На чем основано социальное управление

Социальное управление

На чем основано социальное управление. Смотреть фото На чем основано социальное управление. Смотреть картинку На чем основано социальное управление. Картинка про На чем основано социальное управление. Фото На чем основано социальное управление На чем основано социальное управление. Смотреть фото На чем основано социальное управление. Смотреть картинку На чем основано социальное управление. Картинка про На чем основано социальное управление. Фото На чем основано социальное управление На чем основано социальное управление. Смотреть фото На чем основано социальное управление. Смотреть картинку На чем основано социальное управление. Картинка про На чем основано социальное управление. Фото На чем основано социальное управление На чем основано социальное управление. Смотреть фото На чем основано социальное управление. Смотреть картинку На чем основано социальное управление. Картинка про На чем основано социальное управление. Фото На чем основано социальное управление

На чем основано социальное управление. Смотреть фото На чем основано социальное управление. Смотреть картинку На чем основано социальное управление. Картинка про На чем основано социальное управление. Фото На чем основано социальное управление

На чем основано социальное управление. Смотреть фото На чем основано социальное управление. Смотреть картинку На чем основано социальное управление. Картинка про На чем основано социальное управление. Фото На чем основано социальное управление

Общество и каждая функционирующая в нём организация представляют собой управляемые системы.

Социальное управление изучали исследователи: Ф.У. Тейлор,
А. Файоль, М. Вебер, П. Блау, Р. Блейк, Г. Эмерсон, Г. Форд, П. Друкер и др. [6, с. 485].

Социальное управление – это основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъектов управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему) с целью обеспечения нормального его функционирования, совершенствования и развития. В качестве управляемого объекта может выступать общество в целом и его отдельные сферы: экономическая, политическая, духовная и т.д., либо его звенья (предприятия, фирмы, организации, банки и т.д.) [6, с. 465].

У социального управления есть определённые цели и задачи.

Цели социального управления:

· обеспечение функционирования общества и его подсистем;

· сохранение целостности общества;

· совершенствование и развитие общества.

Задачи управления:

· формирование корпоративной культуры;

· мотивация персонала к достижению цели;

· формирование в управляемой организации организационного порядка;

· разработка и осуществление технологии изменений;

· реализация управленческих решений [6, с. 469].

Современное управление руководствуется несколькими основополагающими принципами.

Принципы социального управления:

· принцип органической взаимообусловленности и целостности субъекта и объекта управления;

· принцип государственной законности;

· принцип обеспечения внутренней правовой регламентации;

· принцип найма руководителя;

· принцип единства специализации и унификации процессов управления;

· принцип многовариантности управленческих решений;

· принцип обеспечения устойчивости системы по отношению к внешней среде;

· принцип мобильности процесса управления;

· принцип автоматизации управления;

· принцип единства руководства [6, с. 466 – 467].

Двумя исходными компонентами управленческой структуры является объект и субъект управления.

Субъект управления – это лицо, группа лиц или специально созданный орган, являющийся носителем управленческого воздействия на социальный объект (управляемую подсистему), осуществляющий деятельность, направленную на сохранение качественной специфики, обеспечение её нормального функционирования и успешного движения к заданной цели.

Объект управления – это социальная система (страна, регион, область, предприятие, коллектив), на которую направлены все виды управленческого воздействия с целью её совершенствования, повышения качества функций и задач, успешного достижения запланированной цели.

Виды объектов управления:

· культурные и т.д. [6, с. 468].

В организационной структуре управления выделяют следующие основные элементы: уровни (ступени), звенья управления и связи (горизонтальные и вертикальные).

Т. Парсонс выделил три уровня управления:

· низовое звено (действует на техническом уровне);

· управленческое звено (согласовывает действия внутри организации, т.е. управленческий уровень);

· руководство высшего звена (институциональный уровень, например, на уровне государства).

В структуре управления выделяют два типа связей: горизонтальные и вертикальные. Вертикальные связи характеризуются иерархической соподчинённостью (низовое звено подчинено вышестоящему), а горизонтальные связи представляют один уровень управления (например, на одном предприятии несколько производственных отделов) [6, с. 474].

Для чего же в обществе и общественных организациях необходимо управление? Ответ на этот вопрос наиболее чётко прослеживается в функциях, выполняемых социальным управлением.

Функции управления:

· функция целеполагания и целедостижения;

· функция корректирующей деятельности;

· функция удержания отклонений в функционировании системы в определённых пределах;

На чем основано социальное управление. Смотреть фото На чем основано социальное управление. Смотреть картинку На чем основано социальное управление. Картинка про На чем основано социальное управление. Фото На чем основано социальное управление

· создание благоприятного климата для работы;

· обеспечение целостности системы;

· повышение качества и эффективности служебной деятельности [6, с. 479 – 481].

Оптимальное соотношение рассмотренных функций управленческой деятельности предполагает их интеграцию на основе использования возможностей и пределов каждой из них, их непротиворечивого сочетания и взаимодействия. Всякий процесс управления носит циклический характер. Этот процесс, взятый в единичном виде, начинается с определения целей и задач и планирования действий, направленных на их достижение, и завершается их осуществлением, достижением желаемого и планируемого результата [6, с. 482].

Рекомендации социологов по организации управленческой деятельности сосредотачивают внимание на управлении людьми, на мотивации их сознательной и целеустремлённой творческой деятельности в интересах не только развития производства, но и в интересах развития человека.

Конспект учебного материала составлен на основе литературы:

1. Бабосов, Е.М. Практикум по социологии: учеб. пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов – Минск: ТетраСистемс, 2003. – 416 с.

2. Добреньков, В.И. Социология: учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 624 с.

3. Кравченко, А.И. Социология: учебник для студентов вузов /
А.И. Кравченко. – М.: «Академический проект», Издательская корпорация «Логос», 1999 – 382 с.

4. Добреньков, В.И. Социология. В 3 т. Т. 3. Социальные институты и процессы / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко – М.: ИНФРА-М, 2000. – 520 с.

5. Бабосов, Е.М. Социология управления: пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – 6-е изд., перераб. и доп. – Минск: Тетра-Системс, 2010. – 272 с.

6. Бабосов, Е.М. Общая социология: учеб. пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – 3-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2006. – 640 с.

7. Вайнштейн, Л.А. Психология управления: курс лекций / Л.А. Вайнштейн. – Минск: БГУ, 2007. – 207 с.

Источник

СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

1. Принцип органической взаимообусловленности целостности субъекта и объекта управления. Управление как процесс целенаправленного и организующего воздействия субъекта (управляющей подсистемы) на объект (коллектив, организация, техническая система, информация и т.п.) должно составлять единую комплексную систему, имеющую одну цель, связь с внешней средой, обратную связь с внешней средой, обратную связь от цели к действию, направленному на ее достижение.

2. Принцип государственной законности системы управления организацией, фирмой, учреждением. Суть его такова: организационно-правовая форма фирмы должна отвечать требованиям и нормам государственного законодательства.

3. Принцип обеспечения внутренней правовой регламентации создания, функционирования и развития фирмы (организации, учреждения и т.п.). Вся деятельность фирмы должна осуществляться в соответствии с требованиями внутреннего устава (учредительного договора), содержание которого должно отвечать законодательству страны и проходить регистрацию в Министерстве юстиции.

5. Принцип единства специализации и унификации процессов управления. Специализация повышает его эффективность. Однако это не всегда можно использовать из-за низкой повторяемости управленческих процессов. Поэтому специализация должна дополняться универсализацией управления, выработкой общих методов.

6. Принцип многовариантности управленческих решений диктуется необходимостью осуществлять выбор одного рационального и эффективного решения из множества возможных, в том числе и альтернативных решений по выполнению функций системы и достижению ею поставленной цели.

7. Принцип обеспечения устойчивости системы по отношению к внешней среде. Устойчивость и стабильность управленческой системы определяется качеством стратегического управления и оперативного регулирования, приводящего к лучшей приспособляемости системы (организации) к изменениям во внешней среде, в том числе и к благоприятным.

8. Принцип мобильности процесса управления. Наряду с устойчивостью управление должно быть мобильным, т.е. быстро и без особых трудностей приспосабливать изменения внутренней среды (организации фирмы) и внешней среды (потребителей товаров и услуг, конъюнктуры рынка) к научно-техническим изменениям.

9. Принцип автоматизации управления. Чем выше уровень автоматизации управления, тем выше качество процесса управления и ниже затраты. Условием автоматизации управления является развитие унификации и стандартизации элементов управленческой системы, производства, специализации выполняемых функций.

10. Принцип единства руководства, сущность которого можно выразить так: в одной организации, будь то промышленное предприятие, торговая фирма, научное учреждение или армия, должны функционировать один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель.

Особенности С.У. в плане распределения целей и задач между различными уровнями и звеньями управленческой деятельности связаны с организационной структурой управления. Под организационной структурой управления понимается совокупность уровней и звеньев управленческой деятельности в единстве с их функциональными областями, расположенными в строгой соподчиненности и обеспечивающими взаимосвязь между управляющей и управляемой системами для эффективного достижения целей. Она ориентирована на установление четких взаимодействий между отдельными подразделениями системы управления, распределением между ними прав, обязанностей и ответственности.

В организационной структуре управления выделяются следующие основные элементы: уровни (ступени) управления, его звенья и связи горизонтальные и вертикальные. Под уровнем управления понимается иерархическая соподчиненность подразделений и звеньев управленческой деятельности, занимающих определенную ступень в системе управления. Ступени управления находятся в вертикальной зависимости друг от друга и подчиняются друг другу по иерархии: руководители более высокой ступени управления разрабатывают и принимают решения, которые конкретизируются и осуществляются руководителями более низкой ступени, а каждое должностное лицо ответственно как за свои собственные решения и действия, так и за решения и действия своих подчиненных, в силу чего каждое должностное лицо располагает властью над теми, кто находится ниже его в управленческой пирамиде.

Т. Парсонс выделил три основных уровня управления в зависимости от того, какие функции выполняются руководителями разного ранга. Согласно его определению, руководители низового звена, действующие на техническом уровне, в основном занимаются ежедневными операциями и действиями, необходимыми для обеспечения эффективной работы без срывов в производстве продукции или оказании услуг. Руководители, действующие на управленческом уровне, в основном заняты управлением и координацией внутри организации, они согласовывают разнообразные формы деятельности и усилия различных подразделений организации. Руководители, действующие на институциональном уровне, т.е. на уровне социальных институтов, таких, например, как государство, религия, правовая система, вооруженные силы и т.п., заняты в основном формулированием целей, разработкой стратегических решений и долговременных (перспективных) планов, адаптацией управляемой социальной системы к различного рода переменам, управлением взаимодействий данной системы с внешней средой.

Руководители среднего звена чаще всего возглавляют крупное подразделение или отделение в организации, а характер их работы определяется прежде всего координированием и управлением работой руководителей низового звена, подготовкой информации для решений, принимаемых руководителями высшего звена, последующей трансформацией полученных сверху решений в технологически удобную форму в виде конкретных заданий руководителям низового звена, а также осуществлением этих решений. Типичными должностями руководителей среднего звена управления являются: заведующий отделом (в бизнесе), декан (в университете), директор филиала, армейский офицер от лейтенанта до полковника.

К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также специалисты, выполняющие соответствующие управленческие функции. Управленческие звенья органично связаны с уровнями управления, в содержании своей деятельности определяются последними.

Кроме того, в системе управления существуют и горизонтальные связи, характеризующиеся расстановкой конкретных руководителей во главе отдельных подразделений. Например, на многих предприятиях имеются начальники производственного отдела, финансового отдела, энергетической, конструкторской службы, службы маркетинга.

Преимущества функциональной структуры таковы: а) высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций; б) освобождение линейных менеджеров, осуществляющих конкретные функции; в) стандартизация, формализация и программирование некоторых специальных вопросов. Но ей присущи и определенные недостатки. Они состоят в следующем: а) чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач «своих» подразделений; б) трудности в поддержании взаимосвязей между различными функциональными службами; в) длительность процедур принятия решений.

Нередко в системе управления создается специфический симбиоз, конструируемый путем органического совмещения структур двух видов: линейной и вертикальной. Такое совмещение обусловлено необходимостью координации деятельности в тех случаях, когда такая деятельность распределяется по своим целям, задачам, содержанию как по горизонтали, так и по вертикали, что имеет место в крупных современных организациях и в социальных институтах. Подобного рода организационная структура управления называется матричной. Такая матричная структура управления функционирует на крупных предприятиях.

При матричной структуре управления руководитель программы (проекта) работает не с подчиненными ему непосредственно специалистами, которые подчинены линейным руководителям, а в основном определяет, что и когда должно быть сделано по конкретной программе, линейные же руководители решают, кто будет выполнять ту или иную работу.

Матричная структура тоже имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества ее таковы: 1) возможность быстро реагировать и адаптироваться к изменяющимся внутренним и внешним условиям организации; 2) рациональное использование кадров за счет специализации различных видов трудовой деятельности; 3) увеличение мотивации деятельности за счет децентрализации управления и усиления демократических принципов руководства; 4) сокращение нагрузки на руководителя высокого уровня за счет делегирования определенной части полномочий; 5) повышение личной ответственности управленцев каждого уровня. Но она имеет и определенные недостатки, которые сводятся к следующему: 1) сложная структура соподчинения, в результате чего возникают проблемы, связанные с установлением приоритетов заданий и распределением времени на их выполнение; 2) присутствие нездорового соперничества между руководителями программ; 3) необходимость постоянного контроля за соотношением сил между распределяемыми целями. Создание матричной организационной структуры управления организацией считается целесообразным в том случае, если существует необходимость освоения ряда новых сложных изделий в сжатые сроки, внедрения технологических новшеств и быстрого реагирования на конъюнктурные колебания рынка.

Матричные структуры управления открыли качественно новое направление в развитии наиболее гибких и активных программно-целевых структур управления. Они нацелены на подъем творческой инициативы руководителей и специалистов и выявление возможностей значительного повышения эффективности производства и других сфер деятельности.

Наряду с организационными структурами управления выделяют структуры управления, различающиеся характером и содержанием управленческой деятельности. Так, в частности, в некоторых организациях и учреждениях функционирует механическая структура управления, при которой управленческое воздействие на подчиненных сотрудников осуществляется традиционно-бюрократическими методами, а инновационные приемы управленческой деятельности и изменения в окружающей среде в расчет не принимаются. Совершенно иной характер имеет адаптивная структура управления, позволяющая гибко реагировать на изменения в окружающей среде и принимающая в расчет все инновационные приемы управленческой деятельности. Значительным своеобразием отличается патисипативная структура управления, основанная на активном включении сотрудников и их представителей в процессы выработки, принятия и реализации управленческих решений (от обмена информацией, консультаций и переговоров до включения представителей сотрудников в наблюдательные и исполнительные советы, их участия в распределении прибылей и в разработке программ совершенствования производства).

Структурная динамика управленческой деятельности органично взаимоувязана с выполняемыми ею функциями. Их единство и взаимообусловленность (функция порождает соответствующую структуру, а возникновение новой структуры неизбежно приводит к появлению новой функции либо превращает латентную функцию, ранее не заметную для управления, в открытую) образует сложную и многогранную систему управленческой деятельности.

Одна из основных функций управленческой деятельности заключается в обеспечении целеполагания и целедостижения силами и средствами, имеющимися в распоряжении управляемой системы.

Шестой функцией управления является планирование, представляющее собой процесс выбора целей данной системы (организации) и решений, необходимых для их достижения.

Тринадцатая функция успешной управленческой деятельности воплощается в обеспечении целостности системы (организации), сохранении и упрочении ее качественной специфики и динамичного устойчивого развития.

Каждый управленческий цикл начинается со сбора информации, ее осмысления, включает в себя переработку информации в управленческие решения и передачу последних исполнителям и заканчивается получением новой информации, которая является исходной для нового управленческого цикла.

Разработка стратегии управления (перспективных целей и задач), выработка и выбор управленческих решений, организация их выполнения, регулирование и контроль, подведение итогов исходят из получения информации и ее преобразования в команды, но этим не ограничивается. Она предполагает четкое распределение времени и выделение приоритетов в деятельности как системы управления, так и в управляемой системе.

Источник

Социальное управление

Полезное

Смотреть что такое «Социальное управление» в других словарях:

СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ — см. УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

Социальное управление — см. Управление социальное … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ — основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему), в качестве какового может выступать общество в целом и его отдельные сферы экономическая,… … Социология: Энциклопедия

Социальное управление — деятельность по организации общественных процессов, основанная на сознательном использовании присущих им закономерностей. С. у. является целенаправленным воздействием на основные сферы и структуры общественной системы с целью планомерного их… … Социологический справочник

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ — в широком смысле слова управление всеми и любыми обществ. процессами в отличие от управления в биологич. и технич. системах; в узком смысле управление процессами и явлениями соц. сферы обществ. жизни, средство реализации соц. политики. У.с.… … Российская социологическая энциклопедия

Управление социальное — целенаправленное воздействие на общество с целью изменения его поведения (сохранение структуры, поддержание режима деятельности, реализация программы достижения целей). Социальное управление может быть сознательным и стихийным. В техническом… … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

Управление — (administration лат.) это функция организованных систем любой природы и сложности, связанная по сути своей с определенным воздействием одного элемента (субъекта управления или управляющего субъекта) на второй элемент (объект управления или… … Административно-процессуальное право: словарь терминов и понятий

УПРАВЛЕНИЕ — функция организованных систем, возникших естественным (эволюционным) или искусственным (креационным) путем. Различают У. в биологических, социальных, экономических, политических, технических, кибернетических и др. системах. Наиболее общими… … Философская энциклопедия

Управление (социальн.) — Управление, элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определённой структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности.… … Большая советская энциклопедия

Источник

Управление как объект административно-правового регулирования. Исполнительная власть

Управление: понятие, признаки, виды

Управление – процесс целенаправленного воздействия на систему (механическую, технологическую, биологическую, социальную), в результате которого достигается ее упорядоченность, развитие в соответствии с поставленными целями.

Виды управления: механическое, технологическое, биологическое, социальное.

Социальное управление: понятие, общие черты, виды, элементы

Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы.

Общие черты социального управления:

Виды социального управления: государственное управление, местное (муниципальное) самоуправление, общественное самоуправление.

Элементы социального управления: субъект управления, объект управления, управленческие связи (прямые связи и обратные связи).

Субъект управления может быть индивидуальным или коллективным.

Выделяются такие объекты управления, как человек (индивид), коллективы (социальные группы), государство (общество в целом).

Стадии процесса управления:

Функции социального управления: понятие и виды

Признаки функций социального управления:

В зависимости от содержания и характера воздействия можно выделить следующие функции управления: общие (присущи всем системам управления); специальные (присущи отдельным системам управления, например федеральная служба безопасности: контрразведывательная деятельность, борьба с преступностью, разведывательная деятельность); обеспечивающие (создают условия для реализации общих и специальных функций, например материально-технического обеспечения; кадровая; финансово-плановая и др.).

В зависимости от направления воздействия выделяют внутренние и внешние функции.

В зависимости от времени действия существуют функции постоянные и временные.

Общие функции управления:

Государственное управление: понятие, принципы, цели

Государственное управление – в широком понимании – деятельность всех органов государства по реализации возложенных полномочий, в узком понимании – подзаконная, юридически властная деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов по осуществлению возложенных полномочий.

Цель государственного управления – предполагаемые результаты, к которым стремится субъект при осуществлении управленческой деятельности. Различают следующие цели управления:

Принципы государственного управления – основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе управленческой деятельности и раскрывающие ее сущность.

Принципы делятся на общие (социально-правовые) и организационные.

Общие (социально-правовые) принципы:

Исполнительная власть: понятие и признаки

Государственная власть – исходящая от государства возможность и способность оказывать определенное воздействие на поведение людей с помощью определенных средств.

Разделяют следующие ветви (виды) государственной власти: законодательная; исполнительная и судебная.

Признаки исполнительной власти:

Цели, функции и уровни исполнительной власти

Существуют два уровня исполнительной власти: федеральная исполнительная власть и исполнительная власть субъектов РФ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *