь возродился интерес к старинным духовым инструментам, в том числе и к жалейке. Многие музыканты стремятся овладеть умением игры на них. Подобная тенденции символизирует расширение интереса к национальным культурным достояниям и инструментам, на которых исполняли мелодии еще наши предки. Это позволяет надеется, что жалейка не будет забыта и искусство игры на ней сохранится на долгие годы.
Из видеоролика вы узнаете, как звучит старинный духовой инструмент.
Почему пастухи всегда были с дудочкой
Дудочка на Руси всегда была непременным атрибутом пастуха, сколько бы лет тому не было – восемь, восемнадцать или сорок восемь. Впрочем, в Древней Руси пастух не мог быть молоденьким парнем или мальчиком, такому доверили бы разве что пасти семейный скот или сделали бы помощником пастуха, потому что пастух должен быть опытным.
Он должен был знать, в какой местности растёт хорошая трава, а где – крайне вредный для коров клевер, от которого они могут за десять минут «полечь»; каким путём гнать скот, чтобы стадо не зашло на клеверные поля; где коровам удобнее спускаться на водопой; как отбить овцу от волков, как вытащить телёнка из болота и что делать, если корова начала телиться.
Поскольку от здоровья скотины часто зависела жизнь целых поселений, пастуха выбирали придирчиво, а профессия эта была на Руси ответственной. При этом эти серьезные и ответственные люди всегда носили с собой дудочку.
Дудочка – сигнал для стада
Свободного времени у пастуха было много, нужно было чем-то занять руки и разум. При этом серьёзными занятиями следовало пренебречь в угоду основному – необходимо было внимательно следить за стадом, буквально не сводя с него глаз.
Простую дудочку можно было сделать довольно быстро из подручных средств, а рожок – из бересты, а чтобы научиться сносно играть времени было предостаточно – с апреля, когда скот начинали выгонять на выпас, и до поздней осени.
Не стоит забывать, что звуки дудочки или рожка для скотины звучали как сигналы, по которым она привыкала собираться в стадо, идти на водопой или тянуться ближе к дому. С помощью дудочки можно было в поле подавать сигналы и пастушьим собакам, которые помогали собирать стадо.
Звук рожка – предупреждение
Услышав звуки пастушьей дудочки, хозяева знали, где находится их скот, а дикие звери получали сигнал, что стадо находится под бдительной охраной.
Магический предмет
Но главная функция, которую нёс этот несложный музыкальный инструмент в языческой Руси, была функция сакральная – с помощью пастушьей дудочки пастух якобы «договаривался» с лесными духами, чтобы дикие звери не трогали стадо, и заговаривал скот, чтобы тот был здоров, набирал вес и не терялся.
Суеверные люди думали, что если в пастушью дудку вложить клок шерсти скотины, то стадо обязательно будет слушаться пастуха и по его сигналу придёт домой. Разумеется, чтобы дудка продолжала звучать, шерсть приклеивали к ней кусочком воска снаружи или закладывали за внешние декоративные элементы (А. А. Плотникова «Магия звука в славянской скотоводческой обрядности).
После принятия православия суеверия никуда не делись, а просто изменились – даже в советские времена архангельские крестьяне считали, что дудочка, к которой прилеплен кусочек от красной пасхальной свечи, быстрее соберёт скот домой.
Дудочке приписывали магические свойства – в некоторых местах Великороссии считалось, что на каждый сезон пастух должен делать новую дудку и пасти стадо с ней, а осенью инструмент следовало уничтожить, сжечь.
На Русском Севере были чрезвычайно распространены заговоры скота – от заговора «на первый выгон» до заговоров на то, чтобы скотина возвращалась домой по первому зову пастушьей дудочки.
Договор с лешим — стаду прибыток
Надо принимать во внимание, что пастухами часто становились калеки, которые не могли наравне с остальными мужчинами трудиться в поле, имели изъяны от рождения, например, были горбаты или одноруки, или получили увечья в течение жизни.
