На чем летает кукурузник

Обзор Ан-2: уникальный кукурузник, который не входит в штопор

Ан-2 — легендарный самолёт, имеющий множество прозвищ («кукурузник», «аннушка», «жеребёнок»). Эту машину когда-то очень любил Н. С. Хрущев. Более шести десятилетий летательный аппарат был в серийном производстве как на территории СССР, так и в других странах (Польша, Китай). Благодаря О. К. Антонову эта машина оказалась очень «живучей» и многофункциональной.

История создания самолёта

Над проектом нового летательного аппарата советские конструкторы работали ещё до начала войны. Руководил ОКБ молодой ленинградский изобретатель О. К. Антонов. Взамен устаревшего биплана По-2 решили создать новый самолёт, напоминающий немецкий Fieseler 156 «Storch». Началась война, работы над проектом были отложены. Конструкторы вернулись к разработке нового летательного аппарата только в 1946 году.

На чем летает кукурузник. Смотреть фото На чем летает кукурузник. Смотреть картинку На чем летает кукурузник. Картинка про На чем летает кукурузник. Фото На чем летает кукурузник

Проектированием самолёта опять стал руководить Антонов. Его ОКБ при Новосибирском авиазаводе им. Чкалова разработал прототип будущего Ан-2 — летательный аппарат для выполнения сельскохозяйственных работ СХА 1. Новый самолёт был простым и надёжным и мог садиться на любые площадки. В 1947 году СХА 1 впервые поднялся в небо. Лётчиком-испытателем нового аппарата был Володин. Машина выполнила несколько кругов над аэродромом, пробыла в небе 30 минут и удачно приземлилась на ВПП.

На чем летает кукурузник. Смотреть фото На чем летает кукурузник. Смотреть картинку На чем летает кукурузник. Картинка про На чем летает кукурузник. Фото На чем летает кукурузник

Олег Константинович Антонов

Аэродинамика нового самолёта улучшилась благодаря использованию двигателя АШ-62ИР вместо мотора Швецова. Повысилось аэродинамическое качество летательного аппарата. Новый двигатель позволял развивать мощность в 1000 л.с. и имел грузоподъёмность 840 кг, а его лётные параметры остались прежними. На протяжении 1947 и 1948 гг. проходили госиспытания нового воздушного судна. В ходе госиспытаний самолёт своим ходом, совершая несколько посадок, перелетел в Подмосковье.

На чем летает кукурузник. Смотреть фото На чем летает кукурузник. Смотреть картинку На чем летает кукурузник. Картинка про На чем летает кукурузник. Фото На чем летает кукурузник

В 1949 г. Ан был запущен в серийное производство на Киевском авиазаводе. Здесь с 1949 по 1963 гг. выпустили более 3 тыс. машин. В 1959 году открылся ещё один авиазавод (WSK «PZL-Mielec») по производству Ан в Польше. Выпуск Ан-2 продолжался до 2002 года. За это время в Польше было выпущено более 11 тысяч машин. С 1966 по 1971 год около 500 самолётов было изготовлено на заводе в г. Долгопрудный. С 1973 по 2013 Ан производился в Китае. Самолёт попал в Книгу рекордов Гиннеса как первый летательный аппарат, который серийно изготавливался более 60 лет.

Применение

Ан-2 использовался для сельскохозяйственных работ, перевозки авиапассажиров и грузов на небольшие расстояния. Летательный аппарат эксплуатировали для выполнения тренировочных прыжков с парашютом. Самолёт мог приземляться на любых, даже неподготовленных, ВПП. Он имел малый разбег и сравнительно небольшой расход бензина. Эти теххарактеристики позволили использовать машину для полётов на малоосвоенные территории Средней Азии, Сибири, Крайнего Севера.

Ан-2 применяли для обработки химикатами кукурузных полей на Украине, из-за чего самолёт прозвали «кукурузником».

Всего было произведено более 18 тыс. воздушных суден этой марки. Некоторые модели используются до сих пор.

На чем летает кукурузник. Смотреть фото На чем летает кукурузник. Смотреть картинку На чем летает кукурузник. Картинка про На чем летает кукурузник. Фото На чем летает кукурузник

Характеристики

Лётные и технические данные:

Конструкция

Ан-2 — лёгкий летательный аппарат с одним поршневым двигателем (АШ-62ИР). Это биплан с расчалочным крылом. Фюзеляж — цельнометаллический полумонокок. Корпус и каркас крыльев изготовлялись из алюминия. Крылья — прямые, двухлонжеронные. В коробке крыла имеются і-образные стойки.

На чем летает кукурузник. Смотреть фото На чем летает кукурузник. Смотреть картинку На чем летает кукурузник. Картинка про На чем летает кукурузник. Фото На чем летает кукурузник

Ан имеет четырёхлопастный винт из металла. Правда, первые модели имели деревянный винт, но позже его заменили металлическим. Шасси — трёхопорное, вместо задней стойки — колесо. Все колёса шасси не убираются, но могут заменяться лыжами. В верхнем крыле авиамашины расположены топливные баки.

На чем летает кукурузник. Смотреть фото На чем летает кукурузник. Смотреть картинку На чем летает кукурузник. Картинка про На чем летает кукурузник. Фото На чем летает кукурузник

Кабина для лётчиков — по бокам выпуклая. Такая конструкция этой части самолёта Ан-2 существенно улучшает обзор. Лобовое стекло имеет спиртовую систему, защищающую от обледенения. В грузовом отсеке — в зависимости от назначения — 12 откидных мест или баки для химпрепаратов. Чертежи самолёта Ан-2 в ходе эксплуатации не раз переделывались.

Схема посадочных мест в салоне самолёта

Перевозкой пассажиров на небольшие расстояния занималась модификация Ан-2П. В салоне было 12 пассажирских сидений. Они располагались в 2 ряда. В одном ряду было 3 кресла. 2 сидения находились с одной стороны, одно — с другой. Между ними был проход. Размер салона — 4,2х1,65х1,85 м. В некоторых машинах размещалось 13 сидений. Салон имел один проход, 6 и 7 кресел по бокам.

На чем летает кукурузник. Смотреть фото На чем летает кукурузник. Смотреть картинку На чем летает кукурузник. Картинка про На чем летает кукурузник. Фото На чем летает кукурузник

Уровень комфорта в таких моделях — низкий. В полёте авиапассажиры ощущали сильную тряску, в салоне было очень шумно. При двухрядном размещении сидений наименьшие неудобства испытывали пассажиры, места которых находились посередине. В последние годы Ан покупают любители раритетных самолётов. Частники переделывают салон «кукурузника» по своему усмотрению.

Модификации Ан-2

У летательного аппарата есть множество модификаций, позволяющих его эксплуатировать для выполнения различных задач. Машины работают в любых природно-климатических условиях.

Модификации и назначение:

Производитель

В СССР летательные аппараты этой версии выпускались на Киевском авиазаводе. В г. Долгопрудный в Подмосковье изготавливались самолёты марки Ан-2М. В 1958 году «Аннушки» стали выпускаться в Польше. Машины польского производства изготавливались под контролем советских специалистов. Летательные аппараты антоновской модели выпускались в Китае Шицзячжуангской авиакорпорацией.

Попытки модернизации

В 2011–2012 гг. в РФ некоторые машины прошли частичную модернизацию. Была проведена замена устаревших двигателей Ан на новые американские. На 25 авиамашинах установили мотор «Honeywell». В 2012 г. Минтранспорта решило модернизировать до 800 летательных аппаратов. Замена мотора и навигационной аппаратуры на одной авиамашине обходилась в 600000–850000 долларов.

На чем летает кукурузник. Смотреть фото На чем летает кукурузник. Смотреть картинку На чем летает кукурузник. Картинка про На чем летает кукурузник. Фото На чем летает кукурузник

В 2013 г. украинский авиазавод «Антонов» установил на летательных аппаратах турбовинтовой мотор МС 14. Обновленный украинский Ан-2 100 заправлялся керосином. В 2017 г. в РФ конструкторы разработали ещё один летательный аппарат — ТВС 2ДТС «Байкал». Его серийное производство предполагают начать в 2021 г. в Улан-Удэ.

Когда закончили выпуск?

Антоновские летательные аппараты имели большую популярность. Однако в восьмидесятые годы минувшего столетия спрос на них стал уменьшаться. В 1992 году серийное производство машин прекратилось. В Китае продолжается выпуск антоновских летательных аппаратов под заказ.

Источник

Самолет Ан-2: летно-технические характеристики

На чем летает кукурузник. Смотреть фото На чем летает кукурузник. Смотреть картинку На чем летает кукурузник. Картинка про На чем летает кукурузник. Фото На чем летает кукурузник

Самолет Ан-2 (по кодификации НАТО: Colt — Жеребенок, разг. — Кукурузник, Аннушка) — лёгкий транспортный самолёт, биплан с расчалочным крылом. Эксплуатируется с одним двигателем АШ-62ИР Швецова мощностью 1000 лошадиных сил и винтом АВ-2. Применяется на местных воздушных линиях в качестве пассажирского и грузового самолета.

Ан-2 разработан ОКБ-153 Олега Константиновича Антонова, созданного в 1946 году при заводе № 153 им. В.П. Чкалова в Новосибирске.

Впервые идея создания многоцелевого самолета короткого взлета и посадки грузоподъемностью 1000-1500 килограмм для обслуживания труднодоступных районов страны, удовлетворения нужд сельского хозяйства и применения в качестве легкого военно-транспортного, была выдвинута Олегом Антоновым в октябре 1940 года.

Первый полет опытного Ан-2 состоялся 31 августа 1947 года. Самолет поступил в эксплуатацию в августе 1948 года. Задуманный как сельскохозяйственный, он быстро стал многоцелевым и выпускался в 16 модификациях. Серийное производство в СССР было завершено к 1960 году после постройки более 5 тысяч самолетов. После этого Ан-2 выпускались по лицензии в Китае (в 1957-1992 годах построено более 950 самолетов под обозначением Y-5) и Польше (в 1960-1992 годах построено около 12 тысяч машин, из которых 10440 поставлено в СССР и СНГ). Самолет экспортировался в 26 стран мира.

Модификации самолета Ан-2: поплавковый самолет Ан-2В (Ан-4), грузовой самолет Ан-2Т, транспортно-пассажирский самолет Ан-2ТП, транспортно-десантный самолет Ан-2ТД, сельскохозяйственный самолет Ан-2СХ, специализированный высокопроизводительный сельскохозяйственный самолет Ан-2М, пассажирский самолет Ан-2П, санитарный самолет Ан-2С, ночной артиллерийский корректировщик и аэрофотосъемщик Ан-2К (Ан-2Ф, НАК), самолет метеоразведки Ан-6 «Метео», зондировщик атмосферы Ан-2ЗА, высотный самолет Ан-2В (для разведки погоды), пожарный самолет Ан-2ПП, лесопожарный самолет Ан-2ЛП, лесозащитный Ан-2Л, сельскохозяйственный с авиационным противопожарным опрыскивателем Ан-2СХ с АПО, Ан-3 с турбовинтовым двигателем ТВД-20, Ан-2 на лыжном шасси, Ан-2 на многоколесным шасси.

В ВВС эта машина применялась в качестве военно-транспортной, штабной и связной. Широко использовался Ан-2 и как учебный самолет для отработки парашютных прыжков.

Летно-технические характеристики самолета Ан-2:

Максимальная взлетная масса — 5500 кг

Масса пустого самолета — 3400 — 3900 кг (в зависимости от варианта)

Максимальная посадочная масса — 5250 кг

Масса топлива — 1240 л

Крейсерская скорость — 150-190 км/ч (в зависимости от модификации)

Практическая дальность полета с нагрузкой — 990 км

Практический потолок — 4,5 км

Длина самолета — 12,4 м

Высота самолета — 5,35 м

Размах верхнего крыла- 8,425 м

Размах нижнего крыла — 5,795 м

Площадь крыла — 71,52 кв. м.

Экипаж — 2 человека.

Пассажиров — 12 (Ан-2П), модификация Ан-2ТД — до десяти парашютистов-десантников.

Отличные взлетно-посадочные характеристики Ан-2 обеспечивают возможность базирования на плохо подготовленных грунтовых аэродромах.

Самолеты последнего выпуска имеют следующее пилотажно-навигационное оборудование: радиовысотомер А-037, радиокомпас АРК-9, маркерный приемник МРП-56П, гирополукомпас ГПК-48, комбинированную курсовую систему ГИК-1.

В состав связного оборудования входят: радиостанции — СВ диапазона Р-842, МВ диапазона РС-6102 или «Баклап-5», переговорное устройство СПУ-7.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник

На чем летает кукурузник

Справка
по результатам обобщения работ, проводимых ЦС авиаГСМ
ФГУП ГосНИИ ГА, по научно-методическому сопровождению
проведения подконтрольной эксплуатации самолетов Ан-2
на автомобильном бензине АИ-95

1. Организация работ по научно-методическому сопровождению
В соответствии с Распоряжением ФСВТ России № 148-Р от 18.06.2000 г., ЦС авиаГСМ ФГУП ГосНИИ ГА проводит работы по научно-методическому сопровождению проведения подконтрольной эксплуатации самолетов Ан-2 на автомобильном бензине в части оценки работоспособности систем авиатопливообеспечения, исследованию качества применяемого автомобильного бензина, разработки и выдачи рекомендаций предприятиям гражданской авиации, по проведению работ по подконтрольной эксплуатации.
К настоящему моменту Центром на договорных условиях проведены обследования систем авиатопливообеспечения и исследованы пробы применяемого автомобильного бензина, следующих организаций: ЗАО ‘Тюменьспецавиа’, ООО ‘Авиакомпания ‘КМВ-Спепавиа’, ГУП ‘Волгоград Спец-авиа’, ОАО ‘Авиата (г. Тамбов), ГП ‘Липецкое авиапредприятие’, ЗАО ‘Авиакомпания ‘Уфимские авиалинии’, ОАО ‘Авиакомпания ‘Даурия’ (г. Чита), ОАО ‘Второе Казанское авиапредприятие’, КГУП ‘Алтайские авиалинии’, ООО авиакомпания ‘Марий-Авиа (Йошкар-Ола), ОАО ‘Рязаньавиатранс’, ОАО ‘Авиакомпания ‘Заполярье’ (г. Норильск), ГП ‘Саранский ОАО’, ‘Енисейский отряд лесной авиации’. В ЗАО ‘Тюменьспецавиа’, ООО ‘Авиакомпания ‘КМВ-Спецавиа’, ГУП ‘Волгоград Спецавиа’, ГП ‘Липецкое авиапредприятие’ (в настоящие момент ОАО ‘Липепцк-Авиа’) обследования проведены несколько раз.
С рядом авиапредприятий (ФГУ Центральная база авиационной охраны лесов ‘Авиалесоохрана’, ЗАО ‘Томь-АВИА’, КГУП ‘Алтайские авиалинии’), с которыми заключены договора на проведение обследования наземной системы авиатопливообеспечения, ведется подготовительная работа по подбору технологического оборудования и завода изготовителя автобензина.
Ряд авиакомпаний получают допуск соответствующего МТУ ВТ МТ России к эксплуатации Ан-2 на автобензине без наличия акта по результатам обследования системы авиатопливообеспечения на соответствие отраслевым требованиям к обеспечения подконтрольной эксплуатации Ан-2 на автобензине. Так, например, ФГУП ‘Оренбургские авиалинии’, АК ‘Авиахим’, НИИ ПАНХ, а также ОМТУ ЦР Минтранса России допущены к подконтрольной эксплуатации Орловское АП, Авиахим (г. Курск), Дон-Авиа-Центр, Брянское АП. Указанные предприятия осуществляют подконтрольную эксплуатацию без научно-методического сопровождения ФГУП ГосНИИ ГА.

5. Выводы
Подготовка системы авиатопливообеспечения подконтрольной эксплуатации Ан-2 на автомобильном бензине в ряде авиакомпаний производится без соблюдения требований Распоряжения ФСВТ России № 148-Р от 18.06.2000 г.
В процессе подконтрольной эксплуатации авиатехники случаев поставки и применения автобензина Аи-95, качество которого не соответствовало требованиям стандартов и требованиям ‘Технического решения на применение автомобильных бензинов на авиационных поршневых двигателях с искровым зажиганием’ АВ 1230-2000 (ограничительное), а также случаев его смешения с другими марками автобензина не было.
Технологическая документация на процесс топливообеспечения автобензином в ряде авиакомпаний требует доработки, контрольно-регистрационная документация ведется неудовлетворительно. Большинство аиакомпаний не согласовывают с межрегиональными территориальными управлениями Минтранса России технологическую документацию и не информируют ЦС авиаГСМ ФГУП ГосНИИГА о проведении мероприятий по реализации замечаний, указанных в Актах по результатам оценки работоспособности системы топливообеспечения.
При длительной работе в контакте с автомобильным бензином наблюдается частичное разрушение внутренней поверхности резино-технических рукавов, предназначенных для контакта с авиационными бензинами.
Системы топливообеспечения не оснащаются средствами фильтрации и водоотделения, обеспечивающими трехкратную очистку автобензина, часто используются фильтроэлемента устаревших моделей и с просроченным сроком хранения.
Персонал, производящий прием, хранение и подготовку автобензина к выдаче в ВС, не всегда имеет достаточный практический опыт, соответствующую подготовку и допуск к работе в установленном порядке.

Заместитель Генерального директора
ФГУП ГосНИИ ГА П.А. Михеичев

Директор ЦС авиаГСМ
ФГУП ГосНИИ ГА А.С. Поплетеев

Ведущий специалист ЦС авиаГСМ
ФГУП ГосНИИ ГА И.А. Балашов

Источник

На чем летает кукурузник

Все летчики, имеющие опыт пилотирования этого биплана (кстати, самого большого), отмечают его уникальную «летучесть». Большая относительная площадь несущих поверхностей почти исключает такое неприятное явление, как «сваливаемость». При встречном ветре в 50 км/ч самолет Ан-2 может практически «зависать на месте», паря над фиксированной точкой земли. Это обуславливает способность к планированию в режиме с выключенным или неисправным двигателем. Простые, но очень хорошо продуманные тормоза, аналогичные тем, что используются в грузовых автомобилях, уменьшают выбег после посадки, а требования к взлетной полосе крайне условны. Кабина Ан-2 особым комфортом не отличается, но тем не менее удобна, два пилота не теснятся, простора хватает. Остекление имеет выступы для того, чтобы улучшить обзор.

На чем летает кукурузник. Смотреть фото На чем летает кукурузник. Смотреть картинку На чем летает кукурузник. Картинка про На чем летает кукурузник. Фото На чем летает кукурузник

Не Кукурузник

Ан-2 часто называли «Кукурузником», хотя это не совсем верно. Такое прозвище получил У-2, с которого впервые начали опылять поля, в том числе и засеянные кукурузой, на Украине и в Белоруссии. Творению Олега Антонова кличка досталась как бы в наследство – силуэты самолётов похожи, да и других бипланов в небе СССР практически не было.

Назвать точное количество выпущенных Ан-2 сложно из-за того, что в Китае их производили в обход лицензии. По разным оценкам, собрано от 18 до 20 тысяч машин. Бесспорно установлено другое – Ан-2 является первым в мире самолётом, который выпускается уже на протяжении 60 лет.

Технические характеристики

В длину самолет АН-2 составляет 12,7 метров, высоту имеет 6,1 метр. Пустой «кукурузник» весит 3,4 тонны, максимальный вес при взлете – 5,5 тонн. Грузоподъемность (у стандартной модели) – 1,5 тонн, топливо на борту – 0,9 тонны.

Летные и технические характеристики у аппарата следующие:

Этот самолет способен не срываться в штопор, а плавно снижаться, подобно парашюту, даже если заглох двигатель. Основа и крылья АН2 выполнялись из алюминия, крылья потом обшивались тканью из полиэфирных материалов.

Аэродинамическая схема АН-2 характерна для биплана: имеется две несущих поверхности, т.е. крыла, между которыми установлена расчалка – стальной трос. Расчалочный биплан за счет своей конструкции приобретает дополнительную устойчивость.

Расчалка на крыльях АН-2

Шасси у этого небольшого представителя самолетного семейства трехопорные, они не убираются, вместо задней стойки шасси в хвосте имеется колесо. Крыло биплана настолько механизировано, что АН-2 может парить в воздухе на одном месте и даже двигаться задним ходом. Экипаж состоит из двух человек.

Модернизация самолета

В 2011 году в России решили провести операцию по ремоторизации самолётов Ан-2, однако в стране отсутствовало производство двигателей для самолетов, поэтому решили обратиться к компании Honeywell из Америки и заказали ей выпуск 40 двигателей. Было переоборудовано 25 машин, но производство двигателей не стало серийным, поскольку отсутствовал спрос.

В следующем году Минтранспорта Российской Федерации заявило о готовности модернизировать до 800 машин Ан-2. Переоборудование должно было охватить замену моторов и навигационной аппаратуры, преобразование одного такого аэролайнера обошлось бы в 850 тыс. долларов.

Летом 2013 года Киевское предприятие «Антонов» заявило об испытаниях самолета Ан-2-100 с турбовинтовым двигателем. Машина заправлялась керосином, а не бензином, и на ней стоял мотор МС-14 производства запорожской компании «Мотор Сич». Сразу же было запланировано переоснащение некоторых моделей АН-2 в Ан-2-100 в странах СНГ, где есть на балансе эти самолеты.

В 2017 году на базе АН-2 разработана модель «Байкал» — легкий цельнокомпозитный самолет. Уже произведены его первые испытания и намечено серийное производство на 2021 год в Улан-Удэ. Якутская авиакомпания будет первая его эксплуатировать.

На чем летает кукурузник. Смотреть фото На чем летает кукурузник. Смотреть картинку На чем летает кукурузник. Картинка про На чем летает кукурузник. Фото На чем летает кукурузник

Ан-2 польского производства

Производство самолётов Ан-2 на заводе PZL-Mielec в 1960—1991 гг.
Обозначение модификацииРасшифровка обозначенияВсегов том числе для СССРв том числе для других стран
R СХrolniczaсельскохозяйственный77867075711
TPТПtransportowo-pasażerskaтранспортно-пассажирский1586153749
TDТДtransportowo-desantowaтранспортно-десантный14051028377
pasażerskaпассажирский83782116
morskaводный (гидросамолёт)14812226
transportowaтранспортный6969
RTDrolniczo-transportowo-desantowaсельскохозяйственный-транспортно-десантный1919
fotogrametrycznaаэрофотосъёмочный55
Прочие2626
Итого11881105831298
Поставка самолётов Ан-2 производства PZL-Mielec
№п/пГосударствоОбъём, шт.
1.СССР СССР10583
2.ПНР ПНР460
3.НРБ НРБ222
4.СР Румыния СР Румыния132
5.ВНР ВНР119
6.КНДР КНДР115
7.Югославия Югославия63
8.Чехословакия Чехословакия49
9.МНР МНР47
10.ГДР ГДР20
11.Турция Турция15
12.Вьетнам Вьетнам14
13.Ирак Ирак13
14.Великобритания Великобритания10
15.Венесуэла Венесуэла9
16.Куба Куба4
17.Никарагуа Никарагуа2
18.Колумбия Колумбия2
19.Франция Франция1
20.Нидерланды Нидерланды1
Итого11881

Большинство Ан-2 выпущено на польском заводе PZL Mielec[pl], где производился планер и сборка самолёта. Двигатели выпускали 2 польских завода: PZL Kalisz[pl] и PZL Rzeszów. Хвостовое оперение, лыжи, поплавковое шасси и химаппаратура выпускались на заводе WSK Okęcie.

Применение Ан-2

Такая конструкционная и эксплуатационная неприхотливость сделала этот самолет незаменимым во многих случаях. Он использовался как летающая лаборатория, воздушная скорая помощь, крылатая Огромной была популярность Ан-2 в аэроклубах, многие спортсмены-парашютисты свой первый прыжок совершали, шагнув в открытую дверь биплана. Для метеорологической разведки была создана версия с дополнительной обзорной кабиной перед горизонтальным хвостовым оперением. В случае необходимости этот самолет можно превратить в сверхлегкий штурмовик, подвесив на него НУРСы и бомбы. Он, конечно, будет тихоходным, но точность попадания обеспечит.

На чем летает кукурузник. Смотреть фото На чем летает кукурузник. Смотреть картинку На чем летает кукурузник. Картинка про На чем летает кукурузник. Фото На чем летает кукурузник

Современные проблемы

Любой, даже самый удачный образец техники, со временем устаревает. Не исключение и самолет Ан-2. Характеристики его хороши, но в наше время требования к силовой установке изменились. Во времена, когда обычная газвода стоила дороже бензина, на его расход обращали мало внимания. Эта тенденция сохранялась долго, но удорожание нефтепродуктов заставило ее пересмотреть.

Двигатель Ан-2 карбюраторный, тысячесильный, очень надежный, но… Бензин требуется особый, авиационный, он дорогой. Да и расход его тоже немалый. В некоторых странах, в частности в Канаде и США эксплуатация самолетов этого типа запрещена. Впрочем, коллекционеры и там охотно приобретают Ан-2. Цена в полтора миллиона рублей и выше не останавливает тех, кто хочет получить настоящее удовольствие от пилотирования «винтажного аэроплана».

На чем летает кукурузник. Смотреть фото На чем летает кукурузник. Смотреть картинку На чем летает кукурузник. Картинка про На чем летает кукурузник. Фото На чем летает кукурузник

История создания Кукурузника Ан-2

06.03.1946Дата создания ОКБ-153. Развернули в непосредственной близости от Новосибирского Авиационного завода. Руководителем КБ назначен О. Антонов. По его началом оказалось 20 конструкторов из КБ Яковлева и молодых авиаконструкторов. Целью создания КБ стала разработка гражданского самолета для нужд с/х – СХА-1
31.08.1947Год выпуска Ан 2. Первый самолет поднялся в воздух, совершил круг и успешно приземлился
08.12.1947Стартовали государственные испытания. Первые модели не имели конкретного двигателя и тесты проходили с использованием различных вариантов. Многие скептически относились к конструкции биплана. Однако Антонова поддержал Никита Хрущев, тогда – руководитель УССР
01.03.1948Завершение испытаний
23.08.1948Ан-2 принимают на вооружение ВВС СССР. Начинается серийное производство на базе мощностей Киевского завода номер 473. Туда же переводится и ОКБ-153, вместе со всеми сотрудниками
09.10.1949Летчик Лысенко впервые поднял в воздух серийную версию Ан-2
1949 — 1952Началось мелкосерийное производство. Изготовлено 185 самолетов
1952 — 1953По приказу Сталина на заводе № 473 началось развертывание производства фронтового реактивного бомбардировщика ИЛ-28. Выпуск Ан-2 временно прекращен
1953 — 1963После смерти Сталина, пришедший к власти Хрущев возобновил производство «кукурузника» на предприятии № 473. Из цехов вышло 3164 аппарата
1959 — 2002В рамках взаимопомощи в соцлагере, чертежи Ан-2 были переданы Польше. Производство запустили на заводе WSK PZL-Mielec. Именно там выпустили большую часть всех самолетов этой серии – 11 915 штук. В основном бипланы шли обратно в СССР, но часть продавалась другим странам Варшавского договора
1966 — 1971Собрано 506 изделий Ан-2М на территории долгопруднинского завода в Подмосковье
1956 — 2018Производится в Китае. Всего собрано до 1 000 штук

На чем летает кукурузник. Смотреть фото На чем летает кукурузник. Смотреть картинку На чем летает кукурузник. Картинка про На чем летает кукурузник. Фото На чем летает кукурузникОдин из современных образцов

Самолет получил самое широкое распространение и применялся в различных сферах:

Ан-2 идёт в серию

На чем летает кукурузник. Смотреть фото На чем летает кукурузник. Смотреть картинку На чем летает кукурузник. Картинка про На чем летает кукурузник. Фото На чем летает кукурузник

Первые АН-2 построили и довели до лётных испытаний очень быстро. А машина, попав в руки лётчиков, начала получать самые восторженные характеристики. Оказалось, что он не требует высокой квалификации пилота, достаточно для своей конструкции быстр, обладает манёвренностью и годится для выполнения практически всех задач.

Но теперь возникла проблема с авиазаводом. Исторически сложилось, что каждый завод закреплялся за определённым КБ и строил разработанные в нём самолёты. Это логично – конструкторы знакомы с инженерами и сборщиками, недостатки устраняются более оперативно, в рабочем порядке, без бумажной волокиты. Но Новосибирский авиазавод выпускал Ми-9. Истребители, конечно же, с производства снимать никто не стал.

Снова помог Хрущёв. Украинский партийный лидер пригласил Антонова и его бюро в Киев. Из Новосибирска отпустили не всех, но костяк бюро Антонов сохранил. В качестве испытаний Ан-2 опылял посадки сахарной свеклы, которые активно уничтожались долгоносиком.

На чем летает кукурузник. Смотреть фото На чем летает кукурузник. Смотреть картинку На чем летает кукурузник. Картинка про На чем летает кукурузник. Фото На чем летает кукурузник

Первые серийные машины, пока ещё «нулевой» серии, отправили военным и гражданским испытателям в 1950 году. С учётом отзывов испытателей были внесены изменения в кабину пилотов и конструкцию винта. За время испытаний инженеры и конструкторы на киевском заводе усовершенствовали процесс сборки, упростив его втрое. Фюзеляж и крылья обирали всего за восемь дней. За оставшуюся половину 1950 года успели собрать 46 машин.

Погром 1952-го

На чем летает кукурузник. Смотреть фото На чем летает кукурузник. Смотреть картинку На чем летает кукурузник. Картинка про На чем летает кукурузник. Фото На чем летает кукурузник

В конце 1952-го года Правительство СССР приняло решение наладить в Киеве производство деталей фюзеляжа Ил-28. Легендарный бомбардировщик (он успел даже повоевать в Афганистане против талибов) перешёл дорогу Ан-2. Из сборочных цехов вышвырнули на улицу не только оборудование, но и неготовые корпуса Ан-2. Отчаяние и самого Антонова, и его сотрудников было безграничным…

И вновь спасителем стал Хрущёв. Захватив власть в стане после смерти Сталина, Никита Сергеевич не ставил без внимания своего любимого авиаконструктора. Киевский завод вновь получил заказы на Ан-2, и к 1963 году на заводе собрали более 3 000 машин.

Управление самолетом

Летчики, которым приходилось управлять самолетом, говорят о том, что он отлично летает на низких скоростях, примерно до 50 км/час. При уменьшении скорости на автомате происходит выдвижение предкрылок, и машина летит дальше. Самолет может планировать при скорости 40 км/час и при отключенном двигателе, что позволяет его использовать ночью и в случае отказа мотора. Это самый большой самолет-биплан с одним мотором, который известен в мире.

Ан-2 в некоторых случаях садился не вдоль, поперек полосы на современных аэродромах, где ВПП с бетонным покрытием. Такие случаи были, когда при мощном боковом ветре, когда нельзя было посадить машину вдоль полосы, но ее ширины вполне хватало для этого и для дальнейшего управления.

Эксплуатация

В СССР самолёт очень широко эксплуатировался на местных воздушных линиях для перевозки пассажиров и грузов (часто на линиях, связывавших областные центры с районными, а также сёлами), выполнения различных народнохозяйственных, в частности, авиационных химических работ. Применялся так же и в ДОСААФ, для десантирования парашютистов-любителей.

На чем летает кукурузник. Смотреть фото На чем летает кукурузник. Смотреть картинку На чем летает кукурузник. Картинка про На чем летает кукурузник. Фото На чем летает кукурузник

Ан-2 на аэродроме «Сиворицы».

Будучи простым в эксплуатации, пригодным для работы с неподготовленных грунтовых площадок и обладая малым разбегом и пробегом, самолёт был незаменим для работ на малоосвоенных территориях Сибири, Крайнего Севера, Средней Азии, где применялся повсеместно. Порой путают Ан-2 с самолётом По-2, который назывался «кукурузником», это название досталось ему от самолётов сельскохозяйственной авиации У-2АП, применявшихся для обработки полей, в том числе кукурузных в Бессарабии и Украине.

На 2012 год, в мире эксплуатируется 2271 Ан-2; в России имеется 1580 самолётов Ан-2, из них 322 пригодны к эксплуатации. На Украине имеется 135 самолётов Ан-2, из них в состоянии лётной годности 54. В Казахстане эксплуатируются 290 Ан-2, в Узбекистане — 143, в Туркменистане — 89, в Белоруссии — 82, в Азербайджане — 63, в Киргизии — 30, в Молдавии — 13 и в Армении — четыре[8].

По данным ФГУП «СибНИА им. С. А. Чаплыгина», на середину 2017 года 90 % задач малой авиации в России всё ещё выполнялось самолётами Ан-2.

Интересные факты

За дело берётся Антонов

На чем летает кукурузник. Смотреть фото На чем летает кукурузник. Смотреть картинку На чем летает кукурузник. Картинка про На чем летает кукурузник. Фото На чем летает кукурузник

Схожая с СХ-1 конфигурация самолёта пришла в 1940-м году в голову Олега Антонова. Его модель называлась «Самолёт №4». Антонову повезло больше. В тяжёлые военные годы было не до «везделёта», а вот в конце Великой Отечественной, когда уже начиналось восстановление хозяйства, Антонов сумел пробить заказ на свой самолёт через Никиту Хрущёва. Фанатом кукурузы будущий Генеральный секретарь ещё не был, а крупным специалистом по сельскому хозяйству себя уже считал.

На чем летает кукурузник. Смотреть фото На чем летает кукурузник. Смотреть картинку На чем летает кукурузник. Картинка про На чем летает кукурузник. Фото На чем летает кукурузник

Впрочем, поддержка Хрущёва помогла Антонову только создать опытные самолёты и подготовить документацию. Резолюции, полученные от гражданских и военных авиационных НИИ, были удручающими. Самолёт назвали слишком дорогим и неприспособленным для обслуживания вне аэродромов. Грузоподъёмность в 1,5 тонны была признана слишком маленькой.

Антонов не сдался. Он убедил своего непосредственного начальника Александра Яковлева (Антонов был его заместителем) отпустить его в Новосибирск, где располагался филиал яковлевского бюро. Там конструктор быстро увлёк своей идеей нескольких коллег и в январе 1946 года всё же убедил Яковлева в необходимости производства будущего Ан-2. Резолюция Яковлева стала решающей – 31 мая 1946 года специальным постановлением Политбюро было создано ОКБ Антонова и одобрено строительства самолёта, названного пока просто «Т» — транспортный. Так Антонов стал самостоятельным Главным конструктором.

Модификации

На базе «Аннушки» были спроектированы такие самолеты:

Кроме этих модификаций был создан Ан-2-100. Это модернизированная базовая модель. Ее оснастили турбовинтовым двигателем. В 2017 году самолет установил мировой рекорд. Он поднял вес 3202 кг на высоту до 2700 м.

Реализация

В 1945 году правительство СССР осознало прогрессивность агрообработки, осуществляемой аэросредствами. Опыление и обработка химикатами с помощью авиации было обычным делом в США, а все передовые технологии в условиях послевоенной разрухи требовались срочно, в стране ощущался продовольственный кризис. К тому же небольшой аэроплан, способный перевозить десятка полтора пассажиров или тонну-другую груза был нужен и почте, и практически всем отраслям народного хозяйства, особенно для обслуживания удаленных районов. Основные требования к новой машине сформулировали в техническом задании: она должна взлетать с неподготовленных площадок, иметь возможность эксплуатации в широком климатическом диапазоне. Ее обслуживание не должно требовать особых технологий. И, конечно же, должна иметь место надежность и простота управления. Всем этим требованиям вполне соответствовал самолет Ан-2, первый экземпляр которого взлетел с новосибирского испытательного поля в 1947 году. Идея семилетней давности нашла применение.

На чем летает кукурузник. Смотреть фото На чем летает кукурузник. Смотреть картинку На чем летает кукурузник. Картинка про На чем летает кукурузник. Фото На чем летает кукурузник

Новости и перспективы развития

В 2015 году была проведена полная модернизация уже существующих 1000 моделей Ан-2. Произвели замену двигателей. Это позволило повысить показатели летных характеристик. Конструкторы установили новую авиационную систему. Производство летательных аппаратов продолжается в КНР.

//www.youtube.com/embed/n90FmdCuvt8
Видео про историю легендарного «Кукурузника» Ан-2

Уважаемые посетители сайта Aviawiki!

Ваших вопросов стало так много, что, к сожалению, у наших специалистов не всегда есть время ответить на все. Напомним, что мы отвечаем на вопросы абсолютно бесплатно и в порядке очереди. Однако у вас есть возможность гарантированно получить оперативный ответ за символическую сумму.

Сделано в СССР

За пять лет аэроплан производился в относительно малых (по крайней мере, для СССР) количествах, всего несколько сотен штук. После смерти «отца народов» Н. С. Хрущев, возглавивший партию и страну, дал старт увеличению объемов выпуска этой машины. Самолет Ан-2 вполне вписывался в концепцию всеобщей химизации и развития сельского хозяйства, перед которым ставилась амбициозная задача «догнать и перегнать» главного мирового конкурента СССР — США. Производственной базой первоначально был Киевский авиазавод № 437. Сельскохозяйственная специализированная модификация с индексом «М» строилась и в городе Долгопрудный. К удивлению О. К. Антонова, пассажирские перевозки стали практически главным назначением Ан-2. Технические характеристики самолета не предполагали комфорта в полете, а грузу «болтанка», обусловленная низким «потолком», не помеха. Салон оборудовали самым простым образом, ставили вдоль бортов довольно узкие скамейки. Такую популярность своего детища генеральный конструктор комментировал достаточно едко, называя его «консервной банкой с крыльями». Тем не менее, фото Ан-2 с аэрофлотовскими «крылышками», то с лыжами возле чукотских юрт, то на фоне высокогорных пастбищ, а то и просто на сельском поле, часто встречались в советской прессе тех лет. Цена билета была скромной, за трешку порой можно было долететь до соседнего райцентра, комфорт также отличался невзыскательностью, но люди отзывались об «Аннушке» очень тепло.

Модификации

На чем летает кукурузник. Смотреть фото На чем летает кукурузник. Смотреть картинку На чем летает кукурузник. Картинка про На чем летает кукурузник. Фото На чем летает кукурузник

Флот Ан-2 авиакомпании Оренбургские авиалинии

На чем летает кукурузник. Смотреть фото На чем летает кукурузник. Смотреть картинку На чем летает кукурузник. Картинка про На чем летает кукурузник. Фото На чем летает кукурузник

На чем летает кукурузник. Смотреть фото На чем летает кукурузник. Смотреть картинку На чем летает кукурузник. Картинка про На чем летает кукурузник. Фото На чем летает кукурузник

Ан-2 на лыжах. Дроп-зона Волосово, Московская обл.

На чем летает кукурузник. Смотреть фото На чем летает кукурузник. Смотреть картинку На чем летает кукурузник. Картинка про На чем летает кукурузник. Фото На чем летает кукурузник

Ан-2, кустарно переделанный в экраноплан

Советские, российские и украинские

Иностранные

На чем летает кукурузник. Смотреть фото На чем летает кукурузник. Смотреть картинку На чем летает кукурузник. Картинка про На чем летает кукурузник. Фото На чем летает кукурузник

Кем эксплуатируется

По состоянию на середину 2010-х г.г. на эксплуатации в Российской Федерации находится 1580 самолетов, 322 — в отличном состоянии. Остальные требуют значительных доработок.

В Украине — 135 воздушных суден модификации Ан-2. Из них в состоянии летной годности — 54 единицы.

В России на середину 2017 года большую часть заданий малой авиации было выполнено именно с помощью всем полюбившейся модели Антонова.

История

6 марта 1946 года было образовано ОКБ-153 по гражданским и транспортным самолётам при Новосибирском авиационном заводе имени Чкалова. Его главным конструктором стал Олег Константинович Антонов. Первым заданием ОКБ стал сельскохозяйственный самолёт СХА-1, позднее переименованный в Ан-2.

31 августа 1947 года лётчик-испытатель П. Н. Володин впервые поднял в небо первый прототип Ан-2, обозначенный СХА. Самолёт выполнил два больших круга на высоте 1200 метров и после 30 минут полёта совершил посадку. В декабре 1947 года в НИИ ВВС начались Государственные испытания, которые продолжались до марта 1948 года. 23 августа 1948 года самолёт под обозначением Ан-2 был принят на вооружение ВВС и на снабжение ГВФ. Серийное производство было организовано на заводе № 473 в Киеве. 9 сентября 1949 года лётчик-испытатель Г. И. Лысенко поднял в небо первый серийный Ан-2 (в транспортном варианте).

Серийное производство самолёта Ан-2 велось:[5]

До вступления СССР в ИКАО воздушные суда, разработанные в СССР не получали сертификат типа, вместо него выдавался Аттестат о годности к эксплуатации. В 1999 году завод PZL-Mielec получил сертификаты типа на Ан-2 и Aн-2Т[6]. По некоторым данным, сертификат типа ныне принадлежит Airbus Military.

Описание схемы самолета

Двигатель Ан-2 поршневый, с воздушным охлаждением, мощностью 1000 л.с. Схематично самолет выполнен в виде расчелочного биплана, флюзеляж и крылья изготовлены из алюминия. На верхних крыльях расположены:

На нижних есть только щелевые закрылки. В верхнем крыле самолета расположены топливные баки. Колеса при необходимости могут заменяться на лыжи, а шасси не складываются. Экипаж машины состоит всего из двух членов, кабина Ан-2 сделана выпуклой, что делает улучшенным обзор. Машина имеет особенности, которые применены для адаптации к взлетам с грунтовых площадок и эксплуатации на коротких ВВП.

Давление в пневматических тормозах, разработанных по принципу, как в тяжелых автотранспортных устройствах, управляется с помощью компрессора, находящегося на борту. При этом нет нужды в использовании наземных устройств. Для запуска мотора на борту есть аккумуляторы и не нужно иметь пусковую установку.

Имеется на борту перекачивающий насос, с помощью которого можно закачать топливо во время дозаправки из любых емкостей в топливные баки. Для других самолетов нужен специальный топливозаправщик.

Самолет имеет несложную схему построения и достаточно прост в управлении, максимальная скорость Ан-2 — 300 км/ч, грузоподъемность — 1500 кг.

Другие технические характеристики Ан-2 смотрите в таблице на рисунке.

На чем летает кукурузник. Смотреть фото На чем летает кукурузник. Смотреть картинку На чем летает кукурузник. Картинка про На чем летает кукурузник. Фото На чем летает кукурузник

Производитель

Для производства в СССР нового самолета с обозначением АН 2 был отведен Киевский авиационный завод № 473, который на момент запуска в сборку первых серий кукурузника был маломощным авиаремонтным предприятием. Однако, при поддержке правительства СССР и лично Хрущева в Киеве смогли поставить производство новинки на поток. На подмосковном машиностроительном заводе в городе Долгопрудном производили модифицированный Ан-2м (детали для сборки поставлялись также из Киева). В 1958 году право на выпуск АН 2 как самого подходящего самолета малой авиации было передано Польше (в рамках договора по СЭВ). Антоновские бипланы стали производиться на заводе WSK PZL в городе Мелец. Все работы выполнялись под контролем советских специалистов.

Двумя годами раньше серийное производство «кукурузника» началось и в Китае на государственном заводе в Наньчане, а после перенесено в Шицзячжуанскую авиационную корпорацию. Китайский вариант самолета обозначается уже не АН2, а Шицзяжуанг У-5, их производится несколько десятков в год.

Как польские, так и китайские серийные АН-2 имели свою собственную маркировку.

Китайский аналог знаменитого АН-2

Модификации

Ан-2 выпускался почти в четырёх десятках модификаций не только в СССР, но и в КНР и Польше. Среди наиболее значимый версий «Кукурузника» стоит отметить:

На чем летает кукурузник. Смотреть фото На чем летает кукурузник. Смотреть картинку На чем летает кукурузник. Картинка про На чем летает кукурузник. Фото На чем летает кукурузник

Модернизация Ан-2 Кукурузник

Почти сразу после создания самолета Ан-2 появилась идея оснастить его более экономичным турбовинтовым двигателем. Но в 50-х годах прошлого века подходящего двигателя в СССР для этого самолета не нашлось, он был разработан только в конце семидесятых годов. Вариант самолета с новым двигателем получил обозначение Ан-3 — это по сути тот же Ан-2, но с новым двигателем ТВД-20. Новая машина имела более высокую скорость, полезную нагрузку, скороподъемность и более низкий расход топлива. На нее можно было установить современное навигационное оборудование. Длина разбега при взлете уменьшилась еще на 100 метров.

К сожалению, новая машина так и не стала выпускаться серийно.

На чем летает кукурузник. Смотреть фото На чем летает кукурузник. Смотреть картинку На чем летает кукурузник. Картинка про На чем летает кукурузник. Фото На чем летает кукурузник

В 2013 году ПО «Антонов» объявило о создании нового самолета Ан-2-100. Это модификация Ан-2, на которую установлен новый турбовинтовой двигатель производства украинского завода «Мотор-Сич». Работы по модернизации Ан-2 также ведутся и в России. В 2011 году публике представили Ан-2МС, также оснащенный турбовинтовым двигателем. На самолете установлен американский двигатель Garrett TPE 331-12 и пятилопастный винт с реверсом.

Так что можно надеяться, что заслуженный ветеран Ан-2 в ближайшем будущем получит новую жизнь.

На чем летает кукурузник. Смотреть фото На чем летает кукурузник. Смотреть картинку На чем летает кукурузник. Картинка про На чем летает кукурузник. Фото На чем летает кукурузник

Антоновская идея

На чем летает кукурузник. Смотреть фото На чем летает кукурузник. Смотреть картинку На чем летает кукурузник. Картинка про На чем летает кукурузник. Фото На чем летает кукурузник

Мэйд ин

До 1963 года Ан-2 был исключительно В 1958 году документацию на его производство в рамках социалистической международной кооперации передали ПНР, а выпуск советскими заводами начали постепенно сворачивать. Польское предприятие PZL-Mielec поставило «на крыло» почти 12 тысяч бипланов, которые, в основном, закупил Советский Союз (более 10 тысяч). Условия поставки на «историческую родину» были оговорены заранее, а оставшиеся аппараты использовались в соцстранах и других регионах планеты, где тоже оценили этот уникальный самолет.

Машины КБ Антонова нашли признание и в Китае. Там массово производят по лицензии Ан-24 (получивший индекс Y-7) и Ан-2 (Y-5). Общее количество изготовленных в мире экземпляров «Аннушки» превысило восемнадцать тысяч, на 2012 год из них в технически исправном состоянии пребывают 2300 штук. Самолет Ан-2 по версии книги Гиннеса – долгожитель-рекордсмен, его производили на протяжении свыше шести десятилетий.

На чем летает кукурузник. Смотреть фото На чем летает кукурузник. Смотреть картинку На чем летает кукурузник. Картинка про На чем летает кукурузник. Фото На чем летает кукурузник

Описание самолета

На чем летает кукурузник. Смотреть фото На чем летает кукурузник. Смотреть картинку На чем летает кукурузник. Картинка про На чем летает кукурузник. Фото На чем летает кукурузникСхема конструкции

Продумывая все нюансы конструкции, Антонов пришел к выводу, что наиболее подходящий под эти цели вариант планера будет биплан. Такое решение позволило увеличить стабильность полета. К примеру, на скорости 50 км/ч пилот сохраняет возможность управления аппаратом.

По словам летчиков, Ан-2 при встречном ветре мог зависать на месте, без сваливания. Также такая схема позволила сделать малый радиус разворота в полете.

Ан-2 при встречном ветре мог зависать на месте, без сваливания.

В качестве силовой установки было принято решение поставить 1 000-сильный бензиновый движок АШ-62ИР. Мотор позволял разогнаться до средней крейсерской скорости в 180 км/ч. Имеет один четырехлопастной винт.

Топливные баки размещались в верхнем крыле. Вес топлива при полной загрузке достигал 900 кг. Дальность перелета составляла 900 км. Расход горючего в час составлял 140 литров.

На чем летает кукурузник. Смотреть фото На чем летает кукурузник. Смотреть картинку На чем летает кукурузник. Картинка про На чем летает кукурузник. Фото На чем летает кукурузникЧертеж одной из первых версий

Крылья и корпус изготавливали из алюминия. В дополнение крылья обшивались полиэфирной тканью. Для посадки использовалось трехстоечное шасси: два колеса — спереди, одно — на хвосте. В случае необходимости к передним шасси крепились лыжи или поплавки. Это позволяло садиться самолету практически везде.

Для разбега машине требуется полоса 150 — 250 метров, для пробега — аналогичная.

Скорость взлета Кукурузника в пределах 100 км/ч.

Экипаж самолета составляет 2 человека. Оба пилота сидят в передней части машины на параллельно расположенных креслах. Стекла кабины обладают выпуклой полукруглой формой, что обеспечивает лучший обзор. В салоне, в зависимости от модификации, может размещаться 10 — 12 человек.

Сам Антонов искренне удивлялся популярности использования «кукурузника», как пассажирского самолета. По его словам, это была «консервная банка с крыльями». За низкую скорость Ан 2 называли еще «Небесным тихоходом».

На чем летает кукурузник. Смотреть фото На чем летает кукурузник. Смотреть картинку На чем летает кукурузник. Картинка про На чем летает кукурузник. Фото На чем летает кукурузникДвигатель самолета Ан 2 АШ-62ИР

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *