На чем строятся взаимоотношения в семье простаковых
Cемья Простаковых в комедии «Недоросль»: характеристика, описание в цитатах
Ниже представлена характеристика семьи Простаковых в комедии «Недоросль», описание членов семейства.
Смотрите:
— Краткое содержание комедии
— Все материалы по комедии «Недоросль»
Члены семьи Простаковых
Характеристика семьи Простаковых в комедии «Недоросль»: описание в цитатах
Главой этой нехорошей семьи является злая и жестокая помещица, госпожа Простакова:
«. Все сама управляюсь, батюшка. С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю. «
«. Нашел помещика дурака бессчетного, а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома. «
«. положить скоро границы злобе жены и глупости мужа. «
«. От таких-то животных пришел я свободить. » (Стародум приехал освободить Софью)
«. Чтоб избавиться от их грубости, чтоб иметь некоторую свободу, принуждена была я скрыть мое чувство. «
«. то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка. «
«. Может быть, она теперь в руках каких-нибудь корыстолюбцев, которые, пользуясь сиротством ее, содержат ее в тиранстве. «
«. Я уведомил уже о всех здешних варварствах нашего начальника и не сумневаюсь, что унять их возьмутся меры. «
«. Что за бесовщина! С самого утра толку не добьешься. Здесь каждое утро процветет и погибнет. «
«. таких дворян, которых благородство, можно сказать, погребено с их предками. «
«. невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям. «
«. Живучи со здешними господами, казалось мне, что все с лошадками. » («. Шиучи с стешним хоспотам, касалось мне, што я фсе с лошатками. «)
Описание членов семьи Простаковых
Это была характеристика семьи Простаковых в комедии «Недоросль» Фонвизина: краткое описание членов семьи.
Комедия «Недоросль»: каковы отношения между людьми в доме Простаковых?
Комедия Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль»:
Каковы отношения между людьми в доме Простаковых? Почему комедия начинается сценой с портным Тришкой?
В доме Простаковой живут чужие друг другу люди. Нет ничего похожего на крепкую, любящую семью.
Отношения между мужем и женой противоположны не только традиционным представлениям, но вообще всему тому, на чем должна строиться семья.
Госпожа Простакова далеко не хранительница очага, излучающая любовь и тепло. Она властолюбива, груба, лицемерна, не знает меры в своей жестокости к крепостным.
Простаков тоже не имеет ничего общего с образом мужа как главы семейства, выживает в этом доме благодаря своей роли подкаблучника. Он апатичен, мягкотел, недалёк, полностью подчинен жене.
Можно с высокой вероятностью предположить, что вырастет из Митрофанушки в такой семье: бездушный, безвольный трутень, которому неведомы ни честь, ни сострадание, ни трудолюбие.
Отношения в доме Простаковых самые враждебные. Не зря автор пьесы «Недоросль» дал этому семейству такую фамилию. Муж госпожи Простаковой был тихим и во всем послушным человеком, который впал в полную зависимость от своей бойкой и даже жестокой супруги, в девичестве Скотининой. Он во всем соглашается с супругой, не смеет сказать слова поперек, и при этом даже сны воспринимает как вещие указания на то, что быть ему битым супругой.
Госпожа Простакова же держит в страхе весь дом. Она издевается над слугами, она требует от них невозможного. Не зря пьеса начинается с описания кафтана, который сшил Тришка, совсем даже не портной. Однако Простакова находит такое оправдание «скотским» и награждает Тришку многими бранными словами:
Ну а лучше всего можно описать взаимоотношения между людьми в доме Простаковых словами Правдина:
Сцена с портным Тришкой показывает отношение Простаковой к зависимым от неё людям. Она их ругает и бьёт. Для неё это норма. А люди ей подчиняются и терпят всё это. Ещё показано и отношение между супругами Простаковыми. Сам Простаков боится жену и готов согласиться со всем, что она говорит. У него нет мнения, лишь страх, что жена заругает и побьёт. Так что о равноправии в этой семье говорить не приходится. Всё держится на страхе. Тем более нет любви, дружбы и уважения. Только желание унизить, показать своё место человеку и обругать его. Полновластная хозяйка Простакова и не мыслит о том, что отношения могут быть другими. Даже своего брата она готова побить. Люди должны исполнять все её вздорные, глупые приказы, а за невыполнение побои. Дальнейшее развитие событий дополняет картину. Когда Еремеевна рассказывает о болезни девки, не пришедшей на зов хозяйки, та только ругается и нет даже капли жалости.
Именно первая сцена сразу даёт понятие о самой хозяйке, её отношении к окружающим, показывает их к ней отношение и сразу вводит в мир Скотининых (ведь это девичья фамилия Простаковой). Они так и не решили узок кафтан или широк, но в любом случае Тришка виноват и будет наказан.
В доме Простаковых отсутствует даже малейшее уважение. Мы видим, как госпожа Простакова обращается со своим мужем. А он её боится и трепещет перед каждым её словом, боится лишний раз не угодить. Своего сына Простакова любит, но это слепая и неразумная любовь. Ничего ей не нужно, лишь бы физиологические потребности сына были удовлетворены. И учение ему не удаётся, но она всё равно не нарадуется на своего драгоценного сына. Она готова на что угодно пойти ради него.
Если на плодотворнейший в истории русской литературы XIX школьной программой отводится почти два года, то XVIII был временем её младенчества как литературы светской и европейской. Читать её сложно, часто затруднительно из-за устаревшего языка, а понять проблемы, волновавшие авторов, и того сложнее.
Однако и тогда уже были талантливые литераторы, писавшие языком невычурным, хоть и богатым, и рассматривавшие проблемы общечеловеческие, не зависящие от эпохи. К их числу относится пьеса Д. И. Фонвизина «Недоросль». В современной школе её изучают в 8 классе. И хоть идеи просвещённой монархии остались позади, в далёком прошлом, вопрос о том, насколько человек хочет развиваться, остаётся всегда актуальным.
Сначала вспомним, что такое фразеологизмы:
В широком смысле понятия «фразеологизмы» (по классификации Н. М. Шанского) к таковым относятся и пословицы, и поговорки.
В комедии «Недоросль» почти все действующие лица употребляют в своей речи фразеологизмы.
«По добру, по здорову» (действие 5, явл. 4)
«Делай не делай, от дела не бегай» (действие 3, явление 6)
«Собака лает, ветер носит» (действие 3, явл. 7)
Введение в речь действующих лиц фразеологизмов делает её выразительнее, ярче, позволяет индивидуализировать героев, помогает сделать их портреты наиболее ёмкими.
Денис Иванович Фонвизин, автор великолепной комедии «Недоросль». Первая постановка состоялась в 1782 году. И вызвала бурю эмоций у зрителей. Публика аплодировала стоя.
В таблице персонажи разделены, для удобства восприятия, на положительных и отрицательных персонажей.
Митрофан
Персонажи положительные:
Потрясающая женщина- госпожа Простакова! О ней нельзя сказать ни одного доброго слова. В её характере, в сложившейся натуре, даже если постараться поискать что-либо светлое и доброе, будет выглядеть как неблагодарная трата времени- нет там человечности.
Для простых людей, которые прислуживают ей, вообще не существует имён, только:
Обобрав своих крестьян и не утолив своей безмерной жадности, сильно расстраивается:
Для мужа тоже есть свои прозвания:
Постоянно унижаемый при всех женой, он старается жить невидимкой, чтобы его не видели и не слышали. Но при всём при этом, госпожа Простакова забрав всю власть в свои руки и правя в своей усадьбе жестоко, своевольно не упускает возможности пожаловаться на свою тяжёлую жизнь:
Тупая, глупая, совершенно не образованная женщина, своё скудоумие преподносит как достоинство:
Но немного понимая, что наступают другие времена, пытается обучить своего Митрофанушку. Скотиниская выучка не даёт плодов на этом чахлом поле без разума, недоросль так же глуп и бездарен как и его мать, ведь не даром, она хвалится, что сыночек весь в неё.
Госпожа Простакова весьма несдержанная и злобная особа и признаёт лишь один способ выяснения отношений- драку!
Так она выговаривает старой нянюшке, не защитившей «мальчика»от нападок Скотинина.
Сама рвётся в бой при случае:
Пытается хитрить, примеривая на себя добродетельный образ:
Самодурка, имеющая власть, считает, что всё должно происходить именно так, как она задумала, чужие желания и чувства для неё не имеют никакого значения. Заранее зная, что Софья не согласна выходит замуж за дурочка Митрофанушку, тем не менее:
Хорошо, что нашлись люди, которые смогли урезонить и приструнить этот злобный фонтан нечисти.
Существует легенда, что прототипом образа Митрофанушки, одного из главных персонажей комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», был молодой Алексей Николаевич Оленин, впоследствии
А. Г. ВАРНЕК. ПОРТРЕТ А. Н. ОЛЕНИНА
Якобы до 18 лет этот человек был полным невежей, тратил время зря, совершенно не желая учиться.
Людская фантазия разыгралась настолько, что была придумана целая история об исправлении лентяя и неуча и превращении его в образованнейшую личность своего времени. Говорили, что прототип Митрофана, человек, принадлежащий к старинному дворянскому роду (его мать – из рода князей Волконских), рос как бурьян в степи, во вседозволенности, – был предоставлен самому себе, так как его отец, полковник лейб-гвардии в отставке, воспитанием отпрыска не занимался.
Молва приписывает современникам Фонвизина свидетельства о том, что А. Оленин, узнав себя в Митрофанушке и посмотрев на себя, благодаря комедии, со стороны, был сильно потрясен и устыдился своего невежества и безделья, в результате чего получил стимул для собственного образования и воспитания.
Легенда, как известно, произведение, созданное народной фантазией, в котором правда сочетается с вымыслом, причём зачастую это сочетание таково, что трудно становится отличить, особенно сквозь годы, что было на самом деле, а что придумано.
Попробуем разобраться в том, что было, а чего не было.
Нет никаких достоверных сведений о том, когда именно и при каких обстоятельствах Алексей Николаевич познакомился с комедией Фонвизина, а предположить, что он о ней ничего не знал, тоже сложно, так как Оленин был человеком начитанным, знал литературу, сам занимался научной и литературной деятельностью.
Следовательно, образ Митрофанушки, Митрофана Терентьевича Простакова, следует, на мой взгляд, считать собирательным образом, так как людей, проявлявших особые успехи в учёбе, воспитанных и тактичных, как А. Н. Оленин, было, конечно много, но всё же гораздо больше было (и сейчас есть) тех, кто предпочитает бесцельное времяпрепровождение, крайне ленив в учёбе, груб, жесток, изворотлив, как Митрофан.
О. А. КИПРЕНСКИЙ. ПОРТРЕТ ПЕТРА АЛЕКСЕЕВИЧА ОЛЕНИНА. Это второй сын Алексея Николаевича (у него было 3 сына и 2 дочери). Как это ни странно, но многие учителя демонстрируют на уроках именно этот портрет, говоря о прототипе Митрофана.
Семья Простаковых в комедии Недоросль сочинение
Каждый герой комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», несмотря на положительные или отрицательны характеристики, является ярким, самобытным персонажем, несущим разгадку того, что хотел представить автор.
Семья Простаковых состоит из трех членов, которые будто созданы для того, чтобы быть вместе, дополнять друг друга. Заносчивая и агрессивная хозяйка, которая является помещицей, умело управляет всеми своими домочадцами, считая правильной то, что у нее происходит в семье. Она уверенно заявляет, что деньги правят миром, решают все. Подобные мысли передает сыну Митрофанушке. Воспитывая сына в духе гнета, она радуется не тому, что образование должно иметь место в доме, а тому, что появляется время от времени возможность заработать деньги. Женщина грубая, не знает, что такое чувство такта.
Супруг Простаковой, на первый взгляд, скромный человек. Однако на самом деле это пресмыкающийся тип людей, у которых отсутствует собственное мнение. Это, в свою очередь, лишает мужчину и чувства собственного достоинства, и гордости. Он ежедневно подчиняется жене, демонстрируя бесхарактерность. Не случайно Стародум дает им определение – «животные». Молчание этого человека не является признаком хорошего воспитания, признаком воспитанного человека. В нем живет боязнь того, что скажет и делает супруга.
Сын госпожи Простаковой, унаследовав привычки своей матери, не понимает значения слова воспитание, сущности знаний, унижая подчиненных («то бранюсь, то дерусь»). Он настолько ленив, что не хотел бы никогда менять ничего. Мать сделала все, чтобы ребенок с ранних лет был избалованным и глупым.
В целом, и сына, и мать можно назвать тиранами. Они не вызывают ни у кого чувства сострадания, симпатии. Даже супруг, и тот достоин только жалости. Молчание Простакова старшего и давление супруги- все это стало примером для подражания Митрофанушки. Семья Простаковых является воплощением недоразумения. Их действия вызывают вопрос – для чего автор предлагает читателю столько невежества. Читатель понимает, что нельзя забывать о том, что на свете большинство людей – это светлые, добрые люди, которые в душе воспитаны и главной ценностью в своей жизни считают духовное богатство.
2 вариант
В комедии «Недоросль» Фонвизин показал ситуацию, которая остается актуальной и в настоящее время. Во времена Петра Первого дворянские дети должны были в обязательном порядке обучаться различным наукам. Митрофан был одним из них. Но его семья считает, что науки ему ни к чему. И он учится лишь для того, чтобы в дальнейшем его карьера пошла в рост, совсем не вникая в учебный процесс. И весь смысл своей жизни, семья Простаковых видит только в богатстве и деньгах. Думая, что с их помощью можно не только хорошо жить, но и добиться авторитета и уважения
Простаковы совершенно разные и не отзывчивые друг к другу люди. Мать жестокая, грубая, лицемерная и любящая власть женщина. Господин Простаков мягкотелый и недалекий человек, не имеющий своего мнения и полностью подчиненный жене. Возможно, он и был когда-то другим, но женившись стал совсем другим человеком, безвольным, бесхарактерным подкаблучником, полностью сносившим все унижения и побои своей супруги. Между родителями полное неуважение и не соблюдение семейных ценностей. Жестокое отношение к крепостным, заискивание и унижение перед влиятельной знатью.
Сам Митрофан лентяй и беспечный маменькин сынок, который живет безрассудно и совсем не задумывается о взрослой жизни. Недоросль глуп во всех предметах, не желает сам думать и не может выполнить поставленную задачу. Постоянно просит помощи у матери, и она за него все решает. Все позволяет, ни в чем не ограничивая и не ругая за недостойные поступки. Простакова узнав, что Софья богатая наследница, любыми путями хотела поженить на ней сына, заискивая и всячески угождая Софье, хотя сама ее недолюбливала. Девушка отказала и после неудавшегося похищения, Митрофан вместе с матушкой для утоления злости, принялись пороть слуг.
Итог такого воспитания получился только один. Митрофан стал недорослей и в образовательном, и в моральном планах. А Простакова, когда оказалась в тяжелом положении и обратилась за помощью к сыну, получила грубый отказ. Все это является прямым следствием неподобающего воспитания и отвержения положительных человеческих качеств. Время ребячьей прихоти проходит и наступает взрослая жизнь. Родители часто воспитывают детей по своему подобию. И дети обретают все привычки, идеалы и характер отца и матери.
В лице своих персонажей Фонвизин высмеивает невежество дворянской знати. Показывает неправоту тех, кто не способен осознать настоящую цену образования и упрямо защищает свою безграмотность и невежество.
Сочинение 3
Одними из главных героев комедии «Недоросль» являются господин Простаков и госпожа Простакова. Муж и жена несхожи характерами. Госпожа Простакова везде ищет выгоду для себя и не слушает мнение своего мужа. А Простаков глупый и робкий человек, который старается во всём согласиться со своей женой, потому что её боится.
Автор комедии хотел показать схожесть фамилии и характера господина Простакова. Ведь Простаков добрый человек, он отличается от сына и жены. Однако его доброта показывает скорее слабость характера, чем благосклонность убеждений. Простаков говорит своей жене, что «. При твоих глазах мои ничего не видят. ». Если смотреть на схожесть фамилии и характера госпожи Простаковой, то мы видим полную противоположность. В произведении героиня показывает себя как злого и властного человека. Госпожа Простакова держит свою семью в своём подчинении и в страхе, но другим говорит, что «. у нас в доме все и избаловано. ». Она является антиподом своего мужа.
Простаков всё время старается выполнить любые прихоти своей жены и повинуется ей, но сделать против неё он ничего не может. Он держит в себе ненависть к ней, но бездействует, показывая слабость характера. Она эгоистично пользуется простотой и беспомощностью мужа, избивает его, и прилюдно обзывает уродом. Их отношения основаны на подчинительной связи, ведь Простаков в случае опасности сразу прячется за спиной своей жены. Назвать эти взаимоотношения любовью невозможно, госпожа Простакова постепенно уничтожает характер своего мужа. Их объединяет только своеобразная любовь к сыну, поэтому их отношения всё ещё держатся на плаву.
Комедия Фонвизина «Недоросль» показывает нам множество различных персонажей от слабохарактерного Простакова до властной госпожи Простаковой. Автор показывает взаимоотношения совершенно разных людей, их невоспитанность и глупость. Наблюдая за поступками таких героев, мы хотим что-то изменить и в себе. Главная мысль произведения показать важность воспитания и взаимоотношений внутри семьи, ведь от характера и поступков родителей зависит будущее ребёнка. Фонвизин раскрывает качества характера мужа и жены, показывая читателем к чему приводит бездействие Простакова и власть Простаковой. Возможно, причиной такого характера госпожи Простаковой и господина Простакова является чрезмерная любовь к сыну, которую он не ценит.
Также читают:
Картинка к сочинению Семья Простаковых в комедии Недоросль
Популярные сегодня темы
Сова летит мимо дома старика, который сидит чай с молоком попивает. Решила сова поздороваться, да старик ей отвечает: какой я тебе друг? Ты от всех прячешься да только ночью выходишь. Обиделась сова на деда
У Чехова имеется очень интересное произведение «Вишневый сад». Среди них одной из главных героинь является Варя. Ее совсем маленькой удочерила Любовь Раневская. За все это время девушка не знала о том
К диким животным относятся представители животного мира, которые добывают себе сами еду, не пользуются помощью людей и обитают в жестоких, трудных условиях
Поэзия серебряного века мне нравится своей новизной и мистицизмом. В это время появляется много новых имен. У всех свой фаворит, мне же нравится Валерий Брюсов.
Владимир Кудревич написал картину «Утро весны» в стиле импрессионистов. Эти художники использовали много цветовых пятен и яркие цвета.
Сочинение: Характеристика Простаковых в пьесе «Недоросль» (Д.И.Фонвизин)
В комедии «Недоросль» — эта проблема становится главной.
Изначально слово «недоросль» обозначало молодого дворянина, который не учился и не прошел службу в армии.
Сюжет прост: стало известно, что в имении Простаковых творится произвол, в имение отправлен чиновник, чтобы устранить беззаконие. Г-жа Простакова, урожденная Скотинина, обирает своих крепостных, отнимая все до последнего, жестоко относится к дворовым: ругает Тришку, который изряднехонько сшил кафтан, хотя никогда не учился портновскому мастерству, награждает каждый день оплеухами Еремеевну, мамушку ее сына, которая души не чает в робеночке. Да и мужем она помыкает, бьет, его слова не имеют никакого значения в доме, устраивает драку с братцем, за которого хочет выдать сиротку Софьюшку, чтобы прибрать ее деревеньки к рукам, а когда узнает о том, что Софья богатая наследница, меняет планы: выдать Софью за Митрофана решает г-жа Простакова. Единственное положительное качество ее – безумная любовь к сыну: Митрофан – с греч. «подобный матери».
Фамилия Скотинины говорящая: оскотинившиеся помещики потеряли всякую честь и совесть, утратили человеческие качества.
Сама Простакова невежественна, ее речь пестрит бранными словами, она не может выговорить слово «география», свою правоту она предпочитает доказывать кулаками, не может прочитать письмо, история для нее байки Вральмана, рассказы, сплетни и др.
В образовании г-жа Простакова не видит никакого смысла, главное – родовитость: батюшка неграмотный был, однако в силу происхождения занимал хлебную должность, брал взятки и умер на сундуке с деньгами. Знания, по мнению Простаковой, дворянам не нужны: крепостные выполнят все их распоряжения.
Но и до провинциальных помещиков доходят последние указы, в которых говорится о том, что необразованным отпрыскам богатых и знатных фамилий места давать не будут, т.е. они не смогут занимать государственную должность. Вот она и нанимает для Митрофанушки учителей: недоучившегося семинариста Кутейкина, отставного солдата Цыфиркина, бывшего кучера Вральмана.
Митрофанушка живет беззаботно. Гоняет голубей, спит, ест вволю. Его жизненное кредо: «Не хочу учиться, хочу жениться». Даже те малые знания он не хочет получить у своих учителей. Не может решить простейшую задачку, дверь у него имя прилагательное, т.к. приставлена к стене, любит россказни Вральмана и ничего не знает из истории. Неуважительное отношение к знаниям, к учителям он усвоил от своей матушки.
«Вот учения достойные плоды» — таков вердикт писателя. А ведь эти самодуры – элита общества, правящий класс. Их невежество ужасает.
«Недоросль» стало именем нарицательным, так называют невежественных, не желающих учиться, грубых и жестоких молодых людей.
Судьба Простаковой
В пьесе воспитание и наследственность практически полностью определяют будущий характер и склонности личности. И образ Простаковой в комедии «Недоросль» не становится исключением. Женщина воспитывалась в семье необразованных помещиков, основной ценностью которых были материальные блага – ее отец даже умер на сундуке с деньгами. Неуважение к другим, жестокость по отношению к крестьянам и готовность пойти на все ради выгоды Простакова переняла от своих родителей. А тот факт, что в семье было восемнадцать детей и только двое из них выжили – остальные умерли по недосмотру – вызывает настоящий ужас.
Возможно, если бы Простакова вышла замуж за образованного и более активного мужчину, недостатки ее воспитания со временем становились все менее заметными. Однако ей в мужья достался пассивный, глупый Простаков, которому проще прятаться за юбку активной жены, чем самому решат хозяйственные вопросы. Необходимость самой управлять целой деревней и старопомещицкое воспитание сделали женщину еще более жестокой, деспотичной и грубой, усилив все негативные качества ее характера.
Рассматривая историю жизни героини, перед читателем проясняется неоднозначная характеристика Простаковой в «Недоросли». Митрофан – сын женщины, единственное ее утешение и отрада. Однако ни он, ни ее муж не ценят затрачиваемых Простаковой сил на управление деревней. Достаточно вспомнить всем известную сцену, когда в конце пьесы Митрофан бросает свою мать, а муж способен только упрекнуть сына – Простаков также остается в стороне ее горя, не пытаясь утешить женщину. Даже при всем сварливом характере Простакову жалко, ведь ее бросают самые близкие люди.
Необразованность и трусость
Характеристика Простакова со стороны его же супруги также емкая: «Смирен, как теленок». Миссию ежедневной организации и контроля над работами в поместье у него уже давно отобрала энергичная и жесткая жена. Даже то, что она склонна к жестокости, способна «запороть» до смерти бесправных и бессловесных крепостных, нисколько не смущает его. Рукоприкладство и ругань супруги стали обычными в этом доме. Госпожа Простакова полностью подавила его личность, сделав «подкаблучником». В высшей степени уничижительна фонвизинская характеристика Простакова. Недоросль Митрофанушка, родная кровинушка, и тот презирает отца. Таким образом, помещик Простаков постоянно пребывает в положении «без вины виноватого», как он сам говорит. Если бы даже он умел думать и выражать свое мнение, то этого бы ему не позволили. В присутствии жены он не может даже слова сказать. Его тут же прервут и выставят как идиота. Поэтому и разговаривает он робко, постоянно «запинаясь».
Неблагодарность Митрофана: кто виноват?
Как уже было сказано выше, Митрофан был единственной отрадой Простаковой. Чрезмерная любовь женщины вырастила из него «маменькина сынка». Митрофан такой же грубый, жестокий, глупый и жадный. В свои шестнадцать лет он все еще напоминает маленького ребенка, который капризничает и бегает гонять голубей вместо того, чтобы учиться. С одной стороны, чрезмерная забота и огораживание сына от каких-либо забот реального мира может быть связана с трагичной историей семьи самой Простаковой – один ребенок не восемнадцать. Однако, с другой стороны, Простаковой было просто удобно, чтобы Митрофан оставался большим слабоумным ребенком.
Как становится понятно со сцены занятия по арифметике, когда женщина по-своему решает предложенные Цыфиркиным задачи, «собственная», помещицкая мудрость собственника для нее является основной. Не имея какого-либо образования, Простакова любую ситуацию разрешает поиском личной выгоды. Послушный Митрофан, который во всем слушался свою мать, также должен был бы стать выгодным вложением. Простакова даже не тратится на его образование – ведь, во-первых, сама прекрасно прожила без обременительных знаний, и, во-вторых, лучше знает, что нужно ее сыну. Даже женитьба на Софье прежде всего пополнила бы сундуки деревни Простаковых (вспомним, что юноша даже до конца не понимает суть брака – он еще просто умственно и морально до этого не дорос).
В том, что в финальной сцене Митрофан отказывается от матери несомненно есть вина самой Простаковой. Юноша перенял от нее неуважение к родственникам и то, что нужно держаться того, у кого есть деньги и власть. Именно поэтому Митрофан не долго думая соглашается служить у нового владельца деревни Правдина. Однако основная причина все же кроется во всеобщем «злонравии» всего рода Скотининых, а также глупости и пассивности Простакова, который не смог стать достойным авторитетом для своего сына.
Вывод
Отрицательное отношение автора к образу помещика-«подкаблучника» очевидно. Характеристика Простакова рисует перед нами деградировавшую, трусливую и ленивую личность. Таков этот человек, сам давший себе наиболее унизительную характеристику из всех, коими был награжден по ходу комедии,- «женин муж». Пассивность хозяина поместья становится одной из причин грядущих бед для его семейства: его супруга превратилась в жестокое чудовище, сын вырос балбесом, а само поместье вскоре будет реквизировано государством из-за преступно жестокого обращения с крепостными.
Что греха таить, одного помету.
Д. Фонвизин. Недоросль
Д. И. Фонвизин — не только великий драматург, но и передовой человек своего века. Он первым в истории дра-матургии выступил против жестокого угнетения народных масс, резко обличал самодержавие и реакционную полити-ку императрицы Екатерины II. «Сатиры смелый власте-лин», — называл Фонвизина Пушкин, и сегодня мы счита-ем автора бессмертной комедии «Недоросль» одним из наи-более прогрессивных писателей «сатирического направле-ния» русской литературы XVIII века.
В образах семейства Скотининых-Простаковых Фонви-зин очень выразительно изобразил грубость, жестокость, невежественность крепостников, неограниченный произвол помещичьей власти.
Тарас Скотинин гордится своей принадлежностью к «великому и старинному роду». Чем же он так велик? Глу-постью, скупостью, твердолобостью. Страшно, что из «во-семнадцати человек» детей у родителей Скотининых оста-лись только двое, остальные же «по власти господней, при-мерли». И это в то время, когда отец семейства всю жизнь копил деньги, однако же был так скуп, что умер голодной смертью, не тронув своих богатств. Главная отличитель-ная черта рода, по мнению Простаковой (урожденной Скотининой): «Нас ничему не учили… и не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет». Свято выполняют этот завет брат и сестра — Тарас Скотинин и госпожа Проста-кова.
Скотинин «отроду ничего не читывал». Он боится наук и рад, что «бог меня избавил этой скуки». Жестокий, трус-ливый, самовлюбленный и самоуверенный, Скотинин не замечает своих пороков. Ему легко жить на свете, поскольку есть наука, которой он сам может научить кого угодно: он мастер угнетать, собирать оброк с крестьян и без того обо-бранных до нитки. Есть у Скотинина в жизни «смертная охота» — он любит свиней. Привольное житье свиньям у помещика, ведь с ними он обходится «не в пример лучше, нежели с людьми». Даже жениться Скотинин собирается поначалу не по любви к девушке и не из-за сомнительного богатства «сироты», а потому, что в ее деревне водятся круп-ные свиньи. Ограниченность помещика беспредельна, и он сам признается в причине своей странной привязанности: «Люди передо мною умничают, а между свиньями я сам всех умнее».
Сильно ли отличается от своего братца госпожа Про-стакова? Один из героев называет ее «презренной фурией», «госпожой бесчеловечной». Она деспотична и властолю-бива, несладко живется крепостным в ее доме. Она жалуется брату, что «все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже собрать не можем». Однако со своими домашними Простакова обращается ненамного лучше, чем с крепостными. Всем достается: и мужу, и брату, и учителям любимого сыночка Митрофанушки. Простакова невежественна и необразованна, она даже не умеет прочитать письма: «Я, благодаря бога, не так вос-питана. Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому». Зато, не в пример своему достаточно просто-душному братцу, Простакова прекрасно умеет лицемерить, она ни за что не упустит своей выгоды: распоряжается как своим, имением своей свояченицы Софьи, оставшейся сиротой, ищет своему бестолковому сыну невесту побога-че. Видя, что ее планы рушатся, она даже готова приме-нить грубую силу по отношению к слабой девушке, насильно женить ее на сыне. Однако, встретившись с более сильными, чем она, заступниками Софьи, Проста-кова с готовностью бросается на колени и молит о прощении. Лесть, лицемерие, грубость и наглость в поме-щице не только смешны, но и страшны временами. «И преступление, и раскаяние в ней презрения достаточны».
Простаков — идеальный муж для такой деспотичной жены, как его супруга. Этот человек робкий и неуверен-ный, ни на что не имеет собственного мнения, «женин муж», как говорит он сам о себе. Жизнь его не прошла даром, ведь он научился беспрекословно слушаться Простакову и даже говорить то, что она думает. «Мать моя», — называет он жену. «Урод» и «рохля» — называет Простакова мужа. Такая вот семейная идиллия. Материал с сайта
А вот и Простаков-Скотинин-младшенький: Митрофа-нушка, недоросль. Вот уж достойный сын своих родителей! Бесконечно ленивый враль, трус, лицемер, грубиян, неуч — отличительные качества шестнадцатилетнего оболтуса. «Матушкин сынок», в умении наплевательски относиться к окружающим он пошел еще дальше родителей. Митро-фанушка — духовно опустошенный человек. Все его жиз-ненные интересы состоят в том, чтобы хорошо поесть и поспать. Он не умеет думать самостоятельно, несмотря на то, что он единственный в семье «ученый» человек. Однако «блеск» приобретенных им знаний настолько тускл, что становится смешно.
Очень много проблем затрагивает Фонвизин в своей комедии, задает много вопросов, которые и сейчас не утра-тили своей актуальности. Как мы относимся к другим людям? Как ведем себя в семье? Что важнее для человека: родословная, хорошее образование или доброе сердце? Как вести себя, встретившись с простаковыми, митрофанушками, скотиниными? Очень много вопросов, и очень важно, чтобы человек самостоятельно научился отвечать на них, дабы не походить на невежественных героев комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
Комедия «Недоросль» – гениальное произведение Фонвизина, в котором драматург изобразил ярких, запоминающихся персонажей, чьи имена в современной литературе и эпохе стали нарицательными. Одним из главных образов пьесы является мать недоросля Митрофанушки – госпожа Простакова. По сюжету произведения героиня относится к отрицательным персонажам. Грубая, необразованная, жестокая и корыстная женщина с первой сцены вызывает негативное отношение, а местами и насмешку читателей. Тем не менее, сам образ является тонко психологичным и требует подробного анализа.
Простакова как носитель устаревшей морали
В «Недоросле» госпожа Простакова противопоставляется двум персонажам – Стародуму и Правдину. Оба мужчины являются носителями гуманных просветительских идей, контрастирующих с устаревшими, помещицкими устоями.
Стародум и Простакова по сюжету пьесы являются родителями молодых людей, однако подход к воспитанию у них совершенно разный. Женщина, как было сказано ранее, балует, своего сына и относится к нему как к ребенку. Она не пытается его чему-то обучить, напротив, даже вовремя урока говорит, что знания ему не понадобятся. Стародум же общается с Софьей на равных, делится с ней собственным опытом, передает собственные знания и, что самое главное, уважает в ней личность.
Простакова и Правдин противопоставляются как землевладельцы, хозяева больших усадеб. Женщина считает, что бить своих крестьян, забирать у них последние деньги, относиться как к животным – вполне нормально. Для нее невозможность наказать слуг также ужасна, как и то, что она лишилась деревни. Правдин же руководствуется новыми, просветительскими идеями. Он приехал в деревню специально для того, чтобы прекратить жестокость Простаковой и дать людям спокойно трудиться. Через сопоставление двух идейных направлений Фонвизин хотел показать, насколько важны и нужны реформы воспитания российского общества той эпохи.
Дворянское происхождение
В сущности, его, не приобретшего ни опыта, ни профессиональных качеств, несмотря на возраст, можно назвать «недоросль». Характеристика Простакова начинается с дворянского происхождения. Он относится к категории людей, владеющих крепостными, такие люди уверены, что проживут жизнь, не прикладывая ни к чему своих усилий, не утруждая себя ни работой, ни службой, ни домашними делами. Глубинная причина формирования такой аморфной личности — лень. Она помешала помещику Простакову получить достойное образование и сделать карьеру. По словам супруги, его воспитали «как красную девицу». Он даже читать не умеет.
Новаторство Фонвизина в изображении Простаковой
В «Недоросле» Простакова выступает неоднозначным персонажем. С одной стороны, она предстает жестоким, глупым, корыстным представителем старого дворянства и помещицких устоев. С другой стороны, перед нами женщина с трудной судьбой, которая в один момент теряет все, что для нее было ценным.
По канонам классицистических произведений разоблачение и наказание отрицательных персонажей в финальной сцене пьесы должно быть справедливым и не вызывать сочувствия. Однако, когда в конце женщина теряет абсолютно все, читателю ее жалко. Образ Простаковой в «Недоросле» не вписывается в шаблоны и рамки классицистических героев. Психологизм и нестандартное изображение сборного по сути образа (Простакова – это отражение целого социального пласта крепостной России 18 века) делает его новаторским и интересным даже для современных читателей.
Приведенное описание Простаковой поможет ученикам 8 и 9 классов раскрыть образ матери Митрофана в своём сочинении на тему «Характеристика Простаковой в комедии «Недоросль» Фонвизина»
Тест по произведению
Популярные сочинения
Вариант 2
Простакова не так проста, как кажется. За улыбками и добрыми словами, обращенными к нужным ей людям, много злости, зависти и жестокости.
Раскрывается она в общении с подневольными людьми. Крепостные страдают от её несправедливой ругани, от жестоких побоев… Она творит, что хочет. И когда ей делают замечание (почти судят уже) она не понимает, почему это не может быть хозяйкой у себя дома. Ей странно,что хороший хозяин не ругается на слуг. И она не хочет, например, ссориться с соседями, лучше она отберет у крестьян своих деньги и земли. То есть, чтобы не быть в убытке. То же самое с нервами, я думаю. Простакова не будет ругаться с важными людьми, но «слить» негатив ведь нужно на кого-то. И это её бедные слуги. Она не слышит никаких оправданий. К примеру, в самом начале она ругает портного за хороший кафтан. Портной говорит, что нигде не учился шить. Простакова смеётся, типа, разве нужно на это учиться.
Мужем она помыкает. Совсем его не уважает. К брату относится чуть лучше, но тоже посмеивается над его простотой. Когда нужен как жених бедной Софьи, тогда хорошо с ним общается, когда в женихи к разбогатевшей сына пристроила, так брат уже не нужен. И она готова всех использовать в своих интересах.
Её вежливость идёт не от сердца. Хорошее отношение зависит от выгоды. Обижала Софью, но как только та разбогатела, так стала «душенькой». Её вежливость (поклоны, поцелуи) излишняя. Это замечает и Стародуб – богатый дядюшка. То есть он им практически никто, видят они все его в первый раз, но он уже всем «отец родной». Когда заявляют о помолвке Софьи, Простакова не останавливается. Она организует похищение невесты! Получается, она практически на всё готова ради своих целей, которые часто все зациклены на сыне.
Она гордится даже тем, что её ничему не учили в своё время. Считает,что образованность не нужна для хорошей жизни. Но уже понимает, что «ребеночку» нужно дать хорошее (видимое) образование.
Внешность
Характеристика Простакова должна включать и краткий обзор его поведения и внешнего вида. Судя по репликам жены и окружающих, герой выглядит человеком растерянным и рассеянным. Он невнимателен, медлителен, нерасторопен. Часто он не может найтись с ответом, запинается и с трудом подбирает слова. Герой несколько мешковат, его одежда, судя по комментариям супруги, сидит на нем неважно.
Госпожа Простакова, характеристика которой раскрывает ее как женщину властную, но не лишенную некоторого вкуса, заботится о костюме для своего мужа. Очевидно, у него нет чувства стиля, и его совершенно не заботит то, как он выглядит на людях и в обществе. Герой, очевидно, не имеет того, что она называла хорошими, светскими манерами. Он не умеет принять гостей по этикету и только несколько теряется в присутствии посторонних посетителей.
Сравнение героев
Как правило, больших затруднений у учеников не вызывает характеристика Простаковых. «Недоросль» — это пьеса, которая, как говорилось выше, является комедией положений и характеров. Все персонажи раскрываются как через собственные реплики, так и через высказывания и замечания окружающих. Супруги Простаковы в этом отношении не стали исключением. Несмотря на разительное отличие в их характерах, у обоих есть одна общая черта — это их слепая любовь к сыну. Отец Митрофанушки, так же как и его мать, понимает все его недостатки: лень, глупость и недальновидность, — но не предпринимает никаких попыток для исправления молодого человека. Пожалуй, именно в этом заключается главная ошибка обоих персонажей.
История создания
Социальный подтекст
Характеристика Простакова должна включать анализ его общественного положения: без этого понять задумку автора будет невозможно. Дело в том, что Фонвизин создавал произведение, актуальное для своего времени. Поэтому все его персонажи очень узнаваемы, ситуации типичные для российской действительности второй половины 18-го века.
Герой — дворянин, помещик, т. е. представитель того сословия, которое в рассматриваемое время было привилегированным и считалось господствующим. Эти люди пользовались всеми привилегиями, которые им давало правительство. При Екатерине II они были освобождены от обязательной воинской и гражданской службы, которая отныне делалась добровольной. Поэтому многие оставались в деревне, в своих поместьях, занимаясь хозяйством либо праздно проводя свое время.
К последней категории относится и отец Митрофанушки. Зато заботу о доме взяла на себя госпожа Простакова. Характеристика этой героини показывает образ жестокой, но незаурядной женщины. Она занимается хозяйством и заботится о воспитании своего сына, а ее муж ничего не делает вообще. Он, скорее, напоминает ребенка, который также нуждается в опеке и внимании. Так автор высмеял многих дворян-помещиков, которые не утруждали себя никакими обязательствами и отказывались служить. Поэтому пьеса получилась особенно актуальной, живой и узнаваемой.
Отношения супругов
При анализе рассматриваемой пьесы важное место занимает характеристика Простаковых. «Недоросль» — это произведение, в котором автор выпукло и живо изобразил представителей дворянского сословия, а также зарождающейся интеллигенции. Родители главного героя весьма узнаваемы по их отношениям друг к другу, а также к сыну. Госпожа Простакова не уважает своего мужа и не воспринимает его как хозяина поместья. В свою очередь, последний мирится с отведенной ему ролью. Вместе с тем этот персонаж интересен тем, что говорит все что думает. Таким образом, характеристика Простакова из комедии «Недоросль» позволяет лучше понять образ его жены, которая занимает главное место во всем произведении.
Он откровенен в своих высказываниях, наивен и простодушен, что вызывает сильное раздражение у его жены, которая предпочитает идти на разные уловки и хитрости, чтобы добиться своего. Часто читатель именно его глазами видит происходящее. Ему хочется верить, так как он настолько добродушен, что неспособен на ложь.
Идейный замысел обусловил состав действующих лиц «Недоросля». Комедия рисует типичных помещиков крепостников (Простаковых, Скотинина), их крепостных слуг (Еремеевну и Тришку), учителей (Цыфиркина, Кутейкина и Вральмана) и противопоставляет им таких передовых дворян, какими должно быть, по мнению Фонвизина, всё русское дворянство: на государственной службе (Правдин), в области хозяйственной деятельности (Стародум), на военной службе (Милон).
Образ Софьи, умной и просвещенной девушки, содействует более полному раскрытию своеволия и невежества Простаковой; с Софьей связана и вся происходящая в «комедии» борьба.
Главное лицо комедии — помещица Простакова. — грубая и необузданная натура. Она нагла, если не встречает сопротивления, и вместе с тем труслива, когда наталкивается на силу. Беспощадная к тем, кто находится в её власти, она унижается, готова валяться в ногах, вымаливая прощение у того, кто сильнее её (сцена с Правдиным в конце комедии), простакова невежественна. Она враждебно относится к просвещению; с ее точки зрения, образование излишне: «Без наук люди живут и жили», — говорит она.
Только подчиняясь необходимости, желая «вывести в люди» Митрофана, она нанимает ему учителей, но сама же мешает его ученью. В отношениях к людям она руководствуется только грубым расчётом, личной выгодой Таково, напри мер, ее отношение к Стародуму и Софье. Ради Личной выгоды она способна пойти даже на преступление (попытка похитить Софью, чтобы насильно выдать её замуж за Митрофана).
У Простаковой нет никаких нравственных понятий: чувства долга, человеколюбия, чувства человеческого достоинства.
Убеждённая закоренелая крепостница, она считает крепостных людей своей полной собственностью: с ними она может делать всё, что ей угодно. Как бы ни надрывались на работе её дворовые и крестьяне, они не могут угодить своей свирепой владелице. Болезнь крепостной приводит её в ярость «Лежит! Ах, она бестия! Лежит! Как будто благородная. Бредит, бестия! Как будто благородная!» Даже преданную ей Еремеевну, няньку Митрофана, всячески старающуюся ей угодить, Простакова называет не иначе, как «старой ведьмой», «собачьей дочерью» и «скверной харей».
Простакова считает, что управлять хозяйством можно только с помощью ругани и побоев. Об этом она сама говорит Правдину, наивно полагая, что способы её управления достойны всякой похвалы: «С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка». Крестьян она совершенно обобрала, выжала из них всё, что только могла. «С тех пор как всё, — сокрушённо жалуется она брату, — что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!»
Простакова деспотична и груба не только в отношении к крепостным. Тупого, робкого и безвольного мужа она ни во что не ставит и помыкает им, как хочет. Учителям Митрофана, Кутейки-ну и Цыфиркину, по году не платит жалованья.
Лишь к своему сыну Митрофану Простакова относится иначе. Она любит его, нежна к нему> Забота о его счастье, благополучии составляет основное содержание её жизни. «Одна моя забота, одна моя отрада — Митрофанушка», — говорит она. Свою материнскую любовь она сравнивает с привязанностью собаки к своему щенку. Поэтому её слепая, неразумная, уродливая любовь к сыну не приносит ни Митрофану, ни ей самой ничего, кроме вреда.
Характер Простаковой, степень её умственного развития, положение помещицы и полновластной хозяйки в доме, отношение к окружающим людям — все это выразительно и ярко отражается в её речи.
Так, Тришку она называет «мошенником, вором, слотом, воровской харей, болваном», Еремеевну — «бестией». Её пренебрежительное отношение к мужу выражается и в насмешках над ним: «Сам ты мешковат, умная голова», и в грубых окриках: «Что ты сегодня так разоврался, мой батюшка?» «Весь век, сударь, ходишь, развес я уши». Она называет мужа «уродом», «рохлей». Но речь её становится иной в обращениях к сыну: «Митрофанушка, друг мой; друг мой сердечный; сынок» и др.
Вначале Простакова обходится с Софьей грубо деспотично: «Нет, сударыня, это твои вымыслы, чтоб дядюшкою своим нас застращать, чтобы мы дали тебе волю». «О, матушка! Знаю, что ты мастерица, да лих, не очень тебе верю». Когда же она узнаёт, что Софья стала богатой наследницей, тон её речи резко меняется: «Поздравляю, Софьюшка! Поздравляю, душа моя!»
Отсутствие культуры у Простаковой сказывается в употреблении ею просторечий: первоёт — вместо первый-то, ища — вместо ещё, деушки — вместо девушки.
Но Простакова — помещица; в своей среде она слышала и близкую к литературному языку речь людей того временя. Поэтому в её речи встречаются (правда, редко) и книжно-литературные слова и обороты, хотя и несколько искажённые: «письмецо амурное»; «это от того офицера, который искал на тебе жениться»; «рекомендую вам дорогого гостя нашего, господина Правдина»
Образ Простаковой живо и правдиво нарисованный, приобретает ещё большую убедительность, жизненность особенно потому, что Фонвизин показывает те условия, под влиянием которых сложился её характер и принял такие уродливые формы. Простакова выросла в семье, отличавшейся крайней невежественностью. Ни отец, ни мать не дали ей никакого воспитания, не привили никаких нравственных правил, не заложили с детства в её душу ничего хорошего, Но ещё сильнее воздействовали на неё условия крепостного права — её положение полновластной владелицы крепостных крестьян. Не сдерживаемая никакими нравственными устоями, полная сознания своей безграничной власти и безнаказанности, она превратилась в «госпожу бесчеловечную», тирана-изверга.
Образ и характер Простаковой в комедии Фонфизина Недоросоль.
Идейный замысел обусловил состав действующих лиц «Недоросля». Комедия рисует типичных помещиков крепостников (Простаковых, Скотинина), их крепостных слуг (Еремеевну и Тришку), учителей (Цыфиркина, Кутейкина и Вральмана) и противопоставляет им таких передовых дворян, какими должно быть, по мнению Фонвизина, всё русское дворянство: на государственной службе (Правдин), в области хозяйственной деятельности (Стародум), на военной службе (Милон). (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Образ и характер Простаковой в комедии Фонфизина Недоросоль.. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.
У Простаковой нет никаких нравственных понятий: чувства долга, человеколюбия, чувства человеческого достоинства.
Убеждённая закоренелая крепостница, она считает крепостных людей своей полной собственностью: с ними она может делать всё, что ей угодно. Как бы ни надрывались на работе её дворовые и крестьяне, они не могут угодить своей свирепой владелице. Болезнь крепостной приводит её в ярость «Лежит! Ах, она бестия! Лежит! Как будто благородная. Бредит, бестия! Как будто благородная!» Даже преданную ей Еремеевну, няньку Митрофана, всячески старающуюся ей угодить, Простакова называет не иначе, как «старой ведьмой», «собачьей дочерью» и «скверной харей».
Простакова считает, что управлять хозяйством можно только с помощью ругани и побоев. Об этом она сама говорит Правдину, наивно полагая, что способы её управления достойны всякой похвалы: «С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка». Крестьян она совершенно обобрала, выжала из них всё, что только могла. «С тех пор как всё, — сокрушённо жалуется она брату, — что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!»
Простакова деспотична и груба не только в отношении к крепостным. Тупого, робкого и безвольного мужа она ни во что не ставит и помыкает им, как хочет. Учителям Митрофана, Кутейки-ну и Цыфиркину, по году не платит жалованья.
Лишь к своему сыну Митрофану Простакова относится иначе. Она любит его, нежна к нему> Забота о его счастье, благополучии составляет основное содержание её жизни. «Одна моя забота, одна моя отрада — Митрофанушка», — говорит она. Свою материнскую любовь она сравнивает с привязанностью собаки к своему щенку. Поэтому её слепая, неразумная, уродливая любовь к сыну не приносит ни Митрофану, ни ей самой ничего, кроме вреда.
Характер Простаковой, степень её умственного развития, положение помещицы и полновластной хозяйки в доме, отношение к окружающим людям — все это выразительно и ярко отражается в её речи.
Так, Тришку она называет «мошенником, вором, слотом, воровской харей, болваном», Еремеевну — «бестией». Её пренебрежительное отношение к мужу выражается и в насмешках над ним: «Сам ты мешковат, умная голова», и в грубых окриках: «Что ты сегодня так разоврался, мой батюшка?» «Весь век, сударь, ходишь, развес я уши». Она называет мужа «уродом», «рохлей». Но речь её становится иной в обращениях к сыну: «Митрофанушка, друг мой; друг мой сердечный; сынок» и др.
Вначале Простакова обходится с Софьей грубо деспотично: «Нет, сударыня, это твои вымыслы, чтоб дядюшкою своим нас застращать, чтобы мы дали тебе волю». «О, матушка! Знаю, что ты мастерица, да лих, не очень тебе верю». Когда же она узнаёт, что Софья стала богатой наследницей, тон её речи резко меняется: «Поздравляю, Софьюшка! Поздравляю, душа моя!»
Отсутствие культуры у Простаковой сказывается в употреблении ею просторечий: первоёт — вместо первый-то, ища — вместо ещё, деушки — вместо девушки.
Но Простакова — помещица; в своей среде она слышала и близкую к литературному языку речь людей того временя. Поэтому в её речи встречаются (правда, редко) и книжно-литературные слова и обороты, хотя и несколько искажённые: «письмецо амурное»; «это от того офицера, который искал на тебе жениться»; «рекомендую вам дорогого гостя нашего, господина Правдина»
Образ Простоковой живо и правдиво нарисованный, приобретает ещё большую убедительность, жизненность особенно потому, что Фонвизин показывает те условия, под влиянием которых сложился её характер и принял такие уродливые формы. Простакова выросла в семье, отличавшейся крайней невежественностью. Ни отец, ни мать не дали ей никакого воспитания, не привили никаких нравственных правил, не заложили с детства в её душу ничего хорошего, Но ещё сильнее воздействовали на неё условия крепостного права — её положение полновластной владелицы крепостных крестьян. Не сдерживаемая никакими нравственными устоями, полная сознания своей безграничной власти и безнаказанности, она превратилась в «госпожу бесчеловечную», тирана-изверга.
Образ Простаковой, так широко и мастерски зарисованный Фонвизиным, жизненно правдив и убедителен.
Глубокой жизненностью, правдивостью отличается и образ её сына Митрофана.
Если домашнее задание на тему: » Образ и характер Простаковой в комедии Фонфизина Недоросоль. – художественный анализ
оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.
Свежие новости
Категории
Новости
Образ героя
Простаков, характеристика которого должна обязательно включать анализ степени его образованности, судя по отзывам окружающих, человек недалекого ума. Это объясняет тот факт, что его жена захватила всю власть в доме и поместье в свои руки. Он не имеет собственного мнения, всецело предоставил своей супруге решение домашних проблем. Герой периодически подчеркивает, что во всем на нее полагается, и это еще раз доказывает, что настоящей хозяйкой в доме является именно она.
Очевидно, Фонвизин в данном случае играет на контрасте: робкий муж и жестокая супруга. Простаков, характеристика которого невозможна без сравнения с образом его жены, под пером талантливого драматурга выглядит ее полной противоположностью. В общих сценах эта разница между персонажами особенно сильно бросается в глаза читателю. Автор создавал комедию положений, в которой каждое действующее лицо является носителем какого-либо недостатка, и одновременно критиковал социальную действительность современного ему времени, когда помещики вели праздный образ жизни.