На чем летал кожедуб

Трижды Герой Иван Кожедуб всю войну летал на любимом «жеребце»

Исследователи до сих пор спорят, сколько же воздушных побед одержал этот советский ас

8 июня исполнилось 100 лет одному из самых знаменитых летчиков Великой Отечественной – Ивану Кожедубу. Он стал третьим и последним трижды Героем Советского Союза, получившим такое звание за подвиги, совершенные до окончания Второй мировой войны. В связи с этим юбилеем вспомним некоторые эпизоды, связанные с биографией Ивана Никитовича, с его боевыми самолетами.

На чем летал кожедуб. Смотреть фото На чем летал кожедуб. Смотреть картинку На чем летал кожедуб. Картинка про На чем летал кожедуб. Фото На чем летал кожедуб

А уже после окончания семилетней школы он хотел было стать музыкантом – поступить в духовой оркестр, созданный при одной из воинских частей, но его не приняли из-за слишком юного возраста.

Свой самостоятельный трудовой путь Иван начал с должности библиотекаря в вечерней школе рабочей молодежи в городке Шостка, ближайшем к его деревне. Он работал, одновременно посещая учебные занятия в этой же школе. Позже вспоминал: «В слякоть, в пургу, в мороз ходили ежедневно по семь километров до Шостки да по семь – обратно. Учиться было нелегко, особенно много приходилось заниматься русским языком: у нас в сельской школе занятия шли по-украински».

В общей сложности Иван Никитович сменил за годы войны 6 крылатых машин. Начинал на самолетах Ла-5, а затем пересел на более совершенные Ла-7. Причем все самолеты после него оставались в строю и переходили другим летчикам.

Как рассказывали ветераны, воевать на «именных» самолетах считалось очень почетным, однако чревато было и дополнительными опасностями для летчика. Пилоты люфтваффе, заметив «эксклюзивную» надпись на борту нашего истребителя, сразу понимали, что за штурвалом такой машины явно не новичок, а кто-то из русских ассов, и потому атаковали его особенно яростно, стремясь во что бы то ни стало сбить – в назидание другим «иванам».

За всю войну Кожедуб ни разу не оказался сбит, однако было несколько случаев «на грани», когда лишь высокое мастерство пилотирования и везение спасли его не просто от беды, но даже от смерти.

12 октября 1943 года, прикрывая от налетов вражеских бомбардировщиков переправы, наведенные через Днепр, Иван Никитович в одном из эпизодов боя сумел подбить «юнкерс», но и его Ла-5 загорелся. Понимая, что находится в данный момент над неприятельской территорией, Кожедуб принял решение пожертвовать собой, совершив наземный таран. Он направил свой горящий истребитель в скопление немецкой техники, но в самый последний момент при скоростном пикировании пламя с «лавочкина» удалось сбить. Когда ему об этом сообщил по радио ведомый, Кожедуб уже над самой землей сумел вывести истребитель из смертельного пике. Он долетел до своего аэродрома и благополучно посадил поврежденную машину.

До недавних пор в справочниках указывалось число воздушных побед И. Н. Кожедуба: 62 сбитых им в годы войны вражеских самолета (именно такое количество упомянуто в наградных документах). Однако позднее исследователям удалось обнаружить еще два кожедубовских «трофея», почему-то не учтенные в этом списке: эти самолеты были уничтожены героем 11 апреля и 8 июня 1944 года.

В список воздушных побед, одержанных Кожедубом, следовало бы добавить еще два самолета. Незадолго до конца войны в небе над Берлином он сбил два американских истребителя Р-51 «Мустанг», которые предприняли атаку на его «Лавочкин», спутав с немецким самолетом. Попытки показать свою принадлежность к авиации союзной России не дали результата. И тогда Иван Никитович, продемонстрировав свой фирменный стиль боя «срубил» обоих «американцев». Один «Мустанг» в итоге взорвался в воздухе, экипаж другого спустился на парашютах. По воспоминаниям, командир полка не стал вписывать эту двойную победу в формуляр Кожедуба и пошутил: «Их припишут тебе в первый же день следующей войны!». Увы, как оказалось, – напророчил.

Иван Никитович летал вплоть до 50-летнего возраста. За свою жизнь он поднимал в воздух десятки типов самолетов. Последние свои полеты он совершил в 1970 году на истребителях МиГ-23.

Источник

Иван Никитович Кожедуб и его истребители – Ла-5 и Ла-7

Иван Никитович Кожедуб – прославленный летчик-ас Второй мировой войны, наиболее результативный летчик-истребитель в авиации союзников (64 личных победы). Трижды герой советского союза. Участвовал в боевых действиях с 1943 по 1945 год, все свои боевые вылеты совершал их на истребителях конструкции Лавочкина – Ла-5 и Ла-7. За все время войны ни разу не был сбит. По окончании войны продолжил службу в ВВС, оставаясь действующим пилотом и освоив реактивный истребитель МиГ-15. Окончил Краснознаменную Военно-воздушную академию, в 1985 году летчику было присвоено воинское звание маршала авиации.

Иван Никитович Кожедуб родился 8 июня 1920 года в крестьянской семье в небольшом украинском селе Ображиевка Шосткинского района Сумской области. В последствии окончил химико-технологический техникум и Шосткинский аэроклуб. В Красную Армию попал в 1940 году. В 1941 году закончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков, где служил инструктором. С началом Великой Отечественной войны Иван Кожедуб вместе с авиашколой был эвакуирован в Среднюю Азию. После подачи многочисленных рапортов с просьбой отправить его на фронт, его желание было удовлетворено. В ноябре 1942 года сержант Иван Кожедуб прибыл в распоряжение 240-го истребительного авиационного полка (ИАП) формирующейся 302-й истребительной авиадивизии. В марте 1943 года части дивизии были отправлены на Воронежский фронт.

На чем летал кожедуб. Смотреть фото На чем летал кожедуб. Смотреть картинку На чем летал кожедуб. Картинка про На чем летал кожедуб. Фото На чем летал кожедуб

Боевой счет своим победам летчик-ас открыл 6 июля 1943 года на Курской дуге, сбив пикирующий бомбардировщик Ju-87. Уже на следующий день Кожедуб одержал вторую воздушную победу, сбив еще один Ju-87, а в воздушном бою 9 июля смог сбить сразу 2 немецких истребителя Me-109. Уже в августе 1943 года Иван Кожедуб становится командиром эскадрильи. Первое звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» командир эскадрильи 240-го ИАП старший лейтенант Иван Кожедуб получил 4 февраля 1944 года за 146 боевых вылетов, в которых он сбил 20 немецких самолетов.

С мая 1944 года Кожедуб воевал на новой модификации истребителя Лавочкина – Ла-5ФН (бортовой № 14), который был построен на деньги колхозника Сталинградской области В.В. Конева. Уже через несколько дней после получения он сбивает на нём Ju-87. В течение шести последующих дней летчик-ас записывает на свой счет ещё 7 вражеских самолётов. В конце июня он передает свой истребитель К.А. Евстигнееву (впоследствии дважды Герой Советского Союза), а сам переходит в учебный полк. Но уже в августе Иван Кожедуб назначается заместителем командира 176-го гвардейского полка ИАП. В это же время полк проходит процедуру перевооружения, получая новые истребители Ла-7. Летчику-асу достался самолёт с бортовым № 27. Иван Кожедуб будет летать на нем до самого конца войны.

Второй медалью «Золотая Звезда» гвардии капитан Иван Кожедуб был награжден 19 августа 1944 года за 256 совершенных боевых вылетов, в которых он лично сбил 48 немецких самолетов. Однажды во время воздушного боя на истребителе Ла-7, который проходил над территорией противника, самолет Кожедуба был подбит. На машине заглох двигатель и Иван Кожедуб, чтобы не сдаваться в плен немцам, выбрал для себя на земле цель и начал на нее пикировать. Когда до земли оставалось совсем немного, двигатель истребителя неожиданно снова заработал и Кожедуб смог вывести машину из пикирования и благополучно вернулся на аэродром.

