На чем играют евреи

Музыка для евреев – нечто большее, чем искусство.

На чем играют евреи. Смотреть фото На чем играют евреи. Смотреть картинку На чем играют евреи. Картинка про На чем играют евреи. Фото На чем играют евреи

Давид Ойстрах, Хагай Шахам, Соломон Росси, Яша Хейфец, Йозеф Йоахим, Пинхас Цукерман, Джошуа Белла, Фердинанд Давид, Генрих Венявский, Владимир Спиваков, Максим Венгеров и многие, многие другие. Их имена гремели в разные эпохи, и каждая нота, сыгранная гениями, прочно укрепляла в сознании людей мысль: евреи — гениальные скрипачи, это их музыка, их инструмент. Почему так случилось? Есть много версий…

Клезмеры

Несколько веков назад, кто такие клезмеры, знали очень хорошо во многих странах Европы, где компактно селились евреи. Кли-земер на иврите означало «музыкальный инструмент», а на идише — просто музыкант.


В старину евреи не ходили в музыкальные школы. И консерваторий тогда не было. Но зато клезмеры передавали и свой инструмент, и свой талант детям — учили их музыкальному мастерству сами. Так рождались целые капеллы уличных еврейских скрипачей. Их обожали приглашать на свадьбы и похороны, потому что если евреи играют — эмоции бьют через край. И если звучит грустная мелодия — все рыдают, ну а уж когда звучит веселая — невозможно усидеть на месте.


Капеллы клезмеров были далеко не во всех местечках, потому им приходилось кочевать, перенося из города в город, из страны в страну не только свои скрипки, но и свою музыкальную культуру. Причем, играя в той или иной местности, музыканты впитывали и местные музыкальные традиции. Поэтому нередко в еврейской музыке звучат и музыкальные напевы многих других народов, а сама еврейская музыка воспринимается разными людьми как своя. Вот так клезмеры год за годом, столетье за столетием кочевали и играли. А какой инструмент легче всего носить с собой? Ну конечно же, скрипку. Безусловно, есть и другие компактные инструменты, но далеко не каждый сможет передать настолько сильно эмоции и накал страстей, присущие еврейской душе и еврейской музыке. Сколько боли, сколько страдания пережил еврейский народ. Разве может кто-нибудь, кроме скрипки, так плакать вместе с ним.

Знаменитое «Плачь, скрипка, рыдай!» — это о ней, о скрипке в руках еврея. Наверное именно оттуда, со стародавних времен, и сложилось стойкое представление, что скрипка и еврей — это одно целое. Но есть и другое объяснение, научное.

Научная версия

Точное происхождение скрипки до сих пор не установлено. Есть несколько научных исследований, в которых утверждается, что авторство скрипки принадлежит не итальянцам, а именно евреям. Предвестник скрипки — виола — появилась в Испании. Первое ее упоминание относится к 15 веку. В 16 веке она распространилась по Европе, и к этому же периоду относится и появление скрипки. Чаще всего ее изобретение приписывают итальянским мастерам. Однако есть основания полагать, что эти итальянцы — не кто иной, как сбежавшие из Испании евреи. Эту версию в своей работе доказывает ученый-музыковед из Белфаста Роджер Прайор (Roger Pryor).

Он отлистал историю назад, до Шекспировского периода, заинтересовавшись образом Смуглой дамы, встречающейся в нескольких сонетах Шекспира. Исследователь обратил внимание на схожесть приемов при описании Смуглой дамы и еврея Шейлока из «Венецианского купца». Считается, что прообразом литературной героини стала еврейка Эмилия Бассано. Но ведь именно Бассано служили в королевском оркестре Генриха VIII. Связав эти факты, Прайон предположил, что королевские музыканты-скрипачи были евреями.

Вообще, история этого оркестра очень примечательна.

Чтобы угодить императору Испании Карлу, в Англии бросили в Тауэр восьмерых морранов (так называли евреев, насильно обращенных в христианство). Якобы эти морраны бежали из Португалии, скрываясь от религиозного преследования, и укрывшись в Англии тайно совершали еврейские обряды. Но совершенно неожиданно такая попытка услужить обернулась для Англии боком. За талантливых узников заступила сестра Карла. И их не просто отпустили, а пригласили в королевский оркестр. Правда, двоих узников к тому времени не стало, но сохранились их завещания, подписанные «сокамерниками». В них стоят еврейские фамилии. Исследователь Прайор считает это косвенным доказательством того, что именно испанские и португальские евреи, бежавшие в Европу, и стали распространителями скрипки. Кроме того, он анализирует фамилии известных итальянских скрипичных мастеров и доказывает, что, как минимум, одна из них — Амати — принадлежит еврейскому роду. Однако это только версия. Например, музыковед Александр Кнапп ее опровергает. Но как бы там ни было, неоспоримо одно: евреи считают скрипку своим национальным инструментом. И именно евреи считаются лучшими скрипачами в мире.

Версия прагматическая

Есть и еще одна версия, объясняющая причину пристрастия евреев именно к скрипке. Она прагматическая. Дело в том, что евреям всегда было трудно найти свое место под солнцем из-за предубеждений и частого антисемитизма в обществе. Если ты небогат, то у тебя часто было только два пути: либо пойти в обувщики, либо, если Бог одарил талантом — в музыканты. В любом оркестре скрипачей всегда было больше всего, а значит, найти работу было проще именно по этой музыкальной специальности. Вот еврейские мамы и отдавали детей «в музыку», в надежде, что мальчик вырастет, станет надеждой и опорой семьи и прославится. Так и получалось, что скрипка, а чуть позже еще и шахматы становились чуть ли не единственным способом для бедных евреев выбиться в люди и сделать карьеру.

Страсть и сила еврейской музыки

Очень может быть, что каждая из версий правильная, поскольку все они не исключают, а дополняют друг друга. По большому счету, не так уж это и важно, почему евреи выбрали именно скрипку. Важно, как они используют свой выбор. А они буквально обожествляют как саму скрипку, так и тех, кто одарен талантом заставлять ее звучать.

«Не хочу, чтобы меня сочли шовинистом, но ведь это факт: большинство величайших скрипачей были евреями. Я чувствую себя следующим звеном и ощущаю на своих плечах груз поколений»,

заявил скрипач с мировым именем Вадим Глузман.

Многие уже многи столетия спорят, в чем секрет популярности еврейской скрипичной музыки? Почему она так близка для людей, исповедующих абсолютно разную культуру.

Думается, что секрет — в искренности.


Источник

На чем играют евреи

Музыкальные инструменты сопровождают человечество с давних пор. Естественно, у каждого народа есть свои популярные музыкальные инструменты. Представители еврейского народа пользуются различными инструментами с библейских времен.

Их используют, чтобы звучание песни было особенным и приятным человеческому слуху. Следует отметить, что наши предки обратили внимание на то, как музыка влияет на психологическое состояние человека, и использовали это ее свойство.

Уже в те времена начали складываться представления о воздействии и восприятии звуков в зависимости от их высоты, от строения мелодии. В частности, и в Талмуде упоминается об усыпляющем действии на больного монотонной музыки.

В те далекие времена еврейские пастухи пели и играли на дудочках, и хотя сегодня трудно судить, что и как они пели и играли, но в Торе сказано, что музыка и танцы сопутствовали еврейскому народу в радости и печали.

В субботу и Йом-Тов, открывая дверцы арон а-кодеш, хазан распевает песнь Божественной славы «זמרות אנעים », начиная со следующих слов: «Я исполню сладкозвучные напевы и, как ткань из нитей, сотку слова для гимнов, ибо к Тебе взывает моя душа».

Одним из древних еврейских музыкальных инструментов является шофар, без него невозможно представить празднование Рош ха-Шана – еврейского Нового года. Божественные звуки шофара вот уже на протяжении нескольких тысячелетий сопровождают евреев, где бы они ни жили.

В псалмах перечислены несколько музыкальных инструментов, их регулярно упоминает царь Давид. Одним из его любимых инструментов была арфа. Она же стала символом города Иерусалима – в центре столицы Израиля возведен огромный мост в виде арфы как дань памяти царя.
В прошлом музыкальные инструменты у еврейского народа подразделялись на три класса (духовые, струнные и ударные):
– струнные инструменты: киннор (род треугольной арфы), небель (род лиры), цитра (киннор), цимбалы (псалтирюн, тимпанон);
– духовые инструменты: шофар (изогнутая труба из натурального рога), свирель и флейта (халиль); на этих инструментах играли в основном во времена радости, а рог использовали для сигналов и для возвещения о юбилее или о приближении опасности к городу;
– ударные инструменты: тамбурин и тимпан (род литавр). Упоминается еще инструмент, называемый по-еврейски «шаиишим», предназначенный для женщин и представлявший собой металлический треугольник. Играли также на обычных барабанах и бубнах (слово «бубен» в переводе с иврита означает «тоф Мирьям» – имя сестры Моисея).

До наших дней дошли лишь простые по конструкции и наиболее прочные инструменты: цимбалы, колокольчики и трещотки, изготовленные из металла, керамики или кости.

Царь Давид и его сын Соломон заложили структуру еврейского царства и отвели музыке почетное место в его культуре. Согласно Торе, в царствование Давида музыка была введена и в храмовый ритуал.

А во времена Второго Храма у евреев сформировались три разновидности музыки – храмовая, дворцовая и народная, сопровождавшая труд и отдых. Соответственно, музыканты имели свой личный «социальный статус» и подразделялись на три вида: так, в народном быту люди играли на духовых тростниковых инструментах, жрецы – на шофарах и трубах, а храмовые музыканты – на лирах.

В псалме 150 «Аллилуйя – הללויה» перечислены восемь музыкальных инструментов: «Восхвалите Бога, трубя в шофар, восхвалите Его, играя на лире и на арфе, восхвалите его под звуки бубна и с плясками. Восхвалите Его, играя на органе и на флейте! Восхвалите Его под звон цинбал, восхвалите Его под звуки труб! Всякая душа да восхвалит Бога!»

В эпоху сионизма еврейские композиторы занялись созданием национальной музыки, связанной с возрождением народа на своей древней земле. Они вслушиваются в голоса Земли Израиля, изучают музыкальную культуру разных еврейских этнических общин и ближневосточных народов.

В фольклоре горско-еврейского народа можно выделить несколько музыкальных инструментов – их в прошлом использовали ашуги и музыканты, которые играли на свадьбах, торжествах и еврейских праздниках.

В книге «История и культура горских евреев Кавказа» Л.А. Микдаш-Шамаиловой на странице 98 я нашла информацию о национальном музыкальном инструментарии, общераспространенном на Кавказе: тар, кеманча (комонча), гармоника (арган), баян, аккордеон, кларнет, барабан (говол), бубен (теп), дудук и зурна.

На Кавказе издавна славилось и высоко ценилось искусство свадебных музыкантов. Трио инструментального ансамбля могло состоять из музыкантов, владеющих следующими инструментами: тар, кеманча и говол – или кларнет, гармонь и нагара.

В свой репертуар они могли включать и музыку разных народов, что способствовало распространению лучших образцов многонационального фольклора.

Источник

Музыка и музыкальные инструменты у евреев

У евреев, как и вообще у египтян, ассириян, греков, римлян и у других древних народов, музыка как вокальная, так и инструментальная была очень распространена, но на какой степени стояло у них музыкальное искусство, мы ничего не можем сказать положительного; впрочем, судя по тому, в каком виде мы встречаем оную теперь в странах современного Востока, не думаем, чтобы она была особенно нежна и гармонична.

Древняя музыка, естественно, очень тесно связывалась с поэзией и пением, и мы видим уже в один из древнейших периодов тесную связь между музыкой и песней. Зачем ты убежал тайно и укрылся от меня, и не сказал мне? – говорил Лаван Иакову. Я отпустил бы тебя с весельем и песнями, с тимпаном и гуслями ( Быт. XXXI, 27 ).

Еврейские музыкальные инструменты можно разделить на три класса: струнные, духовые и, наконец, ударные или сотрясательные инструменты.

Из струнных инструментов замечательны: арфа, цитра (кинноргусли, инструмент десятиструнный) и псалтирь. Десятиструнный инструмент походил на новейшую гитару, и на нем играли пальцами.

Духовые инструменты были следующие: орган, или свирель, род камышовой трубки, флейта, на которой играли обыкновенно во времена радости, – серебряные трубы, которые велел сделать Моисей по повелению Божию для употребления священниками в известных случаях; и, наконец, рог для сигналов и для возвещения о юбилее или о приближении опасности к городу. Духовых инструментов в Свящ. Писании упоминается десять видов.

Ударные инструменты были следующие: тамбурин, или тимпан, – это было не что иное, как кусок кожи, туго натянутый на металлический или на деревянный круг, и кимвалы, или кастаньеты, состоящие из двух небольших металлических тарелочек, которыми женщины во время танцев ударяли одна о другую.

Упоминается еще инструмент, называемый по-еврейски шаиишим, употребляемый женщинами ( I Цар. XVIII, 6 ), как думают, имевший форму треугольника, как видно из самого наименования оного. Все эти музыкальные инструменты описаны в различных статьях под соответствующими названиями.

Источник: Библейская энциклопедия / Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0

Источник

На чем играют евреи. Смотреть фото На чем играют евреи. Смотреть картинку На чем играют евреи. Картинка про На чем играют евреи. Фото На чем играют евреи

Давид Ойстрах, Хагай Шахам, Соломон Росси, Яша Хейфец, Йозеф Йоахим, Пинхас Цукерман, Джошуа Белла, Фердинанд Давид, Генрих Венявский, Владимир Спиваков, Максим Венгеров и многие, многие другие. Их имена гремели в разные эпохи, и каждая нота, сыгранная гениями, прочно укрепляла в сознании людей мысль: евреи — гениальные скрипачи, это их музыка, их инструмент. Почему так случилось? Есть много версий…

Клезмеры

Несколько веков назад, кто такие клезмеры, знали очень хорошо во многих странах Европы, где компактно селились евреи. Кли-земер на иврите означало «музыкальный инструмент», а на идише — просто музыкант. Так в древности называли уличных еврейских музыкантов, которые играли исключительно на скрипках и кларнетах. У евреев не было своей страны, они были просто разбросаны по многим-многим странам. Музыка помогала им адаптироваться в чужих краях, завоевывать симпатии соседей и главное — переживать трудности. Ведь с песней легче шагать по жизни. Клезмеры играли всегда. Единственный день, когда они делали паузу, была суббота. Ведь игра на скрипке — тоже работа, а по субботам работать нельзя. Но и в такие дни клезмеры не бросали музыку — они пели!

В старину евреи не ходили в музыкальные школы. И консерваторий тогда не было. Но зато клезмеры передавали и свой инструмент, и свой талант детям — учили их музыкальному мастерству сами. Так рождались целые капеллы уличных еврейских скрипачей. Их обожали приглашать на свадьбы и похороны, потому что если евреи играют — эмоции бьют через край. И если звучит грустная мелодия — все рыдают, ну а уж когда звучит веселая — невозможно усидеть на месте.

Капеллы клезмеров были далеко не во всех местечках, потому им приходилось кочевать, перенося из города в город, из страны в страну не только свои скрипки, но и свою музыкальную культуру. Причем, играя в той или иной местности, музыканты впитывали и местные музыкальные традиции. Поэтому нередко в еврейской музыке звучат и музыкальные напевы многих других народов, а сама еврейская музыка воспринимается разными людьми как своя. Вот так клезмеры год за годом, столетье за столетием кочевали и играли. А какой инструмент легче всего носить с собой? Ну конечно же, скрипку. Безусловно, есть и другие компактные инструменты, но далеко не каждый сможет передать настолько сильно эмоции и накал страстей, присущие еврейской душе и еврейской музыке. Сколько боли, сколько страдания пережил еврейский народ. Разве может кто-нибудь, кроме скрипки, так плакать вместе с ним!

Знаменитое «Плачь, скрипка, рыдай!» — это о ней, о скрипке в руках еврея. Наверное именно оттуда, со стародавних времен, и сложилось стойкое представление, что скрипка и еврей — это одно целое. Но есть и другое объяснение, научное.

Научная версия

Точное происхождение скрипки до сих пор не установлено. Есть несколько научных исследований, в которых утверждается, что авторство скрипки принадлежит не итальянцам, а именно евреям. Предвестник скрипки — виола — появилась в Испании. Первое ее упоминание относится к 15 веку. В 16 веке она распространилась по Европе, и к этому же периоду относится и появление скрипки. Чаще всего ее изобретение приписывают итальянским мастерам. Однако есть основания полагать, что эти итальянцы — не кто иной, как сбежавшие из Испании евреи. Эту версию в своей работе доказывает ученый-музыковед из Белфаста Роджер Прайор.

Он отлистал историю назад, до Шекспировского периода, заинтересовавшись образом Смуглой дамы, встречающейся в нескольких сонетах Шекспира. Исследователь обратил внимание на схожесть приемов при описании Смуглой дамы и еврея Шейлока из «Венецианского купца». Считается, что прообразом литературной героини стала еврейка Эмилия Бассано. Но ведь именно Бассано служили в королевском оркестре Генриха VIII. Связав эти факты, Прайон предположил, что королевские музыканты-скрипачи были евреями.

Вообще, история этого оркестра очень примечательна.

Чтобы угодить императору Испании Карлу, в Англии бросили в Тауэр восьмерых морранов (так называли евреев, насильно обращенных в христианство). Якобы эти морраны бежали из Португалии, скрываясь от религиозного преследования, и укрывшись в Англии тайно совершали еврейские обряды. Но совершенно неожиданно такая попытка услужить обернулась для Англии боком. За талантливых узников заступила сестра Карла. И их не просто отпустили, а пригласили в королевский оркестр. Правда, двоих узников к тому времени не стало, но сохранились их завещания, подписанные «сокамерниками». В них стоят еврейские фамилии. Исследователь Прайор считает это косвенным доказательством того, что именно испанские и португальские евреи, бежавшие в Европу, и стали распространителями скрипки. Кроме того, он анализирует фамилии известных итальянских скрипичных мастеров и доказывает, что, как минимум, одна из них — Амати — принадлежит еврейскому роду. Однако это только версия. Например, музыковед Александр Кнапп ее опровергает. Но как бы там ни было, неоспоримо одно: евреи считают скрипку своим национальным инструментом. И именно евреи считаются лучшими скрипачами в мире.

Версия прагматическая

Есть и еще одна версия, объясняющая причину пристрастия евреев именно к скрипке. Она прагматическая. Дело в том, что евреям всегда было трудно найти свое место под солнцем из-за предубеждений и частого антисемитизма в обществе. Если ты небогат, то у тебя часто было только два пути: либо пойти в обувщики, либо, если Бог одарил талантом — в музыканты. В любом оркестре скрипачей всегда было больше всего, а значит, найти работу было проще именно по этой музыкальной специальности. Вот еврейские мамы и отдавали детей «в музыку», в надежде, что мальчик вырастет, станет надеждой и опорой семьи и прославится. Так и получалось, что скрипка, а чуть позже еще и шахматы становились чуть ли не единственным способом для бедных евреев выбиться в люди и сделать карьеру.

Страсть и сила еврейской музыки

Очень может быть, что каждая из версий правильная, поскольку все они не исключают, а дополняют друг друга. По большому счету, не так уж это и важно, почему евреи выбрали именно скрипку. Важно, как они используют свой выбор. А они буквально обожествляют как саму скрипку, так и тех, кто одарен талантом заставлять ее звучать. «Не хочу, чтобы меня сочли шовинистом, но ведь это факт: большинство величайших скрипачей были евреями. Я чувствую себя следующим звеном и ощущаю на своих плечах груз поколений», — заявил скрипач с мировым именем Вадим Глузман. Многие спорят, в чем секрет популярности еврейской скрипичной музыки? Почему она так близка для людей, исповедующих абсолютно разную культуру.

Думается, что секрет — в искренности. Вспомните знаменитый «Гамбринус» Куприна? В Одессе до сих пор ходят в восстановленный «Гамбринус», чтобы послушать именно Йосю — «ах, как плачет его скрипка», говорят одесситы. А еще: «Как, вы до сих пор не слышали нашего Йосю? О, так вы не слышали Одессу!» Страсть и сила — вот что делает еврейскую музыку не похожей ни на какую другую и притягивает к себе сердца людей, считает знаменитый израильский скрипач Хагай Шахам. Есть такой очень популярный в Америке мюзикл, «Скрипач на крыше» он называется. Поставлен он был поставлен по повести Шолом-Алейхема. В постановке один из главных героев рассуждает на тему, почему скрипач играет именно на крыше. «Скрипач на крыше – звучит безумно, не так ли? Но здесь, в деревне Анатовка, каждый из нас немного скрипач на крыше, пытающийся извлечь приятную, простую мелодию и не сломать при этом шею», — говорит Тевье-молочник.

Образно говоря, «не сломать себе шею» евреям помогает только одно — их традиции. Скрипка — одна из них!

Источник

Музыкальные инструменты в древнем Израиле

01.07.2001
Редактировать статью

Музыкальным символом евреев-ашкенази, как известно, считается скрипка. Вспомните, хотя бы, как называется самый известный мюзикл на еврейскую тему? Правильно — «Скрипач на крыше». А вот в далекой древности, во времена Иерусалимского Храма, наши предки не знали скрипки. Но у них, разумеется, была своя богатая музыкальная культура. На каких же инструментах играли в те далекие времена?

В Танахе приводится немало случаев, когда евреи отмечали то или иное событие музыкой и танцами. В Псалме 81 говорится: «Пойте Всесильному оплоту нашему; трубите Всесильному [Б-гу] Яакова. Возвысьте пение, дайте тимпан, сладкозвучную арфу с лирой. Трубите в новолуние в рог, в назначенное время праздника нашего». Музыкой выражали и скорбь. Например, в Псалме 137 времени Вавилонского пленения сказано следующее: «У рек Вавилона, так сидели мы и плакали, вспоминая Сион. На ивах, посреди него, повесили мы наши арфы. Ибо там пленившие нас требовали от нас песнопений, а издевавшиеся над нами — веселья: «Спойте нам из песен Сиона!» Как нам петь песнь Б-га на земле чужой?»

Во времена героев Танаха трубные звуки традиционного шофара — рога барана или антилопы — собирали воинов на битву. Считается, что крепостные стены Иерихона рухнули от мощного звучания шофара. В описании Второго Храма, построенного вслед за возвращением евреев из вавилонского плена, содержатся ссылки на оркестр, состоявший из труб, лир и бубнов; сказано также, что парадную одежду первосвященника украшали золотые колокольчики: «Золотой колокольчик и гарант пусть будут по всему подолу мантии, и будет она на Аhaроне во время служения, и слышен будет звук, издаваемый ею, когда будет он входить в Святилище, чтобы предстать перед Б-гом». (Исход, 28:34-35).

Как же выглядели эти музыкальные инструменты, как их держали и как на них играли? К сожалению, наши знания на этот счет очень неполны. Кое-какие отрывочные сведения можно почерпнуть из библейских источников и прочей литературы того времени, но самую ценную информацию, безусловно, содержат сами предметы, найденные при археологических раскопках в Израиле и на территории соседних стран, с которыми в древние времена поддерживались тесные торговые и политические связи.

Почва Эрец-Исраэль совершенно непригодна для сохранения органических материалов, таких как внутренности животных, кожа, дерево, поэтому до наших дней дошли лишь простые по конструкции и наиболее прочные инструменты: цимбалы, колокольчики и трещотки, изготовленные из металла, керамики или кости. Одна из самых интересных находок, продольная флейта I века н. э. (здесь и далее приводятся даты, принятые в академической науке — ред.), была обнаружена в 1975 году при раскопках города Давида в Иерусалиме. Исследователей и музыковедов особенно заинтересовал тот факт, что материалом для этого инструмента послужила передняя нога коровы. Некоторым вспомнилась талмудическая фраза о рогатом звере, который имел «только один голос при жизни, но после смерти получал семь голосов. два рога становились трубами, кости двух ног — флейтами; из шкуры делали барабан, толстая кишка превращалась в струны для арф, а тонкие кишки использовались для цитры (инструмент наподобие гитары)».

Несмотря на такой ограниченный выбор, открытие свитков Мертвого моря и других «портящихся» предметов позволяет надеяться, что в обозримом будущем израильским археологам повезет так же, как их англо-американским коллегам во главе с сэром Леонардом Вулли, которые в 1927 году проводили раскопки в северной Месопотамии. Исследуя царские захоронения в районе древнейшего города Ур, они обнаружили несколько почти безупречно сохранившихся музыкальных лир, относящихся к раннему династическому периоду (XXIX-XXIV вв. до н.э.). На них остались даже декоративные элементы: бычьи головы из ляпис-лазурита и золота. Сейчас эти инструменты находятся в Британском музее.

За неимением лучшего ученым пришлось опираться на художественные изображения музыкантов и их инструментов в виде статуэток или декоративного оформления сотен археологических находок: масляных ламп, ваз, мозаики, фресок, монет и печатей. Однако точное происхождение таких предметов чаще всего остается неизвестным. Кто их изготавливал и кому они принадлежали? Еврейским жителям Эрец-Исраэль, солдатам или странствующим мастеровым? Возможно, их изготовляли в соседних языческих странах.

Музыкальные инструменты изображены также на многочисленных серебряных и бронзовых монетах, спешно отчеканенных при Шимоне Бар-Кохбе в короткий период его побед над римлянами при императоре Адриане (132-135 гг. н.э.). Поскольку гравированные изображения людей еврейской традицией запрещены, эти монеты снабжены другими декоративными элементами, включая музыкальные мотивы, которые имеют, возможно, прямое отношение к тем инструментам, на которых играли в Храме.

Другим важным источником информации являются древние печати. Один уникальный образец, относящийся к VII веку до н.э., принадлежал ныне покойному промышленнику, филантропу и археологу-любителю доктору Реувену Гехту из Хайфы. Эта печать выполнена из коричневой яшмы и своей формой напоминает жука-скарабея. Под изображением асимметричной лиры видна ивритская надпись: «Принадлежит Маадане, дочери Царя».

Печать интересна по двум причинам: на ней, в отличие от всех других известных царских печатей, отсутствует имя монарха и упоминается неизвестная историкам принцесса Маадана. Некоторые исследователи сомневаются в подлинности самой печати: она неожиданно для всех появилась на открытом рынке древностей, причем нашли ее «где-то» в Иерусалиме в ходе нигде не зарегистрированных раскопок. Если же речь идет о подлинной археологической находке, то изображенная на ней лира могла принадлежать кому-нибудь из членов еврейского царского рода, а значит, на аналогичном инструменте, возможно, играл сам царь Давид.

Идея восстановления музыкальных инструментов древности на основе археологических данных была впервые выдвинута в начале 70-х годов основателем и первым директором хайфского Музыкального музея Моше Горали. В последние годы исследования были расширены; их возглавила Нина Бензоор — нынешний хранитель Музея музыки и этнологии в Хайфе. К середине 70-х годов было накоплено достаточно экспонатов для проведения первой выставки, целиком посвященной восстановленным музыкальным инструментам древнего Израиля. Эта передвижная экспозиция побывала затем в Европе, Канаде, США, Таиланде, Новой Зеландии и Австралии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *