На чем основана экономика норвегии
Экономика Норвегии
Норвежскую экономику можно отнести к смешанному типу, поскольку в ней сочетаются элементы рынка и государственной собственности. Доля рыночной экономики составляет 31%. Государство держит под своим контролем важные отрасли – нефть, гидроэнергетику, производство алюминия, предоставление телекоммуникационных услуг населению. Также правительство имеет больше 31% акций в частных компаниях и владеет самым крупным банком Норвегии. При этом никакой монополии государственного управления в экономике не наблюдается. Уровень жизни населения, ВВП, доходная часть бюджета страны растут каждый год, что положительно сказывается на экономическом состоянии Норвегии и финансово-инвестиционном климате.
Природно-сырьевой потенциал
Ключевую роль в активном экономическом развитии страны играют ресурсы, в том числе леса, полезные ископаемые (железная и медная руды, каменный уголь, пирит, титан, никель) реки, рыба, нефть и газовый конденсат, природный газ. В стране большие запасы строительного камня, в том числе гранита и мрамора, идущие на внутренние потребности.
Географическое расположение и большое количество водоемов в Норвегии позволяет вкладывать значительные средства в гидроэнергетическую сферу.
Правительство страны получает стабильное пополнение государственной казны от правильной и рациональной эксплуатации природных ресурсов. В частности, гидроэнергетика – это 97% всей энергетической системы Норвегии. Нефтяной сектор обеспечивает стабильно высокий уровень жизни населения.
Управление нефтяными ресурсами и энергетическим сектором происходит через создание интегрированных механизмов контроля со стороны частно-государственных и государственных компаний. Они вместе разведывают и разрабатывают нефтяные месторождения.
40% нефти и газа используются до собственных потребностей, а 60% — идет на экспорт. Правительство страны понимает, что запасы этих природных ресурсов когда-то закончатся. В результате чего, экономика начнет падать, как и уровень жизни норвежцев. Снизить зависимость от нефтедолларов и обеспечить будущим поколениям жителей страны стабильное будущее позволяет отложение доходов от нефтяной и газовой добычи в специальный Нефтяной фонд.
Добыча ископаемых ведется по стратегическим программам, которые строятся на принципах диверсификации и сбалансированности. Полезные ископаемые добываются не только из-под земли. Для добычи используются и широкие морские границы и территории Норвегии.
Гидроэнергетика и альтернативные источники
Использование водных ресурсов является основой энергетической системы Норвегии, которая возглавляет рейтинг европейских государств по производству гидроэнергетики. Ее используют в промышленных масштабах уже больше 100 лет, когда в стране построили первую ГЭС. На сегодняшний момент в Норвегии работает 1 тыс. мини- и маленьких гидроэлектростанций мощностью до 10 МВт. Большие ГЭС сейчас не строятся из-за использования потенциала крупных водоемов, поэтому Министерство нефти и энергетики развивает мини-проекты.
Одновременно с гидроэнергетической сферой развитие получили восстанавливающие источники энергии – ветроэнергетика, солнечная, восстанавливающие. Они дают больше 98% всей электроэнергии в Норвегии.
Основные отрасли экономики
Промышленный и производственный сектора связанные между собой, обеспечивая высокие результат и темпы выпуска продукции. Главные направления экономического развития:
Развиваются быстрыми темпами в Норвегии обувная, текстильная, пищевая промышленности, которые прекрасно оснащены технологически. Производственные успехи и высокие темпы получения качественной продукции связаны с узкой специализацией и интенсивным внедрением в отрасли инновационных технологий.
Весь промышленный комплекс имеет экспортную направленность и фондовооруженность, отличая высоким уровнем концентрации и наличием государственного капитала. Предприятия и компании ориентируются на внутренний рынок, но в стране производится большое количество продукции. Из-за этого развивается экспорт норвежских товаров, обеспечивается конкурентоспособность на мировом рынке.
Нефтегазовая промышленность
Нефть стали добывать в 1970 г., открыв большие залежи на Северном море. Сначала участие в разработке месторождений и добычи нефти играли транснациональные корпорации. Правительство практически сразу разработал концепцию централизованной добычи и распределением нефти. Ведущими компаниями в нефтегазовой сфере являются Statoil и Norsk Hydro, в которой 51% акций владеет государство.
Нефть позволила к 2005 г. погасит внешнеэкономическую задолженность, откладывать проценты от продажи нефти в фонд, инвестировать в международные и внешние проекты.
В нефтегазовой сфере огромная доля принадлежит добычи природного газа и конденсата, углеводородного сырья на шельфе Северного моря. Благодаря этому в Норвегии стал развиваться морской нефтегазовый комплекса.
Аграрный сектор
Сельское хозяйство поддерживается правительством, которое предоставляет большие льготы фермерам. Государственные дотации в отрасль направлены на промышленное выращивание овощей, фруктов и зерна, которые должны идти на внутренние потребности. Но тут ситуация аналогична той, которая существует в нефтегазовой и промышленной сферах. Продукция с фермерских хозяйств и полей идет не только на рынки и в магазины Норвегии, но и на экспорт. Особенно это касается скандинавских государств, закупающих у норвежского правительства фрукты и овощи.
Помимо садоводства и овощеводства в сельском хозяйстве преобладают мясное, молочное и зерновое направления. Мясо и молоко полностью покрывают внутренние потребности, поэтому лишняя продукция отправляется на экспорт.
Зерновые культуры выращиваются в недостаточном количестве, поэтому пшеницу и другие виды зерна правительство закупает за границей.
Занятость населения
По данным на август 2019 г. общий уровень безработицы в Норвегии достиг 3,7% (это 76,620 человек по стране). При этом среди молодых людей безработных больше всего (около 10%). Занятость населения достигла 68%. Полная занятость составила 1,932 млн. человек, около 800 тыс. человек – работают неполный рабочий день (36 часов).
Уровень безработных – самый низкий в Европе, но государство постоянно разрабатывает стратегии для снижения числа незанятого населения. Большая часть правительственных программ финансируется за счет добычи и продажи нефти, газа, природных ископаемых. Нефтедоллары позволяют открывать центры занятости в муниципалитетах и губерниях, где проходят переобучение специалисты, потерявшие работу.
Компании, которые все время увеличивают штат сотрудников за счет найма новых людей, получают дивиденды от правительства. В частности, государство самостоятельно оплачивает обучение работников и создает обучающие программы, проводить переквалификацию, повышает навыки сотрудников конкретных фирм и компаний.
Внимание руководства Норвегии к безработице и создание квалифицированных кадров проводится в рамках стратегии снятия экономики с «нефтяной иглы». В основном, правительству это удается, поскольку молодые люди получают образование не только по специальностям связанные с нефтегазовой сферой и топливно-энергетической комплексом. В Норвегии растет число высококлассных специалистов в металлургии, химической, машиностроительной промышленности и сельском хозяйстве. Такой комплексный подход обеспечивает стабильность экономики и высокие темпы роста ВВП.
Как Норвегия накопила триллион долларов
На самом деле сумма перевалила за триллион.
Фонд превратился в крупнейшего мирового инвестора. На вложения норвежцев приходится 1,3 процента от всего объема торгующихся на мировых фондовых рынках акций. Соответственно, любое кардинальное решение руководства фонда о целесообразности тех или иных инвестиций может произвести колоссальный эффект на рыночное положение соответствующих активов.
В акции нефтяных компаний инвестируется сравнительно небольшая доля ресурсов фонда — около 40 миллиардов долларов. Однако даже в глобальном масштабе эту сумму не назовешь маленькой. Инвестиции включают в себя доли в несколько процентов в таких ведущих международных корпорациях, как Shell (2,1 процента), ExxonMobil (0,8 процента) и BP (1,6 процента), и для них потеря крупнейшего инвестора может быть исключительно болезненной.
Норвегия — страна, где «зеленые» отличаются повышенной активностью и обладают серьезным влиянием на власть. Еще совсем недавно обсуждался проект полного запрета легковых автомобилей в центре Осло. В многочисленных международных организациях, ведущих борьбу с изменением климата, норвежцы всегда на главных ролях. Поэтому логично предположить, что именно намерениями противодействовать глобальному потеплению и продиктованы усилия норвежского фонда. Частично это подтвердил бывший советник правительства Норвегии Сони Капур, назвавший представленные фондом рекомендации «победой здравого смысла над нефтяным и газовым лобби». Он, кстати, призвал увеличить объем «зеленых» инвестиций фонда в 10 раз, но до такого радикализма в Осло пока не дошли.
Политическое руководство страны уже поддержало идею пенсионного фонда. Обе правящие партии поставили резолюцию «одобрить», оппозиционеры из Партии труда пока думают, но, скорее всего, тоже подпишутся. И это укрепляет наблюдателей в мысли, что идея вывести деньги из акций нефтяных компаний — политическая по своему происхождению. Но в фонде это категорически отрицают.
«Фондовые рынки показали себя в этом году особенно хорошо, так что доход фонда по итогам первых двух кварталов составил примерно 6,5%. Это дает общую сумму в 499 млрд крон, что является лучшим полугодовым результатом в норвежских кронах в истории фонда», — пояснил замглавы Norges Bank Investment Management Тронд Гранде.
За полгода правительство Норвегии изъяло из средств фонда 40 млрд крон. Впервые свою «кубышку» власти Норвегии распечатали в прошлом году, забрав из нее 105 млрд крон.
Нефть в Норвегии нашли в конце 60-х годов, после чего изучение территории продолжилось, и к концу 70-х годов стало ясно, что на территории Норвегии очень много черного золота. В 1995 году страна начала разработку самого крупного месторождения, найденного на норвежской части шельфа. По оценкам 1997 года, в норвежском секторе Северного моря промышленные запасы нефти оценивались в 1,5 млрд тонн, а газа — в 765 млрд кубометров. То есть здесь сосредоточено ¾ общих запасов и месторождений нефти в Западной Европе. С 80-х годов в Норвегии начали активное выкачивание нефти, максимальный объем добычи были зафиксирован в 2000 году. В 2005 году выяснилось, что норвежские запасы нефти исчерпаны почти на 4/5, в связи с этим с 2006 года производство черного золота в Норвегии сократилось. Правда, в 2011 году были найдены два крупнейших месторождения в Северном море. Запасы оценили от 500 млн до 1,2 млрд баррелей нефти. Это стало крупнейшей находкой за последние 30 лет. Все же большая часть разведанных запасов нефти в Норвегии истощается.
Что касается газа, то Норвегия — второй после России поставщик голубого топлива в ЕС. В 2014 году, когда отношения между Москвой и Брюсселем стали крайне напряженными, Осло попыталось нарастить свою политическое влияние в Европе за счет энергетических связей. Так, министр по европейским делам Норвегии Видар Хельгесен заявил, что страна стремится занять более активную позицию в европейской политике. Однако в Норвегии объемы добычи газа сокращаются. По официальным сведениям объем реализованного газа в мае 2014 гола составил 8,2 млрд кубометров, что на 0,8 млн кубометров газа меньше, чем месяцем ранее. Если сравнивать с 2013 годом, то этот показатель уменьшился на 9,4%. По прогнозам норвежского нефтяного директората (NPD), объемы добываемого газа продолжат снижаться.
16 сентября сообщалось, что Нидерланды, один из крупнейших добытчиков газа в Европе, сокращает производство, израсходовав почти 80% своих запасов голубого топлива. Тогда же генеральный директор Фонда энергетического развития Андрей Листовский подчеркнул, что аналогичная ситуация наблюдается ив Норвегии. Здесь запасы газа тоже близки к исчерпанию
Ах, да, совсем забыл. Для тех кто уже начал сравнивать Норвегию и Россию напомню:
-В 2017 году численность населения Норвегии к концу года будет составлять 5 378 686 человек.
— В 2017 году численность населения Москвы составила 12 377 205 человек.
Статистика | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Население | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ВВП | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Внешний | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Экспорт | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
нефть и нефтепродукты, машины и оборудование, металлы, химикаты, корабли, рыба | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Импорт | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
+ 4,4% (ВВП) (оценка за 2017 г.) [6] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Доходы | 217,1 миллиарда (2017 г.) [6] | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Затраты | 199,5 млрд (2017 г.) [6] | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Экономическая помощь | 4,0 млрд долларов (донор), 1,1% ВВП (2017 г.) [1] | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В экономика Норвегии это высокоразвитый смешанная экономика с государственной собственностью в стратегических направлениях. Хотя чувствителен к глобальным Бизнес циклы, экономика Норвегии показала уверенный рост с начала индустриальная эпоха. В стране очень высокий уровень жизни по сравнению с другими европейскими странами, и сильно интегрированная Система социального обеспечения. НорвегияСовременная система производства и социального обеспечения России опирается на финансовый резерв, создаваемый эксплуатация природных ресурсовособенно Нефть Северного моря. [18] [19] [20] [21] [22] Согласно с Организация Объединенных Наций данные за 2018 г., Норвегия вместе с Люксембург, и Швейцария являются единственными тремя странами в мире с ВВП на душу населения свыше 70 000 долларов США, которые ни островные государства ни микросостояния. [23] СодержаниеИсторияДоиндустриальная революцияДо промышленной революции экономика Норвегии в основном основывалась на сельском хозяйстве, лесном хозяйстве и рыболовстве. Норвежцы обычно жили в условиях значительного дефицита, хотя голод был редкостью. За исключением некоторых плодородных областей в Hedemarken и Østfold, урожай был ограничен выносливыми зерновыми, такими как овес, рожь и ячмень; от домашнего скота к овцам, козам, крупному рогатому скоту, свиньям и некоторой домашней птице; местами это было дополнено охота. В районах Центрального и Северная Норвегия, то Саами существовал за счет кочевого скотоводства олень. Рыбалка по всему побережью была опасным занятием, хотя такая рыба, как сельдь, треска, палтус, и другие холодноводные виды были обнаружены в большом количестве. Появление картофеля в Норвегии (в 18 веке) принесло норвежцам значительное облегчение. По всему побережью добыча рыбы (включая треску, сельдь, палтус и другие холодноводные виды) была важным дополнением к земледелию и проводилась во многих северных и запад первичный прожиточный минимум домохозяйства. Рыболовство обычно дополнялось растениеводством и животноводством на небольших фермах. Экономические условия в Норвегии не способствовали формированию феодальная система, хотя несколько королей наградили землей верных подданных, которые стали рыцари. Самостоятельные фермеры были и остаются основной единицей работы в норвежском сельском хозяйстве, но вплоть до XIX века у фермеров не хватало земли, доступной для ведения сельского хозяйства. Многие сельскохозяйственные семьи оказались в нищете, поскольку фермеры-арендаторы, и послужило толчком для эмиграция в Северную Америку. Индустриальная революцияПомимо майнинга в Kongsberg, Рёрус и Løkken, индустриализация пришла с появлением первых текстильных фабрик, построенных в Норвегии в середине 19 века. Но первые крупные промышленные предприятия сформировались, когда политика предпринимателей привела к созданию банков для обслуживания этих нужд. Промышленность также предлагала работу большому количеству лиц, которые были перемещены из сельскохозяйственного сектора. Поскольку заработная плата в промышленности превышала заработную плату в сельском хозяйстве, сдвиг положил начало долгосрочной тенденции к сокращению посевных площадей и структуры сельского населения. Рабочий класс стал отдельным явлением в Норвегии со своими районами, культурой и политикой. Социал-демократические реформыПосле Второй мировой войны Норвежская рабочая партия, с участием Эйнар Герхардсен будучи премьер-министром, предпринял ряд социал-демократических реформ, направленных на выравнивание распределения доходов, ликвидацию бедности, обеспечение социальных услуг, таких как выход на пенсию, медицинское обслуживание и пособия по инвалидности, для всех, а также на передачу большего количества капитала в общественное доверие. Высокопрогрессивные налоги на прибыль, введение налога на добавленную стоимость и широкий спектр специальных надбавок и налогов сделали Норвегию одной из стран с самыми высокими налогами в мире. Власти особенно облагали налогом дискреционные расходы, взимая специальные налоги на автомобили, табак, алкоголь, косметику и т. Д. Долгосрочная социал-демократическая политика Норвегии, обширное государственное отслеживание информации и однородность ее населения особенно хорошо подходят для экономических исследований, а академические исследования из Норвегии, как оказалось, внесли значительный вклад в область макроэкономики в эту эпоху. Когда Норвегия стала страной-экспортером нефти, экономические последствия стали предметом дальнейшего изучения. Нефть и постиндустриализмСтрана-экспортер нефтиВ мае 1963 года Норвегия заявила суверенные права на природные ресурсы в своем секторе Северное море. Разведка началась 19 июля 1966 г., когда Путешественник по океану пробурила первую скважину. [ нужна цитата ] Впервые нефть была обнаружена на Балдерское нефтяное месторождение на фланге Utsira High, примерно в 190 км к западу от Ставангер, в 1967 году. [24] Первоначальное исследование было бесплодным, пока Океанский викинг нашли нефть 21 августа 1969 г. [ нужна цитата ] К концу 1969 года стало ясно, что в Северном море имеются большие запасы нефти и газа. Первое месторождение нефти было Экофиск, произвело 427 442 баррелей (67 957,8 м3). 3 ) нефти в 1980 году. С тех пор большое натуральный газ также были обнаружены запасы. Оказалось, что Северное море представляет собой множество технологических проблем для добычи и разведки, и норвежские компании вложили средства в создание потенциала для решения этих проблем. Ряд инженерных и строительных компаний возникли из остатков в значительной степени утраченной судостроительной отрасли, создав центры компетенции в Ставангер и западные пригороды Осло. Ставангер также стал наземным плацдармом для морское бурение промышленность. В настоящее время Северное море прошло пик добычи нефти производство. Новые месторождения нефти и газа были обнаружены и разработаны на крупных норвежских территориях Норвежское море и Баренцево море, в том числе Snøhvit. Оговорки о Европейском СоюзеВ сентябре 1972 г. Норвежский парламент поставил на референдум вопрос, стоит ли Норвегии вступать в Европейское экономическое сообщество. Предложение было отклонено с небольшим отрывом. Норвежское правительство приступило к переговорам по торговому соглашению с ЕС, которое предоставит норвежским компаниям доступ на европейские рынки. Со временем Норвегия пересмотрела и доработала это соглашение, в конечном итоге присоединившись к Европейская ассоциация свободной торговли и Европейское экономическое пространство. Хотя торговая политика Норвегии уже давно нацелена на гармонизацию ее промышленной и торговой политики с политикой ЕС, новый референдум 1994 года дал тот же результат, что и в 1972 году, и Норвегия остается одной из двух стран. Скандинавские страны за пределами ЕС, другое существо Исландия. Хотя большая часть вызывающих разногласия публичных дебатов по поводу членства в ЕС касалась скорее политических, чем экономических вопросов, они сформировали экономическую политику несколькими важными способами: Норвежцы добивались договоренностей по ряду конкретных вопросов, таких как продукция рыбоводных хозяйств, сельскохозяйственная продукция, стандарты выбросов и т. Д., Но они, похоже, не сильно отличаются от тех, которых добиваются добросовестные члены ЕС. Ожидается, что в какой-то момент вопрос о членстве будет снова вынесен на референдум. Постиндустриальное экономическое развитиеНесколько вопросов доминировали в дебатах по экономике Норвегии с 1970-х годов: Роль государственной собственностиНорвежское государство сохраняет значительную долю собственности в ключевых отраслях промышленности, сосредоточенных в природных ресурсах и стратегических отраслях, таких как стратегический нефтяной сектор (Эквинор), производство гидроэлектроэнергии (Statkraft), производство алюминия (Norsk Hydro), крупнейший норвежский банк (DNB) и телекоммуникационный провайдер (Telenor). Правительство контролирует около 35% общей стоимости публичных компаний на фондовой бирже Осло, при этом пять из семи крупнейших листинговых компаний частично принадлежат государству. [28] Когда включаются компании, не включенные в листинг, государство имеет еще более высокую долю в собственности (в основном за счет прямого владения нефтяными лицензиями). Государственные предприятия Норвегии составляют 9,6% всех занятых в несельскохозяйственном секторе, и эта цифра возрастает почти до 13% с учетом компаний с миноритарной долей государственной собственности, что является самым высоким показателем среди стран ОЭСР. [29] Как зарегистрированные, так и не включенные в листинг фирмы с государственной долей владения ориентированы на рынок и работают в условиях высокой степени либерализации. рыночная экономика. Комбинация относительно высокой степени государственной собственности в норвежской открытой рыночной экономике была описана как форма государственный капитализм. [30] Высокий уровень государственной собственности был мотивирован целым рядом причин, но, что наиболее важно, желанием установить национальный контроль над использованием природных ресурсов. Прямое участие государства началось до 20 века с создания общественной инфраструктуры, а после Второй мировой войны оно значительно расширилось в промышленность и коммерческие предприятия за счет приобретения немецких активов в нескольких производственных компаниях. Наибольшее расширение государственной собственности произошло с учреждением компании Statoil в 1972 году. Отрасли и коммерческие предприятия, в которых государству принадлежит доля, высоки. либерализованный и рыночные, с маркетингом, распространяющимся на Государственная служба провайдеры, а также промышленность. [32] ДанныеВ следующей таблице представлены основные экономические показатели за 1980–2017 годы. Инфляция ниже 2% отмечена зеленым цветом. [33]
Экономическая структура и устойчивый ростПревращение Норвегии в страну-экспортера нефти подняло ряд вопросов для норвежской экономической политики. Высказывались опасения, что большая часть инвестиций в человеческий капитал Норвегии сосредоточена в отраслях, связанных с нефтью. Критики отмечают, что экономическая структура Норвегии сильно зависит от природных ресурсов, для которых не требуется квалифицированная рабочая сила, что делает экономический рост очень уязвимым к колебаниям спроса и цен на эти природные ресурсы. Государственный пенсионный фонд Норвегии является частью нескольких усилий по страхованию от зависимости от доходов от нефти. Из-за нефтяного бума, начавшегося с 1970-х годов, у правительства было мало стимулов для помощи в развитии и поощрении новых отраслей в частном секторе, в отличие от других северных стран, таких как Швеция и особенно Финляндия. Однако в последние десятилетия на национальном и местном уровнях правительства стали появляться определенные стимулы для поощрения создания новых «континентальных» отраслей, конкурентоспособных на международном уровне. Помимо стремления к созданию высокотехнологичной отрасли, растет интерес к стимулированию роста малого бизнеса как источника занятости в будущем. В 2006 году правительство Норвегии сформировало девять «экспертных центров», чтобы способствовать развитию этого бизнеса. [34] Позже, в июне 2007 года, правительство внесло свой вклад в создание онкологического кластера Осло (OCC) в качестве экспертного центра, опираясь на тот факт, что 80% исследований рака в Норвегии проводится в непосредственной близости от Осло и что большинство норвежских биотехнологических компаний сосредоточены на раке. [34]
|