12 февраля 1945 года Иван Кожедуб в паре со своим ведомым лейтенантом В.А. Громаковским патрулировали пространство над передним краем, находясь в режиме «свободной охоты». Обнаружив группу из 13 истребителей FW-190, советские летчики немедленно атаковали их, сбив при этом 5 немецких истребителей. Три из них записал на свой счет Иван Кожедуб, два – Громаковский. 15 февраля 1945 года в полете над Одером Кожедуб смог сбить немецкий реактивный истребитель Me-262, которым управлял унтер-офицер К. Лянге из I./KG(J)54.

На чем летал кожедуб. Смотреть фото На чем летал кожедуб. Смотреть картинку На чем летал кожедуб. Картинка про На чем летал кожедуб. Фото На чем летал кожедуб

К концу Великой Отечественной войны гвардии майор Иван Кожедуб выполнил 330 боевых вылетов и провел 120 воздушных боев, сбив при этом 64 самолета противника. В это число не входят 2 американских истребителя P-51 «Мустанг», которые советский ас сбил весной 1945 года. При этом американцы первыми напали на истребитель Ла-7, которым и управлял советский летчик. По словам выжившего в этом воздушном бою американского пилота, они перепутали Ла-7 Кожедуба с немецким истребителем FW-190 и напали на него. Третью «Золотую Звезду» Иван Никитович Кожедуб получил уже после войны за высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу.

Среди сбитых Иваном Кожедубом вражеских самолетов были:

21 истребитель FW-190;
18 истребителей Ме-109;
18 бомбардировщиков Ju-87;
3 штурмовика Hs-129;
2 бомбардировщика He-111;
1 истребитель PZL P-24 (румынский );
1 реактивный самолёт Ме-262.

Ла-5 – это одномоторный деревянный низкоплан. Как и у истребителя ЛаГГ-3, основным конструкционным материалом используемым в планере самолета была сосна. Для производства некоторых шпангоутов и лонжеронов крыла применяли дельта-древесину. Деревянные детали обшивки самолета склеивались при помощи специального карбамидного КМ-1 или смоляного клея ВИАМ-Б-3.

Крыло самолета, набранное из профилей NACA-23016 и NACA-23010, технологически подразделялось на центроплан и 2-е двухлонжеронные консоли, которые имели фанерную работающую обшивку. К металлической трубе при помощи торцевой нервюры присоединялись основные стойки шасси. Между лонжеронами центроплана находились кессоны для бензобаков, выклеенные из фанеры, а в носовой части размещались купола для колес шасси.
Лонжероны самолета были деревянными со специальными полками из дельта-древесины (на истребителях модификации Ла-5ФН, начиная с 1944 года, монтировались металлические лонжероны.) К консолям с фанерной обшивкой присоединялись автоматические предкрылки, элероны типа «Фрайз» с дюралевым каркасом, обшитые перкалью и щитки-закрылки типа «Шренк». Левый элерон имел триммер.

На чем летал кожедуб. Смотреть фото На чем летал кожедуб. Смотреть картинку На чем летал кожедуб. Картинка про На чем летал кожедуб. Фото На чем летал кожедуб

Фюзеляж истребителя состоял из деревянного монокока выполненного как одно целое с килем и передней металлической фермы. Каркас состоял из 15 шпангоутов и 4 лонжеронов. Фюзеляж истребителя был наглухо скреплен с центропланом 4-я стальными узлами. Кабина летчика закрывалась плексигласовым сдвижным фонарем, который мог стопориться в закрытом и открытом положениях. На шпангоуте за спинкой сидения летчика находилась бронеплита толщиной в 8,5 мм.

Стабилизатор – двухлонжеронный, полностью деревянный с фанерной работающей обшивкой, оперение – свободнонесущее. Стабилизатор машины состоят из 2-х половинок, которые крепились к силовым элементам хвостовой части машины. Руль высоты с триммером обладал дюралевым каркасом, который обшивался полотном и также как стабилизатор состоял из двух половинок. Управление истребителем было смешанным: рулями высоты и поворота с помощью тросов, элеронами при помощи жестких тяг. Выпуск и уборка шитков-закрылков происходили при помощи гидропривода.

Шасси истребителя было убирающимся, двухопорным с хвостовым колесом. Основные опоры шасси обладали масляно-пневматическими амортизаторами. Основные колеса Ла-5 имели размеры 650×200 мм и оснащались воздушнокамерными тормозами. Хвостовая свободно ориентирующаяся опора также убиралась в фюзеляж и имела колесо размером 300 на 125 мм.

Силовая установка истребителя состояла из звездообразного двигателя воздушного охлаждения М-82, который обладал максимальной мощностью в 1850 л.с. и трехлопастного винта изменяемого шага ВИШ-105В с диаметром 3,1 метра. Выхлопные патрубки объединялись в 2 коллектора реактивного типа. Для регулирования температурой двигателя использовались лобовые жалюзи, которые находились на переднем кольце капота, а также 2 створки по бокам капота за мотором. Двигатель самолета запускался при помощи сжатого воздуха. Масляный бак емкостью в 59 литров находился на месте стыка металлической фермы и деревянной части фюзеляжа. Топливо объемом в 539 литров находилось в 5 баках: 3-х центропланных и 2-х консольных.

На чем летал кожедуб. Смотреть фото На чем летал кожедуб. Смотреть картинку На чем летал кожедуб. Картинка про На чем летал кожедуб. Фото На чем летал кожедуб

В состав оборудования истребителя помимо стандартного набора контролирующих и пилотажно-навигационных приборов включались кислородный прибор, коротковолновая радиостанция РСИ-4 и посадочная фара. Запаса кислорода хватало на 1,5 часа полета на высоте 8000 м.

Буквы ФН в маркировке Ла-5ФН расшифровывались как Форсированный Непосредственного впрыска топлива и относились к двигателю. Данный самолет начала поступать в войска с марта 1943 года. Его двигатель АШ-82ФН развивал максимальную мощность в 1850 л.с. и мог выдерживать форсированный режим в течение 10 минут полета. Данная версия истребителя Ла-5 была наиболее скоростной. У земли машина разгонялась до 593 км/ч, а на высоте в 6250 метров могла развить скорость в 648 км/ч. В апреле 1943 года в подмосковных Люберцах состоялась серия воздушных боёв между Ла-5ФН и трофейным истребителем Bf.109G-2. Учебные бои продемонстрировали подавляющее превосходство Ла-5 в скорости на малых и средних высотах, которые являлись основными для воздушных сражений Восточного фронта.

Ла-7 стал дальнейшей модернизацией истребителя Ла-5 и одной из лучших серийных машин конца Второй мировой войны. Данный истребитель обладал отличными летными качествами, высокой маневренностью и хорошим вооружением. На малых и средних высотах он имел преимущество над последними поршневыми истребителями Германии и стран антигитлеровской коалиции. Ла-7, на котором заканчивал войну Кожедуб, в настоящее время находится в Центральном музее ВВС России в поселке Монино.

На чем летал кожедуб. Смотреть фото На чем летал кожедуб. Смотреть картинку На чем летал кожедуб. Картинка про На чем летал кожедуб. Фото На чем летал кожедуб

По своему внешнему виду и размерам истребитель очень незначительно отличался от Ла-5. Одним из существенных отличий были лонжероны, которые, как и на последних сериях Ла-5ФН, были выполнены из металла. При этом обшивка и нервюры самолета остались без изменений. Размеры сечения лонжеронов были сокращены, что позволило освободить дополнительное пространство для топливных баков. Масса лонжеронов истребителя снизилась на 100 кг. Аэродинамика истребителя значительно улучшилось, достигалось это, в частности, путем переноса и улучшения формы радиатора. Также подверглась улучшениям внутренняя герметизация самолёта путем полной ликвидации просветов между трубами и отверстиями для них в противопожарной переборке и щелей в капоте. Все эти улучшения позволили Ла-7 получить над Ла-5 преимущество в скорости полета, скороподъемности и максимальном потолке. Максимальная скорость Ла-7 составляла 680 км/ч.