Также в пастухи шли немощные, убелённые сединами старики – всё это придавало им ещё больше таинственности, и в глазах неграмотных крестьян делало пастухов близким к лесным страшилищам – лешему и кикиморе.
Скорее всего, крестьяне считали, что человеку, который и так «одной ногой в могиле» легче договориться с нечистой силой.
Изгоем пастуха делало и его знание трав – такие сведения считались в языческой среде сакральными, их могли знать лишь волхвы. Так что кому ещё договариваться с нечистой силой и лесными зверями, как не колдуну?
Несмотря на некоторую отверженность, пастух в течение срока выпаса скота имел право не только на оплату труда, но и на ночлег в селе, на еду и на тёплую одежду в случае непогоды.
Чужое не трогай
В Карпатских селениях дудочке или рожку (свистку) пастуха придавали очень много значения — считалось, что днём пастух с помощью звуков повелевает лесными чертями и заставляет их себе помогать.
Но ни в коем разе нельзя было дудеть в неё ночью, поскольку ночью пастух уже не был властен над нечистой силой, она могла слететься на звуки пастушьего рожка или на скот могли напасть дикие звери – об этом суеверии писал советский языковед Иосиф Алексеевич Дзендзелевский.
Оружие против чертей
По суевериям крестьян, у пастушьей дудочки было ещё одно важное свойство: она якобы могла отгонять злых демонов и так защищать скот. В некоторых сёлах, перед первым выпасом пастухи обходили село, изо всех сил играя на специальных дудках – так они отгоняли от скотины болезни, беду и чертей. Иногда такие обходы продолжались каждый день вплоть до середины августа.
А на западе Белорусии с помощью огромных еловых труб расчищали дорогу для скота перед первым выпасом: пастухи, собравшись вместе, проходили путь первыми и изо всех силы дули в трубы, чтобы отогнать нечисть подальше.
Любопытно, что некоторые пастухи не расставались со своими дудочками и рожками даже зимой – в Рождественские колядки они обходили крестьянские дворы и у каждого двора трубили, словно бы отгоняя от скотины чертей; за это хозяева им выносили угощение.
Удивительный музыкальный инструмент рожок
Давайте вспомним простого русского человека. Он живёт в избе, спит на печи, ест блины на завтрак и увлекается любимым делом. Но какая у него профессия? Наверняка вам сразу представится фермер или землекоп, косарь, извозчик или, разумеется, пастух.
Такой род деятельности требовал аккуратности ответственности и внимательности. Со словом «пастух» с давних времён ассоциируется уникальный музыкальный инструмент – рожок, о котором мы и поговорим сегодня.
Происхождение и история
Относительно происхождения музыкального рожка возникает не так много споров, как, например, по поводу русской гармоники или гуслей. Изобретён он был там, где было развито земледелие и скотоводство. На роль родины претендует и Польша, и Чехия, и Финляндия, и даже Греция.
Интересным фактом является то, что в качестве развлечения рожок стал использовать всего три-четыре столетия назад. Для викингов он служил средством коммуникации: так собирали воинов для отправления в очередной поход.
Упоминание об этом инструменте на Руси относится к третьей четверти восемнадцатого века. Уже тогда авторы книг и летописей пытались убедить народ в исконно русском происхождении рожка. Как мы поняли, это не совсем так, хотя заслуга наших предков в «очеловечивании» инструмента всё-таки присутствует.
Знаете ли вы, что этот аэрофон нередко называют «владимирским»? Это связано с тем, что первый рожковый хоровой концерт был исполнен именно во Владимире. А сейчас такое название носит отдельный подвид, с которым мы сегодня ещё познакомимся.
Что такое пастуший рожок, и из чего его изготавливают?
Рассматриваемый инструмент является ярким представителем национальной культуры. И хотя создан он был не в нашей стране, но и на территории Древней Руси приобрёл популярность.
Итак, что такое рожок? По внешнему виду это трубка конической формы, имеющая расширение на конце, которое называется раструбом. Оно обеспечивает хорошее прохождение звука и яркие интонации. На корпусе аэрофона имеется шесть отверстий. Их поочерёдно или вместе зажимает музыкант, для того чтобы издавать красивую мелодию.
Материалом, из которого изготавливается инструмент, чаще всего является береста, клён или кора можжевельника. Примечательно, что в давние времена умельцы отдавали предпочтение именно можжевельниковым рожкам, считая их более прочными и долговечными. В наше время ситуация почти не изменилась, поэтому товар из берёзы стоит дешевле, чем из другой породы дерева.
Предназначение пастушьего рожка, как на нём играть?
Чтобы хорошо играть на этом народном инструменте и не выглядеть глупо на фоне других пастухов, человеку требовался сильный дыхательный аппарат. Получить ровный звук, а тем более сыграть мелодию, было непросто, так что это занятие требовало месяцев или даже нескольких лет тренировок.
Рожок имеет три основных направления использования. Первое – это его прямое назначение, то есть громкий и ясный звук для сбора скота. Инструмент звучит хорошо, но при этом не грубо, поэтому овцы или козы не боятся, а наоборот, приходят на зов своего хозяина.
Второе направление – обрядовое использование. Музыкальный инструмент рожок служил не только для развлечения народа, но и для проведения национальных праздников. Без песни рожка не проходило, например, празднование Нового года и Рождества. Также без него не обходились во время Масленицы или танцевальных традиций.
И последнее назначение пастушеского инструмента – песенное. Ещё пару веков назад людям не надо было большего, чем выйти в выходной день на улицу и поплясать под песню громогласного рожка. Таланты, умеющие играть на нём, пользовались огромной популярностью.
Чтобы научиться исполнять музыку на пастушеском рожке, советуем вам натренировать лёгкие, которым предстоит огромная работа. Для этого можно позаниматься плаваньем, бегом или дыхательной гимнастикой.
В остальном технология игры на нашем инструменте схожа с флейтой, однако усилий нужно прилагать гораздо меньше. По очереди зажимая отверстия в корпусе, вы получите мелодию, находящуюся в пределах двух октав.
Разновидности пастушьего рожка
Казалось бы, такой незамысловатый аэрофон не должен иметь сложных вариаций. Однако это не совсем так. Загадка рожка состоит в том, что его виды имеют одинаковую «оболочку», но разное предназначение. Давайте же в этом разберёмся.
Первый подвид аэрофонов – это «полубасок». Он применяется для сольного исполнения композиций. Именно этот духовой инструмент использовался нашими предками во время гуляний и концертов. Такой рожок имеет длину до 55-60 см и хороший диапазон звучания, позволяющий музыканту выдавать виртуозные музыкальные фигуры.
И вторая разновидность инструмента – рожки для игры в ансамбле. Интересным фактом является то, что они гармонично сочетаются и с балалайкой, и с фортепиано, и с ударными инструментами. В народе они получили название «визгунок», а более официально именуются «басками». Так их прозвали и за миниатюрные размеры: длина такого рожка не превышает 25-30 см.
И конечно же, нельзя обойти стороной местные виды этого духового инструмента. Помимо уже известных нам владимирских, изобретены костромские, суздальские, новгородские, ярославские и другие. Жители этих регионов привносят что-то новое в инструмент рожок, придавая ему неповторимость и изысканность.
Заключение
Итак, мы познакомились с таким близким каждому из нас музыкальным инструментом как песенный рожок. Сегодня его мелодию нечасто можно услышать со сцен концертных залов, но, тем не менее, вы найдёте сольные или ансамблевые выступления рожка.
А чтобы не забывать о том, насколько трудолюбивы и виртуозны были наши предки, советуем вам купить пастуший рожок в магазине музыкальных инструментов. Там вы можете найти не только простые деревянные виды, но и многочисленные товары с рисунками, придуманными очень давно. Ведь играть на таком аэрофоне не только интересно, но и очень полезно.