На чем плавал васко да гама
Васко да Гама
Краткая биография
Португальский мореплаватель Васко да Гама, будущий граф Видигейра и вицекороль Индии, родился в 1469 г. в маленьком прибрежном городке Синиш. Потомок знатного рода, он получил достойное образование. В 1497 г. португальское правительство отправило его во главе флотилии из четырех кораблей на поиски морского пути в Индию вокруг Африки. Васко да Гаме удалось успешно выполнить это задание, и в 1499 г. он триумфально вернулся в Лиссабон. C этого времени началось торговое и военно-колониальное проникновение португальцев в бассейн Индийского океана.
Васко да Гама побывал в Индии еще два раза (в 1502 и 1524 гг.), основал форты и торговые фактории на юго-восточном побережье Африки, разорил Каликут и уничтожил индийский флот, основал опорные базы и крепкие колонии на Малабарском берегу и жестоко подавил сопротивление местных властителей. Он запретил вести торговлю без разрешения, заставил местных жителей платить налоги и подчиняться законам Португалии. Васко да Гама был решителен и жесток с населением новых колоний. В 1519 г. он получил земельные владения и графский титул, а в 1524 г. король Португалии Жуан III назначил его вице-королем Индии.
Васко да Гама умер 24 декабря 1524 г. в Индии в городе Кочин. Его тело перевезли в Португалию и похоронили в городе Видигейре, который король пожаловал ему вместе с графским титулом. На могиле мореплавателя написано: «Здесь покоится великий аргонавт дон Васко да Гама, первый граф Видигейры, адмирал Восточной Индии и ее знаменитый открыватель».
Морской путь в Индию найден!
В конце XV в. африканское побережье вплоть до мыса Доброй Надежды уже было обследовано португальцами, их корабли под командованием Б. Диаша побывали и у восточных берегов Африки. Однако несколько лет португальский двор медлил и не посылал новые экспедиции к индийским берегам. В 1492 г. португальцев обеспокоило известие из Испании о том, что Колумб открыл западный путь в Индию. А в 1494 г. Испания и Португалия заключили Тордесильясский договор о разделе сфер влияния в мире (он был заключен в городе Тордесильясс в Кастилии). Договор состоял в том, что морями и вновь открытыми землями к востоку от меридиана, установленного римским папой Александром VI, могла владеть Португалия, а к западу от него – Испания. Именно эти государства были в то время самыми передовыми в мире (владели точными картами, лучшими морскими судами и навигационным оборудованием) и совершали географические открытия одно за другим.
Так называемый «папский меридиан» проходил примерно в 500 км восточнее островов Зеленого Мыса. Надо сказать, что другие страны (например, Англия и Франция) не признавали этот договор и активно промышляли пиратством в Атлантике. Португальцам надо было торопиться с установлением прямого торгового сообщения с Индией, и в 1497 г. король Мануэл I снарядил экспедицию. В ее состав входили три каравеллы и транспортное судно, а во главе стоял двадцативосьмилетний Васко да Гама. Каравеллой «Сан-Габриэл» командовал Г. Алвариш, каравеллой «Сан-Рафаэл» – старший брат Васко Паулу да Гама, легким быстроходным «Берриу» управлял Н. Куэлью.
Транспортный корабль нагрузили провизией, рассчитанной на три года, а также товарами для обмена и продажи. Экипаж состоял из 170 человек. Из Лиссабона флотилия вышла 8 июля 1497 г. Достигнув Сьерра-Леоне, корабли повернули на юго-запад, чтобы избежать сильных встречных течений и ветров у берегов Центральной и Южной Африки. Есть предположения, что флотилия подходила к берегам Бразилии и лишь потом взяла курс на восток. Так или иначе, 7 ноября (плавание продолжалось четыре месяца) экспедиция вошла в бухту Святой Елены на южной оконечности Африки. 21 ноября 1497 г. миновали мыс Доброй Надежды. Обогнув материк, флотилия встала на якорь в гавани Пастухов, где девять лет назад побывал Б. Диаш. Португальцы встретили на берегу бушменов и обменялись с ними некоторыми товарами и безделушками.
Во время своего долгого пути по водам Атлантики флотилия пережила не один шторм, суда требовали серьезного ремонта. Васко да Гама принял решение остановиться в устье Замбези. Каждое судно разгружали, выводили на мель, заваливали на бок и очищали корпус от водорослей, ракушек и древоточцев. Это была тяжелая работа, к тому же из влажных прибрежных болот по вечерам поднималась туча мошкары, в том числе и комары анофелес, переносчики малярии. Многие моряки серьезно заболели, некоторые умерли.
Васко да Гама в отчете об экспедиции писал, что в этих краях навеки осталась лежать десятая часть его людей. В отчаянии команда сговорилась заковать Васко да Гаму в цепи и вернуться в Португалию. Но капитан узнал о заговоре и велел схватить бунтовщиков (в том числе и кормчих), а навигационные приборы приказал выбросить в море. «С этой минуты, – сказал он матросам, – кормчим стал сам Гос подь Бог». Испуганные моряки смирились. Потрепанные штормами суда починили: наиболее пострадавший корабль сожгли; команду распределили между тремя каравеллами и взяли курс на север.
Арабский кормчий, выходец из Омана Ахмед ибн Маджид был невысокого мнения о мореходном искусстве португальцев. «У нас, – писал он, – есть 32 румба, тарфа и зам, мы знаем высоту звезд. У них ничего этого нет. Они не могут понять наше искусство навигации, а мы можем использовать их систему и плавать на их кораблях… У нас есть научные книги, в которых дается высота звезд, … у них нет науки и нет книг, только компас и однообразное счисление пройденного пути».
7 апреля 1498 г. корабли Васко да Гамы добрались до Момбасы (совр. порт в Кении). Местный шейх встретил мореплавателей враждебно. Он уже знал, что португальцы ведут в Европе непримиримую войну с мусульманами, и боялся не только столкновений на религиозной почве, но и потери монополии на торговлю с Индией. Он дал Васко своих лоцманов и приказал им посадить корабли португальцев на рифы, однако это не удалось. Тогда он запретил снабжать европейцев пресной водой и провизией. Флотилия вынуждена была покинуть негостеприимные берега. Лишь в Малинди – крупнейшем арабо-суахилийском порту Индийского океана, куда суда Васко да Гамы прибыли через неделю, мореплавателям был оказан теплый прием. Местный шейх враждовал с Момбасой и рад был найти союзника, хоть и в лице европейцев.
В Малинди Васко да Гама нанял известного и очень опытного лоцмана оманца Ахмеда ибн Маджида. С его помощью 17 мая 1498 г. португальцы наконец достигли своей цели – прибыли в порт Каликут (ныне Кожикоде в индийском штате Керала) на Малабарском западном побережье Индии. Местный король встретил европейцев радушно, послал им подарки, но местные арабы наговорами и обманом старались очернить гостей, они опасались, что португальцы завладеют торговой монополией.
Через некоторое время Васко да Гама пришлось увести свои корабли из Каликута. Более удачной была торговля в другом индийском городе – Кананаре. Нагруженные пряностями и перцем, корабли отправились в обратный путь в Португалию. Они успешно миновали восточные африканские берега, тщательно нанося на карту свой путь, без потерь прошли мыс Доброй Надежды и в сентябре 1499 г. вернулись в Лиссабон. На родину из 170 прибыли лишь 55 человек на двух (из четырех первоначально) сильно потрепанных бурями кораблях. Товары, привезенные в Португалию, с излишком покрыли все расходы на экспедицию. Но ценнее всего была карта, составленная мореплавателями. Теперь португальские корабли могли смело следовать в Индию, и король Мануэл I немедленно дал приказ приступить к снаряжению новой экспедиции к ее берегам.
Открытие европейцами морского пути в Индию было одним из величайших событий в истории мировой торговли. До того как в 1869 г. был прорыт Суэцкий канал, большая часть торговых кораблей следовала через Атлантический океан к Китаю и Индии мимо мыса Доброй Надежды.
Что открыл Васко да Гама?
Васко да Гама – знаменитый мореплаватель из Португалии, который имеет самое непосредственное отношение к эпохе Великих географических открытий. За свою жизнь он успел совершить немало того, что позволило ему сохраниться в анналах истории. Многие хотят знать, что открыл Васко да Гама.
На родном португальском языке имя этого мореплавателя звучит как Вашку да Гама. Он проживал, по разным данным, с 1460 или 1469 года, и скончался практически в самом конце 1524 года. За это время он не раз совершал плавание в Индию, благодаря которым приобрел свою известность.
Ключевые факты биографии
Происхождение Васко было, в какой-то мере, знатным. Он – третий из пяти сыновей рыцаря Эштевана де Гама. Помимо него самого, его брат, Паулу де Гама, тоже принимал участие в знаменитых плаваниях к Индии.
Хотя эта фамилия и не была слишком знатной, она всё же имела вес, так как некоторые предки данной семьи служили королю Афонсу третьему, а также отлично показали себя в сражениях с маврами. Именно благодаря этим битвам один из предков и получил звание рыцаря.
Несмотря на то, что Васко да Гама был рожден в городе Синиш, исследователи полагают, что образование он получал в достаточно крупном городе Эворе, который находится недалеко от Лиссабоны. Также считается, что одним из его учителей был известный астроном, первый человек, сконструировавший астролябию из металла, Авраам Бен Шмуэль Закуто.
Ещё с юности Васко обращал свой взгляд на морские просторы – он участвовал в сражениях, захватывал по приказу короля французские суда. Именно благодаря этим событиям мир впервые услышал о существовании будущего известного мореплавателя.
В те времена множество людей пыталось отыскать морской путь до Индии. Дело в том, что Португалия не имела удобных маршрутов, которые позволяли бы ей торговать с другими странами. Проблемы экспорта и некоторые другие аспекты делали поиск пути настоящей задачей века. Это позволяет понять, что открыл Васко да Гама.
Что открыл Васко да Гама?
Главная причина, по которой имя Васко да Гамы известно практически каждому даже спустя столько лет, это то, что он сумел найти морской путь в Индию. Конечно, поначалу люди стремились отыскать маршрут на суше – множество ярких личностей были отправлены королем огибать Африку.
К 1487 году Перу да Ковильяну удалось совершить то, что от него требовалось. Он даже сумел сообщить об этом в Португалию. Однако, примерно в этот же период погиб любимейший сын короля, который должен был унаследовать престол. Глубокое горе не дало Жуану второму возможности плотно заняться сухопутным маршрутом. К счастью, это позволило Васко да Гаме действовать.
К тому моменту, как король перестал уделять внимание практически всему, многое уже было сделано для подготовки к морской экспедиции. Бартоломеу Диаша, знавший маршрут вокруг Африки, по приказу Жуана сообщил команде всю информацию о том, какое судно требуется для плавания в таких водах. В результате в распоряжении экспедиции Васко да Гамы было четыре корабля:
Что сделал Васко да Гама в своём путешествии?
Датой начала знаменитой морской экспедиции в Индию считают восьмое июля 1497 года. Корабли торжественно покинули Лиссабон и начали своё длительное плавание. Четвертого ноября судна достигли бухты, которой Васко присвоил имя Святой Елены. Здесь он был ранен местными жителями стрелой в ногу.
К тому моменту как экспедиция обогнула мыс Доброй Надежды, корабль, перевозивший припасы, пришел в негодность, а значительная часть экипажа скончалась от цинги. Это судно сожгли, а провиант распределили по оставшимся трем.
После этого Васко да Гама посетил Мозамбик и Момбасу, где у него произошел конфликт с местным султаном, а затем попал к Малинди, где сумел заполучить себе местного нового лоцмана. Благодаря ему и попутным муссонам судна были доведены до берегов Индии. 20 мая 1498 года – день, когда экспедиция достигла искомых земель.
Итоги первого плавания
Итак, что и когда открыл Васко да Гама? Благодаря своей экспедиции к середине 1498 года он обнаружил морской путь в Индию. Однако, результаты этой затеи оказались далеко не такими радужными, как того хотел бы мореплаватель.
Изначально маршрут искали для того, чтобы начать международную торговлю, но всё то, что Васко привез на индийские земли, не понравилось ни заморирну, ни простым местным жителям. Эти товары не продавались, а пошлины и оплата привели к спорам с португальцами. В результате разочарованный мореплаватель был вынужден начать обратный путь.
Этот период был особенно тяжелым для экспедиции. Множество бед и лишений свалились на Васко да Гаму и его экипаж. В конечном итоге, вернуться удалось лишь двум судам и крайне малому количеству людей. Однако, это не помешало мореплавателю получить сначала титул дона, а затем и Адмирала Индийского океана.
Различные события происходили в жизни Васко после экспедиции. Он поссорился с рыцарями собственного ордена и примкнул к конкурирующему, Ордену Христа. Затем он нашел себе жену, Катарину ди Атаиди, которая была дочерью Алвора, частью знаменитой семьи Алмейда.
Дальнейшие плавания
После относительно успешного возвращения в родные земли Васко да Гамы, плавания в Индию стали практически ежегодными. Они имели как положительные, так и отрицательные результаты, но, в конечном итоге, сам знаменитый мореплаватель совершил ещё несколько экспедиций в экзотическую страну.
Второе плавание определяют 1502-1503 годами, а третье произошло значительно позже. Это было связано с политической ситуацией в Португалии. Когда Васко да Гаме было уже пятьдесят четыре года, Жуан третий решил дать ему титул вице-короля. Однако, в 1524 году началось третье плавание в Индию, в котором также участвовали сыновья Гамы – Эштеван и Паул.
Когда мореплаватель прибыл на место, он плотно занялся вопросом злоупотреблений в местной администрации, но не успел добиться никаких значительных результатов, так как 24 декабря того же года он скончался от поразившей его малярии. Впоследствии тело доставили назад, в родную страну, и захоронили в Лиссабонском монастыре близ Санта-Мария-де-Белен.
Корабли Васко да Гамы и их оснащение
Корабли Васко да Гамы и их оснащение
Все источники согласуются между собой в том, что флот, или армада, снаряженный для Васко да Гамы, составляли четыре корабля, но в названиях этих судов возникают разночтения. Однако мы не дадим сбить себя с толку, если примем за верные сведения, почерпнутые у безымянного автора нашего «Дневника», у Жуана де Барруша, Лопеша де Каштаньеды, Педру Барретту де Резенде и Мануэла Фарии-и-Сусы. Согласно этим источникам, названия кораблей и имена их командиров были следующими:
«Сан-Габриэл» (флагман) – Васко да Гама, капитан-командор; Перу д’Аленкер, лоцман; Гонсалу Алвареш, капитан; Диогу Диаш, секретарь.
«Сан-Рафаэл» – Паулу да Гама, капитан; Жуан де Коимбра, лоцман; Жуан де Са, секретарь.
«Берриу» – Николау Куэлью, капитан; Перу Эшкулар, лоцман; Алвару де Брага, секретарь.
Грузовой корабль – Гонсалу Нуньеш, капитан.
Корреа и неизвестный автор дневника «Jornal das Viagens» называют «Берриу» «Сан-Мигелом», а «Сан-Рафаэл» производят во флагманы. В то же время, Л. Фигейреду де Фалсан (стр. 147) ставит «Сан-Мигел» вместо «Сан-Рафаэла». Быть может, корабль, который все прежде знали как «Берриу», перед путешествием был перекрещен в «Сан-Мигел».
«Берриу» был одним из тех юрких кораблей с латинским парусным вооружением, которыми славилась Португалия с XIII по начало XVI века и которые, после отказа от вельботов, стали активно использоваться при исследовании побережий Африки. Их грузоподъемность не превышала 200 тонн, на них ставили по две или три, а иногда даже четыре мачты[285]. Утверждается, что грузоподъемность «Берриу» была всего 50 тонн. Свое название он получил по имени предыдущего владельца и лоцмана,[286] у которого был куплен специально для этого путешествия.
Грузовой корабль имел более внушительные размеры. Серниджи говорит, что его грузоподъемность составляла 110 тонн, Каштаньеда уверяет, что 200. Возможно, это была так называемая каравелла редонда, «округлая каравелла». Этот тип оснащали квадратными парусами на фоке и гроте и треугольными на бизани и бушприте. Этот корабль приобрел Айреш Корреа, лиссабонский судовладелец.
«Сан-Габриэл» и «Сан-Рафаэл» строились специально для этого путешествия. Бартоломеу Диаш, который присматривал за строительством, отказался от каравеллы, на которой он сам совершил свои достижения, в пользу судов с квадратной парусной оснасткой и большей грузоподъемностью. Хотя они медленнее шли и были не так маневренны, зато более безопасны и удобны для команды. В то же время он заботился о том, чтобы осадка судов позволяла им ходить по мелкой воде, что предполагалось в ходе путешествия.
Дерево для кораблей было заготовлено за год в королевских лесах Лейрии и Алкасера. Когда постройка судов завершилась, король поручил оснастить их Фернану Лоуренсу, управляющему имением Минеш и одному из самых могущественных людей того времени[287].
До нас не дошло ни описания кораблей, сделанного в те дни, ни их рисунков, но сомнений при определении их типа не возникает[288]. Такие корабли красочно представлены на картине, написанной по приказу дона Жорже Кабрала, который был губернатором Индии в 1549–1550 годах. Впоследствии эта картина попала в собственность дона Жуана де Каштру. Ее копия впервые была опубликована Вишконде де Журоменья, который обнаружил ее в рукописи, датированной 1558 годом. Тонко выполненная гравюра в «Истории торгового мореплавания» Линдси (W. S. Lindsay, History of Merchant Shipping (II, стр. 5)), деланная со старинной картины, тоже принадлежавшей дону Жуану де Каштру, как будто имеет тот же первоисточник, но там на грот-мачте корабля развевается флаг ордена Христа, а не королевский штандарт, чего не могло быть на флагмане. Но, по всем признакам, корабль на рисунке ближе к настоящему, чем все изображения, которые впервые опубликовал Журоменья.
Источники очень сильно расходятся в оценке грузоподъемности кораблей. Серниджи пишет, что у каждого из кораблей она была по 90 тонн. Отчасти это подтверждает Корреа, говоря, что все три корабля (включая «Берриу») были построены по одному образцу и имели одинаковые размеры[289]. Дон Пашеку Перейра[290] утверждает, что самый большой из них не превышал грузоподъемностью 100 тонн. Ж. де Барруш указывает значение от 100 до 120 тонн, а Каштаньеда указывает 120 тонн для флагмана и 100 тонн для «Сан-Рафаэла».
Но все источники единодушно говорят о малом размере кораблей, которые впервые достигли Индии, отчалив из европейского порта, и даже называют причину такого ограничения размеров[291]. Несмотря на это есть основания полагать, что тоннаж (выражаясь современным языком) кораблей Васко да Гамы был значительно больше, чем принято считать. Педру Барретту де Резенде вносит поправку, говоря, что суда вмещали от 100 до 320 тонн. Линдси идет еще дальше. Согласно его утверждениям, «Сан-Габриэл» был построен в расчете на 400 пайпов, что равно 400 тоннам измеренным или 250–300 тоннам номинальным. Линдси добавляет, что Пинту Баштуш с ним согласен[292].
Рассматривая вопрос грузоподъемности, не следует забывать, что «тонна» в XV веке отличалась от современной. У Д’Альбертиса[293] мы читаем, что тонелада в Севилье приравнивалась к двум бочкам, по 27,5 арробас (98 галлонов) каждая и составляла 1,405 кубических метров, или около 50 кубических футов. Бискайский тунел был на 20 % больше. Согласно записям капитана Лопеша де Мендосы, лиссабонский тунел имел 6 палмуш де гоа [294] в длину (талья) и по 4 таких же палмуш (ладоней) в ширину и высоту (пареа), что составляет 85 кубических футов.
Мне, правда, кажется, что это слишком много, потому что мой виноторговец рассказывал мне, что в две бочки шерри, по 108 галлонов каждая, набирается только 75 кубических футов. Во всяком случае, эти сведения говорят о том, что тонна в XV веке была значительно больше, чем в XIX.
Были сделаны две попытки реконструировать флагман Васко да Гамы или, вернее сказать, построить корабль такого типа, на каких ходили в XV веке, и сделать это как можно ближе к тем описаниям, которые сохранились на страницах исторических документов. Эти попытки предприняли заслуженные офицеры португальского флота, капитаны Жуан Браш д’Оливейра и А. А. Балдаке да Силва. Важную роль в процессе реконструкции сыграл старинный манускрипт по кораблестроению, написанный Фернанду Оливейрой ( «O livro da fabrica das Nгos»), который представил к печати капитан Лопеш де Мендонса.
Корабли, которые в результате получились у двух офицеров, очень сильно между собой различались во многих отношениях, особенно длиной корпуса и бимсов. У корабля капитана да Силвы длина бимса составляла одну треть от длины корабля, а у Оливейры они находились в отношении один к пяти. В первом случае корабль получился широким, как подобало в то время, а во втором – стройным, почти как современный клипер. Нужно заметить, что до недавнего времени считалось, что длина парусного судна не должна превышать четырех его бимсов. Несомненно, этого правила придерживались судостроители XV века.
Размеры этого корабля следующие:
Общая длина – 84,1 фут
Ватерлиния (с грузом) – 64,0
Метацентрическая высота над ватерлинией (с грузом) – 7,4
Водоизмещение – 178 тонн
Грузоподъемность – 4130 куб. футов или 103 тонны
Это я узнал из частного письма капитана да Силвы. Я полагал, что это трюмовый брутто-тоннаж, но посчитав тоннаж по старым правилам, я получил его значение в 230 тонн по 40 кубических футов каждая. А «экспедитивный» метод, принятый в XV веке в Венеции, дал результат в 896 ботте по 28 галлонов, то есть, примерно 250 тонеладас.
Корабль был плоскодонным, с квадратной кормой и тупым носом, украшенным фигурой святого покровителя. Вдоль бортов устанавливали руслени, чтобы уменьшить качку, когда судно идет под ветром. С носа и кормы возвышались «башни», между ними располагалась средняя часть. Однако эти «башни» не поднимались на такую безумную высоту, как на кораблях последующего периода, когда из-за них возникали трудности с управлением, а при сильном ветре нередко приходилось рубить фок-мачту и разбирать баковую надстройку.
Эти «башни» были настоящими цитаделями и порой позволяли долго защищаться команде взятого на абордаж корабля. Известным примером может послужить сопротивление арабского судна «Мери» в 1502 году.
Капитан располагался в башне над кватердеком, офицеры занимали помещения под капитанским и в баковой надстройке. Простые моряки квартировались под площадками, идущими вдоль бортов, от башни к башне. У каждого был свой шкафчик для товаров, которые предстояло выменять у туземцев. Лестницы вели с главной палубы вверх, на боевые палубы (chapitйo de rй и de vante) обеих башен, их защищали плетеные ограждения. Румпель выводился к кормовой батарее, за капитанскими апартаментами, там же находился нактоуз. Батарея состояла из двадцати пушек. Нижняя батарея «башни» располагалась над кватердеком и состояла из восьми пушек, заряжавшихся с казенной части.
Посередине корабля стояла шлюпка. К ней вдобавок обычно имелся ялик на 4–6 весел.
На корабле было три мачты и бушприт. Главная мачта поднималась над килем на 110 футов на ней развевался королевский штандарт, а алый флаг капитана вывешивался с «вороньего гнезда», в 70-ти футах над палубой. Такое же «воронье гнездо» крепилось и на фок-мачте. Во время боя на них поднимались солдаты, которые метали оттуда дротики, гранаты и горшки с порохом. Паруса использовались прямоугольные, и только на бизани парус был треугольным. Площадь парусов составляла 4000 кв. футов – и это исключительно благодаря «чепчикам», которые подвязывались к основному парусу, служа для тех же целей, для каких служат современные лиселя[296]. На каждом парусе был нарисован крест ордена Христа.
Якоря, числом два, были выполнены из железа, с деревянным штоком и кольцом для привязывания каната.
Нижнюю палубу переборки делили на три части. Две из них предназначались для провизии, подарков и товаров для меновой торговли. Эта «провизия», как пишет Каштаньеда, была рассчитана на три года пути, исходя из вполне солидного дневного рациона, который составляли 1,5 фунта сухарей, фунт говядины или полфунта свинины, 2,5 пинты воды, 1,25 пинты вина, 1/12 питы уксуса или 1/8 пинты масла. В постные дни полагалось по полфунта риса, мясо заменялось треской или сыром. Еще была мука, чечевица, сардины, сливы, миндаль, лук, чеснок, горчица, соль, сахар и мед. Кладовые корабля пополнялись рыбой, выловленной, когда появлялась возможность, и продуктами, приобретенные в портах (среди них апельсины, в которых нуждались пострадавшие от цинги).
Товаров было не просто мало, они оказались совершенно не подходящими для индийских рынков. Среди них: ламбель (полосатая хлопчатая ткань), сахар, оливковое масло, мед и коралловые бусы. Среди товаров, приготовленных для подарков, были рукомойники, алые шапероны, шелковые куртки, шоссы, шляпы, мавританские шапки, а кроме того всякие безделушки, вроде стеклянных бус, бубенчики, оловянные колечки и браслеты. Все это годилось для обмена на гвинейских берегах, но совершенно не ценилось богатыми торговцами Каликута. Наличных же денег, которые можно тратить, на кораблях было, по всей видимости, немного. Все эти сведения почерпнуты из писем дона Мануэла и синьора Серниджи.
После проверки временем оказалось, что самым ценным был научный результат экспедиции, если можно так выразиться. Ученый дон Диогу Ортиш де Вильегаш снабдил да Гаму картами и книгами по нужной теме, почти всеми, что существовали в то время, в том числе сочинением Птолемея и сведениями о Востоке, собранными в Лиссабоне за последние годы. Среди этих трудов, несомненно, нашли свое место и доклады, отправленные домой Перу де Ковильяном, и сведения, собранные Лукашем Маркушем[297], и абиссинским священником, приезжавшим в Лиссабон в 1490 году.
Астрономическими инструментами экспедицию обеспечил астроном Закуто. Считается даже, что Гама был очень доволен, что его наставлял этот просвещенный еврей. Среди этих инструментов была большая деревянная астролябия, металлические астролябии меньшего размера, а также, по всей видимости, квадранты. Ко всему этому прилагался труд Закуто «Almanach perpetuum Celestium motuum cujus radix est 1473», который Жузе Визинью перевел и издал в Лейрии в 1496 году. Эти таблицы позволяли мореплавателям, наблюдая за высотой солнца над горизонтом, рассчитывать широту.
Еще, конечно был значительный запас компасов, лотов и склянок, а также, возможно, catena a poppa, то есть веревка, которую спускали с кормы, чтобы определить дрейф корабля, а также toleta de marteloia – графическая замена наших современных таблиц разностей широт и отшествий. Эти приспособления уже давно использовались итальянцами. Возможно также, что у Васко уже был экваториальный компас (для определения времени приливов в тех портах, куда он заходил) и компас для измерения магнитного склонения. Этот инструмент представляет собой сочетание солнечных часов с магнитной иглой. Его изобрел Пурбах в 1460 году, а усовершенствовали Фелипе Гильен в 1528 и Педру Нуньеш в 1537. Известно, что его использовал Жуан де Каштру в своем путешествии в Индию и Красное море (1538–1541). Мы склонны считать, что у Васко да Гамы могла быть разновидность такого компаса, поскольку название мыса Игольный, предположительно, появилось из-за того, что игла показала путь на север, хотя такое наблюдение точным считать нельзя.
И наконец, нужно упомянуть падраны, каменные колонны, погруженные на корабли. Три из них, по воле короля, были посвящены св. Рафаилу, св. Гавриилу и Деве Марии. Барруш и Каштаньеда пишут, что колонны были такими же, какие устанавливали Сан и Диаш во времена Жуана II. На ряде картин, написанных по приказу дона Мануэла по случаю открытия Индии, падран с мыса Доброй Надежды ( «Prasum promontorium») увенчан крестом, несет на себе королевский герб, изображение пеликана и дату.
Корреа же утверждает, что колонна, установленная на реке Милосердия (в «Дневнике» – река Добрых Знаков), была мраморной, с двумя геральдическими щитами. На одном был изображен герб Португалии, на другом (с обратной стороны) – сфера и надпись «Do senhorio de Portugal reino de Christ?os» («Повелителя Португалии, короля христиан»). Колонна в Малинди имела такие же щиты, но надпись ограничивалась словами «Rey Manoel». Поскольку Корреа имел возможность видеть эти колонны, содержание надписей, скорее всего, передано верно, хотя он известный выдумщик.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
«ROTEIRO». ДНЕВНИК ПЕРВОГО ПУТЕШЕСТВИЯ ВАСКО ДА ГАМЫ (1497–1499 гг.)
«ROTEIRO». ДНЕВНИК ПЕРВОГО ПУТЕШЕСТВИЯ ВАСКО ДА ГАМЫ (1497–1499 гг.) Перевод с англ. И. Летберга, Г. Голованова Введение Во имя Господа Бога. Аминь![16]В год 1497 король Португалии дон Мануэл, первый с этим именем в Португалии, отправил четыре судна[17] для совершения открытий, а также
КАЛКОЕН, ИЛИ ГОЛЛАНДСКАЯ ПОВЕСТЬ О ВТОРОМ ПУТЕШЕСТВИИ ВАСКО ДА ГАМЫ В КАЛИКУТ В 1502 ГОДУ
КАЛКОЕН, ИЛИ ГОЛЛАНДСКАЯ ПОВЕСТЬ О ВТОРОМ ПУТЕШЕСТВИИ ВАСКО ДА ГАМЫ В КАЛИКУТ В 1502 ГОДУ Перевод с англ. Г. Голованова Вступление Нет никакого сомнения, что в этой повести, напечатанной впервые в в Антверпене около 1504 года, описано второе путешествие в Индию великого
Письма Джироламо Серниджи о первом путешествии Васко да Гамы
Письма Джироламо Серниджи о первом путешествии Васко да Гамы Джироламо Серниджи родился во Флоренции в 1453 году. Его отец, Киприано ди Чименти, был членом Гильдии ткачей и пользовался большим уважением сограждан. Его род прервался в 1680 году.Джироламо переехал в Лиссабон,
Три отчета португальцев о первом путешествии Васко да Гамы (1608–1646)
Три отчета португальцев о первом путешествии Васко да Гамы (1608–1646) Jornal das Viagens dos Portuguezes а?s Indias, 1608 г.Последний виконт Сантаренский в своих «Примечаниях к рукописям» ( «Noticia dos Manuscriptos», 2-е издание, Лиссабон, 1863 г., стр. 93) уделяет большое внимание рукописям, найденным в
Список личного состава кораблей Васко да Гамы
Список личного состава кораблей Васко да Гамы Офицеры и матросы для «армады» Васко да Гамы тщательно отбирались. Некоторые из них ходили вокруг мыса Доброй Надежды с Бартоломеу Диашем. Все они, как показывает этот «Дневник», пользовались особым доверием, когда положение
Васко да Гама (ок. 1469–1524)
Васко да Гама (ок. 1469–1524) Васко да Гама родился в городе Симсе в Португалии (провинция Алемтежу). О его детстве и ранней молодости не сохранилось каких-либо известий. Когда в 1493 году оказалось, что Колумбу удалось найти западный морской путь и Индию, португальской король
Васко Нуньес де Бальбоа (1475–1517)
Васко Нуньес де Бальбоа (1475–1517) Бальбоа родился в Херес-де-лос-Кабальерос в провинции Эстремадура (Испания). Проведя на родине бурную молодость, Бальбоа направился в Сан-Доминго — первую испанскую колонию, организованную в Новом Свете. Но и здесь легкомысленный молодой
37. Васко да Гама — духу бурь (1504 г.)
37. Васко да Гама?— духу бурь (1504 г.) Со всех сторон ярился жидкий ад: Там посреди кипящей котловины Валов морских свинцовые вершины Крушили мне борта, за рядом ряд. В полночном небе, устрашавшем взгляд, Где бушевала звездная лавина, Явился ты в обличьи исполина, И
Оснащение под стать задачам
Оснащение под стать задачам Для выполнения широкого спектра задач боевым пловцам приходилось иметь на вооружении не менее широкий арсенал вооружения и технических средств.Поскольку боевые действия должны были происходить не только на суше, то помимо всех видов
НП и его оснащение
НП и его оснащение Наблюдательный пост должен представлять собой укрытие для личного состава, имеющее основной и запасной выходы, скрытые пути подхода и отхода для смены разведчиков, а также пути отхода на случай обнаружения НП партизанами.Важнейшим документом НП
КОРАБЛИ
КОРАБЛИ Человечество свято чтит имена кораблей-героев. Это Магелланова «Виктория», «Святой Петр» и «Святой Павел» Беринга и Чирикова, «Резолюшн» капитана Кука, «Восток» и «Мирный» Беллинсгаузена и Лазарева, нансеновский «Фрам», легендарный ледокол «Сибиряков». Список
Промышленные, научно-исследовательские и учебные центры США, обеспечивающие проектирование, строительство, оснащение подводных лодок и обучение их экипажей
Промышленные, научно-исследовательские и учебные центры США, обеспечивающие проектирование, строительство, оснащение подводных лодок и обучение их экипажей Наименование Город, месторасположение Базы подводных лодок Сиэтл, Ки-Уэст, Чарлстон, Норфолк,
4. ВООРУЖЕНИЕ И ОСНАЩЕНИЕ ГЕРМАНСКИХ ПЕХОТНЫХ ДИВИЗИЙ (ОБР. 1944 г.)
4. ВООРУЖЕНИЕ И ОСНАЩЕНИЕ ГЕРМАНСКИХ ПЕХОТНЫХ ДИВИЗИЙ (ОБР. 1944 г.) В целом вооружение и его типаж в пехотной дивизии вермахта характеризуется следующим образом (на начало 1944 г.) [10, с. 131].Таблица № 1 В пехотные полки немецких ПД в конце 1943 г. поступили реактивные системы,
Оснащение Института
Оснащение Института Бесславное окончание эпопеи с «широкими линиями» совпало с началом нового длительного этапа моей основной деятельности в Институте. Реконструкция здания была закончена, сотрудники всех лабораторий заняли отведенные им помещения, но. работать