На чем основаны технологии и подходы орфовской педагогики
Консультация для педагогов «Педагогическая система К. Орфа»
Кто такой Карл Орф?
Карл Орф — немецкий композитор и педагог.
Что такое он придумал, что в настоящее время Орф-общества существуют в десятках стран мира. Во многих странах регулярно проходят конференции, семинары, курсы. Те, кто хотят получить полное Орф-образование, заканчивают спецкурс в Орф-Институте.
Что такое Орф-подход?
В древности не было отдельно музыки, отдельно пения и отдельно танца. Все искусства были частями единого целого, поэтому идея интеграции искусств не нова. В начале прошлого века ее последовательно развивали и применяли многие педагоги-музыканты, поэтому нельзя сказать, что Карл Орф придумал что-то сногсшибательно новое. Что же он собственно сделал?
Почему его именем озаглавлены разработки, сделанные уже после его смерти? Он просто воплотил эту идею на практике. Он создал педагогическую систему. Систему людей, которые продолжают работать в этом направлении, постоянно развивая и обогащая ее. Это система воспитания и обучения через искусство и творчество, основанная на связи музыки, движения и речи.
Чем интересна система Карла Орфа?
Основным предназначением Орф-педагогики является первичное приобщение всех детей – независимо от их способностей – к музыке, раскрепощение индивидуально-творческих сил, развитие природной музыкальности. “Обучение в действии” —одна из главных идей педагогики Орфа. Ребенок присутствует на занятии не как гость, а как соавтор и создатель своего собственного музыкального мира. Эти занятия продолжают Вальдорфскую традицию.
Смысл Орф-педагогики сводится к тому, чтобы дать толчок музыкальному и творческому развитию детей. Карл Орф считал, что даже несложные песенки, которые сопровождаются дразнилкой, приплясыванием, отлично развивают у малыша много важных навыков и качеств.
Самое главное в орф-педагогике – импровизация, фантазия и творчество.
Каковы задачи Орф- уроков?
Научиться играть и петь, лучше управлять своим телом, понять определенные закономерности музыки, тренироваться в концентрации внимания, улучшать память, ориентироваться в пространстве и времени, учиться абстрактно мыслить и узнавать разные эмоции, общаться с другими детьми.
С какого возраста можно заниматься с ребенком Орф-педагогикой?
никаких рамок и ограничений орф-педагогика не ставит. Развивать музыкальный слух, творчество и импровизацию можно у детей с самого рождения. Как только малыш проявляет интерес ко всему происходящему вокруг, обращает внимание и реагирует на звуки, можно начать заниматься с ним.
Как использовать эту систему?
Хорошая вещь компьютер! Кто только им не пользуется – и медики, и геологи, и историки… при этом сам по себе он не дает указаний из области медицины, геологии или истории. Он будет полезен только тому, кто хорошо знает, для чего ему компьютер нужен. Также Орф-подход. Это просто инструмент. Мощный и сложный, как компьютер. Им пользуются разные люди для разного – одни учат музыке, другие учат танцу, третьи работают с новорожденными и их мамами, четвертые со стариками, пятые занимаются терапией и т. д.
ГЛАВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
— движение и танец (традиционный и художественный);
— ритм (как говорил Орф, «в начале был барабан»);
— речь (Орф-подход переводит наше внимание со смысла слов на музыкальность и красочность их звучания);
— театр (для того, чтобы объединить все перечисленное ранее воедино).
Какие инструменты используются на Орф-уроке?
— барабаны и ударные инструменты
— звучащие жесты— это техника ритмической игры на собственном теле: хлопки, щелчки, притопы.
В качестве музыкальных инструментов используются шары, ленты, ткани, палочки, стаканы, веревки – практически любые предметы.
Мы с вами все используем орф-подход в своей работе, просто не знаем, что это так называется.
Например, и в домашних условиях вы можете принять участие в развитии вашего малыша.
Примеры занятий с мамой
«Звуки»
Исследование звуковых миров разных стихий: вода, дерево, бумага, металл, ткани.
1. Идем в ванную, начинаем слушать звуки воды – как она капает, льется, журчит. Придумываем разные способы производить эти звуки.
2. Другой день – газетный: рвем газеты, делаем из них разные фигуры, клеим газетные костюмы. Играем газетную музыку – придумываем разные способы звукоизвлечения – шуршание, хлопание, шелестение. Делаем газетный оркестр с разными партиями. Дирижер управляет исполнителями, включая и выключая их по отдельности.
«Катя шла»
1. Ходим по кругу и скандируем текст, либо топая ногами, либо хлопая.
Пробуем разные варианты текста:
— заменяя имя (Маша Саша Варя);
— заменяя предмет (мандарин, самолет, магазин, огурец, чемодан);
— заменяя качество (большой, сухой, живой).
2. Простукиваем ритм одновременно с текстом одной рукой.
3. Простукиваем его двумя руками, каждая рука – одна строка текста.
4. Делим ритм между двумя руками внутри одной строки.
