На чем основан экономический цикл креативных и высокотехнологичных индустрий

Креативные индустрии: экономическая ценность и культурное содержание

На чем основан экономический цикл креативных и высокотехнологичных индустрий. Смотреть фото На чем основан экономический цикл креативных и высокотехнологичных индустрий. Смотреть картинку На чем основан экономический цикл креативных и высокотехнологичных индустрий. Картинка про На чем основан экономический цикл креативных и высокотехнологичных индустрий. Фото На чем основан экономический цикл креативных и высокотехнологичных индустрий

«Творческие индустрии», или «Креативные индустрии» (Creative Industries) являются в современной экономике одним из ключевых секторов. Они включают музыку, изобразительные и исполнительские искусства, кино, моду, ремесла, литературу и издательское дело, рекламу, дизайн, архитектурное проектирование, интернет и мультимедиа. Креативные индустрии – это деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант и которое несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности. Наиболее известным и общепринятым определением творческих индустрий является определение, сформулированное Департаментом культуры, медиа и спорта Правительства Великобритании в 1998 году: «Креативные индустрии – это деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант, и которое несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности».[1]

В понятие креативных индустрий включаются:

История понятия

Термин «креативная индустрия» начал использоваться в 90-е годы прошлого столетия. «Творческие индустрии» – это термин, используемый для обозначения такой предпринимательской деятельности, в которой экономическая ценность неразрывно связана с культурным содержанием. Творческие индустрии обогащают исконный потенциал культуры «добавленной ценностью», создаваемой благодаря предпринимательским умениям и основанному на новом знании таланту обращения с электронными и иными современными средствами коммуникации. Эти индустрии способны приумножать экономический эффект хорошо знакомых классических гигантов культуры, но, все же, основное внимание уделяют культуре современной, потому что без эксперимента, без вовлеченности в актуальную действительность никакая культура не сможет обновлять и реактивировать себя. В этом смысле творческие индустрии являются источником инновации и конкурентоспособности, столь необходимых городской культуре при условии стремительной глобализации в нашем неумолимо меняющемся мире.

Например, о том, какова структура экспорта и импорта креативной продукции в разных странах мира, уже шла речь в статье Е.К. Жарова Креативная экономика: новая модель роста в условиях мирового экономического кризиса

В постиндустриальных городах Европы, США и Дальнего Востока стратегии развития творческих индустрий были признаны ключевыми элементами социального и экономического развития. Было доказано, что они позволяют:

Отдельный аспект в определении креативных индустрий составляют «ширина» и «глубина» понятия. Энди Пратт (Andy C Pratt[2]) указывал, что «ширина» в определении культурных индустрий важна, когда речь идет об оценке потенциала занятости в креативных индустриях. Важно учитывать (или не учитывать) людей, которые выполняют техническую работу в театрах, кино, на музыкальных площадках, тех, кто занят в изготовлении продуктов, их архивации и тренингах. Пратт отмечал, что этот подход дает новую институциональную структуру, которая «невидима» в большинстве политик. Британский департамент культуры, медиа и спорта, впрочем, сделал эту структуру «видимой», включив понятие «культурного сектора» во многие недавние документы. А «креативные индустрии» рассматриваются как субсектор в этом более широком секторе.

Используя «широкое» определение, мы должны иметь в виду, что большинство включенных в него типов деятельности имеют слабое отношение к форме и содержанию культурного продукта. Непосредственное производство DVD-плееров – это принципиально другой тип деятельности, чем производство фильмов или программ, для просмотра которых мы используем эти плееры.

Одно из возможных частичных решений этой проблемы – попытка точно очертить разницу между теми, кто осуществляет прямой креативный вклад, и другими работниками, ассоциированными в производство культурных продуктов. Тем не менее, чиновники и эксперты во многих странах поддерживают наиболее широкие дефиниции, оставляя в стороне более специфические разделения[3]

На чем основан экономический цикл креативных и высокотехнологичных индустрий. Смотреть фото На чем основан экономический цикл креативных и высокотехнологичных индустрий. Смотреть картинку На чем основан экономический цикл креативных и высокотехнологичных индустрий. Картинка про На чем основан экономический цикл креативных и высокотехнологичных индустрий. Фото На чем основан экономический цикл креативных и высокотехнологичных индустрий

На стратегической сессии Форума 19 января эксперты рассуждали о том, как в эпоху постиндустриальной экономики креативные индустрии становятся источником инноваций и конкурентоспособности, столь необходимых в любом обществе в условиях стремительной глобализации меняющегося мира.

На чем основан экономический цикл креативных и высокотехнологичных индустрий. Смотреть фото На чем основан экономический цикл креативных и высокотехнологичных индустрий. Смотреть картинку На чем основан экономический цикл креативных и высокотехнологичных индустрий. Картинка про На чем основан экономический цикл креативных и высокотехнологичных индустрий. Фото На чем основан экономический цикл креативных и высокотехнологичных индустрий

Креативные индустрии как антикризисный инструмент

В международном масштабе вклад креативных индустрий в экономику становится все более весом[4], т.к. их развитие способствует росту расходов в области культуры, они содействуют индустриальному развитию, внедрению инноваций и экономической дифференциации.

Креативные индустрии создают новые рабочие места, содействуют диверсификации экономики и формированию комфортной городской среды. На долю этого сектора экономики приходится до 10% ВВП в развитых странах мира. В свою очередь, катализатором развития креативных индустрий — цифровых технологий, медиа, дизайна и культуры — является системная поддержка молодых талантов, малого и среднего бизнеса, внедрение инновационных образовательных программ и реализация эффективной культурной политики[5].

Где изучают креативные индустрии?

Сегодня развитые постиндустриальные страны видят источник развитости и стабильности общества в переходе к «экономике творчества» или, как ее еще называют, «креативной экономике», в которой основным фактором производства является творческая активность населения, способная создавать принципиально новые продукты[6]. Основной целью этого перехода является построение развитой экономики путем создания инновационной среды, а главный инструмент в достижении этой цели –это «строительство» креативных городов, фундаментом которых являются творческие индустрии. Для достижения этой цели необходимо учитывать специфику каждой отдельной страны: размер территории, обеспеченность природными ресурсами, численность населения и многое другое. В России тема «креативных городов» и творческих индустрий относительно новая. И, тем не менее, возникнув в начале 2000-х годов, она сумела привлечь внимание именитых российских ученых и практиков к своей проблематике и возможностям. Зарекомендовав себя на Западе как эффективный «антикризисный» инструмент, творческие индустрии начинают занимать передовые места в культурной и экономической политике регионов.

Креативные индустрии восполняют сокращение рабочих мест в традиционной промышленности: порядка 30% трудоспособного населения в развитых городах мира занято в творческих профессиях.

Подготовка материала: Елена Четыркина, руководитель департамента маркетинга, Выставочный научно-исследовательский центр R&C. Комплексный материал подготовлен эксклюзивно для Event LIVE, при перепечатке материала в объеме более 50% активная, открытая для индексации гиперссылка на страницу с публикацией обязательна. Фото на превью Surian Soosay. Attribution 2.0 Generic (CC BY 2.0)

Источник

Креативный класс: как творческие индустрии могут помочь росту экономики

РБК продолжает публикацию совместных материалов с проектом «Россия будущего: 2017–2035». Цель проекта, который реализуется Центром стратегических разработок (ЦСР) совместно с Министерством экономического развития, — очертить вызовы будущего и понять, готова ли Россия на них ответить.

Великий экономист Йозеф Шумпетер еще в первой половине XX века сформулировал новую модель понимания современной рыночной экономики, основанную на предпринимательской креативности: экономика развивается в той мере, в какой в ней генерируются творческие нововведения. Однако сегодня эти понятия играют качественно иную роль: конкурентные условия нынешней экономики таковы, что участие в ней требует существенно более высокой скорости производства инноваций, чем это было в эпоху массового индустриального общества. Для того чтобы влиять на этот процесс, формируются различные инструменты и политики, призванные обеспечить отдельным странам или территориям преимущество в этом состязании.

Креативный класс

Основным ресурсом современной экономики креативности являются творческие люди, способные генерировать инновации. Когда эти люди собираются в одном месте, формируют среду, состязательный и кооперативный эффекты от их взаимодействия умножаются многократно. Для описания этого нового капитала современной экономики Ричард Флорида придумал название «креативный класс». Сегодня креативный класс является глобальным, он подвижен, мобильность — его основная черта. Примерно понятно, как он себя ведет. Конечно, его можно привлечь деньгами, но ненадолго и не очень продуктивно. Представителям креативного класса важнее комфортные условия для реализации. И дело не только в инфраструктурных удобствах. Например, уровень привлекательности того или иного города для креативного класса прямо соответствует уровню толерантности на этой территории, то есть наличия атмосферы, поддерживающей и стимулирующей разнообразные формы идентичности и самовыражения. Там, где отсутствует культурное разнообразие, механизмы производства инноваций не заработают.

Креативному классу важны определенные формы культурной активности. Это не городские праздники с салютами, но возможность реализовать свою самодеятельность. Неслучайно пространством аномальной концентрации креативного класса является американский фестиваль Burning Man, основанный на принципах самодеятельности, самовыражения, приостановки рыночных отношений и отказа от потребительской установки. Удивительно, но один из вдохновителей фестиваля Гарри Варн в своем манифесте отталкивался от концепции карнавала русского философа Михаила Бахтина. Карнавал в ней понимается как особый вид низовой спонтанной культуры, противостоящей культуре официальной, доминирующей. Идея Бахтина была задрапирована под исследование о средневековой «смеховой культуре», но исторической правды в ней мало, зато много — про мертвящий официоз советского общества.

Креативные индустрии​

В 1998 году в Великобритании был реорганизован департамент культуры, медиа и спорта. Эта управленческая мера позволила выделить в особую сферу культурной политики те виды творческой активности, которые лежат на стыке культуры и экономики, — так называемые культурные индустрии. При этом потребовалось преодолевать многие традиционные представления. Например, нужно было постараться, чтобы «ремесла» (crafts) начали рассматривать как сферу культурного творчества: представители классических творческих профессий не очень охотно готовы были это признавать. С другой стороны, за культурой был признан особый экономический статус, что шокировало носителей традиционных культурных иерархий, определяющих свою функцию скорее в терминах служения прекрасному и вечному.

По этой причине само понятие «культурные индустрии» часто вызывает неприятие и у современной российской творческой интеллигенции. Взвешенная культурная политика, впрочем, понимает это различие и исходит из того, что нужно не только поощрять креативные индустрии, но и защищать определенные сегменты культуры от коммерциализации — в той мере, в какой общество считает их важными безотносительно к их экономической целесообразности. Наши исследования низовой культурной активности в России показывают, что люди, которые ее развивают (например, в форме культурного туризма), в основном стремятся к тому, чтобы она стала экономически состоятельной, но не потому, что максимизация прибыли для них самоцель. Экономическая состоятельность означает, что такая активность востребована другими людьми и может развиваться.

Британские меры по стимулированию креативных индустрий были широко приняты и адаптированы в других странах мира. Они отражали объективную тенденцию: объем мировой экономики креативных товаров (ООН к ним относит, например, предметы дизайна и художественных промыслов, исполнительские искусства, издательскую продукцию) вырос с 4,5% глобального ВВП в 2002 году до 13,6% в 2015 году. Сегодня доля России на этом рынке — почти невидимые 0,3%, Швеции — вдвое больше, а лидером здесь являются Китай (33,1%) и США (7,9%). Рынок креативных товаров развивается лучше, чем многие другие отрасли: только за период с 2004​ по 2013 год он вырос на 86,3%.

Основным способом превращения творческого продукта в товар сегодня является инструмент авторского права. Однако в связи с ростом современных технологий появляется множество других способов его коммерциализации, например экономика блогеров или возможности платформенной экономики, которую формируют такие новые игроки, как Alibaba или Uber.

Среди экспертов сегодня существует широкий консенсус: алгоритмизированный, «механический» труд будет заменяться автоматизированным. Нас ждет исчезновение многих рутинных профессий — как офисных, так и связанных с ручным трудом. А это означает, что люди все больше будут заниматься теми видами деятельности, которые никакие алгоритмы и машины не заменят. Подготовить общество к этим переменам может только переориентация системы образования на более творческую и свободную модель.

Креативный потенциал

Основная проблема реализации политики в сфере культурных индустрий — высокая дисперсность этой сферы. Производство и потребление здесь чрезвычайно разнообразны, они плохо фиксируются существующей статистикой. Тем не менее в России этот рынок огромен. Согласно данным Росстата о структуре расходов российских домохозяйств, в первом квартале 2017 года на услуги учреждений культуры они потратили 2,6% своего бюджета, на отдых и увлечения — 2,4%, на услуги образования — 1,8%, а на медицинские и санитарно-оздоровительные услуги — 1,5%. Но если последние два вида услуг представляют собой сравнительно хорошо оформленные рынки, то сфера культуры, креативной активности, плохо или почти не оформлена.

Согласно нашему исследованию 2017 года «Практики проведения досуга и участие в культурных мероприятиях» (репрезентативный опрос 4 тыс. респондентов), в стране существуют обширные сферы самодеятельности и культурного потребления, которые медийно очень рассеяны и потому почти незаметны. Например, востребованность музыкального контента сопоставима с объемом потребления телевидения: 58% слушают музыку постоянно или часто, а никогда намеренно не слушают музыку только 9% (телевизор не смотрят 8%). Хотя музыку слушают почти все, 74% опрошенных никогда не посещают специальные музыкальные мероприятия. При этом самостоятельная музыкально-певческая активность жителей России чрезвычайно высока, но она протекает мимо музыкальных групп, кружков и хоров: в них участвуют 4%, хотя на музыкальных инструментах играют 13% россиян. Зато в караоке поют уже 9%, за столом с друзьями — 17%, а о том, что напевают себе под нос, признались 30% респондентов.

Экономика D.I.Y. («сделай сам») — вообще один из самых массовых сегментов самодеятельности жителей России: 38% респондентов довольно часто сами занимаются ремонтом или что-то чинят, столько же делают это время от времени и только 24% являются в этом отношении чистыми бездельниками. Разумеется, здесь нужно делать поправку на вынужденный характер этой деятельности. Но даже безотносительно к хозяйственной необходимости ремонта 29% населения занимаются рукоделием и что-то мастерят. Основная часть делает это дома (89%), затем следуют гараж (11%) и дача (7%). Только для 7% эта деятельность — вид подработки, остальные занимаются этим в свое удовольствие или для семьи и друзей, то есть мы имеем дело с исключительно творческой установкой.

Если взять сферу путешествий и досуга, то она также основывается прежде всего на самостоятельной активности. Путешествуют по стране с той или иной степенью частотности 50% населения, из них за границу с получением визы — только 12%. 79% путешествующих организуют и планируют поездки сами, к услугам турфирм прибегают лишь 14%. Что касается выбора транспорта, то наибольшая группа путешественников предпочитают передвигаться на своем автомобиле (43%), самолетом же пользуются 23%. Иными словами, организация туризма и путешествий — сфера самостоятельной активности наших граждан.

Таким образом, в России есть огромный ресурс, связанный как с запросом на культурное потребление, так и на самодеятельную, творческую активность. А значит, культурным индустриям есть куда развиваться. В то же время создание в России привлекательной среды для креативного класса — важнейшая задача с точки зрения как удержания, так и привлечения этого главного ресурса современного развития.

Источник

Креативные индустрии как драйвер экономического роста

Морданов М.А. 1
1 Сургутский государственный университет

Креативные индустрии, креативный класс, креативный кластер, экономический рост, региональное развитие

JEL-классификация: O31, O32, O33, R12, O40

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

Введение. В политических документах Европы и других стран, включая политику Европейского Союза, стратегии Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) и других международных организаций активно используются термины «инновации» и «творчество», а также концепция «креативной экономики».

В тоже время следует отметить, что на текущий момент в мире отсутствует единая дефиниция для определения сферы экономической деятельности представителей бизнес-сообщества, которые производят и реализуют интеллектуальный продукт с помощью знаний и информации. При этом, по данным исследования ЮНЕСКО, большая часть стран, в том числе Российская Федерация, в официальных документах и исследованиях использует термин «креативные индустрии» [12].

В условиях нестабильной экономической ситуации, мировой поляризации и неравенства между государствами первой половины XXI века необходима стратегия государственного и регионального развития как ответ на масштабные культурные, экономические, социальные и технологические изменения. Основная цель обозначенной стратегии – раскрытие творческого потенциала людей посредством организации и проведения комплекса необходимых мероприятий на различных уровнях.

В этом контексте концепция «креативные индустрии» представляет собой мировое связующее звено между культурной, экономической и технологической сферами. Сегодня во всем мире о данном секторе говорят, как о важной и растущей части глобальной экономики, способствующей социальной интеграции, разнообразию экономической деятельности и всестороннему развитию личности, региона и страны в целом.

Фокус внимания представителей органов власти, бизнес-среды и исследователей смещается на инструменты: образы, звуки, символы и идеи – которые создают не только дополнительные рабочие места, добавленную стоимость произведенных продуктов, но и новую культуру в целом.

1. Содержание и эволюция концепции «креативные индустрии»

Формальное использование термина «креативные индустрии» произошло относительно недавно (1994 год), ознаменовав цифровую эру культурных индустрий и творчества. Однако его корни восходят к промышленной революции и урбанизации, культурной индустрии 30-х годов прошлого столетия, а также популярной культуре, идеологии, распространяемой через средства массовой информации, и контркультуре, восстающей против капиталистического драйва массовой культуры [13].

Впервые в официальных документах термин «креативные индустрии» впервые был принят правительством Великобритании. Данный процесс представлял собой попытку изменить условия дебатов о ценности искусства и культуры. Хотя искусство в той или иной степени поддерживалось большинством правительств, оно, как правило, рассматривалось в качестве «маргинального» явления в экономической жизни и зависело от государственных субсидий.

Сторонники идеи креативных индустрий считали, что подобный взгляд не отражает в полной мере содержание и практическую значимость концепции. Для объективного понимания вклада характеризуемого направления в экономическую сферу стран необходимо рассматривать каждый сектор экономической деятельности, связанного с творчеством и культурой, включая различные коммерческие проявления. При определении содержания предмета исследования стоит принимать во внимание не только традиционные виды искусства: театр, музыку и кино, – но и рекламу, производственные процессы, стимулирующие культурное производство и розничную торговлю продуктами творческой деятельности. Данное положение определяется следующим: истоки обозначенных направлений экономической деятельности уходят в культуру и творчество, а сами направления – важный и эффективный источник дополнительных рабочих мест и формирования и увеличения национального богатства.

В конце 90-х прошлого столетия Департаментом цифровых технологий, культуры, СМИ и спорта (Великобритания) было принято понятие «креативные индустрии» как «виды деятельности, которые берут свое начало в индивидуальном творчестве, мастерстве и таланте, имеют потенциал для создания богатства и рабочих мест посредством создания и эксплуатации интеллектуальной собственности» [8].

Содержание понятия «креативные индустрии» зависит от национального законодательства, регулирующее защиту интеллектуальной собственности в отдельно взятой стране. Несмотря на то, что дефиниция данного термина отличается в различных государствах, в ее основе заложены индивидуальный творческий талант и новые способы и инструменты применения интеллектуальной собственности.

Сегодня одной из проблем исследований в области креативных индустрий является применение различных подходов к наименованию исследуемого экономического сектора, что выражается в том числе и в подмене понятий.

В качестве синонимов описываемого направления деятельности используются следующие обозначения:

¾ креативная экономика (creative economy, orange economy);

¾ культурные индустрии (cultural Industries, cultural sector);

¾ экономика впечатлений (experience economy);

¾ экономика знаний (knowledge-based economy);

¾ индустрии авторского права (copyrights Industries, copyright-based industries) [2].

Выявленная проблема определяет необходимость четкого закрепления термина в научном языке и законодательстве.

Рассматривая различные подходы к определению креативных индустрий, исследователи выделяют четыре группы.

Первый подход заключается в характеристике креативных индустрий как набора определенных секторов, видов экономической деятельности. Этот подход поддерживается Джоном Хокинсом, британским исследователем вопросов креативных индустрий. Он считает, что характеризуемая область – это «просто еще одна отрасль» [10].

Второй подход предусматривает рассмотрение креативных индустрий как совокупности определенных профессий – этот подход отражен в концепции «креативного класса», разработанной Ричардом Флоридой, американским ученым. В рамках характеризуемой теории сфера креативных индустрий основана на профессиях или сферах деятельности.

В рамках третьего подхода креативные индустрии – это целостное городское развитие, включающее концепцию «креативного города», предложенную Чарльзом Ландри, канадским ученым, международным советником по вопросам будущего городов [13].

Четвертый подход рассматривает креативные индустрии как важную часть экономической системы, состоящую, по мнению Эндрю Скотта, британского экономиста, из совокупности работников, предприятий, учреждений, инфраструктур, каналов связи и иных активных компонентов [15].

В настоящее время в состав креативных индустрий включены 35 отраслей, представителей которых ведут деятельность как на коммерческой, так некоммерческой основе. Стоит обозначить, что существующая классификация согласуется с отраслями, относимыми к креативным индустриям на основании данных Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Среди обозначенных направлений можно выделить следующие: архитектура, изобразительное искусство, мода, музыка, реклама, издательское дело, мультимедиа, развлечения, спорт и иные [2].

В то же время отнесение различных отраслей к креативным индустриям в разных странах и международных организациях создает препятствие для разработки и формирования единого механизма применения креативных индустрий как инструмента государственного и регионального экономического роста.

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) выделяет наиболее важные характеристики, которые присущи результатам деятельности креативных индустрий, а именно:

¾ необходимость значительного вклада человеческого творчества в ходе производственного процесса;

¾ содержание интеллектуальной собственности, приписываемой отдельно взятому специалисту или группе людей, производящим товар или услугу [7].

Исследуя содержание креативных индустрий, ряд ученых усовершенствовал и предложил иной состав компонентов обозначенной области деятельности. Во-первых, предусмотрено постоянное стремление характеризуемых отраслей к генерации новых идей в ходе исследований и разработок продуктов и услуг. В данном аспекте приоритетную роль играет творческая деятельность. Во-вторых, необходима защита интеллектуальной собственности как результата функционирования субъектов креативных индустрий. В силу того, что данный сектор сосредоточен на создании новых и оригинальных ценностей. В-третьих, развитие креативных индустрий предполагает применение новейших технологий, которые поддерживают творческую деятельность [9].

Три характеристики творческих индустрий – инновации, авторское право и технологии – измеряются на уровне отдельно взятой деятельности или предприятия, что, как правило, затруднительно в силу отсутствия или искажения статистических данных. Это накладывает ограничения на всестороннее исследование содержания креативных индустрий и оценки их вклада в экономику страны или региона.

2. Значимость креативных индустрий и сущность теории креативного класса

Креативные индустрии относятся к отраслям, сочетающим создание, производство и коммерциализация творческих материалов, нематериального и культурного по своей природе. Характеризуемое направление необходимо рассматривать как творческую составляющую, не абстрагируясь от процессов цифровизации. Для раскрытия содержания концепции «креативные индустрии» необходимо принимать во внимание исторические аспекты развития общества в XIX-XX и начала XXI века.

Промышленная революция, произошедшая в ведущих государствах мира в XVIII-XIX веках, повлекла за собой серьезные изменения в жизни общества. К последним можно отнести следующие: урбанизацию, модифицированные модели производства и потребления, принципы организации рабочей силы, адаптацию к экономическим потребностям промышленного производства, напряженность на различных социальных уровнях, либерализацию. Следствием обозначенных нововведений стало появление массовой культуры и ее коммерческой составляющей.

В постиндустриальном мире, даже в условиях экономического кризиса, одним из эффективных инструментов экономического роста можно считать креативные индустрии, как феномен экономического развития. Это направление, согласно исследованиям американского ученого Ричарда Флориды, получило свое развитие благодаря «креативному классу». Он отводил новому сообществу важную экономическую функцию – создание новых идей, технологий и творческого контента [14].

Американский ученый рассматривает креативность как «фундаментальный источник экономического роста» и «решающий источник конкурентного преимущества». Флорида считает, что «креативный класс», сообщество в которое включены представители творческой деятельности: ученые, инженеры, архитекторы, педагоги, писатели, художники и предприниматели – обладает «силой, талантом и численностью, чтобы сыграть большую роль в перестройке мира» [14].

Отметим, что рассматриваемое ученым содержание нового понятия представляло собой ограничительную интерпретацию: класс, сформированный привилегированными творческими работниками – членами креативного ядра и креативными профессионалами. С учетом развития креативных индустрий и повышения значимости творческой деятельности сущность характеризуемого понятия была расширена. Ключевой акцент сделан на восприятии креативности как универсальной компетенции, принадлежащей каждому человеку, и фундаментального права человека.

Будучи перспективным сегментом экономики креативные индустрии привлекают внимание представителей политики, бизнес-сферы и науки. Исследуемый экономический сектор по итогам 2019 года демонстрирует более высокий рост по сравнению с иными отраслями: обеспечение порядка 3% мирового ВВП и занятости 1% экономически активного населения планеты. При этом, по оценкам специалистов Научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала», валовая добавленная стоимость креативных индустрий в России составляет более 2 300 млрд. руб. (104,6 млрд долл. США по паритету покупательной способности), или 2,4% ВВП. Стоит отметить, что показатель России близок к среднемировому (3%), но ниже, чем в странах-лидерах (Италия, Великобритания, Австралия, Франция, США и Китай) [4].

3. Инструмент оценки влияния креативных индустрий в экономике страны

Попытки измерить ценность культуры с экономической точки зрения ограничены, поскольку культурная ценность намного шире, чем ценность услуги, которой человек с творческими способностями может заплатить за свой труд. В рамках данного положения подтверждается тезис, что творческие люди – это не просто совокупность рабочей силы наемных специалистов, а носители уникальных качеств, развитие которых способствует созданию и реализации продуктов культуры и искусства с экономической составляющей.

В рамках определения ценности обозначенной деятельности как механизма экономического роста аналитики и эксперты Центра городских компетенций АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» применили одну из методологий расчета вклада креативных индустрий в экономику России. Использованный способ построения математической модели ценности исследуемой отрасли был реализован посредством следующего алгоритма:

¾ определение видов экономической деятельности, подлежащих включению в расчет;

¾ формирование формулы расчета;

¾ сбор статистики на уровне регионов или муниципалитетов по видам экономической деятельности и социально-экономическим показателям;

¾ расчет вклада креативных индустрий на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

¾ выявление в результатах расчетов значений, отклоняющихся от средних, и их интерпретация;

¾ определение совокупности проблем, затрудняющих проведение более точного расчета;

¾ выработка рекомендаций решения обозначенных проблем [2].

В качестве основы приближенной оценки вклада креативных индустрий был использован метод оценки «городского продукта» (city product), обобщающего показателя городской экономики. Данный метод разработан Центром ООН по населенным пунктам (UN-Habitat) с целью мониторинга прогресса в достижении поставленных задач развития тысячелетия. Согласно UN-Habitat метод оценки «городской продукт» включает в себя следующие компоненты: национальный продукт, произведенным отраслью экономики, долю занятых в соответствующей отрасли и соотношение средних уровней заработной платы в отраслях городской и национальной экономики. Оценка совокупного показателя определяется посредством следующей смешанной модели (1):

где E – городской продукт для отрасли городской экономики;

A – национальный продукт, произведенный отраслью экономики;

B – численность занятых в отрасли национальной экономики;

С – численность занятых в отрасли городской экономики;

D – соотношение средних уровней заработной платы в отрасли городской экономики и в отрасли национальной экономики [3].

По итогам проведенных вычислений была получена приближенная оценка вклада креативных индустрий в экономику России. Она была определена в размере 4,98% от ВВП, что в номинальном выражении – более 5 100 млрд. руб. за 2019 год.

Стоит отметить, что полученный результат более чем в два раза превосходит значения, рассчитанные специалистами Научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала». В качестве причины выявленных отклонений можно предположить включение в расчет разных видов экономической деятельности.

Выявленные результаты позволяют сделать вывод о наличии одной из проблем методологического исследования определения результатов деятельности креативных индустрий – отсутствие единой научно обоснованной методики.

4. Основные способы воздействия креативных индустрий на национальную экономику

Область креативных индустрий является неотъемлемой частью национальной внутренней и внешней среды. Она формируется национальной экономикой, историей и культурой, что означает следующее: креативные индустрии и национальная экономика связаны двусторонней связью. Развитие характеризуемого сектора экономики обеспечивает новые рабочие места и наращение национального богатства за счет использования мастерства, таланта и творческого потенциала населения.

Состоящие из слабо связанных подсекторов, креативные индустрии не следует путать с культурными индустриями. Последние направлены на достижение социальных и культурных целей, в то время как первые подчеркивают важность экономического результата деятельности. Влияние креативных индустрий на национальную экономику, как правило, оценивают по ее роли в борьбе с безработицей, вкладу в ВВП и внешнюю торговлю, а также по другим показателям.

Сегодня исследование креативных индустрий – одна из актуальных и популярных тем обсуждений в академической среде. Представители научного сообщества акцентируют внимание на различных характеристиках рассматриваемой деятельности, а также определяют факторы, способствующие их возникновению, формированию и развитию. Одной из наиболее важных, но в тоже время недостаточно разработанных областей научного интереса является влияние креативных индустрий на национальную экономику. Среди компонентов национальной экономики, заслуживающих особого внимания, выделяют следующие:

¾ борьба с безработицей;

¾ доля в ВВП, добавленная стоимость;

¾ внешняя торговля (экспорт);

¾ социальное и культурное развитие;

¾ повышение качества жизни;

¾ борьба с безработицей среди молодежи;

¾ иные показатели социально-экономического воздействия [7].

Креативные индустрии способствуют созданию новых рабочих мест, помогают увеличить денежный оборот субъектов креативной сферы, их вклад в ВВП, а также способствуют развитию экспорта.

Важно подчеркнуть, что креативные индустрии возникают, развиваются и процветают в определенной среде: последняя содержит благоприятные условия для ведения экономической деятельности, достаточный объем рабочей силы и другие характеристики, необходимые для увеличения добавленной стоимости произведенных продуктов и улучшения социально-экономических условий жизни.

5. Применение картографирования при оценке ценности креативных индустрий

Урбанизация экономики способствует развитию креативных индустрий за счет создания новых знаний и обогащения различных специальностей. В то же время обозначенная предпосылка, основанная на ситуации в развитых странах, не всегда может быть справедлива на территории развивающихся государств.

Креативные индустрии ассоциируются с постиндустриальными городами, где в экономике все больше преобладает сфера услуг. Обозначенному спектру деятельности необходимо сосредоточиться на постоянном отслеживании тенденций и предпочтений потребителей на неопределенных и быстро меняющихся рынках.

Современное состояние и деятельность процессов и процедур, обеспечивающих обмен между покупателями и продавцами товаров и услуг, имеют разветвленные сети и поддерживаются информационными технологиями и социальными сетями. Данная характеристика обеспечивает отсутствие географических преград функционирования субъектов современных рынков [14]. Поэтому можно ожидать, что функционирование субъектов креативных индустрий в большинстве будет сосредоточена в урбанизированных районах и достаточно развитых регионах с хорошей связью с информационными технологиями. Это поможет производителям и потребителям результатов творческой деятельности получить доступ как к местным, так и к глобальным рынкам.

Структура занятости и экономические условия отдельно взятого города, региона могут определять локацию активного развития креативных индустрий. Благоприятные условия ведения предпринимательской деятельности и развитие культуры будут стимулировать людей на поиск новых возможностей для реализации творческого потенциала и открытия новых предприятий. Именно поэтому представители творческой сферы, скорее всего, будут располагаться в районах, характеризующихся высоким уровнем креативности, инновациями и благоприятными условиями для функционирования предприятий [11].

В то же время во многих городах и муниципалитетах недостаточен уровень информированности о параметрах деятельности креативных индустрий и их местоположении. Картографирование (mapping) призвано стать первым шагом в решении этой проблемы. Это визуальная презентация результатов аналитических методов сбора, а также представления информации об ассортименте и масштабах креативных индустрий в целом или определенной их части. Данный инструментарий описывает обозначенные методы и оценивает их сильные и слабые стороны. Однако само картографическое исследование не стоит рассматривать обособленно от других научных методов или условий функционирования субъектов креативных отраслей. Картографирование находится в центре ряда других вопросов – политических, управленческих, экономических и социальных – которые определяют положительные или отрицательные результаты проекта [6]. Метод направлен на обоснование ценности креативных индустрий для экономики в целом. Это может быть продемонстрировано с помощью таких показателей, как занятость, количество и размер творческих предприятий, уровень экспорта и валовой добавленной стоимости произведенных продуктов и услуг, а также состав рабочей силы.

Выделим преимущества применения обозначенного метода в целях изучения практической значимости креативных индустрий как механизма роста экономики.

Первое преимущество представляет собой повышение значимости креативных индустрий. Проект картографирования – это, прежде всего, попытка привлечь внимание представителей органов власти, бизнес-среды и инвесторов к функционированию и развитию креативных индустрий. Результат картографирования может повысить осведомленность заинтересованных лиц об экономической значимой ценности отраслей, входящих в состав креативных индустрий.

В рамках второго преимущества картографирования можно привести формирование представления о структуре креативных индустрий. Последние представляют собой разнообразную и быстро меняющуюся группу. Опыт Великобритании и других стран показывает, что иногда креативные индустрии группируются в определенных местах, и каждая отрасль сталкивается со специфической совокупностью проблем. Картографические проекты могут выявить некоторые из этих закономерностей, а также охарактеризовать процесс их развития.

Это, в свою очередь, следует принять во внимание для третьей положительной стороны – планирования будущего роста отрасли. Картографирование можно рассматривать как инструмент определения потребностей креативных индустрий: поиск недорогих производственных ресурсов, доступ к различным услугам, в том числе интернет-сервисам, и квалифицированной рабочей силе – и формирование путей их решения.

Заключительным преимуществом исследуемого метода можно рассматривать поддержку различных политических или экономических целей. Иногда интерес к креативным индустриям заключается не столько в их содержании, сколько в потенциальном вкладе в другие актуальные цели: формирование благоприятных условий для жизни населения, развитие сельских районов или социальная сплоченность.

Креативные индустрии имеют тенденцию объединяться в кластеры, часто в промышленных районах города или региона, из которых исключаются традиционные предприятия (заводы или фабрики). Термин «креативный кластер» (creative cluster) был сформулирован Саймоном Эвансом, куратором программы ЮНЕСКО Creative Cities. Он рассматривал новое понятие как сообщество предпринимателей творческой сферы, сосредоточенных на определенной территории [1].

Раскрывая содержание и сущность компонентов обозначенного феномена, представляется возможным его следующая интерпретация – комплекс объединенных научно-исследовательских институтов, объектов индустрии, деловых центров, выставочных площадок, учебных заведений, а также обслуживающих объектов в сфере креативных индустрий. Характеризуемая территориальная и технологическая база направлена на концентрацию творческой энергии в эффективную предпринимательскую деятельность, способную увеличить вклад креативных индустрий в валовый продукт города и региона.

При этом «креативные кластеры» рассматриваются как компактное, физически ограниченное пространство, в рамках которого расположены объекты творческой деятельности, дополняющие друг друга и получающие в результате подобного взаимодействия «эффект синергии» [5].

Говоря о преимуществах развития креативных индустрий, стоит отметить их положительное влияние на повышение уровня занятости населения, привлечение высококвалифицированных специалистов, развитие местных ремесел. Таким образом, исследуемую отрасль народного хозяйства можно рассматривать как инструмент возрождения районов с неустойчивым экономическим уровнем, диверсификации местной экономики, а также модернизации бренда и специализации населенного пункта или региона.

Заключение. Сегодня во всем мире креативные индустрии признаны источником инноваций, экономического роста, личного благополучия и сплоченности общества, но использование их потенциала может оказаться сложной задачей. В то же время характеризуемый особый сектор экономики можно рассматривать как инструмент модернизации городов и регионов в экономически более комфортные и привлекательные для жизни места.

Применение цифровых технологий и инноваций определяет возможности дальнейшего стремительного развития данного сектора, открывая новые возможности для творческой деятельности.

Стоит отметить, что креативные индустрии в России нуждаются в дальнейшем развитии и поддержке, в целях формирования творческой составляющей жизнедеятельности людей и предпринимательской деятельности как средства развития общества, устойчивого и ориентированного на человека.

Финансирование креативных индустрии требует специальных знаний и искренней приверженности, признания потенциала этого сектора для положительного социального воздействия, которое преобразует и развивает творчество людей.

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *