На чем летает мантуров
Самолёт Министра промышленности Мантурова
На прошлой неделе самолёт, который эксплуатируется в авиакомпании «РусДжет», впервые показали широкой публике на выставке деловой авиации RUBAE-2019 во Внуково-3.
Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Валентинович Мантуров летает на российском Ту-204-100В в компании нескольких белых медведей.
Патриотичненько!
Борт RA-64014 был построен на АО «Авиастар-СП» в Ульяновске в 1994 году и, находясь в собственности лизинговой компании ООО «Лизинг-Авиа», поступил в парк авиакомпании «Россия», став первым самолетом типа Ту-204, начавшим выполнять регулярные пассажирские перевозки.
Однако 2 ноября 1994 года во время рейса Внуково-Сочи-Внуково на самолете произошло разрушение турбины левого двигателя. Вылетевшие лопатки не смогли пробить корпус двигателя, но повредили стабилизатор. Самолёт совершил аварийную посадку в Ростове-на-Дону, после чего не эксплуатировался.
С 1996 года борт находился на хранении в московском аэропорту Быково. В июле 2008 года самолет перелетел в ЛИИ в Жуковский для доведения до типа Ту-204-100 для авиакомпании «Авиастар-ТУ». 17 сентября 2010 года борт перелетел на «Авиастар-СП» в Ульяновск для продолжения восстановления, однако работы фактически не велись, и самолет находился на отстое (суммарный налет составил к тому времени всего 40 асов, 37 посадок).
Судьба машины была определена только в 2015 году, когда на правительственном уровне было принято решение об использовании самолета в качестве VIP-борта Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, с государственным финансированием.
По данным годового отчета АО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) за 2015 год, с целью финансирования затрат, связанных со строительством самолета типа Ту-204-100В, был осуществлен взнос из средств федерального бюджета в уставный капитал ОАК в размере 2,6 млрд руб. для последующего взноса в уставный капитал АО «Авиастар-СП».
В мае 2016 года «Авиастар-СП» выкупило у ООО «Лизинг-Авиа» планер самолета RA-64014 за 420 млн руб., еще свыше 600 млн руб. было затрачено на приобретение новых двигателей и покупных изделий. Работы по восстановлению и переоборудованию самолета на «Авиастар-СП» были начаты в 2016 году. По информации на портале госзакупок, разработкой и монтажом интерьера VIP-салона занималась компания «Вемина Авиапрестиж».
Восстановленный и перекрашенный самолет RA-64014 совершил первый полет в Ульяновске 4 октября 2017 года, а уже 11 октября перелетел во Внуково.
Нами этот борт, очень напоминающий по раскраске самолёты «Аэрофлота», был впервые пойман год назад в Геленджике во время проведения Гидроавиасалона.
В первом салоне слева за шторкой кухня, где был небольшой беспорядок и её просили не показывать. Справа тянутся шкафы для всякого.
Дальше по левую руку следует отдельная комната для главного пассажира.
Здесь же все удобства для высокого министра.
Во втором салоне кабинет-переговорная-столовая.
Кресло вращается на 180 градусов, столик можно свернуть и убрать в пол.
Дорого-бохато, но гораздо более стильно по сравнению с другими российскими «бизнесами», где в интерьере применена куча «золота».
Отдельная гардеробная и туалет через дорогу.
Место бортпроводника перед пятым салоном и аварийный выход.
И кабина бонусом для интересующихся.
Блогеров пустили в личный самолет главы Минпромторга (21 фото)
Стало известно, как проводит время министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров во время перелетов. Салон его личного самолета открыли на выставке деловой авиации во Внуково-3. Что же там есть, кроме нескольких плюшевых белых медведей?
Мантуров летает на Ту-204-100В российского производства. После аварии в 1994 году он не эксплуатировался, а VIP-бортом стал только в 2015 году.
В самолете пять салонов. В первом располагаются кухня, шкафы, зона отдыха экипажа и комната Мантурова с туалетом и душем.
Во втором салоне – небольшая переговорная.
В третьем салоне – конференц-зал на 8 мест с монитором. Кстати, в конференц-зале прячется бар с бокалами.
В четвертом салоне – еще одна переговорная, которая может служить и столовой для шестерых человек. В ней же есть вход во второй туалет. Пятый салон блогерам снимать не разрешили.
Transparency: перелеты главы Минпромторга Мантурова обходятся в 200 миллионов рублей ежегодно
Стоимость перелетов главы Минпромторга Дениса Мантурова за прошлый год превысила 200 миллионов рублей в год, при этом чаще всего министр использовал частные самолеты. Об этом говорится в расследовании, опубликованном на сайте организации Transparency International о тратах на командировки российских чиновников.
Организация напоминает, что для авиационных перевозок президента и высших должностных лиц существует специальный летный отряд «Россия». Но перечень тех, кто может пользоваться спецавиацией, ограничен девятью высшими должностными лицами государства. Те же, кто в этот список не входит, могут использовать эти самолеты только с личного согласия президента страны.
Как и в случае с проживанием, эти нормы можно нарушать при условии, что это разрешено вышестоящим руководством. Критерии принятия таких решений крайне туманны и непубличны, и информацию о перелетах публикуют только девять из 22 федеральных министерств. А детализированные акты выполненных работ, позволяющие отследить трату бюджетных средств, публикуют только министерство промышленности и торговли, министерство финансов, министерство культуры и министерство по делам Северного Кавказа.
В апреле 2016 года Минфин обратил внимание на чрезмерные командировочные траты чиновников и пытался пересмотреть существующие нормативы возмещения расходов. Предлагалось существенно снизить избыточный перечень должностных лиц, имеющих дополнительные и необоснованные привилегии в служебных поездках, фактически ограничив их только высшим руководящим составом страны. Только по предварительным оценкам это позволило бы экономить 3,9 млрд бюджетных рублей ежегодно. Однако с тех пор ничего не изменилось, к тому же федеральных министров не касаются нормы о допустимых категориях полетов.
Официальные публикации о торжественных встречах в аэропортах помогли выяснить, что некоторые из членов предыдущего правительства пользовались в служебных перелетах частной авиацией. Так, министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков в октябре 2019 прилетал в Воронеж на частном самолете Bombardier, чтобы обсудить развитие социальной сферы в регионе. Министр спорта Павел Колобков в этом же месяце и также на бизнес-джете посетил Казань, чтобы обсудить спортивное будущее столицы Республики Татарстан, а министр по делам Северного Кавказа Сергей Чеботарев в августе 2018 года между перелетами бизнес-классом летал в Дагестан осмотреть промышленные и социальные объекты на частном Bombardier CL604 Challenger швейцарской компании Nomad Aviation AG.
В августе 2015 года «Гражданские самолеты Сухого» (ЗАО «ГСС») заключило контракт с «РусДжетом» на эксплуатацию самолетов в интересах корпорации на сумму 267,3 млн руб. По контракту «РусДжет» должен был летать только в интересах ЗАО «ГСС», а каждый сторонний полет должен согласовывать отдельно. Тогда сообщалось, что выполнение рейсов в интересах сторонних заказчиков «пока только обсуждается».
В Минпромторге сообщили, что для перемещения руководства не арендуют какие-либо отдельные борты, а билеты на рейсы приобретаются на общих основаниях. На аналогичный вопрос в Минкавказе ответили, что перелет в Дагестан без привлечения бюджетных средств «был обеспечен одной из государственных корпораций, участвовавшей в подведении итогов масштабной работы в республике». На общий запрос в Правительство РФ ответили, что бюджетные средства на аренду частных самолетов не предусмотрены и не использовались, а также заявили, что гражданам Российской Федерации гарантировано право на свободу передвижения.
Кроме того, в московских аэропортах Шереметьево, Домодедово и Внуково, в петербургском Пулково, в аэропортах Казани, Симферополя и Сочи работают залы официальных лиц и делегаций (ЗОЛД). В аэропорту Сочи такой зал называется «залом важных официальных пассажиров».
В июне прошлого года Transparency International Russia выяснила, что глава Минпромторга Денис Мантуров часто ночевал в номерах, стоимость которых достигает нескольких сотен тысяч рублей. Например, в 2016 году Мантуров ездил в Шанхай, где провел сутки в президентском люксе отеля The Peninsula Shanghai за 1,38 млн рублей. В номере площадью 400 кв. м была отдельная гардеробная и мраморная ванная. Позже стало известно, что элитные отели, в которых останавливался Мантуров, организовывала компания, аффилированная с его заместителем Виктором Евтуховым. В течение трех лет компания выигрывала тендеры и получала госзаказ Минпромторга без конкурса.
Сам Мантуров заявил, что в такой практике нет ничего необычного или предосудительного, поскольку чиновники останавливаются в тех номерах, которые есть в наличии, и его министерство полностью вписывается в установленные Минфином нормативы. Между тем авторы расследования отмечают, что чиновник может вообще не соблюдать ограничения трат на командировки, если занимает достаточно высокий пост или заручился поддержкой своего руководителя.
Полеты на дачу: министр Мантуров за год пустил по ветру более 200 млн рублей
Общественники подсчитали расходы чиновников на полеты бизнес-классом и аренду частных самолетов
Федеральные чиновники вовсю пользуются дорогостоящими авиаперелетами бизнес-классом, несмотря на ограничения числа лиц, которым положены такие привилегии. Рекордсменом расточительных перелетов оказался министр промышленности Денис Мантуров, которого ранее уже ловили на растрате бюджетных денег на аренду номеров в люксовых гостиницах. Почти 200 млн рублей потратил глава Минпромторга меньше чем за год на полеты на борту бизнес-джетов, путая при этом служебные поездки с личными.
Куда улетают чиновники
С 2018 года федеральные чиновники потратили на авиаперелеты более 6 млрд рублей. В 2018 году траты составили 2,3 млрд рублей, в 2019 году – 2,1 млрд рублей, а в 2020 году уже были заключены госконтракты на сумму 1,7 млрд рублей. Это суммы расходов только девяти федеральных министерств, которые проводили закупку билетов официально с размещением информации в открытом доступе. Еще 12 министерств и несколько других федеральных служб такую информацию скрывают.
Если президента и еще девять высших должностных лиц РФ обслуживает Специальный летный отряд «Россия», то остальные госслужащие должны летать регулярными рейсами. Впоследствии, если поездки совершаются по служебной необходимости, им возмещают транспортные расходы. При этом, чем выше пост чиновника, тем комфортнее командировка: так, первым классом могут лететь министры, бизнес-классом – их замы, помощники и главы департаментов, остальным госслужащим положен эконом-класс. Однако эти ограничения часто игнорируют, что приводит к перерасходу бюджетных средств.
Как показал анализ закупок, проведенный сотрудниками Transperency International, больше всех летают в командировки сотрудники министерства иностранных дел (1,3 млрд рублей в 2019 году), Государственной фельдъегерской службы (239 млн рублей), Минпромторга (101 млн рублей), аппарата Совета Федерации (86 млн рублей), Минэкономразвития (72 млн рублей) и Минфина (64 млн рублей). Опять же, только по официальной информации в открытом доступе.
При этом чиновники частенько не соблюдают табель «должность — класс». Например, замдиректора ныне упраздненного департамента международного сотрудничества Минпроторга Александр Толпаров в 2018 году девять раз летал бизнес-классом, потратив на билеты 1,4 млн рублей. Самый дорогой его перелет в бизнесе стоил бюджету 347 тысяч рублей (Москва – Дубай – Хараре – Дубай – Москва), хотя по правилам он должен был купить билеты в эконом-класс. Еще одну дорогостоящую поездку общественники нашли в министерстве финансов: две сотрудницы (Анастасия Жилова и Анастасия Павлова) совершили поездку по маршруту Москва – Франкфурт-на-Майне – Буэнос-Айрес – Париж – Москва за 1,6 млн рублей.
Бизнес-класс отличается от эконом-класса более комфортными креслами, ресторанным питанием и наличием алкогольных напитков. Стоимость билетов в бизнес-классе превышает стоимость обычных билетов минимум в три раза. По отдельным направлениям стоимость билетов может отличаться в 9-12 раз.
Перелетный Мантуров
Отдельно в Transperency International подсчитали стоимость перелетов главы Минпромторга Дениса Мантурова. Как выяснили общественники, министр не летает ни эконом-, ни бизнес-классом, а использует для своих поездок два частных борта — Sukhoi Superjet 100 и Tу-204. Перемещения самолетов, отразившиеся на сайте Flight Radar, совпадают с графиком командировок главы Минпромторга. Воздушные судна принадлежат структурам ПАО «ОАК», а их эксплуатацию осуществляет компания «РусДжет».
За девять месяцев 2019 год Мантуров совершил 57 перелетов. В основном чиновник летает на «Сухом»: на этот самолет пришлось 34 министерских перелета. Еще 23 полета Мантуров совершил на Ту-204: сопровождал на частном бизнес-джете Владимира Путина во время официального визита в Италию, летал на Восточный экономический форум во Владивосток и Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ), а также совершал рутинные командировки в регионы.
Стоимость поездок Мантурова может составлять более 200 млн рублей. Эту сумму в Transperency вывели, сравнив маршруты министра со стоимостью аналогичных маршрутов на частных самолетах.
При этом найти официальную информацию о том, что глава Минпромторга летает частными бортами, не удалось. В министерстве эти сведения тщательно скрывают, заявляя, что на все командировки приобретаются обычные авиабилеты на общих основаниях.
Возможно, такая скрытность вызвана тем, что Денис Мантуров тратит бюджетные средства на аренду самолетов, которые возят его не только по служебным целям, но и в частные поездки. Предположительно, Мантуров использовал указанные самолеты для полетов в Геленджик, где у его семьи имеется недвижимость — пансионат «Приморье», который принадлежит ООО «Финансовые системы» (с ноября 2017 года бенефициаром ООО является отец министра Валентин Мантуров). Пансионат также наполовину принадлежит сыну главы госкорпорации «Ростех» Станиславу Чемезову. Кроме того, Валентин Мантуров владеет таунхаусом в элитном комплексе «Феллини парк», который располагается рядом с пансионатом.
«Анализируя полеты министра, мы обнаружили, что самолеты регулярно летали по одному особенному направлению. С января по сентябрь 2019 года «Суперджет» семь раз приземлялся в Геленджике. Еще дважды туда летал Ту-204. Перелет на частном «Суперджете по маршруту Москва – Геленджик – Москва может стоить от 5 млн рублей (71 000 евро)», — отмечает TI.
В Геленджик Мантуров залетал после служебных командировок: в Ставрополь в июне, в индийский Мумбаи в феврале. В обоих случаях командировки министра заканчивались аккурат под выходные, которые он проводил уже в Геленджике, после чего самолет отвозил его в Москву. Также самолет, обслуживающий Мантурова, летал из Москвы в Геленджик на новогодние и майские праздники.
«Мы предполагаем, что министр использует самолет не только в служебных, но и в личных целях. Здесь идет смешение командировочных и личных расходов. Мантуров очень часто по пятницам возвращается из командировок не в Москву, а в Геленджик на выходные, и обратно летит в понедельник. Тот, кто оплачивает его перелеты, попадает под дополнительную нагрузку — вместо Москвы самолет летит в Геленджик, а потом еще в Москву», — говорится в материале TI.
Если у вас есть информация о коррупционных нарушениях чиновников — пишите в рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции».
На чем летает мантуров
Официальные публикаций о торжественных встречах в аэропортах помогли выяснить, что некоторые из членов предыдущего правительства пользовались в служебных перелетах частной авиацией. Так, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации по вопросам социальной политики Татьяна Голикова (в 2020 году она сохранила свой пост) и министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков в октябре 2019 прилетали в Воронеж на частном самолете Bombardier, чтобы обсудить развитие социальной сферы в регионе.
Министр спорта Павел Колобков в этом же месяце и также на бизнес-джете посетил Казань, чтобы обсудить спортивное будущее столицы Республики Татарстан, а министр по делам Северного Кавказа Сергей Чеботарев в августе 2018 года между перелетами бизнес-классом летал в Дагестан осмотреть промышленные и социальные объекты на частном Bombardier CL604 Challenger (борт. номер HB-JFJ) швейцарской компании Nomad Aviation AG.
В основном Мантуров летает на «Сухом»: с начала 2019 года 34 его перелета совпадают с датами и направлением официальных командировок министра.
Еще 23 полета Мантуров совершил на Ту-204: сопровождал на частном бизнес-джете Владимира Путина во время официального визита в Италию, летал на Восточный экономический форум во Владивосток и Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ), а также совершал рутинные командировки в регионы.
Оба этих самолета эксплуатирует авиакомпания АО «РусДжет» — один из дилеров бизнес-джетов Sukhoi Business Jet (бизнес-версия Sukhoi Superjet 100), которая сама занимается частными бизнес-перевозками. По данным «Ведомостей», совладелец компании — предприниматель Виталий Ванцев, которому также принадлежит часть аэропорта «Внуково». Руководство «РусДжет» также подтверждает, что министр промышленности и торговли России Денис Мантуров уже четыре года летает в свои рабочие поездки именно на их «Суперджете».
В прессе и на официальных мероприятиях с весны 2018 года интересы «РусДжета» представляет «член Совета директоров и генеральный директор авиакомпании» Ярослав Одинцев. При этом ни в ЕГРЮЛ, ни на сайте компании к составу руководителей он почему-то не отнесен. Возможно, это связано с тем, что Ярослав Одинцев — тот самый бывший руководитель «Специального летного отряда «Россия» Управделами Президента, который по результатам своей деятельности в конце 2017 получил два года условно за злоупотребление полномочиями (ч. 1 ст. 285 УК РФ) при поставке пяти вспомогательных силовых установок специального назначения для вертолетов Ми-8. Примечательно, что согласно решению суда Одинцев умышленно скрыл необходимые сведения о таможенных пошлинах именно от сотрудников Минпромторга. В результате были похищены денежные средства ФГБУ и причинен ущерб в особо крупном размере. Уже в марте 2018 года (в марте 2019 года переизбран) Одинцев стал президентом Объединенной национальной ассоциации деловой авиации именно как представитель «РусДжета».
Так бывшего государственного менеджера, который обманывал Минпромторг, практически сразу после определения суда апелляционной инстанции отправили руководить частным перевозчиком руководителя этого федерального ведомства Дениса Мантурова.
Сколько могут стоить перелеты
На дачу бизнес-джетом
О том, что семье министра принадлежит недвижимость в Геленджике, еще в 2016 году писало издание «Собеседник». 99% акций АО «Пансионат Приморье», как следует из корпоративной отчетности компании, владеет ООО «Финансовые системы», конечным бенефициарами которого с ноября 2017 года является отец министра Валентин Мантуров. Ему принадлежит 50% в уставном капитале компании. Вторая половина у сына главы госкорпорации «Ростех» Станислава Чемезова. Валентин Мантуров также владеет таунхаусом в элитном комплексе «Феллини парк», который располагается рядом с пансионатом (там же располагается таунхаус Эдуарда Вайно, отца главы администрации президента Антона Вайно). Кроме того, в разное время с 2014 по 2016 год членом совета директоров «Приморья» была полная тезка жены министра Наталья Евгеньевна Мантурова. Ей же принадлежит гостевой дом площадью 814,1 кв. м. на улице Тельмана, в самом центре Геленджика.
Только в 2019 году командировки Дениса Мантурова трижды заканчивались в Геленджике. Например, в пятницу 14 июня 2019 министр совершил рабочую поездку в Ставропольский край, где осмотрел ряд промышленных производств в городе Невинномысске вместе с губернатором Владимиром Владимировым, а также побывал на выставке продукции, производимой индустриальным комплексом края. В тот же день «Сухой» вылетел в Ставрополь, а уже вечером был в Геленджике. Там он пробыл все выходные и вернулся в Москву с утра в понедельник — прямо к рабочему дню.
22 февраля 2019 года после турне Дениса Мантурова по Индии и ОАЭ, самолет Ту-204 возвращается из индийского Мумбаи на выходные в Геленджик. В этот же день дальнемагистральный самолет, предназначенный для дальних трансатлантических перелетов, поднимают в небо на 23 минуты – самолет летит в соседнюю Анапу и остается там до 24 февраля. На обратном пути он 16 минут летит обратно в Геленджик и в Москву к началу рабочей недели.
Мы можем только предполагать, кто был на борту двадцатиминутного рейса большого дальнемагистрального самолета из Геленджика в Анапу и провел там выходные, но по автомобильной дороге расстояние между городами занимает всего 85 километров и по данным Google Maps его можно преодолеть меньше, чем за два часа.
На новогодние и майские праздники в 2018 году «Сухой» летал в Геленджик из Москвы. Так, 30 апреля он вылетел по направлению Москва — Геленджик и обратно полетел только 6 мая. На новогодних каникулах, когда командировок быть не может, самолет тоже слетал в Геленджик — на три дня: 4 января туда и 7 января обратно. Мы предполагаем, что министр использует самолет не только в служебных, но и в личных целях.