(«Катя шла» – левая, «шла шла» – правая)
5. Делим ритм между частями тела.
(«Катя шла» – хлопаем, «апельсин нашла» – топаем)
Еще один вид деятельности, в котором можно применить эту систему – это театр. Мы все хорошо знаем, что дети любят играть, в игре их можно научить всему. Например, можно озвучивать маленькие сказочки и показывать их другим детям.
Сейчас мы расскажем вам маленькую сказку-шумелку, с использованием шумовых инструментов.
«Весенняя сказочка-шумелочка» Шла красавица Весна (металлофон – ручеек). Торопилась, потому что пришло время будить солнышко (металлофон). Уж она к солнышку и так (колокольчик) и так (колокольчик). Солнышко не просыпается. Разозлилась весна и серьезно стала будить солнышко (тарелки). Проснулось перепуганное Солнышко и давай будить спящего Скворца (треугольник). А веселый Скворец разбудил братьев близнецов Зайчишек-трусишек. Переглянулись они – потянулись и побежали гулять по лесу (ксилофон). А Ежик в кустах как зашуршит (маракас). Испугались Зайцы, задрожали и бросились наутек (трещетка). Бежали, бежали, устали, сели на пенек передохнуть, а Дятел на суку как застучит (молоточек). Бросились испуганные Зайцы бежать дальше. В самую чащу забежали, испугали Сову (там-там). Сова крыльями как захлопает (шлепки по телу, по бедрам). Побежали к речке, возле которой сидели Лягушки. Увидели Зайцев, испугались и прыгнули в воду (металлофон, глиссандо). Зайцы обрадовались и говорят: «Все звери нас, Зайцев, бояться». Сказали так и поскакали в лес (ксилофон).
Вот такая “игра в музыку”, готовит детей к дальнейшему музыкальному развитию и дает толчок творческому мышлению на годы вперед.
Чем привлекательна система немецкого педагога-музыканта?
Слайд 11- на их фоне рассказать о достоинствах
Достоинства Орф-педагогики
• Ребенок учиться самовыражению, полностью раскрывается, исчезает скованность и зажатость;
• В программе нет четких правил, шаблонов и стереотипов – полная свобода самовыражения;
• Ребенок получает важный навык – умение импровизировать;
• Темп развития у каждого ребенка индивидуальный – нет необходимости подстраиваться под остальных;
• Раскрытие внутренних способностей ребенка, которые родители могут не замечать;
• Развитие слуха, восприятия;
• Ребенок учится правильно запоминать и усваивать получаемую информацию.
На чем основаны технологии и подходы орфовской педагогики
Орф-педагогика была основана и развита немецким композитором Карлом Орфом (1895–1982) и его коллегой Гунильд Кетман в 20-е годы прошлого века. Главный принцип орф-педагогики — “учимся, делая и творя” — позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе, познать ее в реальном, живом действии, в процессе музицирования, а не наукообразного теоретизирования. Шульверк (Schulwerk) — это пятитомная антология музыки для детей. Она собрана и обработана Орфом для пения и танцев с аккомпанементом ансамбля орфовских инструментов. Каждая небольшая пьеса из Шульверка представляет собой простейшую партитуру, доступную в исполнении даже маленьким детям. Карл Орф был убежден, что для детей нужна своя особая музыка, специально предназначенная для музицирования на первоначальном этапе. Она должна быть доступна переживанию в детском возрасте и соответствовать психологии ребенка. Это не чистая музыка, а музыка неразрывно связанная с речью и движением: петь и одновременно приплясывать, выкрикивать дразнилку и чем-нибудь звенеть, чередовать речь и пение для детей также естественно, как и просто играть. Такая музыка есть у всех народов мира. Детская элементарная музыка любого народа генетически нераздельно связана с речью и движением. Ее назвал Орф элементарной музыкой и сделал основой своего Шульверка.
Орф в Шульверке обращается к тем временам, когда музыка существовала в единстве со словом и движением. Это попытка возвратиться к гармоническому синтезу речи и движения, как важнейшим праосновам музыки, к ее коренным истокам. Но Орфа интересовала, конечно, не историческая реставрация давно забытого прошлого, а новые подходы к музыкальному воспитанию, которые бы учитывали интересы, возможности и потребности детей. Он предлагает взглянуть на музыкальное воспитание шире, чем просто традиционное приобщение детей к исполнению и слушанию музыки профессиональной традиции. Дети должны не только слушать и воспроизводить сочиненную другими музыку, но в первую очередь создавать и исполнять свою — детскую элементарную музыку. Вот почему антология Орфа называется ”Шульверк. Музыка для детей”.
Основным предназначением Шульверка является первичное приобщение всех детей независимо от их способностей к музыке, раскрепощение индивидуально-творческих сил, развитие природной музыкальности.
Орф-шульверк или Орф-подход, являющийся основой этой педагогики, наряду с методами Кодай, Далькроза, Судзуки, служит для обучения музыке. Он соединяет музыку, движение, драму и речь в уроки, которые похожи на мир детской игры. До конца своей жизни Карл Орф продолжал развивать и распространять свой педагогический метод. В настоящее время Орф-подход используется во всём мире для обучения людей в естественной и непринуждённой обстановке.
Орф-подход в музыкальном образовании использует самую элементарную форму ежедневной деятельности в целях обучения музыкальному творчеству. Орф-подход в музыкальном образовании – это «путь обучения, ориентированный на потребности ребёнка», который рассматривает музыку как базовую систему, подобную речи. И так же, как каждый ребёнок без формальных указаний может научиться языку, так и каждый ребёнок может научиться музыке мягким и ненавязчивым образом. Это часто называют «элементарное музицирование», потому что изучаемый учениками материал является «первичным, простым, естественным и близким к миру детских мыслей и образов»
Для того, чтобы Орф-подход эффективно работал, педагог создает атмосферу, похожую на мир детской игры. Это позволяет детям, участвующим в занятиях, чувствовать себя легко и комфортно и научиться новому и часто абстрактному музыкальному мастерству, лучшему изучению музыкального инструмента или приемов игры, а также избежать ощущения оценки от своих знакомых и учителей. Участвующий в Орф-уроках ребёнок не чувствует напряжения в исполнении, часто идущее в тандеме с музыкой, поскольку каждый ребёнок в классе рассматривается как равный, даже при исполнении соло. Используя Орф-подход, учитель помогает ученику получать удовольствие от индивидуального музицирования и в составе группы.
Дети осознают радость от взаимодействия и сплочённости группы. Это также привлекает участие других взрослых и родителей в создании музыки. Тем самым, роль родителей в обучении ребёнка оказывается на центральном месте. С точки зрения педагога, Орф-шульверк – это процесс разбивания любой деятельности до простейших форм, преподнесения их шаг за шагом, и, в конечном итоге, они превращаются в законченное исполнение.
В Орф-подходе «все принципы познаются через «действие»». Учащиеся через Орф-подход обучаются музыке, посещая различные музыкальные уроки и проживая различную музыкальную деятельность. Эти занятия стимулируют не только прямолинейные понятия музыки, вроде ритма или темпа, а затрагивают эстетические качества музыки. «Орф-занятия пробуждают в ребёнке общую осознанность» и «повышают осознанность ребёнка по отношению к пространству, времени, форме, линии, цвету, композиции и духовно-эстетические параметры, которые остро ощущаются музыкантами, и так труднообъяснимы музыкантам-новичкам».
Музыка начинается там, где есть ритм или где присутствует музыкальная интонация. Музыка – это звучание. Её можно создавать с помощью специально сконструированных музыкальных инструментов, а можно использовать простые предметы, которые нас окружают. А ещё у нас есть уникальный музыкальный инструмент, наиболее близкий и знакомый нам с рождения – это наше тело. Нашему телу принадлежит и голос, и возможности его огромны.
Музыка возникает тогда, когда мы её слышим как музыку. В сущности, музыка состоит из звуков, которые могут сложиться в музыку, или остаться набором звуков, шумом. Бывает парадоксально, что мы какую-то звучащую музыку будем воспринимать как шум, и наоборот, сможем услышать в окружающем нас шуме музыку. Музыка может звучать внутри нас.
Окружающий мир насыщен различными звуковыми тембрами. Можно делать удивительные по своему звучанию музыкальные инструменты из различных материалов. Даже на очень простых инструментах можно создавать замечательную музыку.
Основа музыкального творчества – музицирование. Извлечение звуков, эксперименты с различными красками звучания, ритмами, интонациями. Подбор знакомых мелодий, фраз, создание своих вариантов, манипулирование звуками – это то, что нужно для творчества. Особенно интересным может стать групповое музицирование, когда музыка будет рождаться из совместной импровизации.
Исходной мыслью Орфа было понимание того, что предпосылки воспитания через творчество создаются самой системой обучения. Возможность создания такой формы обучения и была им доказана в Шульверке. В извечной педагогической дилемме “чему учить и как учить?” на первый план Орфом было выведено “как”. Главной задачей стало создание “ситуации творчества”, которая для детей, в принципе, не может быть реализована иначе, чем через игру. Иные, чем в авторитарной системе взаимоотношения детей и педагога, поиск новых путей общения друг с другом средствами музыки и танца — это тоже идеи Шульверка. То, что чувствуется и не поддается описанию словами — в этом и заключается истинный смысл, ради чего люди собираются и музицируют.
Занятия с Орф-подходом строятся на основе разнообразных игр, которые включают в себя:
· элементарное музицирование (пение, игра на музыкальных инструментах, ритмические игры)
· движение под музыку и танец
· речевые упражнения
· совместное музицирование и импровизация
· пальчиковые игры, массажи, пространственные игры
· игры на взаимодействие друг с другом.
На чем основаны технологии и подходы орфовской педагогики
Орф-педагогика была основана и развита немецким композитором Карлом Орфом (1895–1982) и его коллегой Гунильд Кетман в 20-е годы прошлого века. Орф-шульверк или Орф-подход, являющийся основой этой педагогики, наряду с методами Кодай, Далькроза, Судзуки, служит для обучения музыке. Он соединяет музыку, движение, драму и речь в уроки, которые похожи на мир детской игры. До конца своей жизни Карл Орф продолжал развивать и распространять свой педагогический метод. В настоящее время Орф-подход используется во всём мире для обучения людей в естественной и непринуждённой обстановке.
Орф-подход в музыкальном образовании использует самую элементарную форму ежедневной деятельности в целях обучения музыкальному творчеству. Орф-подход в музыкальном образовании – это «путь обучения, ориентированный на потребности ребёнка», который рассматривает музыку как базовую систему, подобную речи. И так же, как каждый ребёнок без формальных указаний может научиться языку, так и каждый ребёнок может научиться музыке мягким и ненавязчивым образом. Это часто называют «элементарное музицирование», потому что изучаемый учениками материал является «первичным, простым, естественным и близким к миру детских мыслей и образов»
Для того, чтобы Орф-подход эффективно работал, учитель должен создать атмосферу, похожую на мир детской игры. Это позволяет детям, участвующим в занятиях, чувствовать себя легко и комфортно и научиться новому и часто абстрактному музыкальному мастерству, лучшему изучению музыкального инструмента или приемов игры, а также избежать ощущения оценки от своих знакомых и учителей. Участвующий в Орф-уроках ребёнок не чувствует напряжения в исполнении, часто идущее в тандеме с музыкой, поскольку каждый ребёнок в классе рассматривается как равный, даже при исполнении соло. Используя Орф-подход, учитель помогает ученику получать удовольствие от индивидуального музицирования и в составе группы. Дети осознают радость от взаимодействия и сплочённости группы. Это, также, привлекает участие других взрослых и родителей в создании музыки. Тем самым, роль родителей в обучении ребёнка оказывается на центральном месте. С точки зрения педагога, Орф-шульверк – это, также, процесс разбивания любой деятельности до простейших форм, преподнесения их шаг за шагом, и, в конечном итоге, они превращаются в законченное исполнение.
В Орф-подходе «все принципы познаются через «действие»». Учащиеся через Орф-подход обучаются музыке, посещая различные музыкальные уроки и проживая различную музыкальную деятельность. Эти занятия стимулируют не только прямолинейные понятия музыки, вроде ритма или темпа, а затрагивают эстетические качества музыки. «Орф-занятия пробуждают в ребёнке общую осознанность» и «повышают осознанность ребёнка по отношению к пространству, времени, форме, линии, цвету, композиции и духовно-эстетические параметры, которые остро ощущаются музыкантами, и так труднообъяснимы музыкантам-новичкам»
В отличие от «Simply Music» или метода Судзуки, Орф-шульверк не является методом. Здесь не существует упорядоченных пошаговых действий, которым нужно следовать. Есть базовые принципы, ясные модели и основные процессы, следуя которым, все опирающиеся на интуицию творческие педагоги могут организовать свои музыкальные идеи.
Инновационные технологии в логопедической работе «Учимся делая и творя» (орф-педагогика)
ГАЛИНА КОЛЕСНИКОВА
Инновационные технологии в логопедической работе «Учимся делая и творя» (орф-педагогика)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение № 29 г. Липецка
«Инновационные технологии в логопедической работе
«Учимся делая и творя».
(Орф-педагогика)
Тема: «Инновационные технологии в логопедической работе
(Орф-педагогика)».
Цели: ознакомление с Орф-педагогикой, её задачами и особенностями занятий, сравнение Орф-педагогики с логоритмикой, выполнение практических упражнений.
1. Орф-педагогика.
2. Логоритмика.
3. Практические упражнения.
2. Орф-педагогика сегодня очень востребована среди специалистов в области музыкотерапии и музыкальной педагогики.
4. Поэтому, давая своим коллегам современные инновации в виде мастер-класса, тем самым я предлагаю новые идеи для работы.
5. При изложении идей и принципов музыкальной педагогики и музыкотерапии Карла Орфа профессионалам огромное значение, помимо теоретических знаний в музыке, имеют навыки изготовления различных музыкальных инструментов.
6. Обучение детей по системе Карла Орфа берет свое начало в Орф-Шульверке–это одна из наиболее известных систем музыкального воспитания детей во всем мире.
7. Она включает в себя идеи спонтанного, творческого музицирововния и использует инструментарий Орфа.
Главный принцип этой педагогики — «учимся, делая и творя» — позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе, познать ее в реальном, живом действии, в процессе музицирования, а не наукообразного теоретизирования. До конца своей жизни Карл Орф продолжал развивать и распространять свой педагогический метод.
В настоящее время Орф-подход используется во всём мире для обучения людей в естественной и непринуждённой обстановке. Орфовская педагогика представляет собой особый тип музыкальной педагогики, которая стала называться креативной. Идея её заключается в понимании неразрывности движения, слова, музыки и в организации особого педагогического процесса.
Карлом Орфом и его единомышленниками были разработаны специальные ударные инструменты для детей, а также создан сборник «Шульверк» («Музыка для детей», который состоит из партитур для игры на этих инструментах, пения и танцев. Многие небольшие пьесы из Шульверка доступны в исполнении малышам. Основой орфовского оркестра являются так называемые штабпили) мелодические ударные инструменты с деревянными или металлическими пластинками (различного размера ксилофоны, металлофоны, глокеншпили); а также широкая группа немелодических ударных (от детских литавр, двойного барабана и до маленьких тарелочек). Также –очень простые духовые инструменты: родственные народной свирели – разного диапазона блокфлейты; и некоторые смычковые инструменты, используемые для извлечения тянущихся звуков на «пустых» струнах.
Приобщение к музыке наиболее естественно происходит в активных формах совместного музицирования (игра на музыкальных инструментах, пение, движение, которое должно составлять фундамент для музыкального воспитания детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Подобный подход получил распространение во всем мире.
Орф-подход
Это система воспитания и обучения через искусство и творчество, основанная на связи музыки, движения и речи.
В настоящее время орф-подход используется во всём мире для обучения людей в естественной и непринуждённой обстановке. Орфовская педагогика представляет собой особый тип музыкальной педагогики, которая стала называться креативной. Идея её заключается в понимании неразрывности движения, слова, музыки и в организации особого педагогического процесса.
Орф-педагогика – это:
• Творческий процесс обучения, где что давать и как давать — главные части обучения.
• Разные виды совместного исследования, которые приводят к импровизации.
• Соединение музыки, движения, слова, рисунка
• Приоритетное воспитание чувства ритма.
• От простого – к сложному.
• Индивидуальное развитие каждого музыкального уровня ребенка на уроке.
• Область музыкальной педагогики, где наряду с обучением музыке решается целый ряд коммуникативных и социальных задач.
• Свобода в рамках заранее обыгранных правил.
• Возможность играть на многих музыкальных инструментах без предварительного обучения.
• Материал разных культур, эпох.
• Шутки, смех, большая двигательная активность на занятиях.
Задачи Орф-занятий:
— научиться играть и петь;
— лучше осознавать свое тело (лучше им управлять);
— понять определенные закономерности музыки;
— тренироваться в концентрации внимания;
— ориентироваться в пространстве и времени;
— учиться абстрактно мыслить;
— узнавать разные эмоции;
— общаться с другими детьми.
Из чего состоит занятие?
— движение и танец (традиционный и художественный);
— ритм (как говорил Орф, «в начале был барабан»);
— речь (Орф-подход переводит наше внимание со смысла слов на музыкальность и красочность их звучания.На занятии используются три варианта речевого текста: на родном языке, на языках других культур, на выдуманном языке);
— театр (для того, чтобы объединить все перечисленное ранее воедино).
Какие инструменты используются на Орф-занятии?
— барабаны и ударные инструменты (маракас, пандейра, деревянная коробочка, реко-реко);
— звучащие жесты (это техникаритмической игры на собственном теле: хлопки, щелчки, притопы);
В качестве музыкальных инструментов используются шары, ленты, ткани, палочки, стаканы, веревки – практически любые предметы.
2. Что такое логоритмика?
Это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Она связывает воедино слово, музыку и движение.
При коррекции речевых и двигательных нарушений в логоритмикевыделяют два основных направления:
1. Развитие неречевых процессов.
Эта работа включает в себя совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.
2. Развитие речи и коррекция речевых нарушений.
Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
В основе логоритмики лежит Орф-педагогика.
Логоритмикасостоит из следующих элементов:
• логопедическая гимнастика (комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата, готовящих речевые органы к постановке звуков);
• чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
• пальчиковая гимнастика для развития тонких движений пальцев рук;
• упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
• фонопедические упражнения по методу В. Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
• вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания;
• песни и стихи, сопровождаемые движением рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга.
• музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
• мело- и ритмодекламации для координации слуха, речи, движения;
• упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
• коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;
• упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
Использование логоритмики на логопедических занятиях.
Применение речи в обучении музыке – одно из важнейших
педагогических принципов К. Орфа. Речевые упражнения важны, прежде всего, потому, что музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым.
Речевой слух – одна из основ музыкального слуха. Ребенок учится пользоваться выразительными средствами, общими для речи и музыки. К ним относятся темп (регистр, ритм, тембр, звуковысотный рисунок (линия, артикуляция,штрихи, а также динамика, тесситура, фактура, фразировка, акцентуация,форма. Почти все выразительные средства музыки оказываются доступны дляизучения практического использования в речевых упражнениях детьми раннеговозраста. Базой для речевых игр служит, как правило,детский фольклор:считалки, потешки, прибаутки, заклички, кричалки, дразнилки, ритмы и т. д.
Разнообразие речевой ритмики служит эффективным средством развития
полиритмического слуха. Речевые полиритмические изложения, в том числе иречевой канон, доступные в исполнении дошкольникам, способствуют
формированию распределенного дифференцированного внимания как
необходимого условия коллективных форм музицирования. Речевые
упражнения служат также эффективным средством развития интонационного
слуха – способности слышать и понижать содержательный смысл музыки.
В пособии представлены игры для детей от 4 до 7 лет, где используются
имена людей, названия деревьев, цветов, грибов, животных – все, что
составляет круг образов ребенка, его окружающий мир.
В структуру логопедических занятиях можно включать элементы логоритмики. Причём логоритмические игры и упражнения можно использовать на любом этапе логопедического занятия. Такие упражнения учат детей чувствовать темп, выдерживать ритм, координировать движение и слово, развивают слуховое внимание, речевое дыхание и фонематический слух. Мы можем использовать движения всем телом для развития общей моторики ребенка или пальчиковые упражнения для развития мелкой. Дети с тяжелыми нарушениями речи, с которыми я работаю, очень плохо чувствуют ритм и интонации, мелодику речи, дыхание их сбивчивое, а слоговая структура нарушена. Поэтому наша задача – помочь им уловить эти важные составляющие речи.
С логоритмическими упражнениями, как выяснилось, мы знакомы с раннего детства. Первый раз мы занимались логоритмикой, когда на песенку своей бабушки «кыш, полетели, на головку сели…» подняли вверх руки.
Вспомните все детские потешки и присказки,сопровождающиеся движениями:
«По кочкам, по кочкам,
по гладеньким листочкам,
А физминутки на школьных уроках:
«Мы писали, мы писали, наши пальчики устали…».
Нарушен фонематический слух. И снова мы возьмем на вооружение логоритмические приемы,и попросим детей напевать самые простые двустишья: СА-СА-СА – вот ЛИ-СА, НА-НА-НА – вот СТЕ-НА. Это поможет нам услышать последний слог в слове и произнести его четко и ясно.
Поставив звук и введя его в речь ребенка, опытный логопед обязательно попросит совместить стишок с этим звуком с движениями руками.
Это тоже логоритмические упражнения. Они могут проводится как с музыкальным сопровождением, так и без него. Прекрасно использовать для таких коммуникативных игр бубен, дудочку или барабан.
Будьте уверены, что стихотворение, рассказанное с движениями рук или пальчиков, навсегда врежется в память малыша. Ребенок буквально «прочувствует» поставленный звук всем телом, и этот звук, с которым проведена такая глубокая автоматизация, никогда не будет путать ни в устной, ни в последующей письменной речи.
Для профилактики ошибок чтения и письма одним из самых прекрасных логопедических приемов будет совместить сложные движения обеих рук (читай обоих полушарий головного мозга) с произнесением стихотворения. Такая скоординированная с речью работа обоих полушарий самым действенным образом подготавливает речевые зоны головного мозга к первым годам обучения в школе.
Овладение основами музыки предполагает не только основательное приобретение каких-то знаний, но, главное, умение ими активно и творчески оперировать. Поэтому большое значение в данном контексте приобретают простые музыкальные средства – хлопки, шлепки, притопы, и те инструменты, которые обязаны им своим происхождением – в первую очередь ударные.
Инструменты для детского элементарного музицирования должны обладать эстетически привлекательной звучностью и при том быть очень простыми, удобными для игры и не требовать сколько-нибудь значительной выучки. Они должны без специальных передающих механизмов непосредственно подчиняться играющему – движениям его рук и рта, и соответствовать тому инструменту, который дан нам от природы – человеческому телу.
3. Практические групповые упражнения.
Игра «Давайте познакомимся»
Ход игры.
1. Дети стоят по кругу, каждый прохлопывает свое имя, проговаривая
1) Ребенок хлопает в ладоши соседа, называя свое имя.
2) В обратном направлении ребенок хлопает в ладоши соседа,
3) Ребенок хлопает в ладоши, называя свое имя, используя
разную высоту голоса (громко, тихо, шепотом, «высоким»
голосом, «низким» голосом, медленно, быстро и т. д.).
4) Прохлопывание своего имени, не проговаривая его.
Игра «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗИМНЕМУ ЛЕСУ».
Цели: развитие фонематического и музыкального слуха, интонационной выразительности, чёткой координации движения, чувства ритма; обогащение словарного запаса; развитие речи, памяти, внимания, творческих способностей, коммуникативных навыков.
Оборудование: для игры потребуются простейшие музыкальные инструменты (по количеству участников, которые издают разные звуки (гремящие, шуршащие, звенящие).
Все участники садятся по кругу. Детям показывают музыкальные инструменты и предлагают с их помощью совершить путешествие по зимнему лесу. Ведущий начинает игру со словами,сопровождающимися отхлопыванием ритма по коленям:
Едем, едем на лошадке
По лесной дорожке гладкой
Едем, едем на лошадке
По лесной дорожке гладкой
Едем, едем на лошадке
По лесной дорожке гладкой
Белка на ветке орешки всё грызёт!
Рыжая лисичка зайчишку стережёт!
Едем, едем на лошадке
По лесной дорожке гладкой
Ехали мы ехали, наконец доехали.
С горки – ух! В ямку бух!
Идем вперед тирлим-бом-бом
И снег идет тирлим-бом-бом
Хоть нам совсем совсем не по дороге
Но только вот тирлим-бом-бом
Скажите от- тирлим-бом-бом
Скажите от- чего так мерзнут ноги!
(из «Винни-Пуха» А. А. Милна, перевод Б. Заходера).
Ход игры.
Дети стоят в парах по кругу, лицом друг к другу. Исполняют песню
а) Меняются местами, движения повторяются.
б) Переходят к следующей паре, движения повторяются.
в) Внутренний круг стоит или передвигается в
противоположную сторону, движения повторяются.
Ход игры.
Дети стоят в парах,проговаривая следующий текст:
Меня – хлопок перед собой,
Зовут – хлопок по коленям
Та – хлопок перед собой,
Меня – хлопок перед собой
Зовут – хлопок по коленям
Ня – хлопок в ладоши товарища
Меня – хлопок перед собой
Зовут – хлопок по коленям
Та-ня – 2 хлопка в ладоши товарища.
Меня – хлопок перед собой
Зовут – хлопок по командам
Таня – один хлопок, а ладоши товарища
1) Произносит имя другой ребенок из пары.
2) Дети меняются партнерами.
3) Под музыку дети двигаются по залу, с окончанием музыки
находят себе пару. Игра повторяется.
Ход игры.
Педагог: «Давайте познакомимся, меня зовут Светлана Васильевна».
Педагог играет на колокольчике. «А тебя?». Ребенок играет на колокольчике, и называют свое имя. Вместе повторяют несколько раз. Игра продолжается до тех пор, пока не назовут всех.
1) Педагог говорит и хлопает «Кто у нас Сережа». Названный
ребенок встает на одну ногу, все показывают на него пальцем,
локтем, коленом, головой и т. д.
2) Под музыку дети двигаются по залу, педагог с окончанием
музыки останавливается около ребенка,спрашивает: «Как тебя
зовут?». Ребенок хлопает в ладоши свое имя.
3) Под музыку дети двигаются по залу, педагог с окончанием
музыки останавливаются около ребенка, спрашивает «Как его
зовут?». Дети хлопают в ладоши имя ребенка.
4) Дети двигаются по залу, педагог называет чье-нибудь имя.
Все встают около этого ребенка.
Игра «НАЗОВИ ЛАСКОВО».
Цели: отработка ритмической структуры слова, чёткого произношения звуков в словах, обогащение словарного запаса, развитие слуховых функций, памяти, внимания, координации, двигательной активности.
Играющие садятся по кругу. Детям предлагается поздороваться, но сделать это необычно, а с помощью игры. Ведущий называет свое имя, прохлопывая его в ладоши по слогам (например, Та-ня). Дети хором называют это имя «ласково», прохлопывая его по коленям (Та-неч-ка). Далее рядом сидящий называет и прохлопывает в ладоши своё имя, а все хором называют это имя «ласково» и одновременно прохлопывают его по коленям. Игра продолжается по кругу до тех пор, пока все игроки не назовут своё имя.
Ход игры.
Дети сидят в полукруге.
Один ребенок отстукивает ритм на барабане, дети в ладоши,
проговаривают потешку А.Барто:
На парад идет отряд,
Барабанщик очень рад,
Полтора часа подряд.
1) Ребенок отстукивает сильную долю в барабан.
2) Ребенок отстукивает сильную долю в барабан, дети слабые
доли отстукивают шумящими инструментами (баночки с
крупой, «киндеры», шуршунчики и т. д.).
3) Дети играют на разных инструментах по подгруппам,
4) Выкладывать ритм, уметь его произнести и сыграть.
Игра «Веселый оркестр»
Ход игры.
Дети стоят по кругу, в руках шумящие инструменты (баночки с крупой,
коробочки из-под киндера-сюрприза, палочки, шуршунчики, ключики,
Дети озвучивают потешку «Андрей-воробей», отстукивая каждую долю
1) По показу педагога потешку озвучивают определенные
инструменты по очереди.
2) Дети меняются инструментами, повторяется озвучивание.
3) Дети озвучивают потешку, отстукивая ритм шумелками по
полу, по коленям, по груди, друг об друга и т. д.
Игра «Оркестр природных инструментов»
Ход игры.
Дети стоят по кругу. Педагог объясняет и показывает природные
инструменты – руки, ноги. «Что они умеют делать? Хлопать, щелкать,
прихлопывать – это руки. А ноги умеют топать, притопывать».
Репа – репонька – хлопки,
Расти, крепенька – щелчки,
Не мала, не велика – прихлопы,
До мышиного хвоста – притопы.
1) Дети, стоя по кругу, озвучивают потешку все вместе.
2) По показу педагога озвучивают по цепочке подгруппами
(хлопки, щелчки, прихлопы, притопы).
3) По показу ребенка дети озвучивают, хорошо проговаривая
4) Самостоятельно каждый ребенок придумывает свое
озвучивание предметными инструментами.
Ход игры.
Педагог прохлопывает ритм, дети отгадывают чье имя прозвучало.
1) Сыграть имя на музыкальных инструментах.
2) Отхлопать уменьшительное имя в ладоши.
3) Сыграть уменьшительное имя на музыкальных инструментах.
4) Прохлопать имя папы, мамы, сестры, брата.
Ход игры.
Дети стоят в парах,проговаривают потешку и отхлопывают ритм:
Аты – баты, шли мышата,
Аты – баты в магазин
Аты – баты что купили,
Аты – баты апельсин.
1) Отхлопать ритм слов по принципу «вопрос – ответ».
2) Сыграть на музыкальных инструментах по принципу
3) При повторе игры, начинает другой ребенок.
Ход игры.
Волшебник превратил всех детей в цветы. Цветы тихо шепчут свои
1) Ребенок ритмизует, прохлопывает и проговаривает название
2) Сыграть на ударном инструменте название цветка.
3) Педагог прохлопывает название какого-либо цветка, ребенок
должен узнать свой цветок, прохлопать и проговорить.
4) Прохлопать название цветка и изобразить его в движении
(придумать танцевальный элемент).
Ход игры.
Все сидят кругом. Педагог подбрасывает мяч или теннисный шарик
высоко вверх. Все стараются хлопать вместе с ударами мяча об пол. К кому онзатем покатится, прохлопывает свое имя в ладоши и подбрасывает мяч.
Ход игры.
Дети сидят по кругу, перед ними музыкальные инструменты (барабаны,
металлофоны, шумелки, трещотки, ложки и др.). Дети поют и играют на
«Стоит в поле теремок – теремок. Он не низок, не высок, не высок. Вот по
полю, полю, Сережа бежит. У дверей остановился и стучит.Сережа: «Кто, кто в
теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?». При этом играет на
инструменте. Заходит в круг – теремок.
Игра повторяется, бежит следующий ребенок, играет на инструменте и
поет: «Кто, кто в теремочке живет, кто, кто в невысоком живет?». Первый
ребенок отвечает, называет свое имя,прохлопывает в ладоши: «Я Сережа, а ты
пока все дети не окажутся в теремке. Игра заканчивается веселым оркестром
под любую плясовую мелодию.
Игра «Эйлен – сейлен».
Ход игры.
Дети двигаются по залу,хлопая в ладоши и проговаривая текст:
Сипулин – сапулин нор!
Дети останавливаются и, не поворачивая тела должны показать предмет,
который назвал педагог.
1) Показать цвет (желтый, синий, красный и т. д.);
2) Посмотреть вверх – вниз, вправо – влево;
3) Подними руки вверх, исполни глиссандо;
4) Назвать свое имя;
5) Назвать любимую еду, напиток, мебель.
Ход игры.
Дети стоят в двух кругах. По жесту дирижера-педагога, начинает
движение первый круг, припевая или проговаривая знакомую потешку, на
вторую строчку потешки, по жесту дирижера начинает двигаться второй круг,исполняя или проговаривая потешку сначала.
1) Канон исполняется в трех, четырех, пяти кругах.
2) Канон исполняется от пиано (тихо) до форте (громко) по
3) Канон исполняется пиано (тихо) или форте (громко).
Я дарю тебе свое сердце»
Ход игры.
Funga – руки к сердцу,
Alafia – руки вперед,
ashe ashe – хлопают в ладоши перед собой.
Игровые технологии в работе с детьми раннего возраста Игровые технологии в работе с детьми раннего возраста. Воспитатели группы раннего возраста «Сказка» Синякова Оксана Николаевна Щеголькова.
Инновационные технологии в логопедической работе: учимся — играя. Многофункциональные прищепки Описание работы. В работе раскрывается значение использования нетрадиционной формы работы на логопедических занятиях с использованием прищепок.
Использование ребусов в логопедической работе с детьми Ребус – это загадка-шутка, в которой слово или фраза зашифрованы комбинацией рисунков, фигур, букв, цифр, нот и других знаков. Слово «ребус».
Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников» Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня хочу вам сообщить о современных подходах и методах по развитию коммуникативных компетенций дошкольников.
Консультация для воспитателей на семинаре «Инновационные технологии в речевом развитии детей» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития.
Консультация «Новые направления в работе педагогов современности музейная педагогика и изоэкология» Консультация на тему: «Новые направления в работе педагогов современности: музейная педагогика и изоэкология» Искусство.
Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста» Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение.
Проектные технологии в образовательно-воспитательной работе с дошкольниками Проектная деятельность является для дошкольных учреждений инновационной. Она направлена на развитие личности ребёнка, его познавательных.
Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками. Нестандартное оборудование Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа.