На чем проще летать
Начать летать с помощью мотора
Современные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Осуществить свою мечту – подняться в небо на летательном аппарате с мотором, стало доступно практически каждому. Способов осуществить мечту, научиться летать, стало прилично много. Они способны удовлетворить самые изысканные вкусы.
Научиться летать можно на летательном аппарате без мотора, а можно с мотором.
Разговор пойдет о летательных аппаратах, имеющих максимальную взлетную массу до 600 кг, которые поднимают пилота в небо с помощью мотора. Оторваться от земли можно с помощью тяги мотора и подъемной силы крыла, для этого есть самолет, парамотор и мотопланер. Кроме них, доступными для обучения могут быть вертолет и автожир.
За штурвал такого самолета можно сесть в 18 лет. До первого самостоятельного полета следует налетать с инструктором некоторое время и совершить около сотни взлетов и посадок для отработки навыков. При отказе двигателя шансы на спасение пилота равняются количеству его профессиональных навыков.
Что может произойти в полёте
Важные заметки о моторных ЛА
Кому летать нежелательно:
Примечание. Как это ни странно звучит, но многие люди, страдающие аэрофобией, избавились от своего недуга, занимаясь в авиаклубе.
Самолет
Самолет – это классический пример летательного аппарата с мотором. Современные самолеты сверхлегкой авиации (с взлетным весом до 495 кг) способны помочь заглянуть за горизонт, посмотреть на землю свысока, взлетать и садиться на травяном аэродроме. Шаг в небо на маленьком самолете отличается по своим ощущениям от полета на большом лайнере.
На большие расстояния перелет на самолете бывает дешевле, чем на автомобиле, ведь полет происходит по кратчайшей линии.
В авиации расход топлива считается «в часах работы» при разных режимах работы мотора.
Парамотор (мотопараплан)
Хотите ощутить себя Карлсоном – летайте с парамотором. Небольшое приспособление с мотором и куполом параплана дает возможность прекрасно провести время.
Мотопланер
Продолжением развития темы свободного полета на планере стал мотопланер. Его главное преимущество в том, что он не зависит от самолета-буксировщика и буксировочного комплекса, а взлетает и набирает нужную высоту самостоятельно.
Автожир
Выводы
Если кто-то думает, что мечта летать – это прерогатива богатых людей, то он заблуждается. Варианты есть даже для граждан, у которых размеры дохода не позволяют подняться в небо на коммерческой основе.
Какая бы ни была ваша финансовая ситуация, если очень хочется полетать – придите на аэродром. Там можно совершить ознакомительный полет, за плату, конечно. И вот уже в воздухе вы сможете по-настоящему понять, нужно ли это вам. Можно попробовать полетать и на планере, ведь ощущения от полетов будут совершенно разными.
Кстати, если с деньгами действительно очень туго, можно попроситься поработать на аэродроме за возможность научиться летать. Это, как правило, будут неквалифицированные работы, но ведь у вас есть огромное желание летать, для реализации которого нужно находить возможности.
Если вы владеете профессией дизайнера, художника, электронщика, разработчика и так далее, то вполне возможно, что ваши навыки пригодятся на аэродроме, в авиационном учебном центре и в других «земных» структурах. Оказав им волонтерскую помощь, вы также сможете получить возможность полетать.
Нам часто задают вопрос, “На че лучше всего летать?” Вопрос на который ответ подобрать сложно. Давайте попробуем его структурировать. Рассмотрим наиболее популярные воздушные суда парящей сверхлегкой авиации. Воздушный шар, параплан, дельтаплан.
1. Воздушный шар. Несомненно воздушный шар завораживает своей монументальностью и плавностью, в принципе он даже достаточно мобилен более или менее компактен. Но обладает очень низкой путевой скоростью ( хотя и позволяет брать с собой достаточный запас “багажа” Маршрутные полеты на воздушных шарах возможны, и наверно более комфортны чем на параплане или дельтаплане, но эти киты воздушного океана требуют большого внимания и мастерства пилота. Знание аэродинамики и аэрологии должно быть на ультра высоте (не хочу обидеть пилотов других типов ВС) И цена, соответственно не низкая.
2 Параплан. это поистине самое распространенное летное средство во всем мире, неоспоримые плюсы это удобство, компактность, доступность и простота в первоначальном обучение. Взлетев с горы и поймав поток, обработав и перелетев на следующий можно пролетать маршрутные полеты длинной в не одну сотню километров, и все это без всякого двигателя, ну а совершив посадку параплан в отличие от любого другого ВС компактен и не такой тяжелый, как допустим ближний ему по классу дельтаплан. Ограниченная посадка, да не вопрос. Параплан можно посадить на такие площадки на которые не зайдут ни одни ВС (исключая вертолеты) Минусы параплана это низкая воздушная скорость, но плюсы с лихвой покрывают этот незначительный недостаток. Парапланы совершенствуются каждый день и аэродинамическое качество некоторых аппаратов заставляют ежиться ближайший класс. Дельтапланы.
Про планеры
Аэропоезд из Ан-2 и двух Блаников на фалах
Марина Мытрова
Что такое планер?
Это летательный аппарат тяжелее воздуха, но при этом не имеющий двигательной установки. Он поддерживается в полёте за счёт аэродинамической подъёмной силы, создаваемой на крыле набегающим потоком воздуха и вместо маршевой силы двигателя использует гравитацию. В общем, планер превращает свою потенциальную энергию (высоту) в кинетическую (скорость) и наоборот. А ещё за счёт своего небольшого веса и больших крыльев может использовать восходящие воздушные потоки как лифт, чтобы пополнить запас потенциальной энергии.
Зачем они нужны?
На заре развития планеризма задача была одна – удержать безмоторный летательный аппарат тяжелее воздуха в полёте в течение более-менее продолжительного времени. Потом уже стали разбираться – а зачем? Задачи для планеров придумали такие:
А покататься?
Учебные планеры – двухместные, поэтому позволяют катать пассажиров. Такое развлечение дешевле, чем полёт на спортивном самолёте (ценник за ознакомительный полёт от 4000 рублей, основная составляющая цены – это стоимость буксировки самолётом). Посадка тандемом, один за другим. Спереди в кабине садится пассажир, сзади – инструктор. Задача катающегося – без разрешения ничего в кабине не трогать. Ну и вовремя предупредить, если укачало и хочется на землю.
Приятный бонус отсутствия двигателя – планер летит тихо.
Если хочется попробовать управление, на высоте можно и порулить. Инструктор покажет, что надо делать. Если понадобится – подправит (все органы управления дублируются). Самый популярный учебный планер (да и вообще самый распространённый планер в мире) – это Л-13 Бланик, разработанный чехословацкой фирмой LET. В большинстве клубов обучают и катают именно на нём.
Если хочется побольше адреналина, можно напроситься на пилотаж.
На Л-13 с пассажиром разрешено выполнять такие фигуры, как:
Поделиться
А вот бочку и перевёрнутый полёт с пассажиром на Л-13 выполнять нельзя.
Зато если хватит смелости, можно попросить показать штопор. На многих самолётах намеренный штопор выполнять запрещено, а вот для учебного планера это стандартное упражнение, которое должен уметь выполнять любой пилот.
Полёт
Чтобы планер начал парить самостоятельно, ему надо как-то набрать высоту. Это можно сделать несколькими способами:
Одна из самых важных характеристик планера – это его аэродинамическое качество (К). Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что качество — это сколько метров в длину может пролететь летательный аппарат при потере одного метра высоты в штиль. То есть планер с качеством 30 может улететь на 30 метров, пока теряет метр высоты. Качество планеров может достигать 60 единиц и более.
Это достигается за счёт малого веса и удлиненного крыла. У самолётов оно значительно меньше. Например, у Бланика Л-13 максимальное качество Kmax=28,5, а у самолёта Ан-2, который этот планер может отбуксировать на высоту, Kmax=10.
Самолёт без двигателя не сможет продолжить маршрут «по-планерному», но и не свалится как кирпич – аэродинамического качества хватает, чтобы спокойно сесть на подобранную с воздуха площадку. Это относится и к многотонным пассажирским лайнерам. Например, у Аэробуса A320-214 аэродинамическое качество около 17, что позволило 15 января 2009 года после столкновения со стаей птиц и отказа обоих двигателей посадить его на Гудзон. Если заморочиться с летучестью самолёта и довести Кmax до 37, то можно получить Virgin Atlantic GlobalFlyer и пролететь на нём кругосветку без дозаправки.
Чтобы не просто планировать сверху-вниз, но и набирать высоту, планеристы используют восходящие воздушные потоки. Чаще всего используют термики (термические потоки). Они возникают в тех местах, где солнце лучше всего прогревает земную поверхность. Например, над дорогами и пашнями – они тёмные и хорошо нагреваются. Тёплый воздух от земли поднимается наверх и этим пользуются планеристы. Термики позволяют быстро набрать высоту, нужную для длительного планирования, так как имеют вертикальную скорость несколько метров в секунду и сами могут подниматься на километры. Высота термика зависит от разных факторов: он может достичь инверсионного слоя и там остановиться, может дойти до точки росы и образовать кучевое облако, а может просто постепенно раствориться, перемешавшись с окружающим воздухом.
Так как для полётов в термических потоках необходимо, чтобы прогревался воздух, в средних широтах такие полёты эффективны только весной и летом. Потоки обтекания возникают при взаимодействии воздушных масс с элементами рельефа. Например, когда ветер встречает склон холма. Сам по себе такой поток не может поднять планер выше, чем на несколько сотен метров над холмом, но может усиливаться термическим потоком от нагрева склона солнцем.
В горах можно встретить волновые потоки – они образуются при обтекании воздушной массой горных хребтов. Планер в таком потоке может подняться на высоту 15 км. Мировые рекорды по высоте подъема и дальности полёта были установлены благодаря волновым потокам.
Хочу стать пилотом
Во времена расцвета Осоавиахима и ДОСААФа планер был промежуточной ступенью от авиамоделизма к авиационному училищу. Многие летчики так и начинали – сначала авиамодельный кружок, потом планерный клуб ДОСААФ, потом самолётный ДОСААФ и авиационное училище. Планер позволяет ощутить полёт и разобраться с пилотированием до перехода на более сложную и тяжёлую авиационную технику.
Сейчас планерных клубов не так много, как в СССР, взрослые пилоты оплачивают обучение из собственного кармана (для школьников возможны варианты), но планеризм всё ещё остаётся самым доступным по финансам способом обучения пилотированию. Никаких особых требований к курсанту для начала обучения нет (разве что ограничение по весу в 110кг), перед началом полётов нужно только пройти ВЛЭК – врачебно-лётную экспертную комиссию. Для планеристов она не так сурова, как для космонавтов или пилотов пассажирских лайнеров, надо просто запастись терпением и несколько раз съездить в соответствующее медучреждение, чтобы пройти всех специалистов.
Планерные клубы России готовят пилотов по стандартной программе (называется КУЛП-ПСБ-2013, что расшифровывается как «курс учебно-лётной подготовки на планерах и самолётах-буксировщиках»). Там расписано все, что предстоит изучить будущему пилоту-планеристу.
А изучить ему предстоит очень многое ещё до того, как он первый раз сядет в планер – перед началом практики обязателен курс теории. Это очень много тем, от конструкции планера и аэродинамики до метеорологии и авиационного права.
В какой клуб ни пойди – учиться скорее всего будешь на планере Л-13 Бланик. В распоряжении авиаклуба могут быть ещё другие планеры «для продвинутых».
Аэрошют – самый безопасный летательный аппарат
Аэрошют – это самый безопасный и простой летательный аппарат. Аэрошют является сверхлегким летательным аппаратом (СЛА) моторного класса, в числе которых, дельталеты (мотодельтаплан или дельтаплан с мотором), паралеты, мотопарапланы, сверхлегкие вертолеты и микросамолеты.
Все больше и больше людей, которым нравится простота аэрошюта и безопасность полета на нем, пытаются сделать симбиоз транспортного средства и летательного аппарата, отсюда квадралеты и аэромобили.
Крыло аэрошюта сделано по парашютной технологии, имеет толстый профиль, большие воздухозабрники и прямоугольную форму.
Управлять аэрошютом проще чем мотоциклом, впрочем мотоцикл был и остается наземным транспортом, а аэрошют планирует на высоте птичьего полета. Итак, от вращения воздушного винта аэрошют приходит в движение, а от потока воздуха от винта крыло наполняется, таким образом создавая подъемную силу. Управление аэрошютом происходит с помощью рулевых педалей, подобное рулевое управление есть у планера и аэроплана. Чтобы повернуть налево, двигаем вперед левую ногу, чтобы повернуть направо, — двигаем правую ногу. Подъем и спуск управляемые, при этом используются изменение оборотов двигателя. Руки пилота свободны, таким образом, во время полета можно заниматься фотографией, видеосъемкой, охотой, наблюдать в бинокль за жизнью животных, искать потерявшихся людей, пить кофе, наслаждаться красотой рисовать эскизы природы в одиночку или в компании. Приземление происходит очень просто, даже с выключенным двигателем — делаете обычную «подушку» выдвигая обе ноги вперед.
Так же как парапланы и планеры, аэрошюты бывают одноместными и двухместными, в качестве пассажира можно выбрать кого угодно: друга с весом 150 кг или подругу 60 кг, аэрошют достаточно мощный. Только представьте, какие ощущения получат ваш друг, а может быть подруга, летая на высоте птичьего полета.
Аэрошют самый простой способ подняться в небо, вам не понадобятся долгие тренировки. В отличии от параплана вовсе не обязательно знать метеорологию и аэрологию и владеть навыками наземных тренировок Обучение занимает мало времени, настолько аппарат прост в управлении. Обычно после 3-5 часов обучения новичок может лететь самостоятельно. Аэрошют дает возможность ощутить полет практически любому, кто хочет лететь. Когда люди видят планирующий аэрошют, они могут оценить его простоту и безопасность, и понимают, что даже они могли бы управлять этим аппаратом.
Летать на аэрошюте, можно так же, как и на параплане или планере — в любую комфортную погоду, если нет ливня или сильного ветра.
Для безопасности и полного удовольствия, полет на любом сверхлегком летательном аппарате, будь то полет на параплане и аэрошюте, на планере, полет на воздушном шаре, дельтаплане или прыжок с парашюта нужна благоприятная погода.
Совершать полеты в дождливую погоду и при сильном ветре не только крайне не рекомендуется, но и малоприятно. Совершать полет на параплане и аэрошюте можно в любое время года: летом, весной, осенью и даже зимой — достаточно прикрепить к аэрошюту лыжи, и парите себе с удовольствием, а еще можно поставить его в лодку, сделать отклонение струи винта и ездить по мелководью. Можно поставить аэрошют на поплавки и летать с воды.
Не смотря на свою тяжесть и громоздкость, даже с выключенным двигателем, аэрошют будет парить подобно планеру и безопасно доставит пилота на землю. То есть если во время полета закончится топливо, выйдет из строя двигатель, вы всегда сможете спокойно и безопасно совершить посадку. К тому же, к пилонам аэрошюта всегда прикреплен запасной парашют. Запасной парашют используется крайне редко.
В Америке аппараты сверхлегкой авиации достигли уровня индустрии, в России же каждый аэрошют – это настоящая индивидуальность, способная передать характер и высокое мастерство автора. Каждый аэрошют собран авиационными инженерами вручную, с высокой точность и обязательно прошел опытную эксплуатацию.
Научитесь что-то делать своими руками лучше с нашими техниками, статьями об авто и гараже, смотрите последние обзоры инструментов и материалов для ремонта; вдохновляйтесь приключенческими историями на строительную тематику. Друзья! Подпишитесь сейчас если наш сайт помог вам или просто понравился, вы можете помочь нам развиваться и двигаться дальше. Для этого можно:
Все про полеты на Дельтаплане — обучение, оборудование, сколько стоит
Что такое дельтаплан
Дельтаплан — это летательный аппарат с гибким стреловидным крылом без мотора, хвоста и кабины пилота. Полет дельтаплана происходит за счет смещения центра тяжести и использования подъемной силы. Пилот управляет летательным аппаратом с помощью балансировки и смещения тела относительно подвески.
Полеты на дельтаплане — это удивительное, захватывающее дух занятие. Ощущение свободного полета, которое дарит полет на дельтаплане, невозможно забыть. Именно поэтому, попробовав один раз полетать, большинство спортсменов становятся заядлыми дельтапланеристами.
История дельтаплана
История создания дельтаплана начинается во второй половине 19 века. Именно тогда немецкий авиаинженер Отто Лилиенталем сконструировал и начал испытывать первый прообраз современного дельтаплана — балансирный планер.
В середине 20 века свой вклад в развитие дельтапланеризма внес американец Френсис Рогалло, с детства мечтавший о полетах. Так как мечте стать летчиком было не суждено сбыться, Рогалло отучился на авиаинженера в Стэндфордском Университете.
Френсис разработал модель крыла, состоявшего из трубчатого каркаса с тканевой обшивкой, которое легко складывалось и занимало совсем немного места. Изначально этот аппарат создавался для американской космической программы, а именно управляемого спуска космонавтов. Изобретение получило название в честь своего создателя – «крыло Рогалло».
О крыле Рогалло были напечатаны статьи в технических журналах. И один из инженеров-любителей Том Перселл самостоятельно построил конструкцию по представленной в журнале схеме. В 1965 году для испытаний летательного аппарата Перселл пригласил к себе изобретателя крыла Френсиса Рогалло, который и совершил первый полет на экспериментальном образце.
Проведение летных испытаний крыла привело к появлению новой спортивной дисциплины — дельтапланеризма. Название дельтаплан было выбрано за внешнее сходство летательного аппарата с буквой греческого алфавита «Дельта».
Дельтапланерный спорт был официально зарегистрирован Международной авиационной федерацией в 1974 году. При проведении соревнований оценивались продолжительность и дальность полета, точность приземления и скорость прохождения установленного маршрута.