На чем играют в военном оркестре
Военный оркестр
Существуют военные оркестры однородные, состоящие из медных и ударных инструментов, и смешанные, включающие также группу деревянных духовых инструментов. Руководство военным оркестром осуществляет военный дирижёр.
Употребление музыкальных инструментов (духовых и ударных) на войне было известно уже древним народам. На употребление инструментов в русских войсках указывают уже летописи XIV в.: «и начаша мнози гласы ратных труб трубити, и варганы тепут (звучат), и стязи ревут неволчены».
У некоторых князей при тридцати знаменах или полках имелось 140 труб и бубен. К боевым старым русским инструментам принадлежат литавры, применявшиеся при царе Алексее Михайловиче в рейтарских конных полках, и накры, известные в настоящее время под названием бубен. В старину же бубнами назывались небольшие медные чаши, обтянутые сверху кожею, по которым ударяли палками. Их навязывали перед всадником у седла. Иногда бубны доходили до чрезвычайных размеров; их везли несколько лошадей, по ним ударяли восемь человек. Эти же бубны были известны нашим предкам под названием тимпанов.
В XIV в. уже известны набаты, то есть барабаны. Применялась в старину тоже и сурна, или сурьма.
На Западе устройство более или менее организованных военных оркестров относится к XVII стол. При Людовике XIV оркестр состоял из дудок, гобоев, фаготов, труб, литавр, барабанов. Все эти инструменты делились на три группы, редко соединявшиеся вместе:
гобои и фаготы.В XVIII веке вводится в военный оркестр кларнет, и военная музыка получает мелодическое значение. До начала XIX века военные оркестры как во Франции, так и в Германии заключали в себе, кроме вышеупомянутых инструментов, валторны, серпенты, тромбоны и турецкую музыку, то есть большой барабан, тарелки, треугольник. Изобретение пистонов для медных инструментов (1816) имело большое влияние на развитие военного оркестра: явились трубы, корнеты, бюгельгорны, офиклеиды с пистонами, тубы, саксофоны. Следует упомянуть ещё об оркестре, состоящем только из медных инструментов (фанфары). Таким оркестром пользуются в кавалерийских полках. Новая организация военных оркестров с Запада перешла и в Россию.
История военных оркестров
На днях на моей странице я разместил запись знаменитого вальса «На сопках Маньчжурии», который очень любил мой отец, потому что воевал в этих краях во время боев с Квантунской армией Японии в 1945 году. Он исполнял этот вальс на баяне. И я в школьные годы играх в духовом оркестре, и в нашем репертуаре было два вальса – «Амурские волны» и «На сопках Маньчжурии». И в процессе обсуждения этого вальса сам собой возник вопрос о военных оркестрах в истории. Причем не только духовых, но вообще военных. Например, в фильме «Ватерлоо» показан оркестр Наполеона, который поддерживал настояние наступающих французов. А в фильме «Самый длинный день» о высадке союзников в Нормандии в 1944 году атаку шотландских десантников поддерживала группа музыкантов с волынками. Мне захотелось более глубоко вникнуть в историю военных оркестр, и своими находками хочу поделиться с читателями.
Уже в течение нескольких столетий военные духовые оркестры создают особый антураж на торжествах, церемониях государственной важности и многих других мероприятиях. Музыка, исполняемая таким оркестром, способна опьянить каждого человека своей особой парадной торжественностью.
Первые военные духовые оркестры образовались ещё в средневековую эпоху. В России военная музыка занимает особое место. Её богатая истории берёт своё начало с 1547 года, когда по указу царя Ивана Грозного в России появляется первый придворный военный духовой оркестр. В Европе военные духовые оркестры достигли своего расцвета при Наполеоне, но даже сам Бонапарт признавал, что у него есть два российских врага — морозы и русская военная музыка. Эти слова лишний раз доказывают, что военная музыка России — это уникальное явление. Особенной любовью к духовым инструментам отличался Пётр I. Он выписывал из Германии лучших педагогов для обучения солдат игре на инструментах. В начале XX века в России было уже достаточно большое количество военных духовых оркестров, а при советской власти они стали развиваться ещё более активно. В 70-е годы они были особенно популярны. В это время заметно расширился репертуар, было издано множество методической литературы.
Военные духовые оркестры XVIII века страдали от недостаточного количества музыкальных произведений. Так как в то время композиторы не писали музыку для духовых ансамблей, приходилось делать переложения симфонических произведений. В XIX веке музыку для духовых оркестров писали Г. Берлиоз, А. Шёнберг, А. Руссель и другие композиторы. А в XX веке музыку для духовых ансамблей стали писать многие композиторы. В 1909 году английский композитор Густав Холст написал первое произведение специально для военного духового оркестра.
Военные духовые оркестры могут состоять только из медных и ударных инструментов (тогда они называются однородными), но могут включать в свой состав и деревянные духовые (тогда они называются смешанными). Первый вариант состава сейчас встречается уже крайне редко, гораздо более распространён второй вариант состава музыкальных инструментов. Обычно смешанный духовой оркестр бывает трех видов: малый, средний и большой. В малом оркестре играют 20 музыкантов, в то время как в среднем — 30, а в большом уже 42 и более.
Из деревянных духовых инструментов в состав оркестра входят флейты, гобои (кроме альтового), все виды кларнетов, саксофоны и фаготы. Также особый колорит оркестра создают такие медные духовые инструменты, как трубы, тубы, валторны, тромбоны, альты, трубы теноры и баритоны. Стоит отметить, что альты и теноры (разновидности саксгорнов), а также баритоны (разновидности тубы) встречаются исключительно в духовых оркестрах, то есть в симфонических оркестрах эти инструменты не используются.
Ни один военный духовой оркестр не сможет обойтись без таких ударных инструментов, как малый и большой барабаны, литавры, тарелки, треугольники, бубен и тамбурин.
Военным оркестром, как и любым другим, управляет дирижёр. Хочется обратить внимание на то, что местоположение дирижёра по отношению к оркестрантам может быть различным. Например, если выступление происходит в парке, то дирижёр занимает традиционное место — лицом к оркестру и спиной к зрителям. Но если оркестр выступает на параде, то дирижёр идет впереди оркестрантов и держит в руках атрибут, который необходим для каждого военного дирижёра – тамбуршток. Дирижёр, который управляет музыкантами на параде, именуется тамбурмажором.
А теперь пройдем по истории военной музыки в России более подробно.
Со 2-й половине XVI века и особенно к середине XVII века на царскую службу приглашаются иноземные виртуозы-трубачи и валторнисты, начинается подготовка отечественных музыкантов-исполнителей на духовых инструментах, обогащается репертуар, повышается исполнительное мастерство.
При Иване IV в 1547 году впервые был создан Приказ Большого Дворца для управления военной музыкой России. С тех пор военная музыка осталась камертоном души российского военнослужащего.
Во времена царствования Елизаветы Петровны отличившиеся в боях полки стали наряду со знаменами и орденами награждать серебряными георгиевскими трубами как символами воинской доблести и славы. Эта традиция надолго закрепилась в российской армии.
В период царствования Екатерины II произошло увеличение штатов полковых оркестров. Военно-патриотическое и социально-культурное значение военной музыки особенно возросло в период русско-турецких войн. Выдающийся российский полководец А.В.Суворов произнес крылатую фразу: «Музыка удваивает, утраивает армию. С распущенными знаменами и громогласной музыкой взял я Измаил».
Развитие музыкального искусства в начале XIX века во многом определилось событиями Отечественной войны 1812-1814 гг. Военные марши, звучавшие во время сражений, стали символами доблести российского войска. Патриотический порыв, рост национального самосознания, связанный с освободительной войной против Наполеона, ярко проявился в сфере военной музыки. Возникло множество героико-патриотических произведений и среди них марши О.А.Козловского, Н.А.Титова, К.А.Кавоса, Ф.Антонолини, А.А. Дерфельда и другие.
Русская военная музыка оказывала влияние на строевой репертуар зарубежных, в частности немецких, военных оркестров. Введённые в русских военных оркестрах в начале XIX в. Технические усовершенствования медных инструментов были затем заимствованы английской армией.
Во второй четверти XIX века в России в полосу расцвета вступают дарования А.С.Даргомыжского, М.И.Глинки, А.А.Алябьева и других композиторов. В это время делаются первые шаги к созданию оригинальных произведений для духовых оркестров. Сохранилось крылатое выражение того периода: «Военный оркестр – это визитная карточка полка».
Особое влияние на развитие военно-оркестровой музыки оказала деятельность Н.А.Римского-Корсакова на посту инспектора «военно-музыкальных хоров» Морского ведомства. Проводившиеся им на флоте преобразования составов военных оркестров и организация подготовки кадров для них послужили отличным примером для подражания при проведении подобных реформ в армии.
Во второй половине XIX века использование военной музыки в бою становилось ограниченным в связи с увеличением плотности огня и маневренности войск, произошедшего вследствие развития военной техники и вооружения.
В 1882 году в Санкт-Петербурге был создан первый в России военный оркестр, в обязанности которого входило не только обеспечение военных ритуалов, но и участие в протокольных государственных церемониях. Музыканты оркестра с успехом играли во дворцах и во время приемов иностранных послов и мероприятиях, проходивших в высочайшем присутствии.
В ходе русско-японской и Первой мировой войны военные оркестры принимали активное участие в войсковых операциях. Многие отечественные военные музыканты пали на полях сражений, а отличившиеся воинские подразделения нередко награждались серебряными георгиевскими трубами. В мирные дни военные оркестры продолжали участвовать в строевом обучении войск, в многочисленных парадах, в музыкальном оформлении воинских ритуалов.
После Великой Октябрьской социалистической революции военная музыка насыщается новым содержанием; она несёт в массы мелодии «Марсельезы», «Интернационала», революционных песен и боевых патриотических маршей. Из простого атрибута военного строя, обучения и боя она превращается в важное орудие массово-политической работы, воспитания красноармейцев и гражданского населения в революционном духе. Первые советские полководцы и военачальники закладывали идейно-художественные и организационные основы советской В. м. М. В. Фрунзе, К. Е. Ворошилов, С. М. Будённый, Г. И. Котовский, И. А. Щорс, С. Г. Лазо и другие прославленные герои Гражданской войны лично содействовали становлению советского военно-оркестрового искусства. С первых дней создания Рабоче-крестьянской Красной Армии Советское государство уделяло большое внимание организации военно-оркестровой службы.
Послереволюционные годы XX века стали периодом стихийного возникновения военных оркестров, в большинстве своем не способных отвечать стоящим перед ними задачам. Для централизованного управления деятельностью военных оркестров в 1919 году создано Бюро военных оркестров Красной Армии и Флота. Именно в этот период была создана «кремлёвская музыкальная команда» гарнизона Московского Кремля, ставшая со временем профессиональным коллективом – Президентским оркестром России.
Увеличение численности Красной Армии в 1930-е годы диктовало рост потребности в военных музыкантах. Поэтому в этот период значительно увеличилась сеть военно-учебных заведений, в числе которых был создан и военный факультет Московской государственной консерватории. В этот же период военные оркестры привлекаются к работе на радио, записям грампластинок и музыки к кинофильмам.
В период Великой Отечественной войны 1941-1945 В. м. иногда использовалась и в боевых операциях (прорыв блокады Ленинграда, решающие штурмы в боях за населённые пункты и т.д.). Концерты военно-патриотической музыки за рубежом для населения освобождённых городов, как правило, стихийно перерастали в митинги, участники которых выражали высокие чувства признательности Стране социализма и её могучим Вооружённым Силам.
В послевоенные годы духовая музыка наряду с массовой песней остаются на авансцене отечественной культуры.
Вместе с тем заметно повысилось её значение в воспитании войск, возросли её общественно-организующие функции при проведении различных торжественно-церемониальных мероприятий и народных празднеств. Усилилась её культурно-просветительная роль как специфической разновидности советского музыкального искусства в целом. В зависимости от задач и условий применения определились выразительные средства В. м. и её основные разновидности: сигнальная, строевая, общественно-церемониальная, развлекательная и концертная военная музыка. Уставы Советской Армии значительно упростили сигнальную службу во всех родах войск, освободив её от устаревших, потерявших значение в бою, строю и воинском быту сигналов, барабанных боёв и маршей.
Начиная с 60-х гг. XX века армейские и флотские оркестры нашей страны становятся постоянными участниками международных фестивалей духовой музыки и начинают выезжать в зарубежные страны.
Благодаря высокому уровню исполнительского мастерства и творческого потенциала, военные музыканты сыграли заметную роль в развитии отечественного музыкального искусства.
В современный период военные оркестры обеспечивают не только проведение воинских ритуалов, но и принимают активное участие во всех значимых общественных мероприятиях, проводят большую концертную и просветительскую работу.
С 2005 года по инициативе Президентского оркестра России в летний период проходят выступления духовых оркестров у грота в Александровском саду. Эту инициативу поддержало Правительство Москвы, многие культурно-массовые организации, и теперь у грота в Александровском саду выступают практически все известные в столице военно-музыкальные коллективы.
Предоставленная возможность свободного формирования репертуара позволила военным дирижерам создавать на базе оркестров эстрадные коллективы и плодотворно сотрудничать с композиторами в области духовой музыки.
В настоящий момент военные оркестры, являясь носителями музыкальной культуры, сохраняют и приумножают славные традиции отечественной военной музыки.
Это главный музыкальный коллектив при проведении официальных мероприятий государственного значения, включая инаугурацию Президента РФ. Входит в структуру Федеральной службы охраны. В составе коллектива — 140 профессиональных музыкантов.
Оркестр был создан 11 сентября 1938 года в структуре управления коменданта Московского Кремля. В разные годы носил названия: оркестр комендатуры Московского Кремля, образцово-показательный оркестр комендатуры Московского Кремля, Кремлёвский оркестр. Название «Президентский оркестр» коллектив получил 11 сентября 1993 года.
Музыкальный коллектив является участником государственных церемоний высокого ранга, в частности, сопровождает визиты в Россию глав государств и правительств. Солисты этого коллектива знают гимны большинства стран мира. Кроме того, оркестр участвует в приёмах, посвящённых государственным праздникам, памятным датам, в мероприятиях с участием главы государства. От вида таких мероприятий зависит количество и состав группы: духовой оркестр работает на встречах, проводах, во время государственных визитов, а симфонический — сопровождает приёмы, наградные церемонии, обеды. Президентский оркестр России — один из немногих военных оркестров в мире, в котором есть симфонический состав.
Военный оркестр
Военный оркестр как отдельное подразделение существует в России уже на протяжении трех веков. Первые оркестры были сформированы Петром I в начале 18 века. Барабанная дробь и звуки флейт сопровождали марши пеших колон, звучали на праздничных церемониях и государственных мероприятиях. Давайте посмотрим, какие изменения произошли за сотни лет в военно-оркестровой службе.
Работа в военном оркестре
Одна из самых стабильных работ в России. Потерять работу в военном оркестре гораздо труднее, чем кажется. Ведь служба по контракту накладывает множество формальностей и документации не только на музыканта, но и на работодателя. Даже если регулярно нарушать правила поведения, то применяются только 3 санкции: штраф в размере премии (5000 рублей), воспитательные беседы с руководством и, в редких случаях, перевод в другое подразделение. Вероятность увольнения со службы по контракту крайне мала.
Зарплаты военных индексируются чаще зарплат других профессий. Пусть не большой, но стабильный доход гарантирован, какие бы события ни случались в стране и за её пределами, силовиков будут урезать в последнюю очередь.
Больничные листы и справки по уходу за ребенком будут иметь большой вес, ведь в бюджетных организациях почти всегда соблюдается буква закона.
Военные надбавки. Оркестранты получают те же самые бонусы, что и другие военнослужащие. Служебное жилье, поднаем жилого помещения, право на поступление в любые ВУЗы вне конкурса, материальная помощь, бесплатное питание, медицина, военная ипотека и пенсия. В некоторых военных оркестрах стаж музыкантов идёт год за полтора и год за два. Так же, в зависимости от рода войск, можно получать надбавки за прыжки с парашютом и другую специальную подготовку. Офицеры, прапорщики и сержантский состав во многих полках недолюбливают музыкантов, ведь они не заступают в наряды и дежурства, хотя работают на тех же условиях.
Форма занятости. Несмотря на заявленный полный рабочий день, лишь немногие военные оркестры его соблюдают. Причин в этом несколько:
Необременительная для мозга работа на свежем воздухе положительно влияет на внешний вид оркестрантов. Эти люди часто выглядят на 5-10 лет моложе своего возраста. Благотворно сказываются занятия спортом для сдачи физической подготовки и поддержание внешнего вида. Некоторые военные оркестры в крупных городах дают возможность бесплатного посещения бассейна и спортзала.
Музыканты с большой выслугой имеют следующие надбавки к окладу:
Сотрудники военных оркестров получают премию к окладу за классную квалификацию. Она является совокупностью многих факторов: огневая подготовка, физическая подготовка, знание теории, качество несения службы и владение инструментом:
В некоторых подразделениях практикуются премии за выполнение задач, связанных с риском для жизни. Военные музыканты по желанию привлекаются к подобным задачам. Например, в 45-й отдельной гвардейской бригаде спецназа ВДВ, оркестр принимает участие в прыжках с парашютом, за что дополнительно получает до 50% надбавки к окладу и выслугу год за полтора.
Низкий престиж военно-оркестровой службы обусловлен целым рядом причин. Для большей наглядности разделим эту профессию на несколько составляющих: оркестровый музыкант и профессиональный военнослужащий.
Из выпускников кафедры духовых инструментов консерваторий лучшие исполнители пойдут работать в известные театры и большие симфонические оркестры, середнячки займут места в духовых оркестрах, ансамблях, музыкальных школах и только оставшиеся подпишут контракт в армии или уйдут из профессии. В расчет не берутся высококлассные военные коллективы.
Среди профессиональных военных, артисты оркестров относятся к прапорщикам и сержантскому составу. Они не становятся офицерами, не занимают хороших должностей и на всю жизнь ограничены в карьерном росте. Учитывая авторитарную систему Вооруженных сил, любой, самый заурядный офицер, может отдавать приказы и помыкать музыкантом.
Преграда для развития в профессиональном и личностном плане.
Ограниченный репертуар не позволяет использовать всю палитру музыкальных штрихов, динамики и приемов выразительности, что с годами крайне негативно сказывается на профессиональном уровне исполнителя. Заставьте солиста Мариинского театра каждый день играть на плацу «Триумф Победителей», «Прощание славянки» и через 10 лет он забудет, что такое тоническое трезвучие. Низкое качество кадров создает неблагоприятную для развития атмосферу в некоторых коллективах. Один из лучших примеров теории «ведра с крабами».
Структура военного оркестра
Старшина оркестра находится в подчинении у дирижера. Он также является начальником всего личного состава подразделения и несет ответственность за дисциплину и сохранность имущества. Возможные звания: старшина, прапорщик.
Солисты, помощники солистов и музыканты занимаются исполнением партий и прочими рядовыми обязанностями. Возможные звания: рядовой, ефрейтор, сержант.
Состав военного оркестра
Состав полностью подчиняется целям и задачам, стоящим перед каждым коллективом в отдельности. Большие концертные оркестры могут позволить себе использовать почти полный спектр духовых инструментов, басовой группы и ритм секции. Более камерные оркестры, выступающие преимущественно на сцене делают ставку на деревянную духовую группу. Полковые оркестры почти полностью состоят из медной группы и ударных инструментов.
Группа медных инструментов:
Труба, корнет, флюгельгорн. Мелодическая линия, редко аккомпанемент. Обладает ярким, пронзительным звуком в верхнем и среднем регистре. Один из основных инструментов.
Альт, тенор, баритон, эуфониум. Контрапункт, мелодия. Солирующий инструмент в вальсах.
Тенор-тромбон, бас-тромбон, туба. Аккомпанемент, мелодия. Самые мощные и большие инструменты, можно услышать в соло басов любого марша.
Валторна. Почти всегда исполняет аккомпанемент. Из-за закрытого звучания наименее приоритетный инструмент в медной группе военного оркестра.
Группа деревянных инструментов:
Флейта, флейта-пикколо. В военной музыке часто используется для украшения и аккомпанемента.
Саксофон-альт, саксофон-тенор, саксофон-баритон. Аккомпанемент, контрапункт, соло. Используется в эстрадных произведениях и вальсах.
Кларнет. Часто используется в мелодической линии, а так же в украшениях и виртуозных пассажах.
Фагот. Используется исключительно в концертных военных оркестрах на сцене. Игра на улице может привести к повреждению инструмента.
Группа ударных инструментов:
Малый барабан. Один из основных инструментов военного оркестра. Используется в музыке и всевозможных церемониях.
Большой барабан. Чаще всего применяется для обозначения сильной доли. Служит ориентиром для музыкантов при игре на улице.
Тарелки. Украшение в кульминационных моментах. Гимн Российской Федерации не звучит без этого инструмента. Обозначение сильной и слабой доли.
Треугольник. Редко используется в концертных произведениях. На улице используется старшинами для сачкования на репетициях парадной подготовки.
Военные оркестры Москвы
Центральный военный оркестр Министерства обороны Российской Федерации
Центральный концертный образцовый оркестр имени Н.А. Римского-Корсакова ВМФ России
Президентский оркестр Службы коменданта Московского Кремля ФСО Российской Федерации