На чем можно ездить с 14 лет без прав кроме велосипеда
Чего вы не знали о езде без прав: новые транспортные средства и законы
Автомобили любой категории – это полноправные участники дорожного движения, а потому их водители обязаны иметь права. Но вот когда заходит вопрос о велосипедистах, владельцах мопедов, багги и прочей техники, правильно растолковать закон удается не всем. Есть ряд транспортных средств, на которых можно выезжать на проезжую часть и не потребуется предъявлять права при встрече с сотрудником ГАИ. Но есть также и случаи, когда без документов грозит штраф.
ПДД для велотранспорта и мопедов
Для управления велотранспортом не нужны водительские права. Но как понять, что двух или трехколесное средство относится именно к велотранспорту, а не к одной из разновидности мопедов:
Эти два критерия указывают, на то что техника принадлежит к велотранспорту. И по проезжей части на ней без прав может передвигаться любой человек старше 14 лет. Для всех, кто младше, выезд на дорогу запрещен.
Также в законе есть еще одна поправка, рассчитанная на велотранспорт, способный развивать скорость выше пороговой. Если на транспорте стоит ограничитель, который срабатывает при достижении указанной планки, то права для езды по трассе не нужны. Хотя на деле сотрудники ГАИ не могут проверить работает ли ограничитель, и как вообще он устроен. Поэтому поправка есть, а ее применение слабенькое.
Теперь о мопедах. К ним относятся транспортные средства, развивающие скорость до 50 км/ч, имеющие электродвигатель мощностью до 4 кВТ или двигатель внутреннего сгорания до 50 куб. см. Для управления мопедом нужны права категории М.
На чем еще можно ездить без прав?
В сфере того, что сейчас на рынок стали выпускать новомодные гаджеты, на которых люди активно рассекают не только по тротуару, но и по проезжей части, встал вопрос о правах на них. Государство пока игнорирует ряд моделей, хоть они и способны развивать скорость свыше 25 км/ч. К транспортным средствам, не нуждающимся в правах относятся:
На них можно пока что передвигаться без прав, но если владелец попадет в дорожное происшествие, то могут принять строгие меры, как по отношению к автомобилисту.
A furious man driving, as seen from behind the wheel. Shot using a very wide fisheye lens.
А вот трициклы и квадроциклы требуют наличия прав, которые выдаются Ростехнадзором. Багги и карты вовсе не допускаются до выезда на проезжую часть, а потому не важно будут у человека права или нет (хоть их и не делают), водитель будет оштрафован.
На чём можно ездить без прав? Мопед, скутер, мотоцикл, квадроцикл, машина и другие
На дорогах России с юридической точки зрения достаточно много различных видов транспортных средств для разделения их по требуемым категориям водительского удостоверения или вовсе для возможности езды без права управления. Наиболее распространённые из них автомобили легковые и грузовые, мотоциклы различных параметров, скутеры, квадроциклы, мопеды, тракторы и даже мотоблоки. Для каких из них по состоянию на 2021 год нужно водительское удостоверение и какая конкретно категория требуется, а на чём можно ездить вообще без прав, давайте разбираться!
Что обязывает ездить только с правами?
Итак, есть 3 нормативно-правовых акта, обязывающие иметь права для езды на определённых транспортных средствах:
Таким образом, мы можем ездить на любых транспортных средствах при наличии права ездить на них. Если для этого требуется проходить специальное обучение, то такое право называется специальным – правом управления, и оно подтверждается водительским удостоверением.
На какие транспортные средства не нужны права?
Теперь давайте по порядку рассмотрим все виды транспортных средств, на которых можно ездить без такого специального права.
Ролики, самокаты
Самое очевидное – это то, что транспортным средством назвать ни язык не поворачивается, ни действующие на 2021 год законы к таковому не относят. Ролики, самокаты, скейтборды, детские коляски и прочее – очевидно, для всего этого права не требуются, потому что их оседлавшие всё ещё имеют статус пешеходов.
Об этом же говорят ПДД:
Ключевое слово здесь – «аналогичные». То есть то, что не имеет двигателя, приводится в движение мышцами человека, и не способно причинить серьёзный вред при столкновении.
Велосипед
На велосипеде также можно ездить без прав. Хотя, попытки ввести водительское для велосипедистов были неоднократно и даже выдавать для них госномера и регистрировать в ГИБДД, таковые на 2021 год не увенчались успехом. к счастью или сожалению.
Сегвей, гироскутер, мотоколесо
Хотя, такие устройства уже имеют в себе мотор, их всё ещё на практике не нужно регистрировать, нет обязанности ездить на них только по проезжей части, а для управления ими не нужны права.
Впрочем, с юридической точки зрения их владельцы пешеходами уже не являются (хотя, в ГИБДД официально их считают именно пешеходами), а становятся водителями электромобиля. Более подробно эти средства передвижения мы рассмотрели в отдельной статье.
Мотоблок
На мотоблок также не нужны права, несмотря на наличие у того двигателя и даже порой достаточно мощного, чтобы составить конкуренцию (исключительно по мощности) мотоциклам и скутерам.
Но не нужны, не потому что их наездники – пешеходы. Формально мотоблок не предназначен для езды по дорогам общего пользования, многие из них не предназначены, чтобы классически на них ездить, а только вести перед собой, а по паспорту они не являются транспортными средствами, у них, очевидно, нет даже ПТС.
Но если Вы выедете на мотоблоке на дорогу – даже просёлочную деревенскую или полевую, то на практике проблемы в виде штрафа и даже эвакуации мотоблока на штрафстоянку Вас могут вполне ожидать.
Питбайк
На питбайке тоже можно ездить без прав, аналогично мотоблоку. Всё потому что этот вид мотоциклов также не предназначен для езды по дорогам общего пользования, но в отличие от мотоблока питбайк на 2021 год – не сельхозтехника бытового назначения, а спортинвентарь.
Но на практике Вы всё равно попадётесь на солидный штраф (о размере штрафа ниже) за езду на питбайке даже с правом управления транспортными средствами. Дело в том, что инспекторы ДПС всё равно незаконно штрафуют водителей, а питбайки забирают на штрафстоянку. Почему незаконно? Потому что даже Верховный суд вынес решение о неправомерности такого. Поэтому такой штраф на основании указанного решения можно и нужно обжаловать.
Важное замечание!
Для каких транспортных средств нужны права?
Теперь рассмотрим распространённые транспортные средства, для управления которыми Вам потребуется специальное право. Очевидно, автомобили рассматривать не будем – для них всегда права были нужны и спорных моментов тут быть не может.
Мотоцикл
Для управления мотоциклами нужны права категории A или подкатегории A1:
Обратите внимание, что по тексту ПДД с такими же техническими характеристиками подпадают трёх- и более колёсные мотоциклы, разного рода трициклы с мотоциклетной посадкой и рулевым управлением, и если их масса не более 400 кг.
Скутер и мопед
Вопреки всё редеющим среди скутеролюбителей мнениям, на эти транспортные средства нужны права. Причём, абсолютно любой категории:
К скутерам и мопедам относят двухколёсные транспортные средства с рабочим объёмом двигателя до 50 кубов (до 49,9 кубиков, при 50 ездить уже нельзя) и с максимальной скоростью до 50 км/ч.
Квадроцикл
А вот на квадроциклы и им подобные средства, предназначенные, аналогично питбайкам для езды по бездорожью, нужны вовсе тракторные категории водительских прав. Это очень спорный момент, но практика правоприменения 2021 года говорит о том, что если Вас поймают как дороге, так и на грунте, то оштрафуют за отсутствие права управления.
Поэтому, если Вы задаётесь вопросом «Могу ли я ездить без прав на квадроциклах», то ответ – нет, не можете.
Где можно ездить без прав?
Да вообще везде! Но только при одно важном условии – Вы имеете статус обучаемого вождению. А водитель в этом случае – обучающий Вас, и именно он несёт ответственность за Ваши нарушения ПДД.
А вот по существу вопроса ездить без прав нельзя нигде, если для данного транспортного средства предусмотрено специальное право после успешной сдачи экзаменов.
Правда ли, что по полям можно ездить без прав?
Неправда. Вопреки распространённому мнению о том, что ПДД действуют только на дорогах общего пользования, а на просёлочных и грунтовых – нет, права Вам потребуются везде, хотя и есть различные мнения по этому поводу, обосновавшиеся на 2 противоположных полюсах.
На одном полюсе находятся люди, верующие в то, что ПДД действуют абсолютно везде. И в подтверждение этому приводят цитату из действующих ПДД:
1.1. Настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации.
Но на другом полюсе любители внедорожной езды, которые читают определения дорожного движения и дороги:
дорожное движение – совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог;
дорога – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.
Как видим, оба мнения имеют право на существование. А против второго лагеря оправдывающих езду по полям без прав, выступает тот факт, что дорога – это всё же используемая для передвижения полоса земли. А раз мы по ней в данном случае едем – значит, используем. Значит, дорога. Значит, мы участвуем в процессе дорожного движения, и от нас требуется выполнение ПДД.
Правда ли, что можно ездить без прав по автодрому?
Здесь та же аналогия, что и с возможностью управления без прав по полю. Автодром – это закрытая территория. На ней могут устанавливаться другие правила движения. Но противоречить ПДД они не могут.
Кроме того, по сути вышеприведённых определений дорожного движения и дороги автодром не является исключением из дорог и дорожного движения.
Что будет за езду без прав?
Итак, последний рассматриваемый нами вопрос – это штраф за нарушения по отсутствию права управления вовсе или определённой категории (при отсутствии категории у Вас нет права управления данным транспортным средством, поэтому штраф тот же).
Он составляет вилку сумм от 5 до 15 тысяч рублей по части 1 статьи 12.7 КоАП. Этот штраф накладывается, в случаях езды:
ПДД для велосипедистов, мопедистов, скутеристов
Самые распространенные нарушения ПДД, которые
— езда на мопедах, скутерах по проезжей части дороги без мотошлемов;
— управление мотоциклами, не имея права управления;
— езда на мопедах, скутерах, велосипедах по дорогам общего пользования подростками, не достигшими 14-го возраста;
ПДД для велосипедистов, мопедистов (скутеристов).
Понятия «Велосипед», «Мопед».
«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.
«Мопед» — двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.
У водителя велосипеда или скутера всегда есть возможность превратиться на время в пешехода: к пешеходам приравниваются лица, ведущие велосипед, мопед.
С какого возраста разрешено движение на дорогах?
Управлять велосипедом при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом — не моложе 16 лет.
Тротуары и обочины относятся к дорогам, поэтому лицам до 14 лет по ним передвигаться нельзя.
Изменения в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» для скутеристов:
Лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста, при наличии прав управления («водительских прав» (с мая 2014 г.) можно управлять транспортными средствами категории «M» (мопеды и легкие квадрициклы) и подкатегории «A1″(мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт).
Где разрешено ездить?
— если есть велосипедная дорожка – то только по ней (в этом случае по проезжей части нельзя),
— если нет велосипедной дорожки — по проезжей части в один ряд возможно правее,
— допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.
— по разделительным полосам проезжей части,
— по тротуарам. Велосипедисты и скутеристы – водители, а не пешеходы!
— по пешеходным дорожкам,
— по пешеходным переходам.
Если Вы хотите двигаться по тротуару, пешеходной дорожке, пешеходному переходу, то Вам необходимо слезть с велосипеда или скутера. Человек, ведущий велосипед или скутер является пешеходом.
Как правильно ездить?
Движение на велосипеде или скутере осуществляется в попутном направлении транспортным средствам. Навстречу транспортным средствам двигается только пешеход!
Водитель скутера в обязательном порядке движется по дороге в застегнутом мотошлеме.
В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.
Нельзя управлять велосипедом или скутером не держась за руль.
На велосипеде и скутере нельзя перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном подножками. Любой скутер — одноместное транспортное средство. И даже если на нем есть 2 места для сидения, то перевозить на втором месте можно только маленького ребенка.
Нельзя перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению.
Водитель велосипеда или скутера должен подавать сигналы поворота перед началом движения, перестроением, поворотом и остановкой.
Поскольку световыми указателями поворота велосипеды не оборудуются, сигналы необходимо подавать рукой. Соответственно, сигналу левого поворота соответствует вытянутая в сторону левая рука, сигналу правого поворота — вытянутая правая рука. Сигналы поворота необходимо подавать заблаговременно до начала поворота. Вернуть руку на руль можно непосредственно перед началом поворота.
Нельзя поворачивать налево или разворачиваться, если на дороге в данном направлении есть 2 или более полос, или на дороге есть трамвайные пути.
Чтобы повернуть налево или развернуться необходимо доехать до пешеходного перехода, слезть с велосипеда или скутера, таким образом стать пешеходом, после перехода дороги по пешеходному переходу вновь сесть на велосипед или скутер и продолжить движение.
Водители велосипедов и скутеров должны пропускать пешеходов!
Вне перекрестка при пересечении велосипедной дорожки с автомобильной дорогой водитель велосипеда или скутера должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге, т.е. ждать, пока по дороге не проедут все автомобили.
Велосипед или скутер, также как и любое другое транспортное средство, должен снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов.
Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.
Транспортные средства, для которых не нужны водительские права
Вот для каких транспортных средств вам не нужны водительские права
Постоянное повышение стоимости топлива на АЗС, немаленькие налоги, страховка, штрафы, увеличение стоимости автозапчастей и технического обслуживания наряду с развитием общественного транспорта, такси и каршеринга заставляет многих людей отказаться от личного автомобиля. Это означает, что есть люди, которым не нужны водительские права. Но что делать, если у вас нет водительских прав или вас их лишили? Неужели нет альтернативы, кроме как пересесть на общественный транспорт или совершать пешие экскурсии? На самом деле варианты есть. Знаете ли вы, что существует ряд транспортных средств, для управления которыми водительское удостоверение не нужно? Вы удивитесь, но это не только велосипед.
Список транспортных средств, которыми можно управлять без прав, невелик, но содержит элементы, которые, безусловно, облегчат кому-то жизнь. Начнем с самого известного и популярного транспорта в мире:
Велосипед
Как мы знаем, для управления велосипедом в России не требуется иметь водительские права. Но что такое велосипед? Какие виды транспортных средств попадают под этот вид транспорта? Является ли велосипед с электромотором транспортным средством, которым разрешено управлять без водительских прав, или же этот вид велосипеда относится к мопеду? Для этого давайте посмотрим, как выглядит расшифровка термина «Велосипед» в действующих Правилах дорожного движения РФ:
Как видите, велосипед согласно российскому законодательству может иметь электродвигатель, но его мощность не должна быть выше 0,25 кВт, а двигатель должен автоматически отключаться на скорости более 25 км/час.
Многие знают, что на велосипеде вы можете ездить без водительских прав. А где в законе об этом сказано? Для этого обратимся к статье 26 «Условия получения права на управление транспортными средствами» Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ФЗ-196 от 10.12.1995 года (с последними изменениями).
Как видно из части 1 статьи 26 этого федерального закона, водительские права для управления велосипедом (в том числе с различными двигателями) не требуются. Вот для пользования какими транспортными средствами в России и с какого возраста выдают права:
Где можно ездить?
Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон (пункт 24.3 ПДД РФ).
Движение велосипедистов в возрасте младше 7 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон (пункт 24.4 ПДД РФ).
Где допускается управление велосипедистом старше 14 лет?
По правому краю проезжей части – в следующих случаях:
Сигвей
Этот вид электрического транспорта завоевывает многие страны. Не обошла популярность различных электрических транспортных средств и нашу страну. В настоящий момент этот вид транспорта не причислен в российском законодательстве к какому-то определенному виду транспорта. Также в нашей стране пока не регламентированы правила пользования сигвеями и другими похожими видами транспорта. В будущем, конечно же, нашим властям предстоит внести ясность, поскольку современные модели сигвеев имеют возможность развивать скорость более 25 км/час, что, соответственно, уже представляет угрозу как для тех, кто управляет этим видом транспорта, так и для пешеходов и водителей.
Например, в Германии, где есть широкоразветвленная сеть велосипедных дорожек, сигвеи приравнены к велосипедам. Для передвижения же по обычным дорогам этот вид транспорта подлежит обязательному страхованию и государственной регистрации с выдачей номерного знака.
В некоторых же странах этот вид транспорта вообще запрещен.
К какому виду транспорта относятся сигвеи?
Как мы уже сказали, российское законодательство не регламентирует этот вид транспорта. Чтобы понять, к какой категории относятся сигвеи, давайте сначала вспомним ПДД, где разъясняется, что такое велосипед, мопед и мотоцикл. Вот выдержка из действующих ПДД:
«Велосипед» – транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение, как правило, мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч
(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.03.2014 № 221).
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.03.2014 № 221, от 24.10.2014 № 1097).
(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.10.2014 № 1097).
Итак, поскольку у сигвея два колеса, то этот вид транспорта может относиться к любому из вышеперечисленных транспортных средств. Как вы уже поняли, зависит это от мощности электродвигателя и максимальной скорости сигвея.
Соответственно, если мощность электродвигателя сигвея не превышает 0,25 кВт, а также если он автоматически отключается при достижении скорости 25 км/час, этот вид транспорта считается велосипедом.
В реальности же если посмотреть, какие сигвеи продают сегодня, то, как правило, продавцы стараются не указывать мощность этого транспорта. На практике их мощность намного больше 0,25 кВт, а многие модели могут развивать скорость более 50 км/час. Но у владельцев таких мощных сигвеев мало шансов понести ответственность, так как мы не знаем в настоящий момент ни одного случая, когда ГИБДД привлекла владельца сигвея за управление данной техникой без прав. Хотя формально, если вы движетесь по дороге на транспорте, попадающем под мопед или мотоцикл, вы обязаны иметь водительское удостоверение соответствующей категории.
Гироскутер
Еще одно электрическое транспортное средство, которое более популярно в нашей стране в отличие от сигвеев. Нас часто спрашивают, а нужны ли водительские права для этого вида двухколесного транспорта. Тут так же все, как и с сигвеем. Все зависит от мощности электромотора и максимальной скорости.
Так что если ваш гироскутер имеет двигатель мощностью не более 0,25 кВт и максимальную скорость не более 25 км/час, то он считается велосипедом (до тех пор, пока правительство не пропишет законодательно правила использования данного транспорта).
Стоит отметить, что в отличие от сигвеев большинство гироскутеров попадает под эту категорию. Так что можно не бояться, что гироскутер попадет под категорию «мопед» и «мотоцикл». Единственное, о чем многие забывают – что раз гироскутер попадает под категорию «велосипед», необходимо соблюдать действующие правила, регламентирующие использование велосипедов. Смотрите пункты 24.3 и 24.4 ПДД РФ.
Моноколесо
Теперь давайте рассмотрим еще один вид транспорта, который также стал популярным в нашей стране. Речь идет о моноцикле, или моноколесе. Этот электротранспорт в отличие от гироскутеров и сигвеев имеет только одно колесо. В итоге моноколесо нельзя отнести согласно законодательству ни к велосипеду, ни к мопеду, ни к мотоциклу.
Как и в случае с гироскутерами и сигвеями, российское законодательство не регламентирует правила использования данного транспорта на всех видах дорог, тротуарах и т. п. В результате управлять моноколесом можно без прав, независимо от мощности электродвигателя и максимальной скорости.
Так что пока использование моноколеса не запрещено. А раз не запрещено, то разрешено. Единственное, помните, что при управлении данным видом транспорта для своей безопасности и безопасности других участников дорожного движения все-таки необходимо соблюдать ПДД, как это необходимо делать при управлении велосипедом. Сами понимаете, что если вы, двигаясь на моноколесе, столкнетесь с кем-то из пешеходов или с автомобилем, за нарушение ПДД и других норм законодательства вас могут привлечь к ответственности.
Газонокосилка
Да-да, есть и такой вид транспорта. Например, знаете ли вы, что существуют даже международные соревнования по гонкам на газонокосилках? Причем этот вид спорта популярен во многих странах мира.
Эти четырехколесные газонные косилки оснащены достаточно мощным двигателем и рулевым колесом. Несмотря на это, газонокосилки не являются транспортными средствами, так как не предназначены для использования на дорогах общего пользования.
Мотоблок
Тут, конечно, не все однозначно. С одной стороны, одноосный мотоблок не является транспортным средством, так как конструктивно не предназначен для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Однако, по мнению судебных органов, мотоблок с прицепной тележкой с технической точки зрения можно отнести к транспортному средству.
Согласно примечанию к статье 12.1 КоАП РФ, под транспортным средством понимается автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час. Соответственно, такой вид транспорта подлежит государственной регистрации. Также к транспорту законодательство относит трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.
Таким образом, выезжая на дороги общего пользования на мотоблоке, вы управляете транспортным средством, на которое вы должны иметь специальное право (права на трактор). Вот вам пример судебного дела, где человека лишили водительских прав за управление мотоблоком с прицепом в состоянии алкогольного опьянения. Правда, обращаем ваше внимание, что наше судебное право не прецедентное и в России также немало постановлений, которые не признали мотоблок транспортным средством, что, соответственно, разрешает управлять мотоблоками без водительских прав.
В целом же при такой путанице на законодательном уровне мы не рекомендуем выезжать на мотоблоке на дороги общего пользования во избежание проблем с законом.
Электрическое инвалидное кресло/коляска
Это еще один вид электротранспорта, который становится популярным в нашей стране среди пожилых людей и инвалидов. Благодаря этим электроколяскам люди с ограниченными возможностями имеют возможность передвигаться наравне со всеми по тротуару.
Естественно, водительские права или какое-то другое специальное право для управления электроколяской не требуется. Единственное, что должен соблюдать тот, кто передвигается на электрическом кресле или коляске, это ПДД, которые обязаны соблюдать пешеходы и велосипедисты. Разумеется, выезжать на дороги общего пользования на этом транспорте запрещено.
Питбайк
Этот вид транспорта относится к спортинвентарю и не предназначен для использования на дорогах общего пользования. Соответственно, для управления этим видом транспорта водительские права не нужны. Но, как вы уже поняли, использовать питбайк можно только на специальной трассе. Кстати, вот интересное судебное дело об эксплуатации мотокроссового мотоцикла по дорогам общего пользования, в котором владелец питбайка суд выиграл.
Картинг
Еще один вид транспорта, на котором можно ездить без водительских прав. Правда, использовать карт можно только на закрытых спортивных площадках. На дороги общего пользования картингу выезжать запрещено.