На чем рисует художник подставка
Почему художники рисуют на мольберте? Почему не стоит рисовать на столе?
И не зря, ведь рисуя за мольбертом, мастер не только облегчает физически процесс создания картины, но и бережёт собственные силы и здоровье. Не зря рисовать на мольберте приучают увлечённых изобразительным искусством детей с самого раннего возраста, ведь это не прихоть или красивый атрибут профессии, а необходимость. Разберём тему подробнее.
Значит, если лист бумаги, на котором рисует художник, располагать на столе, то это может быть формат не более А3, да и то, рисовать на нём придётся стоя, чтобы покрыть визуально всю его площадь.
Восприятие картины издалека.
Чтобы избежать ошибок в рисунке или посмотреть на картину со стороны, с позиции зрителя (чуть издалека), художник вынужден постоянно отходить от своей работы в процессе её создания. Это гарантирует цельность и ясность изображения и гармоничное общее впечатление от картины или рисунка. Рисуя за столом, можно настолько увлечься живописью, что про отход на расстояние можно забыть напрочь, ведь сидеть за столом так комфортно и удобно.
Для того, чтобы не забывать проверять рисунок на ошибки таким образом и следить за цельностью изображения, художники рисуют за мольбертом, обычно стоя. При положении сидя, достаточно просто отклониться назад, чтобы увидеть будущую картину со стороны или на расстоянии. Обычно, чем крупнее картина, тем дальше отходит художник во время рисования (почему, описала выше).
Во время рисования на мольберте не приходится наклоняться вперёд и в сторону, как при письме, например, спина всё занятие расположена ровно, она меньше напрягается и легче переносит длительные сеансы живописи. Особенно полезно рисовать стоя, чтобы не горбиться и хотя бы немного двигаться во время занятий рисованием.
Это сложно в самом начале, когда происходит привыкание к мольберту и положению листа или холста, но самочувствие художника во время таких занятий намного лучше. Если мольберт подобран и установлен правильно, то художник быстро привыкает заниматься живописью стоя и рисует в своё удовольствие, не отвлекаясь на технические моменты.
При правильно организованном процессе и пространстве, рисовать за мольбертом проще и быстрее, чем на столе.
Если рабочий стол во время занятий рисованием постоянно приходится разгружать от лишних вещей, а также снова приводить в прежнее состояние после сеанса, то мольберт может служить не только местом создания картины, на нём можно оставить картину для просушки или, отставив в сторону, наблюдать какое-то время за уже нарисованным. Это полезно, если вы пишете одну работу за несколько сеансов и время от времени думаете над тем, что ещё можно поправить в картине, чтобы стало лучше.
И ещё один нюанс: в процессе рисования за столом краски, палитра, пробные куски бумаги, банки с красками и водой, разбавители и прочее стоят тут же, на столешнице и занимают часть рабочего пространства. Немудрено нечаянно смахнуть со стола что-то, активно размахивая кисточкой. Да и тянуться за нужной банкой краски, чтобы положить её на палитру неудобно.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее…
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже 🙂
Рисовать лучше за столом или за мольбертом? Сравниваем варианты рабочих мест для рисования
У начинающих художников часто стоит вопрос: как лучше, правильнее обустроить свое рабочее место?
Сейчас мы сравним варианты рабочих мест для рисования. Как правильнее? Рисовать на столе? Или рисовать на мольберте?
Рисуем за столом.
Когда лист бумаги расположен перед вами горизонтально, то все, что на нем нарисовано, вы видите в перспективе, то есть, искаженно.
Например: вы положили перед собой лист бумаги и рисуете на нем круг и квадрат (лист бумаги на столе изображен в перспективе).
То есть, это вы думаете, что нарисовали круг и квадрат. Но когда рисунок поворачивается прямо, то оказывается, что нарисовано на нем вот что.
Круг и квадрат — это несложные, понятные формы. На них можно заметить ошибку и легко ее исправить. А вот если рисуем что-нибудь более сложное, часто потом, глядя на уже законченный рисунок, возникает странное чувство, будто что-то не так. Но что же именно?
Например, рисуем портрет любимого человека. Вот такой.
Теперь повесим готовый портрет на стену! Видите, на нем изображен совсем другой человек? Да и вся композиция съехала куда-то вниз.
И здесь уже сложнее понять, как же это произошло?
Естественно, все это не значит, что рисовать сидя за столом, нельзя. Но, чтобы избежать подобных искажений, можно посоветовать:
Рисуем за мольбертом.
Недостатков, о которых написано выше, можно избежать, если расположить рисунок вертикально, а лучше перпендикулярно взгляду. Как это сделать? Правильно, использовать мольберт!
Мольберт же предпочтительнее для более-менее больших рисунков. И, конечно, для живописи. Никому же не приходит в голову натянутый холст положить на стол и писать на нем масляными красками?
Мольберты бывают разные, но самое существенное отличие между ними одно: за одними мольбертами нужно рисовать сидя, за другими — стоя. Профессиональным художникам больше нравятся мольберты, перед которыми приходится стоять. Когда стоишь, удобнее периодически отходить от работы и смотреть на нее со стороны. Это тоже нужно для самопроверки. Дело в том, что расстояние между работой на мольберте и художником не больше полуметра, а ошибки часто видны только на расстоянии.
Какое это расстояние? А такое, чтобы весь рисунок целиком попадал в поле зрения. Лучше всего он будет восприниматься на расстоянии, равном 1,5-2 диагоналям рисунка. Почти таком же, как рекомендуемое расстояние для просмотра телевизора. То есть, если вы пишете картину 50х70 см, у вас должна быть возможность отойти назад, хотя бы на 1,5 (а лучше, на 2) метра.
Рисуем на планшете — компромисс.
Есть еще и третий вариант. Если покупать мольберт дорого (или места в квартире для него не достаточно), а за столом рисовать неудобно, можно использовать планшет. Не обязательно нужен именно планшет, это может быть любая доска, лист фанеры, или даже просто книжка большого формата. В общем, что-то, к чему можно прикрепить лист бумаги.
Планшет по размеру должен быть больше, чем рисунок. В зависимости от размера планшета, можно поставить его на колени, другой край опереть о край стола, и так рисовать.
Как и при рисовании в других положениях, нужно время от времени ставить планшет вертикально и отходить, чтобы взглянуть на рисунок на расстоянии, со стороны.
На чем рисует художник подставка
Мольберт-«хлопушка» хорош лишь для рисования графическими материалами на бумаге. Его поле делается из качественной фанеры, поэтому он удобен для прикрепления бумаги на кнопки.
Обычно такой мольберт используют в детских студиях. Рисовать акварелью или масляными красками на нём не слишком удобно. Акварели требуется больший наклон, и холст для масла на кнопки не прикрепишь.
стационарный мольберт
Миниатюрные варианты таких мольбертов могут быть до 25 см. в высоту. Это настольные мольберты. Они незаменимы для начинающих, работающих на маленьких форматах, а также для художников-миниатюристов.
Хранение работ
Чем больше вы рисуете, тем больше рисунков и картин скапливается у вас.
Сначала они обживают стены вашего дома, затем стены родственников и друзей, а потом места на стенах не остается. Нужны пространства для хранения.
Для рисунков на бумаге подойдут специальные комоды. Они имеют широкие выдвижные ящики. Рисунки в них лучше складывать в папки по темам.
Пастельные работы требуют особого отношения. В идеале их следует сразу оформлять под стекло, чтобы тонкий слой пигмента не осыпался. Если листы пастели не оформлены, их следует закрепить и хранить, переложив калькой или тонкой бумагой.
Для масляной живописи на холстах или картоне лучше выделить высокие полки стеллажа или шкафа. Холст при этом располагать вертикально, чтобы поверхность картины не соприкасалась с другими поверхностями.
как сушить масляные работы компактно?
Рекомендую приобрести обычные офисные полки-разделители для папок.
В моей одновременно помещается 6 холстов на подрамнике или до 12-ти холстов на картоне, если их в одной ячейке наклонить в разные стороны.
творческая мастерская: советы по организации
Освещение. Самым удобным для художника считается хорошо освещенное место у северо-восточного окна. Здесь на протяжении всего дня условия освещения натуры и холста не будут резко меняться. Окна, выходящие на восток, юг или юго-запад, придется завешивать подсиненными занавесками или оклеить папиросной бумагой, калькой.
Яркие пятна солнечных лучей не должны падать на холст. Ровное рассеянное освещение удобнее для работы.
Располагайтесь у окна, чтобы свет падал слева, и тень от руки не пересекала холст или лист с рисунком.
Свободные дневные часы берегите для живописи, а вечером занимайтесь рисунком. Но, в крайнем случае, если у вас нет возможности заниматься днем, то устройте софиты с двумя люминесцентными лампами дневного (Д-С) или теплого белого света (Б-С) в комбинации с обычной лампой накаливания в 75-100 ватт.
Я рекомендую светодиодные светильники. Они не самые дешевые, но служат бесконечно долго и, что важно, не мигают, не утомляют глаза.
Натуру или модель ставьте чуть левее своего рабочего места и на таком расстоянии, с которого ее можно охватить взглядом в целом.
Конечно, чем крупнее предметы, тем больше должно быть расстояние между вами и натурой (минимальное расстояние должно равняться двум-трем наибольшим измере-ниям натуры).
Также у вас должно быть достаточное пространство для того, чтоб иметь возможность отойти на некоторое расстояние. Слишком близкое расположение к натуре и холсту не позволяет видеть их целиком, кроме того, постоянно необходимо сравнивать и уточнять взятые цветотональные отношения, которые можно оценить только издали.
Поэтому рисунок или этюд нужно располагать не ближе, чем на расстоянии вытянутой руки.
Стены и пол мастерской должны быть нейтральными по цвету, чтобы не создавать активных отражений. По этой же причине, занимаясь живописью, лучше выбрать нейтральный цвет одежды.
творческая атмосфера мастерской
При организации рабочего пространства стоит помнить, что оно призвано не только сделать процесс творчества комфортным, но и вдохновлять, побуждать к творчеству.
А потому, следите за чистотой и удобством расположения всех сопутствующих материалов.
Старайтесь периодически поддерживать его. Уверяю, так вам будет легче приступить к творчеству.
В качестве примера хочу показать фото мастерской Кристины Маклин. Её мастер-класс по рисованию цветными карандашами мы ранее публиковали в блоге. Посмотрите на её творческий подход к обустройству мастерской.
Надеюсь, информация была полезной для вас.
Я от всей души желаю вам творческих успехов и просторных мастерских!
Post Tags:
19 комментариев
Катерина
Спасибо, Марина! В памяти промелькнула история организации моей мастерской. Мне повезло, у меня есть мастерская в отдельном помещении. Это даёт возможность полностью отвлечься от семейных проблем. Я помню первые впечатления и ожидания от деревянного мольберта триноги. Но разочарование было больше. Оказалась очень не удобно в небольшом помещении, хотя на дачной веранде можно работать. Очень хочу приобрести этюдник. Еще для меня нужен маленький диванчик, где можно прилечь, т.к. спина от долгой работы устает и болит. Краски и кисти для меня должны быть на виду в шкафу на полках. И, конечно, чашечка чая на маленьком столике. Из окна моей мастерской красивый пейзаж и я наслаждаюсь природой
Ирина
Мариночка, спасибо огромное за своевременные советы! Я пишу акрилом, но в последнее время все чаще задумываюсь об акварели… Акварельные картины меня просто восхищают! Зародилась мечта- научиться писать акварелью! Но возн к стопор! Где взять хороший мольберт для акварели? И ответ нашла в этой статье! У меня есть новенький этюдник (уже запылился!) и фотоштатив! ВотИ теперь я их и буду использовать! Огромнейшее спасибо за советы!
Галина Трегуб
Елена
Застеклила балкон. Получилось пространство около 2,5 кв. м. Поместился письменный стол, офисное кресло и мольберт. Но зато все под рукой.
Ilona
Рисую в общей комнате (так называемый ситтинг рум), когда семья спит или на работе, у меня плавающий график, поэтому в выходные я часто работаю на основной работе. На кухне места нет от слова совсем, ее и кухней то назвать очень сложно ))) Бумага и краски хранятся везде, где можно найти свободное место, с материалом для упаковки – та же история. Своя мастерская, да и просто угол, свой стол, который бы принадлежал только мне, пока мечта )))
Татьяна
У нас как раз северо-восточное окно! А мы всегда считали это недостатком. Спасибо, Марина, за дельные советы! Статья очень полезная!
Наталья
да! у меня тоже самое ))) тоже прочитала и порадовалась )))
marinad
У меня окна на юго-восток, да еще навес крыши над окном. Замучилась выставлять свет: на деревянный мольберт-треногу прикрепила несколько ламп холодного света, но все равно не хватает. Готовые работы, как и запасы бумаги и паспарту, храню в больших папках. К сожалению, из-за трудностей со светом, редко рисую в мастерской, и она постепенно превращается в склад. В более светлой комнате пользуюсь большим настольным мольбертом 74х50см, установленным на пластиковом контейнере на колесах. Если что, эту конструкцию легко укатить в другую комнату. На мольберт устанавливаю большой кусок картона, к которому прикрепляю лист акварельной бумаги. Возможно, существую более удобные варианты, но я так привыкла.
Светлана
Спасибо Марина! Я не художник, я только учусь! Но мастерскую обустроила на лоджии, с окнами в пол. Сейчас тепло и света много.
Наталья
Спасибо, Марина! Много интересного черпаю у вас. Рисую в гостиной. У меня там мольберт тренога и на кухне, когда никого нет. На кухне больше с планшетом. Принадлежности храню в полках гостиной. В общем устраиваюсь, как могу. Главное настрой. А в общем огромное вам спасибо. Узнаю от вас много интересных мелочей о которых не спросишь сразу. Ведь начинающие порой и не знают, что спросить. А ваши материалы отвечают на множество вопросов. Как будто в живую поговорили. Спасибо вам за это.
Мария
Марина. благодарю! как всегда, замечательная статья! Классный обзор мольбертов. У меня, к счастью, есть этюдник – друзья дарили. когда только начинала учиться в институте. Причём тогда он мне, практически не пригодился – рисовали в основном, гуашью и карандашами, к тому же всё время в помещении. А сейчас вот пользуюсь им с удовольствием и каждый раз вспоминаю друзей добрым словом! Но вот у Вас на фото увидела, что на оборотной стороне, оказывается есть супер приспособление – типа мольберт. Побежала смотреть – на моём такого нет. Может, можно его как отдельно соорудить? Ещё раз спасибо за статью!
Марина Трушникова
Мария, на фото этюдник одного из типов. В большинстве такой конструкции на крышке нет. Даже не знаю, как ее можно присоединить. Нужно у мастеров спрашивать. Хотя я не вижу необходимости в таком приспособлении
Спасибо за статью! Мастерской у меня нет, да и жилья в общем тоже, но когда удается выкроить отрезок времени чтобы порисовать – непременно включаю вдоховляющую меня музыку. Так что, к идеальной мастерской добавила бы какой-нибудь проигрыватель и коллецию любимых записей.
Здравствуйте все! Мастерская – это мечта. Пишу (маслом) у окна в зале. Муж сделал мольберт-треногу из бруса (нашли идею в интернете), после работы сооружение запросто складывается и ставится между стеной и креслом тут же в зале. Ранее меня смущало это “украшение” в самой торжественной комнате, но постепенно и вся комната, даже ковры, украсились результатами творчества, и торчащая из-за кресла вершина мольберта уже как предмет гордости (“художник я, блин!”). Растворители, кисти и краски хранятся в тумбочке (советской еще, моего возраста, удивительно мощная мебелина, до сих пор даже не качается и не стонет) под телевизором, тут же в зале. Так что когда моя семейка разбредается из жилища, левой рукой выхватываю мольберт, правой вытаскиваю краски-кисти, и – вперед!
Pingback: Мастерская художника: как организовать место для творчества? — Центр Дистанционного Образования Твой Успех
ОльгаП
Спасибо, Марина! Очень кстати статья! Буквально на днях привезли окна для моей будущей мастерской)) будет она в отдельно стоящей неотапливаемой постройке, в нашем частном дворе. Благо зима у нас не долгая (Краснодарский край), надеюсь хватит электрообогревателя… Очень хочется скорее ее сделать. Но меня немного смущают размеры помещения – примерно 3х2.5м. Маловато места что бы отходить и смотреть на работу издалека. Да и все холсты хочется туда переселить… Диванчик врят ли поместится, но удобное кресло надо будет поставить))) Вообще это так волнительно, почему-то… как будто строишь дом для своей души)
Как думаете, не слишком мала комната?