На чем улетел гагарин
Машины Юрия Гагарина: что с ними стало и где они теперь?
В день 60-летия первого полета человека в космос нельзя не вспомнить про большую любовь Гагарина не только к полетам, но и к езде. О машинах Юрия Алексеевича рассказано уже не раз, но мы решили копнуть глубже и проследить их дальнейшую судьбу: живы ли, в каком состоянии и где находятся.
Тот самый автобус, который доставил Гагарина к «Востоку-1», после полета продолжал работать на «Байконуре» и возить космонавтов. Ведь он был единственный в своем роде — со специально оборудованным салоном, в котором стояли аппараты для обслуживания скафандров, радиостанции спецсвязи, кондиционеры и многое другое. Однако после гибели Владимира Комарова 24 апреля 1967 года машина была сочтена несчастливой и отправлена в отставку.
Долгое время автобус простоял в дальнем углу «Байконура», затем пропал из вида, и только в середине восьмидесятых обнаружился на задворках одного московского НИИ в весьма плачевном виде. Уникальный экземпляр отправили на восстановление в родной Львов, а оттуда, уже в 1989-ом — в мемориальный музей города Гагарин, причем зачем-то своим ходом. По пути автобус сломался, прибыл в музей на буксире — и снова оказался заперт в ангаре на долгие годы.
Лишь несколько лет назад силами реставраторов из Санкт-Петербурга его привели в надлежащее состояние, и теперь у машины все хорошо. Она находится в собственности музея, живет в гараже и изредка выезжает на торжественные мероприятия, хотя и не является частью постоянной экспозиции. Так что если вам повезет увидеть ее живьем, да еще и попасть внутрь — искренне завидуем.
Намного проще увидеть черную «Волгу» с номерами 78-78 МОД, которую Юрий Алексеевич получил в подарок от Совета министров СССР после своего полета. Машина выставлена в стеклянной витрине музея Гагарина и является одним из главных экспонатов. Внутрь, понятное дело, не попасть, но даже через стекло можно увидеть особую голубую отделку интерьера — хотя в остальном это была совершенно обычная «Волга».
Именно ее Гагарин использовал для большинства поездок, и с этим связана одна из множества легенд. Мол, машина постоянно ломалась, и когда об этом узнали на ГАЗе — забрали ее на завод и перетряхнули всю технику чуть ли не за ночь. Юрий Алексеевич жест оценил, но на всякий случай купил еще одну «Волгу», а эту поставил в гараж. Новая машина якобы имела бежевую окраску и «красивые» номера 12-04 ЮАГ — дата полета и инициалы космонавта. Но это чистый вымысел, не подкрепленный никакими свидетельствами. До самой гибели он ездил именно на том черном седане, который стоит в музее.
Интересная история сложилась вокруг кабриолета ЗИЛ-111В, на котором Гагарин ехал из Внуково в Кремль на встречу с Хрущевым. Из 12 выпущенных экземпляров три были сделаны именно в таком исполнении — небесно-голубого цвета и с бежевым тентом. Так вот, сегодня сразу двум из них приписывают статус того-самого-автомобиля!
Первый был выставлен на торги год назад аукционным домом «Литфонд» с ожидаемой ценой почти в три миллиона долларов, но покупателя так и не нашел. Согласно информации от продавца, в 1964 году этот ЗИЛ был передан в Армению, где встречал иранского шаха Пехлеви. Затем, судя по всему, он хранился в ереванском ГОНе до 2007 года, после чего был выкуплен бизнесменом Андреем Ковалевым. Машина пребывает в оригинальном состоянии и родной краске — разве что перешит салон.
Однако есть и второй точно такой же экземпляр — отреставрированный и выставленный в Музее техники Вадима Задорожного. Представители экспозиции говорят, что именно этот автомобиль на самом деле вез Гагарина, упоминая, впрочем, что никакой конкретной информации в архивах не сохранилось: ни номера рамы, ни каких-либо еще подсказок, кроме модели и цвета. Возможно, этот спор когда-нибудь будет достоверно разрешен, а пока давайте считать, что два кабриолета Гагарина — намного лучше, чем ни одного.
Наконец, самая знаменитая машина первого космонавта, без упоминаний которой не обходится ни одно 12 апреля. На самом деле Matra Djet разработана гонщиком и конструктором Рене Бонне. Его компанию Automobiles René Bonnet «Матра» выкупит в 1964 году, и именно с этого момента начнется интереснейшая история с победами в Формуле-1 и Ле-Мане, а также революционными дорожными машинами вроде Matra Rancho и Renault Espace. Но мы отвлеклись.
В 1965 году Гагарин посещает авиасалон в Ле-Бурже и надолго застывает возле изящного, приземистого среднемоторного купе. Намекал ли он как-то на желание обладать такой машиной, или же французы сами проявили инициативу, история умалчивает — но уже через месяц, 26 июля, персональный экземпляр Юрия Алексеевича отправляется из Парижа в Москву. Причем своим ходом — под управлением механика «Матры» и с грузом запчастей на борту!
Но самое интересное здесь даже не это. Признайтесь, вы же абсолютно уверены, что машина Гагарина была небесно-голубой, как тот ЗИЛ или салон «Волги»? Это очень красивая и романтичная… неправда! На самом деле купе с номером кузова 10.146 было бежево-серым, gris platine irisé согласно заводской номенклатуре. И не только было, но и есть!
После гибели Юрия Алексеевича в Москву приехал Кястусис Индзюлас — видный автомобильный энтузиаст литовской ССР, председатель местного объединения любителей антикварных машин RIEDUVA. Он уговорил Валентину Гагарину продать любимое купе мужа, которое по сей день и хранится в коллекции Индзюласа в Каунасе. На фотографиях — та самая машина и тот самый Кястусис в ангаре на улице Кестуче, из которого давно хотят сделать музей, но не хватает денег. Говорят, наш Музей космонавтики который год упрашивает коллекционера продать уникальную «Матру», но переговоры пока не увенчались успехом.
Первый полет человека в космос. Как это было?
12 апреля 1961 года произошло событие мирового масштаба – в 9:07 по московскому времени с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Восток», которая впервые в истории доставила в космос корабль с человеком на борту. Этим человеком был 27-летний голубоглазый и улыбчивый советский военный летчик Юрий Гагарин. Корабль «Восток-1» должен был совершить один виток вокруг Земли и справился со своей задачей, хотя не все шло по плану. Гагарин кораблем не управлял – ведь никто не знал, как поведет себя психика человека в космосе, – он проводил эксперименты, вел бортовой дневник, докладывал на Землю и в мельчайших подробностях запоминал все, что происходит. Полет, который длился 1 час и 48 минут (по другим данным – 1 час и 46 минут), стал сенсацией во всем мире, принес ему симпатию Елизаветы II и поцелуй Джины Лоллобриджиды.
«Внимание. Вижу горизонт Земли. Очень такой красивый ореол. Сначала радуга от самой поверхности Земли и вниз. Такая радуга переходит. Очень красиво! Все шло через правый иллюминатор. Вижу звезды через «взор», как проходят звезды. Очень красивое зрелище. Продолжается полет в тени Земли. В правый иллюминатор сейчас наблюдаю звезды. Она так проходит слева направо по иллюминатору. Ушла звездочка. Уходит, уходит».
Читать расшифровку записей, сделанных Гагариным на бортовом магнитофоне во время полета, интересно до сих пор. Первый «космонавт-практик» был спокоен, как тот самый Кедр, который стал его позывным на время полета. Недаром в условиях космической гонки с США Сергей Павлович Королев принял решение набирать в Первый отряд космонавтов исключительно военных летчиков-истребителей – людей, физически и психически готовых к огромным перегрузкам и стрессу. Юрий Алексеевич вошел сначала в двадцатку, потом в «шорт-лист» из шести кандидатов, которые в декабре 1960-го начали подготовку к первому полету человека в космос. Это должны были быть люди от 25 до 30 лет, ростом не более 170 см (рост Гагарина – 157 см), весом не более 70-72 кг. 23 марта 1961-го Гагарин был назначен командиром отряда и по результатам экзамена и личного дела рекомендован в качестве главной кандидатуры для полета.
Алексей Леонов рассказывал, что у Королева было особо отношение к Гагарину – он считал его человеком выдающихся способностей. «Умен, обаятелен. Он является олицетворением вечной молодости нашей планеты. Если Юрию Гагарину дать надежное образование, то в ближайшее время мы услышим его имя среди имен выдающихся ученых нашей планеты», – приводил Леонов слова Сергея Павловича.
Королев мыслил широко и понимал, что человек, впервые побывавший в космосе, станет лицом Советского Союза. И лицо это должно быть открытым, приветливым, располагающим к себе. О том, кто же все-таки полетит, космонавтам сообщили лишь 10 апреля. Гагарину выпала честь испытать корабль «Восток-1» – совершить одновитковый полет вокруг Земли на высоте 180-230 км с посадкой в заданном районе. За условные полтора часа нужно было проверить возможность пребывания человека в космосе на специально оборудованном корабле, проверить оборудование корабля в полете, проверить связь корабля с Землей и убедиться в надежности средств приземления корабля и космонавта. Дублером назначили Германа Титова.
ФОТО:ТАСС. Юрий Гагарин во время предстартовой подготовки на космодроме Байконур
12 апреля трехступенчатая ракета-носитель «Восток» доставила на орбиту корабль с человеком на борту. Двигатели третьей ступени ракеты вовремя не выключились, и корабль вышел на 100 км выше расчетной высоты, тем не менее в целом полет проходил по заданному расписанию. Гагарин постоянно докладывал о своем самочувствии, производил записи в бортжурнал и бортовой магнитофон, проводил простые эксперименты – например, впервые в истории поел в космосе.
«Когда принимал пищу, пил воду, пустил планшет, и он с карандашом «плавал» передо мной. Затем надо было мне записать очередной доклад. Взял планшет, а карандаша на месте не оказалось. Улетел куда-то. Ушко было привернуто к карандашу шурупчиком, но его, видимо, надо было или на клей поставить, или потуже завернуть. Этот шуруп вывернулся, и карандаш улетел. Свернул бортжурнал и вложил в карман. Все равно не пригодится, писать же нечем», – о каждом своем действии Гагарин доложил на заседании Государственной комиссии 13 апреля.
В конце полета не произошло штатного разделения отсеков, и 10 минут перед входом в атмосферу корабль беспорядочно кувыркался с высокой скоростью. Перенести такое мог бы далеко не каждый человек. В личной характеристике Гагарина отмечалась его способность быстро ориентироваться в новой обстановке и владеть собой в различных неожиданных ситуациях. Так и во время непредвиденной ситуации на борту корабля «Восток-1» он сумел сохранить хладнокровие и решил «шум не поднимать», лишь сообщил на Землю, что разделения не произошло.
«Скорость вращения была градусов около 30 в секунду, не меньше. Получился «кардибалет»: голова-ноги, голова-ноги с очень большой скоростью вращения. Все кружилось. То вижу Африку (над Африкой произошло это), то горизонт, то небо. Только успевал закрываться от Солнца, чтобы свет не падал в глаза. Я поставил ноги к иллюминатору, но не закрывал шторки. Мне было интересно самому, что происходит», – рассказывал космонавт.
Когда «Восток» вошел в более плотные слои атмосферы, спускаемый аппарат наконец отделился от приборно-двигательного отсека. Впереди было то, чего не ожидал даже Гагарин, – после входа в атмосферу загорелась обшивка капсулы, и струйки расплавленного металла потекли по стеклам иллюминаторов. Существует легенда, что в этот момент космонавт прокричал: «Я горю! Прощайте, товарищи».
ФОТО: wikimedia.org/Pline
На высоте семи километров в соответствии с планом полета космонавт катапультировался, капсула и Гагарин дальше спускались на парашютах раздельно. Место приземления не совпало с тем, на которое рассчитывали, – не в 110 км от Сталинграда, а в Саратовской области возле деревни Смеловка неподалеку от города Энгельс. Причем Гагарин мог угодить прямо в ледяную воду Волги, но помогла хорошая подготовка летчика – управляя стропами, он ушел в сторону. В 10:53 (10:55), выполнив один оборот вокруг Земли, корабль завершил полет.
13 апреля на заседании Государственной комиссии космонавт докладывал, что первыми людьми, которых он встретил после приземления, была деревенская женщина, которая пасла теленка, и ее дочка:
«Вышел на пригорок, смотрю женщина с девочкой идет ко мне. Примерно метров 800 она была от меня. Я пошел навстречу, собираясь спросить, где телефон. Я к ней иду, смотрю, женщина шаги замедляет, девочка от нее отделяется и направляется назад. Я тут начал махать руками и кричать: «Свой, свой, советский, не бойтесь, не пугайтесь, идите сюда». В скафандре идти неудобно, но все-таки я иду. Смотрю, она так это неуверенно, тихонько ступает, ко мне подходит. Я подошел, сказал, что я советский человек, прилетел из космоса».
К счастью, из трех заготовленных вариантов сообщений ТАСС пригодился счастливый. Космонавта скоро забрали, хотя изначально плана торжественной встречи не было – на этом в последний момент настоял Никита Хрущев. Гагарина спешно произвели из старшего лейтенанта в майоры (в обход капитана), а 14 апреля за ним прилетел Ил-18, к которому у Москвы присоединился почетный авиационный эскорт из семи истребителей МиГ-17. Самолеты пролетели над Красной площадью и приземлились во Внуково, где было организовано торжество. «Товарищ Первый секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза, Председатель Совета Министров СССР! Рад доложить вам, что задание Центрального Комитета Коммунистической партии и Советского правительства выполнено», – отрапортовал Гагарин Хрущеву перед правительственной трибуной. Затем – митинг на Красной площади, тысячи людей, цветы, плакаты, ордена, банкеты, звания. То, что происходило в тот день, очевидцы сравнивают только с 9 Мая.
Обаятельный «герой Советского Союза», которому к тому же очень шла военная форма, молниеносно обзавелся армией поклонниц – о том, какое впечатление он производил на женщин, ходят легенды. Например, вопреки этикету, Елизавета II сфотографировалась с ним на память, объяснив, что это не обычный земной человек, а небесный, а значит, никаких запретов она не нарушает. Гагарин очаровал красавицу Джину Лоллобриджиду, ему приписывали романы с Эдитой Пьехой и Светланой Светличной, а многие женщины назвали в честь космонавта своих сыновей. На самом деле Гагарин был счастливо женат на медсестре Валентине Ивановне Горячевой, и незадолго до исторического полета, 7 марта 1961-го, у пары родилась вторая дочь. Да и возможности заводить романы на стороне у советского супергероя не было: несколько лет после полета Юрий Гагарин провел в жестко регламентированных разъездах, побывал в Канаде, Англии, Франции, Чехословакии, Польше, Венгрии, Болгарии, Финляндии, Египте, Японии, Бразилии, Индии, Афганистане, на Цейлоне и Кубе, став своеобразным советским «брендом».
О том, что для самого Юрия Гагарина значил этот полет, сегодня достоверно известно благодаря прощальному письму жене, которое было написано за два дня до старта. Тогда, 12 апреля 1961-го, ей посчастливилось его не читать – но следующая возможность представилась скоро. 27 марта 1968 года Гагарин погиб во время тренировочного полета.
«Я пока жил честно, правдиво, с пользой для людей, хотя она была и небольшая, – писал космонавт. – Когда-то, еще в детстве, прочитал слова В.П. Чкалова: «Если быть, то быть первым». Вот я и стараюсь им быть и буду до конца. Хочу, Валечка, посвятить этот полет людям нового общества, коммунизма, в которое мы уже вступаем, нашей великой Родине, нашей науке».
Хроника космического полета Юрия Гагарина
12 апреля 1961 г. Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый в истории человечества космический полет на космическом корабле «Восток», стартовавшем с космодрома Байконур. За 1 час 48 минут он облетел земной шар и благополучно приземлился в окрестности деревни Смеловки Терновского района Саратовской области.
В этот день подъем у космонавта был в 5 часов 30 минут, а в 6 часов 50 минут Гагарин уже вышел из автобуса, который привез его на стартовую площадку. В 7 часов 10 минут космонавт занял свое место в космическом корабле и его голос появился в эфире. Позывной Гагарина был «Кедр».
На стартовой площадке была объявлена сначала 50-минутная готовность, затем – 30-минутная, а потом – 10-минутная. В 9 часов 06 минут была объявлена минутная готовность.
Хроника полета (время московское)
9 часов 07 минут была дана команда «зажигание». Старт корабля «Восток», в эфире прозвучало знаменитое «Поехали. » В космическом корабле начали расти вибрация, шум и перегрузки.
9 часов 08 минут произошло отделение первой ступени ракеты-носителя, заработала вторая ступень.
9 часов 10 минут произошел сброс головного обтекателя ракеты-носителя. В эфире раздался голос Гагарина: «Вижу Землю… Красота-то какая!».
9 часов 12 минут отделилась вторая ступень ракеты-носителя. Заработала третья ступень.
9 часов 18 минут произошло разделение космического корабля с носителем и выход его на околоземную орбиту.
9 часов 21 минут Гагарин доложил, что наступило состояние невесомости.
9 часов 22 минуты радиосигналы советского космического корабля запеленговали наблюдатели с американской радарной станции Шамия, расположенной на Алеутских островах. Через 5 минут была отправлена шифровка в Пентагон.
9 часов 49 минут космический корабль вошел в тень Земли.
9 часов 57 минут Юрий Гагарин передал, что пролетает над Америкой. В эти же минуты в эфир вышло сообщение ТАСС о запуске космического корабля.
10 часов 13 минут Телетайпы закончили передачу первого сообщения ТАСС. Сотни корреспондентов разных стран штурмом брали здание Телеграфного агентства.
10 часов 09 минут космический корабль вышел из тени Земли.
10 часов 15 минут Гагарин пролетал над Африкой.
10 часов 25 минут включилась тормозная двигательная установка, и корабль пошел на спуск.
10 часов 55 минут космонавт Юрий Гагарин приземлился в районе села Смеловка Саратовской области.
С момента включения тормозной двигательной установки до приземления корабль пролетел около 8 тысяч км. Продолжительность полета на участке спуска составила примерно 30 минут.
В 10 часов 59 минут к месту приземления прибыла группа специалистов-изыскателей.
Космический корабль «Восток» с первым космонавтом Земли Юрием Гагариным на борту совершил один виток вокруг Земли с посадкой в начале второго витка на территорию СССР.
На чем улетел гагарин
Первый полет человека в космос подтвердил возможность жизни и работы за пределами земной атмосферы.
Как это было: хроника великого дня
Гжатск, Смоленская область. Из воспоминаний Валентина Гагарина:
«Стрелки на часах показывали что-то около пяти. Я поднялся, заварил чай покрепче… Позавтракав, вышел на улицу и столкнулся с отцом.
— Да так, заботы. А ты?
В Клушине бригада гжатских плотников, руководимая отцом, строила новый клуб.
— Далеко пешком-то. Бездорожье сейчас.
Топор и кожаные рукавицы у него заткнуты за солдатский ремень, перепоясавший старенькую телогрейку, шапка-ушанка на глаза надвинута.
Мы выкурили по папиросе и, пожелав друг другу удачи, разошлись…».
Тюра-Там, «дом маршала Неделина». Из воспоминаний Юрия Гагарина:
После обычной физзарядки и умывания завтрак из туб: мясное пюре, черносмородиновый джем, кофе. Начались предполетный медицинский осмотр и проверка записей приборов, контролирующих физиологические функции. Все оказалось в норме, о чем и был составлен медицинский протокол».
Тюра-Там, площадка № 2. Из дневника генерала Каманина. «В 6:00 состоялось заседание комиссии. Оно было удивительно простым и коротким: «Все доклады сводились к одной фразе: «Замечаний нет, все готово, вопросов нет, можно производить пуск». После заседания я подписал полетное задание, съездил в МИК и посмотрел, как идет медицинский осмотр и надевание скафандров. Все шло точно по расписанию».
Тюра-Там, стартовая позиция. Из дневника генерала Каманина: «Вместе с ведущим инженером корабля на лифте поднялся к верху ракеты и проверил шифр (145) логического замка. Логический замок работал нормально».
Поясним: уже тогда на космическом аппарате наряду с дублированием всех систем была предусмотрена возможность ручного управления спуском с орбиты. Однако медики еще не знали наверняка, как отразится невесомость на психике человека и насколько адекватными будут действия космонавта с момент принятия важных решений. Чтобы космонавт в возбужденном состоянии не включил до времени тормозную двигательную установку (ТДУ) на спуск, и был придуман логический замок. А на пульте управления в кабине корабля была особая красная кнопка, закрытая предохранительной крышкой. Ключом-дополнением к ней служил логический замок. Для включения ТДУ космонавт должен был нажать в строго определенном порядке три из девяти пронумерованных кнопок. Воспользоваться этим кодом можно было только на орбите, распечатав специальный конверт.
Тюра-Там, дорога к стартовой позиции. Из воспоминаний Юрия Гагарина: «Подошел специально оборудованный автобус. Я занял место в «космическом» кресле, напоминавшем удобное кресло кабины космического корабля. В скафандре есть устройства для вентиляции, к ним подаются электроэнергия и кислород. Вентиляционное устройство было подключено к источникам питания, установленным в автобусе. Все работало хорошо.
Автобус быстро мчался по шоссе. Я еще издали увидел устремленный ввысь серебристый корпус ракеты, оснащенной шестью двигателями общей мощностью в двадцать миллионов лошадиных сил. Чем ближе мы подъезжали к стартовой площадке, тем ракета становилась все больше и больше, словно вырастая в размерах. Она напоминала гигантский маяк, и первый луч восходящего солнца горел на ее острой вершине.
Погода благоприятствовала полету.
Небо выглядело чистым, и только далеко-далеко жемчужно светились перистые облака.
— Миллион километров высоты, миллион километров видимости,- услышал я. Так мог сказать летчик».
Автобус въехал на стартовую позицию. Из него, поддерживаемый Е.А. Карповым вышел в ярко-оранжевом скафандре Юрий Гагарин и направился к членам Государственной комиссии: «Старший лейтенант Гагарин к полету на первом в мире космическом корабле-спутнике готов».
Потом было сделано заявление для печати и радио. Уже через несколько часов оно станет мировой сенсацией и останется в этом качестве навсегда.
Специалисты по скафандру, с одной стороны, О.Г. Ивановский и В.Я. Хильченко, с другой, помогают Ю.А. Гагарину подняться по двум ступенькам приставной лестницы, закинуть ноги и лечь в кресло. Закончив размещение, прощаются с ним, желают успешного полета.
По громкой связи звучит команда: «Всем, не занятым в работе, покинуть стартовую площадку!».
Тюра-Там, стартовая позиция. Из мемуаров Бориса Чертока: «Я спустился в бункер, посмотрел на сосредоточенно серьезных военных пультистов носителя, Пилюгина, пристроившегося в углу пультовой со своими консультантами, расположившихся в гостевой Москаленко и Руднева, убедился, что у следившего за пультами «объекта» Юрия Карпова тоже «замечаний нет».
Поднявшись из бункера, я доложил находившемуся на площадке Королеву, что по моей части замечаний нет, и получил разрешение отбыть на ИП-1″.
В 7:28 на связь с Юрием Гагариным вышел Сергей Королёв и принял его доклад о готовности. Затем космонавт по заданию главного конструктора радиосистем Ю.С. Быкова проверял средства связи. Конструктор Олег Ивановский, который еще оставался рядом с Гагариным, показал ему расположение продуктов в кабине корабля.
Тюра-Там, стартовая позиция, из дневника генерала Каманина: «Были проверены скафандр и связь. На КП связь с бортом держали я, Попович и Королев. За все время подготовки к старту была только одна маленькая заминка при закрытии люка N1. Люк закрыли, но из-за отсутствия контакта, его пришлось вновь открывать и устранять мелкую неисправность…».
Эта «мелкая», по словам Каманина, заминка стоила нервов и вошла в историю того дня во множестве пересказов и почти легенд. А как было на самом деле?
Все, кто это понимал, замерли в тревожном ожидании.
Сергей Королев принимает решение: открыть люк спускаемого аппарата, найти, устранить неисправность и повторно установить крышку.
7:58 Заря-1 (Королев): Юрий Алексеевич, у нас так получилось: после закрытия люка вроде один контактик не показал, что он прижался, поэтому мы, наверное, сейчас будем снимать люк и потом его поставим снова. Как поняли меня?
Кедр: Понял Вас правильно. Люк открыт, проверяют сигнализаторы.
Заря-1 (Королев): Ну, отлично, хорошо.
Тюра-Там, стартовая позиция. Из мемуаров Бориса Чертока: «Только приехав на ИП, я узнал, что все же после посадки Гагарина в аппарат произошло ЧП: на пульте в бункере не загорелся транспарант, удостоверявший закрытие входного люка корабля. Повторное открытие и закрытие люка с проверкой концевого контакта быстро проделали Ивановский и монтажник Морозов. Со временем за неимением других замечаний, требовавших героизма стартовой команды, сей эпизод, постепенно обрастая драматизирующими деталями, вошел в устные и эпистолярные воспоминания о запуске первого человека в космическое пространство.
Тюра-Там, стартовая позиция, из дневника генерала Каманина: «Весь радиообмен записывался на магнитофон. Слышимость была отличной, ответы Гагарина коротки, ясны и четки. Самочувствие космонавта, судя по его докладам, по голосу и по телеметрии, было хорошим».
8:19 Заря-1 (Королев): Ну как, музыку дали Вам, нет?
Кедр: Пока не дали.
Заря-1 (Королев): Понятно, это же музыканты: пока туда, пока сюда, не так-то быстро дело делается, как сказка сказывается, Юрий Алексеевич.
Кедр: Дали про любовь.
Заря-1 (Королев): Дали музычку про любовь? Это толково, Юрий Алексеевич, я считаю.
Тюра-Там, стартовая позиция. 8 часов 10 минут. Объявляется 50-минутнаяя готовность, Королев по связи сообщил Гагарину, что все идет согласно графику.
8 часов 30 минут. 30-минутная готовность. Титову объявлено, что он может снять скафандр и ехать на пункт наблюдения, где уже собрались все специалисты.
Тюра-Там, стартовая позиция. 9 часов 00 минут. В последний раз до полета записаны медицинские данные Юрия Гагарина.
9 часов 06 минут. Следует команда: «Минутная готовность!». Она пройдет, и управление ракетой будет передано автоматике.
Всего на 50 миллиметров приподнялась многотонная, объятая пламенем конструкция, а фермы пусковой установки автоматически расходятся, оставляя стартующую ракету и корабль наедине с собой. От нарастающего гула двигателей бункер дрожит, у людей закладывает уши.
Тюра-Там, площадка № 2. Из дневника генерала Каманина: «Старт прошел отлично. Перегрузки на участке выведения заметного влияния на голос космонавта не оказывали. Радиосвязь была хорошей. Космонавт чувствовал себя нормально».
Тюра-Там, площадка № 2. Из воспоминаний Германа Титова: «Не успел стихнуть мощный гул ракеты, как Николай Петрович Каманин сказал мне:
— Поедемте к самолету. Сейчас полетим в район приземления.
Самолет плавно оторвался от бетонки, набрал высоту. Мы не отходим от установленного здесь репродуктора, слушаем, что происходит в эфире. По сообщениям из космоса мы улавливаем детали и подробности, понятные только тем, кто непосредственно готовился к подобному полету».
Тюра-Там, площадка № 2. Из мемуаров Бориса Чертока: «Теперь быстро на «двойку». Там уже идут переговоры с Гагариным. Слышимость отличная. Быков сияет. Его «Заря» впервые говорит из космоса голосом живого человека.
9 часов 18 минут. Космический корабль «Восток-1» с космонавтом Ю.А. Гагариным на борту отделился от третьей ступени ракеты-носителя и вышел на орбиту вокруг Земли.
9 часов 20 минут. Юрий Гагарин открыл гермошлем, ослабил фиксацию скафандра в кресле-ложементе и, получив большую свободу для рук, начал вести радиотелефонную и телеграфную связь, диктовал и записывал на планшет, выполняемые аппаратурой корабля, свои ощущения и то, мог видеть в иллюминатор.
Невесомость не сказывается на работоспособности человека. Все время я работал. Следил за оборудованием корабля, наблюдал через иллюминаторы, вел записи в бортовом журнале. Я писал, находясь в скафандре, не снимая гермоперчаток, обыкновенным графитным карандашом. Писалось легко, и фразы одна за другой ложились на бумагу бортового журнала. На минуту забыв, где и в каком положении я нахожусь, положил карандаш рядом с собой, и он тут же уплыл от меня. Я не стал ловить его и обо всем увиденном громко говорил, а магнитофон записывал сказанное на узенькую скользящую ленту. Я продолжал поддерживать радиосвязь с Землей по нескольким каналам в телефонных и телеграфных режимах.
Из дневника генерала Каманина: «Через 20 минут после старта я с группой товарищей выехал на аэродром. Самолет Ан-12 поднялся в воздух и взял курс на Сталинград (расчетная точка посадки корабля для данной орбиты была южнее Сталинграда на 110 километров).
9 часов 40 минут. Юрий Гагарин принял пищу и воду. Это не вызвало особых проблем и развеяло худшие предположения о том, как отреагирует на это организм человека в состоянии невесомости. Поведения космонавта показывало, что человек в условиях орбитального космического полета сохраняет работоспособность, рассудок и способность к осмысленным действиям.
Борт корабля «Восток-3А». Из воспоминаний Юрия Гагарина: «В 9 часов 51 минуту была включена автоматическая система ориентации. После выхода «Востока» из тени она осуществила поиск и ориентацию корабля на Солнце. Лучи его просвечивали через земную атмосферу, горизонт стал ярко-оранжевым, постепенно переходящим во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому, черному. Неописуемая цветовая гамма! Как на полотнах художника Николая Рериха!
9 часов 52 минуты. Пролетая в районе мыса Горн, я передал сообщение:
— Полет проходит нормально, чувствую себя хорошо. Бортовая аппаратура работает исправно.
Я сверился с графиком полета. Время выдерживалось точно. «Восток» шел со скоростью, близкой к 28 000 километров в час. Такую скорость трудно представить на Земле.
9 часов 57 минут. Юрий Гагарин передал, что пролетает над Америкой. Это практически совпало с началом передачи по радио и каналам ТАСС официального сообщения о запуске в Советском Союзе космического корабля с человеком на борту. А за минуту или две этого Министерством обороны СССР был выпущен приказ о присвоении старшему лейтенанту Гагарину Юрию Алексеевичу внеочередного воинского звания «майор».
Сообщение ТАСС
«12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту.
Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор Гагарин Юрий Алексеевич.
Старт космической многоступенчатой ракеты прошел успешно, и после набора первой космической скорости и отделения от последней ступени ракеты-носителя корабль-спутник начал свободный полет по орбите вокруг Земли.
По предварительным данным, период обращения корабля-спутника вокруг Земли составляет 89,1 минуты; минимальное удаление от поверхности Земли (в перигее) равно 175 километрам, а максимальное расстояние (в апогее) составляет 302 километра; угол наклона плоскости орбиты к экватору 65 градусов 4 минуты.
Вес космического корабля-спутника с пилотом-космонавтом составляет 4725 килограммов, без учета веса конечной ступени ракеты-носителя.
С космонавтом товарищем Гагариным установлена и поддерживается двусторонняя радиосвязь. Частоты бортовых коротковолновых передатчиков составляют 9,018 мегагерца и 20,006 мегагерца, а в диапазоне ультракоротких волн 143,625 мегагерца. С помощью радиометрической и телевизионной систем производится наблюдение за состоянием космонавта в полете.
Период выведения корабля-спутника «Восток» на орбиту космонавт товарищ Гагарин перенес удовлетворительно и в настоящее время чувствует себя хорошо. Системы, обеспечивающие необходимые жизненные условия в кабине корабля-спутника, функционируют нормально.
Полет корабля-спутника «Восток» с пилотом-космонавтом товарищем Гагариным на орбите продолжается. «
9 часов 59 минут. Начала работать автоматическая система ориентации космического корабля «Восток-1» для подготовки к включению тормозного двигателя.
10 часов 9 минут. Космический корабль вышел из тени Земли и автоматически сориентировался по Солнцу двигательной установкой вперед по ходу движения.
Борт корабля «Восток-3А». Из воспоминаний Юрия Гагарина: «Я видел облака и легкие тени их на далекой милой Земле. На какое-то мгновение во мне пробудился сын колхозника. Совершенно черное небо выглядело вспаханным полем, засеваемым зерном звезд.
Они яркие и чистые, словно перевеянные. Солнце тоже удивительно яркое, невооруженным глазом, даже зажмурившись, смотреть на него невозможно. Оно, наверное, во много десятков, а то и сотен раз ярче, чем мы его видим с Земли. Ярче, чем расплавленный металл, с которым мне приходилось иметь дело во время работы в литейном цехе. Чтобы ослабить слепящую силу его лучей, я время от времени перекрывал иллюминаторы предохранительными шторками.
10 часов 13 минут. Телетайпы закончили передачу первого сообщения ТАСС. Сотни корреспондентов малых и больших стран штурмом брали здание Телеграфного агентства.
Юрий Гагарин стал близким для всех народов земного шара. Но больше всего волновались и переживали за него, конечно же, близкие.
Поселок Чкаловский, Московская область. Из воспоминаний Валентины Гагариной: «12 апреля началось как обычно. Лену отправила утром в ясли, занялась Галочкой. Потом пришла Светлана Леонова. Она ждала ребенка и ко мне, «двудетной» матери, приходила перенимать опыт.
— Валюша, включай радио! Юра в космосе!
А потом началось в нашей квартире невообразимое, неописуемое. Прибежал Володя Комаров, нагрянули друзья, сослуживцы, соседи. Спрашивают, советуют, поздравляют. Сразу же приехали журналисты. Первым, помню, Василий Песков».
Поселок Чкаловский, Московская область. Из воспоминаний Тамары Титовой: «О том, что Юра в космосе, я лично узнала уже по радио, когда голос Левитана объявил об этом всей стране. Побежала к Вале, та попросила сходить за Леночкой в садик. Когда вернулась, к нам уже приехало командование, все женщины, приникнув к приёмнику, сидели у Валентины. Та очень переживала, плакала. И я плакала вместе с ней. Ведь мы не знали, чем это всё может закончиться. Хотя верили, что всё будет хорошо…».
Поселок Чкаловский, Московская область. Из воспоминаний Валентины Гагариной: «Поминутно открывалась дверь, входили какие-то люди, что-то говорили, жали мне руку. Не помню, что я им отвечала, что говорила. Я не могла разговаривать.
Голос диктора сообщил:
— Полет продолжается. Пилот-космонавт Юрий Гагарин чувствует себя хорошо.
Я крутила ручку приемника, чтобы увеличить громкость, но вместо этого сбивала настройку, снова крутила, утирала ладонью слезы и чувствовала, как сердце сжималось.
Хватаю тетрадку, карандаш, пытаюсь записать часы и минуты, его самочувствие, другие данные. Рука не слушается. Карандаш падает на стол. А люди что-то говорят, говорят…».
Гжатск, Смоленская область. Из воспоминаний Валентина Гагарина: «Отчаянно размахивая руками, вдогон за мной бежала моя младшая, восьмилетняя Валюшка, кричала что-то неразборчиво.
— Папа, скорей домой иди. Мама плачет.
— Сидит у радио и плачет,- тараторила Валя».
Борт корабля «Восток-3А». Из воспоминаний Юрия Гагарина: «Наступал заключительный этап полета, может быть, еще более ответственный, чем выход на орбиту и полет по орбите,- возвращение на Землю. Я стал готовиться к нему. Меня ожидал переход от состояния невесомости к новым, может быть, еще более сильным перегрузкам и колоссальному разогреву внешней оболочки корабля при входе в плотные слои атмосферы. До сих пор в космическом полете все проходило примерно так же, как мы отрабатывали это во время тренировок на Земле. А как будет на последнем, завершающем этапе полета? Все ли системы сработают нормально, не поджидает ли меня непредвиденная опасность? Автоматика автоматикой, но я определил местоположение корабля и был готов взять управление в свои руки и в случае необходимости осуществить его спуск на Землю самостоятельно в выбранном мною подходящем для этой цели районе.
Невесомость исчезла, нарастающие перегрузки прижали меня к креслу. Они все увеличивались и были значительнее, чем при взлете. Корабль начало вращать, и я сообщил об этом «Земле».
Тюра-Там, площадка № 2. Из мемуаров Бориса Чертока: «Разделение отсеков корабля по штатному циклу должно было состояться через 10 сек. Гагарин его ждал, но на 10-й секунде разделение не произошло.
По завершении работы ТДУ возникло возмущение, которое привело к вращению корабля по всем трем осям со скоростью до 30 град/сек, о котором Гагарин доложил Госкомиссии, а затем написал в отчете:
«Как только выключилась ТДУ, прошел резкий толчок. Корабль начал вращаться вокруг своих осей с очень большой скоростью. Скорость вращения была градусов около 30 в секунду, не меньше. Я ждал разделения. Разделения нет. Я знал, что по расчету это должно было произойти через 10-12 секунд после выключения ТДУ. Разделение произошло только в 10 час 35 мин, а не в 10 час 25 мин, как я ожидал, т.е. приблизительно через 10 мин после окончания работы ТДУ».
Откуда появились возмущающие моменты на закрутку корабля с такой большой скоростью? Простое объяснение пришло только после изучения «Отчета по анализу работы ТДУ СП5-4 на объекте 3КА № 3», который все эти годы хранился в секретном архиве КБ химмаш им. А.М. Исаева.
Двигатель прекратил работу из-за преждевременного прекращения подачи горючего в камеру сгорания. Однако не только двигатель, но и газогенератор. Штатной электрической команды на выключение двигателя не было. Поэтому все тракты подачи компонентов остались открытыми. Газ наддува и окислитель под давлением порядка 60 атмосфер продолжали поступать в камеру сгорания и в рулевые сопла, создавая мощное возмущение по всем осям.
Команда на выключение двигателя пришла от ПВУ через 4 сек после расчетной. Это была дублирующая команда. Она перекрыла продувки, создававшие возмущения.
Через 10 минут после прекращения работы двигателя корабль достиг верхней границы атмосферы и начался разогрев его поверхности. Сработали термодатчики, которые и дали команду на отделение спускаемого аппарата от приборно-агрегатного отсека. А далее все происходило штатно.
Сферический спускаемый отсек «Востока», в котором находился Гагарин, был очень надежно «пристегнут» к приборно-агрегатному отсеку. Если бы не резервная система на выдачу команды «разделение» от термодатчиков, то возвращение Гагарина на Землю могло оказаться не столь благополучным. Идея использования температуры, возрастающей в процессе входа в атмосферу, для дублирования основной системы управления спуском космического аппарата принадлежит королевскому ОКБ-1. Назвать авторов трудно. Творчество было коллективным. О приоритетах и патентовании таких оригинальных систем мы тогда не думали. Могу только утверждать, что разработка реальной системы проводилась во вверенных мне «электрических» отделах, и если бы эта система не сработала, то я стал бы главным ответчиком.
Гжатск, Смоленская область. Из воспоминаний Валентина Гагарина: «Мы прослушали сообщение ТАСС до конца.
— Похоже, что Юрка. А мама с Зоей знают?
Приемник здесь, как и у нас, был включен на полную мощность. Мама и Зоя сидели перед ним, тесно прижавшись друг к другу, и плакали…
— Вот о какой командировке он говорил. Боже мой, а как же Валентина все это переживет? Ведь одна она там, ребятишки несмышленые.
Вот и вокзал, скорее в кассу! Стучим в окошко, а московскому уже дали отправление. Мама схватила билет, бросилась к составу, а тот уже дернулся.
Тут кассирша выскочила:
…А поезд-то вот-вот уйдет. Тут, к счастью, какая-то женщина подбежала к кассирше, что-то шепнула ей на ухо. Видимо, она, женщина та, знала маму. И кассирша стремглав бросилась к диспетчеру.
Не знаю, что она там сказала, но громыхнул недовольно и замер поезд на рельсах. Железнодорожники помогли маме устроиться в вагон».
Тюра-Там, площадка № 2. Из мемуаров Бориса Чертока: «Из-за недоработки импульса торможения Гагарин приземлился с перелетом относительно расчета… Обзорный радиолокатор радиотехнического пункта наведения Энгельсского аэродрома зафиксировал цель на юго-западном направлении на высоте 8 км и удалении 33 км. Цель отслеживалась локатором до Земли.
10 часов 42 минуты. На высоте 7 км отстрелилась крышка люка, и Юрий Гагарин вместе с креслом катапультировался из спускаемого аппарата.
10 часов 43 минуты. На высоте 4 км автоматически веден в действие основной парашют, который сдернул Юрия Гагарина с кресла. При этот носимый аварийный запас, в котором были радиостанция, радиопелегатор, аптечка, запас пищи, оторвался и был потерян.
10 часов 49 минут. Спускаемый аппарат корабля «Восток-3А» на парашюте приземлился.
10 часов 55 минут. Юрий Гагарин коснулся земли и стал гасить купол своего парашюта.
Тюра-Там, площадка №2. Из мемуаров Бориса Чертока: «Приземлился недалеко от деревни Смеловка Энгельсского района Саратовской области. Первым встретили Гагарина на Земле Анна Ниловна Тахтарова с внучкой Ритой, следом за ними с полевого стана прибежали механизаторы колхоза им. Т.Г. Шевченко из деревни Узморье. На тягаче ЗИЛ-151 прибыл майор Ахмед Гасаев, который доставил космонавта в ракетный дивизион в деревню Подгорье. После доклада командиру дивизии ПВО Гагарина по его просьбе повезли к кораблю, из которого он катапультировался».
Борт военного самолета на подлете к Куйбышему. Из дневника генерала Каманина: «Уже в воздухе мы прослушали сообщение ТАСС о благополучном приземлении космонавта в районе Саратова, а еще через несколько минут нам сообщили с КП ВВС: «Все в порядке, майор Гагарин вылетает в Куйбышев». После этого радостного сообщения все (в самолете нас было десять человек) начали целоваться, плясать, а Василий Васильевич Парин достал заветную бутылку коньяка. Я посоветовал распить ее при встрече с Юрой.
Ступив на твердую почву, я увидел женщину с девочкой, стоявших возле пятнистого теленка и с любопытством наблюдавших за мной. Пошел к ним. Они направились навстречу. Но чем ближе они подходили, шаги их становились медленнее. Я ведь все еще был в своем ярко-оранжевом скафандре, и его необычный вид немножечко их пугал. Ничего подобного они еще не видели.
Деревня Клушино, Гжатский район. Из воспоминаний Валентина Гагарина: «В избу, где квартировали и столовались плотники и порог которой только-только переступил отец, ввалился взмыленный председатель сельсовета Василий Федорович Бирюков.
До Затворова отец добирался верхом на лошади, оттуда, по бездорожью, ехал на тракторе «Беларусь», а у деревни Ашково встретил его высланный Федоренко горкомовский «газик».
Когда «газик» остановился на Ленинградской, у дома, здесь было полно машин и еще больше народу. Но Федоренко, не давая ему опомниться, подхватил его под руку и потащил «на растерзание» корреспондентам…
Куйбышев, заводской аэродром. Из воспоминаний Германа Титова: «Когда мы прилетели в район приземления, мне хотелось быстрее обнять Юру, но я увидел его в плотном кольце людей. Вокруг стояли ученые. Подойти к Гагарину не было никакой возможности. И все же я стал протискиваться сквозь толпу. На меня бросали удивленные, строгие взгляды, но я продвигался. Юра заметил меня, когда я был уже в нескольких шагах от него, и бросился мне навстречу. Мы крепко обнялись, долго тискали друг друга.
Куйбышев, заводской аэродром. Из дневника генерала Каманина: «Со всех сторон щелкали фотоаппараты, толпа людей нарастала. Возникла опасность большой давки, а Юра хотя и улыбался, но выглядел сильно переутомленным. Необходимо было прекратить объятия и поцелуи. Я попросил Агальцова и Юру сесть в машину и немедленно ехать на дачу обкома».
Гжатск, Смоленская область. Из воспоминаний Валентина Гагарина: «И мой дом, и родительский были пусты. Я уже хотел идти разыскивать своих, но тут на пороге появился Владимир Сиротинин, корреспондент районной газеты.
— Слушай,- сказал он.- Разыщи, пожалуйста, пару фотографий Юры.
Я машинально достал альбом и несколько конвертов с фотографиями, положил их на стол:
И выскочил на улицу.
В избу соседей, битком набитую, я вошел в тот самый момент, когда на экране демонстрировали портрет Юры.
Теперь у меня не оставалось и тени сомнения в том, что это он, именно он, наш Юрка, взлетел в космос. Что это мой брат, которого я знаю с пеленок, облетел планету.
Беспорядочные, яркие нахлынули воспоминания.
Голодный стол в землянке военных лет, чугунок с мерзлой вареной картошкой, которую мы делили поштучно. Пожар на мельнице и отец, униженный наказанием в комендатуре. Двор, в котором собрали нас перед отправкой в фашистскую неволю. Пронзительно-горячечный Юркин шепот: «Валя, они застрелят тебя, ты убеги от них, Валя. » Коридор ремесленного училища, где преподаватель говорит нам с Тоней: «Хорошего парня привезли, грамотного. «
Тюра-Там, площадка №2. Из мемуаров Бориса Чертока: «Все слетевшиеся на полигон разбегаются по гостиницам, хватают чемоданчики, рассаживаются по автомашинам и мчатся на аэродром. Королев перед посадкой в ожидавший его автомобиль с очень виноватой улыбкой обращается к Мишину, ко мне и Хомякову, стоявшим у его домика: «Нельзя же всем улетать. Готовьте «девятку».
Не глядя в глаза, жмет руки и спешит сесть в машину. За ним торопятся уехать все отобранные для встречи с Гагариным в Саратове. Мы прощаемся, не подавая вида, что завидуем всем улетающим на встречу с Гагариным в ликующую Москву».
Куйбышев, дача обкома КПСС. Из дневника генерала Каманина: «Часа через три из Тюра-Тама прилетели Руднев, Королев, Келдыш и другие члены комиссии. Дача обкома располагалась на высоком берегу Волги, с балкона третьего этажа открывался прекрасный вид на реку».
Правительственная телеграмма из Пицунды через Москву ушла первым делом, конечно, не в Гжатск, а в Куйбышев.
«12 апреля 1961 г.
Первому секретарю Куйбышевского обкома КПСС
Прошу вручить текст приветствия Н. С. Хрущева т. Гагарину Юрию Алексеевичу.
«Советскому космонавту, впервые в мире совершившему космический полет,
майору ГАГАРИНУ Юрию Алексеевичу
Дорогой Юрий Алексеевич!
Весь советский народ восхищен Вашим славным подвигом, который будут помнить в веках как пример мужества, отваги и геройства во имя служения человечеству.
Совершенный Вами полет открывает новую страницу в истории человечества в покорении космоса и наполняет сердца советских людей великой радостью и гордостью за свою социалистическую Родину.
12 апреля 1961 года» Н. Хрущев».
Когда я наконец попал домой, обнаружил на столе пустой альбом и пустые конверты из-под фотографий. Ни единой карточки не осталось. Ясно, что такой груз одному Володе Сиротинину унести было не под силу.
Было примерно половина девятого вечера. Из деревушки Ашково позвонили, что отец в пути, через полчаса будет в Гжатске».
Гжатск, Смоленская область. Из воспоминаний Валентина Гагарина: «Oколо одиннадцати вечера, принесли срочную правительственную телеграмму: родителям и родственникам космонавта приготовиться к выезду в Москву, машины уже в пути.
Машины подошли точно в полночь, но, как ни настаивали прибывшие на них товарищи, как ни уговаривали журналистов разойтись, корреспонденты покинули дом только в третьем часу ночи.
А еда валилась из рук, кусок стоял в горле.
Потом наскоро оделись в праздничное и погрузились в машины…».
Вместо послесловия
Поселок Чкаловский, Московская область. Из воспоминаний Валентины Гагариной: «Я вновь увидела его четырнадцатого апреля. Как мы встретились? Что он говорил? Каким он был в тот день? Не помню. Все в тумане.
Я видела его со стороны: когда он спускался по трапу самолета, шел по ковровой дорожке, докладывал правительству. Он все время был в окружении, возбужденный, счастливый.
Да, тот день был ослепительно радостным: встреча во Внукове, Красная площадь, Кремль. Промелькнул он как одно мгновение. Вечером, когда мы наконец остались вдвоем, Юра, помню, подошел к зеркалу, окинул себя быстрым взглядом, дотронулся пальцем до Золотой Звездочки и смущенно сказал:
— Понимаешь, Валюша, я даже не предполагал, что будет такая встреча, ну слетаю, ну вернусь… А чтобы вот так… не думал».
Что было за день старта, 10 апреля 1961 года
За два дня до старта, 10 апреля 1961 года
За три дня до старта, 9 апреля 1961 года
Четыре дня до старта, 8 апреля 1961 года
Пять дней до старта, 7 апреля 1961 года
Шесть дней до старта, 6 апреля 1961 года
Семь дней до старта, 5 апреля 1961 года
При подготовке публикации использованы рассекреченные документы сборника «Советская космическая инициатива в государственных документах. 1946-1964 гг. Под ред. Ю. М. Батурина», материалы, размещенные на официальном сайте ГК «Роскосмос», а также личные воспоминания и дневники Н.П. Каманина, Б.Е. Чертока, В.А. Гагарина, В.И. Гагариной, Г. С. Титова, Т.В. Титовой и самого Ю.А. Гагарина.
Еще материалы
Карта коронавирусных ограничений в регионах России
Информация о вводимых и снимаемых ограничениях постоянно обновляется
Почему рыбинскому музыканту заказывают ребрендинг малых городов по всей стране
И как заставить путешественника поставить городу не виртуальный, а реальный лайк