На чем играют эскимосы
Что за инструмент варган, и как извлекать из него музыку
Одним из символов культуры Якутии, Чукотки, народов Океании и Азии является варган – музыкальный инструмент, обладающий мистическим и завораживающим звучанием. Игра на нем требует от исполнителя не только знания различных музыкальных приемов, но и умения импровизировать.
Что за музыкальный инструмент варган
Варган (со старославянского переводится как «рот») относится к простым самозвучащим язычковым инструментам. Существует более 1000 его разновидностей, распространенных в России и по всему миру.
Как возник
Первый экземпляр был найден на территории Монголии (на месте расположения древнего кочевого народа хунну). Его возраст ученые датируют III в. до н.э.
У историков имеется несколько версий о происхождении инструмента:
Общие элементы конструкции
Устройство большинства металлических варганов включает в себя неподвижную основу (раму), к/в которой прикреплен либо вырезан язычок.
Устройство включает раму, к которой прикреплен язычок.
При этом конструкция может быть:
Пластинчатые инструменты делают преимущественно из бамбука, тростника или кости, тогда как дуговой варган изготавливают только из металла.
Звучание инструмента
В зависимости от конструкции и вида различают варганы для игры в высоких, средних и низких регистрах. При правильно установленной во рту варганной раме отчетливо слышен бурдон (протяжный основной тон, на который накладывается мелодия либо звуковой шум). Тембр звучания инструмента специфически монотонный, глубокий.
Внешний вид
Классический инструмент представляет собой вытянутую пластину длиной 10–17 см (в зависимости от размера рта и кистей исполнителя) с небольшим расширением на конце. Посередине проходит металлическая или деревянная линия (язычок), оканчивающаяся на другом конце крючком для защипывания.
Инструмент состоит из пластины с линией, оканчивающейся крючком.
Виды варганов и разница между ними
Различие между многочисленными инструментами сводится к разной форме рамы, количеству язычков, виду материала, а также приемам звукоизвлечения. При этом характерная тембровая неповторимость варганов даже при всех их отличиях остается родственной.
Комус
Родиной инструмента является Алтай. Варган был усовершенствован братьями Владимиром и Павлом Боткиными.
Он устроен таким образом:
Алтайский комус – одна из самых популярных среди всех существующих разновидностей инструмента. Варган Владимира Боткина отличается мягким и нежным звуком, тогда как конструкция Павла Боткина обогащает звучание глубокими вибрациями и низкими тонами.
Алтайский комус отличается мягким и нежным звуком.
Хомус
Важнейший традиционный элемент шаманской культуры Якутии, где он получил название «муза Вселенной». Его материал — кованая сталь. Увеличенный по размеру язычок способен обеспечивать длительное звучание с 1 щипка.
К особенностям инструмента относятся:
Среди прославленных хомусов – варганы мастеров Чемчоева, Христофорова, Михайлова, Готовцева.
Генггонг
Старейший индонезийский варган, отличающийся сухим тембром, очень тихим и мягким звуком.
Его конструкция не похожа на стандартный инструмент:
Кубыз
Башкирский щипковый инструмент, который делится на Агас-Кубыз (пластинчатый варган из дерева) и Тимер-Кубыз (металлический). Имеет тихое звучание с резким затуханием. Некоторые модели позволяют играть мелодии (в пределах 1 октавы).
Кубыз — башкирский щипковый инструмент.
Предпочтительный тембровый диапазон – от среднего до очень высокого. Известные производители – Мустафин, Хитров, Гимадиев.
Аман хуур
Монгольский варган применялся не только в сакральной культуре, но и в быту.
Он имеет свои отличительные особенности:
На аман хууре удобно осваивать азы исполнительства на варгане, т.к. у него язычок легкой либо средней жесткости.
Дрымба
Принадлежит к семейству дуговых варганов, пользующихся популярностью в Западной Европе (Румынии, Молдавии, Белоруссии и на Украине).
Инструмент обладает такими свойствами, как:
Дрымба лучше всего подходит для медитативных практик и спокойной, размеренной игры. Известные мастера – Хацкевич, Ванджурак, Дерновой, Пыжов.
Дан мой
Редкий представитель варганов (Вьетнам), которые нужно прикладывать к губам, а не к зубам. Они относятся к самым миниатюрным среди всех пластинчатых губных инструментов.
Существует 3 разных типа вьетнамских дан мой:
Инструмент прост в обращении благодаря легкому язычку, чутко реагирующему на любое прикосновение. Звук варгана тихий, воздушный, с небольшим треском. В среднем регистре звучание плотное, несколько грубоватое. Высота звучания и палитра обертонов зависят от производителя.
Дан мой — редкий представитель варганов.
Также особенностью дан мой является отсутствие требовательности к технике – параметры и качество звука легко задает исполнитель.
Доромб
Инструмент дугообразной формы. Рама удобно ложится в руку, язычок плотной и туговатый.
У доромба есть много отличий от других варганов:
Коме того, доромб нельзя сильно прижимать к губам или прикусывать (портится качество звука). Он лучше всего подходит для экспрессивной манеры игры.
Доромб имеет дугообразную форму.
Новичкам не рекомендуется начинать обучение игре на варгане с этого инструмента. В то же время музыкант, освоив доромб, сможет блестяще играть на любом из существующих варганов. Признанным мастером-изготовителем является Золтан Силади.
Ангкуть
Разновидность бамбуковых варганов, изготавливаемых в Камбодже (племенем мнонгов). Рама инструмента содержит подвижные пластины, благодаря которым можно менять зазор между декой и язычком и добиваться тем самым изменения тембровой окраски.
Само звучание ангкути отличается громкостью (в сравнении с деревянными варганами) и трескучестью. Верхний регистр отчетливо выделяется при игре; в то же время низкие звуки практически не слышны.
Ангкуть отличается громкостью и трескучестью.
Мурчунга
Непальский язычковый инструмент, тембр которого очень мелодичный и приятный для слуха. Большинство варганов позволяют играть мелодии в верхнем регистре (диапазон – не больше квинты).
К особенностям мурчунги относятся:
Эта разновидность варгана может быть одинаково интересна и музыкантам-любителям, и профессионалам.
Мурчунга — непальский язычковый инструмент.
Зубанка
Считается традиционным русским варганом, однако существуют и другие названия (мансийский хомус). Зубанки обладают красивым массивным звучанием в низком регистре, который является основным, и устойчивыми обертонами. Инструмент предназначен для игры в медленном и среднем темпе – исполнить быстрые мелодии на нем крайне сложно.
Некоторые зубанки усовершенствованы современными мастерами (Глазыриным, Макасеевым, Рыбниковым), вследствие чего на них можно по желанию менять высоту звука.
Зубанка — традиционный русский варган.
Как выбирать для себя варган
Для новичков существует несколько соображений, которые помогут им облегчить выбор музыкального инструмента:
Размер
Величина корпуса варгана не всегда говорит о его звуковых особенностях. Некоторые маленькие инструменты (малые зубанки Литвинова, эстонские пармупилли) обладают высокой громкостью даже в верхнем регистре, несмотря на небольшую раму.
Размер варгана не влияет на его звуковые особенности.
Однако в большинстве случаев можно вывести зависимость между размером и особенностями звучания:
Жесткость и длина язычка
Чем жестче язычок, тем сложнее добиться ровного звучания. Профессиональные варганы имеют как минимум среднюю жесткость, т.к. она обеспечивает длительность звучания, его медленное затухание, а также позволяет использовать многочисленные технические приемы.
Длина и ширина язычка тоже влияют на качество звука. Чем длиннее металлическая пластина, тем более низкие ноты удастся извлечь.
Короткие язычки свойственны вьетнамским, индийским и камбоджийским инструментам, сделанным из дерева.
Размер колена и кольца
Эти параметры влияют на доступную скорость игры на инструменте. Варган с большим кольцом и коленом больше подходит для медленных, протяжных мелодий с простым ритмом. На таком инструменте удобно отрабатывать технику игры и точность, поэтому его нередко рекомендуют всем, кто еще не освоил первичные навыки исполнения.
Размеры колена и кольца влияют на скорость игры.
Короткое колено позволяет играть быстрые мелодии, однако к нему нужно привыкнуть, т.к. поначалу во время игры будет сложно не задевать рукой за щеку.
Маленькое кольцо и колено делают звук инструмента выше, пронзительнее.
Материал
Материал, из которого сделан варган, влияет на ощущения при игре (в особенности – вибрации «на зубах»), тембр звучания, регистровые особенности и исполнительские возможности.
Различие между инструментами можно проиллюстрировать в виде списка:
Самый важный пункт музыкального инструмента, который каждый определяет в соответствии со своим вкусом. Во многом звучание варгана, громкость и величина диапазона зависят от артикуляционных навыков человека.
Звучание варгана зависит от артикуляционных навыков.
Высокий регистр варгана хорошо подходит для исполнения мелодий. Отчетливо слышны ноты, которые обладают певучестью и яркостью. В свою очередь низкий регистр предрасполагает к медитативным практикам и созданию нужной звуковой атмосферы или фона.
При игре в среднем регистре удобно очерчивать ритмический рисунок мелодии и задавать темп. При этом сам регистр считается универсальным (классическим) для варгана.
Тоновый диапазон
Под диапазоном понимают пограничные, крайние тона (самый высокий и самый низкий, которые может воспроизвести варган). Его величина зависит от конструкции инструмента, качества рамы и геометрии дек.
Чем шире диапазон, тем больше возможностей у исполнителя продемонстрировать свое мастерство (к таковым инструментам, помимо доромба, относятся многие алтайские комусы и немецкий маультроммель).
Как играть на варгане
Чтобы научиться извлекать хоть какие-нибудь звуки, достаточно потратить 5 минут. Необходимо плотно прижать к зубам или губам основу инструмента, оставляя между ними щель для язычка, далее – щипком резко оттянуть язычок от себя. Резонатором является вся ротовая полость.
Расположение во время игры
Брать инструмент следует так, чтобы не касаться пальцами язычка.
Варган берут так, чтобы не касаться пальцами язычка.
Существует несколько вариантов расположения пальцев:
Независимо от расположения необходимо следить за тем, чтобы язычок оставался свободным.
Базовые приемы
Перед извлечением звука варган нужно прижать (не прикусить и не зажать) к зубам, следя за тем, чтобы оставалась щель, делающая возможными колебания язычка. Губы должны быть расслаблены. После этого нужно привести в движение язычок при помощи щипка или легкого удара.
В процессе игры на варгане важно обращать внимание на расслабленность кисти, которая делает щипок. При зажатой руке сложно контролировать темп удара, ритм и силу.
Существует несколько базовых способов звукоизвлечения:
Для медленного темпа удобнее извлекать звучание большим пальцем, разгибая руку в локте в процессе щипка.
Дыхательная техника
Новичкам первое время рекомендуется дышать привычным образом, чтобы освоить начальный этап игры. Профессиональные исполнители учатся регулировать вдох и выдох во время игры. Для этого подходит нижнее диафрагмальное дыхание (открытое или закрытое горло в зависимости от того, какого звукового эффекта нужно достичь).
Звучание варгана можно удлинить при медленном вдохе (выдох влияет в меньшей степени).
Управление звуком
Менять тембр, усиливать или добавлять новые призвуки можно при помощи движений губ, вибрацией языка и посредством горлового пения. При произнесении гласных «О», «У», «А», «Э», «Ы» менять регистровую окраску и получать дополнительные обертона.
Не менее важно положение языка – при произнесении согласных тембр становится резче и отчетливее.
При удержании мышц глотки в напряжении (т.н. закрытый второй рот) звучание становится насыщенным и объемным.
ВАРГАНЫ, КАНТЕЛЕ, ЛАНГАЛЕЙКИ. КАК ЗВУЧИТ МУЗЫКА СЕВЕРА
Музыкальные инструменты северных народов разнообразны и имеют интересную историю. Например, шаманский бубен использовались в заклинаниях для общения с духами. Его следовало изготовить в ходе ритуала и невозможно было получить просто так. На инструменте, похожем на журавля, играли лишь ханты и манси. Финские щипковые имеют европейское происхождение и используются в академической музыке. А есть еще норвежских инструмент лангелейк, исполнителей на нем можно сосчитать на пальцах одной руки.
Поэтому в этом материале мы поведаем, на чем играют люди на северных землях нашей планеты и как их музыкальная культура распространилась по всему миру.
ВАРГАН
Варган — язычковый музыкальный инструмент, различные вариации которого можно встретить у многих народностей. Знали о варгане и в Киевской Руси. Археологически находки его остатков датируются XI-XII ст. Ученые считают, у гуцулов он появился благодаря племени Белых хорватов. Но называют его иначе — дрымба. Кстати, это наименование также имеет сербские и хорватские корни, где варган называют дромбуле.
В США с варганом приключилась нелепая история. У американцев он известен как еврейская лира (jew harp), хотя этот инструмент к евреям не имеет никакого отношения. Музыковеды же считают, что причиной странного названия является ошибка в словаре ХIX столетия. И, скорее всего, имелась в виду «челюстная лира» (jaws harp).
Интересен факт, что первое упоминание о варгане можно отыскать на римских фресках, а пять бронзовых варганов, найденных во Франции, относят к гало-римскому периоду.
Пластинчатые варганы используются у северных народов: эвенков, эвенов, манси, кетов, селькупов, якутов, чукчей, ительменов, айнов, нивхов и других. Однако его не встретишь у эскимосов, юкагиров, нганасанов, энцов и ненцов.
Шаманы северных народностей играли на варгане для вхождения в транс, чтобы иметь возможность общаться с духами. В ритуальных практиках он является родственником бубна.
Варган активно использовался в европейской академической музыке в конце XVIII — начале XIX века. Австрийский композитор Иоганн Альбрехтсбергер в 1765 году написал семь концертов для варгана. В Украине же существовали в конце ХIХ столетия существовали варганные ансамбли.Много кто из современных музыкантов использует варган в своих произведениях. Если же желаете максимально прочувствовать инструмент, то советуем питерский дуэт ksandr and I.M.M.U.R.E. из Шумов России.
БУБЕН
Наверное, самым популярным инструментов у шаманов северных народностей является бубен. Все они изготавливают его по схожим принципам, хоть и существуют отличия по наносимым изображениям. Однако у хантов разрисовывать бубен не принято, да и отличительно шаманского костюма они не имеют.
Бубен является довольно простым инструментом для изготовления. Необходимо сделать обод из прочной древесины, которую легко можно отыскать в лесах, а поверх него натянуть шкуру животного, которая тоже в избытке впоследствии охоты. Бубен легок в использовании, но самое главное — с ним можно продолжительно плясать из-за небольшого веса.
Шаманы искали для изготовления бубна специальное дерево, называемое Древом Жизни (условно). Они задобряли его. Например, смазывали кору кровью, украшали, общались с ним и заколдовывали. Тем самым наполняли его божественной сущностью.
В нужное время дерево рубили и делали заготовку. Неделю её вымачивали в воде, чтобы древесина стала более гибкой, параллельно её следовало изгибать и «обжаривать» над костром. Когда удавалось заполучить форму кольца, то края начинали сшивать с помощью кожи. Иногда для фиксации использовали раскаленный кусок металла.
Если зверюшку убивали не на охоте, то зачастую делали своего рода «отпевание». Будущий владелец бубна должен был не есть мяса на протяжении 3 дней до момента снятия шкуры.
В целом бубны бывают самого разного размера: от 30 до 80 сантиметров и больше. Чем больше диаметр, тем будет глубиннее бас и сила звучания. Мембрану украшали рисунками, вышивкой и различными ритуальными амулетами. Изображали в основном зверей и события из жизни племени, например, охоту. Бывало, что расписывали его недугами. Потом на бубен клали специальный предмет, который при игре должен был указать на болезнь.
Что интересно, в кельтских летописях редко можно встретить упоминание бубна, ведь его считали «народным» инструментом, более часто вспоминали «аристократическую» арфу. Скорее всего бубном для кельтов служил ирландский односторонний барабан боран. Его использовали на праздниках и народных гуляниях.
В Лапландии большинство шаманских барабанов уничтожила церковью в XVII столетии. Со временем христианство повлияло и на визуальное убранство бубна. Если на первых порах изображали распространенные родные места и сюжеты быта, то далее стали появляться ангелы, демоны, рай и ад.
Самое древнее изображение шамана с бубном нашли на территории Хакассии. Оно выгравировано на скальных плоскостях вдоль северного берега озера Тус-кöл и датируется II веком.
КАНТЕЛЕ
Кантеле — это финский и карельский щипковый струнный инструмент, который схож по строению и звучанию с гуслями.
Зачастую этот инструмент изготавливают из березы или ольхи. Струны вначале делали из конского волоса или животных жил, но нынче они металлические. Первые кантели имели 5 струн, но спустя годы их количество увеличилось до 10, 12, 16 и даже 39 струн. Финские «гусли» были диатоническими, но их в 1830-1840-ых годах преобразовал фольклорист Элиас Лённрот. Он изготовил хроматический кантеле, который используется в академической музыке.
Название «кантеле» образовалось благодаря сборнику народных финских песен (рун) «Кантелетар», составленному Элиасом Лённротом. Под соло на кантелях зачастую поют руны из древнего эпоса «Калевала». Его появлению мы также обязаны Лённроту. Эти литературные работы являются важными источниками для представления о дохристианских верованиях финских народностей.
Одной из разновидностей кантелей является йоухикко. На ней играют с помощью смычка, держа инструмент на внутренней стороне бедра. Кантеле же держат на коленях в горизонтальном положении, защипывая струны пальцами обеих рук.
На кантеле играет финский эмбиент-коллектив музыкантов А. Толонена и Т. Сакселя под названием Nest.
Другой же проект Толонена — Syven — более холодный, мрачный и хтоничный. Совсем по-разному звучит кантеле в руках одного и того же музыканта.
ЛАНГЕЛЕЙК
Этот щипковый народный инструмент появился в Норвегии. Имеет он прямоугольную форму и длинный резонатор. Лангелейк обладает одной мелодической струнной, другие же являются резонансными. Их число может варьироваться: от 4 до 8.
Инструмент имеет ограниченные выразительные возможности. Лады расположены так, что на них возможно играть только мажорную гамму до. Хроматические гаммы играть на нем не получится.
Первые лангелейки не имели нижней деки, но после её стали делать углубленной. Это позволяет увеличить громкость и полноту звука.
Упоминания о ленгелейке можно встретить в манускриптах 1622 года, в которых он называется лангспилль (долгоиграющий). Однако в Вардальсосене был найден ленгелейк, датируемый 1524 годом. Этот инструмент родом из Средневековой Европы, обретший популярность во всех регионах Норвегии. Однако «исконная» школа игры на нем до сих пор существует лишь в Вальдресе.
Популярные исполнители не слишком часто прибегают к использованию ленгелейка в своих произведениях. Наиболее знаменитыми являются исполнительница Элизабет Квэрне и блюз-гитарист Кнут Рейерсруд.
ТОР-ЮХ (ЖУРАВЛЬ)
Этот инструмент народов Югры получил свое прозвище благодаря треугольному корпусу, передняя часть которого загибается вверх и напоминают шею журавля. Между нижней и боковой частью инструмента натягиваются струны разной длины и настройки. Раннее к дуге привязывали петлю. В неё продевался большой палец, создающий вибрацию во время боя по струнам.
Впервые о нем рассказал этнограф Ууно Таави Сирелиус, привезший инструмент после экспедиции к хантам и манси.
Чаще всего на изогнутой части «северной» арфы вырезали изображение головы птицы или коня (встречается крайне редко). Последнее указывает на связи угров с кочевыми народами Азии.
Существует теория, свидетельствующая о том, что арфа была изобретена благодаря вибрирующему звуку отпущенной тетивы лука. В целом при стрельбе из лука и игре на тор-юх можно услышать схожие звуки.
Тор-юх также называют «тарыг сыплув ийв», «тарыгсып йив», «тороп-юх», но везде при переводе присутствует слово «журавль».
Арфу изготавливают зачастую из ели. Дерево выдерживают после сушки, чтобы капилляры засмолились и не пропускали влагу. Колки делались из дерева, а струны — из жил. Сейчас же пользуются гитарными колками и металлическими струнами. Для игры инструмент кладут на колени, а под аккомпанемент исполняют песни об историческом прошлом народа.
Что интересно, тор-юх не встретишь нигде, кроме как у хантов и манси.
Также стоило упомянуть смычковые инструменты этих народностей: кугель-юх и нерыпь. На них играют с помощью смычков в форме лука. При этом музыканты исполняют произведения сидя, размещая инструмент на правом или левом колене перед собой.
Кугель-юх имеет продолговатый овальный корпус с выемкой и 2-3 струнами. Корпус нерыпья — грушевидной формы, выдалбливают его из цельного куска дерева, и поверх натягивают одну струну, которая по звучанию похожа на высокий человеческий голос. Что интересно, на нерыпьи играют женщины, но есть и мужская разновидность инструмента — нин-юх. Она меньшего размера и по звучанию напоминает скрипку.
Это камерные инструменты. На них играют зачастую во время церемоний, праздников и других торжеств.