На чем прожигать койлы
Как чистить койлы (спирали) от нагара
Введение
Случается, что во время парения может появиться привкус гари. Он может быть как совсем небольшим, так и весьма ощутимым. Это происходит от пригорания ваты либо, когда на койле образовался нагар.
Произойти это могло по разным причинам – закончилась жидкость в баке, слишком плотно уложен хлопок и жижи поступает мало, было случайное нажатие кнопки Fire или подавалось слишком большая мощность, загрязнена вата и прочее.
В любом случае лучше всего прекратить парение и заменить намотку. Парить с «гариками» не только неприятно, но ещё и вредно для организма, так как вдыхаются уже продукты горения, а не пар.
Если в баке используется сменный испаритель, то его необходимо полностью заменить, а не прибегать к различным способам очистки.
Чистка таких испарителей не предусмотрена производителем, а значит его можно привести в полностью непригодное состояние и, в лучшем случае, просто сломать, а в худшем – нанести вред здоровью.
Что же касается атомайзеров – обслуживаемых баков, дрипок и прочего (RTA, RDA, RDTA), где вместо сменного испарителя устанавливается намотка из одного или более койлов (спиралей), – их можно почистить и повременить с заменой.
К сожалению, чистка койлов не панацея и когда-нибудь они придут в полную негодность, но помочь продлить им жизнь всё-таки можно.
Как прочистить бак или дрипку было рассмотрено в отдельной статье. А теперь разберёмся как же лучше всего очистить койлы.
Как правильно чистить
Существует два основных способа очистки койлов – это прожиг и чистка холодной спирали.
На рынке присутствует достаточно большое количество разнообразной проволоки для намоток, а также готовых койлов из них или их комбинаций.
Помимо большого разнообразия, проволоки различаются ещё и по предназначению – одни могут использоваться только в режиме температурного контроля, другие только в режимах варивольта или вариватта.
Есть также и «нейтральный» материал – нержавеющая сталь, которая может использоваться в обоих режимах.
Никель и титан, предназначенные для термоконтроля, нельзя прожигать или подвергать длительному нагреву без жидкости. На титане появляется оксидная плёнка от прожига, что в дальнейшем может плохо сказаться на здоровье. А никель при нагреве выделяет вредные для здоровья испарения.
Эти два металла лучше всего не прогревать, не прожигать и чистить только в холодном состоянии. Для чистки остальных подойдут оба способа.
Чистка холодной спирали
Данный способ подойдёт для любого койла – будь то спираль для термоконтроля или вариватта.
Для чистки понадобится детская зубная щётка или специальный вейп-аксессуар для чистки – металлическая щётка.
Удаляем хлопок с намотки и промываем спираль под струёй воды, чтобы смыть большие куски загрязнений. Затем смоченной щёткой лёгкими движениями очищаем спираль от нагара, приводя койл в максимально чистое состояние.
Сильно давить не стоит, чтобы не повредить форму спирали. Особенно это касается таких материалов как никель и титан – из них делаются спирали с промежутками между витками (спейс койлы) и при чистке их легко нарушить.
Смачивать щётку перед чисткой можно в обычной воде, пропиленгликоле, растворе с пищевой содой или лимонной кислотой, уксусе или этаноле.
После чистки необходимо тщательно сполоснуть койлы под струёй обычной воды, чтобы предотвратить появление запаха во время затяжки, и дать полностью высохнуть.
Если это спейс койл, то его прожигать после чистки нет смысла, так как витки не соприкасаются друг с другом и короткого замыкания там быть не может.
Остальные спирали, кроме никеля и титана, можно прогреть, чтобы проверить на наличие короткого замыкания (об этом чуть ниже) и ускорить процесс высыхания воды.
Прожиг – чистка нагретой спирали
Чистка нагретой спирали или прожиг – наиболее используемый метод среди вейперов, так как занимает немного времени и достаточно эффективен.
Помимо чистки грязных койлов, прожиг используется при установке новой спирали для устранения короткого замыкания и очистки возможных жиров и частичек кожи с пальцев, которые остаются после установки.
Для чистки понадобятся:
Прожиг
1. Выставляем на базе для прожига или бокс-моде рабочую мощность спиралей, на которой они использовались во время парения.
2. Накаляем до ярко-красного цвета и даём немного остыть, примерно до тёмно-красного цвета. Это позволит увидеть наиболее загрязнённые места и сжечь большие куски без вреда для койла.
3. Опускаем в стакан с водой либо под струю воды. Это удалит основное загрязнение с койла.
Примечание. Не рекомендуется опускать в воду сильно накаленную спираль, так как это плохо сказывается на структуре металла и сроке жизни спирали (происходит сильный перепад температуры, из-за чего на металле образуются микротрещины, спираль быстрее «изнашивается» и загрязняется).
4. Очищаем щёткой оставшуюся грязь, затем повторяем шаги 2 и 3. Проделываем данную процедуру пока койлы не будут максимально очищены.
Примечание. Как и в случае с очисткой холодной спирали, смачивать щётку перед чисткой можно в обычной воде, пропиленгликоле, растворе с пищевой содой или лимонной кислотой, уксусе или этаноле.
После чистки необходимо тщательно сполоснуть койлы под струёй обычной воды, чтобы предотвратить появление запаха во время затяжки, и дать полностью высохнуть.
Устранение короткого замыкания
Это необходимо для того, чтобы нагрев был медленным и равномерным, что позволит отслеживать микро-КЗ (небольшие короткие замыкания).
В местах, где короткое замыкание есть, проводим пинцетом или тонкой отверткой до тех пор, пока спираль не будет равномерно раскаляться.
3. Поджимаем болты в стойках. При нагреве койлов металл становится мягче и крепление ослабевает.
4. При помощи керамического пинцета прижимаем витки койла как можно ближе друг к другу (если используется не спейс койл, конечно). Но не сильно сдавливая, чтобы не испортить спираль.
5. Если установлено более одного койла, необходимо добиться одновременного разогрева. Это позволит жидкости испаряться с одинаковой скоростью с обоих сторон и не приводить к пересыханию хлопка. В противном случае будут «гарики».
Например, на фото левая спираль нагревается чуть быстрее.
Для исправления необходимо проверить как затянуты винты, подтянуть при необходимости, выставить койлы на равной высоте и устранить все КЗ.
Если всё сделано правильно, установленные спирали будут разогреваться синхронно от центра к краям с одинаковым прогревом.
Зачем прожигать койлы (спирали) и как правильно это делать?
Для вейперов, которые начинают самостоятельно накручивать спирали, не всегда понятно: для чего, после установки койлов на базу, их нужно прожигать? Может можно обойтись без этого? Да и как правильно это сделать? Далее мы по шагам объясним этот несложный процесс.
Для чего прожигают спирали?
Какие инструменты понадобятся
Перед тем как начать процесс прожига, нужно подготовить следующее:
Как правильно прокаливать койлы
Разогрев нужно осуществлять на небольших температурах. Раскалять койлы следует на 1-2 секунды, затем отпускать кнопку «фаер». Повторять процедуру нужно несколько раз, при этом керамическими щипцами проводить по спиралям для устранения КЗ (коротких замыканий). Далее нужно по сжимать витки.
Две спирали должны находится параллельно друг другу. На одинаковой высоте и одинаково по удаленности от стоек, за которые они закреплены. Посмотрите как сделано на фото.
Если добиться одинакового расположения не получилось, тогда возьмите отвертку о отрегулируйте их вот таким способом: просунув отвертку выравнивайте спирали движением вверх или вниз.
После всех процедур подкрутите винты на стойках. Так как под воздействием температуры, металл немного проседает и теряется контакт намотки.
Дайте спиралям немного остыть и можете переходить к укладке ваты в дрипку.
Видео инструкция:
Вредно ли часто прожигать спирали? 1 min read
Доброго времени суток, уважаемые вэйперы. Сегодня мы с вами поговорим о таком важном аспекте парения, как «прожиг спиралей». В журнале «Наука и политика в области никотина» химик Мирослав Дворничак обсуждает практику «сухого прожига». Как пишет Мирослав Дворничак, данная практика влияет на структуру сплава или металла.
Прожиг — подача на спираль большого количества тока, с целью сжечь пригоревшие остатки. Данная процедура в дальнейшем может привести к образованию некоторых нежелательных частиц, которые способны раствориться в жидкости,, и в конечном итоге попасть в организм вэйпера. Ранее это рассматривалось доктором Константиносом Фарсалиносом, который изучил этот вопрос. Исследователи пришли к выводу, что данная процедура не должна часто проводиться на койлах любого типа.
Металлы и сплавы для койлов
Как резюмировал д-р Дворничак, обычно используются кантал, нержавеющая сталь, нихром, а также, чистые металлы, такие, как никель. Последний пришелся по душе любителям термоконтроля.
Кантал — это сплав железа (Fe, 70%), хрома (Cr, 20-30%) и алюминия (Al, 4-7%). При нагревании оксид алюминия образует защитный слой на поверхности проволоки.
Нихром является сплавом Cr (80%) и никеля (Ni, 20%). При нагревании до раскаленной температуры образуется внешний слой оксида хрома (III), который защищает нагревательный элемент от дальнейшего окисления.
Ni200 — это полностью никелевый материал. Оксид никеля образуется при нагревании проволоки выше 400 ° С. В зависимости от степени окисления могут образовываться два типа оксида: зеленый и черный оксиды никеля. Последний обладает завидной реакционноспособностью.
Нержавеющая сталь (SS) сталь представляет собой сплав железа и углерода. Нержавеющие свойства стали обусловлены присутствием не менее 13% Cr. Хром предотвращает образование оксида хрома защитным слоем. Некоторые загрязнители в виде микроэлементов присутствуют в СС. Классический материал (SS316) содержит также небольшие количества молибдена (Мо, 2,5%) и марганца (Mn, 2%).
Почему прожиг намоток опасен?
Итоги:
Купить койлы из качественных материалов, по выгодным ценам вы сможете в нашем Интернет-магазине.
А вы часто прожигаете спирали? Пишите в комментариях под статьей.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Прожигать или не прожигать коилы?
Прожигать или не прожигать коилы, вот в чем вопрос.
Содержание и навигация
Такая практика, по мнению специалистов, влияет на структуру сплава или металла, что может привести к образованию некоторого количества частиц, которые могут в дальнейшем поступать в организм человека при парении.
Д-р Константинос Фарсалинос поднял вопрос о сухом прожиге и обратился за помощью к эксперту по материаловедению Педро Карвальо. В своих выводах авторы не рекомендуют вообще прожигать никакие спирали.
Из чего сделана спираль?
Для намотки используются различные типы проволоки и их состав и качество зависят от марки и стоимости. Наиболее популярные типы, которые выделил д-р Dworniczak — kanthal (фехраль), нержавеющая сталь, нихром и в последнее время некоторые чистые металлы, такие как никель или титан.
Kanthal (фехраль) является сплавом железа (Fe, 70%), хрома (Cr, 20-30%) и алюминия (Al, 4-7%). При нагревании оксиды алюминия образуют защитный слой на поверхности проволоки.
Нихром представляет собой сплав хрома (Cr, 20%) и никеля (Ni, 80%). При нагревании до так называемой «красной горячей температуры» наружного слоя из хрома (III) образуется оксид и защищает нагревательный элемент от дальнейшего окисления.
Нержавеющая сталь (SS) появилась на рынке совсем недавно. Сталь представляет собой сплав железа (Fe) и углерода (С). Сплав нержавеющей стали характерен наличием по меньшей мере 13% Cr. Содержание хрома позволяет сплаву сопротивляться коррозии. Некоторые металлы присутствуют в нержавейке в виде «следовых» примесей. Классическая сталь марки SS316 содержит также небольшие количества молибдена (Mo, 2,5%) и марганца (Mn, 2%).
Почему прожиг сухой спирали опасен?
Сухой прожиг опасен по 3 причинам:
По мнению химика, сухой прожиг может усиливать нормальный процесс коррозии на поверхности спирали и преждевременно ухудшать качества нагревательного элемента. Токсичные вещества (для Mn) или канцерогенные эффекты (для Cr (VI) в более окисленной форме, по сравнению с Cr (III)) маловероятны, поскольку доза очень мала.
Непреднамеренный сухой прожиг
Непреднамеренный сухой прожиг может произойти, когда жидкость закончилась, и хлопок не был достаточно влажным. Наш совет, если это произойдет — избавьтесь от горевшей спирали и сделайте новую.
Кроме того, идея использования старых спиралей (после прожига и очистки), не очень хороша, так как коррозия, скорее всего, уже началась и поверхность металла поражена. Обмен использованными коилами между парильщиками точно также не рекомендуется.
Давайте подведем итог
Нет никаких оснований думать, что сухой прожиг делает парение хуже, чем курение. Тем не менее, он увеличивает риск высвобождения потенциально вредных соединений, которые могут вдыхаться вэйпером. Для того, чтобы очистить спираль от производственных остатков, умеренное нагревание проволоки может оказаться вполне достаточным.
Некоторые вэйперы советуют делать коилы с несоприкасающимися витками, чтобы избежать «хот спотов«. Использование моталок (т.н. coiler) также помогает делать такие спирали.
В настоящее время на рынке появляются нагревательные элементы, изготовленные из керамики. Тестирование таких элементов еще продолжается, результаты могут быть обнародованы в ближайшее время. Такой материал (пока лишь на бумаге) может быть более безопасным вариантом по сравнению с металлической проволокой.
Так как тенденция в настоящее время идет к более безопасному парению путем выбора наилучшего качества электронной жидкости и приобретения самых передовых модов, которые позволяют осуществлять контроль температуры (термоконтроль), то почему бы не следовать совету эксперта, и перестать прожигать спирали?
Jérôme Harlay
Фотографии | papruga
Перевод сделан raznoglaz1y специально для BVC Forum и BelVaping
Если вы нашли ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Намотка спиралей. Обзор для начинающих
Введение
Рано или поздно любой вейпер узнаёт о возможности мотать собственные спирали на атомайзер и задумывается над тем, зачем же, собственно, это всё нужно, ведь можно просто купить новую «голову». Необходимость создания собственных намоток сегодня не так велика, как раньше, но вейперы всё ещё могут получать значительные преимущества от собственных спиралей.
Во-первых, самостоятельно создавая спираль, можно достичь целевого сопротивления, отличного от тех, что выпускают фабрично. К примеру, для клиромайзера Kanger SubTank существуют стандартные головы для сабомного парения (0,5 Ома) и сигаретной затяжки (1,5 Ома). Если же вы захотите добиться минимального сопротивления, например, 0,1 Ома, либо, наоборот, установить спираль с большим сопротивлением под сигаретную затяжку (1,8 Ома), то вам придётся или менять клиромайзер, или создавать собственную намотку.
В-третьих, собственные намотки для электронных сигарет позволяют экономить, так как расходные материалы стоят меньше, чем собранный на фабрике испаритель. В долгосрочной перспективе выгода может стать весьма заметной.
Для создания намотки понадобится обслуживаемый атомайзер, имеющий специальную базу под установку собственной спирали. Как правило, такая база обозначается аббревиатурой RBA или RTA — rebuildable atomizer и rebuildable tank atomizer соответственно; RDTA — rebuildable dripping tank atomizer (дрипка с баком). К примеру, упомянутый уже SubTank позволяет использовать RBA базу. В рамках данной статьи мы рассмотрим в первую очередь именно Субтанк, так как это одна из самых популярных моделей, и многие вейперы начинают мотать именно с неё.
Атомайзеры для намоток
При выборе обслуживаемого атомайзера можно обратиться к опыту вейпинга. Среди сообщества популярны следующие модели:
Kanger SubTank — уже «прорекламированное» устройство, ставшее одним из первых популярных сабомных клиромайзеров. Отличается высоким качеством и «неубиваемостью», а также возможностью использования как заводских спиралей, так и самостоятельных намоток, за что его и полюбили вейперы. Стоит упомянуть и его новую модификацию TopTank — модель с верхней заправкой, которую не нужно откручивать от мода, чтобы залить жидкость;
Kayfun — распространённая в России марка, производящая только обслуживаемые клиры;
Billow v2 — клир, отличающийся от предыдущих возможностью установки двух спиралей, а не одной;
Zephyrus (Zephyrus v2) — тоже двухспиральный клиромайзер высокого качества, полюбившийся отечественным вейперам за схожую с SubTank универсальность — возможность работы с собственными намотками и заводскими «головами»;
Velocity — дрипка, то есть конструкция, не подразумевающая хранение жидкости, а прямое закапывание «жижи» на спираль. Такой вид парения сложнее и менее комфортен — одного закапывания хватает в среднем всего на один «перекур». Но зато получается очень много пара и вкуса.
Материалы для намоток
По сути, кроме самого обслуживаемого атомайзера вейперу понадобится всего две вещи: проволока и вата. Проволока станет спиралью, а вата фитилём, который будет смачиваться и под воздействием нагрева спирали и поступающего воздуха при затяжке «выдавать» пар. На сегодняшний день существует несколько вариантов материалов.
Материалы для спирали
Материалы изготовления фитиля
Сопротивление намотки
Основная характеристика созданной намотки — её сопротивление. К примеру, намотка на Субтанк может быть как стандартных значений вроде 1,2 Ома, 0,5 Ома, то есть аналогом продающихся готовых испарителей, так и 0,7 Ома, 0,3 Ома и так далее. Сопротивление зависит от нескольких признаков:
При создании намотки следует учитывать, что чем больше витков и их диаметр, тем больше получается площадь нагрева, влияющая, в свою очередь, на температуру и количество пара. Однако нельзя просто «намотать побольше», так как мод может «не потянуть» такую спираль, из-за чего она будет плохо греться, либо банально не поместится в клиромайзер.
Намотка спирали для электронных сигарет должна производиться с учётом законов Ома. В зависимости от используемого аккумулятора последствием неправильной намотки может быть как просто отказ работать (моды с платой), так и выход из строя всего устройства (мехмоды). К примеру, если вы накрутили спираль с сопротивлением 0,5 Ома на свой SubTank, то вам потребуется мод, работающий на более чем 15 Ваттах. Однако на современном рынке редко встречаются моды с 15 Ваттами «на борту», которые «умеют» работать с низкоомными намотками. Поэтому важно, чтобы е-сигарета подходила не только по мощности, но и по поддерживаемому сопротивлению. И, как правило, такие устройства «стартуют» с 30 Ватт. Важен и аккумулятор — он должен быть высокотоковым, чтобы избежать перегрева.
Добиться на малых Ваттах низкого сопротивления можно ещё и на никелевых или титановых намотках, но они могут неправильно работать без температурного контроля и быстро выходить из строя.
Рассчитать сопротивление можно по Закону Ома R=U/I, но также нужно учесть длину спирали, количество колец, длину ножек и так далее. Например:
Звучит сложно, но в современном мире всё просто благодаря интернету. Многочисленные онлайн-калькуляторы позволяют рассчитать намотку в два счёта, к примеру наш калькулятор спиралей. Также существуют приложения для мобильных телефонов.
Сегодня самыми популярными значениями сопротивления являются «сабомные», то есть ниже 1 Ома. Намотки можно создавать вплоть до 0,05 Ома, если вы парите на моде с платой (при условии поддержки такого сопротивления, разумеется), или ещё ниже, если на мехмоде. Благодаря наличию защит такое низкое сопротивление стало безопасным, и вы можете не беспокоиться о возможном замыкании. Также всё ещё популярны «классические» значения 1,2 и 1,6 Ома, которые дают меньше пара, но отлично работают на маломощных е-сигаретах. Такие Омы очень «уважают» любители сигаретной затяжки.
Виды намотки
Всего существует пять основных видов намотки. Вот эти койлы (спирали):
Микрокойл или нанокойл — небольшая спираль, витки которой расположены на минимальном расстоянии друг от друга. Подходит для небольших клиров и выдаёт много пара, так как площадь нагрева у неё больше. Однако при создании такой спирали нужно тщательно следить за отсутствием КЗ;
Обычный койл или спейскойл — слово space в нём означает не космос, а пространство. Витки такой спирали разделены пустым местом, благодаря чему жидкость лучше проходит по всей ватке, меньше шанс подпалить её и вдохнуть дым вместо пара. При намотке проще, но даёт немного меньше пара. Также возможны «плевки» жидкости в рот при слишком редких кольцах, так как «жижа» может не успевать испаряться;
Койл-косичка — не совсем полноценный вид, а подтип спиралей, которые мотаются не из одной проволоки, а из двух, переплетённых между собой. Благодаря этому увеличивается площадь нагрева, а значит, вкус и пар, но также становится больше шанс втянуть вместо пара жидкость. Подходит не для всех клиров, к примеру, на Субтанк такую невозможно установить. Койлы-косички могут быть как в формате микрокойла, так и спейскойла;
Параллельные койлы — микрокойл или спейскойл, мотающийся не из одной проволоки, а из двух. Такой подход позволяет увеличить площадь нагрева, вкус и пар. В намотке сложнее, так как необходимо зафиксировать концы проволоки для равномерности;
Арт-койлы — сложные узорчатые плетения, на которые приятно смотреть и ещё приятней парить. Дают много вкуса и пара, так как площадь нагрева у них потрясающая, отлично выглядят, но очень сложны в намотке, поэтому остаются прерогативой про-вейперов.
Процесс намотки
Намотка атомайзера будет продемонстрирована только на примере спейс- и микрокойла, так как создание арт-койлов слишком сложно для описания «в двух словах».
Чтобы намотать спейс- или микрокойл, понадобится такой набор инструментов:
Далее для обоих вариантов процесс таков с минимальными отличиями (используем обслуживаемую базу субтанка):
Таким образом создаются намотки на клиромайзер или дрипку. В зависимости от того, какую площадь сечения проволоки и количество колец вы выбрали, будет изменяться выдаваемый вкус и пар. Сегодня общепринятой считается намотка на 0,3 Ома, так как такое значение достигается небольшим числом колец и достаточно тонкой проволокой. Впрочем, для первых намоток подойдут любые значения.
Процесс создания более сложных спиралей, таких как Clapton, Chain и других, рассмотрен в отдельной статье.
Результат
Ваша спираль будет обладать различными характеристиками в зависимости от того, какие вы допустили ошибки и как расположили спираль на базе:
Среди классических ошибок следует упомянуть неправильный расчёт сопротивления, в результате чего спираль просто «не запускается». Современные устройства частично нивелируют эту проблему, так как обладают защитами и могут работать с широким диапазоном сопротивлений. Короткое замыкание — распространённая проблема, вызванная тем, что спираль касается металлических частей базы (не считая специальных креплений). Привкус гари может проявляться при перегреве спирали, либо при недостаточной проходимости жидкости по фитилю. Протечка — результат не верно выбранного типа спирали и неправильной укладки ваты. Также возможны протечки из-за плохого закручивания деталей клиромайзера.
Насколько это выгодно?
Моментальной выгоды от обслуживаемых испарителей не будет. Только долгосрочная перспектива! Понять, что намотку нужно заменить, можно по тем же признакам, что и у готового испарителя. Периодичность замены у обоих вариантов примерно равна.
Первые плоды экономии будут видны уже в первые месяцы. К примеру, испарители 0,5 Ома для Kanger SubTank стоят примерно 1300 рублей за упаковку в 5 штук. А это примерно по 520–780 рублей в месяц. Расходники же для самостоятельных намоток обойдутся в месяц примерно по 120 рублей, и это с учётом «скакнувшего» курса. Экономия почти в пять раз, но сначала вам придётся закупиться инструментами и бездарно «слить» несколько метров проволоки и ваты на обучение. Но как только вы научитесь мотать спирали, выгода этого навыка станет для вас очевидна!
Интересно, что думают о намотке спиралей для начинающих наши читатели? Своё мнение можно написать в комментариях ниже.