Использованы источники:
www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=403
www.airwar.ru/enc/fww2/la5.html
www.airwar.ru/enc/fww2/la7.html
Материалы свободной интернет-энциклопедии «Википедия»

Тайны века. Две войны Ивана Кожедуба

Источник

100 лет лучшему советскому асу

На чем летал кожедуб. Смотреть фото На чем летал кожедуб. Смотреть картинку На чем летал кожедуб. Картинка про На чем летал кожедуб. Фото На чем летал кожедуб

8 июня 1920 года в Глуховском уезде Черниговской губернии родился Иван Никитович Кожедуб, будущий трижды Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны, известный воздушный ас и маршал авиации. Именно Ивану Кожедубу принадлежит личный рекорд по числу воздушных побед среди всех летчиков-истребителей стран антигитлеровской коалиции: 64 сбитых самолета противника.

В школьные годы летчик-ас любил рисование

Иван Никитович Кожедуб родился 8 июня 1920 года в селе Ображиевка, расположенном в Глуховском уезде Черниговской губернии, сегодня территория Шосткинского района Сумской области Украины. Родители будущего летчика аса были обычными крестьянами. Отец был церковным старостой (это мирская должность, которую занимали люди, ведающие церковным хозяйством). От отца, который самостоятельно научился грамоте и любил читать, Иван перенял любовь и тягу к знаниям. В 1934 году Кожедуб окончил семилетнюю школу и продолжил дальнейшее обучение, поступив сначала в вечернюю школу при фабрично-заводском училище (ФЗУ), а в 1936 году в химико-технологический техникум, расположенный в городе Шостке.

В Шостке Иван Кожедуб сделал свои первые шаги в небо. В 1938 году Иван Кожедуб пришел в местный аэроклуб, а в апреле 1939 года совершил свой первый полет. Увлечение авиацией навсегда определило судьбу и жизненный путь прославленного летчика. Именно из Шосткинского аэроклуба Иван Кожедуб отправится на военную службу, поступив в 1940 году в Чугуевское военное авиационное училище.

Любопытно, что в детстве, ещё будучи школьником, а затем студентом техникума, Иван Кожедуб очень любил рисование. В школьные годы Ивана часто привлекали к созданию плакатов, он хорошо выводил различные лозунги и принимал участие в оформлении стенгазеты. Позднее, уже став летчиком, Иван Кожедуб говорил о том, что рисование помогло ему в профессии, которая стала для него главной на всю жизнь. По словам летчика-аса, любовь к рисованию выработала в нем хорошую зрительную память, наблюдательность, а работа с различными шрифтами и плакатами стала хорошей тренировкой для глазомера, что было особенно важно в полете и воздушном бою.

На чем летал кожедуб. Смотреть фото На чем летал кожедуб. Смотреть картинку На чем летал кожедуб. Картинка про На чем летал кожедуб. Фото На чем летал кожедуб

Еще одним увлечением летчика была гимнастика. Иван Кожедуб был младшим, пятым ребенком в семье. С детства мальчик не отличался особым ростом, но был крепкого телосложения, да и здоровье его никогда не подводило. В будущем всё это также пригодилось в его профессии. В 13-летнем возрасте мальчик стал свидетелем приезда в село цирковых артистов, особенно Ивана потряс силач, который одной рукой свободно выжимал двухпудовую (32 кг) гирю. Позднее Кожедуб и сам научился этому, добившись всего тренировками. Физическая выносливость, которую будущий летчик вырабатывал с раннего возраста, очень пригодилась в воздушных боях, которые выматывали организм пилота и сопровождались серьезными перегрузками. Даже на фронте Иван Кожедуб всегда старался найти свободное время, чтобы сделать зарядку.

В первом боевом вылете будущий летчик-ас едва не погиб

В феврале 1940 года Иван Кожедуб, пройдя строгую медкомиссию и отбор, был зачислен в Чугуевское военное авиационное училище. В марте 1941 года статус училища был понижен до школы пилотов. Это решение означало, что при выпуске летчики получали звание сержантов, а не лейтенантов, как было ранее. Несмотря на это, Кожедуб не стал писать заявление о переводе, продолжив обучение. Будучи курсантом, Кожедуб постепенно осваивал самолеты УТ-2 и УТИ-4, а в дальнейшем и истребитель И-16.

На чем летал кожедуб. Смотреть фото На чем летал кожедуб. Смотреть картинку На чем летал кожедуб. Картинка про На чем летал кожедуб. Фото На чем летал кожедуб

В июне 1943 года Ивану Кожедубу было присвоение офицерское звание, он стал младшим лейтенантом, а к августу стал заместителем командира эскадрильи. Первую свою воздушную победу летчик-ас одержал во время Курской битвы. Грандиозное противостояние двух воющих армий развернулось в начале июля 1943 года на земле и в небе. 6 июля во время своего сорокового боевого вылета летчик одержал первую победу, сбив немецкий пикирующий бомбардировщик Ju-87. А дальше — как прорвало, уже на следующий день Кожедуб снова сбил «лаптёжника», а в воздушных боях 9 июля записал на свой личный счет два первых немецких истребителя — Me-109. К концу 1943 года на счету аса было уже 25 уничтоженных самолетов противника.

Всю войну Иван Кожедуб летал на истребителях Лавочкина

Если другой знаменитый советский ас Александр Покрышкин большинство своих побед одержал на лендлизовском истребителе P-39 «Аэрокобра», то Иван Кожедуб всю войну летал на советских истребителях Лавочкина: Ла-5, Ла-5ФН и Ла-7. Эти истребители справедливо считаются одними из самых лучших советских боевых самолетов периода Второй мировой войны.

На истребителе Ла-5 Кожедуб воевал с марта 1943 по конец апреля 1944 года. Этот одноместный истребитель, созданный в 1942 году в Горьком, был выпущен крупной серией – практически 10 тысяч самолетов. Машина конструктора Семёна Алексеевича Лавочкина отличалась очень хорошими летно-техническими данными. Максимальная скорость на высоте – до 580 км/ч, практический потолок – 9500 метров, практическая дальность полета – 1190 км. При этом истребитель отличался мощным пушечным вооружением – на нем были установлены две 20-мм автоматических пушки ШВАК.

На чем летал кожедуб. Смотреть фото На чем летал кожедуб. Смотреть картинку На чем летал кожедуб. Картинка про На чем летал кожедуб. Фото На чем летал кожедуб

С мая 1944 по август 1944 года Кожедуб сражался на истребителе Ла-5ФН, который представлял собой усовершенствованный вариант предыдущего истребителя с новым более мощным двигателем М-82ФН, выдававшем мощность 1460 л.с (на 130 л.с. больше, чем двигатель М-82 истребителя Ла-5). Прибавка в мощности была значительной и позволила довести максимальную скорость истребителя до 648 км/ч, а практический потолок вырос до 11 200 метров. Любопытно, что новый истребитель Ла-5ФН, на котором воевал Кожедуб, был построен на деньги 60-летнего пчеловода Василия Викторовича Конева из колхоза «Большевик», расположенного на территории Сталинградской области. Летая на этом именном самолете, за неделю воздушных боев в румынском небе летчик-ас сбил 8 самолетов врага.

Заканчивал войну Иван Кожедуб на истребителе Ла-7, который представлял собой дальнейшее развитие Ла-5ФН, и совершил на нём первый полет 23 января 1944 года. Данная машина справедливо считается одним из лучших фронтовых истребителей Второй мировой войны. У самолета была значительным образом улучшена аэродинамика, что обеспечивало истребителю преимущество в скорости, скороподъемности и практическом потолке полета по сравнению с обычным Ла-5. При этом машина получила и новый более мощный двигатель, с ним максимальная скорость самолета на высоте могла достигать 680 км/ч. Летая на этом истребителе на завершающем этапе Великой Отечественной войны, Иван Кожедуб сбил 16 самолетов противника. Примечательно, что истребитель Ла-7, на котором летал летчик-ас, сохранился до наших дней и сегодня находится в экспозиции Центрального музея Военно-воздушных сил Российской Федерации.

Иван Кожедуб ни разу не был сбит

Иван Никитович Кожедуб прибыл на фронт в марте 1943 года. С этого момента и вплоть до самого конца войны летчик-ас ни разу не был сбит. За несколько лет на фронте Иван Кожедуб совершил 330 боевых вылетов, проведя 120 воздушных боев. Конечно, в воздухе случалось всякое. Самолет героя неоднократно пронизывали очереди немецких пулеметов и авиационных пушек. Но ни одно из попаданий не закончилось серьезным ранением или гибелью пилота, отчасти это было связно с сильным везением, но, безусловно, свидетельствовало и об отличных навыках ведения воздушного боя.

На чем летал кожедуб. Смотреть фото На чем летал кожедуб. Смотреть картинку На чем летал кожедуб. Картинка про На чем летал кожедуб. Фото На чем летал кожедуб

При этом мастерство летчика-аса особенно проявлялось в том, что Кожедубу всегда удавалось вернуть поврежденный истребитель на землю. Он ни разу не покидал самолет, воспользовавшись парашютом. Сказывался серьезный уровень ещё довоенной подготовки в летной школе и работа инструктором. Высокий уровень техники пилотирования Ивана Кожедуба ни у кого никогда не вызывал сомнений.

Список побед Ивана Кожедуба

За время войны летчик, согласно официальной советской историографии, сбил 62 самолета противника. Но, как показали дальнейшие исследования, в это число по какой-то причине не вошли ещё два сбитых самолета, которые официально подтверждались и были записаны на личный счет Ивана Кожедуба. Таким образом, в 120 воздушных боях отважный летчик сбил 64 машины врага: 21 истребитель Fw-190, 18 истребителей Ме-109, 18 пикирующих бомбардировщиков Ju-87, три штурмовика Hs-129, два бомбардировщика He-111, один истребитель PZL P-24 (румынский) и один реактивный истребитель Ме-262. При этом Иван Кожедуб, по всей видимости, стал первым советским летчиком, которому удалось сбить реактивный немецкий истребитель. Эту воздушную победу летчик-ас одержал 24 февраля 1945 года во время свободной охоты.

Источник

Три звезды Кожедуба: Главные подвиги маршала авиации

8 июня — 100 лет со дня рождения легендарного летчика, трижды героя Советского союза. За что и когда Иван Кожедуб получил свои звезды?

На чем летал кожедуб. Смотреть фото На чем летал кожедуб. Смотреть картинку На чем летал кожедуб. Картинка про На чем летал кожедуб. Фото На чем летал кожедуб

100 лет назад родился Иван Кожедуб — герой Великой Отечественной войны и легенда мировой авиации. Он был самым результативным летчиком-истребителем среди пилотов антигитлеровской коалиции. Кожедуб — трижды герой Советского союза. 5-tv.ru рассказывает, за какие подвиги Иван Никитович получил свои звезды.

Первая «Золотая звезда» — 20 сбитых самолетов

8 июня 1920-го в крестьянской семье родился Иван Кожедуб. Несмотря на то, что после окончания школы в 1934-м Иван Никитович поступил в химико-технологический техникум в городе Шостка, он начал посещать местный аэроклуб. Новый интерес побудил его начать обучение в Чугуевской военной авиационной школе летчиков, которую Кожедуб окончил уже будучи на службе в Красной армии и заступил на должность инструктора.

На чем летал кожедуб. Смотреть фото На чем летал кожедуб. Смотреть картинку На чем летал кожедуб. Картинка про На чем летал кожедуб. Фото На чем летал кожедубФото: ТАСС / Наум Грановский

В 1943-м Кожедуб вылетел на Воронежский фронт. Первый воздушный бой закончился для Ивана Никитовича неудачей, он даже чуть не погиб во время сражения, но больше таких ошибок он не совершал. Его самолет ни разу не было сбил во время Великой Отечественной войны.

На чем летал кожедуб. Смотреть фото На чем летал кожедуб. Смотреть картинку На чем летал кожедуб. Картинка про На чем летал кожедуб. Фото На чем летал кожедуб

Трижды герой Советского союза Иван Кожедуб с местными жителями во время посещения родного села Ображиевка в 1948-м. Фото: ТАСС / Александр Лесс

Летом 1943-го Ивану Кожедубу было присвоено звание младшего лейтенанта, а после его назначили на должность заместителя командира эскадрильи. В июле того же года он отправился на Курскую дугу, где 6 июля сбил свой первый фашистский самолет-бомбардировщик. На следующий день летчик сбил уже второй, а 9 июля — сразу два вражеских истребителя. За год Кожедуб совершил 146 боевых вылетов и сбил 20 немецких самолетов. 14 февраля 1944-го Ивану Никитовичу было присвоено первое звание героя Советского союза.

Вторая «Золотая звезда» — 48 сбитых самолетов

В августе 1944-го Кожедуб получил звание капитана и был назначен заместителем командира 176-го гвардейского полка. Летчик пересел на Ла-5, который был построен на деньги колхозника Василия Конева. Он пожертвовал личные средства Красной армии, но попросил построить военный самолет и назвать именем своего племянника, который погиб на фронте. После того, как новенький самолет имени Конева был готов, его передали Кожедубу. На этом самолете летчик сбил восемь немецких самолетов.

На чем летал кожедуб. Смотреть фото На чем летал кожедуб. Смотреть картинку На чем летал кожедуб. Картинка про На чем летал кожедуб. Фото На чем летал кожедубИван Кожедуб возле истребителя Ла-5, подаренного Василием Коневым в 1944-м. Фото: ТАСС / Яков Паволоцкий

19 августа 1944-го Кожедуб получил вторую «Золотую звезду». К тому моменту у него за плечами было 256 боевых вылетов и уже 48 сбитых вражеских самолетов.

Третья «Золотая звезда» — 62 сбитых самолета

К концу Великой Отечественной войны на счету у Ивана Кожедуба уже было звание майора гвардии, 330 боевых вылетов и 62 сбитых самолетов противника. Последний бой летчика во время Второй мировой войны прошел над Берлином. Третью «звезду» Кожедуб получил 18 августа 1945-го за мужество, отвагу, высокое воинское мастерство, проявленное во время войны.

На чем летал кожедуб. Смотреть фото На чем летал кожедуб. Смотреть картинку На чем летал кожедуб. Картинка про На чем летал кожедуб. Фото На чем летал кожедубИван Кожедуб в 1944-м. Фото: ТАСС / Борис Вельяшев

После войны Иван Кожедуб отправился учиться и в 1949-м окончил Военно-воздушную академию, затем он получил должность командира дивизии под Баку. Но сам Иосиф Сталин решил оставить его в Москве и отправил служить в Кубинку сначала заместителем, а потом командиром 326-й истребительно-авиационной дивизии. Она одной из первых в стране была вооружена реактивными самолетами МиГ-15. В 50-х дивизию во главе с Иваном Кожедубом отправили на Дальний Восток, откуда они попали на Корейскую войну.

На чем летал кожедуб. Смотреть фото На чем летал кожедуб. Смотреть картинку На чем летал кожедуб. Картинка про На чем летал кожедуб. Фото На чем летал кожедубСлева направо: Летчики Иван Кожедуб, Александр Покрышкин и Федор Шинкаренко в Кремлевском дворце в 1954-м. Фото: ТАСС / Николай Ситников

Дивизия Кожедуба принимала участие в Корейской войне с марта 1951 по февраль 1952-го. Под его командованием было одержано 215 побед. Почти за год было потеряно 52 советских самолета, а погибло всего 10 летчиков. Командир Кожедуб не смог участвовать в боях лично из-за строгого запрета командования.

На чем летал кожедуб. Смотреть фото На чем летал кожедуб. Смотреть картинку На чем летал кожедуб. Картинка про На чем летал кожедуб. Фото На чем летал кожедубИван Кожедуб во время демонстрации на Красной площади 1 мая 1984-го. Фото: ТАСС / Олег Иванов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *